Изменение шипящих и ц в древнерусском языке

Изменение шипящих и ц в древнерусском языке

Алфавит

Язык — важное изобретение человечества. И каждый народ, создавший свой собственный язык, имеет свои особенности, присущие только этому народу

На определенном этапе развития общества, используемого нацией, возникает необходимость записывать звуки речи, которые объединяются в слова и предложения. Так возникла письменность и одновременно алфавит. То есть, набор всех букв, используемых в письменности, в строгом порядке.

Русский алфавит состоит из 33 букв и имеет следующий формат:

Алфавит является основой любого языка и необходим каждому, кто его изучает. Он составляет основу русского алфавита и является основой для изучения всех языков. Может ли человек научиться говорить на алфавите? Но помимо умения формулировать свои мысли, необходимо также научиться читать и писать. А это невозможно сделать без знания алфавита.

Сегодня в распоряжении детей есть множество различных инструментов для изучения алфавита. Вы можете купить специальные карточки, магниты или небольшой буклет, который ребенок сможет брать с собой на прогулки или в гости.

В компьютерный век электронные устройства также могут помочь в изучении алфавита. Вводите буквы в текстовые приложения и называйте звуки, которые они обозначают. Вы можете дать волю своей фантазии и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте свой собственный алфавит, который интересен вашему ребенку. Это делает процесс обучения более быстрым и эффективным.

Классификация звуков в русском языке

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков, которые находятся под ударением, существует всего шесть:

  • А;
  • У;
  • О;
  • Э;
  • Ы;
  • И.

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.

Если говорить о соотношении шума и голоса при образовании согласных, то классификация выглядит таким образом:

  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ — только мягкими.

Твердые и мягкие, парные, непарные

Все буквы русского алфавита, кроме гласных (а, о,у, э, ы, е, ю, я, ё, и), а также твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков являются согласными. Только согласные звуки могут делиться на мягкие и твердые.

Например, {б}–{б´}: болт-бита, {д}–{д´}: дуб – дело. В первом случае согласный звук твердый, во втором — мягкий.

По твердости-мягкости согласные составляют пары. Таких пар получается 15. Не имеют пару согласные – {ц}, {ж}, {ш}, {ч}, {щ}, {й}. Их в связи с этим называют непарными.

Среди непарных 4 согласные при произношении шипят, то есть являются шипящими. Это – {ж}, {ш}, {щ}, {ч}. При этом {ш} и {ж} всегда твердые, а {щ} и {ч} всегда мягкие. Это нужно просто запомнить.

Таким образом, {ш} и {ж} являются твердыми непарными шипящими согласными звуками.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

Далее предлагается работа с учебником следующего характера:

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.

Фонетические характеристики шипящих звуков

Поэтому каждый звук имеет свои особенности. Чтобы объединить информацию, мы должны проанализировать все четыре отдельно, не упоминая в классификации, что это свистящие звуки:

  • ж – твердый непарный, звонкий парный.
  • ш – твердый непарный, глухой парный.
  • ч – мягкий, глухой, непарный.
  • щ – мягкий, глухой, непарный.

Какие трескучие согласные звуки являются мягкими, запишите их.

Напишите буквы, которые могут обозначать а) твердые и мягкие согласные : б) только твердые согласные в) только мягкие согласные.

Embankment noun линия(и) красивая две линии Подчеркивание периметра волнистой линией внутри. Слово sea одна строка существительное время суток одна строка существительное типа hot две строки ветви типа big.

A) пара B) шутка C) стихотворение.

1 система. Солнце светит. Нарратив. Схема 2. Девушка делает зарядку. Повествование. Диаграмма 3. С яблони упало сочное яблоко. Повествование. 4Схема. Мальчик думает о своих маме и папе. Повествование. 5Система. П…

Жила-была бедная старушка. Она была настолько бедна, что иногда ей не из чего было печь хлеб. У нее также была соседка, злая женщина, которая постоянно упрекала старуху в ее бедности. Вдруг сосед заметил, что она приносит хлеб.

1. звуки речи 2. сами звуки 1. песня 2. басня 3. окончание.

Roses — noun, cover — verb, on — preposition, winter — noun, because — adverb, that — adverb, shoots — noun, uncovered — adjective, snow — noun, freeze — verb, at — preposition, low — n…

Начнем с основных компонентов предложения. 1) Лес красив 2) Листья разноцветные 3) Листья разбросаны 4) Видны шапки, а теперь определение и дополнение. Дополнение (существительное) — 1) дни, 2) цвет, 3) -, 4) -. Определение (в данном случае это прилагательные) — 1).

Прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг прероллинг.

Решение находится в приложении. Все остальное правильно.

Раз — вед — чи — ки | p a v * e ch * i k * и | 4 слога p (p) кон., ин. Мазь., cv. нет пары. a (a) гласный, id., h (s) conjunction, num. Парн., гласный. Парн., in (in) conjunction, in. Парн., мягкий. Парн., e (э) гласный, уд., dh(h) conj.

2000-2022. Полное или частичное воспроизведение без указания источника запрещено. 16+ Этот сайт защищен технологией reCAPTCHA и на него распространяется Политика конфиденциальности и Условия использования Google.

Особенности употребления «ж» и «ш» в словах

Итак, рассмотрим каким образом эти звуки проявляют себя в словах. Произведем звукобуквенный разбор.

Шорты – {ш о р т ы}. Здесь звук {ш} стоит рядом со звуком {о}. Сомнений в произношении и написании не возникает.

Шёпот – {ш о п а т}. Так как звук {ш} всегда твердый, звук {е} не способен его смягчить, как, например в слове «дети», где {д´} становится мягким. Сомнения возникают при выборе между «ё» и «о». В данном случае для проверки написания подбираем однокоренное слово с «ё» или «е» (шептать).

Что касается звука {ж}, то здесь действует то же правило. Только следует различать корни – жёг и –жог. Для выбора правильного написания обращаемся к контексту.

Например, «Петя ожёг руку». В данном контексте имеется в виду, действие. «Ожёг» — это глагол, поэтому пишется «ё». «У отца был сильный ожог». Тут слово «ожог» — это существительное и пишется оно с «о».

Еще одно правило: «жи-ши всегда пишем через И». Имеется в виду, что после «ж» и «ш» не может писаться «ы». А в целом исключения составляют:

  • иноязычные слова (фишю, жюри);
  • иноязычные имена (Жюль);
  • аббревиатуры (межюрбюро).

Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том
как они правильно произносятся, о их происхождении.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим
и слышим. Гласных звуков — 10, согласных — 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот
согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной
школы хорошо помню правило о шипящих: «жи-ши» пиши с «и», «ча-ща» пиши с «а», «чу-щу»
пиши с «у», тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)

Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы:
Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы «Ж» и «Ч» являются звонкими согласными, две другие буквы «Ш» и
«Щ» — глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково —
они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести
не удастся (сравните, например, с произношением буквы «М» — ее можно «проговорить»
и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу,
оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или
щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв.
Воздух при этом выдыхается. При произношении звука «жжжжж» включаются голосовые
связки, поэтому этот звук получается более громким.

Щипящие согласные — согласные , , а также ,
называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке
Ш. с. , , исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации
(см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: «chj, «sj>$», *gj, «zj,
«dj>z\ «kj», «tj>c» . Исконная мягкость \ш»], , [ч»\ обусловливала то, что в
памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими
гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть;
несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться
и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные
[и/»], , не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать
написание гласных.

Что это за звуки и как их произносить

Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук , который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек
.

Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.

Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – . Так, появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При поднимается средняя часть языка, а при к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.

История возникновения шипящих и аффрикат

Для понимания процессов, лежащих в основе отвердения данных согласных фонем, необходимо обратиться к истории их возникновения.

На этапе существования общеславянского единства фонетическая система не знает такого явления, как полное смягчение согласных перед гласными переднего образования. В языке существуют только полумягкие согласные, а исконно твердые, оказавшись в фонетической позиции, где они сталкиваются с отличным для них по артикуляции звуком $$, подвергаются преобразованию.

Так, фонемы ″g, ″k, ″h в результате смягчения (палатализации) изменяют место и способ образования, превращаясь соответственно в $$, $$ и $$. Эти процессы были наиболее ранними, но нашли отражение в чередованиях, которые регистрируются в современных словах: нога – ножной, пеку – испечь, верх – вершина. В дальнейшем заднеязычные еще раз пережили позиционное смягчение перед гласными переднего образования, так появился звук $$.

Таким образом, изначально данные согласные возникли в языке как мягкие фонемы, поэтому после них на письме не могли употребляться гласные непереднего образования.

Дальнейшая история этих фонем связана с их отвердением, начавшимся после перестройки системы консонантизма. Однако данный процесс происходил неравномерно и затронул не все диалекты и говоры. Известно, что в севернорусских диалектах до сих пор существует мягкая фонема $$, хотя нормой литературного языка является ее твердый вариант. В других восточнославянских языках, например, в украинском, данный звук имеет коррелят по признаку твердости / мягкости. Отвердение звука произошло в особых фонетических условиях (перед звуком $$), в других же случаях он сохранил свою мягкость, что отражается и на письме: хлопець, Горобець (фамилия), Стецько (фамилия), криниця, акацiя и др.

В некоторых русских говорах сохранились слова, отражающие исконную мягкость шипящих, хотя в целом и для диалектов характерно употребление твердых фонем.

Звук $$ в русском языке (как в литературном варианте, так и в говорах) остался мягким, но в других восточнославянских языках отвердел.

Примечания[править | править код]

  1. Бондарко Л. В. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  2. Иванов В. В. // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; Издательский дом «Дрофа», 1997. — С. 632. — 721 с. — ISBN 5-85270-248-X.
  3. Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Гордина М. В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., испр. — СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ, Издательский центр Academia, 2004. — С. 44. — 160 с. — ISBN 5-8465-0177-X. — ISBN 5-7695-1658-5.
  4. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — 2-е изд, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1976.
  5. Кедрова Г. Е., Потапов В. В., Егоров А. М., Омельянова Е. Б. . Русская фонетика (учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ).  (Дата обращения: 23 марта 2014)
  6. Кедрова Г. Е., Потапов В. В., Егоров А. М., Омельянова Е. Б. . Русская фонетика (учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ).  (Дата обращения: 23 марта 2014)
  7. Князев С. В., Моисеева Е. В., Шаульский Е. В. . Фонетика русских диалектов (учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ).  (Дата обращения: 23 марта 2014)
  8. Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Гецова О. Г. и др. Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 67—68 с. — ISBN 5-7695-2007-8.
  9. Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Гецова О. Г. и др. Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 68—70 с. — ISBN 5-7695-2007-8.
  10. Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. — 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 62. — ISBN 5-354-00917-0.
  11. Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Гецова О. Г. и др. Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 62—66 с. — ISBN 5-7695-2007-8.
  12. Князев С. В., Моисеева Е. В., Шаульский Е. В. . Фонетика русских диалектов (учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ).  (Дата обращения: 23 марта 2014)
  13. Князев С. В., Моисеева Е. В., Шаульский Е. В. . Фонетика русских диалектов (учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ).  (Дата обращения: 23 марта 2013)
  14. Князев С. В., Моисеева Е. В., Шаульский Е. В. . Фонетика русских диалектов (учебные материалы на сайте филологического факультета МГУ).  (Дата обращения: 23 марта 2013)
  15. Тихомирова Т. С. // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  16. Тихомирова Т. С. // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 7. — ISBN 5-87444-216-2. (Дата обращения: 23 марта 2014)
  17. Halina Karaś.  (польск.). Gwary polskie. Przewodnik multimedialny pod redakcją Haliny Karaś (30 ноября 2009).  (Дата обращения: 23 марта 2014)
  18. Popowska-Taborska H. Kaszubszczyzna. Zarys dziejów. — Warszawa: PWN, 1980. — С. 25. — ISBN 83-01-00587-4.
  19. Ермакова М. И., Недолужко А. Ю. Серболужицкий язык // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 7. — ISBN 5-87444-216-2. (Дата обращения: 23 марта 2014)
  20.  (Дата обращения: 23 марта 2014)
  21. Кречмер А. Г., Невекловский Г. // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 9. — ISBN 5-87444-216-2.
  22. Кречмер А. Г., Невекловский Г. // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 11. — ISBN 5-87444-216-2.
  23. Кречмер А. Г., Невекловский Г. // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 10. — ISBN 5-87444-216-2.

Способы постановки фонемы Ш

Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:

  1. Постановка от фонемы «с». В момент произношения звука язык поднимается медицинским зондом , похожим на шпатель. Также можно использовать любую стерильнуюпалочку . Когда звук «ш» появитсяизолированно , нужно пытаться его выговорить без посторонней помощи.

  2. Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
  3. Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.

На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.

Характеристика шипящих звуков

Все шипящие звуки – согласные, так как для их образования нужно создать преграду во рту, то есть, особым образом расположить язык, преграждая путь звуку. Этим согласные отличаются от гласных.

Все шипящие – ротовые, переднеязычные, потому что образуются во рту с помощью передней части языка.

Звук Ж – звонкий, при его произношении вибрирует гортань, остальные шипящие звуки глухие – гортань не вибрирует.

По способу образования звуки Ж, Ш и Щ – щелевые, так как воздух проходит через созданную щель равным потоком, а вот звук Ч – смычно-щелевой, чтобы его получить, звук должен встретить преграду – смычку.

По твёрдости звуки Ж и Ш всегда твёрдые, поэтому существует правило на ЖИ-ШИ. Не нужно обозначать твёрдость буквой Ы, так как в любом случае эти слоги произносятся твёрдо. Звуки Ч и Щ, напротив, всегда мягкие. Отсюда популярное правило про ЧА-ЩА: нет необходимости писать Я для обозначения мягкости.

После ц пишется буква и или ы?

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать(и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных, например: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми .

3. В суффиксе прилагательных -ын , например: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день . Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно , например: Царицын, Голицыно .

 В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, например: Ципко , но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын , но Вицин, Ельцин, Цицин.

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, например: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати ;

б) в суффиксах иноязычного происхождения, например: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, например: блицинтервью, специнтернат, ЦИК .

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук Ш.

  • Боковой сигматизм

    проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей присутствуетдизартрия , мышцы языка плохо развиты.

  • Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах звук «ш» наглухой «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».

Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно. При плохой артикуляции

При плохой артикуляции

происходит снижение качества произношения звуков. Такжепри короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом.

Урок русского языка для 1 класса на тему «Шипящие согласные звуки»

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представление о твёрдых звуках и и мягких звуках и .

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Правописание букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слов

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите проверочные слова.

1) За тобою он плетётся,

Хоть на месте остаётся. (След.)

2) Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место. (Хлеб.)

3) Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф.)

4) Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,

Только носик прячет. (Гвоздь.)

— Как проверить написание слов с парными согласными на конце?

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 12 на с. 52—55; ТТ, тест 9 на с. 63—69; ПКР, задания на с. 64—68).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

— Какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь — не обозначает звука.)

(Учитель убирает мягкий знак.)

М, Н, К, Р, Ц, Ч, Б.

— А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч— обозначает шипящий согласный звук.)

— Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? Назовите их. (Щ, Ж, Ш.)

— Что вы о них знаете?

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О шипящих согласных звуках.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 1 (с. 104)

— Прочитайте.

— О чём этот текст?

— Каким автор назвал дождик? Объясните значение этого слова. (Безумный.)

— Произнесите все звуки в слове шальной.

— Какой звук обозначен буквой Ш? (Шипящий согласный.)

— Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

Упр. 2 (с. 104)

— Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

— Произнесите все звуки в словах.

— Назовите твёрдые шипящие согласные звуки. (, .)

— Назовите мягкие шипящие согласные звуки. (, .)

— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

— Что вы узнали?

Упр. 3 (с. 105)

— Прочитайте скороговорки медленно. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? (.)

— А во второй? (.)

— Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся твёрдо.)

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

— Прочитайте сведения о языке на с. 106.

— Дайте характеристику звукам , .

V. Физкультминутка

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Наклоны головы то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачивания.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так!

(Повороты туловища влево и вправо.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 4 (с. 106)

— Прочитайте скороговорки медленно.

— Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорки быстро.

— Какой шипящий звук повторяется много раз в первой скороговорке? (.)

— А во второй? (.)

— Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

— Прочитайте сведения о языке.

— Дайте характеристику звукам , .

Упр. 5 (с. 106)

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Выполните задание.

2. Словарная работа

(Учитель может использовать пособие (см. ОС, с. 50).)

— Запишите слово работа.

— Поставьте ударение, подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

(На доске записано предложение.)

Работа горит в руках.

— Когда так говорят? (Когда дело спорится, идёт быстро.)

— Назовите пословицы и поговорки со словом работа. (Всякая работа мастера хвалит. По работе еда вкусней. Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто. И др.)

— Подберите к слову работа близкие по значению слова. (Труд, занятия, деятельность.)

— Написание слова работа надо запомнить.

3. Работа по учебнику

— Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

— Что вы узнали?

Упр. 6 (с. 107)

— Прочитайте.

— Обсудите задание в парах.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 1 (с. 53)

— Назовите буквы и произнесите звуки, которые они обозначают.

— Выполните задание.

Упр. 2 (с. 53)

(Самостоятельное выполнение задания.)

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 нас. 50—52; СУ, задания нас. 52—54).)

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(«Проверь себя» (с. 107). Самостоятельное выполнение заданий.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие согласные звуки называются шипящими?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: