Что такое выразительность речи и какие виды бывают?

Языковые средства выразительности

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………………….2

2. Понятие выразительности………………………………………………………………………3

3. Основные условия выразительности
речи человека………………………………………….4

4. Выразительно-изобразительные средства
языка…………………………………………………5

5. Экспрессивный синтаксис………………………………………………………………………7

6. Заключение………………………………………………………………………………………10

7. Список используемой
литературы……………………………………………………………..11 
Введение

Речевой опыт каждого из нас говорит 
о  том, что  по степени воздействия 
на наше сознание речь не одинакова. Две
лекции, прочтенные на одну и ту же тему,
оказывают на человека совершенно разный
эффект. Эффект зависит от степени выразительности
речи.

Данная работа посвящена изучению
выразительности речи и её  источникам
в художественной речи. Работа преследует
цель исследовать выразительность как
совокупность особенностей  речевой
структуры, и изучить пути воздействия
источников выразительности в художественной
речи.

Выразительность речи — это одна из актуальнейших
проблем нашего общества. Научные исследования,
проведенные в 2001 году академиком Л.Н.
Глученко, показывают, что у 80% граждан
РФ, имеющих высшее образование, остро
стоит вопрос о совершенствовании выразительности
своей речи. Но для того, что бы целенаправленно
действовать с целью улучшить   свою
речь, надо её осознавать как самостоятельное
явление действительности, хотя и неразрывно
связанное с работой сознания, с той конкретной
информацией, для выражения которой оно
предназначено. Для этого надо знать и
владеть приемами  выразительной речи.

В первом пункте работы мы даем определение
выразительности речи. Во втором  рассматриваются
основные условия выразительности речи
конкретного человека
. Третий пункт реферата
посвящен выразительно — изобразительным
средствам художественной речи. В четвертом
рассматривается использование экспрессивного
синтаксиса в художественной речи

Изучением рассматриваемой темы занимались
такие ведущие ученые, как Формина
Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь
Д.Э. Но особо хочется отметить академика
Головина Б.Н., который был автором первой
вузовской программы  по курсу «Основы
культуры речи», его книги, посвященные
коммуникативным качеством речи русского
языка, отличаются системностью и глубиной
подхода. При написании этой работы одним
из основных источников была книга Б.Н.
Головина «Основы культуры речи».(1983)

Выразительность русской речи

Раздел ОГЭ по русскому языку: Раздел 10. Выразительность русской речи. 10.1 Анализ средств выразительности.

Под выразительностью речи понимаются такие её особенности, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателя (читателя), воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение. Условия, от которых зависит выразительность речи:

Условия, от которых зависит выразительность речи:

Самостоятельность мышления автора речи, глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения.
Отношение автора к содержанию высказывания

Внутренняя убеждённость говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придаёт речи (особенно устной) эмоциональную окраску.
Умение донести информацию до слушателя (читателя), вызвать у него интерес и внимание. Это достигается тщательным отбором языковых средств с учётом условий и задач общения.

Тренировать навыки хорошей речи помогает внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь).

К выразительным средствам языка обычно относят тропы (употребление слов и выражений в переносном значении: эпитеты, метафоры, гиперболы и т. д.) и стилистические фигуры: инверсии, риторические вопросы, повторения и т. д. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются: средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звук), а также языковые средства (жесты, мимика, пантомимика).

Список терминов к заданиям по анализу средств выразительности

  1. Эпитет — образное определение, обычно выраженное прилагательным: шёлковые кудри.
  2. Сравнение — изобразительный приём, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим: Я песней, как ветром, наполню страну (А. Прокофьев).
  3. Метафора — перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству: блистать эрудицией.
  4. Олицетворение — частный вид метафоры, перенос человеческих свойств на неодушевлённые предметы: Утешится безмолвная печаль (А. Пушкин).
  5. Гипербола — преувеличение: в сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский).
  6. Литота — противоположность гиперболе; выражение, состоящее в преуменьшении величины, силы явления: мальчик с пальчик.
  7. Ирония — неявная, скрытая насмешка: Ты всё пела? Это — дело («Стрекоза и Муравей», И. Крылов).
  8. Гротеск — предельное преувеличение или преуменьшение, основанное на причудливом, часто уродливом сочетании фантастического и реального, страшного и смешного (гротескные описания в «Истории одного города» М. Салтыкова-Щедрина).
  9. Антитеза — противопоставление: Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог! (Г. Державин).
  10. Градация — расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию: И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин).
  11. Оксюморон — сочетание слов, противоположных по смыслу: горькая радость, сладкая боль.
  12. Анафора — единоначатие, повторение элементов в начале смежных фраз: Когда умирают кони — дышат, когда умирают травы — сохнут, когда умирают солнца — они гаснут, когда умирают люди — поют песни (В. Хлебников).
  13. Инверсия — необычный порядок слов в предложении: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов).
  14. Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующего ответа: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А. Пушкин).

Конспект урока по русскому языку «Выразительность русской речи».

Следующая тема: «».

Основная характеристика выразительности речи

М. В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, теоретик ораторского искусства, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

В этом определении называется характерный признак культуры речи и подчеркивается, что говорить «красно» (образно, выразительно, эмоционально) важно для этого, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей

Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства человека, на воображение слушателей. Это относится не только к публичным выступлениям, не только к докладам и лекциям, но и к бытовой речи, домашнему разговору

Бывают случаи, когда об одном и том же дне, проведенном в школе, один ученик рассказывает серо, незаинтересованно: «Ничего особенно не было. Нормально. Учительница рассказывала о Демосфене. Был такой оратор. Меня не спрашивали, не вызывали. Все нормально». Другой живо, заинтересованно рассказал, что он узнал о Демосфене, вспомнил, как одноклассник на уроке биологии сказал: «Эмбрион холеры очень опасен», после чего у учителя очки на лоб полезли. А потом оказалось, что несколько человек в классе не знали, что возбудитель холеры называется «вибрион», а эмбрион означает «зародыш»

Это относится не только к публичным выступлениям, не только к докладам и лекциям, но и к бытовой речи, домашнему разговору. Бывают случаи, когда об одном и том же дне, проведенном в школе, один ученик рассказывает серо, незаинтересованно: «Ничего особенно не было. Нормально. Учительница рассказывала о Демосфене. Был такой оратор. Меня не спрашивали, не вызывали. Все нормально». Другой живо, заинтересованно рассказал, что он узнал о Демосфене, вспомнил, как одноклассник на уроке биологии сказал: «Эмбрион холеры очень опасен», после чего у учителя очки на лоб полезли. А потом оказалось, что несколько человек в классе не знали, что возбудитель холеры называется «вибрион», а эмбрион означает «зародыш».

Характеры у людей разные: одни с детства «молчуны», а другие – «говоруны», одни обладают даром красноречия, другие – нет. Однако теоретики ораторского искусства утверждают, что любой человек при желании может преодолеть врожденную склонность к «молчанию» и научиться образно, выразительно говорить.

Для этого прежде все нужно знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает речь образной, красочной. Затем научиться пользоваться этими средствами и самому их создавать.

Ресурсы выразительности средств в языке неисчерпаемы. Они обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это объясняется тем, что слово не только называет предмет, качество, состояние, но и способно передавать отношение говорящего, его оценку (положительную, отрицательную), его эмоции (неодобрение, пренебрежение, ласку, любовь, восторг), указывать на степень проявления признала, действия, т.е. быть экспрессивным.

Понятие выразительности.

Наш речевой опыт не оставляет возможности 
сомневаться в том, что структура 
речи, ее свойства и особенности 
могут будить мысли и чувства 
людей, могут поддерживать обостренное 
внимание и вызывать интерес к сказанному
или написанному. Вот эти особенности
речевой структуры и дают основание называть
ее выразительной

Выразительностью 
речи называются такие особенности 
ее структуры, которые поддерживают
внимание и интерес у слушателя 
или читателя; соответственно речь,
обладающая этими особенностями, и будет
называться выразительной. Типология
выразительности пока, к сожалению, отсутствует

Пока можно высказать лишь некоторые соображения,
достаточно осторожные, о ее основаниях.
(Головин,1983)

Одно из оснований — ситуация
общения. Выразительность речи педагога,
очевидно, не совпадает с выразительностью
речи политического оратора

Второе основание, более четкое,
— структурные области языка:
может быть выразительность произносительная,
выразительность акцентологическая, лексическая
и словообразовательная. Качество выразительности
может сообщаться речи средствами языка,
входящими в разные области языковой структуры.
Но об этом подробнее — несколько позже.
К тому же не забудем, что своими выразительными
возможностями обладает сама структурная
организация речи, включая в это понятие
и структуру абзаца, и структуру главы
или раздела устного выступления, и структуру
целого текста?

По-видимому,
справедливо следующее общее 
соображение: выразительно в речи все
то, что выделяется семантически или формально
на общем привычном речевом фоне.

Синтаксические средства (фигуры речи)

Синтаксическими фигурами являются конструкции, обладающие риторической нагрузкой. С их помощью выделяются и подчеркиваются элементы текста. Фигуры речи соединяют в себе две функции: побуждения и выражения уверенности.

Синтаксические фигуры влияют как на уровень предложения, так и на уровень текста. К ним относятся анафора, эпифита эпифора, инверсия, антитеза, градация, оксюморон, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, парцелляция, параллелизм, эллипсис.

Анафора, или единоначалие – процесс, при котором каждое высказывание или строка начинается с одного и того же слова. Анафорой также будет являться повтор одних и тех же звуковых комбинаций. Она встречается как в устной, так и в письменной речи.

Например:

  • Саша шла в школу, Саша была очень задумчива.
  • Я думала, что поступаю правильно, я ошиблась.

Эпифорой называют одно и то же окончание у смежных фрагментов текста.

Например:

  • В этом доме все не то, в этом мире все не то.
  • Я ошибся, весь свет ошибся.

Инверсией называется прием, когда слова в тексте не имеют прямого порядка

С помощью инверсии выделяется слово, на котором требуется заострить внимание. При этом инверсированная часть речи может быть и в начале, и в конце предложения

Например:

  • Любила она опаздывать. (инверсированное слово в начале).
  • Сделать это должен ты. (инверсированное слово в конце).

Антитеза — это усиленное противопоставление, которое помогает лучше выразить свою мысль. Часто в антитезе используются антонимы.

Например:

  • Я пришел домой, когда она ушла.
  • На улице было жарко, однако в подвале стоял холод.

Градацией называют прием, при котором для создания нужного впечатления применяются однородные члены предложения в определенной последовательности. Они расставляются так, чтобы каждое слово усиливало значение предшествующего.

Например:

  • Ни ученик, ни учитель, ни директор не смогли разгадать загадку.
  • Дождь сначала закапал, а потом полил.

Оксюморон состоит из абсолютно контрастных, внутренне противоречивых по смыслу слов, используемых для описания чего-либо.

Например:

  • Мертвые души.
  • Звонкая тишина.

Умолчанием называется прерывание высказывания, дающее возможность читателю самостоятельно закончить мысль.

Например:

Я бы хотел…

Но это уже не важно.
Назвался груздем, значит…. Риторическим вопросом считается утверждение, которое изображено в вопросительной форме

Отвечать на такой вопрос не требуется

Риторическим вопросом считается утверждение, которое изображено в вопросительной форме. Отвечать на такой вопрос не требуется.

Например:

  • Кто же не любит своей родины?
  • Почему не повезло именно мне?

Риторическим восклицанием называют такое эмоциональное восклицание, которое не требует от адресата никакого ответа. Оно позволяет выразить высшую степень испытываемого чувства.

Например:

  • Ах, как тут красиво!
  • Как хорошо жить!

При риторическом обращении говорящий обращается к отсутствующему лицу или неодушевленному предмету.

Например:

  • Куда ты ушла, мечта?
  • Сердце, почему ты так болишь?

Парцелляция — это прием, при котором предложение делится на короткие отрезки.

Например:

  • Дождь. Дует ветер. Холодно.
  • Мороз. Снежинки падают. Ночь.

Параллелизмом считается процесс, когда порядок следования единиц в соседних отрезках текста дублируется.

Например:

  • Летел ворон по небу. Гулял юноша по свету.
  • Придешь ли ты? Напишешь ли ты мне?

Эллипсисом принято называть синтаксически неполное предложение. То есть это сокращение или пропуск слов, которые легко восстанавливаются, исходя из смысла предложения. Данный прием заставляет читателя задуматься.

Например:

  • Кошка — из дома, собака — за ней.
  • Под ногами — грязь, над головой — серое небо.

Видео о фигурах речи:

Средства выразительности незаменимы в русском языке. Без них речь была бы сухой и бездушной. Данные приемы придают ей красочности, наполняют смыслом и эмоциями. Средства выразительности используются не только в художественных, но и в научных текстах, а также они каждый день активно используются в живой речи.

§3. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи

Выразительные
возможности слова связаны прежде
всего с его семантикой, с употреблением 
в переносном значении. Разновидностей
переносного употребления слов много,
общее их название — тропы (греч. tropos — поворот;
оборот, образ). В основе тропа лежит сопоставление
двух понятий, которые представляются
нашему сознанию близкими в каком-то отношении.
Наиболее распространенные виды тропов
— сравнение, метафора, метонимия, синекдоха,
гипербола, литота, олицетворение, эпитет,
перифраза. Благодаря переносному метафорическому
употреблению слова создается образность
речи. Поэтому тропы обычно относят к средствам
словесной образности, или изобразительным .

Метафоризация
— один из наиболее распространенных способов
создания образности — охватывает огромное
количество общеупотребительных, нейтральных
и стилистически маркированных слов, в
первую очередь многозначных. Способность
слова иметь не одно, а несколько значений
узуального характера, а также возможность
обновления его семантики, его необычного,
неожиданного переосмысления и лежит
в основе лексических образных средств.

Сила и 
выразительность тропов в их оригинальности,
новизне, необычности: чем необычнее, оригинальнее
тот или иной троп, тем он выразительнее.
Тропы, утратившие с течением времени
свою образность (например, метафоры общеязыкового
характера типа острое зрение, часы идут, рукав реки,
горлышко бутылки, теплые отношения, железный
характер или сравнения, превратившиеся
в речевые штампы, типа отражались, как в зеркале; труслив, как
заяц; проходит красной нитью), не способствуют
выразительности речи.

Особенно 
выразительна лексика с эмоционально-экспрессивной 
окраской. Она воздействует на наши чувства,
вызывает эмоции. Вспомним, например, какую
лексику использовал великолепный знаток
родной речи И.С. Тургенев в романе «Отцы
и дети» для характеристики скудного,
нищенского хозяйства крестьян: деревеньки с низкими избенками; покривившиеся
молотильные сарайчики; обтерханные, на
плохих клячонках мужики и т.д.

Выразительность
речи достигается за счет мотивированного,
целенаправленного столкновения слов
различной функционально-стилевой
и эмоционально-экспрессивной окраски.
Например, у С. Есенина:

И в голове
моей проходят роем думы:

Что родина?
Ужели это сны? Ведь я почти для всех здесь
пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой
стороны.

Звукопись

Рады представить вам удивительную звукопись! 

Внимание! В этой части статьи придется шипеть, петь и читать рэп!

Звукопись — это использование фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи.

Чаще всего мы будем видеть звукопись в лирике. Стихотворения привыкли к сюрпризам — сколько тропов есть в каждом произведении! Но, оказывается, даже на уровне фонетики (учение о звуках) нас встречают интересные штучки. 

Давайте посмотрим на примере, как звуки становятся инструментом поэта и помогают ему воплотить свой художественный замысел:

Били копыта.Пели будто:— Гриб.Грабь.Гроб.Груб.  

(Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

Звуки «п», «т» в первых двух строках — глухие. Произнесем их вслух: мы слышим глухие короткие звуки — они ассоциируются с движением копыт по пыли. Далее звонкие звуки «г», «р», «б» — дают гремящее, громкое, рычащее звучание. Именно так автор передает «песню» копыт. 

Какие бывают виды звукописи? 

Как стихотворная речь подражает звучанию природы?Давайте пропоем — прямо вслух — слово «ассонанс». Протянутся гласные звуки. Так мы запомним, что ассонанс — это повторение гласных звуков.Например:Быстро лечу я по рельсам чугуннымДумаю думу свою(Н.А. Некрасов, отрывок из «Железной дороги»)Буква «у» — это звук ветра, возникающий от стремительного движения вперед. С другой стороны, это звук тоски и растянутого времени: «Ску-у-ука».

Чтобы запомнить понятие аллитерации, представим, что мы читаем реп. Слово «аллитерация» мы проговариваем быстро, с акцентом на согласные — так же, как это делает репер. Тогда мы точно не забудем, что аллитерация — это повторение согласных звуков.

Давайте еще немного потренируемся применять знания на практике и решим задание №9 ЕГЭ по литературе:Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.Семь холмов — как семь колоколов!На семи колоколах — колокольни.Всех счётом — сорок сороков.Колокольное семихолмие!В колокольный я, во червонный деньИоанна родилась Богослова.Дом — пряник, а вокруг плетеньИ церковки златоголовые.И любила же, любила же я первый звон,Как монашки потекут к обедне,Вой в печке, и жаркий сон,И знахарку с двора соседнего.Провожай же меня весь московский сброд,Юродивый, воровской, хлыстовский!Поп, крепче позаткни мне ротКолокольной землёй московскою!М.И. Цветаева «Семь холмов — как семь колоколов!…»1. Ассонанс2. Лексический повтор3. Антитеза4. Рефрен5. Риторическое восклицание Решение. В приведенной строфе нет рефрена и антитезы. Ассонанс: «Семь холмов — как семь колоколов! / На семи колоколах — колокольни. / Всех счётом — сорок сороков. / Колокольное семихолмие!». В приведенных строках видно повторение гласной буквы «о», а это как раз признак ассонанса. Лексический повтор: «И любила же, любила же я первый звон». Одно и то же слово повторяется в пределах стихотворной строки — перед нами лексический повтор. Риторическое восклицание: «Семь холмов — как семь колоколов!». Восклицательный знак в конце строки — признак использования риторического восклицания.Ответ: 125

Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.

Экспрессивный синтаксис

   Не 
меньшими, чем лексика, возможностями 
усиливать и ослаблять выразительность 
речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои»,
выразительные и эмоциональные слова
еще не сделает вашу речь живой, если вы
не владеете секретами экспрессивного
синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить,
выстроить из них такие предложения, которые
позволяли бы использовать разнообразные
интонации, подчеркнуть логическими ударениями,
наконец, умело расставить паузы… На письме
для этого служат знаки препинания, а в
устной речи — эмфатическая интонация
(от греч. эмфазис — указание, выразительность).
Однако и то и другое определяется синтаксическими
особенностями высказывания. Ведь синтаксис
обладает огромными выразительными возможностями.
Коснемся некоторых приемов «поэтического
синтаксиса».

Напряженность
и выразительность речи усиливают 
риторические фигуры. Это, прежде всего,
риторические восклицания:

Тройка 
Птица- тройка (Н. Гоголь, 1830).

К ним близки
и риторические вопросы, которые представляют
собой вопросительные предложения, не
требующие ответа:

Быть 
или не быть? (У. Шекспир, 1594)

вопросы
ставятся не для того, чтобы получить
на них ответ, а чтобы привлечь
внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении
М

Лермонтова(1837)
«Смерть поэта»:

Зачем вступил он в этот свет, завистливый 
и душный?

Для сердца вольного и пламенных 
страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

Зачем поверил он словам и ласкам
ложным?

 Он, с юных лет постигнувший 
людей?

В этих строчках использован и другой
стилистический прием — параллелизм,
то есть одинаковое синтаксическое построение
соседних предложений, то придает речи
особую гармоничность. Не случайно и повторение
слова, зачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции:
едино — начатие (или анафора) также подчеркивает
упорядоченность построения высказывания.
В параллельных синтаксических конструкциях
используется и концовка (или эпифора)
— повторение последних слов предложения,
каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме
лихорадка бьет меня. Не найти мне места
в тихом доме возле мирного огня (А.
Блок).

Известен 
эллипсис — пропуск  в предложении
слова, которое легко подразумевается
из контекста: Я за свечку — свечка в печку.
Я за книжку — та бежать… (К. Чуковский).
Сознательный пропуск сказуемого в таких
предложениях создает особый динамизм
речи, так что «восстановление» пропущенных
глаголов было бы неоправданно (ср.: Я
взялся за свечку, свечка умчалась в печку).

Особая фигура
поэтического синтаксиса — умолчание,
т.е. сознательная незавершенность предложения.
Умолчание раскрывает широкий простор
для подтекста: на месте паузы можно предположить
различный комментарий.

В эмфатической
речи используются приемы, нарушающие
замкнутость предложения; речь становится
прерывистой, незавершенной:

Нет, я 
хотел… быть может, вы… я думал, Что 
уж барону время умереть. (А. Пушкин, 1830).

Часто используются
вставные конструкции, которые представляют
собой попутные замечания, уточнения,
добавочные сведения к высказыванию. Например: Поверьте
(совесть в том порукой), супружество нам
будет мукой (А. Пушкин, 1828);

При употреблении
однородных членов предложения, занимающих
достойное место в эмоциональной речи,
возможно многосоюзие — риторическая
фигура, состоящая в намеренном повторении
сочинительных союзов для логического
и интонационного выделения перечисляемых
понятий: Ox’. Лето красное’. Любил бы я тебя, когда
б не зной, да пыль, да комары, да мухи…
(А. Пушкин,1831).

Сильным средством эмоциональной 
речи является период —  гармоническая
по форме синтаксическая конструкция,
характеризующаяся особой ритмичностью
и упорядоченным расположением частей,
а также исключительной полнотой и завершенностью
содержания. Вспомним строки из онегинского
монолога: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить
захотел, когда б мне быть отцом, супругом
приятный жребии повелел; когда б семейственной
картиной пленился я хоть миг единый, —
то, верно б, кроме вас одной невесты не
искал иной. Период распадается на две
части: в первой интонация повышается,
во второй — резко падает. Этим создаются
интонационная целостность и гармоничность
периодической речи. Период строится из
соразмерных, одинаковых в синтаксическом
отношении элементов (чаще всего придаточных
предложений).

Что способствует и мешает правильному развитию речи

Чтобы развить выразительность речи у детей в процессе работы педагога применяются вспомогательные материалы: картинки, игры, кинокомпозиция.

Средства массовой информации также вносят вклад в развитие речи детей. В русском мультипликационном фильме по мотивам сказки используется общеупотребительная, разговорная лексика и лексика, ограниченная сферой употребления (голова – репа, рот – хлебало). Часто в фильме можно услышать просторечное слово – упрощённое, грубоватое, применяемое для отрицательных оценок происходящего (выпивка, жулик). Употреблять этот прием даже в обыденной речи нежелательно, так как при этом нарушается чистота речи.

Современные работы режиссёров не всегда отличает высокое качество произведения, образность, чистота языка, сила чувств. Иногда в фильме обнаруживается присутствие ненормативной лексики. Поэтому телевидение, интернет не всегда формируют у детей качество речи на русском языке, не позволяют развиваться и мыслить образно.

  • Средства выразительности речи усваиваются в дошкольном возрасте. Если не было речевого общения на этом этапе, речь не развита, в более позднем возрасте сделать это не удастся, какой бы прием для формирования навыка ни использовался.
  • Методика работы педагога призвана сделать вербальные формы общения детей доставляющими им удовольствие и привлекательными. Она направлена на развитие основы интеллекта в детском возрасте, её долг – сделать словарный запас богатым, при этом чистота речи должна быть на высоком уровне, образность мышления – развитой.

https://youtube.com/watch?v=PsVZPwgGVzo

Методика развития речи у дошкольников

Формирование звуковой выразительности речи дошкольников представляет собой совокупную работу, предполагающую развитие творческих способностей в разных направлениях, используя при этом индивидуальный подход и воспитание эстетического понимания слова. Это подготавливает почву для будущего выразительного чтения, развитие, эмоционально обогащает на всю жизнь, учит получать удовольствие от восприятия красоты словесных образов, речь такого человека отличается правильностью.

Методика развития речи дошкольников предполагает движение от простого к сложному. На сегодняшний день распространение в детских дошкольных учреждениях получили:

  • Пособие, которое используют воспитатели – книга «Методика развития речи детей дошкольного возраста». Авторами являются О. С. Ушаков и Е.М. Струнин.
  • Для педагога и родителя подойдёт «Методика развития речи детей дошкольного возраста», авторами которой являются Л.П. Федоренко, В.К. Лотарева и Г.А. Фомичева. Здесь рассматривается развитие детей от двух месяцев до семилетнего возраста, даются рекомендации.

Главной задачей педагога при воспитании дошкольников является проведение работы с артикулярными навыками, развитие речевого слуха, умения слушать произносимую речь, обучение лексико-семантической восприимчивости.

Основу навыков общения составляют умение модулировать голос при общении, владеть интонацией, собственным голосом. Навык модулирования голоса впоследствии сделает речь эмоциональной, выразительной, богатой.

Занятия проводятся в форме игры. Вербальные и невербальные процессы психического онтогенеза тесно связаны друг с другом.

Разновидности средств выразительности

Определения

Тропы и стилистические фигуры – это средства выразительности в русском языке.

Тропы – это словесная конструкция с использованием слов и фраз в переносном значении; она придает им новое значение.

Данный приём способствует усилению эмоционально-образной выразительности и художественной образности речи, а также оживляет речь. Чаще всего они используются в публичном выступлении и в разговорной речи.По мнению авторов, тропы – это самый главный инструмент в работе писателя, который помогает ему передавать многозначность и уникальность своего произведения. Обычно тропинки делятся на простые и сложные. Первая группа тропов – это эпитет и сравнение.

В данном случае эпитет – это слово-образ, указывающее на свойства или признаки объекта и вещи, описываемой в произведении.

При этом использование эпитета субъективно и выражает личное мнение автора, создающего неповторимый образ. И он всегда говорит о другом слове, на которое перекладывает свой признак. Оттенок придаёт речи или произведению особую атмосферу, личный подход автора. Существует множество устойчивых выражений, таких как «золотая осень», «холодная луна» и т.д.

Сравнивание – это троп, в котором представление об одном предмете передается через его сопоставление с другим аналогичным предметом или явлением.

С помощью слов автор описывает различные признаки и дает свое отношение к ним. Для того чтобы сравнить два текста, используются сравнения с союзами «как», «словно», «вроде» и т.д.Наиболее распространенными видами сложных тропов являются следующие.

  • метонимия;
  • синекдоха;
  • метафора;
  • аллегория;
  • алогизм.

Определения

Метонимия – это художественный троп, в котором слово-образ, обозначающий предмет или явление подменяется другим, связанным с ним словом. Примером метонимии является такое выражение как «аплодировал зал».

Синекдоха – это разновидность метонимии, при которой общее понятие переносится на частное и заменяется одним или несколькими предметами их совокупного обозначения. «Человек –разумный», когда имеется в виду все люди, а не только один человек.

Метафора – это еще один вид сложного тропа с использованием речевого оборота, в процессе которого происходит перенос признака из одного объекта в другой (или наоборот). Этот образный термин, который помогает обогатить речь, возбуждают воображение и придают сказанному эмоциональную окраску. Примером может послужить такое выражение, как «пламенная речь», «черный день» и т.д.

Условно аллегория – это конкретная метафора или образ, который раскрывает суть абстрактных художественных идей и заставляет человека искать скрытый смысл и разгадку. Аллегории часто используют в баснях, притчах и юмористических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу — это аллегория медицины, аллегория веры и религии — крест и т. д.

Несложно догадаться, что алогизм – это намеренное введение в повествование различных нелогических конструкций и рассуждении, выходящих за рамки общепринятого сознания. В большинстве случаев алогизмы используются для придания речи или произведению ироничной и комической окраски. Народная поэзия – «ехала деревня мимо мужика».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: