Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, предложение. Текст
1.Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, предложение. Текст.
1. Синтаксис – «построение, порядок», раздел языкознания, изучающий синтаксический строй языка, то есть способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях (синтаксические единицы), а также связи и отношения между синтаксическими единицами.
2. Пунктуация — 1) это система знаков препинания и
2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
3. Словосочетание – сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Смысловая связь устанавливается с помощью вопроса, а грамматическая выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
Словосочетания бывают глагольные, именные, наречные.
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
4. Согласование – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Меняется форма главного слова, меняется и форма зависимого.
5. Управление – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. При изменении главного слова форма зависимого не меняется.
6. Примыкание – такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.
А в предложении, кроме подчинительной связи, бывает еще сочинительная связь.
7. Предложение – одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса.
При помощи предложения мы выражаем свои мысли, чувства. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью и имеет грамматическую основу. По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
8. Простое предложение – это синтаксическая единица языка с одной грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) или одного.
По наличию главных членов простые предложения делятся на односоставные и двусоставные.
9. Сложное предложение – предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое интонационно и по смыслу.
10. Текст – это ряд предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и грамматически и с помощью разных языковых средств: повторения одних и тех же слов, синтаксических конструкций и других.
2. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? Или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает? Что с ним происходит? Каков предмет?
1. Именем существительным
2. Именем прилагательным
5. Именем числительным
11. Неразложимым сочетанием
Половину дома занимала аптека.
Сытый голодного не разумеет
Жить — Родине служить.
Смеющийся привлекает внимание. Семь не делится на два
Семь не делится на два.
Сорок первый был убит.
Трое вышли из леса.
Кто стучится в дверь ко мне?
Нас ждет тревожное завтра.
Далече грянуло «ура»!
«Но» — противительный союз.
Служили два друга в нашем полку.
Большинство людей едут отдыхать на море.
Больше ста книг отдано в переплет.
Собак сбежалось с полсотни.
Мы с сестрой пойдем в лес за ягодами.
Каждый из нас на своём корабле капитан.
На небе горел Южный крест.
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.
Сказуемое может быть выражено:
Формы изъявительного наклонения
Формы повелительного наклонения
Формы условного наклонения
Междометия со значением действия
Ты почитаешь мне свои стихи?
Молчите, веселые струны!
Я бы рассказал вам историю.
Он отошел в мир иной.
Лев цап его за воротник.
Составное глагольное сказуемое
· Указывает на временные рамки действия (начало, продолжение, конец действия)
Стала читать, продолжает говорить, перестала улыбаться
· Указывает на возможности, желания, внутренние стремления человека
Хочется сказать, не умеет запрещать, может петь
· Со словами долженствования: нужно, должен, обязан и краткими прилагательными: рад, готов
Должен уйти, готов работать
Ифинитив не входит в состав сказуемого:
· Действие глагола и инфинитива выполняются разными лицами
Учитель попросил учащихся подготовить доклад.
Мама упросила его остаться ночевать
· Инфинитив имеет дополнительное обстоятельственное значение
Текст
Самая объемная единица синтаксиса – текст.
Дадим ему определение:
Рассмотрим несколько примеров:
Мама вернулась домой с работы. На улице было шумно: мчались автомобили, кричали прохожие. Хорошая погода способствовала пешей прогулке.
Предложения никак не связаны между собой по смыслу, каждое выражает индивидуальную информацию. Это – разрозненные предложения, но не текст.
Мама вернулась с работы. Она сразу переоделась и начала готовить ужин – плов и овощной салат. Это были любимые блюда 10-летней Алины. На приготовление пищи ушло не более часа, и вскоре мама позвала семью за стол.
Это – связный текст. Он описывает приход мамы домой и ее дальнейшие действия. Каждое последующее предложение добавляет информации в общую смысловую картину.
Вывод: совокупность предложений, связанных между собой по смыслу, называется текст. Термин заимствован из латинского языка и означает «сплетение».
Особенности цепного типа соединения
Для цепного вида связи характерны:
- замена прилагательных, существительных, числительных, употребленных в первом предложении, местоимениями в следующем;
- использование синонимичных слов и фраз;
- лексические и синтаксические повторения;
- местоименные наречия;
- союзы и союзные слова.
Для того чтобы легко определять виды связи предложений в тексте, необходимо разобрать несколько примеров:
- Как-то раз я серьезно заболел. Лихорадка мучила меня несколько дней. Вконец измученный болезнью, я вызвал врача. Он прибыл к вечеру, осмотрел меня и назначил лечение.
- В далеком-далеком королевстве жила прекрасная принцесса. Волосы ее были золотыми, как солнце. А лицо белым, как парное молоко. Девушка была красивее первого весеннего цветка.
Оба текста — яркий пример линейной связи. Каждое предложение соединено со следующим при помощи синонимов, местоимений, лексических повторов.
Что изучает синтаксис
В русском языке выделяется три вида синтаксических единиц:
- словосочетание;
- предложение;
- текст.
Словосочетание
Традиционная лингвистика рассматривает в качестве словосочетаний только подчинительные варианты. Альтернативные языковедческие источники включают в категорию словосочетаний три разновидности.
Солнечные лучи пробились сквозь тучу и осветили мокрый луг и раскисшую дорогу.
солнечные лучи пробились сквозь тучу осветили луг мокрый луг осветили дорогу раскисшую дорогу | Подчинительные (к подчинённому слову задаётся вопрос от главного). |
лучи пробились лучи осветили | Предикативные (грамматическая основа, в которой вопрос задаётся и от подлежащего к сказуемому, и от сказуемого к подлежащему). |
пробились и осветили луг и дорогу | Сочинительные (равноправные однородные члены, в сочетании которых вопрос от одного элемента к другому не задаётся). |
Школьная программа, ориентируясь на традиционно принятую классификацию, причисляет к словосочетаниям только первый тип. При подчинительной связи слова соединяются в единую конструкцию тремя способами.
Вид связи | Характеристика | Завис. слово | Примеры |
Согласование | Завис. слово (ЗС) принимает форму главного (ГС) и изменяется вместе с ним при его изменениях. | отвечает на вопросы имени прилагательного: | |
прилагат. | колючая ель | ||
прич. | воющий пёс | ||
местоим. | некий посетитель | ||
порядк. числ. | двенадцатый этаж | ||
Управление | ЗС употребляется в форме, которой требует ГС, но не в его собственной. При изменениях ГС грамматические признаки ЗС не меняются. | вопросы имени существительного | отправились в путь гладить кошку помахать кому-то |
Примыкание | ЗС не меняет грамматических признаков при соединении с ГС | неизменяемое: | |
нареч. | гулять неторопливо | ||
деепр. | ответил смеясь | ||
инфинит. | желание узнать |
Предложение
В устной речи границы фразы выделяются интонационно.
Предложения классифицируются по признакам:
Признак | Типы | Отличия | Примеры |
Цель высказывания | Повествоват. | Сообщает информацию | Наступил новый день. |
Вопросительн. | Запрашивает информацию | Где книга? | |
Побудительн. | Требует действия | Вернитесь домой. | |
Интонация | Восклицательн. | Повышенная интон-я | Хорошо на море! |
Невосклицат. | Нейтральная интон-я | Вчера шёл снег. | |
Состав | Простое | Одна грам. основа | Петя едет на самокате. |
Сложное | Несколько грам. основ | Подул ветер, и с деревьев посыпались листья. | |
Структура грам. основы | Односоставное | Только подлежащее или только сказуемое | Раннее утро.Подморозило. |
Двусоставное | Оба гл. члена | Начальник посмотрел на часы. | |
Наличие второстеп. чл. | Нераспростр. | Нет второст. членов | Поезд ушёл. |
Распространён. | Есть второстеп. чл. | Океанский лайнер входит в порт. |
Текст
В комнате Надежды Викторовны много зелени. На подоконниках, в кашпо, на подставках у стен круглый год цветут самые разнообразные растения. В чём же секрет, как удаётся это хозяйке? «Секрет прост, – говорит она. – Забота и любовь. Поливать, пересаживать – мало. Надо ещё любить». Всякое дело, согретое любовью, обязательно порадует результатами. Так считает Надежда Викторовна, и её растения с ней согласны.
В текстах используются три разновидности типов речи:
Тип речи | Цель | Признаки |
Описание | Узнаваемое изображение внешних признаков предметов, людей, пейзажа и пр. | Содержание передаётся одной иллюстрацией. |
Повествование | Изображение действий, событий, происходящих во времени, их последовательности. | Содержание иллюстрируется набором картинок (в стиле комикса). |
Рассуждение | Передача размышлений автора, персонажа. Поиск ответов на вопросы. | Иллюстрированию не поддаётся. |
Изучение синтаксиса началось столетие назад, первый учебник датируется 1914 годом. Эта часть лингвистики примыкает к морфологии, переплетается с ней, поскольку слова, связываясь в синтаксические конструкции, изменяют грамматические признаки для взаимодействия друг с другом. Синтаксис – часть языка, проникнутая творчеством. Изменения лексического, звукового состава – процесс длительный, а комбинации слов в устной и письменной речи творятся постоянно.
Цепная и параллельная связь предложений
Цепная связь | Параллельная связь |
---|---|
Цепная связь предполагает последовательное следование предложений в тексте. Каждое последующее предложение продолжает или развивает мысль предыдущего. Это создает логическую последовательность в тексте и помогает передать идею или аргумент. | Параллельная связь предложений подразумевает одновременное присутствие нескольких мыслей или фактов, которые выражены разными предложениями. При этом эти предложения не обязательно связаны между собой логически. Параллельная связь усиливает эффект и передает информацию в более яркой и запоминающейся форме. |
Пример цепной связи: «Вчера я купил новую книгу. Книга была описана как увлекательное путешествие.» | Пример параллельной связи: «Солнце сияло ярко. Воздух был свежим. Цветы распускались на полях.» |
Оба типа связи предложений могут использоваться в тексте для достижения разных целей. Цепная связь обычно используется для передачи логической последовательности или развития идеи, в то время как параллельная связь используется для подчеркивания фактов или создания эффектной и запоминающейся ассоциации.
Виды связи предложений в тексте
Предложения складываются в текст с помощью цепной и параллельной связи. Рассмотрим эти грамматические категории подробнее.
Цепная связь
Самый распространенный способ объединения предложений в текст– цепная (последовательная, линейная) связь.
Объяснение простое: традиционно мысль развивается последовательно, предложения развивают и дополняют друг друга, вместе они образуют смысловую цепь.
Первое предложение «задает тон» всему тексту. В последующих предложениях в той или иной степени имеется информация, которая уже известно. Мысль (тема) всего лишь развивается.
Рассмотрим следующий текст:
Обстоятельства вынудили меня уехать из родного города. На новом месте я не переставала тосковать по неторопливым прогулкам в любимом парке и улыбкам на лицах прохожих. Даже милые подарки и еженедельные письма от родителей не могли облегчить душевную боль: я хотела домой.
Предлагаю определить виды связей предложений:
Это самый простой пример цепной связи.
В поле стоит дом. В доме – три комнаты. Две комнаты пустые, третья – хорошо обустроена. Там, за столом, сидит девочка и рисует картину.
В этом тексте бросаются в глаза:
Параллельная связь
Параллельная связь предложений характеризуется наличием большого количества союзов, вводных слов, частиц. Текст имеет единую мысль, но предложения содержат перечисления, сопоставления или противопоставления взаимосвязанных действий. Параллельная связь основана на единых по структуре предложениях.
Пример текста с параллельной связью:
Во вторник, ни свет ни заря, Анна проснулась. Дом еще спал. Она вышла во двор и стала ждать отца с работы.
Средства связи между предложениями:
Вывод: между предложениями параллельная связь.
Подъехав к зданию справа, я велела таксисту остановить машину. С одной стороны, чтобы отдохнуть от шума двигателя, а с другой стороны, чтобы привести мысли в порядок.
Средства связи между предложениями:
Цепная связь между предложениями: особенности и примеры
Особенностью цепной связи является плавность переходов между предложениями без резких скачков или разрывов в смысле. Благодаря такому связыванию предложения можно объединить в единый логически связанный текст.
Примеры цепной связи между предложениями:
1. Ведь несмотря на плохую погоду, мы все равно решили провести пикник. Зонт был под рукой, а настроение было отличное, поэтому мы не сомневались в правильности нашего решения.
2. Утро началось с сильного дождя. Капли стучали по окнам, а ветер шумел в деревьях. Комфортное пледом и чашкой горячего чая в руках, я решила провести время, глядя на стихию за окном.
3. Все мои друзья пришли на вечеринку, даже несмотря на свои занятости. У каждого из них были свои веские причины не прийти, но они все равно постарались и подарили мне незабываемый вечер.
Подписи к слайдам:
При создании презентации важно учитывать, что каждый слайд должен иметь подпись или название, которое поможет уточнить его содержание. Подписи к слайдам играют важную роль в структурировании и передаче информации
Ниже представлены несколько советов по составлению подписей к слайдам:
1. Краткость и ясность
Подписи к слайдам должны быть краткими и содержать основную суть содержания слайда. Избегайте использования лишних слов и фраз, постарайтесь выразить информацию максимально ясно и точно.
3. Графическое оформление
Не стоит забывать об оформлении подписей к слайдам. Хорошо подобранный шрифт, размер и цвет текста могут сделать презентацию более читабельной и привлекательной.
5. Добавление источников
Если в презентации использованы внешние источники информации, важно указывать их в подписях к соответствующим слайдам. Это позволит слушателям ознакомиться с дополнительными материалами и проверить достоверность представленной информации
Пример оформления подписей:
- Слайд 1: Введение в тему
- Слайд 2: Основные понятия
- Слайд 3: График изменения показателей
- Слайд 4: Примеры использования
Корректные и информативные подписи к слайдам являются неотъемлемой частью хорошо организованной презентации. Они помогают структурировать и передавать информацию наиболее эффективным способом. Следуя данным рекомендациям, вы сможете создать удобную и понятную презентацию, которая будет легко читаться и запоминаться.
Сложное предложение
Любое предложение, где содержится более 1 основы, мы называем сложным.
Проще говоря, это такие предложения, где описываются две ситуации: два разных лица делают что-то тоже разное (иди даже 3-4-5 ситуаций). Наша основная задача – найти границу между несколькими действиями и внимательно обозначить их знаками препинания.
Бессоюзные предложения – это такие предложения, несколько частей которых связаны только интонационно и логически. На границе основ ставится знак препинания – запятая, двоеточие, тире, точка с запятой.
Стояла ужасная жара, звери и птицы спасались от нее в густом лесу.
Смысл этих знаков не всегда одинаков. Например, если мы понимаем, что одна из частей (обычно вторая) раскрывает смысл того, что было в предыдущей части, то на их границе необходимо поставить двоеточие. Оно как раз подскажет читающему, что смысл первой части сейчас после двоеточия будет поясняться.
Они никак не могли прийти к единому решению: каждый настаивал на своем и не хотел уступить (вторая часть подробнее объясняет причины первой ситуации).
Также двоеточие ставится в бессоюзных предложениях, если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например:
В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения.
В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО.
Тире в бессоюзном сложном предложении употребляется:
- Если в первом предложении есть значение времени или условия (= можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ): Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);
- Если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части (= можно вставить союз ТАК ЧТО): Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица).
Союзные предложения – такие предложения, где связующим средством помимо логики и интонации будет союз. От типа союза будет зависеть дальнейшая характеристика предложения, ведь именно союзы бывают сочинительными и подчинительными.
В сложносочиненных предложениях в одну структуру связаны равноправные части, то есть нельзя выделить какую-то ключевую, более важную часть (мы сравним их со сложноподчиненными, и мысль будет понятнее). Чаще всего ученикам довольно просто ориентироваться по самым частотным сочинительным союзам: И, А, НО.
, .
Рассуждаем так: предложение сложное, ведь есть 2 основы (причем сильно различающихся – безличная первая основа, и личная вторая основа). На границе предложений стоит сочинительный союз «И», значит, это сложносочиненное предложение. Кроме того, две части совершенно самостоятельны и равноправны, нет той, которую мы назвали бы главной.
Сочинительные союзы
Соединительные: и, да(=и), ни-ни, тоже, также
Противительные: а, но, да (=но), зато, однако, же
Разделительные: или, либо, то-то, то ли … то ли, не то … не то
Правило пунктуации: в сложноподчиненных предложениях на границе основ необходимо поставить запятую перед союзом.
Примечание: Из этого правила есть исключение. Если в сложносочиненном предложении у двух основ есть общий второстепенный член, то запятая не ставится.
У него покраснели глаза и разгорелось лицо.
В сложноподчиненном предложении, помимо подчинительного союза, есть еще один важный критерий: в таких предложениях всегда есть главная часть. Отличается она тем, что остальные предложения добавляются именно к ней, они не могут существовать без главной части, иначе будут непонятны (если только мы не имеем дело с особым языковым средством). От главной части можно задать вопрос, ответом на который будет являться зависимая (или придаточная) часть. Вместо равноправия частей здесь будет представлена зависимость всех второстепенных от главной.
Частотные подчинительные союзы: что, если, когда, где, потому что, несмотря на то что, пока.
Подчинительные союзы
- Изъяснительные: как, чтобы, что, будто
- Временные: Когда, как, как только, между тем как, лишь, лишь только, едва лишь, пока
- Причинные: Ибо, потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что
- Целевые: Чтобы (чтоб), дабы, для того чтобы, с тем чтобы
- Условные: Если, если бы, ежели, ежели бы, коли (коль), когда, когда бы, раз
- Уступительные: Хотя (хоть), хотя бы, пусть, даром что, несмотря на то что, невзирая на то что
- Сравнительные: Как, как бы, как будто, будто, будто бы, словно, словно как, точно
- Следствия: Так что
, (когда вдруг началась гроза).
Предложение явно сложное, ведь есть 2 основы. От первой части во вторую мы можем задать вопрос «когда?», а между частями предложения стоит подчинительный союз, значит, предложение будет сложноподчиненным.
Разница между цепной и параллельной связью
Цепная связь
Цепная связь предполагает последовательную подачу информации, где каждое предложение связано с предыдущим и следующим предложениями. Это создает логическую цепочку мыслей и помогает читателю легче следовать за ходом рассуждений автора.
- Цепная связь используется для развития идеи или аргументации.
- Основные слова и выражения, связывающие предложения в цепную связь, включают “во-первых”, “затем”, “кроме того” и т.д.
- Пример цепной связи: “Во-первых, рассмотрим проблему загрязнения окружающей среды. Затем обратимся к возможным причинам и последствиям такого загрязнения. Кроме того, ограничимся рассмотрением нескольких мер, которые можно предпринять для борьбы с этой проблемой.”
Русский язык Теория 5-9 класс — В.В. Бабайцева 2012
Основной курсСинтаксис и пунктуацияСинтаксис и пунктуация
§ 156. Понятие о синтаксисе и пунктуации
Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Синтаксис — греческое слово, оно значит «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса — словосочетание, предложение, текст.
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении.
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему — понять их.
К. Г. Паустовский вспоминал, как однажды знакомый писатель принёс в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит её, не выбросив и не приписав ни одного слова… «На следующее утро, — вспоминает К. Г. Паустовский, — я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?
— Да просто расставил правильно все знаки препинания… Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»
Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами.
§ 157. Виды синтаксической связи
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых)
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С. Есенин) Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.
Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например:
Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемого -ю, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи — окончанием -ые.
Подчинительная связь между словами может быть уточнена предлогами. Сравните: идти из школы, идти мимо школы, отдыхать в лагере, вспоминать о лагере; отзыв о книге, рецензия на книгу.
В первом примере интонация объединяет слова в подчинительном словосочетании, во втором — в сочинительном: загрохотало, треснуло, разорвалось. В предложении эти слова являются однородными сказуемыми. В сложном бессоюзном предложении объединяются интонацией перечисления три простых предложения.
§ 158. Способы подчинительной связи
В предложении чаще встречается подчинение. Способы подчинительной связи — согласование, управление, примыкание.
Согласование — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное:
В предложении сказуемое дышит согласуется с подлежащим полдень в ед. ч., а определение мглистый согласуется с подлежащим в м. р., ед. ч., им. п. Согласование выражено окончаниями: -ит — у сказуемого, -ый — у определения.
Чаще всего согласуются сказуемые и определения.
Управление — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове
Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами.
В предложении управляются чаще всего дополнения:
Примыкание — такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу, а также интонацией и порядком
Примыкают наречия, инфинитив и деепричастия. В предложении наречия и деепричастия обычно выполняют роль обстоятельств.
ПредыдущаяСледующая