Описание согласных звонких и глухих звуков в русском языке, чем они отличаются

Описание согласных звонких и глухих звуков в русском языке, чем они отличаются

Еще полезные статьи для 1 класса

Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.

Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успешной учёбы!

Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.

Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

Что такое согласные звуки

Чтобы различить гласные и согласные, нужно обратить внимание на то, как звук образуется. Когда человек произносит гласный звук, воздух выходит свободно

Поэтому в звуке нет шума. Друг от друга гласные отличаются положением губ при произношении. Всего в русском языке 6 гласных звуков

Когда человек произносит гласный звук, воздух выходит свободно. Поэтому в звуке нет шума. Друг от друга гласные отличаются положением губ при произношении. Всего в русском языке 6 гласных звуков.

Когда говорящий произносит согласный, выходящий воздух встречает преграду. Потенциальных преград в речевом аппарате много: язык, зубы, мягкое нёбо и т.д. Поэтому согласных звуков гораздо больше, чем гласных — 36.

Они делятся на твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Расскажем, как отличать глухие согласные от звонких.

Глухие согласные состоят только из шума. Когда человек произносит глухой звук, голосовые связки не двигаются. Если положить ладонь на горло спереди и произнести глухой звук, вибрации не будет.

К этой группе звуков относятся: , , , , , , , , , .

Звонкие согласные состоят из шума и голоса. Голос добавляется потому, что голосовые связки колеблются. Если положить ладонь на горло и произнести звонкий согласный, можно почувствовать вибрацию.

Звонкие согласные это: , , , , , , , , , , .

Лента букв и звуков

Рассмотрим как устроена лента букв и звуков.

Основные правила:

  1. Красным цветом обозначены гласные буквы.

Необходимо понимать и знать:

  • Буквы А  Я обозначают звук . Звука я не существует!
  • Буквы О  Ё  обозначают звук . Звука ё не существует!
  • Буквы У  Ю  обозначают звук . Звука ю не существует!
  • Буквы Э  Е обозначают звук . Звука е не существует!

Поэтому гласных букв в русском алфавите 10, а гласных звуков только 6!

Далее на ленте букв располагаются согласные буквы.

2. В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки:

н м л р й’- непарные (в нижней строке под ними пустые окошечки) и

б в г д ж з – парные звонкие согласные (в нижней строке пара по глухости — звонкости).

В нижней строке находятся буквы, обозначающие глухие согласные звуки:

х ц ч’ щ’ — непарные глухие согласные (в верхней строке отсутствует пара) и

п ф к т ш с — парные глухие согласные (есть парная согласная в верхней строке).

3. Также согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами.

Напомню, что

а о у ы э – обозначают твёрдость, впереди стоящего согласного звука.

я ё ю и е — обозначают мягкость, впереди стоящего согласного звука.

4. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают.

Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены. Но нужно знать, что

ь — показатель мягкости впереди стоящего согласного звука.

ъ — показатель твердости впереди стоящего согласного звука.

5. Также необходимо знать еще  одно правило.

Йотированные гласные звуки

Йотированные гласные — это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Это гласные Е, Ё, Ю, Я

Я, Ё, Ю, Е– обозначают два звука только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

В 1 классе дети делают звуко-буквенный разбор, закрашивая в красный, зеленый и синий цвета ячейки, обозначающие звуки. Таким образом в 1 классе составляются звуковые модели или звуковые схемы  слов.

Условные обозначения:

Возможно кому-то будет легче, если перед ним будет алгоритм составления звуковой схемы.

Примеры заполнения звуковых схем в 1 классе

В 1 классе работать со звуковыми схемами удобно в тетрадке в клеточку. Дети печатают слово (дополнительно ставят ударение и делят на слоги), а далее прорисовывают звуковую модель. Как правило, первоклассники с удовольствием выполняют такое задание.

По программе “Школа России” слияние гласного звука с согласным обозначается прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный. Суть от этого не меняется.

Первоклассникам можно давать задания, связанные со звуковыми схемами. Например, такие:

  • Составь звуковую модель слова
  • Подбери к каждому слову правильную звуковую схему
  • Исправь ошибки и т.д.

Во 2, 3 и 4 классах дети выполняют уже полноценный звуко-буквенный разбор. Более подробно читайте в статье «Фонетический разбор слов».

Советую купить или сделать самим (это несложно) ленту букв и звуков, чтобы эта полезная шпаргалка-помогалка была с ребенком не только в школе, но и дома.

Согласные звуки — что это и сколько их в русском языке

С какой бы интонацией не произносилось слово – тихо или громко, выпевая или коротко, звуки, составляющие слова, легко опознаются.

Однако букв в алфавите меньше – 33. Из них 2 символа обозначают мягкость или твёрдость произношения – мягкий и твёрдый знак. Из 31 литеры гласных букв 10, а согласных – 21.

Согласный — это звук, которые производятся голосом и шумом или только шумом.

Чтобы произнести гласную, задействуют только голос. Её можно не только проговорить, но и пропеть, так как при произношении рот не закрывают и воздух свободно выходит из лёгких, не встречая барьеров. Разницу в звучании гласных обеспечивает разное положение губ при произношении.

Чтобы произнести согласную, рот частично закрывают. Воздух сталкивается с препятствием и появляется характерный шум. Этот шум и есть согласная.

Звуки различают по разным признакам. Выделяют:

  • сонорные – участвует голос, губы образуют лишь небольшое препятствие: , , , , ;
  • шумные – образованные в большей степени шумом: , , , , .


Сонорные и шумные согласные

Шумные тона разделяются на 2 класса:

  • звонкие – согласные, при выговаривании которых участвует и голос, и шум: , , , ;
  • глухие – состоят в основном из шумов: , , , .

Другая классификация учитывает степень мягкости:

  • твёрдые – произносятся отрывисто, язык быстро прикасается к какому-то участку нёба;
  • мягкие – спинка языка изогнута и почти достигает нёба, поэтому звук формируется несколько неопределённый.

Мультфильмы по теме

Чтобы малыш быстрее усвоил деление букв на гласные и согласные, можно предложить ему мультфильмы на эту тему. У нас на сайте вы найдете обучающие мультики, посвященные этой теме.

Логопед. Русский алфавит

В этом видео представлены звуки в русском языке на примерах звукоподражания. Этот прием позволит малышам отработать четкость произношения гласных и согласных звуков, ярче почувствовать разницу в их звучании. Звуки сопровождают яркие картинки с животными и явлениями природы. Смотреть мультфильм можно тут

https://youtube.com/watch?v=_bWieSGufYU

Учим и поем русский алфавит

Этот видео ролик содержит исполнение алфавита под музыку. Мелодия приятная, легко запоминается, а сама песенка сопровождается показом буквы и формы ее написания. Этот мультфильм может быть полезен ребятам любого возраста, так как он направлен не только на запоминания порядка букв, но и на отработку дикции. Смотреть мультфильм можно здесь 

Глухие согласные звуки

Существует общепринятое мнение, что петь согласные звуки невозможно. Однако авторы этого мультфильма ломают привычные стереотипы восприятия. Конечно, песней в полном объеме этот ролик назвать нельзя: скорее мы будем иметь дело с протяжным произнесением глухих согласных. Это чрезвычайно полезно для детской дикции, в которой постоянно просматриваются дефекты в произношении шипящих звуков. Чаще включайте своему ребенку этот мультфильм, чтобы он корректировал дикцию. Смотреть мультфильм можно тут 

Звонкие согласные звуки

Гораздо легче петь звонкие согласные звуки, хотя мы опять будем иметь дело не с пением, а с продолжительным произнесением звука. В образовании звонких согласных участвует голос, поэтому их без труда можно произнести нараспев. Этот мультфильм предлагает детям потренироваться в таком нехитром деле и познакомиться ближе со звонкими звуками. Смотреть мультфильм можно здесь 

Изучайте гласные и согласные звуки, ведь они составляют основу нашего алфавита!

Долгие согласные звуки

В русском языке согласные звуки различаются длительностью звучания. На письме они отображаются двумя согласными буквами. Есть два таких случая:

Слияние двух одинаковых звуков.

               ✓   Ванна, касса, масса, жужжать, аккорд, аллигатор.

Слияние разных звуков, при этом один из них обычно звучит как другой и можно сделать ошибку при их написании.

               ✓   Сшить — шить, отчитать — очитать, безжизненное — бежизненное, отцепить — оцепить.

ЭТО ВАЖНО!  Долгий мягкий глухой шипящий согласный звук обозначается одной буквой Щ:

Сильная и слабая позиции

Звуки в слабой позиции часто вызывают затруднение в написании, чтобы не допустить ошибок нужно знать правила их правописания.

Правописание согласных

               ✓   Снег — снега, просьба — просить, мороз — морозный.

ИСКЛЮЧЕНИЯ.  Свадьба, свадебный (хотя сват); отверстие (хотя отверзать); ноздри (хотя носы).

ПРИМЕЧАНИЕ. Правописание согласных в некоторых словах нельзя проверить этим правилом. Их нужно запоминать или проверять по словарю.

               ✓   Футбол, вокзал, оптом.

               ✓   Визг — визжать, брызгать — брызжу, ездить — езжу, поздний — позже.

ПРИМЕЧАНИЕ. Два ж пишутся в словах:

  1. Вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и образованных от них слов (можжевеловый, дрожжевой и т. д.).
  2. В корне слов жжёт, сожжённый, как результат чередования г // ж (жгу — жжёт).

               ✓   Булка — булочник, прачка — прачечная, пустяк — пустячный, горчица — горчичник, скворец — скворечник.

               ✓   Костный — кости, наездник — езда, здравствуйте — здравие, сердце — сердечный.

Если при проверке сомнительных беглых нет, значит они не пишутся в проверяемом слове.

               ✓   Чудес?ный — чудеса —чудесный. ужас?ный — ужасы — ужасный.

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ. Правописание некоторых слов нельзя проверить этим правилом, их нужно запомнить.

               ✓   Чувство, лестница (хотя лесенка), блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), словесный, ровесник, яства.

Правописание согласных в приставках можно посмотреть в статье «Правописание приставок» п. 2, 3, 4.

Признаки согласных звуков

И так, подведем итог и выделим из всего вышеперечисленного признаки согласных звуков.

  1. Образованы с помощью голоса и шума.
  2. При их произношении воздух встречает на пути препятствия — органы речи.
  3. Произносятся отрывисто и быстро, кроме шипящих и свистящих.
  4. Делятся на мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие.
  5. Некоторые звуки, в определенных случаях, имеют пары.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Гласных звуков в русском языке всего 6: , , , , , , а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я , Ё , Ю и Е . Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много

Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

  • П в словах «спать» и «спеть»;
  • Д — «дом» и «дядя»;
  • Ф — «факел» и «филин».

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем

Звонкие согласные звуки

Звонкая согласная вмещает в себя голос и небольшой шум. Последний возникает из преодоления барьера – положения языка, губ. К таковым причисляют:

  • парные звонкие – , , , , , ;
  • непарные – , , , , .

Все они имеют пару из мягких, за исключением .

Мягкость и твёрдость произношения зависит не от самой буквы, а от сочетания. Если за литерой следует мягкая гласная – ё, ю, я, то их комбинация произносится мягко. Согласная превращается в свою мягкую версию, в транскрипции она отмечается как литера с чёрточкой сверху, а стоящая дальше гласная обозначается как своя собственная твёрдая пара.

Пример:

  • пёстрый – ;
  • белый .

Если за литерой стоит твёрдая гласная – а, о, у, буква произносится твёрдо и коротко.

Орфоэпические нормы и ошибки речи

Орфоэпия — наука о нормах произношения отдельных звуков и их сочетаний, а также о закономерностях постановки ударения, один из важнейших разделов «культуры речи». Некоторые ученые определяют орфоэпию только как науку о произношении, выделяя нормы постановки ударения в отдельную науку акцентологию. Орфоэпические нормы – это и есть нормы произношения слов, морфем, предложений, а также ударений в них.

Для литературного русского языка   (т.е. того, как принято говорить в данную историческую эпоху) характерно:

  • аканье, т.е. произношение звука, близкого к /а/, вместо /о/ в безударных слогах (к/а/ рова)
  • иканье, т.е. произношение звука, близкого к /и/, вместо /е/ в безударных слогах ( произнесение слова леса как л /и/ са )
  • редукция гласных звуков в безударном положении (т.е. изменение качества гласных звуков в безударном положении – так, в слове «мама» безударный /а/ не то же, что /а/ ударный)
  • оглушение/ озвончение согласных звуков (например, звонкого согласного в конце слова – дуб – ду/п/).

Русскому языку свойственны три стиля произношения (в зависимости от коммуникативной ситуации):

  • высокий (нОктюрн, пОэт, например, при чтении стихов)
  • нейтральный (нАктюрн, пАэт)
  • низкий/ разговорный (тыща, щас)

Нормы произношения так же, как и других нормы, изменяются

  1. Старшая норма: Коне/ш/но
  2. Младшая норма: коне/ч/но

Нормы произношения гласных звуков

  • иканье
  • произношение безударных гласных после ж, ш, ц : звуки /э/, /и/ произносятся как /ы/ — ш/ы/лка (шелка), ж/ы/л ток (желток), звук /а/ произносится как /э/ — ш/э/гать
  • сохранение О безударного в иностранных словах (бОа, бОлеро, радиО). Надо сказать, что эта норма уходит (мы уже говорим вЪкзал, рЪман). Ъ здесь обозначает очень короткий звук, несводимый ни к /а/, ни к /о/.
  • произнесение звука э в разных положениях как э, и, ы, ъ (тЭндЭр, Итаж, бут/ы/рброд, мод/ъ/рнизация)

Нормы произношения согласных звуков

  •  произношение звука /в/ в окончаниях прилагательных (сине/в/о)
  •  произношение твердого согласного перед /е/ — стенд, пюре, реквием (старшая норма требовала произносить согласные мягко). (Допускается двоякое произношение в словах – террорист, кредо, декан. НО только мягкий согласный звук произносится словах беж, брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, крем, фен)
  • старшая норма требовала произносить ж, ш мягко в словах дрожжи, вожжи, жужжат, визжать, позже, до/жж/и. Теперь допустимо произносить твердые ж, ш так же, как и в других словах русского языка
  • произношение сочетание ЧН как /шн/ и как /чн/. Тенденция произносить /чн/. (Проверьте себя. Сохраняете ли вы произношение /шн/, как его рекомендовали словари недавних лет в словах: горчичный, двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница, лавочник, подсвечник, порядочный, собачник, стрелочник, будочник. В словах сердечный, шапочный, молочный возможно двоякое произношение в зависимости от смысла).
  • звук Г может произноситься как /к/ — ко/к/ти или как /х/ — ле/х/кий. В слове Бог произносится /х/ — Бо /х/

Нормы ударения

Довольно часто производное слово, т.е. слово, образованное от другого слова, сохраняет ударение того слова, от которого образовано: обеспечить – обеспЕчение, светить – свечЕние.

  1. Равноправные, т.е. можно произносить по-разному: бАржа – баржА, Иначе- иначЕ, острОта – остротА, родИлся – родилсЯ
  2. Колеблющиеся, т.е старшая норма уходит, а новая еще не устоялась: шевЕлит- шевелИт, глубОко – глубокО, заснЕженный – заснежЁнный
  3. Общеупотребительные – профессиональные, т.е. так, как принято говорить и как говорят на профессиональном жаргоне: добЫча – дОбыча (у шахтеров), шассИ – шАсси (у летчиков), осуждЁнный – осУжденный (у юристов)
  4. Литературные – просторечные, т.е. так, как принято говорить у образованных людей, и так, как говорят необразованные городские жители: каталОг – катАлог, квартАл – квАртал, красИвее – красивЕе.

Внимание! Ударение в глаголах. Только занЯть, принЯть, начАть!!!

Как относится к нормам произношения и ударения?

Надо понимать, что мы говорим так, как говорит или говорило наше окружение, так мы привыкли. Все иное воспринимается как странное.

Менять или не менять произношение, если мы вдруг узнали, что говорим неправильно. Каждый решает это для себя сам, хотя иногда правильного произношения требует профессия (диктор, учитель, журналист, актер и др.) В прочем, существует история об одном советском академике. История иллюстрирует дифференцированный подход к нормам. Произошла она очень давно.

Этого академика спросили, как он говорит пОртфель или портфЕль. Он ответил: «Это, смотря, где я буду. В родной деревне скажу пОрфель, иначе будут думать, что я зазнался. На заседании Академии наук скажу портфЕль, иначе академик Виноградов будет морщиться».

Развитие речи

Дорогие ребята! Наш кот решил написать сказку про алфавит. Помогите ему вставить слова в текст, который он сочинил.

Как котята в школу ходить не хотели

Жили-были кот Борис и кошечка Маруся. Они были дружные. Как-то родились у них котята. Подросли, а в школе учиться не хотят. Спрашивает мама-кошка, как называются

все буквы русского языка, а они не знают. Кот говорит: «Все буквы по порядку стоят – это …!» А мама-кошка говорит, что всего букв … штуки. Котенок как заорет: «Аааа!»

Но папа обрадовался, это же … буква в алфавите, и это … буква. Заворчал второй котенок: «Ррррр». Только мама ему объяснила, что такие звуки называются … .Котята наперебой стали галдеть, да слушать, что им папа с мамой говорят. И тут свершилось чудо. Котятам стало очень любопытно, какие еще буквы бывают. Обрадовались родители и послали их опять в школу. Только с тех пор котятки учатся на одни пятерки. В школу ходят с удовольствием и все учат.И даже стали помогать другим котятам. Всем объясняли, как это интересно учиться и узнавать новое. Борис и Маруся уж и никак не нарадуются таким переменам. И с детками больше играть и развлекаться стали. Заслужили!

Стали все жить радосто, долго и счастливо.

Ответ:

Алфавит, 33, первая, гласная, согласными.

Итог урока

Мы с вами узнали много нового и интересного. Во-первых, научились отличать гласный от согласного. Узнали, что такое озвончение и оглушение звука. Познакомились с глухими, звонкими и сонорными согласными. А также понаблюдали за мягкими и твердыми согласными звуками. Но наши мышки никак не успокоятся, интересно что же они так упорно хотят найти?

Мыши весь урок искали сокровище и не заметили, что клад – это знания! Посмотрите, какое удивительное послание они написали коту Леопольду. Ничего ли не напутали наши удивительные мышата?

Помоги им исправить ошибки.

Кот спрятал клад в одном из городов. Выполним задание и узнаем, где нужно искать.

Ответ: Москва, Минск, Кемерово, Амур, Миша, Маша, Артем, Роман, Амазонка и т.д.

Вы большие молодцы! Всегда помните, что главное в мире — дружба. Когда мыши и кот подружатся, то они точно смогут помочь друг другу изучить алфавит!

Ребята, давайте жить дружно! И тогда у нас точно все получится!

О. Наумова «Зашумленные тексты для чтения и пересказа»

Навык качественного чтения и письма зависит от состояния зрительного восприятия и внимания ребенка.Чем лучше ребенок распознает зрительные образы, тем лучше он читает и грамотнее пишет.

Работа с зашумленными текстами максимально включает в работу мозг ребенка и в разы увеличивает продуктивность занятий. При этом идет развитие образного мышления, внимания, памяти, умение понимать прочитанное.

В книге вы найдете:

  • Зашумленные тексты с вопросами;
  • Тексты с вопросами для чтения, пересказа, проверки техники чтения;
  • Методику работы с зашумленными текстами;
  • Варианты проработки с максимальной продуктивностью;
  • Упражнения для развития речи и понимания прочитанного.

В результате у ребенка:

увеличивается скорость чтения;
развивается внимание и память;
вырабатываются навыки осознанного чтения;
развиваются навыки самоконтроля;
развивается речь;
уменьшается количество ошибок при письме;
облегчается процесс написания изложений и сочинений;
улучшение учебных показателей.

Подходит для индивидуальных и групповых занятий.Удобна для распечатывания и использования.

Серия книг «Зашумленные тексты» состоит из трех частей.Тексты отличаются количеством слов, сложностью и степенью зашумленности.Желательно проработать по всем трем уровням сложности.

Количество слов в текстах 25-55. Простая шумовка.

Количество слов в текстах 35-75. Наклонная шумовка.

Звуковой состав русского языка

Все звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные и согласные различаются акустическими и артикуляционными признаками: 1) гласные — это тональные звуки, согласные образуются с участием шума; 2) гласные — это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы — , , щель между языком и твердым нёбом — и т.д.); 3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации; 4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда; 5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, так как ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду; 6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовать слог.


В этом противопоставлении гласных и согласных звуков речи промежуточное положение занимают сонорные согласные, которые частью признаков сближаются с согласными (образование с помощью преграды, дифференциация по способу и месту образования, наличие шума), а частью — с гласными (преобладание тона, способность образовывать слог).

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: , , , , , . Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук

Глухой/звонкий

Твердый/мягкий

Парный/непарный

б

звонкий

твердый

парный

в

звонкий

твердый

парный

г

звонкий

твердый

парный

д

звонкий

твердый

парный

ж

звонкий

твердый

парный

з

звонкий

твердый

парный

к

звонкий

твердый

парный

л

звонкий

твердый

парный

м

звонкий

твердый

парный

н

звонкий

твердый

парный

п

глухой

твердый

парный

р

звонкий

твердый

парный

с

глухой

твердый

парный

т

глухой

твердый

парный

ф

глухой

твердый

парный

х

глухой

твердый

парный

ц

звонкий

твердый

непарный

ч

глухой

мягкий

непарный

ш

глухой

твердый

парный

щ

глухой

мягкий

непарный

й

звонкий

мягкий

непарный

б’

звонкий

мягкий

парный

в’

звонкий

мягкий

парный

г’

звонкий

мягкий

парный

д’

звонкий

мягкий

парный

з’

звонкий

мягкий

парный

к’

звонкий

мягкий

парный

л’

звонкий

мягкий

парный

м’

звонкий

мягкий

парный

н’

звонкий

мягкий

парный

п’

глухой

мягкий

парный

р’

звонкий

мягкий

парный

с’

глухой

мягкий

парный

т’

глухой

мягкий

парный

ф’

глухой

мягкий

парный

х’

глухой

мягкий

парный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Гласные и согласные звуки и буквы

Для начала разберемся, сколько всего букв содержит русский алфавит. Всего их 33. Все они делятся на две большие группы: гласные и согласные.

Только мягкий и твердый знаки мы не можем отнести ни к одной из групп: они не обозначают звука, а служат для указания на твердость или мягкость предыдущего звука.

Таблица с карточками гласных и согласных букв в русском языке.

Гласные звуки

Гласные звуки произносятся легко, нараспев. Это возможно благодаря тому, что при артикуляции во рту не образуется преграда для воздушного потока.

Ударные и безударные

Гласные звуки бывают ударные и безударные. Ударные гласные звуки в слове выделяются голосом. Благодаря ударению мы понимаем смысл слова. Есть слова, в которых смысл зависит только от постановки ударения, например: зАмок- замОк. Безударные звуки произносятся не так четко, так что на письме безударные звуки мы проверяем ударением.

Сколько согласных букв и звуков в русском языке?

Согласные звуки образуются благодаря преграде, возникающей во рту во время прохождения воздушного потока. Роль преграды могут играть зубы, язык, губы, в зависимости от характера преграды согласные подразделяются на множество групп, например, губные, зубные и т.д.

Также согласные делят на твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Твердые и мягкие

Твердые согласные произносятся более грубо, мягкие же звучат изящнее и смягчаются рядом стоящим гласным или на письме с помощью мягкого знака. В транскрипции мягкие звуки обозначаются рядом стоящим апострофом. Например, в слове ДОМ буква «д» звучит твердо, а в слове ИДЁМ – мягко. Мягкие и твердые согласные представлены в таблице.

Глухие и звонкие

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, в то время как в формировании твердых звуков участие голоса необходимо. Звонкие и глухие звуки, как правило, образуют пару, например: Б-П, В-Ф и т.д. Существует лишь несколько звуков, у которых нет пары по глухости-звонкости: Щ, Ц, Й, Р, Л, М, Н.

Полностью рассмотреть глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные, а также ударные и безударные гласные поможет таблица, представленная на нашем сайте. Ее можно повесить в классе, где дети приступили к более подробному изучению русского алфавита. Также вполне резонно будет повесить таблицу на видном месте дома, если малыш начинает изучать буквы.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Среди согласных звуков есть парные по глухости — звонкости.

Звуки в парах похожи всем кроме присутствия голоса. Если произнести по очереди парные звуки, то язык, губы и другие части речевого аппарата останутся в том же положении. Разница будет только в работе голосовых связок: при произношении звонкого звука они будут колебаться.

Таблица парных по глухости — звонкости согласных

Обозначение

На письме парные по звонкости звуки часто обозначаются буквами своих пар. Это может происходить, когда звук находится в слабой позиции.

Если звук стоит в конце слова или перед другим согласным, то в устной речи он может заменяться парным по звонкости.

Чтобы не допускать ошибок в написании парных звуков, нужно опираться на правила.

Звонкие и глухие согласные – как объяснить ребенку

Когда и как выговаривают звучные и глухие звуки, ребёнку объяснять не нужно. Он слышит речь постоянно и быстро усваивает правила оглушения слова на конце или правильное сочетание в корне. Однако такое восприятие не помогает писать правильно.

Чтобы определить, какой же звук произносится и как его обозначить, делают так.

  1. Закрыв руками уши произносят , а потом . Когда проговаривают , голос хорошо слышен. Задействуются голосовые связки и создают вибрацию, она отдаётся звоном в закрытых ушах. Если вибрация есть – тон звонкий, если нет – глухой.
  2. Можно сделать иначе. Произнести и , прикладывая ладонь к шее с правой или левой стороны. Когда говорят звучную гулкую букву, шея под рукой вибрирует, а когда глухую – нет.

Но если проговаривать слово можно по-разному, то записывать нужно по правилам. Ребёнок должен уяснить разницу между звуками и буквами, запомнить, который из них называется глухим или звонким.

Обучают этому постепенно. Сначала малыш учится различать произношение на слух, как в вышеописанном примере. Затем разбирается, что такое звонкие и глухие буквы.

Согласные можно запомнить вот таким вот стишком:

  • звонкие — «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ»;
  • глухие — «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!».

В ход идут цветные таблицы, где парные и непарные символы выделяют разными цветами. А еще лучше предложить ребёнку самому нарисовать схему.


Так ребенок может сам обозначить, где звонкий согласный, где глухой, и найти пару

Закрепляют урок игрой. Расселяют глухие и звучные звуки по домикам разного цвета, составляют слова, используя кубики. Полезно предложить ребёнку или дать ему самому поискать слова, которые при разном произношении меняют смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: