Широкая и узкая тема текста определение

Определение темы и основной мысли текста

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный — внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации. Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста
Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя

Вот несколько вариантов:
автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.

Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Презентация на тему: » Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.» — Транскрипт:

1

Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста. Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор текста. Основная мысль: — может раскрываться в заголовке текста («Удачная рыбалка», «Счастливый случай»); — может быть выражена в одном из предложений текста; — может формулироваться из всего содержания текста.

2

Основные признаки текста Единство темы и основной мысли Все предложения и части текста раскрывают его тему и основную мысль. Связность Предложения в тексте связываются по смыслу и грамматически. Последовательность развития мысли В любом тексте каждое последующее предложение даёт информацию для развёртывания содержания текста. Завершённость в раскрытии темы Небольшие тексты в основном состоят из 3 частей: — зачина (начала) — средней части — концовки Завершённым считается тот текст, в котором имеются все эти 3 части.

3

Способы связи предложений в тексте. Цепная связь При цепной связи мысль последовательно передаётся от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие. При такой связи предложения в тексте нельзя поменять местами. Средства связи предложений в тексте повторы слов синонимы местоимения союзы Слово великое дело. Добрым словом можно соединить людей, приласкать. А неосторожным словом можно обидеть. Народные песни и пляски обычно сопровождались игрой на гуслях. Этот старинный инструмент очень любили на Руси. Во дворе у Никитиных стояла берёза. Она была старая и кривая. Никто не знал точно, сколько ей было лет. Осенью птицы улетают на юг. А перед дальней дорогой они всегда поют на прощание у своих домиков.

4

Способы связи предложений в тексте. Параллельная связь При параллельной связи каждое предложение текста связывается с первым, раскрывая и дополняя его. При такой связи предложения в тексте можно поменять местами. Средства связи предложений в тексте одинаковый порядок одних и тех же членов предложения однотипные грамматические формы местоимения союзы повторы Погас последний день ноября. Наступили первые заморозки. (сказуемые стоят перед подлежащими) Солнце жарко палит. Цветёт рожь. Тёплый ветер несёт с поля её сладкий запах. Всё молчит. (все глаголы – в форме настоящего времени)

5

Типы текстов. Повествование В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно. Композиционная схема повествования 1. Начало события 2. Развитие события 3. Конец события

6

Типы текстов. Описание В описании раскрываются (перечисляются) признаки предмета речи. Композиционная схема описания 1. Общее впечатление от предмета речи 2. Признаки предмета речи 3. Оценка предмета речи

7

Типы текстов. Рассуждение В рассуждении объясняется или доказывается что-либо. Композиционная схема рассуждения 1. Тезис (основная мысль) 2. Доказательства 3. Вывод

Как определить тему текста

Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:

Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.

Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.

Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.

«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.

«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»

Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.

Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.

Слайд 12Определите основную мысль текстаПритча о блудном сыне.У одного человека было два

сына. Младший сказал отцу: «Дай мне мою часть наследства». И отец разделил его между сыновьями. Младший сын забрал свою долю наследства и ушел в дальнюю страну. Жизнь он вел разгульную и вскоре растратил все деньги. Все отвернулись от него, ему пришлось быть пастухом и есть вместе с ними из корыта. Никто из друзей, с которыми он тратил отцовские деньги, не пустил его к себе. Наконец, опомнившись, он сказал: «Сколько работников у моего отца едят хлеб досыта, а я умираю с голоду. Пойду к отцу, попрошу прощения. Пусть возьмет меня в работники, недостойного называться сыном».Отец его, увидев издалека, бросился ему на шею и стал целовать его. Затем велел слугам позвать гостей и устроить веселый пир. Старший сын возвратился с работы, узнал, по какому поводу веселье, обиделся на отца и сказал: «Сколько лет я служу тебе и всегда слушаюсь тебя, а ты ни разу не устраивал мне пира, чтобы я мог повеселиться с друзьями». Отец ответил: «Сын мой, ты всегда со мной и всё моё – твоё. А брат твой почти умер и ожил, пропал и нашелся. Как же этому не радоваться».

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем — сформировать некий Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало

На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны

Необходимо определить основную мысль текста. Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Как определить микротему?

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как ее выделить?

Микротема находится в каждый части абзаца и условно отражает то, что на данный момент является известным.

Если тема текста – это ядро высказывания, его основа, то микротема является ее частью. Чтобы ее определить, следует прочесть текст. Внимательно определить главную мысль абзаца.

То, о чем автор рассказывает в данном абзаце, и будет микротемой. 

Как сформулировать микротему? Задайте вопрос к данному тексту и ответить на вопрос кратко!

Задание для работы:

Инструкция по выполнению: задание выполняется в тетради и высылается с помощью ГУГЛФОРМЫ. ссылка: https://forms.gle/hx8c3AVS928Rhde26

Задания, отправленные на почту, не проверяются. Форма оценивания этого вида работы зачет (работа сдана) / незачет (работа не сдана).

Задание 1. Определите и запишите основную мысль текста.

(1) Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. (2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. (3)Поэтому видеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-черного жеребца. (4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. (5)От подобного понимания жизни зависит многое. (6)Для одного плохие обстоятельства — это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого — стремление превзойти, одолеть несчастья. (7)И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого — Александр Васильевич Суворов.

(8)Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! (9)Нет трудностей, наступает деградация личности. (10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением черных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй.

(11)Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. (12)Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное.

(13)Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей  — дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться. (14)Легко жить нельзя!

(по Ю. Андрееву, 248 слов)

Задание 3 

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «впадать в панику» из предложения 4. Запишите ответ.

Задание 4

В предложениях 7−8 найдите слово с лексическим значением «запланировала, настроила на определённый план действий». Выпишите это слово.

Темы широкие и узкие

Темы бывают широкие и узкие.

Попробуй представить себе широкую реку и маленькую речонку. Какая из них может вместить в себя другую? Конечно, широкая река может вместить в себя несколько узких речонок. Точно так же и широкая тема может вместить в себя несколько узких тем.

Примеры широкой и узкой тем: Русские народные сказки – широкая тема. Волшебные сказки – узкая тема.

Широкая тема вбирает в себя ряд узких. Узкая тема относится к широкой как часть к целому.

Ты знаешь, что апельсин состоит из долек. Точно также широкая тема состоит из нескольких узких тем (микротем).

Потренируемся.

Выберите в каждом ряду темы широкие и узкие.

  1. Январь, 2. Времена года, 3. Мартовская капель, 4. Майские краски.
  2. Глагол, 2. Имя существительное, 3. Части речи, 4. Имя прилагательное.

Ответ: 1. Широкая тема – времена года, узкие – январь, мартовская капель, майские краски. 2. Широкая тема – части речи, узкие – глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Определите, что такое тема, и отметьте, сколько тем может быть в литературном произведении.

Ответ. Тема — это общее содержание произведения; то, что в нём изображено. В произведении может быть множество тем.

Обозначьте проблематику рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Ответ. Главные проблемы этого рассказа — страх «маленького человека» перед власть имущими, его мнительность и желание избежать вымышленных опасностей.

Какой герой выражает авторскую позицию в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

Ответ. Авторскую позицию выражает Игнатич — персонаж, судьба которого сходна с судьбой Солженицына. На сходство этого персонажа и автора указывает и подобие их отчеств (Игнатич — Исаевич).

Поделиться ссылкой

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, — тоже ключи определения главного в изложенном.

Признаки текста

Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:

  • тематическое единство;
  • раскрытие главной идеи;
  • последовательность (от известного к новому);
  • грамматическая и смысловая связность;
  • членимость (на смысловые отрезки, абзацы, главы, параграфы и пр.);
  • цельность;
  • законченность (композиционная завершенность);
  • стилистическое единство.

Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.

В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).

Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.

Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).

Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).

Что такое текст, и какие тексты бывают

Стоит рассказать начинающим пользователям, что такое текст и какие текста бывают.

Текстом принято называть группой слов, предложений и абзацев, которые формируются на бумаге или носителе посредством мыслей. То есть, человек сначала думает, а потом пишет слова от руки, чтобы сделать текстовый материал.

Какие текста бывают? Выделяют тексты повествовательные, рассудительные и описательные. К первому виду можно отнести то, что человек будет рассказывать или сообщать в тексте

К примеру, о какой-либо важной новости. Второй вид рассуждение

Это своего рода оценка чего-либо или доказательства. Например, произошло аномальное событие в природе и надо доказать, откуда это явление. К описательным текстам можете относить описание различных событий, предметов, людей, животных или сервисов и программ для компьютера.

Где учиться русскому языку, чтобы подтянуть навыки

Эти курсы для тех, кто хочет подтянуть знания по русскому языку, кто желает научиться хорошо писать тексты:

  1. Курсы по подготовке к ЕГЭ. Стоимость обучающих мероприятий всего от 4350 рублей по 4 предметам в месяц. Более 60 000 учеников прошли обучение и получили высокие баллы. По каждому занятию вы будете получать учебные пособия и обратную связь от преподавателей. Записаться на курс можно здесь.
  2. Анастасия Худякова онлайн. Обучившись у этого преподавателя, вы научитесь правилам русского языка и грамотно писать сочинения. Есть возможность попробовать курс бесплатно. Автор курса преподаёт русский язык более трёх лет, есть образование и лучшие результаты учеников 84-100 баллов. Страница для записи на курс.
  3. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Можно получить специальную подготовку на курсе и успешно сдать экзамены. Стоимость одного занятия на платформе 250 рублей урок. Можете записаться на бесплатное занятие и попробовать обучение. Результат после курса – средний балл по экзамену 85,6% и выше. Смотрите программу подготовки.

Слайд 2Цели: расширение и обобщение знаний обучающихся о тексте; закрепление умения распознавать

текст, обогащение речи обучающихся, развитие мышления.

Метапредметные УУД:Регулятивные:  управление своей деятельностью; контроль, корректирование способа действия в случае расхождения эталона и результата; инициативность и самостоятельность; соотношение результата своей деятельности с целью и оценивание его.   Коммуникативные: речевая деятельность: донесение своей позиции до других; навыки сотрудничества: понимание и принятие других позиций (взглядов, интересов).   Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией, установление причинно-следственных связей.   Воспитывающие:Прививать любовь к русскому слову, воспитывать чувство сотрудничества, формировать внутреннюю позицию учащихся.

Слайд 16Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию

потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

В чем заключается основная мысль текста?

К.Ушинский

Определите основную мысль текста

Заключение

В этом материале рассказал вам, что такое тема. Были рассмотрены виды текстов, как определять тему и курсы по русскому языку. Используйте полученные знания, чтобы получить высокие баллы по экзамену. Я вам больше скажу, если хорошо изучить русский язык, можно стать репетитором и зарабатывать на этом деньги. Об этом читайте публикации в следующих статьях на моём блоге.

Ещё хочу сделать небольшую заметку. Некоторые говорят, вот в Интернете так много изобилия, зачем писать. Я ответил на вопрос – оригинальный контент можно сделать по-разному, главное есть люди, которые за тексты готовы платить деньги.

Спасибо за внимание!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: