Краткое содержание
Двадцать лет подряд рассказчик ездил в Россию в разных направлениях, в связи с чем, у него появилось много знакомых не только среди ямщиков, но и среди смотрителей. Каждого из них он хорошо помнил. Встречались и весьма любопытные персонажи. Об одном из таких и пойдет речь.
В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Денек выдался жарким. Начинал накрапывать дождик. Через минуту он настолько разошелся, что вымочил насквозь. Пришлось остановиться на станции. Хотелось горячего чаю, согреться и переодеться. Дочь смотрителя Дуня, 14 лет от роду, накрывавшая на стол, поразила рассказчика красотой.
Рассказчик между делом рассматривал убранство избы. На стенах висели картины: история блудного сына, представленная в разных вариациях. На подоконниках горшки с цветами, кровать с пестрой занавеской.
Вернувшись с самоваром, Дуняша сразу обратила внимание на заинтересованность гостя к ней, но девчушка нисколько не робела под мужским взглядом. Подали лошадей, но уходить из гостеприимного дома совсем не хотелось
Беседа была настолько приятной, что создавалось ощущение, как будто они давно знакомы друг с другом.
Прошло несколько лет и вот опять довелось ехать через ту же самую губернию. Хотелось увидеть старых знакомых. В доме смотрителя все было по-прежнему, но не хватало Дуни. Самсон Вырин казался постаревшим и угрюмым. Что могло произойти с этим некогда бодрым мужчиной за четыре года, превратившего его в дряхлого старика. Выпив стаканчик пунша, старик разоткровенничался.
Занесло в их края молодого, стройного гусара. Парень, увидев Дуню, был сражен ее чарами наповал. Он решил пойти на хитрость и притвориться больным, чтобы быть поближе к Дуне. Несколько дней пробыв в доме, гусар стал почти родным. Самсон привык к парню. Ему было немного жаль, когда он сообщил об отъезде.
В один из воскресных дней была подана кибитка. Гусар, видя, что Дуня собирается к обедне, предлагает ей подбросить ее до церкви. Девушка соглашается, не чувствуя подвоха.
До смотрителя не сразу дошло, что он натворил, отпустив дочку. Сердце тревожно ныло. Придя в церковь, Самсон узнает, что Дуня не появлялась. Дочка укатила с гусаром навсегда, о чем сообщил приехавший к вечеру ямщик.
Смотритель решает отправиться в Петербург, чтобы вернуть дочь. Узнав адрес ротмистра Минского, старик отправляется к нему домой. Минский был не рад визиту незваного гостя. Он просит прощения за свой поступок, но четко дает понять, что Дуня никуда не поедет. Желая откупиться, гусар сует Самсону смятые ассигнации и выставляет старика за дверь.
Слезы текли по щекам Самсона. Со злости он выкидывает деньги, притоптав каблуком. Прошла пара дней. Вырин вновь встречает Минского. Разузнав у кучера адрес Дуни, он отправляется в квартиру дочери. При виде отца девушка падает в обморок, а рассерженный его визитом Минский вновь выпроваживает его за дверь.
Через два дня Вырин возвращается из Петербурга на свою станцию и приступает к работе. Третий год пошел, как он ничего не слышал о Дуне.
В следующий раз вновь проезжая через знакомую губернию, рассказчик узнает плохие новости. Старика уже год как нет в живых, спился, а в его доме живут другие люди, семья пивоваров. Сын пивовара показал дорогу к могиле смотрителя, попутно рассказывая о барыне, приезжавшей несколько лет назад вместе с детьми к смотрителю, но в живых отца не застала. Она долго лежала на могиле и плакала. После этого дала пятак и уехала обратно в Петербург.
Краткое содержание повести «Станционный смотритель» подробно
В оригинале у произведения нет деления на части или главы. Мы поделили произведение на смысловые части для удобства восприятия текста.
1. Мнение рассказчика о станционных смотрителях, встреча с одним из них
Не зная о том, кто такие станционные смотрители, можно запросто поверить сплетням о том, что, дескать, смотритель почтовой станции – просто исчадие ада. Однако рассказчик предлагает поближе познакомиться с жизнью станционных смотрителей.
Для начала говорится о том, какое место смотритель занял в «Табели о рангах». Оказывается, чин низший – коллежский регистратор, жалкий четырнадцатый класс. При таком раскладе только побои обходят стороной такого чиновника, хотя и не всегда. А сколько брани обрушивается на голову станционного смотрителя? Вагон и маленькая тележка. Какие бы ни были проблемы у путешественника – ненастье, непутёвый ямщик, дорога в ухабах, лошади слабы – в глазах путника всему виной нерасторопность смотрителя почтовой станции.
Учитывая, какими раздражительными бывают путники, вроде чиновников высокого ранга, генералов или фельдъегерей – можно лишь посочувствовать смотрителю. Рассказчик – дворянин Белкин – признаётся, что предпочтёт побеседовать со смотрителем станции, нежели слушать ужасно заумные речи чиновника 6 класса.
На дворе стоял май 1816 года. Вымокнув под грозовым ливнем, рассказчик по прибытии на станцию быстро переодевается, затем решает согреться, попив горячего чая. Белкин знакомится со смотрителем станции и его дочерью Дуней. Начинается чаепитие и приятная беседа.
Уже лошади малость заждались момента, когда пора ехать. Путник по-дружески простился и с Самсоном Выриным (именно так звали смотрителя), и с Дуней.
Прошло несколько лет. Белкин вновь побывал на той самой станции, и увидел, что комнаты домика изменились не к лучшему. А сам смотритель из бодрого мужчины превратился в старика. Путник решил узнать, что же стряслось, и предложил выпить пунш с чаем. После двух стаканов Самсон Вырин разговорился и поведал о том, что же случилось за эти годы.
2. Воспоминания Самсона Вырина
Года три назад на станции появился незнакомец в военной одежде. Оказалось, что это был гусар. Когда лошади были готовы, и пришло время ехать, незнакомец занемог. Смотритель вызвал врача и узнал, что молодой человек должен побыть в покое ещё пару дней, и тогда всё будет хорошо.
И спустя два дня гусар встал с постели. Пришло время отъезда, и молодой человек решил свозить Дуню в церковь. Станционный смотритель ещё не догадывался о том, что случится, и посоветовал дочери поехать с гусаром.
Но чуть позже Вырин начал нервничать: что это за затмение нашло на него?! Появились недобрые предчувствия, и вскоре они оправдались. Незнакомец увёз Дуню с собой. Вернулся Самсон на станцию в большом горе, и слёг в постель.
Оказалось, что гусар притворялся больным, чтобы обмануть смотрителя и увезти его дочь. Выздоровев, смотритель отправился на поиски Минского – того самого гусара. Самсон надеялся, что дочь вернётся к нему, но напрасно: суровый вояка недружелюбно встретил станционного смотрителя. Когда же Вырину удалось встретиться с дочерью, она упала в обморок. Разгневанный Минский прогнал смотрителя.
После столь «дружеского» приёма Самсон Вырин вернулся в свой дом, и думал о том, что Дуня наверняка разделит печальную судьбу наивных девушек, с коими повесы разных рангов поступают в стиле «поматросил и бросил».
3. Как Белкин узнал о том, что случилось с Самсоном Выриным и его дочерью
Однажды осенью рассказчик решил навестить смотрителя и узнал, что почтовой станции уже нет. Что же стало с Выриным? Ответ на вопрос удалось найти, когда Белкин заглянул в почтовый домик. Оказалось, что станционный смотритель с горя спился и год назад умер, а в его доме поселилась чета пивоваров.
Их маленький сын вызвался сопроводить дворянина к могиле Самсона Вырина. По пути выяснилось, что совсем недавно, летом, приезжала молодая барыня – Авдотья. Она спрашивала о том, как поживает её батюшка. Узнав о его смерти, барыня сходила на кладбище, побывала на могиле отца.
После разговора с мальчиком Белкин понял, что поездка была совсем не напрасной.
Краткое содержание повести “Станционный смотритель”
Сюжет повести “Станционный смотритель” А.С. Пушкина можно разделить на несколько частей, хотя формально произведение не разделено на главы.
Вступление
Вступление в рассказ “Станционный смотритель” Александра Пушкина описывает жизнь и труды станционных смотрителей. Рассказ начинается с рассуждений об их тяжелой жизни, полной беспокойства и несправедливости со стороны проезжающих.
Автор подчеркивает, что смотрители, несмотря на тяжелую работу и бедность, отличаются скромностью и предупредительностью, а также являются интересными собеседниками благодаря своему опыту и знаниям, полученным на службе. Это вступление знакомит читателя с общей атмосферой рассказа и подготавливает его к знакомству с главными героями и их историями.
Знакомство с Самсоном Выриным
Повествователь встречает главного героя произведения, Самсона Вырина, в 1816 году на станции, где промокший под ливнем он ждет, пока освободятся лошади.
Самсон – мужчина лет пятидесяти, еще полный сил, и его дочь Дуня предлагает гостю горячий чай. Рассказчик замечает, что Дуня очень красива и хозяйственна. В доме Самсона и Дуни бедно, но чисто и уютно, цветы и картинки создают атмосферу тепла и домашнего уюта.
Рассказчик проводит приятное время в беседе с хозяевами и уезжает, получив долгое и приятное впечатление от Дуни, которая провожает его до сеней и получает поцелуй, который надолго запомнится герою.
Станционный смотритель
Через несколько лет рассказчик снова оказался в этих местах и решил зайти в дом Самсона Вырина и его дочери Дуни. Однако по прибытии он увидел, что жилище станционного смотрителя царило запустение, а сам Вырин превратился в морщинистого, седого старика. Рассказчик спросил о дочери, но получил неопределенный ответ.
Однако после выпитого пунша Самсон Вырин начал вспоминать свою любимую дочь Дуню и ее качества, такие как ум и хорошее управление хозяйством. Вырин также рассказал о случившейся три года назад беде, когда на станции появился гусар, требовавший лошадей, которых не было. Дуня, привыкшая к подобным сценам, вышла к нему с ласковой речью и предложением отобедать.
Гусар утих и стал приветлив, но на следующий день он занемог и пришлось оставить его в станционном доме. Дуня не отходила от больного, а когда пришел лекарь и сделал заключение, что ехать больному можно только через два дня, они хорошо отобедали все вместе с вином, и попрощались довольные друг другом.
Но когда гусар ушел, Дуня начала понимать, что ее жизнь никогда не будет прежней. Она уехала с ним в Петербург, где он обеспечил ей хорошую жизнь, но не жил с ней вместе.
Самсон Вырин в Петербурге
Главный герой, выздоровев от болезни, взял отпуск и отправился пешком в Петербург, чтобы найти свою дочь Дуню. Смотритель узнал из записок, что ротмистр Минский также направляется в Петербург. Прибыв в город, герой нашел похитителя своей дочери и попросил его вернуть ему Дуню.
Самсон Вырин в Петербурге
Минский извинился, но отказался вернуть дочь, объяснив, что она счастлива и привыкла к новой жизни. Однако он передал смотрителю ассигнации. Вырин, чувствуя сильное горе и унижение, бросил деньги и придавил их каблуком.
После этого отец решил вернуться домой, но перед этим решил заглянуть в дом, где останавливался Минский. Он увидел его дрожки у подъезда трехэтажного дома на Литейном проспекте и понял, что Дуня может находиться здесь. Вырин узнал у кучера, на каком этаже живет его дочь, и отправился к ней.
Снова на станции
Через три года после событий, Самсон Вырин вернулся на свою должность и до сих пор живет в одиночестве. Он не знает, что сталось с его дочерью Дуней и нет никаких новостей о ее местонахождении. Смотритель мучается от мысли, что Дуня может быть жертвой проходимца, который обманул и бросил ее, как это уже случалось неоднократно с другими женщинами.
Третий приезд
Через какое-то время после происшествия, рассказчик проезжал мимо тех мест и вспомнил о своем друге, Самсоне Вырине. К его удивлению, станция, где тот служил, была уничтожена. Рассказчик отправился в знакомое село, чтобы найти дом Самсона Вырина, но там уже жил пивовар, потому что Самсон умер год назад. Причина смерти – чрезмерное употребление алкоголя.
Сын пивовара рассказал рассказчику, что на кладбище побывала красивая барыня, которая приехала на шестерке лошадей в сопровождении своих слуг. Она заплакала, услышав о смерти старого смотрителя, и долго лежала на его могиле.
Экранизации[править | править код]
- — «Станционный смотритель», режиссёр Александр Ивановский
- — «Коллежский регистратор», режиссёры Юрий Желябужский, Иван Москвин.
- — «Эротикон» (Чехия), реж. Густав Махаты.
- — «Ностальгия» /Nostalgie (Франция) Режиссёр Виктор Туржанский
- — «Почтмейстер» (Der Postmeister), Германия, режиссёр Густав Учицки.
- — «Крест любви» / Rakkauden risti (Финляндия). Режиссёр Теуво Тулио
- — «На пути к бездне» / Uçuruma dogru (Турция). Режиссёр Садан Камил
- 1955 — «Дуня» / Dunja (нем., Австрия). Режиссёр Йозеф фон Баки.
- 1965 — «Почтмейстер» / De postmeester (ТВ) (Нидерланды). Режиссёр Пол Пауэлс
- 1968 — «Почтмейстер» / Poczmistrz (Польша). Режиссёр Станислав Ленартович.
- — «Станционный смотритель» (СССР). Режиссёр Сергей Соловьёв.
- — «Сенсуэла» / Sensuela (Финляндия). Режиссёр Теуво Тулио
- — «Дуня» / Dunja (Югославия). Режиссёр Кресо Сидик
Краткий пересказ повести «Станционный смотритель»
История Дуни и Минского. Характеристика героев
Начинается повествование рассуждениями путешествующего чиновника о неблагодарной службе смотрителей на почтовых станциях, их униженном и притесненном положении. Уставшие путники бранят смотрителей, которых от господских тумаков и нагаек спасает лишь низший чин четырнадцатого класса. Рассказчик по долгу службы двадцать лет провел в разъездах, знавал многих смотрителей, любил беседовать с ними.
Далее следует рассказ путника о Самсоне Вырине. Рассказчик в 1816 г., попав под дождь, решил обсохнуть и передохнуть на почтовой станции. Смотритель позвал дочь, чтобы та приготовила чай. Четырнадцатилетняя девушка своей красотой очаровала постояльца. Ожидая чай, повествователь стал рассматривать «смиренное» жилище и настенные картинки. Смотритель, бодрого и свежего вида, и его дочь составили ему компанию в чаепитии. Девушка по просьбе рассказчика при расставании разрешила себя поцеловать.
Вырин и Дуня
Через несколько лет рассказчик снова оказался на станции. Он заметил, что смотритель быстро состарился, жилье его обветшало, во всем ощущалось запустение. На расспросы смотритель сначала избегал ответов, после рассказчик услышал откровенный монолог старика о судьбе Дуни.С грустью вспоминал он дочь, которая была когда-то его утешением и радостью. Однажды их жизнь внезапно переменилась. Тремя годами ранее заехавший офицер стал срочно требовать лошадей и грозить нагайкой. Дуне удалось успокоить гусара, предложив ужин. Он согласился подождать и перекусить. Но когда появилась возможность ехать дальше, молодой человек внезапно себя плохо почувствовал. Позвали доктора, тот посоветовал покой заболевшему, с которым вместе пообедал и выпил вина. Вскоре «больной», за которым ухаживала Дуня, стал выздоравливать. Когда собрался уезжать, предложил подвезти Дуню на воскресную службу к церкви. Домой Дуня не возвратилась. Смотритель искал ее в церкви, но не нашел. Отвозивший гусара ямщик рассказал, что Дуня всю дорогу плакала, но со следующей станции поехала дальше с офицером.
От этого известия смотритель занемог. Когда пришел в себя, решил разыскать Дуню. В подорожном документе ротмистра Минского было записано, что он направлялся в Петербург. Туда, выпросив отпуск, направился пешком смотритель. Он разыскал дом, где остановился Минский, и направился к нему, чтобы уговорить дочь вернуться. Но Минский, пообещав, что Дуня будет счастлива, подсунул несчастному отцу деньги и выставил его за дверь. Деньги Вырин выбросил, а вскоре увидел Минского, входящего в дом, в котором жила Дуня. Смотрителю удалось проникнуть к дочери, он заметил, что она роскошно, по последней моде одета. Дуня от неожиданной встречи упала в обморок. Минский в ярости вытолкнул Вырина вон. Не сумев вернуть дочь, смотритель вернулся на свою станцию. Заканчивая рассказ, старик предположил, что Дуню ожидает позорная и нищенская участь. Рассказчик долго не мог забыть услышанную от смотрителя историю.
Завершается повесть эпизодом последнего приезда рассказчика в те места спустя несколько лет. Почтовая станция перестала существовать,смотритель умер.Его дом достался местному пивовару, чей сынок показал на кладбище могилу Вырина. Мальчик рассказал о приезде красивой барыни в карете, запряженной шестью лошадьми, с тремя ребятишками, нянькой и маленькой собачонкой. Она навестила могилу смотрителя, долго на ней лежала в одиночестве, проливая слезы.
Дуня, бедная девушка из глухого села у большой дороги, дочь станционного смотрителя, стала петербургской «прекрасной барыней».О внешности Дуни известно, что она красавица с большими голубыми глазами
Понимая, что ее красота привлекает внимание, она держится уверенно, как девушка, бывавшая в свете, умеет кокетничать. Характер ее выражен несколько неопределенно
Она, по словам отца, разумна и расторопна. По уютной обстановке, созданной ее руками в бедном жилище, можно судить о ее опрятности и хозяйственности. Девушка немногословна, отличается смелостью и открытостью, умением сглаживать все конфликты на станции. Дуня своим очарованием выручает родителя всякий раз, когда на него кричат или замахиваются нагайкой приезжие господа. Своей услужливостью, кротким видом и улыбкой она смягчает гнев постояльцев.Видимо, она посчитала, что достойна лучшей участи, чем люди ее круга, потому, рискуя репутацией, приняла предложение Минского.
Дуня и Минский
Главные герои и их характеристика
Иван Петрович Белкин чиновник, путешествующий по делам и поведавший историю Самсона Вырина. Человек неравнодушный и интересующийся жизнью встречающихся ему людей.
Он родился в семье почтенного секунд-майора и, воспитанный деревенским дьячком, склонен был к чтению и занятиям русской словесностью. Служил, после выхода в отставку к управлению имением покойных родителей склонностей не проявил.
Честен, кроток, стыдлив, умерен в излишествах, склонен к сочинительству.
Самсон Вырин его именем названа повесть и так звали отца Дуни. Маленький человек, честно выполняющий свой долг. Он терпит притеснения и унижения от проезжающих господ. Станционному смотрителю около пятидесяти лет. Он вдовец, но очень любит свою единственную дочь. Все невзгоды сносит с чувством собственного достоинства.
Дуня его дочь, очень разумна и расторопна. Понимая положение отца, старается облегчить его участь. Портрет Дуни: молода, красива, кокетлива, держится не хуже светских девиц. Часто ей удается смягчить гнев постояльцев своей услужливостью. Но, однажды, поддавшись чувствам, она бросает отца и уезжает с гусаром, рискуя своей репутацией. Все же ей удается избежать позорной жизни, обрести семейный покой и счастье.
Ротмистр Минский — тот, кто похитил Дуню – молод, красив, богат. Но, полюбив Дуню, не видит в их жизни ее отца, хотя и дворянина, но состоящего на плебейской, по его понятиям, службе. За честь его дочери пытается откупиться деньгами, не поняв, что даже у смотрителя есть свое достоинство, которое он растоптал. Отчасти его можно считать второстепенным персонажем.
Характеристика
Добрый, доверчивый человек. Офицер Минский, войдя к старику в доверие и притворившись больным, занял его кровать, а после увез его дочь. Самсону понравился парень. Он никак не ожидал от него такой подлости. Привыкший верить всем подряд, он так и не научился отличать плохих людей от хороших.
Открытый, общительный. Любит детей. Он с любым человеком мог найти общий язык и тему для разговора. Каждый гость в его доме с первых минут чувствовал себя своим. С первой минуты общения создавалось ощущение, как будто они век знакомы.
Любитель выпить. Вырин никогда не отказывался от алкогольных напитков, когда ему предлагали. Так он мог хоть немного отвлечься и расслабиться после тяжелого трудового дня. Помимо этого спиртное развязывало мужчине язык. Он начинал делиться самым сокровенным, о чем никогда не рассказал бы будучи в трезвом состоянии.
В самом начале повести Вырин предстает бодрым мужчиной. В его доме чистота и порядок. Все благодаря Дуне. Только в ее обществе он по-настоящему счастлив. Стоило дочери покинуть родительский дом, сбежав с гусаром, Самсон постарел на глазах. Сначала он кидается на поиски дочери, следы которой приводят его в Петербург, но выставленный за порог Минским, униженный его податью, он возвращается на станцию ни с чем. С Дуней ему так и не удалось толком увидеться.
Горе резко изменило его. Он стал похож на опустившегося человека. Одиночество и тоска по дочери сделали свое дело. Вырин спивается и умирает. Переживание и боль за своего ребенка согнули его. Он потерял цель в жизни.
Образ Самсона Вырина — это образ «маленького человека», в котором можно увидеть такие качества, как доброта, любовь и честность.
Образ Самсона Вырина
В повести Самсон Вырин представляет собой тип маленького человека — один из распространённых образов в русской литературе XIX века. Трудолюбивый, честный, наделённый прекрасными личными качествами, он вынужден влачить жалкое существование и смиренно сносить унижения, угрозы и проклятия.
Несправедливость положения героя усугубляется тем, что в прошлом он стоял на защите отечества и трижды был награждён за проявленную отвагу и мужество. Однако вместо благодарности со стороны государства и обеспеченной достойной старости Самсон Вырин должен зарабатывать себе на кусок хлеба тяжёлой работой.
Примечательно, что Самсон Вырин не ропщет на судьбу
Он не обращает внимание на жизненные тяготы благодаря своей единственной дочери, юной красавице Дуняше. Вырин восхищается своей девочкой, идеализирует её, не замечая явные недостатки
Огромным ударом, подкосившим жизненные силы Вырина, становится побег Дуни с молодым гусаром. Он настолько боготворит дочь, что готов принять её даже после позора — жить невенчанной с мужчиной в то время считалось большим грехом. Однако Вырин готов закрыть глаза на все предрассудки, лишь бы его любимое дитя было рядом.
Поначалу герой пытается было вернуть дочь домой, но, потерпев неудачу, сразу опускает руки. Он показывает себя фаталистом и успокаивает себя убеждением в том, что всё давно предрешено самой судьбой. На самом же деле у Вырина просто не хватает внутренней силы и настойчивости в достижении цели.
Сделав Дуню главным сокровищем в своей жизни, Вырин остаётся ни с чем. Потеряв смысл своего существования, он быстро опускается на самое дно. Всего за несколько лет он спивается и превращается в дряхлого старика. Тяжёлые мысли о том, что его ненаглядная Дуня может оказаться брошенной любовником на улицу, угнетают Вырина, не дают ему возможности встретить тихую старость. Логическим завершением безрадостного существования Вырина становится смерть.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Станционный смотритель»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Станционный смотритель»
для самых компанейских —
Главные герои «Станционный смотритель»
для самых занятых —
Читательский дневник «Станционный смотритель»
для самых крутых —
Читать «Станционный смотритель» полностью
Анализ 2
Для каждого творца существование простого человека выглядит довольно странным и слегка отчужденным. Все-таки творческий человек существует немного другими переживаниями и заботами, в его сознании обитают совершенно иные приоритеты.
Тем не менее, если смотреть произведения многих русских писателей, то там активно затрагивается тема так называемого маленького человека, то есть простого человека, который практически не думает о высоком, и живет своими простыми интересами.
Эта тема во многом начинается именно со Станционного смотрителя Пушкина, где автор чуть ли не впервые начинает сочувствовать простым людям и искренне сострадать нелегкой судьбе таких людей. Ведь если посмотреть на прежние произведения, то там автор все-таки делает акцент на людях светских, разбирает, как отличаются представители высшего света села и города и прочие темы, которые не особенно близки к простому народу.
В Станционном смотрителе Пушкин смещает акцент и мы наблюдаем подтверждение этому факту в описании гусара Минского, который дан только небольшими штрихами и не представляет собой личности как таковой. Этот герой мог бы стать основным, если бы посмотреть с другой стороны и разыграть в произведении историю подобную тому как Печорин похищает Беллу. Тем не менее, тут представитель более высокого сословия, который далек от потребностей простого народа, дан как некий разрушающий и дисгармоничный элемент.
Главный герой в свою очередь представляет собой как бы воплощение простого бытового счастья. Самсон Вырин не является глупым или недалеким человеком, да, он не совершает и не совершит подвигов, он привык к комфорту, но в каком-то смысле именно он является солью земли, именно на таких людях и держится мир. При этом Минский тут является практически полным антиподом счастья, он преследует только личные интересы и в итоге создает трагедию не только для смотрителя, но и для Дуни.
Вероятнее всего, она более не простит себя никогда за такое расставание с человеком, который жил только ради нее. Минский чувствует в Вырине явного конкурента и именно поэтому так выгоняет его из своего дома, он понимает, как привязана к нему Дуня. По сути, он покупает свое счастье, хотя счастья нельзя купить.
В итоге на самом деле Минский покупает только несчастье, он делает несчастными двух людей, которые ранее были счастливыми. Конечно, он может дать Дуне благополучие и некий семейный уют, но будет ли она также спокойна как была спокойна на станции, ежедневно наблюдая идентичные картинки на стенах, пеструю занавеску кровати и горшки с бальзамином? Разве эта героиня откроет для себя нечто новое помимо светского общества, которое в действительности глубоко несчастно?
Пушкин в этом произведении пусть и не открыто, но довольно явно сострадает главному герою и грустит о разбитой судьбе. Он видит негативную сторону своеволия гусара и его чувственности. Также он видит некую красоту и подлинное счастье в простом и незамысловатом быте маленького человека.
История написания «Повестей Белкина»
Первые прозаические произведения А. Пушкина
Осенью 1830г. Пушкин находился в Нижегородском имении отца Болдино, куда ему пришлось поехать по наследственным делам. Из-за эпидемии холеры и санитарного карантина он вынужден был задержаться там почти на три месяца. Это время стало для Пушкина плодотворным периодом, он увлеченно и много писал. Помимо множества других замечательных произведений, в Болдино Пушкин написал пять повестей, объединенных под общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Написав повести, Пушкин решил прибегнуть к литературной мистификации. Он приписал авторство выдуманному человеку – Ивану Петровичу Белкину, сам выступил в роли издателя. Пушкин в предисловии от имени издателя представил жизнеописание Белкина. Иван Петрович был сыном секунд-майора, воспитан деревенским дьячком
Отслужив в егерском полку, он подал в отставку, уехал в родительское имение, которым неважно управлял. Иван Петрович представлен как человек непримечательной внешности, скромный, честный, заурядный, «умеренный в излишествах»
Скончался 29 лет от роду от простудной лихорадки. Простодушный дворянин был любителем всевозможных историй, оттого имел склонность к сочинительству. Но истории, который попали к издателю, были записаны Белкиным со слов других людей.
Кажущиеся простоватыми повести по строению непросты и интересны. Представлены они от имени нескольких рассказчиков: ироничного издателя, писателя Белкина, и тех, кто рассказывал эти истории Ивану Петровичу. Создается впечатление, что сюжеты этих историй не придуманы одним человеком, а взяты из реальной жизни разных людей. Пушкин в изложении событий в «Повестях Белкина» нарушил привычные литературные и романтические штампы, показал, что жизнь часто бывает непредсказуема и интереснее любых фантазий. Эта идея объединяет сюжеты всех повестей.
«Повести Белкина» были опубликованы без упоминания имени истинного автора в 1831 г. Повторно были изданы в 1834 г. в сборнике прозаических произведений под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным». При публикации Пушкин изменил последовательность повестей, расположив их не по дате написания, а чередуя тексты с благополучным и неблагополучным финалом. Первой в сборнике стала повесть «Выстрел», написанная 14 октября. Второй повестью – «Метель», написанная последней 20 октября. Следующая повесть «Гробовщик» была написана первой 9 сентября. Далее следовал «Станционный смотритель», который написан 14 сентября. Последней стала повесть «Барышня-крестьянка», написанная 20 сентября.Созданы повести с использованием характерных черт различных литературных направлений. «Выстрел» напоминает романтическое произведение, «Барышня-крестьянка»,«Станционный смотритель», «Метель» можно отчасти отнести к сентиментализму, «Гробовщик» содержит черты готической мистической прозы.
9 сентября, на пятый день своего вынужденного деревенского заточения, Пушкин в конце рукописи оконченной повести «Гробовщик» набросал план незатейливого сюжета новой повести «Станционный смотритель», которую завершил 14 сентября. Эта повесть отлична от других повестей по духу, ее история трагична.
Смотритель и рассказчик
О чем?
Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.
Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.
Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.
Основная тема
В произведении “Станционный смотритель” Александр Сергеевич Пушкин основательно затронул центральную тему “маленького человека”. Он описывает образ главного героя – станционного смотрителя Ивана Петровича – как типичного представителя маленького человека, чья душа полна добра и любви, но которого никто не замечает и не уважает из-за его низкого социального статуса и бедности.
Пушкин показывает, что даже гусар, который пытался избить станционного смотрителя, не признавал его как личность и считал его лишь обслуживающим персоналом. В то же время, история любви между Дуней и гусаром показывает, что даже несмотря на различия в социальном статусе, чувства и любовь могут преодолеть все преграды.
Тема семьи также играет значимую роль в произведении. Дуня осознает свою вину перед отцом, когда сама становится матерью, и становится более ответственной в своей семье. В то же время, отец Вырин готов терпеть любые трудности ради своей дочери, что подчеркивает сильную любовь между родителями и детьми.
Наконец, автор обращает внимание на то, как общество ведет себя по отношению к тем, кто им обслуживает. Путники в произведении пользовались гостеприимством Вырина, но при этом оскорбляли и били его
Этот аспект жизни станционного смотрителя отражает неравенство и несправедливость в русском обществе того времени.
Таким образом, основная тема “маленького человека” в произведении “Станционный смотритель” показывает, что каждый человек, независимо от его социального статуса, заслуживает уважения и любви
Автор обращает внимание на важность семьи и любви, а также показывает проблемы взаимоотношений в русском обществе того времени