Социальные статусы и роли и нормы

Понятие социального статуса и социальной роли человека

Многообразие социальных ролей

Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:

  • Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
  • Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
  • Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
  • Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
  • Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.

 

В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.

Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.

Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.

 

Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.

Что такое социальная роль?

Социальная роль — это модель поведения и ожидания, связанные с определенным социальным статусом человека. У нас может быть множество ролей, связанных с разными социальными группами, в которых мы участвуем. Наш социальный статус определяет наше место в обществе и наше положение, а социальная роль — это конкретное действие, которое мы должны выполнить в определенном контексте.
Существует множество видов социальных ролей, и каждая из них имеет свои особенности. Например, межличностные роли связаны с нашими отношениями с другими людьми — это могут быть роли друга, родителя, партнера и так далее. Одновременно мы также играем роли, связанные со своей профессией или статусом — например, роль работника, руководителя, ученика и т. д.
Характеристики социальных ролей включают такие аспекты, как масштаб, формализация, способ получения и мотивация. Некоторые роли могут быть широко распространены и ожидаются от большинства людей, например, роль родителя. Другие роли могут быть более специфическими и связаны, например, с определенной профессией. Некоторые роли мы получаем автоматически, поскольку они связаны с нашим статусом, в то время как другие роли требуют активного участия и принятия.

Масштаб Формализация Способ получения Мотивация
Масштаб роли может быть локальным, когда она применима только в конкретном контексте, или глобальным, когда она применима на уровне всего общества. Некоторые роли имеют жесткие правила и ожидания, в то время как другие более гибкие и требуют субъективной интерпретации. Роль может быть получена по наследству, назначена другими людьми или приобретена через образование и опыт. Мотивация для игры роли может быть внутренней (личная удовлетворенность, достижение целей) или внешней (ожидания и признание со стороны общества).

Важно понимать, что роли могут иногда конфликтовать между собой, когда требования одной роли противоречат требованиям другой. Это называется ролевыми конфликтами, и они могут возникать как в профессиональной сфере, так и в личных отношениях

Решение ролевых конфликтов требует балансировки между разными ролями, а также четкого определения приоритетов и ценностей.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус – это положение, а роль – социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль – две стороны одной медали.

Виды социальной роли

Общепринятую систему социальных ролей разработал американский социолог Толкотт Парсонс. Он делил виды ролей согласно четырех основных характеристик:

По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);
  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо», еще пара возможных действий и, собственно, все).

По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);
  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);
  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);
  • политические (мэр, министр);
  • личные (муж, жена, друг);
  • духовные (наставник, воспитатель);
  • религиозные (проповедник);
  • и так далее.

В структуре социальной роли немаловажный момент – ожидание окружающими определенного поведения от человека согласно его статусу. В случае невыполнения или своей роли предусмотрены различные санкции (в зависимости от конкретной социальной группы) вплоть до лишения человека его социального статуса.

Таким образом, понятия социального статуса и роли неразрывно связаны, так как одно вытекает из другого.

Социальная роль и ее отличие от статуса

Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью , хотя эти понятия разные. Объясню на примере портного.

То есть если вы приходите к портному (статус), то ожидаете от него предоставления услуг по пошиву и ремонту одежды (роль) и не станете настаивать на массаже или лечении зубов.

Такое несоответствие подрывает упорядоченность и предсказуемость человеческих отношений.

И это есть хорошо – система социального взаимодействия будет в сохранности. Например, никто не похвалит пьяного священника – служителя Господа. Это оскорбит массу верующих, вызовет волну возмущений и приведет к изгнанию служителя из церкви.

https://youtube.com/watch?v=dcz97eGGLWI

С другой стороны, общество становится заложником социальных рамок. Один раз украл – значит, всегда будешь слыть вором. Если ты врач, то обязан помогать людям 24 часа в сутки и не имеешь права на профессиональную ошибку. Работник Макдональса всегда должен быть в хорошем настроении и улыбаться клиенту. То есть люди должны делать только то, чего от них ждут. Иначе, их ждет осуждение общества.

Место человека в обществе

Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.

Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.

Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.

Пример.

  • Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
  • Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
  • Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.

У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.

Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Что такое статусная несовместимость

Статусная несовместимость – разное положение индивида в социальных группах. В одном обществе он находится на хорошем счету, занимая высокие позиции, пользуется уважением и властью. Среди членов другой социальной группы он располагается на низшей ступени иерархии. Примером служит банкир, социальное положение которого обязывает руководить тысячами подчиненных. Они уважают его, ценят и даже боятся. Дома же жена всячески его унижает, не опирается на его мнение. Подобное отношение складывается и у детей в сторону отца.

Неуважение супруги

Дополнительная информация. Если человек завис в промежуточном положении, возникает предпосылка для развития маргинальности. Это происходит, когда индивид условно находится в определенной группе, но не принимает ее ценности, существует на грани. Или он вышел из одного общества, отказавшись подчиняться его порядкам, а подходящее так и не выбрал. Он живет, опираясь на собственные нормы и правила, пытаясь совместить их со сложившимся укладом социума. Такое положение чревато развитием психических расстройств.

Люмпены – еще один тип людей, безуспешно покинувших социальную группу. Они потеряли свое положение и не обрели новое, оказавшись за бортом жизни. Это люди, находящиеся вне классов и слоев общества.

Статусная несовместимость часто возникает при попытке человека продвинуться вверх по иерархии, созданной в обществе. Он отрывается от друзей, меняет круг общения, но необязательно его принимают и ценят, несмотря на достижения в профессии. Человек растет по карьерной лестнице, при этом коллектив не испытывает к нему уважения, а всячески презирает. Он раздражается, мучается от этого, ругается с женой. Супруга, в свою очередь, также может изменить отношение к партнеру, опираясь на его поведение: начинает его избегать, игнорирует замечания, проявляет меньше внимания. Так, высокий статус, обеспеченный занимаемой должностью, сочетается с низким положением в коллективе и в роли мужа.

При статусной несовместимости индивид не пользуется правами, данными ему в одном обществе, находясь в другой социальной группе. Они вступают в противоречие. Депутаты, призванные представлять интересы народа, не могут заниматься бизнесом, извлекая прибыль. Или краткий пример, когда женщина желает совмещать работу и материнство и не может проявить себя одинаково хорошо в обеих ролях. Стереотипное мнение навязывает ей образ домохозяйки, с чем она пытается бороться. Она становится успешным работником за счет времени, отнятого у семьи. Соответственно, дети и муж испытывают нехватку во внимании и заботе, видя по вечерам уставшую и замученную маму и жену. Возложенные обязанности не удается выполнять на должном уровне в обеих сферах. Повышение статуса в профессии ведет к ущемлению домашних обязанностей, на которые остается слишком мало времени и сил, ведь приходиться все чаще и больше бывать на работе.

Уставшая мама

Несовместимым считается, когда человек не оправдывает ожидания, возложенные на него обществом. Например, вратарь замечен за распитием алкогольных напитков и курением. Спортсмена воспринимают как человека, ведущего здоровый образ жизни, который не подведет и живет тренировками.

Обратите внимание! Несовместимость статусов заставляет индивида страдать. Он чувствует себя ущемленным, неспособным до конца самореализоваться. Испытывает разочарование в собственной жизни, обвиняя в этом себя или окружение

Испытывает разочарование в собственной жизни, обвиняя в этом себя или окружение.

Состояние несоответствия и неопределенности ведет к депрессивным мыслям и социальному напряжению, способному перерасти в масштабный конфликт. Подобные проблемы затрагивает психология, нацеленная устранить противоречия, внутриличностные и межличностные конфликты.

Виды социальных статусов

Какими бывают социальные статусы.

Присвоенный статус и достигнутый статус

Статус может быть разделен на два типа: присвоенный статус и достигнутый (или заработанный) статус. Эти два вида статусов основаны на факторах, которые не являются общими

Приписанный статус

Статус, который присваивается индивиду на основе положения в обществе или другими членами общества, называется приписываемым статусом. Такой статус может быть присвоен по рождению или по месту нахождения в социальной группе. Например, человек может обладать определенным статусом из-за пола или возраста, рождения в богатой семье. Младенец получает семейный статус, который включает в себя фамилию и престиж, долю в социальном положении и право на наследие.

То есть приписываемый статус основан на возрасте, поле, расе, родстве, семье и т. д. Почти в каждом обществе, особенно в патриархальной системе общества, уважают пожилых мужчин, а в матриархальной системе общества уважают пожилых женщин.

Поскольку приписываемый статус определяется рождением, в Индии брахманам присваивается более высокий статус по сравнению с шудрами, а людям, о которых говорят, что они принадлежат к почетному классу, присваивается более высокий статус, чем людям обычного класса.

Достигнутый статус

Статус или положение, которое человек заработал своими личными усилиями, называется достигнутым статусом. Этот статус определяется способностями, возможностями и усилиями отдельных людей. Некоторые люди достигают определенного статуса благодаря имеющимся возможностям, но другим для достижения такого же статуса приходится преодолевать массу трудностей.

Достигнутый статус основан на личных способностях, образовании, заработанном богатстве и т. д. Человеку, способному проявить свои способности в социальной сфере, спорте, образовании и т. п., присваивается более высокий статус.

Различие между присвоенным статусом и достигнутым статусом

Присвоенный статус
Достигнутый статус
Это подарок общества отдельным его членам.
Личные достижения и личные качества человека.
Для этого нет никаких предварительных условий; старшего в семье обязательно будут уважать. Никакой квалификации не требуется.
Для этого необходимы определенные условия, а именно: способности, работоспособность, финансовые возможности и т. д.
Как правило, он зависит от возраста, расы, касты, родства и т

д.
Он основан на таких характеристиках, как дееспособность и навыки.
Он более стабилен.
У нее нестабильная основа, и поэтому она сама по себе изменчива.
Занимает почетное место в традиционном обществе.
В открытых и современных обществах достигается статус, которому придается большое значение, потому что в этом отношении важны личные качества и достижения.
Он имеет жизненно важное отношение к внутренним аспектам личности.
Нет явной взаимосвязи между статусом и социальной ролью.
Он имеет более тесные связи с обычаями,традициями и другими существующими факторамиобщества.
Он — результат личных достижений и приобретается в результате конкуренции. Не имеет никакого отношения к обычаям и традициям.

Механизмы социального контроля в ЕГЭ: задания

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Cоциальный контроль – механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов, при помощи которых общество регулирует поведение индивидов и групп.
  2. В структуру социального контроля сходят социальные нормы и социальный санкции.
  3. Элементами социального контроля выступают социальные статусы и ролевой набор личности.
  4. Социальный контроль позволяет включить личность в систему социальных связей и взаимодействий, обеспечить социально одобряемое поведение индивидов.
  5. В структуру социального контроля личности в современном обществе входят исключительно внешние способы воздействия, значение самоконтроля неуклонно снижается.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма».

  1. социальный контроль;
  2. самоконтроль;
  3. санкция;
  4. отклоняющееся поведение;
  5. социальная структура.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответы:

  1. 124;
  2. 5.

Статусная иерархия

Социальный статус рассматривается в двух ориентациях (Р. Будон):

  • горизонтальная – статус, построенный на системе социальных контактов, реальных и допустимых, назначаемых между носителем статуса и другими личностями, находящимися на идентичном общественном положении;
  • вертикальная – статус, построенный на системе социальных контактов и взаимообменов, развивающихся между носителями статуса и людьми социального уровня другой ступени.

Статусная иерархия присуща любому социальному коллективу, взаимодействие членов которого реально только за счет их знакомства. При этом официальная структура организации может разниться с неофициальной. Официальный социальный статус во многом определяется квалификацией, личными качествами, обаянием и т.д.

Замечание 2

Между функциональным и иерархическим статусом может возникать функциональный диссонанс.

Путаница статусов — это параметр социальной дезорганизации, вследствие развития которой может развиться девиантное поведение.

Нарушение статусного функционирования и взаимодействия может иметь две формы (Э. Дюркгейм):

  • на базе общественного положения индивида его ожидания приобретают характер неопределенности и ответные ожидания других людей также становятся неопределенными;
  • неустойчивость социального статуса оказывает воздействие на степень индивидуальной удовлетворенности жизнью и на структуру социального поощрения.

Многообразие социальных ролей

Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:

  • Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
  • Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
  • Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
  • Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
  • Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.

()

В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.

Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.

Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.

()

Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: