Содержание
-
Слайд 1
Линейное уравнение
с двумя переменными.
График линейного уравнения
с двумя переменными -
Слайд 2
проверить прочность знаний, умений и навыков, учащихся по данной теме, обеспечить закрепление и обобщение изученного материала;
развивать познавательные способности учеников; расширение кругозора учащихся; развитие внимания, логического мышления.
воспитывать активность, самостоятельность; воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью; -
Слайд 3
-
Слайд 4
Повторение:
1) Дать определение линейного уравнения
с двумя переменными.
2) Что называется решением уравнения с двумя переменными?
3) Какое уравнение называется равносильным данному?
4) Что называется графиком уравнения с двумя переменными?Дальше
-
Слайд 5
Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ах+by=c,
где хи у – переменные,
а, bи с некоторые числа. -
Слайд 6
Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
-
Слайд 7
Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же корни, называются равносильными.
-
Слайд 8
Графиком уравнения с двумя переменными называется множество точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения.
-
Слайд 9
Историческая справка.
Рене Декарт (1596-1650)− французский философ, математик и физик. Создал основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, разработал метод координат. Осуществил связь алгебры с геометрией.
Пьер Ферма (1601-1665) − французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел. Занимался теорией решения алгебраических уравнений с несколькими переменными.
-
Слайд 10
Ответ: а)3х – у = 14
г) 5х + 2у = 16 -
Слайд 11
2х + 5у = 12
а)А(-1; -2), б)В(2; 1), в)С(4; -4), г)D(11; -2).
Ответ: г)D(11; -2).
-
Слайд 12
x
8
6
4
2
-2
е ж з и к л м
а б в г д
у ф х ц ч ш щ
й э ю я п р с
н о т й(6;4) (-2;-2) (4;4) (-2;-2) (4;6) (-6;4) (0;2)
М О Л О Д Е Цy
№2. «Угадай слово»-8 -6 -4 -2 0 2 4 6 8
-
Слайд 13
№ 1045 (д),
№ 1048 (г, д),
№ 1050 (г). -
Слайд 14
№1045. д) Принадлежит ли графику уравнения 3х+4у=12 точка D(0,3)?
3х+4у=12
3*0+4*3=12,
12=12 (да). -
Слайд 15
г) 0,5у-х=1,
0,5у=1+х,
у=2+2хд) 1,2х=-4,8,
х=-4х
у
02
1
3
4
1
2
-1
-2
-3
-40,5у-х=1
1,2х=-4,8
-
Слайд 16
№1050. Постороить график уравнения
г) (х+у)-(х-у)=4,
х+у-х+у=4,
2у=4,
у=2. (х+у)-(х-у)=4х
у0
21
-
Слайд 17
№4. Самостоятельная работа
Вариант 1
Трудность 1
1.Выразите переменную у через х: у+4х=6.
2. Принадлежит ли графику
уравнения 4х+2у=6 точка А(-2;3)?
Трудность 2
3. Выразите переменную
х через у: 10у-6х=30.
4. Построить график уравнения 2х+у=4.
Трудность 3
Сахар расфасован в пакеты по 3 кг и по 2 кг. Сколько пакетов каждого вида надо взять, чтобы получить 20 кгсахара?Вариант 2
Трудность 1
1.Выразите переменную у через х: у-3х=6 .
2. Принадлежит ли графику
уравнения 4х+2у=6 точка В(-1;5)?
Трудность 2
3. Выразите переменную
х через у: 12у-4х=20.
4. Построить график уравнения
5х + у – 4 = 0 .
Трудность 3
Ваня купил ручки по 5 руб.
И тетради по 7 руб. Сколько
ручек и тетрадей купил Ваня,
если за всю покупку он заплатил 44 руб.? -
Слайд 18
На прямой, являющейся графиком уравнения 3х+1=у, взята точка, абсцисса которой равна 0. Найдите ординату этой точки.
-
Слайд 19
Вариант 1
1. у=6-4х
2. нет
3. х=-5+5/3у
4.
Вариант 2
1. у=6+3х
2. да
3. х=-5+3у
4.у
х
0
2
4х
у
0
1
-1
42 (3кг) и 7 (2кг);
4 (3кг) и 4 (2кг);
6 (3кг) и 1 (2кг);
5. 6 ручек и 2 тетради -
Слайд 20
у=3х+1
х
у
01
-1
-2
Ответ: (0;1) -
Слайд 21
-
Слайд 22
п.41,42
(1) № 1049 (а, б), 1052;
(2) №1054(6), 1055 (а);
(3 ) № 1141.
Домашняя работа: -
Слайд 23
Спасибо за урок!
Посмотреть все слайды
Способ сложения
Если даны два верных равенства в системе уравнений, то можно складывать их правые и левые части, и равенство получится тоже верным.
В системе линейных уравнений складывать нужно левые и правые части каждого из них. Для того, чтобы избавиться, если это возможно, от одной из переменных. Цель — прийти к простому уравнению с одной переменной, которое не требует сложного решения.
Пошаговое решение
\(\left\{\begin{array}{l}2n-5m=8\\n+5m=19\end{array}\right.\)
1. Надо сложить отдельно правую часть первого уравнения с правой частью второго, а левую — с левой.
2n−5m+n+5m=8+19
2. Произвести необходимые вычисления (привести подобные в левой части и произвести сложение в правой) и найти значение одной из переменных. Получится:
3n=27
n=27÷3
n=9
3. Подставить полученное значение n в одно из уравнений системы (в любое), чтобы найти значение второй переменной. Выберем, например, уравнение номер 1:
2×9−5m=8
18−5m=8
−5m=8−18
−5m=−10
m=2
Ответ: n=9, m=2.
Замечание при решении уравнения
В примере выше изначально были даны уравнения с одинаковыми по модулю коэффициентами слагаемых (−5m и 5m). Такое явление нельзя назвать частым. Поэтому необходим навык приведения любых уравнений системы к такому виду. Для этого нужно научить способу домножения обеих частей уравнения на одно и тоже число, не равное нулю.
Пример
\(\left\{\begin{array}{l}4v+9t=1\\5v-18t=-28\end{array}\right.\)
В уравнении номер 2 видим переменную с числовым коэффициентом −18. А в первом ту же переменную с коэффициентом 9. Нам нужно сделать так, чтобы эта переменная убралась. Для этого нужно из 9 сделать 18. Возьмем уравнение номер 1. Произведем умножение обеих его частей на 2. Получим:
8v+18t=2
Теперь в обоих уравнениях есть одинаковые слагаемые, которые можно сократить. Для этого выполним метод сложения соответствующих частей обоих уравнений друг с другом.
Получим:
8v+18t+5v−18t=2+(−28)
13v=−26
v=−26÷13
v=−2
Теперь можно поставить полученное значение v в первое (или в любое) уравнение, чтобы найти t:
4×(−2)+9t=1
−8+9t=1
9t=1+8
9t=9
t=1
Ответ: v=−2, t=1
Примеры решения систем уравнений других видов
Пример 8
. Решить систему уравнений (МФТИ)
Решение
. Введем новые неизвестные u
и v
, которые выражаются через x
и y
по формулам:
Для того, чтобы переписать систему (12) через новые неизвестные, выразим сначала неизвестные x
и y
через u
и v
. Из системы (13) следует, что
Решим линейную систему (14), исключив из второго уравнения этой системы переменную x .
С этой целью совершим над системой (14) следующие преобразования:
- первое уравнение системы оставим без изменений;
- из второго уравнения вычтем первое уравнение и заменим второе уравнение системы на полученную разность.
В результате система (14) преобразуется в равносильную ей систему
из которой находим
Воспользовавшись формулами (13) и (15), перепишем исходную систему (12) в виде
У системы (16) первое уравнение — линейное , поэтому мы можем выразить из него неизвестное u
через неизвестное v
и подставить это выражение во второе уравнение системы.
просмотров
Способ введения новых переменных
Это свойство систем уравнений имеет целью упрощение этих систем для более быстрого решения.
Существует два варианта подобного пути:
- введение одной новой переменной и только в одном уравнении системы;
- введение двух новых переменных в обоих уравнениях в одно и то же время.
Как вводить новую переменную
Новая переменная\ые вводятся вместо повторяющихся в уравнении сочетаний, заменяют их и тем самым упрощают всю систему. В результате замены получается два простых линейных уравнения, которые легко решаются.
Пример 1
\(\left\{\begin{array}{l}mn\times\begin{pmatrix}m&+n\end{pmatrix}=6\\mn+\begin{pmatrix}m&+n\end{pmatrix}=5\end{array}\right.\)
Вводим 2 новые переменные: вместо mn будет t, а вместо m+n поставим z. Это поможет упростить систему, получится:
\(\left\{\begin{array}{l}t\times z=6\\t+z=5\end{array}\right.\)
Далее легко найти значения переменных в получившихся уравнениях:
\(\left\{\begin{array}{l}t_1=2\\z_1=3\end{array}\right.\)
и
\(\left\{\begin{array}{l}t_2=3\\z_2=2\end{array}\right.\)
Далее нужно просто подставить эти значения вместо тех, которые заменяли введенные переменные, и дорешать получившиеся уравнения.
Пример 2
\(x\left\{\begin{array}{lc}\frac2{2m-n}&+\frac3{m-2n}=\frac12\\\frac2{2m-n}&-\frac1{m-2n}=\frac1{18}\end{array}\right.\)
Вводим новые переменные:
\(\frac2{2m-n} \)
заменим на t, а вместо
\(\frac1{m-2n}\)
поставим z. Теперь система примет такой вид:
\(\left\{\begin{array}{l}t+3z=\frac12\\t-z=\frac1{18}\end{array}\right.\)
Далее по методу сложения вычтем второе уравнение из первого. Получим:
\(\left\{\begin{array}{l}4z=\frac49\\t=\frac1{18}+z\end{array}\right.\)
Вычисляем корни, имеем:
\(\left\{\begin{array}{l}z=\frac19\\t=\frac16\end{array}\right.\)
Теперь вернем старые переменные:
\(\left\{\begin{array}{l}\frac2{2m-n}=\frac16\\\frac1{m-2n}=\frac19\end{array}\right.\)
Преобразуем:
\(\left\{\begin{array}{l}2m-n=12\neq0\\m-2n=9\neq0\end{array}\right.\)
Дальше используем подстановку:
\(\left\{\begin{array}{l}2\begin{pmatrix}9&+2n\end{pmatrix}-n=12\\m=9+2n\end{array}\right.\)
Решаем оба уравнения. В первом получается:
18+4n-n=12
3n=−6
n=−2
Во втором имеем:
m=9+2n
Подставляем значение n=−2:
m=9+(2×(−2)
m=9+(−4)
m=5
График уравнения
Любое действительное число можно отметить на координатной прямой, а пару чисел – на координатной плоскости. Если же нанести на плоскость все возможные решения, то получим какую-то линию, которую принято считать графиком уравнения.
Для построения графика можно с помощью тождественных преобразований свести уравнение к функции, а потом построить график этой функции.
Рассмотрим это на примере следующего уравнения:
y — x2 = 0
Попытаемся выразить у через х.
Для этого перенесем в уравнении слагаемое (– x2) вправо:
y = x2
Получили степенную функцию, чей график нам известен. Он представляет собой параболу (см. урок Функции) График исходного уравнения выглядит также:
Однако график функции и график уравнения – это разные понятия. Дело в том, что ряд уравнений невозможно свести к функции. Например, для равенства
x2 + y2 = 25
Однако график функции и график уравнения – это разные понятия. Дело в том, что ряд уравнений невозможно свести к функции. Например, для равенства
0 + y2 = 25
Решая его, получаем два корня
y2 = 25
y = -5 и y = 5
В результате мы нашли две точки для графика, (0; 5) и (0; – 5).
Теперь подставим другое значение х, например, х = 3:
32 + y2 = 25
y2 = 16
y = -4 и y = 4
Нашли ещё 2 точки: (3; 4) и (3; – 4)
Далее примем х = 4, получим уравнение:
42 + y2 = 25
y2 = 9
y = -3 и y = 3
таким образом нашли точки (4; – 3) и (4; 3).
Аналогичным образом, подставляя вместо х числа 5, – 5, – 4, – 3, можно найти точки (5; 0), (– 5; 0), (– 4; 3), (– 4; – 3), (– 3; 4) и (– 3; – 4). Отметим их все и соединим плавной линией:
График выглядит как окружность (Позднее, в 10 классе, будет строго доказано, что это именно окружность).
Окружность не может являться графиком функции, так как одному значению x должно соответствовать единственное значение у. Однако на рисунке видно, что для х = 0 подходит два значения у: 5 и – 5.
Удобные онлайн-калькуляторы
В некоторых случаях решение СЛАУ онлайн будет хорошим подспорьем для того, чтобы разобраться в различных правилах, используемых при решениях. Из популярных интернет-сервисов, позволяющих найти корни систем, можно отметить: kontrolnaya-rabota, mathsolution, planetcalc, allcalc. Использовать эти сайты-решатели смогут даже слабо подготовленные пользователи, имеющие общее представление о методах решений.
Для выполнения расчёта необходимо ввести параметры системы и нажать кнопку «Рассчитать». При этом можно выбрать метод, на базе которого будут проводиться вычисления. Удобным является и то, что полученный расчёт сопровождается объяснениями.
https://youtube.com/watch?v=YTeq45NJJ78
Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы
В ходе решения систем линейных уравнений нужно стараться использовать не «школьный метод», а метод почленного сложения (вычитания) уравнений системы. Почему? Это экономит время и упрощает вычисления, впрочем, сейчас станет всё понятнее.
Пример 4
Решить систему линейных уравнений:
Я взял ту же систему, что и первом примере.
Анализируя систему уравнений, замечаем, что коэффициенты при переменной одинаковы по модулю и противоположны по знаку (–1 и 1). В такой ситуации уравнения можно сложить почленно:
Действия, обведенные красным цветом, выполняются МЫСЛЕННО.
Как видите, в результате почленного сложения у нас пропала переменная . В этом, собственно, и состоит суть метода – избавиться от одной из переменных.
Теперь всё просто: – подставляем в первое уравнение системы (можно и во второе, но это не так выгодно – там числа больше):
В чистовом оформлении решение должно выглядеть примерно так:
Ответ:
У некоторых явно возник вопрос: «Зачем все эти изыски, если можно просто выразить одну переменную через другую и подставить во второе уравнение?».
Пример 5
Решить систему линейных уравнений:
В данном примере можно использовать «школьный» метод, но большой минус состоит в том, что когда мы будем выражать какую-либо переменную из любого уравнения, то получим решение в обыкновенных дробях. А возня с дробями займет время, к тому же, если у Вас не «набита рука» на действиях с дробями, то велика вероятность допустить ошибку.
Поэтому целесообразно использовать почленное сложение (вычитание) уравнений. Анализируем коэффициенты при соответствующих переменных:
Как видим числа в парах (3 и 4), (4 и –3) – разные, поэтому, если сложить (вычесть) уравнения прямо сейчас, то от переменной мы не избавимся. Таким образом, хотелось бы видеть в одной из пар одинаковые по модулю числа, например, 20 и 20 либо 20 и –20.
Будем рассматривать коэффициенты при переменной :
Подбираем такое число, которое делилось бы и на 3 и на 4, причем оно должно быть как можно меньше. В математике такое число называется наименьшим общим кратным. Если Вы затрудняетесь с подбором, то можно просто перемножить коэффициенты:
Далее:
Первое уравнение умножаем на
Второе уравнение умножаем на
В результате:
Вот теперь из первого уравнения почленно вычитаем второе. На всякий случай привожу еще раз действия, которые проводятся мысленно:
Следует отметить, что можно было бы наоборот – из второго уравнения вычесть первое, в результате получится равносильное уравнение с противоположными знаками.
Теперь подставляем найденное значение в какое-нибудь из уравнений системы, например, в первое:
Ответ:
Решим систему другим способом. Рассмотрим коэффициенты при переменной
Очевидно, что вместо пары коэффициентов (4 и –3) нам нужно получить 12 и –12.
Для этого первое уравнение умножаем на 3, второе уравнение умножаем на 4:
Почленно складываем уравнения и находим значения переменных:
Ответ:
Второй способ несколько рациональнее, чем первый, так как складывать проще и приятнее чем вычитать.
В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить.
Пример 6
Решить систему линейных уравнений:
Это пример для самостоятельного решения (ответ в конце урока).
Продолжение урока на странице Правило Крамера. Метод обратной матрицы >>>
(Переход на главную страницу)
Нелинейные уравнения с двумя неизвестными
Определение 1
. Пусть A
— некоторое
множество пар чисел
(
x
;
y
) .
Говорят, что на множестве A
задана
числовая функция
z
от двух переменных
x
и y ,
если указано правило, с помощью которого каждой паре чисел из множества A
ставится в соответствие некоторое число.
Задание числовой функции z
от двух переменных x
и y
часто
обозначают
так:
где
f
(
x
,
y
)
– любая функция, отличная от функции
f
(
x
,
y
) =
ax +by + c
,
где a , b , c
–
заданные числа
.
Определение 3
.
Решением уравнения (2)
называют пару чисел (
x
;
y
) ,
для которых формула (2) является верным равенством.
Пример 1
. Решить уравнение
Поскольку квадрат любого числа неотрицателен, то из формулы (4) вытекает, что неизвестные x
и y
удовлетворяют системе уравнений
решением которой служит пара чисел (6 ; 3) .
Ответ
: (6 ; 3)
Пример 2
. Решить уравнение
Следовательно, решением уравнения (6) является
бесконечное множество пар чисел
вида
(1 +
y
;
y
) ,
где y
– любое число.
Пример.
Рассмотрим уравнение плоскости как систему \tag{12}Ax+By+Cz+D=0 из одного уравнения. Пусть A \neq 0 и потому является базисным минором матрицы системы. Ранг расширенной матрицы 1, значит, система совместна. Одно ее решение можно найти, положив параметрические неизвестные равными нулю: y=z=0. Мы получим x=-D/A. Так как n=3, r=1, фундаментальная матрица имеет два столбца. Мы найдем их, придав параметрическим неизвестным два набора значений: y=1, z=0 и y=0, z=1. Соответствующие значения базисной неизвестной x, найденные из приведенной системы, будут -B/A и -C/A. Итак, общее решение системы \tag{13} \begin{Vmatrix} x\\ y\\ z \end{Vmatrix}=\begin{Vmatrix} -D/A\\ 0\\ 0 \end{Vmatrix}+c_{1} \begin{Vmatrix} -B/A\\ 1\\ 0 \end{Vmatrix}+c_{2} \begin{Vmatrix} -C/A\\ 0\\ 1 \end{Vmatrix}.
Выясним геометрический смысл полученного решения. Очевидно, прежде всего, что решение \begin{Vmatrix} -D/A& 0& 0 \end{Vmatrix}^{T} состоит из координат некоторой (начальной) точки плоскости, или, что то же, из компонент ее радиус-вектора. В формуле решение x_0 можно выбирать произвольно. Это соответствует произволу выбора начальной точки плоскости. Мы уже , что компоненты лежащих в плоскости векторов удовлетворяют уравнению A\alpha_{1}+B\alpha_{2}+C\alpha_{3}=0, то есть приведенной системе. Два линейно независимых решения этой системы (фундаментальная система решений) могут быть приняты за направляющие векторы плоскости. Таким образом, формула — не что иное, как параметрические уравнения плоскости.
Основные виды систем уравнений
В математике насчитывается достаточно много видов систем уравнений. Для более удобного их изучения и нахождения решений их разделяют на несколько групп с определёнными характеристиками.
Классификация помогает рассматривать системы уравнений разных видов. Первый вариант – это классифицирование по количеству уравнений в системе. Если оно всего одно, то его называют обычным уравнением. Если уравнений несколько, тогда речь идет о системе.
Отличительным критерием для другого вида классификации является количество переменных. Если переменная одна, значит это уравнение с одной неизвестной, если их две – то с двумя неизвестными и т.д.
Метод подстановки
Систему равенств возможно решить и способом подстановки. Используя любое из уравнений, можно выразить любую из неизвестных переменных, а затем подставить её в другое равенство. Алгоритм использования метода следующий:
- через n в одном из уравнений выражают m;
- подставляют полученное равенство вместо n в другое тождество;
- решают уравнение и находя m;
- поочерёдно подставляют найденные корни и получают ответ.
8 * n – 5 * m = -16.
10 * n + 3 * m = 17.
Выразив m через n можно записать равенство: n = (8* m + 16) / 5. Так как n одинаково в обоих уравнениях, то следует подставить полученное тождество и записать: 10* n + 3*(8* n +16) / 5 = 17. Отсюда уже просто найти корень. Он будет равен дроби 1/2. Подставив его вместо n легко вычислить и второй корень: m = (8 * n + 16) / 5 = 4. Таким образом, у системы будет только один целый корень. При желании проверить ответ можно решить систему другим методом.
Системы из трех линейных уравнений с тремя неизвестными
Определение 7. Системой из трех линейных уравнений с тремя неизвестными x , y и z называют систему уравнений, имеющую вид
(10) |
где a1 , b1 , c1 , d1 , a2 , b2 , c2 , d2 , a3 , b3 , c3 , d3 – заданные числа.
Определение 8. В системе уравнений (10) числа a1 , b1 , c1 , a2 , b2 , c2 , a3 , b3 , c3 называют коэффициентами при неизвестных, а числа d1 , d2 , d3 – свободными членами.
Определение 9. Решением системы уравнений (10) называют тройку чисел (x ; y ; z) , при подстановке которых в каждое из трех уравнений системы (10) получается верное равенство.
Пример 4 . Решить систему уравнений
(11) |
Решение. Будем решать систему (11) при помощи метода последовательного исключения неизвестных.
Для этого сначала исключим из второго и третьего уравнений системы неизвестное y , совершив над системой (11) следующие преобразования:
- первое уравнение системы оставим без изменений;
- ко второму уравнению прибавим первое уравнение и заменим второе уравнение системы на полученную сумму;
- из третьего уравнения вычтем первое уравнение и заменим третье уравнение системы на полученную разность.
В результате система (11) преобразуется в ей систему
(12) |
Теперь исключим из третьего уравнения системы неизвестное x , совершив над системой (12) следующие преобразования:
- первое и второе уравнения системы оставим без изменений;
- из третьего уравнения вычтем второе уравнение и заменим третье уравнение системы на полученную разность.
В результате система (12) преобразуется в ей систему
(13) |
Из системы (13) последовательно находим
z = – 2 ; x = 1 ; y = 2 .
Ответ. (1 ; 2 ; –2) .
Пример 5. Решить систему уравнений
(14) |
(15) |
Если числа (x ; y ; z) являются решением системы (14), то они должны удовлетворять и уравнению (15). Однако в таком случае числа (x ; y ; z) должны также быть решением системы, которая получается, если из каждого уравнения системы (14) вычесть уравнение (15):
Поскольку мы использовали следствие из системы (14), не задумываясь о том, являются ли сделанные преобразования системы (14) , то полученный результат нужно проверить. Подставив тройку чисел (3 ; 0 ; –1) в исходную систему (14), убеждаемся, что числа (3 ; 0 ; –1) действительно являются ее решением.
Ответ: (3 ; 0 ; –1) .
Системы с тремя переменными
До сих пор мы рассматривали способы решения систем линейных уравнений, в которых фигурировало только 2 неизвестные величины. Однако на практике встречаются и системы уравнений с тремя переменными.
Для их решения можно использовать и способ подстановки, и способ сложения. А вот графический метод здесь уже не поможет. Дело в том, что каждая точка на координатной плоскости представляет собой пару чисел, например, (5; 0), (4; 7) или (– 3; 2). Также и решение систем с двумя неизвестными является парой чисел, что позволяет использовать точки на плоскости для обозначения этих решений. Но решением системы с 3 неизвестными является не пара, а уже тройка чисел, а ее отметить как точку на плоскости не получится.
Рассмотрим задачу. Периметр треугольника равен 30 см. Первая сторона больше второй на 4 см, а удвоенная длина третьей стороны равна сумме первых двух сторон. Необходимо найти каждую из сторон треугольника.
Обозначим стороны треугольника как a, b и c. Задача представляет собой набор трех условий, для каждого из которых можно сформулировать отдельное уравнение:
a + b + c = 30 (периметр оставляет 30 см)
a = b + 4 (1-ая сторона больше 2-ой на 4 см)
2c = a + b (сумма двух сторон равна удвоенной 3-ей стороне)
В результате получаем систему
Рядом с каждым равенством мы поставили числа (1), (2) и (3). Это делается для удобства записи решения, чтобы можно было ссылаться на выражения. Подобные обозначения часто используются в научной литературе.
Будем решать уравнения способом подстановки. Видно, что в (2) уже выражена переменная a. Подставим (2) в (3):
Нам удалось выразить и переменную c. Теперь подставим (2) и (4) в (1):
В результате нам удалось найти одну из сторон, которую мы принимали за переменную b. Она равна 8 см.
Теперь подставим (5) в (2) то есть выполним обратную подстановку:
Нашли, что вторая сторона треугольника составляет 12 см.
Далее подставим (5) в (4)
Третья сторона оказалась равной 10 см.
В результате получили, что стороны треугольника равны 12, 10 и 8 см. Аналогично решаются системы линейных уравнений с любым количеством переменных. Заметим лишь, что для того, чтобы система имела единственное решение, количество уравнений в ней не должно быть меньше количества переменных. Существуют универсальные алгоритмы (самым известным из них является метод Жордана-Гаусса), позволяющие с помощью компьютера решать системы с тысячами и даже миллионами переменных. Такие задачи могут возникать при расчете прочностей различных строений и деталей машин, моделировании процессов переноса тепла, течения жидкости, протекания электрического тока. Так, на рисунках показаны результаты моделирования столкновения двух автомобилей, а также расчет аэродинамики гоночной машины:
Расчет прочности автомобилей при столкновении
Моделирование воздушных потоков, обтекающих автомобиль
Примеры задач, сводящихся к решению систем линейных алгебраических уравнений.
Чтобы показать большую практическую значимость решения систем линейных алгебраических уравнений, разберем несколько задач из различных разделов математики, которые сводятся к решению СЛАУ.
Пример.
Представьте дробно рациональное выражение в виде суммы простейших дробей.
Решение.
Очень подробно решение подобных примеров разобрано в разделе разложение дроби на простейшие.
Разложим многочлен, находящийся в знаменателе, на множители (при необходимости смотрите статью разложение многочлена на множители). Очевидно, что x = 0 и x = 1 являются корнями этого многочлена. Частным от деления на является . Таким образом, имеем разложение и исходное выражение примет вид .
Воспользуемся методом неопределенных коэффициентов.
Приравняв соответствующие коэффициенты числителей, приходим к системе линейных алгебраических уравнений . Ее решение даст нам искомые неопределенные коэффициенты А, В, С и D.
Решим систему методом Гаусса:
При обратном ходе метода Гаусса находим D = 0, C = -2, B = 1, A = 1.
Получаем,
Ответ:
.
Некогда разбираться?