Понятие личности в психологии

Обществознание

Структура личности

Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.

Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:

  • низший,
  • второй,
  • третий,
  • высший.

Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.

Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).

Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).

Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.

Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.

Понятие личности

Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.

Есть три разных определения, которые описывают понятие личности. 1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер. 2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек. 3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать. Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.

Индивид, личность, индивидуальность – различия

Определения индивид, личность, индивидуальность нельзя взаимозаменять, поскольку они имеют разные значения, хотя все являются синонимами понятия человек. В обществознании человек – это представитель homo sapiens, наделенный речью, самосознанием, способностью к прямохождению и получению социальных навыков.

Обозначение терминов индивида, индивидуальности и личности показано в таблице.

Понятие Определение и характеристики
Индивид Единичный представитель человеческого рода. Понятие индивид используется преимущественно в обществознании с точки зрения биологической характеристики индивида. Это не просто один человек, а «один из». Признаки индивида сводятся к морфологическим (рост, цвет волос или глаз, конституция) и психологическим (эмоции, темперамент) особенностям.
Личность Представляет собой отражение социальной сути человека, который уже выработал определенный комплекс привычек, имеет характерные предпочтения, является носителем знаний и опыта.
Индивидуальность человека Совокупность свойств, особенностей и качеств индивида, определяющих характер и делающих его неповторимым, социально-значимым и уникальным в сравнении с другими людьми.

Таблица четко характеризует различие понятий человека, индивида, личности в общественной жизни.

Индивидуальные особенности

Имея огромный потенциал для саморазвития и становления как личности, каждый человек после появления на свет проявляет себя в тех или иных свойствах. Это называется индивидуальным развитием.

В обществознании понятие «индивид» применяется для обозначения конкретных особенностей отдельного человека. Во-первых, каждый субъект имеет неповторимые внешние данные, цвет глаз и телесную конституцию, то есть выступает единичным представителем вида homo sapiens. Во-вторых, между индивидами можно выделить и психологические различия: эмоциональность, темперамент, характер. В-третьих, у каждого есть набор определенных способностей.

С точки зрения некоторых специалистов, у плода в утробе матери уже на втором месяце формируется периферическая нервная система и центральная. В пять месяцев эмбрион приобретает способность слышать и различать звуки, а в третьем триместре он уже может испытывать эмоции (пугаться, реагировать на ласку, разговоры). Ученые настаивают на том, что именно в последние месяцы вынашивания у ребенка происходит формирование интеллектуальных способностей и психоэмоционального фона.

Поэтому существует мнение, что становление индивида начинается не после появления на свет, а непосредственно при зарождении новой жизни. Кратко можно выделить его характеристики:

  • высокий уровень социальной активности;
  • устойчивость к окружающей среде;
  • психофизическое единство организма.

Понятие «индивид» в психологии отграничивается от термина «индивидуальность». Под ней подразумевается набор свойств и особенностей, определяющих неповторимость субъекта. Она проявляется не только в поведении, но и в специфике предпочтений и интересов. Индивидуальность формируется в той среде, в которой растет и развивается субъект, его ассоциации, полученные в раннем возрасте, особенности воспитания. Психологи утверждают, что индивидом рождаются, становятся личностью, а индивидуальность нужно отстаивать.

В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель — определенный человек, личность.

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения). Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность. Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.

Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.

Личность — активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.

Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его отношение к труду и общественным обязанностям, кто он — творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности — все это характеризует личность человека.

Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

Структура личности

Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.

  1. Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
  2. Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
  3. Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
  4. Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.

В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.

Интересное

Теперь, имея представление о том, кто такая личность, можно поговорить о таком феномене, как расщепление или раздвоение личности.

Два в одном: такое бывает и с людьми

Каждый человек индивидуален, каждый считает себя личностью, это часть нашей жизни.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что в мире живут люди, личность которых раздроблена на части?

Существует очень интересное для многих ученых психическое расстройство раздвоения личности.

В одном человеке может одновременно жить от двух и более личностей, имеющих свой характер, темперамент, воспоминания и повадки. Также личности могут различаться между собой расой, полом, возрастом.

Они могут разговаривать на разных языках, хотя человек мог никогда вовсе и не знать иностранного языка, и так далее.

Например, одна из личностей может быть больна диабетом, но при переключении на другую человек будет полностью здоров.

Ученые предполагают, что столь необычное расстройство возникает на почве тяжелейших психологических травм, от которых мозг таким образом пытается защититься, что лишний раз доказывает его безграничные возможности.

До конца неизученный, данный феномен раздвоения личности многим знаком из кинематографа и художественной литературы. В настоящее время это расстройство официально признано психической болезнью, которую крайне тяжело излечить.

Итак, мы выяснили, что личностью является каждый человек, взаимодействующий с социумом, а вот полноценной ли личностью он будет являться, зависит уже от его умения и желания саморазвиваться.

Авторы своих жизней — вы сами.

В этом видео вы узнаете, что такое сознание и личность:

https://youtube.com/watch?v=5yDNVps5Kgg

Типы личности

Психологи и философы уже не первое столетие рассматривают теории личностного развития. Это достаточно сложная и неоднозначная тема. Согласно различным теориям, выделяют разные типы личности:

  1. Согласно теории Юнга, если человек доверяет чувствам, он относится к эмоционально-чувственному типу личности. Если следует логике, то он принадлежит мыслительно-логическому типу.
  2. По мнению Леонгарда, личность по самым ярким чертам характера может относиться к типам вроде импульсивного, депрессивного, эмоционального, нестабильного в привязанностях, демонстративного или ригидного типа.
  3. Более того, личность может быть представлена дельцом или политиком, аналитиком или критиком, инспектором, советником, гуманистом или хранителем и пр. Как правило, конкретный тип, по типологии Бриггс-Майерс, зависит от направленности внимания, взаимодействия с окружающими, метода получения информации и принятия решения.

Докажите, что личностью может быть только человек

Когда мы рассуждали о загадке человека, мы отмечали, что есть свойства, которые сближают нас с животными, но есть и существенные отличия. Коренным отличием человека от животных является наша социальная сущность.

Социальная сторона человека раскрывается в обществе. Только в процессе общения, труда, взаимодействия с другими людьми человек может получить социально значимые характеристики.

Эти характеристики мы уже отмечали: умение брать на себя ответственность, ставить цели, отвечать за свои слова и поступки. Социально значимые характеристики делают человека личностью.

Личностью человека делает и наличие сознания. Это то, что есть у нас, но чего нет у животных. Без сознания не может сформироваться личность.

Именно поэтому личностью может быть только человек, ведь только он обладает сознанием.

Теперь закономерно будет определиться с тем, а является ли каждый человек личностью.

Первый шаг на пути к становлению личностью — это понимание человеком самого себя, отделение своего «я» от других людей.

Например, едва научившись разговаривать, совсем маленькие дети говорят о себе в третьем лице: «Вася хочет есть». Однако, чуть повзрослев, ребенок начинает отделять себя от окружающих и использовать местоимение «я».

Психологи утверждают, что это первый признак развивающейся личности. Тем самым практически любой человек является личностью (об исключениях вы узнаете в старших классах).

Но стоит заметить, что развитие личности не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к ней обществом.

Бывают случаи, когда личность не развита, не соответствует общественным нормам. Например, человек, который по своей лени совсем не умеет читать и писать к возрасту 12 лет. Или преступник, который нарушил закон, совершив кражу.

Эти люди остаются личностями, но степень развития этой личности несколько ниже.


{«questions»:,»items»:}},»hints»:}]}

Цели в личностном росте

Хоть личностный рост и направлен на проработку внутренних моментов, он обязательно находит отражение во внешнем мире. Одним из самых ярких признаков развития является реализация человеком собственных замыслов. Мобилизация внутренних ресурсов позволяет достигать поставленных целей экологичным путем, без нанесения вреда другим людям.

Однако можно посмотреть и с другой стороны. Процесс личностного роста нельзя представить без постановки соответствующих задач. По сути, желание стать лучше уже является самостоятельным намерением. То есть следование определенной цели обеспечивает развитие человека, и наоборот. Но иногда намеченные планы не требуют проработки личностных качеств. Тогда саморазвитие выступает в качестве базиса, помогающего достичь успеха в этом деле.

К примеру, если человеку необходимо прокачать навык убеждения, ему не требуется проработка каких-либо нравственных качеств. Но на многих тренингах обучение данной способности будет преподноситься как личностный рост. В зависимости от того, что подразумевается под развитием, прокачка этого навыка будет или не будет являться личностным ростом.

Если умение убеждать — одно из условий для формирования цельной и гармоничной личности, развитие должно происходить в соответствии с определенными принципами. В случае, если человек отстаивает собственную точку зрения, прибегая к манипуляциям, запугиваниям и давлению, это не имеет никакого отношения к самосовершенствованию.

Как уже было сказано, личностный рост неразрывно связан с принципом экологичности. В данном контексте цель совсем не оправдывает средства, особенно если используемые методы могут нанести вред окружающим.

К примеру, если человек планирует открыть собственное дело, то его целью является запуск данного проекта. При этом следует помнить, что бизнес невозможен без покупателей

Это значит, что нужно уделять внимание не только способам продвижения продукта, но и его качеству. Целью бизнеса должна стать продажа действительно необходимого и качественного товара, а не простое извлечение прибыли

Личностным ростом в данном случае будет ведение честной и достойной предпринимательской деятельности

Для этого достаточно не обманывать своих покупателей: продавать продукты с хорошим сроком годности, не выдавать подделку за оригинал, открыто говорить о всех характеристиках товара и пр.

Личностным ростом в данном случае будет ведение честной и достойной предпринимательской деятельности. Для этого достаточно не обманывать своих покупателей: продавать продукты с хорошим сроком годности, не выдавать подделку за оригинал, открыто говорить о всех характеристиках товара и пр.

Да и сама идея будущего бизнес-проекта должна быть экологичной. Не секрет, что сегодня предостаточно фирм-однодневок, которые исчезают с деньгами покупателей или партнеров. Да, это тоже бизнес, но ничего общего с нравственным развитием он не имеет.

Получается, личностный рост должен соответствовать определенным условиям. Недостаточно просто прокачать какой-либо навык — необходимо постоянно работать над своим характером и ценностями.

Личность – продукт социальных отношений

Каждый человек как индивид появляется по факту рождения. Личность и индивидуальность в нем формируется в результате социального взаимодействия. Личностью индивид может стать в разном возрасте, кто-то раньше, кто-то позже, но в уже сознательном возрасте, когда индивидуум сам принимает решения и отвечает за них.

Индивиды изначально заданы биологически, а для формирования личности необходим, прежде всего,  социум и обязательный процесс социализации. Понятие личности формировалось на протяжении долгих столетий. Довольно долго под личностью подразумевалась только социальная роль и значимость, занимаемая человеком в обществе. И чем важнее эта роль, тем значимей считалась личность.

Происхождение слова «личность» идет от устаревшего «личина», т. е. маска. Если сравнивать с латинским аналогом persona, он тоже в первоначальном значении обозначал маску. Но сегодня понятие личности имеет более расширенное значение, хотя основополагающим все еще остается социальная сущность человека.

Но понятие личности в обиходе сильно разниться с психологическим научным термином. Поскольку в повседневной жизни человека называют личностью, когда он обладает выдающимися характеристиками или достижениями. Кроме того, к ним можно отнести успех и силу, богатый опыт, определенный статус, вклад в социальную жизнь общества и пр.

Основные этапы развития

С точки зрения развития, первым уровнем является уровень индивида. Человек приходит в этот мир с заложенными уже конституциональными особенностями, нейродинамическими свойствами мозга, психофизиологическими функциями, которые в результате онтогенеза проявляются в темпераменте и задатках человека.

Далее по мере своей социализации индивид включается во всевозможные формы социальных взаимоотношений, усваивая таким образом новые правила и нормы, формируя социальное поведение. В результате этого социального развития у человека формируются характерологические особенности, направленность личности (мотивация, ценности, интересы, установки, мировоззрение), формируется личность. Личность реализуется в системе общественных отношений через статус (место в социальной структуре, закрепленное определенными правами и обязанностями), роли (функция статуса, ожидаемое поведение) и позицию (индивидуальная трактовка роли). Помимо общественного поведения, личность формирует также и наши собственные мотивы поведения, цели и ценности.

Совмещение биологического и социального начал человека происходит на уровне субъекта. Субъектность отражает сознательность, активность и деятельность. Именно через деятельность (игровую, коммуникативную и трудовую) человек как биологическое существо приобщается к социальному развитию. Любая деятельность всегда связана с целью. Соответственно человек как субъект должен обладать совокупностью таких свойств, которые позволяют ему осуществлять целеполагающую деятельность. Более того, субъектность человека определяется именно его авторскими решениями, способностью самостоятельно ставить цели и продумывать пути их достижения.

Таким образом, человек как биологическое существо посредством сознательной и активной деятельности развивается социально, проявляя таким образом свою биосоциальную природу.

Интегральным же уровнем развития этих 3-х составляющих является индивидуальность. Как писал Б. Г. Ананьев:

Индивидуальность совмещает в себе проявления всех предыдущих уровней, это совокупность всех физиологических, психологических и социальных свойств человека, в проявлении которых отражается его уникальность и неповторимость. Индивидуальность формируется в течением жизненного пути личности, на котором она проявляет свои субъектные качества, реализуя авторские и творческие выборы и принимая решения, за которые она несет ответственность. Таким образом, индивидуальность — это параметр, который отражает то, как человек реализует заложенные в нем задатки и особенности через взаимодействие и преобразование окружающей его среды с помощью творческих и самостоятельных решений.

Структура

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

Сильная личность: примеры всемирно известных людей

Сильная личность: какие известны примеры? История знает множество людей, перевернувших ход развития стран, повлиявших на развитие социально –экономических и культурных процессов. 

  • Чингисхан. Человек железной хватки и строжайшей дисциплины. Только благодаря личностным качествам сумел завоевать множество государств и создать могущественную империю.
  • Наполеон Бонапарт. Человек, не имеющий выдающихся внешних данных, но упорством и целенаправленными действиями добившийся упрочения Франции на мировой арене и завоевания многих государств.
  • Петр I. Российский император, сумевший внедрить в России множество новшеств. Трудолюбие, дисциплина, принципиальность в государственных вопросах и делах позволили Петру Алексеевичу сделать Россию сильной мировой державой, завоевать стратегические выходы к морям и подчинить ряд иностранных приграничных городов. При Петре Первом русские армия и флот получили мировое признание.
  • Екатерина II. Немецкая принцесса, сумевшая не просто занять трон императрицы, но и вывести Россию вперед в экономическом плане на мировом уровне. Полюбив чужую страну и народ, Екатерина Алексеевна вошла в историю России как Великая императрица.
  • Ник Вуйчич —  человек со сложнейшим заболеванием, не имеющий конечностей, но сумевший добиться многого в жизни. Ник – автор книг по самосовершенствованию, прекрасный оратор и бизнес-тренер, занимающий высшие строки рейтинга успешных людей современности.
  • Владимир Путин – один из сильнейших деятелей мировой политики.

Дисциплина, самоанализ и саморазвитие – главные качества, влияющие на формирование личности. Сильные личности способны изменить свою жизнь к лучшему, они знают, чего хотят и планомерно действуют на пути к цели.

Черты и свойства личности

Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).

Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.

Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности

В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.

Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.

Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:

к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)

Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.

Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).

Эмоции

Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе

Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.

Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.

Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.

Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.

Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.

Структура личности

Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.

  1. Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
  2. Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
  3. Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
  4. Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.

В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.

Личность и ее социализация

Личностное развитие – неотъемлемая часть общечеловеческого развития. В практической психологии данная тема, как правило, считается основополагающей, хотя понимается весьма противоречиво. Но каждому индивиду необходима социализация, чтобы произошло полноценное развитие личности.

Для социализации ребенок проходит несколько этапов:

  1. Социализация в семье. Только родители объясняют ребенку правила поведения, прививают качества и учат, как действовать в разных ситуациях.
  2. Социализация в образовательных учреждениях (сад, школа, секции и различные кружки). Прежде всего, в этих заведениях дети учатся общению и взаимодействию с другими индивидами. Более того, они приобретают новые знания, учатся успеху и неудачам. Но подобная социализация выступает более жесткой средой для индивида, нежели семья.
  3. Социализация среди сверстников. Прежде всего, взаимодействие с ровесниками обеспечивает максимальную социализацию ребенка. Поскольку в процессе общения со сверстниками ребенок познает сферы, не доступные для обсуждения в кругу семьи. В результате у индивида активно развивается, видоизменяется и корректируется мировоззрение.

Личностное развитие может протекать в качестве естественного, либо целенаправленного и осознанного процесса. Причем результаты будут существенно различаться. Более того, в ходе развития человек не только развивается сам, но и помогает развиваться другим индивидам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: