«развитой социализм» заменил обещанный «коммунизм»

Экономическая реформа 1965 года

Специфика войны

Для правильного понимания процессов, проходивших во время холодной войны, нужно понять чем это война была в истории. Сегодня всё чаще говорят о том, что это было фактически третья мировая. И это огромная ошибка. Дело в том, что все войны человечества которые были до этого, в том числе и включая наполеоновские войны и 2 мировые войны, это были войны капиталистического мира за права доминировали в определённом в регионе. Холодная война была первой глобальной войной, где шло противостояние двух систем: капиталистической и социалистической. Здесь мне могут возразить, что в истории человечества были войны, где во главе угла был не капитал, а религия: христианство против ислама и ислам против христианства. Отчасти это возражение верная, но только от счастья. Дело в том, что любые религиозные конфликты охватывают только часть населения и часть мира, в то время как глобальная холодная война охватила весь мир. Все страны мира можно было четко разделить на 2  основные группы:

  1. Социалистические. Признавали доминирование СССР и получали финансирование из Москвы.
  2. Капиталистические. Признавали доминирование США и получали финансирование из Вашингтона.

Были еще и «неопределённые». Таких стран было немного, но они были. Главная их специфика заключалась в том, что внешне они никак не могли определиться к какому лагерю присоединиться, поэтому получали финансирование из двух источников:  и из Москвы и из Вашингтона.

Реализация реформы. «Золотая пятилетка»

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Среднегодовые темпы роста, %

годы

Валовой общественный продукт

Национальный доход

1961—1965

6,5

6,5

1966—1970

7,4

7,7

1971—1975

6,4

5,7

1975—1979

4,4

4,4

Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)

год

Валовая продукция

Численность персонала

Основные производственные фонды

1965

148

123

186

1970

163

115

152

1975

137

108

151

1979

116

107

134

Экономика СССР в первой половине 20 века

В начале 1920-х годов в СССР сформировалась новая экономическая политика, представлявшая собой целостную систему организационных мер. Все усилия были направлены на преодоление кризиса, и все государственные чиновники пытались стабилизировать ситуацию с помощью следующих мер:

  • Свобода была предоставлена продюсерам. Были созданы все условия для плавной настройки производственных процессов. Результатом стало увеличение производства, рост в аграрном секторе. В это время налоги были ниже, чем обычно;
  • Помощь была оказана крестьянству. С 1922 года помощь крестьянству была увеличена, так что новая экономическая политика была для них прогрессивной. После уплаты всех налогов государству, которые затем были снижены на 10%, крестьянство имело свободные деньги, которыми оно могло распоряжаться по своему усмотрению;
  • Появилась возможность свободной торговли, и появилась возможность обмениваться товарами без денег;
  • Был сохранен статус государственного банка, который действовал по принципу экономического выравнивания и генерировал доходы за счет кредитования домашних хозяйств;
  • Развивается государственная валюта.

Следует отметить, что новая экономическая политика постепенно вошла в жизнь населения, проявилась в различных отраслях и сферах национальной экономики. Многочисленные проявления недовольства стали причиной того, что эта политика вынуждена была пройти через некоторые кризисные моменты, так как развитие отраслей в экономике было непропорциональным и их трудно было решить старыми методами. Растет также напряженность в отношениях между различными слоями населения.

Для того, чтобы промышленность вновь заработала в стране, стали разрабатываться планы, рассчитанные на пять лет, которые должны были неукоснительно выполняться и называться пятилетними планами. Например, были поставлены задачи по ежегодному увеличению капитала, увеличению производства на 30 процентов и т.д. В то время это была в основном сталинская модель экономического развития, в которой домашние хозяйства группировались в коллективы, чтобы вывести страну на новый уровень развития.

Пятилетние планы привели к значительным экономическим результатам, но уровень потребления населения оставался низким. Можно выделить преимущества развития экономики этого периода:

  • Получение образования для многих людей и, таким образом, достойной работы;
  • Улучшение статуса и благосостояния населения.

Поворот в экономике, произошедший в 1920-х годах, послужил основой для строительства социализма, особенностями которого были государственное производство и отсутствие частной собственности. Главной задачей такой экономики была индустриализация.

Во время Великой Отечественной войны аграрный сектор страны находился в тяжелом положении, так как весь урожай был уступлен государству, а к 1942 году урожай зерна сократился в три раза. Главной целью промышленных предприятий было создание всех условий для неминуемой победы. Таким образом, военная экономика СССР характеризовалась следующими моментами:

  • Смещение производства за короткое время в военное направление;
  • Тоталитарный режим, оказавший двойное влияние на формирование и развитие экономики военного типа СССР;
  • Необходимость экономического развития.

