Проявление смысловой и композиционной целостности в тексте

Работа по перепечатке текста — вакансии в россии

Взаимосвязь предложений на лексическом уровне

Лексические средства языка тесно связаны с содержательной или информативной стороной текста. В зависимости от того, какие отношения реализуются между объектами высказываний, составляющими текст, могут быть использованы разные средства связи:

  • Слова и обороты, относящиеся к определенной семантической группе и употребляющиеся при описаниях обстановки или ситуации: Прозвенел звонок. Сережа сел за парту и достал тетради и учебник. Вскоре в класс вошел учитель.
  • Взаимозаменяемые в данном контексте синонимы, используемые для конкретизации или обобщения: Светлане очень нравились цветы. Особенно она любила розы.

В качестве контекстуальных синонимов можно также рассматривать нарицательные названия и имена, относящиеся к одним и тем же одушевленным существительным: Позади шла Жучка. Было видно, что собака устала и проголодалась.

Контекстуально антонимичные слова, которые применяются для противопоставления объектов: Все желали получить что-то. Отдавать же не хотел никто.

К лексическим средствам, обеспечивающим связность предложений и целостность текста, также относят связующие слова, которые чаще всего используются в начале предложений: Олег хотел рассказать вам обо всем. Вот почему он приходил.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Работа с текстом»

В едином государственном экзамене можно встретить сразу несколько заданий по этой теме. Сразу после тестовых вопросов расположен текст, с которым должен внимательно ознакомиться каждый учащийся, а затем ответить на поставленные вопросы. Не везде есть варианты ответа, поэтому главное понять основную мысль. Рассмотрим концепцию каждого задания.

Задания на работу с текстом. ЕГЭ по русскому языку 2021

Каждому экзаменуемому предстоит выполнить задания с 22 по 25, которые непосредственно связаны с текстом

Здесь важно уметь найти правильные положения, знать средства связи и средства выразительности. Для этого внимательно вчитывайтесь в текст и помечайте для себя основные моменты, чтобы потом было проще выполнять задания – это часть отработки практических заданий по данной теме

Пример:

Ответ: 1

Задание для теста

Внимательно прочитайте текст и выполните задания

 (1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного

(2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным»

(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент, когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее — физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным. (6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется, уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить. (8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! — иронически восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. — (10)Кому теперь это нужно?»

(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы. (13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной.

(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)Знания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага».

(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза — зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.

Лексические средства связи предложений в тексте. 5 класс

Организация: МБОУ «Гимназия №2»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Октябрьский

Повторение

Текст —последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения. Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную.

Цепная связь

Она возникает там, где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. Работает такая связь очень просто: из одного предложения берётся какая-либо информация и развивается в следующем.

Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нём продолжается и во втором. Благодаря такому повтору оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Параллельная связь

Предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью общего перечня, сопоставления или противопоставления.

Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания.

Новая тема. Объяснение

Отдельные предложения связываются в текст на нескольких уровнях – грамматическом и смысловом. Грамматический уровень говорит о том, что связь существует на уровне форм слов (они зависят от форм лексических единиц из соседнего предложения), а смысловой о том, что они связаны между собой лексически.

К лексическим средствам связи относятся:1. Слова одной тематической группы:

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.

2. Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания не оказались напрасными.

3.Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты)

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

4. Антонимы (в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

Закрепление

Задание. Определите, с помощью чего связаны предложения.

1.В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

2. Легенда гласила, что за высокой снежной горой находится прекрасный город изобилия и счастья. В том городе нет болезней и бедности, и каждого жителя ожидает вечная жизнь. Вечная жизнь без войны, без голода и старости заставляла смельчаков отправляться на поиски загадочного города.

3. Вечерело. На небе первые звёзды.

Ответы:

1-синоним 2-лекс повтор 3-слова одной тематической группы.

Проверка знаний

Определите лексические средства связи в предложении.

1. В этом году белые грибы появились рано. Сразу за колосковыми пошли крепкие боровики. По опушкам, правда, белые попадались нечасто: гриб прятался под ели, в их сыроватую темь.

2. У природы много друзей. Недругов у неё намного больше.

3. Вокзал был самым любимым местом моего детства. Часами я мог сидеть

на перроне, наблюдая за приходящими и уходящими поездами.

Домашнее задание: Ответы записать, прикрепить в электронном журнале.

Приложения:

  1. file0.doc.. 39,5 КБ

Опубликовано: 30.09.2020

о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте

Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.

Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:

Лексические средства связи:

  1. Слова на одну тему в каждом предложении.
  2. Однокоренные слова.
  3. Повторяющиеся слова и слова-синонимы, в том числе и контекстуальные синонимы.
  4. Антонимы.
  5. Слова-связки, например: поэтому, в заключение, вот почему и т.п.

Морфологические средства связи:

  1. Союзы, союзные слова, частицы в начале предложений.
  2. Личные, указательные и другие местоимения.
  3. Наречия времени и места
  4. Наречия и прилагательные в сравнительной степени сравнения.
  5. Глаголы в одной временной форме, а также глаголы одного вида.

Синтаксические средства связи:

  1. Синтаксический параллелизм.
  2. Неполные предложения.
  3. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
  4. Прямой и обратный порядок слов.

Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.

Для последовательной (цепной) связи предложений, где каждое последующее предложение должно «цепляться» за слова предыдущего предложения, средствами связи являются:
повторяющиеся слова, однокоренные и слова-синонимы, антонимы, местоимения, союзы и союзные слова, глаголы-сказуемые в одинаковой временной форме. Прямой или обратный порядок слов.

Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются:
слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.

Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.

Лексические средства связи

При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

повторяющиеся слова:

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

однокоренные слова:

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.

слова-синонимы:

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся

контекстуальные синонимы:

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.

антонимы:

Недруг поддакивает. Друг спорит.

При параллельной связи используйте

слова одной тематической группы:

Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
(Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)

Морфологические средства связи

При цепной, или последовательной, связи используются

Союзы:

Очень хотелось спать. Но надо было работать.

Местоимения:

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.

Степени сравнения прилагательных и наречий:

Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.

Единство временных форм глаголов-сказуемых:

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

При параллельной связи используются

наречия времени и места:

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

Синтаксические средства связи

При цепной, или последовательной, связи предложений используйте

прямой или обратный порядок слов:

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

При параллельной связи предложений используйте

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):

Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.

На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!

Удачи!

Слайд 14Синонимия – сходство, частичное или полное совпадение значений разных слов. Синонимы – это разные

слова одной части речи, имеющие сходное значение. Примеры:врач — доктор, бегемот — гиппопотам, помидоры — томаты. 
У одного слова может быть несколько синонимов. Они составляют синонимический ряд, к примеру: 
хороший, прекрасный, чудесный, замечательный, великолепный (день). 
У синонимов могут не совпадать оттенки смысла, стиль, сочетаемость с другими словами, сфера употребления.
У многих устаревших слов есть синонимы в современном языке: шея – выя, палец – перст, глаз – око.
Слово может быть синонимом фразеологизма: бездельничать, лодырничать — бить баклуши, умереть – отдать богу душу.

Сущность и особенности лексико-грамматической организации текста

Определение 1

Одним из основных понятий, составляющих основу лингвистической науки, является текст, представляющий собой последовательность знаковых единиц, которая отличается связанностью и цельностью и объединена смысловой связью.

Связность текста, в первую очередь, предусматривает лексическую и грамматическую связность предложений, абзацев, разделов. Для того, чтобы придать тексту эти свойства используют такие лексические и грамматические приёмы, как вводные слова, союзы, частицы, местоимения, наречия, буквальные и вариантные повторы, перифразы.

Лексическая организация текста, прежде всего, представлена его лексическим составом, включающим используемые слова, тематические группы лексики, а также факторы, сыгравшие роль в отборе лексики для данного текста (например, факторы стилистические, семантические, грамматические, морфологические, фонетические и т.д.).

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Помимо этого, в лексической организации текста выделяют, так называемый, синтагматический аспект, в рамках которого рассматриваются вопросы, связанные с распределением слов по тексту, частотой лексических повторов и перечислений, лексической сочетаемостью, текстовыми заменами и т.д. Напряжение лексически необычных сочетаний, повторы, перечни, проявление особых текстовых замен и употребление лексических единиц в качестве пограничных сигналов способствуют выделению в тексте важнейших (центральных) моментов.

Перечисленные выше явления, которые относятся к лексической организации текста, обеспечивают (в некоторой степени) единство текста как целостного продукта речи. Также с их помощью выражается завершённость текста.

Грамматическая организация текста является системой, которая описывает, каким образом предложения в тексте взаимосвязаны друг с другом. Традиционно выделяют три разновидности связи между предложениями:

  • цепная (последовательная, линейная) связь – это наиболее распространённый способ соединения предложений, поскольку эта связь соответствует специфике человеческого мышления, согласно которой каждое последующее предложение развивает предшествующее;
  • параллельная (централизованная) связь – это приём, который предполагает, что один и тот же субъект относится сразу к нескольким предложениям;
  • присоединительная связь – это узко применяемый способ, согласно которому к основному сообщению прикрепляется часть высказывания, содержащая дополнительную информацию.

Средства речевой выразительности

К самым распространенным можно отнести синонимы и антонимы. Рассмотрим каждое средство по отдельности и научимся их отличать друг от друга.

Синонимы

Под синонимами понимаются схожие по смыслу и значению слова, но при этом различные по написанию. Среди видов синонимов можно выделить следующие категории:

Синонимы уточняют нашу речь и делают язык богаче. Это помогает вносить разнообразие в предложения и избегать повторов.

Антонимы

Данный термин означает слова, совершенно противоположные по значению. Например, яркий – тусклый, солнечный – дождливый и т.д. Среди антонимов можно выделить следующие виды:

Антонимы помогают строить повествование на противопоставлении и сочетать несовместимые вещи, что создают оксюморон в произведении.

Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения

Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов:

  • предтекстовый;
  • текстовый;
  • послетекстовый.

Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста.

Упражнения для предтекстового этапа

  • Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов.
  • Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня.
  • Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод.
  • Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя.

Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом.

Упражнения для текстового этапа

  • Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов.
  • Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы.
  • Выделение основных частей текста.
  • Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов.
  • Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами.
  • Выборочный перевод текста.

Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи.

Упражнения для послетекстового этапа

  • Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста.
  • Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы.
  • Написание аннотации, резюме текста.

Справочная информация

Задание 20 требует максимально внимательного прочтения текста и задания. Текстов великое множество. Каждый текст особенный, поэтому дать универсальный справочный материал, по-видимому, не получится. Но, можно, потренировавшись, научиться оперировать информацией, которая заложена в тексте.

Ваши действия будут зависеть от конкретной формулировки задания. В зависимости от неё нужно будет или анализировать основное содержание, или изучать детали, или оценивать утверждения с точки зрения их соответствия — несоответствия содержанию текста, или интерпретировать смысл отдельного (отдельных) высказывания (высказываний)…

Формулировки задания 20 различны:

  • Какое утверждение соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
  • Какое утверждение не соответствует содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
  • Какое утверждение противоречит содержанию текста (выбор из 5 вариантов)?
  • В каком предложении выражена основная мысль текста (указать номер предложения текста, выбор из 5 вариантов)?
  • О чём говорит высказывание автора: цитата (выбор из 5 вариантов)?

Из них видно, что в большинстве заданий будет представлен выбор из предложенных вариантов ответов. Анализируйте формулировки внимательно. Верных ответов может быть несколько. Среди формулировок заданий встречаются такие, которые таят подвохи. Самое простое задание — найти утверждение, которое противоречит содержанию текста. Это могут быть утверждения как общего, так и частного характера. Очень вероятны ошибки в деталях, во второстепенной информации, потому что их заметить труднее.

Как определить утверждение, которое не соответствует содержанию текста? Ищите утверждение, содержащее дополнительную, новую информацию. 

А что значит «соответствует содержанию текста»? Такие утверждения передают ту информацию, которая есть в тексте. Это не обязательно основная, главная информация, потому что определению утверждения, соответствующего основной мысли текста, есть специальное задание.  

Задание интерпретировать высказывание автора (или героя текста) направлено на проверку понимания одного конкретного высказывания. Часто такие высказывания содержат тропы, то есть средства речевой выразительности, передающие мысль образно.

Совет

Даже если задание не показалось вам сложным, не выполняйте его в спешке, потому что оно требует тщательности.Даже если вам показалось, что верным ответом является первый предложенный вариант, обязательно проанализируйте все последующие варианты. Возможно, ваше мнение относительно правильности ответа изменится.

Особенности анализа текста

Анализ смысловой целостности текста

Основа анализа смысловой целостности текста — проверка соблюдения основных законов логики, которые определяют ясное развитие мысли. Смысловая логика определяется ее достоверностью, непротиворечивостью и закономерностью выводов. Построение аргументации должно быть основательным и убедительным. Основной текст должен подчиняться законам правильного мышления, соответствовать выбранному жанру и учитывать знания целевой аудитории.

При смысловом анализе текста проверяется, чтобы его компоненты были расположены на надлежащих местах. Фрагменты текста должны логически вытекать друг из друга, поэтапно раскрывая замысел автора. Логика изложения приводится в соответствие с цепью аргументации.

Анализ композиционной целостности текста

При анализе композиции текста стоит проверить наличие плавного перехода от одной части текста к другой в соответствии с общепринятой структурой. Построение текста, размер каждой его части должны рационально соответствовать его общему объему и логическому содержанию. Авторский план раскрывается грамотными заголовками, соблюдением последовательности композиционной схемы. 

Грамматические средства связности текста

Сюда относят:

1) единство видо-временных форм глагола

т.е. в одном тексте, как правило, глаголы употребляются в форме одного вида и одного времени.

Если вы начинаете рассказ в прошедшем времени, то и продолжать вы его будете также. При описании чего-либо, например, используются глаголы несовершенного вида.

Все глаголы в этом фрагменте — несовершенного вида прошедшего времени.

2) Местоименная замена

она используется очень широко как средство связности.

Общеизвестно, что слово одного предложения можно заменить в другом предложении местоимением.

3) Союзы, частицы, вводные слова, модальные слова.

Союзы, частицы, модальные слова  довольно часто выступают средствами связности. Эти средства позволяют поддерживать логику текста (например, вводные слова с одной стороны, с другой стороны, итак  и др.), усиливать ту или иную смысловую нагрузку текста

4) наречия и слова с пространственным и временным значением (сегодня, завтра, впереди, сзади, неподалеку и под.

Нужно сказать, что в одном и том же тексте связи употребляются комплексно, т.е. при дистантной или контактной связи могут использоваться несколько типов связи. Так, в предыдущем примере, помимо местоименной замены (кольцо — оно), используются слова с временным значением (сегодня — до сорок первого года) и антонимы (разорвано- было сплошным).

5) предложения-скрепы

которые не несут никакой смысловой нагрузки, они предназначены  именно для связи предложений

( например,часто таким предложением является предложение  — «Об этом будет сказано ниже» —   и ему подобные).

Функционально-смысловые типы речи

Под данным определением понимается три типа речи – описание, повествование и рассуждение. Каждый тип имеет свои отличительные особенности и признаки.

Повествование, описание и рассуждение. Отличия между типами речи

Повествование – это один из типов речи, которому присуще последовательное изложение или рассказ, содержащий в основном глаголы и перечисление действий, а также природных явлений.

Описание характеризуется в основном большим количеством прилагательных, поскольку в таком типе речи описывается характер событий, явлений, персонажей и т.д.

Рассуждение – это специфический вид, в котором автор текста выражает свое мнение по тому или иному вопросу, сопровождая свои рассуждения фактами, мыслями и даже доказательствами.

Рассуждение отличить не трудно, а вот описание и повествование часто путают. Рассмотрим отличительные черты этих двух типов речи:

Лексические средства связности текста

К ним относятся:

1) Лексический повтор

т.е. повтор  слова или словоформы, однокоренных слов для связи предложений. » Этот повтор помогает сохранить единство темы текста.

Его иногда считают речевой ошибкой, но это не всегда так. Например, в научном или официально-деловом стилях повтор — основное средство связности (Посмотрите, как часто в предложениях, которые вы только что прочли, используется слово «повтор»). Иногда лексический повтор может композиционно организовывать текст (например, стихотворение С.Есенина » Шаганэ ты моя, Шаганэ»).

 2) Синонимическая замена

т.е. замена слова в одном предложении словом или словосочетанием в другом предложении. Синонимическая замена используется там, где необходима красочность речи, ее образность (в публицистике, в художественной литературе и т.д.)

Отношения «род — вид», т.е. в одном предложении употребляется слово в более широком значении, в следующем предложении — слово, значение которого включено в значение первого слова.

3) Слова одной тематической группы

Основная мысль автора этого отрывка академика Д.С.Лихачева  метафорически передается словами одной тематической группы «курс корабля», «капитан», «парусник», «румпель».

Как лексические средства связности могут быть использованы антонимы, многозначные слова, омонимы и другие лексические явления.

Особенности проявления, как достигается

Смысловая целостность достигается следованием общей теме. Единая смысловая нить произведения должна рассматривать тему с разных сторон и раскрывать ее. Раскрытие темы происходит линейно через цепочку связанных грамматически и по смыслу предложений. В смысловой структуре выделяются главные и второстепенные элементы:

  1. Главный элемент — тема.
  2. Второстепенная подтема — мысли, раскрывающие тему с разных сторон.
  3. Второстепенные субподтемы — мысли, которые конкретизируют подтему.

В зависимости от вида и стиля текста смысловая структура может быть простой или сложной. Важным компонентом смысловой целостности является контекст, который позволяет читателю восполнять недостаток знаний, необходимых для полного раскрытия смысла произведения. Содержание контекста должно дать информацию и сделать сообщение понятным для читателя.

Достигнуть смысловой цельности мешают:

  1. Недостаток знаний у читателей. В этом случае за счет контекста автор должен предоставить необходимую информацию.
  2. Некачественное сокращение текста, когда автор вырезает важный для понимания общего смысла фрагмент произведения.

Композиционная целостность достигается за счет следования принятой структуре образования текста.

Структура композиции

  1. Введение — это вход в тему. В нем задается тон повествования, его проблематика и тема. Правильно написанное введение позволяет заинтересовать читателя, вызвать желание прочитать текст полностью.
  2. Основная часть — главный массив произведения. В ней автор раскрывает замысел текста через собственную точку зрения, рассказывает о событиях и героях, проблемах и их решениях.
  3. Заключение — подведение итога.

Основы синтаксической организации речи

Определение 2

Синтаксическая организация текста представляет собой совокупность синтаксических единиц, фрагментов, а также средства их объединения.

Основными синтаксическими единицами текста являются словосочетание и предложение. Они являются носителями конкретной информации, получившие в речи конкретное лексическое наполнение. Их употребление в определённом грамматическом значении и сочетание в структурную организацию способствуют образованию семантически целостных и сложных объединений – текстов.

Следовательно, результатом речевой деятельности людей является текст, между элементами которого существуют различного рода отношения и связи. Их характер и определяет синтаксическую организацию текста.

Особую роль при изучении этого вопроса играет рассмотрение сложного синтаксического целого. В современном языкознании до сих пор ведётся спор о его статусе и сложности. Наиболее распространённым является понимание сложного синтаксического целого как компонента текста, который состоит из нескольких объединений, объединённых общей темой и имеющих структурные показатели связи. Сложное синтаксическое целое характеризуется следующими чертами:

  • тематическое единство этого компонента;
  • выражение между предложениями частных разновидностей отношений равнозначности/неравнозначности;
  • наличие средств синтаксической связи.

Единство сложного синтаксического целого оформляются лексические средства связи, союзы и глагольные видовременные формы, которые в то же время являются показателями связи и развития событий. В то же время чёткие границы и определённые количественные характеристики нельзя определить для сложного синтаксического целого.

В сложном синтаксическом целом можно выделить и отдельно рассмотреть следующие элементы композиции слова: зачин, развитие темы, кульминационный момент (противоречие) и концовка.

Структура сложного синтаксического целого образована взаимосвязью входящих в его состав элементов. Эта связь может быть как параллельной, так и цепной (последовательной).

Синонимы

Урок английского и работа с текстом на этом не заканчиваются. Здесь же можно потренироваться замечать синонимы, которыми
пестрит любой грамотно составленный текст, и значения слов в зависимости от
контекста.

Как, например, heart в этом тексте. Привычное значение –
an organ, а в этом контексте — the center.

Это упражнение учит:

  • замечать и использовать синонимы
  • замечать разные значения слов в зависимости от контекста
  • догадываться о значении слов по контексту

Скачать статью BBC с заданиями и ответами:

Конечно, это не все возможные способы работы с текстом. Много
вариантов предлагают сами учебники. Другое дело, что этого не всегда
достаточно. Работа с текстом в учебниках не всегда достаточно разнообразна. Не всегда
учитываются цели учеников (да это и невозможно). Не всегда учебники помнят о том, что работа с текстом на уроках английского — это не
только тестирование уже имеющихся навыков, а еще и развитие полезных стратегий.
И многое другое «не всегда».

Поэтому, конечно, преподавателю приходится иногда всегда
дорабатывать учебники.

Другие способы работы с текстом на уроках английского:

Как читать статьи на английском. Полезные стратегии чтения.

Elementary не приговор к чтению дурацких текстов.

Нескучное чтение на английском на уровне Elementary.

Коллеги, а как у вас проходит работа с текстом на уроках
английского? Готовите дополнительные упражнения к текстам из учебника? По
какому принципу?

Действительно ли учебники часто используют тексты для
тестирования уже имеющихся навыков чтения?

И вообще – нужно ли включать обучение стратегиям чтения в программу? Или все и так читать умеют?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: