Краткое содержание сказки
Сказка начинается с представления героев: царь и царица, сына царевича и семерых богатырей. Однажды царский сын отправляется на поиски красивых цветов для матери. В лесу он находит удивительной красоты цветок, который прикосновением превращается в прекрасную девушку – царевну. Царевна оказывается мертвой, но царевич, проникнутый чувством любви, не желает отказываться от нее.
Царь и царица узнают о ситуации и вызывают семерых богатырей, чтобы они отвезли царевну в чудесный дворец. Богатыри выполняют задание, но когда они пытаются оживить царевну, она оживает только на короткий период времени и вновь превращается в цветок.
Итак, богатыри решают отправиться на поиски чертика, который знает способ спасти царевну. После нескольких испытаний они находят чертика и делают ему предложение: если он поможет спасти царевну, они оставят ему магическую шапку, позволяющую становиться невидимым.
Чертик выполняет свою часть сделки и говорит богатырям, что они должны слепить снежную гору, положить царевну на верхушку и окатить ее горячим медом. Таким образом, царевна окончательно оживает и превращается в настоящую девушку.
Царский сын и его жена царевна возвращаются вместе во дворец, где их принимают с радостью. Сказка учит нас о силе любви и верности друзьям, показывая, что сильные дружеские узы могут преодолеть любые препятствия.
Использование традиционных элементов народной сказки в сказке Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» напечатана в «Библиотеке для чтения» (1834г., Т.2). Окончена, согласно помете в автографе, 4 ноября 1833г. В сюжете использованы мотивы сказок, рассказанных в Михайловском Ариной Родионовной и записанных поэтом в рабочей тетради той поры, но выстроен сюжет на основе одной из гриммовских сказок («Белоснежка»), только семь карликов, у которых нашла приют героиня, замечены семью богатырями.
Со сказками Гриммов Пушкин познакомился, очевидно, по французскому их переводу начала 1830 гг., который сохранился в составе его библиотеки. Сопоставляя сказки, можно сказать, что сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях имеет схожие черты с народной.
В русских народных сказках используются традиционные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», «семь» «9», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале.
В ходе исследовательской работы было установлено, что А.С. Пушкин писал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» в народном духе, поэтому сходство с народными сказками заложено было изначально. Поэт выбрал традиционный для народных сказок сюжет: злая мачеха хочет погубит падчерицу, но наказана за свою жестокость. Главная идея лежит в фольклорном русле: противостояние добра и зла и победа добра и справедливости. Теперь рассмотрим на примере текста сказки:
1. В этой сказке нет зачина, но есть концовка:
«…Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил…»
Посмотрим заключительные строки русской народной сказки «Королевич и его дядька» «… Свадьба королевича была веселая. И я там был, мед-вино пил, по усам текло, а в рот не попало» или в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» заканчивается …Я там был, пиво пил; пиво – то по усу текло, да в рот не попало.
«инда очи разболелись глядючи», «издалеча», «не кручинься, бог с тобой», «что-де», «выдь ко мне», «аль товар не по купцам», «светлая светлица», «на полати взобралась», «как тягаться ей со мною», «дурь – то успокою», «весть царевну в глушь лесную». «свадьбу тотчас учинили».
3. Во многих народных сказках нет имен у сказочных героев. На протяжении всей сказки мы узнаем только «и царица …», «царевна молодая», «чернавка, сенная девушка», братья, царь и одно имя – королевич Елисей.
4 Сопоставляя с другими сказками, можно сказать, что эта сказка волшебная, так как есть: а) волшебство (зеркальце): «…Свойство зеркальце имело: говорить оно умело…»; б) Оживание царевны «…Дева вдруг ожила…»; в)олицетворения: «…Братец мой, — отвечает месяц ясный,- не видал я девы красной…»
5. Проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках чаще всего встречаются числа 3, 9 и 7. А. С. Пушкин тоже использует числа: «…девять месяцев проходит, с поля глаз она не сводит…»; «…семь торговых городов…», «…входят семь богатырей, семь румяных усачей»; «…ждали три дня, но она…».
6. Молодая царевна имеет такие же качества как и героини в народных сказках : « нраву кроткого такого», красавица, мила. Она трудолюбива
«…А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прикословит… Или
…Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку… Или
…Пряла, сидя под окном…»
7. Герои, преодолевая преграды, обращаются к силам природы. Королевич Елисей обращается три раза: к солнцу, к месяцу, к ветру. Также и в «Слове о полку Игореве» Ярославна просит помощи у сил природы.
«…Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан…?»
Елисей просит помощи у сил природы, обращаясь к «красну солнцу», «месяцу ясному» и «ветру буйному». Королевич сначала хвалит их, проявляя уважение к силе и могуществу сил природы, а потом уже спрашивает о невесте молодой и просит о помощи:
«…Свет наш солнышко! Ты ходишь Аль откажешь мне в ответе?
Круглый год по небу, сводишь Не видало ль где на свете
Зиму с теплою весной, Ты царевны молодой?
Всех нас видишь под собой. Я жених ей…»
8.Как и в народных сказках мачеха хочет избавиться от падчерицы, она полна зависти.
«…Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить…»
9.Каждая сказка заканчивается благополучно. Добро побеждает, а зло наказывается.
«…Злая мачеха, вскочив, «…Свадьбу тотчас учинили,
Об пол зеркальце разбив, И с невестою своей
В двери прямо побежала Обвенчался Елисей…»
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царевна умерла…»
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
3 вариант
В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.
Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.
Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.
Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.
Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.
В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.
Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.
Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.
Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.
Имена авторов исходной версии сказки
Традиционно, считается, что сказка была собрана и записана Павлом Рыжовым в 17 веке. Однако, многие исследователи считают, что Рыжов всего лишь собрал и систематизировал народные предания, передаваемые из поколения в поколение.
Историки также указывают на ряд сходств в мотивах и сюжетах сказки о мертвой царевне и другими этнографическими материалами, собранными в разных регионах России. Это подтверждает, что сказка существовала в народной устной традиции задолго до ее низложения на бумагу.
Авторы | Источники |
---|---|
Павел Рыжов | Собрание русских сказок. 17 век |
Неизвестные народные сказочники | Различные регионы России |