Особенности Реформации в Англии
Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».
Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.
Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.
Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.
Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.
Мария Тюдор
Королева Мария Тюдор (1553—1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте — г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.
Пуритане
Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.
Реформация и контрреформация в Европе
Реформация – массовое религиозное, общественное и политическое движение, охватившее средневековую Западную и Центральную Европу в XVI начале XVII веков. В первую очередь, Реформация была направлена на изменение канонов католической Церкви.
Началом реформационного движения принято считать выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 года. В этот день известный богослов прибил к дверям Замковой церкви в Виттенберге собственноручно написанные “95 тезисов”.
Несмотря на существенные отличия в течении протестантизма, “95 тезисов” легли в основу всех реформационных движений. Мартин Лютер выступал против злоупотреблений католической церкви, а также против продажи индульгенции.
Историки считают что концом Реформации можно назвать подписание в 1648 году Вестфальского мира, то есть окончание Тридцатилетней войны.
Реформация породила многие протестантские вероучения: лютеранство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство, англиканство.
В период возникновения и развития Реформации католическая церковь и иезуиты занялись обратным противостоянием, комплекс мер которого принято называть Контрреформацией.
Сторонники Контрреформации пытались восстановить авторитет Римско-католической церкви и усилить влияние в странах, которые собирались частично или полностью прервать отношения с Ватиканом. Такими странами были Англия, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Польша, Чехия, Венгрия.
Современные историки разделяют понятие Контрреформации на две составные: в узком смысле Контрреформация – это движение против протестантов, а в широком смысле – системное обновление церкви.
Началом Контрреформации принято считать Тридентский собор, который начал свою работу в 1545 и окончил в 1563 году. Как и Реформация, Контрреформация окончилась подписанием Вестфальского мира в 1648 году.
Итогом Контрреформации стала отмена индульгенция, а также формирование новых монашеских орденов, открытие духовных семинарий, введение григорианского календаря.
После всех событий произошла секуляризация светской и религиозной власти. Если в некоторых странах, например в Польше, католическая церковь смогла вернуть и даже усилить свои политические позиции, то в целом Ватикан лишился звания центра европейской политической мысли.
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории: «Реформация и контрреформация».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛЕКЦИЯ № 35 § 34. Реформация и контрреформация.
Реформация — это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.
В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т.д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций : за деньги каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с вожделением смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.
Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую « Протестацию ». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.
Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.
В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен.
Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей — старшин ( пресвитеров ) и проповедников ( пасторов ). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.
Во второй половине XVI в. Европа окончательно разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны — Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).
В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом Наваррским (будущим королем Генрихом IV ) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Карла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.
23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоломея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Генрих Наваррский остался жив, согласившись перейти в католичество, адмирал Колиньи был убит.
После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой силой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Королем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаменитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.
1. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?
2. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.
3. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?
4. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?
5. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.
Альтернативная Реформация
Термин «Контрреформация» был введен лишь в конце XIX века, поэтому неправильно было бы думать, что католическая церковь в XVI—XVII вв. представляла свою деятельность в таких понятиях. Под этим словом сейчас понимаются два явления:
- Движение за церковное обновление и очищение, исходящее изнутри самой церкви по инициативе высших служителей.
- Действия против Реформации и новых протестантских государств (в том числе и военные).
Причины Контрреформации в 7 классе очевидны: утвердить повсеместную власть Римской церкви и предотвратить потерю влияния на глав европейских государств.
Испанская реформа
Первую (и лучшую) часть Контрреформации можно кратко охарактеризовать как возрождение благочестия среди духовенства и светского населения. Как ни странно, центром этого движения стала Испания (также вероятно, что именно по этой причине страна осталась почти всецело католической и избежала раскола).
Конец XV века — время окончания Реконкисты, национального подъема и усиления абсолютной власти в Испании
Большое внимание уделялось контролю за принявшими недавно крещение евреями и мусульманами. Для этой цели была создана в 1480 году Святая инквизиция во главе с Томасом Торквемадой
Другая фигура ранней Контрреформации — кардинал Хименес, духовник королевы
Он уделял особое внимание образованию духовных лиц, следя за тем, чтобы пастырской работой занимались профессиональные и хорошо подготовленные священники, не злоупотреблявшие своими полномочиями. По этой причине у протестантов впоследствии не было шансов укрепиться на испанской земле
Крест берут монахи
Другое направление изменений в церкви было связано с монашеством. В этой сфере появились личности, вдохновлявшие на более глубокий поиск духовного опыта и укрепление веры. Такой была, например, монахиня Тереза Авиланская (1515—1582), которая до сих пор является популярной святой у католиков. Она написала несколько книг о религиозном экстазе и глубоком общении с Богом и оказала огромное влияние на подъем набожности среди простых людей.
Другой заметной фигурой был Игнатий Лойола. Пережив духовное возрождение, он решил уйти от мира и стать «солдатом Бога». Он писал о необходимости методических упражнений для развития набожности и религиозной дисциплины. Основанное им Общество Иисуса (более известное как иезуиты) воспитывало стойких и непреклонных защитников католичества.
В Италии также возникло несколько новых монашеских орденов. Их цель заключалась в пресечении ереси и возрождении ранних традиций:
- Феатинцы (основаны в 1524) посвятили себя проповеди.
- Капуцины (1529) откололись от францисканцев и пытались восстановить изначальную строгость традиций ордена. Благодаря миссионерской работе среди бедных они приобрели популярность.
- Урсулинки (1535) — монахини, которые занимались образованием девочек всех сословий.
- Ораторианцы (1572) — священники, проводившие дневные служения и особую роль уделяющие музыкальному сопровождению в церковном пении.
Тридентский собор
Необходимость радикальных изменений в папстве требовала инициативы глав церкви. Первым папой-реформатором стал Павел III. При нем был созван Вселенский собор, который продолжался с перерывами с 1545 по 1563 год. Принятые на нем постановления являются теоретической базой современного католичества (канонические книги Библии, образцовый перевод на латинский, таинства церкви).
Значение Контрреформации заключалось в том, что католицизм упрочил свое положение и находился в более выгодном положении, чем в 1500 году. Со всеми злоупотреблениями, против которых выступали лютеране, было официально покончено. Церковь была реформирована и в плане морали, и организационно. Теоретические расхождения в богословии с протестантами так и не были преодолены, пути этих двух направлений христианства навсегда разошлись.
Основные события реформации и контрреформации
Реформация и контрреформация – два важных исторических процесса, связанных с развитием религии и христианства в Европе. Реформация, которая началась в XVI веке, стала попыткой преобразовать католическую церковь и внести изменения в религиозную практику. Контрреформация – это ответная реакция со стороны католической церкви, направленная на сохранение своего влияния и отражение угрозы со стороны реформаторов.
Основные события реформации:
- 95 тезисов Мартина Лютера (1517 год) – Мартин Лютер, немецкий монах и теолог, обнародовал свои 95 тезисов, в которых он высказал критику по отношению к продаже римским папой индульгенций. Это стало началом реформации и вызвало большой резонанс в обществе.
- Вывоз церковных документов (1520 год) – В ответ на критику церкви Лютер написал три известных памфлета: «Вольная свобода христианина», «Извинение Заявления», «Папская власть». В них он осуждал коррупцию в церкви и призывал к изменению религиозных практик.
- Вильгельм Тиндел – перевод Библии (1522 год) – Тиндел, английский деятель реформации, выпустил первый полный перевод Библии на английский язык. Это позволило людям самостоятельно читать и интерпретировать священные тексты без посредничества церкви.
- Признание Протестантской церкви в Германии (1555 год) – В Германской империи был заключен Аугсбургский религиозный мир, который признал право каждого правителя выбирать религию своего государства. Это закрепило существование протестантской церкви в Германии.
Основные события контрреформации:
- Создание Иезуитского ордена (1534 год) – Иезуиты, основанные Игнатием Лойолой, стали одной из основных организаций, которая была направлена на борьбу с реформацией и распространение католической веры.
- Съезд в Тренте (1545-1563 годы) – Этот съезд был созван папой Павлом III и стал ключевым событием контрреформации. На нем были приняты решения, направленные на коренные изменения внутри церкви, обоснование ее доктрины и борьбу с распространением ересей.
- Инквизиция – Распространенным инструментом контрреформации стало использование инквизиции – церковного суда, предназначенного для искоренения ересей и еретиков. Он был особенно активен в Испании и других странах, где церковь имела сильное влияние.
- Победа католических сил в Европе – В результате контрреформации католическая церковь смогла стабилизировать свое положение и отразить угрозу со стороны протестантов. Католические силы одержали ряд военных побед, таких как Католическое восстание во Франции и Восьмидесятилетняя война в Нидерландах.
Выводы
Основные события реформации и контрреформации положили начало глубоким изменениям в христианской церкви и религиозной жизни Европы. Реформация стала движением, направленным на освобождение от тирании церкви и введение реформ в ее учение и практику. Контрреформация, в свою очередь, стала попыткой укрепить католическую веру и остановить распространение протестантизма. Оба этих процесса оказали огромное влияние на историю и формирование современной Европы.
Религиозные войны во Франции
В реформационном движении во Франции участвовало большое количество дворян, которые не хотели лишаться своих вольностей и привилегий. Вождями французских протестантов (гугенотов) были близкие родственники королей династии Валуа из рода Бурбонов. Их возглавил король Наварры Генрих Наваррский. Им противостояли дворяне-католики. Так в стране развернулись кровопролитные «гугенотские войны» (1562–1598).
Гугеноты рассчитывали на помощь английских, голландских и немецких протестантов. Католиков поддерживал испанский король. Борьба между протестантской икатолической знатью поставила Францию на грань национальной катастрофы. Страна была практически разрушена. Испанский король ФилиппII ипапа римский обдумывали возможность возведения на французский трон испанского принца.
В 1589г. после убийства короля ГенрихаIII династия Валуа прервалась. Генрих Наваррский занял французский трон под именем ГенрихаIV. Новый король прекрасно осознавал, что необходимо восстановить мир в стране и прекратить религиозные войны. Так как Париж, столица Франции, был католическим, ГенрихIV решил принять католичество. Протестанты и католики пошли на примирение. Вельможи обоих вероисповеданий за признание ГенрихаIV королем получили щедрое вознаграждение.
Католическая контрреформация и Инквизиция
Католическая контрреформация (также известная как Протестантское движение) — это реакция Католической церкви на распространение протестантизма в Европе. В период Возрождения и Реформации, начиная со XVI века, многие христианские религиозные группы и лидеры критиковали и отвергали учения и практики Католической церкви. Это привело к важным религиозным, политическим и социальным изменениям в Западной Европе, а Католическая церковь ответила на эти вызовы контрреформацией.
Одним из основных инструментов католической контрреформации была Инквизиция. Инквизиция была организацией, созданной Католической церковью для выявления и уничтожения еретиков. Она была основана в XII веке и продолжала функционировать на протяжении нескольких столетий. Целью Инквизиции было бороться с ересью, предотвращать ее распространение и поддерживать единство и верность Католической церкви.
Инквизиция проводила судебные процессы против тех, кто был обвинен в ереси. Она использовала различные методы допроса, пыток и наказания, чтобы получить признание и привлечь к ответственности обвиняемых. Еретики, признанные виновными, часто подвергались тяжким наказаниям, включая публичное сожжение на костре. Инквизиция была особенно активна в Испании, где она играла важную роль в установлении и поддержании католической веры и фехмы.
В ходе контрреформации Католическая церковь предпринимала много других мер, чтобы справиться с критикой протестантов. Она приняла ряд реформ, усилила церковную дисциплину и заказала создание новых орденов и общин, чтобы бороться с язвой ереси. Также было проведено Тридентськое Собор и был создан список запрещенных книг (Индекс запрещенных книг), чтобы контролировать идеи и тексты, которые считались еретическими или опасными для веры.
Некоторые измерения католической контрреформации и Инквизиции:В>
Идентификация еретиков
Допросы и пытки
Суд и наказания
Повседневная жизнь
Расследование и подозрение
Методы допроса
Сожжение на костре
Контроль веры и морали
Конфиденциалные донесения
Применение пыток
Тюремное заключение
Цензура и контроль проповедей
Свидетельские показания
Признание и последствия
Метание в тюрьму
Инспекция и контроль книг
Испорченная репутация
Католическая контрреформация имела значительный эффект на Европу XVI-XVII веков и способствовала восстановлению единства и авторитета Католической церкви. В период контрреформации множество людей подвергалось религиозному преследованию из-за своих верований и идей, а Инквизиция стала символом жестокости и нетерпимости. Сегодня эта часть истории является предметом исследований и обсуждений в академическом и историческом сообществе.
Реформация в Италии
Реформация явилась следствием кризиса католической церкви. В конце $XV$ века среди разных социальных слоёв зарождаются идеи религиозного очищения и морального обновления. Из всего многообразия тенденций постепенно формируется два направления движения за духовное преобразование.
- Первое направление основывалось на традиционных гуманистических принципах, включая в себя критический рационализм. Основателем этого направления считается испанский учёный Хуан де Вальдес. Вальдес критиковал классические догмы католицизма. Его последователи (Пьетро Карнасекки, Галеаццо Караччоло и Маркантонио Фламинио) основали в Неаполе гуманистический кружок. Через него ересь попадала в ведущие университеты Италии.
- Второе направление являлось пантеистическим учением. Оно основывалось на натурфилософском понимании христианства. Догматы римско-католической веры подвергались критике с позиции рационализма. Сторонники стремились к ранним евангелическим традициям. На диспутах обсуждали достоверность Библии, различные вопросы христианского вероучения. Антонио Бручоли перевёл на итальянский язык текст Библии (на два года раньше, чем это сделал Лютер на немецком языке).
Статья: Реформация и Контрреформация в Италии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1
Распространение ереси в Италии в $XVI-XVII$ веках подготовило подъём духовности в эпоху Просвещения. В таких условиях мощное реформаторское движение просто не могло сложиться. Итальянские мыслители за чересчур вольное толкование веры, скептицизм к католическим догмам и религиозный синкретизм получили неприятие своих идей и католическим духовенством, и протестантами. Народ радикальные идеи также не поддержал. Народные выступления основывались на средневековых ересях и языческих верованиях, никак не затрагивающих католических догматов.
Орден иезуитов и Тридентский собор
Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).
И. Лойола. Скульптура XVII в.
Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».
Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии
Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание
Заседание Тридентского собора. Неизвестный художник. Конец XVII в.
Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.
Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения — семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире — римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.
Григорий XIII
Комиссия по реформированию календаря. 1582 г.
Дополнительные материалы
Филипп II против Реформации
Фанатичным противником Реформации был король Испании Филипп II. Низкорослый, с впалой грудью, он имел вид больного человека. Но в этом хилом теле был заключён неукротимый дух. Филипп II был неплохо образован и обладал незаурядными способностями государственного деятеля. Он мечтал об установлении мирового господства и роли великого католического короля.По приказу государя в окрестностях Мадрида был построен великолепный архитектурный комплекс Эскориал, в который входили дворец, храм и монастырь. Сюда перенесли резиденцию короля, здесь он создал лучшую в стране библиотеку, отсюда руководил своей империей. Человек замкнутый и не слишком приветливый, он почти не выходил из дворца.Этот фанатик веры помогал католикам Англии, Германии, Франции в борьбе с протестантами. В Испании свирепствовала инквизиция, при нём в стране прошло более ста аутодафе (аутодафе — публичное сожжение на костре по решению инквизиции). «Добрый король» однажды заявил: «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков». Каждый испанец должен был доказывать, что в четырёх поколениях его предки были «чистыми» испанцами и «добрыми католиками». Католиков, чьими предками являлись крещёные мавры или евреи, король отправлял на эшафот, считая их еретиками. Многие погибли, некоторые бежали.Кроме того, Филипп II вёл бесконечные войны. Эти войны, как и борьба с еретиками, требовали денег. Поэтому росли налоги, крестьяне, ремесленники, торговцы, владельцы мануфактур разорялись. Борьбой за «чистоту веры» Филипп II довёл страну до бедственного положения.В XVII в. в Испании начался экономический упадок, даже несмотря на то что из Нового Света в страну поступало огромное количество золота и серебра. Непосильная задача превратить страну в мировую католическую державу, уничтожить ересь ослабила Испанию и привела её к утрате прежних позиций на международной арене.
Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции
Реформация в Англии
Король Генрих VIII, организовавший Реформацию в Англии
В Англии Реформация началась не с низов, а сверху, и её инициировал король Генрих VIII. Главой англиканской церкви король назначил себя лично, то есть царствующего монарха, так что Папа Римский более не имел в Англии никакой власти. При этом причиной того, что Генрих VIII, изначально выступавший против Реформации, склонился на её сторону, стало его отлучение от Церкви Папой Римским. А Папа, в свою очередь, пошёл на этот шаг из-за развода Генриха VIII c женой, что не поощрялось в христианском мире. По числу жён Генрих VIII переплюнул даже Ивана Грозного, у него их было шестеро, причём с двумя из них он развёлся, а ещё двух казнил. Как бы то ни было, основной особенностью Реформации в Англии стало то, что англиканская церковь в целом сохранила близость к католической, но избавилась от власти Ватикана.
Реформация в Германии
В XVI веке Германия представляла собой ряд разобщённых государств, которые объединяло одно – недовольство Церковью среди всех слоёв населения. На начальном этапе она вылилась в крестьянскую войну 1524-1526 годов, а в начале XVII века противостояние между католиками и протестантами привело к Тридцатилетней войне. Основными особенностями реформации в Германии можно назвать то, что она была фактически начала одним-единственным человеком, Мартином Лютером, и в ходе этих событий были предприняты первые покушения на церковные догмы – Библию перевели на немецкий язык (католики считали переводы с латыни ересью), были изменены обрязы причастия, и священники получили право вступать в брак.
Реформация во Франции
Во Франции Реформация не стала господствующим движением, как в некоторых других странах. Она разделали страну надвое, причём и у католиков, и у протестантов было достаточно сил, чтобы впоследствии схлестнуться друг с другам в религиозных войнах. Причиной для этих войн стали репрессии против протестантов, так как монархи и их приближённые оставались католиками.
25 интересных фактов о геометрии
25 интересных фактов о бензине
Предпосылки для раскола западной церкви
Причины Реформации в Европе в 7 классе при изучении истории делят на внутрицерковные и социальные. Призывы к обновлению западного христианства звучали из глубины Средневековья. Как ведущие богословы, так и презираемые еретики выступали против очевидных расхождений догмы официальной церкви с Евангелием, где записано учение Христа:
- Иисус говорил, что Его царство не от мира сего, в то время как Рим являлся мощной политической силой.
- Христианское учение делало акцент на уклонении от греха и стремлении держать себя в чистоте, однако безнравственность служителей католической церкви возмутила бы даже древнеримских императоров.
- Еще апостолы ясно сформулировали, что Христос уже сделал все необходимое для спасения человеческих душ, когда принес себя в жертву на Голгофском кресте. Людям необходимо лишь принять это и жить обновленной радостной жизнью. Но Римская церковь обесценила Божий дар и продавала его за деньги в виде индульгенций — «справок», удостоверяющих спасение души.
Народ вынужден был платить церковную десятину, а также жалование священникам, которые занимали свой пост (или несколько) лишь номинально, даже не появляясь в своем приходе. Это вызывало неприятие простых людей. Высшие сословия тоже страдали от давления и поборов церкви.
Косвенной предпосылкой для событий Реформации послужило изобретение книгопечатания, сделавшее возможным массовое распространение идей. Кроме того, произошло усиление городского населения в Германии и его выделение в новый социальный класс — бюргерство.
Возникновение реформации
Реформация – это масштабное движение, которое произошло в XVI веке и привело к разделению Христианской церкви на католическую и протестантскую. Корни этого движения уходят во времена средневекового католицизма, который имел свои недостатки и вызывал недовольство верующих.
Основоположником реформации считается немецкий монах Мартин Лютер. В 1517 году он опубликовал свои 95 тезисов, в которых критиковал католическую церковь и ее практики. Он выступал против продажи индульгенций и требовал возвращения к истинному учению Библии.
Лютерское движение получило широкую поддержку, особенно среди простого народа и немецкой знати. За несколько десятилетий новое учение распространилось по Европе и даже привело к религиозным войнам, таким как Тридцатилетняя война.
Однако реформация не ограничилась только Лютеранской церковью. Вскоре возникли другие ветви протестантизма, такие как кальвинизм, англиканство, анабаптизм и другие. Количество протестантских конфессий быстро увеличивалось, и они стали существенным сегментом Христианской церкви.
Реформация оказала глубокое влияние на Христианство и общество в целом. Она способствовала развитию науки, образования и свободы совести. Были созданы новые культурные и политические традиции, которые до сих пор существуют в мире.