Социальная политика в СССР

Вместе с тем были резко увеличены социальные траты государства. Уже к 1966 г. в СССР было введено всеобщее среднее образование, с 1978 г. все учебники стали бесплатными. Бесплатно люди учились и в ВУЗах – по количеству специалистов с высшим образованием Советский Союз занимал первое место в мире. Продолжается масштабное строительство жилья. За 1964-1982 г. было построено порядка 2 млрд кв. м. жилья, свои квартиры получили 164 млн человек (всего в СССР в 1982 г. жило 269 млн человек). Качество возводимого жилья было существенно повышено. На смену «хрущевкам» пришли новые панельные дома, которые в народе называли «брежневками». При этом граждане получали квартиры от государства бесплатно.

Дом, построенный при Брежневе 

Население страны стабильно увеличивалось примерно на 1,5% в год. В среднем зарплаты в течение 1966-1985 годов выросли в 2 раза, цены же в магазинах почти не изменились. Безработица отсутствовала – плановая экономика обеспечивала работой всё трудоспособное население. Квартплата была крайне низкой – на неё уходило не более 3% семейного бюджета. Полностью бесплатной была и медицина, находившаяся при этом на высоком уровне.

Уровень экономического неравенства в СССР был крайне низким. Если в США были и богатые миллиардеры, и нищие бездомные, то в СССР такое расслоение отсутствовало. Даже представители элиты общества (министры, академики, известные актеры) могли иметь лишь просторную 3-х или 4-х комнатную квартиру, один автомобиль и дачу. О том, чтобы одному человеку принадлежало сразу несколько квартир, а тем более самолет или яхта, не могло быть и речи.

Распределение доходов в России/СССР. Видно, что самое выгодное для бедных распределение доходов имело место в 1960-1980-ые годы Источник

В целом значительная часть населения воспринимала период правления Брежнева как эрой благополучия и стабильности. Показательно, что ряд социологических опросов проведенных в России уже в 2010-ые годы, показал, что именно Брежнева россияне считают лучшим правителем страны в XX веке.

Государство ослабляет хватку

Успешный эксперимент повторили затем ещё на нескольких десятках фабрик, и везде перевод «на прибыль» показывал отличный результат. Косыгин преодолел сопротивление консерваторов в партийной верхушке, которые возражали против использования буржуазных методов управления (т.е. работы ради прибыли и денег, а не блага трудящихся), и с одобрения Л. И. Брежнева начал в 1965 г. свою реформу. Сентябрьский пленум ЦК КПСС поддержал его проект

На пленуме советский премьер докладывал: «Крайне важно своевременно учитывать меняющуюся хозяйственную обстановку, маневрировать ресурсами, умело увязывать (…) производство с возросшими потребностями и со спросом населения, быстро внедрять научно-технические достижения в производство (…). Всё это может быть достигнуто лишь тогда, когда централизованное плановое руководство будет сочетаться с хозяйственной инициативой предприятий и коллективов, с усилением экономических рычагов и материальных стимулов развития производства…» Иными словами, государственная машина, которая не могла вовремя реагировать на динамику спроса и оперативно управлять сложной дифференцированной индустрией, готова была наконец отпустить вожжи и использовать капиталистическую по духу мотивацию работников — деньги.

Пленум принял решение сократить разные плановые показатели, заменив их показателями рентабельности и объёмами не произведённой, а реализованной продукции, и широко применять премии и кредиты. Если прежде Госплан спускал перечень продукции, которую необходимо произвести, отныне предприятия (особенно в сфере товаров народного потребления) сами могли планировать производство «с учётом заказов потребителей». От прибыльности фабрики или завода зависели фонды материального поощрения (т.е. зарплат и премий), развития производства и фонды строительства жилья. Хорошо трудится коллектив, снижает себестоимость продукции и много её продаёт — получит новые дома, пансионаты, путёвки в санатории и премии, плохо — не получит. Нашлось и идеологическое обоснование реформы — тезис Ленина о том, что социалистическое предприятие тоже должно приносить прибыль.


Косыгин и президент США Л. Джонсон ; советский премьер не раз выполнял дипломатические миссии. (Wikimedia Commons)

Далеко не всё из запланированного Косыгиным удалось реализовать, но многое. Да, Госплан и другие регулирующие ведомства часто нарушали права предприятий, да, на местах не все понимали замысел реформы и рационально распоряжались прибылью, но успехи советской экономики впечатляли. Восьмая пятилетка (1966 — 1970 гг.) вошла в историю СССР как «золотая», это был грандиозный успех: рентабельность промышленности выросла с 13 до 21,3%, экономический рост достигал 7% в год, национальный доход вырос на 41%, промышленное производство — на 50%, сельскохозяйственное — на 21%. Росли доходы населения (на 33%), продолжалось массовое жилищное строительство, появились годовые премии, в продажу поступили «Жигули», стало в разы больше телевизоров и радиоприёмников, холодильников, одежды и обуви, страна перешла на пятидневную рабочую неделю. Было построено около 1900 новых предприятий, в том числе ВАЗ и несколько крупных электростанций — Красноярская ГРЭС, Приднепровская ГРЭС, Братская и Саратовская ГЭС.

А. Н. Косыгин ещё в 1920-е гг. убедился в эффективности предпринимательской инициативы и спроса как регулятора экономики — когда служил в кооперации и видел успехи НЭПа. Впоследствии он побывал в Англии, видел, как работает рыночная экономика в Югославии, и понял, что в социалистическую экономику тоже надо внедрять элементы рынка.

Не могло обойтись и без ложки дёгтя: гнавшиеся за прибылью предприятия порой завышали цены, сокращали производство низкорентабельной (но тоже нужной потребителю) продукции, а рост зарплат усугублял дефицит — предложение не поспевало за платёжеспособным спросом. Но все эти минусы с лихвой компенсировались успехами реформы.

Националистическая модель

Национал-социализм подразумевает официальную политическую идеологию Третьего рейха. Сюда примешиваются антисемитизм, фашизм и расизм.

Главная цель, которую несет национал-социализм, – создать и утвердить на большой территории чистое по признаку крови государство. В Германии таковой считалась арийская раса, которую сами немцы считали идеальной для выживания на протяжении максимально долгого времени.

Распространялись идеи о тысячелетнем рейхе. К этой идеологии весьма близок по своей природе тоталитаризм. И, разумеется, свои корни привнесли социалистические воззрения. Однако разница в том, что нацизмом отрицалась возможность деления общества на классы.

Сложности в реализации проекта

  • Нежелание бюрократии следовать новым идеям. Членам правительства не нравилось условие, при котором работу директоров и председателей колхозов оценивали потребители, а не министерство.
  • Противоречие реформы и политических взглядов. Пример таких различий можно рассмотреть в ходе эксперимента проведенного на Щекинском химическом предприятии. Суть опыта заключалось в том, что было дозволено уволить ненужный персонал, а некоторую долю их заработка разделить на оставшийся коллектив. Спустя 2 года количество работников снизилось на 1000 человек, при этом эффективность производства повысилась на 80%. После этого проект остановили из-за того, что он мог создать безработицу.
  • Неправильный расчет на монополию. Ставка была сделана на то, что в условиях монополии, предприятия станут выпускать качественную продукцию и ее производительность увеличится. Но многие организации поняли, что получить прибыль можно и другим путем: за счет искусственного роста цен или экономя на сырье. Это привело к тому, что качество выпускаемой продукции не только не улучшилось, но и снизило свои показатели.
  • Возникла угроза безработицы. По принципам реформы предприятия, выпускающие некачественную или ненужную продукцию, требовали устранения. Пришлось бы закрыть такие организации, а это повлечет массовое увольнение сотрудников или их переподготовку, что требует огромных затрат. Было принято решение оставить текущее положение.
  • Открытие новых природных ресурсов, таких как нефть и газ позволили производству развиваться и дальше по экстенсивному пути.
  • Кризис в Чехословакии побудил советское правительство отказаться от дальнейшего исполнения реформы, чтобы не спровоцировать угрозу для социалистического строя.

Основной причиной неудачи проведенной реформы является уклон на стабильность. Общество крайне негативно воспринимала любые изменения, поэтому отвергало все идеи, которые могли изменить привычное состояние.

Историческое значение

Удивительно, но в нашей стране холодную войну воспринимают несерьезно. Лучший факт, демонстрирующий отношение к этому историческому событию у нас и на западе, это написание названия. У нас «Холодная война» пишется во всех учебниках в кавычках и с заглавной буквы, на западе – без кавычек и с маленькой. Это и есть разница в отношении.

Медаль За победу в холодной войне

Это действительно была война. Просто в понимании людей, которые только-только победили Германию, война это оружие, выстрелы, атака, оборона и так далее. Но мир изменился и в холодной войне на первый план вышли противоречия и способы их решения. Конечно, это выливалось и в реальные вооруженные столкновения.

В любом случае итоги холодной войны важны, поскольку по ее результатам СССР прекратил существование.  На этом сама война закончилась, а Горбачев получил в США медаль «за победу в холодной войне».

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «У истоков «холодной войны»: советско-американские отношения в 1945-1950 rr» — Батюк В.И. Москва, 1995
  • ««Холодная война»: историографические дискуссии на Западе» — Филитов А.М. Москва, 1991
  • «Советская внешняя политика в годы «холодной войны»» (новое прочтение) — Наринский М.М. Москва, 1995

↑ Причины экономической реформы Косыгина

После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил Брежнев, стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Г. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу. Эта реформа имеет два названия: реформа Косыгина (СССР) или реформа Либермана (Западное название). В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором.

Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности. Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания. Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. А предприятия должны были в полную силу работать и на 100% использовать доверенные им ресурсы.

Больше социальной свободы

Политический социализм подразумевает всеобщий труд под управлением партии, которая непосредственно управляет процессом работы. Охватываются и регулируются все взаимосвязи, которые возникают между классами, слоями социума, народами, отдельными личностями и коллективами. Вырабатывается и вводится в применение политика, нацеленная на достижение целей общества, отличающегося развитостью и высокой организацией.

В подобных схемах правления всегда ставятся далеко идущие планы. Людей привлекают в управление процессами, которые происходят в обществе и стране. Государственный аппарат постоянно совершенствуют. Повышают активность социальных организаций. Народный контроль становится выше, укрепляется правовой базис, на котором стоит общественная и государственная жизнь. Гласность становится более одобряемой.

Мнение людей берется в учет. Пролетариат изначально устанавливает свою главенствующую позицию в обществе. Что такое социализм? Это стратегия по укреплению централизованного управления. С дальнейшим развитием диктатура упраздняется, больше появляется свободы слова.

Конституция 1977 г.

7 октября 1977 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая заменила Конституцию 1936 г. В этот период в советском руководстве уже полностью закрепилась доктрина партийности, утвердился жесткий курс во внешней политике, укрепила позиции партийно-государственная бюрократия; вместе с этим постулировались тезисы о ведущей роли пролетариата, социальной однородности, увеличении прав и свобод советского населения, росте демократизма.

Конституция содержала преамбулу и 9 разделов. Из новых положений в ней присутствовали положения о политической системе общества, статусе народного депутата, социальном развитии и культуре. В преамбуле говорилось о том, что в СССР уже построен «развитой социализм» и создано «общенародное государство». Эта концепция по-своему отодвигала построение коммунизма на неопределенный срок, выдвигая на первое место задачу повсеместного укрепления законности и правопорядка. Высшей целью государства называлось построение коммунистического общества, где будут отсутствовать классы. Также в ней определялись основы разных сфер советского общества:

Статья: Конституция СССР и положение в стране в годы позднего «развитого социализма». 1977-1985

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

  • социалистическая собственность на средства производства – экономическая сфера;
  • советы – политическая сфера;
  • союз рабочих, крестьян, интеллигенции – социальная сфера.

В новой главе определялись вопросы внешней политики, которая была направлена на создание условий для построения коммунизма, укрепление мирового социализма. Утверждался принцип социалистического интернационализма в отношениях между СССР и соцстранами, однако на деле он нередко не соблюдался.

Эта конституция впервые отразила реальное положение партии в стране, которая определялась как «руководящая и направляющая сила общества», ядро советской политической системы (6-я статья). Это официальное закрепление роли партии привело к тому, что партийные организации получили монопольный контроль за деятельностью разных учреждений. Подобное повышение значения партийного аппарата привело к тому, что без членства в партии нельзя было продвинуться вверх в служебной карьере.

В Конституции закреплялись права населения на жилище, охрану здоровья, свободу творчества, судебную защиту. Гражданские права выражались в возможности участия в референдуме, всенародном обсуждении и т.д.

Высшим органом объявлялся Верховный Совет СССР, куда входили Совет национальностей и Совет Союза. В его полномочия входили решения наиболее важных дел государства. Между его сессиями этими вопросами занимался Президиум. Положения о национально-государственном устройстве, в основном, сохранялись с 1936 г.

Замечание 1

Конституция 1977 г. завершила оформление консервативной политики эпохи Л. Брежнева, узаконив партийный контроль над обществом.

Внешняя политика

Именно над политическим влиянием Советского Союза в мире работал больше всего Брежнев, годы правления которого полны внешнеполитических событий. С одной стороны, Леонид Ильич делает важные шаги в деэскалации конфликта между СССР и США. Страны, наконец, находят диалог и договариваются о сотрудничестве. В 1972 году президент Америки впервые посещает Москву, где подписывается договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1980 году столица принимает у себя гостей со всех стран для проведения Олимпийских игр.

Однако Брежнев, годы правления которого известны активным участием в различных военных конфликтах, не был абсолютным миротворцем

Для Леонида Ильича было важно обозначить место СССР среди мировых держав, способных влиять на разрешение внешнеполитических вопросов. Так, Советский Союз вводит войска в Афганистан, участвует в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке

К тому же меняется отношение дружественных до этого времени к СССР социалистических стран, во внутренние дела которых также вмешивается Брежнев. Годы правления Леонида Ильича запомнились подавлением чехословацких выступлений, ухудшением отношений с Польшей и конфликтом с Китаем на острове Даманский.

Суть косыгинской реформы

  1. Была упразднена территориальная система управления народным хозяйством: исчезли хрущёвские Совнархозы, существовавшие с 1957 года. Было восстановлено отраслевое управление через соответствующие министерства.
  2. Предприятия получили более широкую самостоятельность: они смогли сами определять ассортимент продукции, договариваться с поставщиками и потребителями, материально поощрять работников.
  3. Резко сократилось число директивных плановых показателей (с 30 до 9), главным показателем становился объем реализованной продукции.
  4. Предприятия переводились на хозрасчет: начали учитываться их прибыль и рентабельность. Частью прибыли предприятия могли распоряжаться на своё усмотрение: платить работникам премии, вкладывать деньги в производство, строить жильё для сотрудников и т.п.
  5. В сельском хозяйстве в 1,5–2 раза повышались закупочные цены, снимались запреты на приусадебные хозяйства, уменьшался подоходный налог.

Экономика СССР после войны

После войны экономическая ситуация в стране была нестабильной и ужасной. Многие предприятия были разрушены и не могли быть восстановлены, производство застопорилось, страна понесла большие человеческие потери. В то же время советский народ за короткое время вновь совершил прорыв и восстановил экономику.

Еще один экономический скачок в послевоенный период был вызван рядом факторов:

  • Возмещение из Германии в размере 4,3 миллиарда долларов;
  • Труд военнопленных из Германии;
  • Учреждение в 1949 году Совета экономической взаимопомощи;
  • Принудительные кредиты;
  • Мобилизация экономики;
  • Обмен товарами.

Послевоенные экономические показатели свидетельствуют о том, что послевоенный план был выполнен, а в некоторых областях план был перевыполнен. Были созданы промышленные предприятия, развито жилищное строительство, возрождены текстильная, пищевая, швейная и трикотажная промышленность. Однако объем производства в этих отраслях увеличился лишь на 17% по сравнению с 1940 годом. Сельское хозяйство восстанавливалось лишь медленно, на что также повлиял недостаточно эффективный план развития аграрного сектора.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Системы предпринимательских рисков — определение, понятие и классификация
  • Школы экономических систем — основные понятия и особенности школ
  • Промышленность Монголии — особенности и отрасли
  • Регулирование темпов экономического роста — сущность, особенности и основания
  • Уровень экономического развития Китая — геополитическая позиция, этапы и показатели развития 
  • Анализ функционирования национального рынка труда — концепция и сущность
  • Развитие промышленного туризма — условия возникновения, характеристики, проблемы и перспективы
  • Экономические проблемы современной семьи — концепция, функции и основные проблемы

Свертывание реформ, итоги и оценки

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

— Сергей Константинов

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г .

По воспоминаниям Н. К. Байбакова, особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым. Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны — с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта.

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».

В некоторых исследованих последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е — 80-е гг

следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

  • исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового характера сферы услуг)
  • необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений
  • социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)
  • затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока, не давшие ожидавшейся валовой прибыли в краткосрочном периоде.
  • крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова
  • кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.

Рядом авторов данная реформа оценивается как основанная на правотроцкистских и синдикалистских («самостоятельность предприятий») идеях, как фактический регресс к госкапитализму в организации социалистического производства, и в силу этого признается, что она закономерно и изначально была обречена на провал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: