Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова: объясняем ребенку, как сделать правильно

Фонетический разбор слов: вдруг, низко, спальню, корней, солнцу

Состав слова

Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников

Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения

Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм:

  1. Напиши слово.
  2. Просклоняй его по падежам или проспрягай по лицам, числам. Конечные буквы, меняющиеся при этом, будут окончанием. Остальная часть слова — основа. Иногда встречается нулевое окончание.
  3. Подбери как можно больше родственных слов. Их общая часть называется корнем.
  4. Буквы, стоящие перед ним, являются приставкой.
  5. Между корнем и окончанием может стоять суффикс. Или несколько суффиксов, как в слове «учительница».
  6. Выдели графически все части в слове, перерисуй их условные обозначения ниже или рядом. Получилась схема.

Звуко-буквенный разбор слова: теория

Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.

Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов. 

Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.

Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.

Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.

Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.

В состав анализа входят: 

Подсчитывание количества букв
Определение числа звуков в слове
Постановка ударения
Распределение звуков на согласные и гласные
Классификация каждого звука
Составление транскрипции (графической формы слова)

Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей: 

Некоторые буквы не дают звук
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных

Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:

В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:

Придают мягкость Придают твёрдость
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» —  «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» —  

Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука. 

Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.

В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):

Звонкие непарные буквы Й’, Л, М, Н, Р
Глухие непарные Х, Ц, Ч’, Щ’ 
Звонкие парные Б, В, Г, Д, Ж, З
Глухие парные П, Ф, К, Т, Ш, С

Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).

Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )

При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:

Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;

Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;

Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;

Буквы и не дают звука; 

Удвоенные согласные сливаются в один; 

Ться произносится как ; 

Звуки и под ударением.

Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:

  • Ёлка;
  • Яблоко;
  • Ёж;
  • Юла;
  • Ехать.

Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.

Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:

  • Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
  • После гласной (Якутия, умею, объятия);
  • После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).

Но в этом правиле имеется исключение: 

Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и . 

Пример

Соловьи; Муравьи; Ручьи; 

Ульи; Плясуньи. 

Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать? 

При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак. Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже. 

Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже. 

Памятка фонетического разбора

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук : жираф ;
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка , сапог ;
  6. Звуки , только под ударением.

В каждом кабинете начальных классов есть лента букв и звуков. Желательно, чтобы она была и дома. Её легко распечатать или нарисовать самим. Как ей пользовать более подробно разобрано здесь.

Лента букв и звуков значительно облегчает освоение звуко-буквенного разбора.

Примеры выполнения

Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.

3-й класс

Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.

Пример:

Маяк – ма-як (ударение на второй слог)

– согласный, звонкий, твердый

– гласный, безударный

– согласный, звонкий, мягкий

– гласный, ударный

– согласный, звонкий, твердый

4 буквы, 5 звуков, 2 слога.

Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:

4-й класс

В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:

Жирный – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог

ж- – согл., зв. парн., тв. непарн.

и- – гласн., ударн.

р- – согл., зв. непарн., тв. парн.

н- – согл., зв. непарн., тв. парн.

ы- – гласн., безуд.

й- – согл., зв. непарн., мягк. непарн.

Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:

5-й класс

В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.

Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :

Слово «морковь»:

Слово «чернеют»:

Слово «береза»:

Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:

Звук и буква

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы: : Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я». Русский алфавит называют кириллическим, или кириллицей.

Буквы имеют строчный вариант (буква в строке не возвышается над остальными буквами) и прописной (буква отличается от строчной высотой). Нет прописного варианта у букв ъ и ь, а прописная буква Ы употребляется только в иноязычных именах собственных для передачи реального произношения (в начале русских слов звук не встречается).

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е), 21 буква предназначена для обозначения согласных звуков и условно называется согласной (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), ъ и ь не относят ни к гласным, ни к согласным и называют графическими знаками.

Согласных звуков, четко различающихся в русском языке (например, перед гласными), – 36: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , (в речи людей старшего поколения в отдельных словах, таких, как дрожжи, вожжи, брызжет и др., может произноситься долгий мягкий согласный ). Согласных звуков в русском языке больше, чем согласных букв (36 и 21 соответственно). Причина этого состоит в одной из особенностей русской графики – в том, что мягкость парных согласных звуков в русском языке обозначается не согласной буквой, а гласной буквой (е, ё, ю, я, и) или ь (мал  – мял , кон  – конь ).

Гласных букв 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е. Гласных звуков, различающихся под ударением, – 6: , , , , , . Таким образом, в русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Они выполняют следующие функции:

1) обозначают 2 звука (, , , ) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма , моя , объять ;

2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука: мёл  – ср.: мол  (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного – пюре ; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука, ср.: посль – пасль);

3) буквы е, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук , , : шесть , шёлк , парашют .

читать дальше

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

Фонетическая транскрипция

Практические упражнения

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. , 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Примеры разбора слов по фонетическому признаку

Как правильно и последовательно разобрать слово по фонетическому признаку можно рассмотреть на примерах:

Пример №1

Как сделать звуко буквенный разбор слова «весна»:

Весна — вес-на — 2 слога;

В – — согл., глухой, мягкий (после в стоит звук е);

е — — гласный, безударный ;

с — — согл., глухой, твердый;

н — — согл., звонкий , глухой;

а — — гл., ударный.

_______________

5 — или 5 б ., 5 зв.;

В данном примере количество букв и звуков одно и то же, но после «в» слышится и произносится «э», потому что таких звуков, как: е , я, ю — не существует.

Пример №2

Осень — о-сень — 2 слога;

5 б. и 4 зв., ударение на «о».

В слове «осень» разница в количестве букв и звуков образовалась потому, что «ь» смягчает согласный, стоящий впереди, сам же мягкий знак звуком не является.

Пример №3

Ягода — я-го-да — 3 слога, «я» — ударная;

«Ягода» — 5 б. и 6 зв.

Это происходит потому, что буква «я» вначале образует сразу два звука: «й» и «а».

Пример №4

Поход — по-ход — 2 слога, ударная — вторая «о»;

5 — .

Этот пример интересен тем, что, при одном и том же количестве букв и звуков, в данном случае произношение решительно отличается от правописания. Слышим «пахот», пишем «поход».

Пример №5

Праздник — праз-ник, «а» по ударением.

8 — .

В данном случае при звуковом произношении полностью теряется буква «д».

Хороший преподаватель, разъясняя , как верно сделать звуко-буквенный разбор , сумеет заинтересовать учеников оригинальными примерами, увлечь буквенным разбором незнакомых выражений, глубже познакомить с особенностями речи и диалектами народов разных регионов, показать, что фонетика — это не скучная наука, а изучение русского языка позволяет не только научиться грамотно писать, но и расширить свой кругозор и интеллект.

Фонетический разбор слов во 2 классе

Далее вы увидите звукобуквенные разборы следующих слов:

  • мяч;
  • куртка;
  • страница;
  • зима;
  • июль;
  • мороз;
  • платок;
  • шляпа.

А также других слов:

  • синица;
  • ноябрь;
  • якорь;
  • платье;
  • ночка;
  • пальто;
  • каюта;
  • медведь;
  • ручьи;
  • касса.

Все разборы выполнены школьником 2 класса в классной или домашней работе по всем вышеперечисленным правилам. Работы проверены учителем, поставлены положительные оценки.

Мяч – – 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

м — – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

я — – гласный, ударный;

ч — – согласный, мягкий, глухой, непарный.

Куртка – – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

к — – согласный, твердый, глухой, парный;

у — – гласный, ударный;

р — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

т — – согласный, глухой, твердый, парный;

к — – согласный, твердый, глухой, парный;

а — – гласный, безударный.

Страница – – 8 букв, 8 звуков, 3 слога.

с — – согласный, глухой, твердый, парный;

т — – согласный, глухой, твердый, парный;

р — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

а — – гласный, безударный;

н — – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

и — – гласный, ударный;

ц — – согласный, глухой, твердый, непарный;

а — – гласный, безударный.

Зима – – 4 буквы, 4 звука, 2 слога.

з — – согласный, звонкий, мягкий, парный;

и — – гласный, безударный;

м — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

а — – гласный, ударный.

Июль — – 4 буквы, 4 звука, 2 слога?

и — – гласный, безударный;

ю — – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— – гласный, ударный;

л — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

ь.

Мороз – – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

м — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — – гласный, безударный;

р — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — – гласный, ударный;

з — – согласный, глухой, твердый, парный.

Платок – – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

п — – согласный, твердый, глухой, парный;

л — – согласный, твердый, звонкий, непарный;

а — – гласный, ударный;

т — – согласный, твердый, глухой, парный;

о — – гласный, ударный;

к — – согласный, твердый, глухой, парный.

Шляпа – – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

ш — – согласный, твердый, глухой, парный;

л — – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

я — – гласный, ударный;

п — – согласный, твердый, глухой, парный;

а — – гласный, безударный.

Синица – – 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

с — – согласный, мягкий, глухой, парный;

и — – гласный, безударный;

н — – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

и — – гласный, ударный;

ц — – согласный, твердый, глухой, непарный;

а — – гласный, безударный.

Ноябрь – – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

н — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — – гласный, безударный;

я — – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— – гласный, ударный;

б — – согласный, звонкий, твердый, парный;

р — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

ь.

Якорь – – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

я — – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— – гласный, ударный;

к — – согласный, глухой, твердый, парный;

о — – гласный, безударный;

р — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

ь.

Платье – – 6 букв, 6 звуков, 2 слога.

п — – согласный, глухой, твердый, парный;

л — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

а — – гласный, ударный;

т — – согласный, глухой, мягкий, парный;

ь;

е — – согласный, звонкий, мягкий, непарный;

— – гласный, безударный.

Ночка – – 5 букв, 5 звуков, 2 слога.

н — – согласный, звонкий, твердый, непарный;

о — – гласный, ударный;

ч — – согласный, глухой, мягк., непарный;

а — – гласный, безударный.

Пальто – – 6 букв, 5 звуков, 2 слога.

п — – согласный, глухой парн., твердый, парный;

а — – гласный, безударный;

л — – согласный, звонкий непарн., мягкий парный;

ь;

т — – согласный, глухой парн., твердый парн;

о — – гласный, ударный.

Каюта – – 5 букв, 6 звуков, 3 слога.

к — – согласный, глухой парн., твердый парн;

а — – гласный, безударный;

ю – – согласный, звонкий непарн., мягкий непарн;

— – гласный, ударный;

т — – согласный, глухой парн., твердый парн.;

а — – гласный, безударный.

Медведь – — 7 букв, 6 зв., 2 слога.

м — – согл., звонк. непарный, мягкий парн.;

е — – гласн., безуд.;

д — – согл., звонк. парн, тверд. парн.;

в — – согл., звонк. парн., мягк. парн.;

е — – гласн., ударн.;

д — – согл., глух. парн., мягк. парн.;

ь.

Ручьи – – 5 зв., 5 букв, 2 слога.

р — – согл., звонк. непарн., тверд. непарн.;

у — – гласн., безударн.;

ч — – согл., глух. непарн., мягк. непарн.;

ь;

и — – согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;

—  – гласн., ударн.

Касса – – 4 зв., 5 букв, 2 слога.

к — – согл., глух. парн., тверд. парн.;

а — – гласн., ударн.;

с — – согл, глух. парн, тверд. парн.;

с -;

а — – гласн., безударн.

Слог и ударение

Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом.

Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным.

Согласные звуки

Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. 

Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.

Б  В  Г  Д  Ж  З  Й  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х Ц  Ч  Ш  Щ 

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.

Пары бывают звонкие – глухие: 

 Звонкие  Б  В  Г  Д  З  Ж
 Глухие  П  Ф  К  Т  С  Ш
 Непарные звонкие  Л М  Н  Р  Й   
 Непарные глухие  Х  Ч           

Пары бывают твердые – мягкие:

 Твёрдые  Б  В  Г  Д  З  К  Л  М  Н  П  Р  С  Т  Ф  Х
 Мягкие  Б’  В’  Г’  Д’  З’  К’  Л’  М’  Н’  П’  Р’  С’  Т’  Ф’  Х’
 Непарные твердые  Ж  Ш  Ц                        
 Непарные мягкие  Ч  Щ  Й                        

Гласные звуки

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

А  О  У  Ы  Э  И

В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Звук И обеспечивает мягкое произношение – МИ.

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

Е   Ё   Ю   Я

В слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

Гласные звуки делятся на ударные и безударные.

Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

!!! Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова.

ШАГ 1
Ребенок должен написать слово и поставить знак ударения.

ШАГ 2 
Далее пишется транскрипция  — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.
 
ШАГ 3
Указывается количество гласных и согласных звуков в слове.
 
ШАГ 4

Выписываются в столбик все буквы слова. Рядом с каждой буквой в квадратных скобках указывается звук. Если буква обозначает два звука, выписываются оба звука. Если буква не дает звука (ъ или ь знак), рядом ничего не пишется.
 
ШАГ 5 

Затем для гласных звуков пишется «гласный» и определяется ударный он или безударный.
Для согласных звуков пишется «согласный», затем определяется твердый или мягкий, парный или непарный по мягкости, звонкий или глухой, парный или непарный по звонкости.
 

ШАГ 5 
Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв.

Шаг 6

Определяется, сколько в слове слогов.
 

 
Образец записи:

Льдинка 

2 – гласных, 4 – согласных;

л – – согласный, мягкий, парный, звонкий, непарный;

ь –

д – – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный;

и – – гласный, ударный;

н – – согласный, твердый, парный, звонкий, непарный;

к – – согласный, твердый, парный, глухой, парный;

а – – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка
 

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат , .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, конец слова. Дуб .
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь .
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки .
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать , косьба .

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова пример.

Гласные звуки.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса,  который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
но 6 гласных звуков: , , , , , [И

А, О, У, Ы, Э – это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки , – всегда мягкие:сон , дым , чаща  , часы  .

Я,  Ё,  Ю,  И, Е –  это буквы,  которые дают  предыдущему согласному команду:  «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки , , остаются  всегда твердыми:мята , тёрка , мюсли  , мел , лес , жир , ширь , цифра .

  • Буквы Я,  Ё,  Ю,  Е – йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
    • Я, Ё, Ю, Е  стоят после согласных, то  обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме  всегда твердых , , ) и  дают один гласный звук : я – , ё – , ю – , е – :Мяч, тёрн , тюль , пена .
    • Я, Ё, Ю, Е  дают два звука:  согласный и соответствующий гласный,  если они  стоят
      • в  начале  слова: яма  , ёлка  ,  юла  ,  ель  ;
      • после гласных: маяк ,  поёт  ,  поют ,  поел ;
      • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья ,  объём , вьюга ,  съезд .
  • В транскрипции  буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков , , , не существует.
  • Буква И после Ь  обозначает два звука: чьи ,  лисьи 
  • – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

Для малышей!  Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово.   На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 176,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 231,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 235,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 104,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 140,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 171,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 185,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 7,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 21,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 46,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 135,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 225,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 325,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 18,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 22,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 407,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 348,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 386,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 419,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 570,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 51,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 112,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 191,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 96,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 692,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 700,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 463,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 24,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 53,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник, часть 1

Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 505,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 596,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 31,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 41,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 50,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 107,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 116,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 53,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 317,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: