ВВЕДЕНИЕ
Фонетика — наука о звуковой
стороне человеческой речи. Это один
из основных разделов языкознания (лингвистики).
Слово «фонетика» происходит от греч.
phonetikos — «звуковой, голосовой» (phone
— звук). Особое положение фонетики как
науки определяется тем, что она, единственная
из всех языковедческих наук, изучает
такие единицы языка, природа которых
материальна. Материальным носителем
звучащей речи являются специальным образом
формируемые говорящим колебания воздуха.
Слушающий получает информацию о смысле
передаваемого говорящим сообщения в
первую очередь на основе своего слухового
восприятия.
Различаются общая фонетика
и фонетика конкретного языка. Общая
фонетика изучает закономерности, действующие
в разных языках мира, и является
основой для фонетического анализа
системы любого конкретного языка.
Русский язык, как и любой другой
язык народов мира, имеет свои фонетические
особенности, которые образуют фонетическую
систему русского языка, именно ее изучает
русская фонетика.
Русская экспериментально-фонетическая
школа известна своими достижениями
во всем мире. Основателем школы
был выдающийся лингвист И.А. Бодуэн
де Куртене. Первое экспериментально-фонетическое
исследование системы русского вокализма
принадлежит главе и основателю
Ленинградской фонетической школы
Л. В. Щербе. Московская фонетика связана
в первую очередь с именами
А.А. Реформатского, Р.И. Аванесова, П.С.
Кузнецова, В.Н. Сидорова. Мощный импульс
для своего развития получила экспериментальная
фонетика с развитием современной
компьютерной техники, которая позволила
фонетисту-исследователю иметь в
своем распоряжении целую экспериментально-фонетическую
лабораторию на одном персональном
компьютере.
Русские языковеды внесли
большой вклад и в изучение
истории развития фонетической системы
праславянского и древнерусского языков
(А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев), русской
диалектологии и диалектной фонетики
(Н.Н. Дурново, А.А. Шахматов, Р.И. Аванесов,
П.С. Кузнецов). Результатом теоретических
и практических изысканий лингвистов,
в том числе фонетистов, XIX — XX вв.
стала реформа орфографии 1917-1918 гг. Современное
правописание в целом основано на правилах,
закрепленных в документах Орфографической
реформы 1917-1918 гг. (подготовлена Ф.Ф. Фортунатовым,
А.А. Шахматовым, Д.Н. Ушаковым). Теоретические
основы орфографии как раздела языкознания
были заложены Г.О. Винокуром. После революции
1917 г. в СССР активно ведутся полевые исследования
бесписьменных языков, теоретические
и практические основы которых разрабатывал
Е.Д. Поливанов — автор первых учебников
для бесписьменных народов, создатель
новых алфавитов.
Без произнесения и восприятия
по слуху звуков, составляющих звуковую
оболочку слов, речевое общение невозможно
С другой стороны, для речевого общения
чрезвычайно важно различение произносимого
слова среди других, сходных по
звучанию
Поэтому в фонетической системе
языка, необходимы средства, служащие
для передачи и различения значимых
единиц речи — слов, их форм, словосочетаний
и предложений.
Орфоэпические нормы и ошибки речи
Орфоэпия — наука о нормах произношения отдельных звуков и их сочетаний, а также о закономерностях постановки ударения, один из важнейших разделов «культуры речи». Некоторые ученые определяют орфоэпию только как науку о произношении, выделяя нормы постановки ударения в отдельную науку акцентологию. Орфоэпические нормы – это и есть нормы произношения слов, морфем, предложений, а также ударений в них.
Для литературного русского языка (т.е. того, как принято говорить в данную историческую эпоху) характерно:
- аканье, т.е. произношение звука, близкого к /а/, вместо /о/ в безударных слогах (к/а/ рова)
- иканье, т.е. произношение звука, близкого к /и/, вместо /е/ в безударных слогах ( произнесение слова леса как л /и/ са )
- редукция гласных звуков в безударном положении (т.е. изменение качества гласных звуков в безударном положении – так, в слове «мама» безударный /а/ не то же, что /а/ ударный)
- оглушение/ озвончение согласных звуков (например, звонкого согласного в конце слова – дуб – ду/п/).
Русскому языку свойственны три стиля произношения (в зависимости от коммуникативной ситуации):
- высокий (нОктюрн, пОэт, например, при чтении стихов)
- нейтральный (нАктюрн, пАэт)
- низкий/ разговорный (тыща, щас)
Нормы произношения так же, как и других нормы, изменяются
- Старшая норма: Коне/ш/но
- Младшая норма: коне/ч/но
Нормы произношения гласных звуков
- иканье
- произношение безударных гласных после ж, ш, ц : звуки /э/, /и/ произносятся как /ы/ — ш/ы/лка (шелка), ж/ы/л ток (желток), звук /а/ произносится как /э/ — ш/э/гать
- сохранение О безударного в иностранных словах (бОа, бОлеро, радиО). Надо сказать, что эта норма уходит (мы уже говорим вЪкзал, рЪман). Ъ здесь обозначает очень короткий звук, несводимый ни к /а/, ни к /о/.
- произнесение звука э в разных положениях как э, и, ы, ъ (тЭндЭр, Итаж, бут/ы/рброд, мод/ъ/рнизация)
Нормы произношения согласных звуков
- произношение звука /в/ в окончаниях прилагательных (сине/в/о)
- произношение твердого согласного перед /е/ — стенд, пюре, реквием (старшая норма требовала произносить согласные мягко). (Допускается двоякое произношение в словах – террорист, кредо, декан. НО только мягкий согласный звук произносится словах беж, брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, крем, фен)
- старшая норма требовала произносить ж, ш мягко в словах дрожжи, вожжи, жужжат, визжать, позже, до/жж/и. Теперь допустимо произносить твердые ж, ш так же, как и в других словах русского языка
- произношение сочетание ЧН как /шн/ и как /чн/. Тенденция произносить /чн/. (Проверьте себя. Сохраняете ли вы произношение /шн/, как его рекомендовали словари недавних лет в словах: горчичный, двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница, лавочник, подсвечник, порядочный, собачник, стрелочник, будочник. В словах сердечный, шапочный, молочный возможно двоякое произношение в зависимости от смысла).
- звук Г может произноситься как /к/ — ко/к/ти или как /х/ — ле/х/кий. В слове Бог произносится /х/ — Бо /х/
Нормы ударения
Довольно часто производное слово, т.е. слово, образованное от другого слова, сохраняет ударение того слова, от которого образовано: обеспечить – обеспЕчение, светить – свечЕние.
- Равноправные, т.е. можно произносить по-разному: бАржа – баржА, Иначе- иначЕ, острОта – остротА, родИлся – родилсЯ
- Колеблющиеся, т.е старшая норма уходит, а новая еще не устоялась: шевЕлит- шевелИт, глубОко – глубокО, заснЕженный – заснежЁнный
- Общеупотребительные – профессиональные, т.е. так, как принято говорить и как говорят на профессиональном жаргоне: добЫча – дОбыча (у шахтеров), шассИ – шАсси (у летчиков), осуждЁнный – осУжденный (у юристов)
- Литературные – просторечные, т.е. так, как принято говорить у образованных людей, и так, как говорят необразованные городские жители: каталОг – катАлог, квартАл – квАртал, красИвее – красивЕе.
Внимание! Ударение в глаголах. Только занЯть, принЯть, начАть!!!
Как относится к нормам произношения и ударения?
Надо понимать, что мы говорим так, как говорит или говорило наше окружение, так мы привыкли. Все иное воспринимается как странное.
Менять или не менять произношение, если мы вдруг узнали, что говорим неправильно. Каждый решает это для себя сам, хотя иногда правильного произношения требует профессия (диктор, учитель, журналист, актер и др.) В прочем, существует история об одном советском академике. История иллюстрирует дифференцированный подход к нормам. Произошла она очень давно.
Этого академика спросили, как он говорит пОртфель или портфЕль. Он ответил: «Это, смотря, где я буду. В родной деревне скажу пОрфель, иначе будут думать, что я зазнался. На заседании Академии наук скажу портфЕль, иначе академик Виноградов будет морщиться».
Речь[]
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.
Функции речи
коммуникативная (референтивная) — cоответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете
В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: как сказано выше, внимание, микрофон включен, различные ремарки в пьесах.
экспрессивная (эмотивная) — соответствует отправителю, т.е
отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя
При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему. Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»)
Важнейшие средства передачи эмоций — интонация и жесты.
поэтическая (эстетическая) — cоответствует сообщению, т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное — это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.
апеллятивная (директивная) — соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию.
фатическая (контактоустанавливающая) — соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции — установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи Эту функцию дети усваивают первой. Стремление начать и поддерживать общение характерно для говорящих птиц. Фатическая функция в языке — единственная функция, общая для животных и людей.
метаязыковая функция — соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.
Речевой акт
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.
Буквы – единицы письменной речи
Орфоэпия и графика тесно связаны между собой, т. к. звуковой язык находит письменное отражение благодаря системе специальных графических средств.
К средствам начертания (графики) относятся буквенные (буквы) и небуквенные средства (знаки препинания, ударения и т. п.).
Буквы передают звуки (фонемы) на письме и тем самым фиксируют устные высказывания, что является основной функцией письма.
Т. е. письмо, или письменная речь – это речь, представленная на бумаге (или любом другом материале, например, папирусе).
Основные отличия между устной и письменной речью представлены в таблице.
Минимальной единицей письменной речи является буква. В свою очередь, буквы объединяются в лексические единицы (и устной, и письменной) речи. Затем из лексем формируются словосочетания и предложения, а из предложений – монологи, самые большие единицы письменной речи.
Развитие письменной речи началось после формирования устной. Для древнерусского языка – это X–XI вв.
Древнеславянская азбука, кириллица, стала основой для формирования современного алфавита.
В его состав сейчас входят 33 буквы: 18 греческих (а, в,г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х), 11 славянских (б, ж, ц, ч, ш, щ, у, ю, ы, ъ, ь) и 4 собственно русские буквы (й, э, я, ё).
В письменных высказываниях предъявляются более высокие требования к подбору и построению фраз. Так, культура письменной речи предполагает использование книжного языка, для которого характерны:
- прямой порядок компонентов предложения;
- сложные синтаксические конструкции;
- причастные и деепричастные обороты;
- распространенные определения;
- вставные конструкции и т. п.
Например, праславянский язык, возникший из индоевропейского в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры, объединяет все славянские языки.
К словам письменной речи преимущественно относится литературная лексика, употребляющаяся в учебниках, научных статьях, книгах, документах и т. п., и практически не встречающаяся в устных высказываниях (например, испугаться вместо струхнуть, жевательная резинка вместо жвачка).
Письмо и чтение являются сложными формами речевой деятельности. Чтобы понимать написанное, необходимо его читать, и наоборот, во время чтения приходится пользоваться уже написанным кем-то текстом. Нарушения письменной речи чаще всего обозначаются термином «дисграфия».Под это определение попадают:
- пропущенные согласные (смеый — смелый);
- пропущенные гласные (тчка — точка);
- лишние буквы (зимая — зима);
перестановка и пропуск слогов (ланши – ландыши) и т. п.
Речь тоже творчество
Речь — использование языка в конкретных ситуациях. Это не сборка механизма на конвейере по одной и той же инструкции. Пусть кто-то несколько дней подряд входит в свой дом с возгласом: Ну и ветер сегодня! Рвет!’
Поставил ли он свою реплику на конвейер? Выполняет ли неизменно-обязательную, стандартную инструкцию? Нет, у него каждый раз есть свой выбор, есть возможность сказать по-другому. И если он говорит одинаково — в этом его выбор.
Идёте, например, вы по улице, впереди вас — женщина. Вдруг она что-то уронила. Догнать её вы не успеете, она вот-вот свернёт за угол
И вы кричите, чтобы привлечь её внимание: ведь уронила.. Что вы закричите? Гражданка! Госпожа! Дама! (вряд ли)
Сударыня! Женщина! Девушка! Дочка! Мамаша! Тётенька! Бабуся! Бабуля! (в соответствии с возрастом женщины и с вашим возрастом и привычками). Марь Николавна! (если это знакомая). Лисий воротник! Синий плащ! Всего не перечислишь; наконец, можно просто рявкнуть в пространство: Э-э-э-э-эй! Вам предстоит выбрать то, что отвечает’ речевой ситуации «с двух концов»: характеризует женщину, к которой вы обращаетесь, и вас самих Заорав Эй, баба! или Эй, кастрюля! (допустим, у неё шляпа в форме кастрюли), вы крайне невыгодно аттестуете себя. Нужен выбор, т. е. творчество. И это даже в наипростейшем случае общения.
Творчество заключается здесь не в том, чтобы изменить язык, а в том, чтобы наиболее успешно его использовать.
Таким образом, язык определяет речь, указывает её звуковые, словесные и грамматические возможности. А в речи иногда появляется новизна — сначала по инициативе отдельных говорящих, потом как приметная и увлекательная новинка и, наконец, как общеупотребительное языковое средство.
Уловить момент перехода речевого в языковое очень трудно. Пока новое употребление не стало нормой языка, оно представляет собой только речь. А когда оно войдёт в язык, получив всеобщее признание, никто и не вспомнит, что совсем недавно это употребление было индивидуальной речевой особенностью.
Так складываются отношения языка и речи. Язык организует, создаёт речь. Речь медленно обогащает и изменяет язык.
§2. Слово. Лексическое значение слова. Лексикология
Каждое слово имеет свою звуковую оболочку. У каждого своя морфемная структура (о строении слова см. ниже). В отличие от звуков и морфем слова выражают значение. Роль слова – называть предметы, признаки, действия и другие реалии действительности. Поэтому слово считают зна´чимой, т.е
имеющей значение, единицей языка. Важно, что в слове обобщаются представления людей. Дом это не только конкретный дом, в котором, к примеру, живёшь ты, а все дома. Также важно, что слово способно передать эмоцию, оценку, оттенки значения. Дом – это одно, а домище – другое. Слова хибара, хоромы, домище, дворец могут использоваться вместо слова дом людьми, которые хотят выразить свое отношение к предмету
Слово как единицу лексического состава языка изучает лексикология.
Язык
Язык — это средство общения, средство выражения мыслей. Разумеется, у него есть и другие функции, но эти две — самые основные. Язык служит коммуникации, это главный, самый эксплицитный, самый официальный и социально признанный из всех видов коммуникативного поведения.
Впервые разграничил язык и речь швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики . С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов всепринятой.
Суть этого различия можно показать с помощью такого сравнения. Работает конвейер, на нём собирают, например, фотоаппараты. Кто-то посмотрел и говорит: «Они собирают один аппарат». А другой ему в ответ: «Нет, они собирают тысячу аппаратов в день». На самом деле правы оба. Собирают действительно один аппарат, т. е. выпускают одну модель, работают всё время по одним и тем же чертежам, воплощая один и тот же замысел. И вместе с тем выпускают много других аппаратов: вещей-то много, воплощений этой модели изготовляется по несколько в день.
Итак, с одной стороны, различаются: модель, умозрительный образец, одна и та же возможность выбора и реализации конструкции, когда речь идет об одном и том же объекте. И с другой — конкретные воплощения этой модели, производство разных вещей, когда речь идёт об их множестве.
Сходным образом соотносятся язык и речь. Количество возможных высказываний неисчислимо. Как же людям удаётся понимать друг друга? Сегодня в лесу мне встретился олень, — сказал один. А другой его понял! Почему? Потому что оба они знают слова: сегодня, лес, олень, я. Слово я у них изменяется одинаково, по той же парадигме: я, меня, мне и т. д. Слово лес может быть с предлогом: в лесу — так же, как и многие другие слова: в поле, в городе, в огороде; это модель, известная всем говорящим по-русски, — «предлог в + форма предложного падежа, обозначающая место». Обоим известна и модель двусоставного предложения.
А собеседник ответил: // мне в лесу сегодня встретился олень/ (Тоже, значит, повезло.) Одно предложение в этом диалоге или два? Два. Второй не повторил предложение первого, как эхо, как повторяется звукозапись при повторном пуске магнитофона. Каждый создал своё предложение, выбрав для него слова и грамматически возможные конструкции. Он мог бы сказать: Да ведь и мне встретился олень! или,- Иду, а олень на меня прямо так и вышел… или: В лесу я — глядь! — олень-то около меня, или предпочесть им десятки других выражений с почти таким же смыслом. Но модель, избранная ими, найденные ими слова — одни и те же. Поэтому можно сказать, что оба повторили одно предложение. Получается похоже на конвейер: объект один, и в то же время их множество.
Язык — результат многовекового творчества народа. Он — воплощение народной активности. Язык — творец во всех своих строгих законах, нормах, требованиях. Это проявляется в том, что в каждой эпохе язык бережёт себя как народную драгоценность. Возникают уродства, искажения — и исчезают, не принятые языком.
Известно немало ситуаций, когда правители пытались помыкать языком и навязывать ему свои прихоти. Так, Павел I запретил употреблять слово стража. Он требовал, чтобы говорили караул. Но в итоге сохранились оба слова: и караул, и стража. Язык решил, что они нужны.
Суть языка проявляется не только в том, что он отсеивает всё чуждое ему. Он ещё и принимает, всё ценное, что появляется в речи.
Отличие звука и фонемы. Нормы орфоэпии
Изучением звуковой (звучащей) стороны языка занимаются фонетика и орфоэпия.
Раздел языкознания фонетика изучает акустические характеристики звуков и процесс их образования. А орфоэпия языка занимается изучением норм правильного произношения.
В свою очередь, одним из разделов фонетики является фонология, которая рассматривает звук как средство коммуникации. Основной единицей этого раздела считается фонема речи, т. е. минимальная, неделимая единица высказывания.
Впервые понятие фонемы ввел писатель Л. Аве. Точное определение чуть позже сформулировал И. А. Бодуэн де Куртенэ.
Основная единица фонетики, звук, и фонема как единица фонологии тесно взаимосвязаны, но имеют и ряд различий.
Фонема– это идеальное представление о звуке, звукотип. Ее произнести нельзя, поэтому она реализуется в звуках, или конкретных языковых единицах, которые можно произнести и услышать.
Например, картавящий человек имеет свои особенности произношения . Чтобы его манера произношения была приближена к норме, стоит стремиться к идеальному звучанию , или его фонеме.
Выделяют 2 основные функции фонемы.
Основными признаками фонемы являются дифференциальный и интегральный признаки.
Считается, что лучше всего свои признаки фонема слова проявляет в сильной позиции.
Для согласных фонем сильной позицией является расположение перед гласной или р, л, м, н, й (мел, зло). Для гласных – ударный слог (селоʹ).
Слабой позицией фонем называют положение, при котором происходит их нейтрализация (труд, лодка).
Всего насчитывается 43 фонемы русского языка, тогда как количество оттенков звука в живом разговоре неисчислимо.
Гласные фонемы <�а>,<�э>,<�и>,<�о>,<�у>,<�ы>различаются по степени подъема языка при их произношении и по отсутствию огубления.
Согласные − <�п>,<�п’>,<�б>,<�б’>,<�м>,<�м’>,<�ф>,<�ф’>,<�в>,<�в’>,<�т>,<�т’>,<�д>,<�д’>,<�н>,<�н’>, <�с>,<�с’>,<�з>,<�з’>,<�р>,<�р’>,<�л>,<�л’>,<�ш>,<�ж>,<�щ>,<�ц>,<�ч>,<�й>,<�к>,<�к’>,<�г>,<�г’>,<�х>,<�х’> отличаются по способу и месту образования.
Вместе они образуют систему фонем.
От фонетических законов напрямую зависят произносительные нормы, или исторически сложившиеся особенности оформления звуков и их сочетаний.
Основные черты современной орфоэпии слова сформировались еще в первой половине XVIII века на основе московского говора.
Среди норм произношения других языков русская орфоэпия выделяется:
- аканьем (ссна);
- иканьем (всна);
- твердым в заимствованных словах (антнна);
- оглушением (трака);
- озвончением (возал);
- вместо -чн- (скуо) и т. д.
К нормам орфоэпии также относятся акцентологические нормы, или правила постановки ударения.
Задания по теме «Орфоэпия» обязательно встречаются на ЕГЭ.
§6. Роль слов в словосочетании и предложении. Синтаксис
Мы не говорим словами. Мы разговариваем предложениями. Предложение – это единица общения более высокого уровня.
Слово называет. Но оно не выражает законченную мысль и не является единицей общения. Слово не является самостоятельной единицей языка.
Предложение выражает мысль и является единицей общения. Кроме того, предложение в отличие от слова высказывается с определённой целью, которая может быть различной. Предложение грамматически и интонационно оформлено. Предложение – это самостоятельная единица языка.
Слова входят в предложение как строительный материал. Это возможно благодаря механизму изменения слов и специальным синтаксическим связям, свойственным словосочетанию и предложению.
Словосочетания и предложения: простые и сложные, их структура и виды связи изучаются синтаксисом.
Орфоэпические нормы произношения, артикуляция
Правильность произношения звуков определяется орфоэпическими нормами. Они регулируют произношение в зависимости от фонетической позиции, в соединении с другими звуками.
Основные правила орфоэпии:
- всегда четко произносится ударная гласная;
- с ослабленной артикуляцией, с утратой четкости и ясности звучания, звучит безударная гласная;
- с оглушением звучит звонкая согласная в конце слова, при этом согласный звонкий звук переходит в парный ему звук глухой;
- буква «и» произносится как звук после твердой согласной;
- буквы «а» и «о» произносятся как в слоге, стоящим перед ударным.
Артикуляция
Звуки образуются струей воздуха на выдохе. Она проходит из легких через гортань и ротовую полость.
Различаются гласные и согласные буквы способом образования. Гласные буквы самые звучные, при их образовании используется голос. Струя воздуха при их произнесении выходит изо рта на выдохе беспрепятственно, их можно растянуть и пропеть. Произношение гласных звук меняется очертанием губ:
- образуется округлыми губами;
- образуется при вытягивании губ в трубочку;
- образуется при растягивании губ в улыбку;
- безударные гласные образуются меньшим мускульным напряжением и поизносятся более коротко;
- ударные гласные образуются большим мускульным напряжением и могут быть растянуты в звучании.
При произнесении согласных звуков присутствует характерный шум, созданный струей воздуха на выдохе при встрече с преградой. Существует разница при образовании звонких и глухих, мягких и звонких согласных:
- звонкие согласные образуются голосом и шумом с колебанием голосовых связок;
- глухие согласные образуются только шумом;
- твердые согласные образуются при сдвигании вперед всего тела языка;
- мягкие согласные образуются при сдвигании назад всего тела языка.
§3. Состав слова. Морфемика
Слово состоит из частей. Эти части называются морфемами. Морфемы – строительный материал для слов.
Морфемы: корень, приставка, су´ффикс, интерфи´кс, окончание.
Корень обозначают так: странаПриставку обозначают так: посмотретьСуффикс обозначают так: молодецИнтерфи´кс никак не обозначают. Интерфикс — это соединительные гласные е и о в сложных словах: самовар,землеройка.Окончание обозначают так: страна, посмотреть, молодец
Корень, приставка, суффикс, интерфикс входят в основу слова. То, какая основа, зависит от структуры слова. Если в слове есть только корень и окончание, то основа будет состоять только из корня. Окончание в основу слова не входит. Основа обозначается подчеркиванием: страна, посмотреть, молодец.
У разных слов разный морфемный состав.Морфемную структуру слов, т.е. состав слов, изучает морфемика.
Шолохов: Русский язык — не просто средство общения, а источник творчества
Фото: ИТАР-ТАСС
В России отмечается День русского языка
Русский язык является одним из основ национальной культуры России. Об этом ER.RU в понедельник, 6 июня, в День русского языка заявил директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова Александр Шолохов.
«Два года назад при разработке основ государственно-культурной политики России было отмечено, что язык — это одна из основ национальной культуры. Он является одним из необходимых условий существования нации, всего русского мира. В России есть множество национальностей и конфессий, которые объединены русским языком. И для них русский язык является не просто средством общения, а источником творчества», — отметил Шолохов.
По его словам, неоднократно говорилось о том, что в России пренебрежительно относятся к родному языку. «Однако говоря сегодня о возрождении России и о ее развитии, о возрождении патриотизма, надо понимать, что русский язык во всем этом играет очень важную роль. Я не буду произносить пафосные речи — все их уже сказали наши классики. Я отмечу только одно: русский язык является нашим национальным достоянием и одной из основ национальной безопасности», — сказал Шолохов.
Директор музея-заповедника подчеркнул, что одно из предложений по сохранению русского языка касалось возврата сочинения в качестве обязательного предмета для выпускников средней школы.
«Когда готовилось данное предложение, и мы начинали об этом только говорить, мы озвучили страшные цифры. В некоторых регионах страны функциональная грамотность выпускников школ не более 20%. Это означает, что человек не может грамотно сформулировать свою мысль и говорит только на уровне выражения простых физиологических потребностей», — подчеркнул он.
Шолохов добавил, что русский язык является одним из ключевых дисциплин в школе. «Поэтому надо поднимать уровень его преподавания. Делать это надо, в том числе, через развитие образования в области филологии в вузах. К сожалению, сегодня мы видим существенное обнищание кадров в сфере филологии», — добавил Шолохов.
«Наконец, возвращаясь к теме патриотического воспитания, надо отметить, что необходимо поддерживать любые формы пропаганды родного языка как предмета гордости», — констатировал он.
В заключение он добавил, что на партийном уровне необходимо начать работу по изменению школьной программы, которая должна быть направлена на возвращение основополагающей роли языка. «На уровне Партии надо также заниматься развитием патриотического воспитания молодежи», — заключил Шолохов.
§5. Форма слова. Словоизменение. Части речи. Морфология
Для русского языка важно — изменяется слово или нет, и если изменяется, то как. Оказывается, слова могут изменяться по-разному и соответственно имеют разные наборы форм. У слов со сходным набором форм – общее для данного класса слов грамматическое значение и роль в предложении. Подробнее об изменении слов: Как изменяются слова в русском языке, а также Раздел 6
Морфология.
Классы слов, имеющие сходное грамматическое значение, набор форм при их изменении и роль в предложении, называют частями речи. Части речи, их значения и роль, а также их постоянные и изменяемые признаки изучает морфология.
Характеристика, чем различаются, фонетика
Основная разница между звуками заключается в их роли в создании слова. Вершиной слова является гласный звук, ему сопутствует согласный. Также они различаются по участию шума и голоса в их образовании.
10 гласных букв создают 6 гласных звуков, так как некоторые звуки могут обозначаться несколькими буквами: — а, я; — е, э; — о, ё; — у, ю. Разделяются гласные на безударные и ударные, выделяют йотированные гласные.
36 согласных звуков создает 21 согласная буква, так как некоторые буквы (б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х) обозначают два звука. Различают глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие.
Не определяются звуками в русском алфавите 2 буквы:
- «ъ» (твердый знак);
- «ь» (мягкий знак).
Они используются только в письменной речи для обозначения мягкости согласных, разделения гласных и согласных в середине слов.
Характеристики звуков используются при фонетическом разборе. Для каждого из них при этом указывается соответствующий его звучанию признак.
Ударные и безударные, йотированные гласные
Ударную гласную слова произносят с большей длительностью и силой. Ударной называется гласная, находящаяся в слове под ударением, безударными считаются остальные гласные в слове.
Отдельно выделяют йотированные гласные. Это буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука. Запоминать их лучше парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю. Йотированной гласная считаются если она:
- расположена в начале слова;
- расположена после другой гласной;
- расположена после «ь» или после «ъ».
Звонкие и глухие согласные
Разделяются согласные звуки на глухие и звонкие.
- глухие состоят лишь из шума: , , , , , , , , , ;
- звонкие состоят из голоса и шума: , , , , , .
Твердые и мягкие согласные
Согласные буквы характеризуются как мягкостью, так и твердостью звука. Определить его мягкость или твердость помогает буква, следующая за согласным. Мягкость согласного обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Звуки , , всегда твердые, даже если после соответствующих им букв пишутся гласные е или ё. Звуки , , всегда мягкие.
Парные и непарные согласные
Существует характеристика парных и непарных согласных.
Непарные:
- й, л, м, н, р — звонкие;
- x, ц, ч, щ — глухие.
Парные по звонкости-глухости:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с;