Пунктуация

Пунктуация в простом и сложносочиненном предложении

Знаки пунктуации

По выполняемым функциям школьная программа делит знаки препинания на группы:

  1. Завершающие. Ставятся в конце предложений, членят текст на отрезки, выражающие законченную мысль.
  2. Разделяющие. Располагаются между элементами предложения, отделяя их друг от друга.
  3. Выделяющие. Ограничивают с двух сторон конструкцию, вставленную в середину фразы. Если конструкция начинает или заканчивает фразу, с одной стороны её ограничивает граница предложения, а с другой – знак, остающийся при этом выделяющим. Парные знаки (скобки, кавычки) остаются с обеих сторон и в этом случае.

Помимо основных задач, у знаков есть и дополнительные. Они представлены в таблице.

Знак препинания Основные функции Дополнительные функции
Точка завершение Выражает нейтральную эмоциональную окраску завершённого повествовательного или побудительного предложения.
Восклицательный знак Передаёт восклицательную интонацию, эмоциональность высказывания.
Вопросительный знак Указывает на вопросительный характер высказывания.
Многоточие Свидетельствует о логической незавершённости, оборванности предложения.
Двоеточие разделение Характеризует следующую за ним часть фразы как поясняющую по отношению к предшествующей.
Точка с запятой В бессоюзном предложении играет роль более сильного разделяющего знака между частями, внутри которых уже есть запятые.
Тире разделение Соответствует паузе в речи. Выражает пропуск члена предложения или союза. Часть фразы после него имеет значение обобщения, результата, следствия.
выделение Обозначает более сильную, чем при запятой, смысловую отстранённость выделенного фрагмента от основного содержания фразы.
Запятая разделение, выделение Выражает отсутствие дополнительных значений.
Кавычки выделение Парный, ограничивающий с двух сторон конструкции с вторичным значением: прямую речь (высказывание не автора, а персонажа), слова, употребляемые с противоположным смыслом (по отношению к изначальному он вторичен), названия печатных изданий, транспортных средств и пр. (первичны те же слова, не использованные в качестве названий).
Скобки Парный, заключающий внутри себя конструкцию, не имеющую прямой смысловой связи с содержанием остального предложения.

За пределами школьного учебника этот список дополняют:

  • выражающие эмоциональное отношение к части высказывания сочетания скобок с вопросом или восклицанием: (?), (!);
  • указывающее на пропуски в предложении или тексте многоточие (в последнем случае заключается в угловые скобки): < … >.
  • используемые при сокращениях слов дефисы, точки и пр.: Новгородская обл., Демянский р-н.

В особую категорию выделяются пробел между словами и абзацный отступ.

В целом пунктуационное оформление делает текст доступным для понимания и интонационно окрашенным.

Т4. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

I. В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных сложных предложениях. Для правильной расстановки знаков препинания важно понять, как сгруппированы между собой простые предложения в составе сложного. Например:, и : , {который тянулся до самого хребта гор); , ; , и , (которые соединялись с главной цепью Кавказа) (М

Лермонтов).

Это сложное предложение состоит из 9 простых предложений, которые сгруппированы следующим образом: 1) (12) : (3—9) — между этими блоками пояснительные отношения (а именно), поэтому ставится двоеточие; 2) и предложения связаны сочинительным соединительным союзом и, между ними ставится запятая; 3) после двоеточия группировка такая:(34); (56); (78)

9) — между этими блоками перечислительные отношения, они разделяются точкой с запятой, так как каждый блок имеет внутри запятые; 3) и — сложноподчинённое предложение, главное отделяется от придаточного запятой; 4) 5 и — бессоюзное сложное предложение с перечислительными отношениями, части тесно связаны по смыслу и имеют общее обстоятельство места (кое-где на ней), поэтому разделяются запятой; 5) и предложения связаны сочинительным соединительным союзом и, между ними ставится запятая; 6) и предложения — главное и придаточное, разделяются запятой.

II. В предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы (или сочинительный союз и союзное слово). Между ними ставится запятая в том случае, если нет второй части подчинительного союза и придаточное можно изъять без нарушения структуры главного. Например: 1) , , и, (хотя ветра ещё не было), (В. Арсенъев). 2) , но, (чтобы броситься вплавь), (К. Паустовский). 3) (Покуда учитель толковал ему), , но, (как только он оставался один), , (что коротенькое и такое понятное слово «вдруг» есть «обстоятельство образа действия») (Л. Толстой).

Если же имеется вторая часть союза (то, но и др.) и изъятие придаточного нарушает структуру главного, то запятая на стыке союзов не ставится. Например: 1) , и (когда оно почти коснётся земли), (М. Горький). 2) , и (хотя неба мне не было видно), , (что\над ним тихо подымается тяжёлая туча) (В. Короленко).3) , но (так как он путается между деревьями и спотыкается) (А. Куприн).

В абсолютном начале предложения сочинительный и подчинительный союзы обычно запятой не разделяются.Например: И когда Левинсон, выполнив все будничные дела, отдал наконец приказ выступать, в отряде наступило такое ликование, точно с этим приказом на самом деле кончались всякие мытарства (А. Фадеев).

III. В периоде(значительном по объёму сложном предложении, которое делится паузой на две части — повышение ипонижение) между его частями ставится запятая и тиреВнутри частей периода, если они значительно распространены, ставится точка с запятой. Например:

Пусть песнь твоя кипит огнём негодованья

И душу жжёт своей правдивою слезой,

Пусть отзыв в ней найдут и честные желанья,

И честная любовь к отчизне дорогой;

Пусть каждый звук её вперёд нас призывает,

Подавленный борьбой, надеждою звучит,

Упавших на пути бессмертием венчает

И робких беглецов насмешкою клеймит,

Пусть он ведёт нас в бой с неправдою и тьмою,

В суровый, грозный бой за истину и свет, —

И упадём тогда мы ниц перед тобою, —

И скажем мы тебе с восторгом: «Ты поэт!» (С. Надсон)

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, —

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

(Н. Заболоцкий)

Последнее изменение: Четверг, 31 января 2013, 14:48

Случаи, когда знаки препинания не ставятся

В некоторых случаях части сложносочиненного предложения, соединенные сочинительными союзами, не разделяются запятой. Когда знак препинания ставить не нужно?

Правило, когда запятая не ставится

Пример

Когда у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член

В такую погоду заяц не скачет и волк не выходит на охоту

Когда у частей сложносочиненного предложения есть общая придаточная часть

Когда с неба полило, игра прервалась, а дети рванули по домам

Когда оба предложения назывные

Катанье на лошадях и неспешная прогулка на лодке

Когда оба предложения вопросительные

Который мог бы быть час и как бы мне успеть на вокзал вовремя?

Вышеперечисленные исключения из общего правила о том, что между частями сложносочиненного предложения ставится запятая, касаются только нескольких сочинительных союзов – кроме и это также союзы а, да. или, либо.

При этом если у простых предложений в составе сложносочиненного есть общий второстепенный член, но для их соединения использованы повторяющиеся союзы, запятая между частями ставится.

Также запятая не ставится между частями сложносочиненного предложения, если эти предложения безличные, а в качестве сказуемых в них использованы синонимичные слова: Нужно перепроверить сочинение и исправить ошибки.

Что мы узнали?

Основной знак препинания, который ставится между частями сложносочиненного предложения (перед сочинительным союзом) – это тире. Однако в некоторых случаях между ними также может ставиться точка с запятой или тире. Существует также несколько исключений из правила, когда между частями предложения, соединенными сочинительным союзом, знак препинания не ставится вовсе. Данные исключения необходимо запомнить, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Постановка запятой перед союзом «И», соединяющим простые предложения в составе сложного

Запятая СТАВИТСЯ, если

1) соединяются простые предложения в составе сложносочинённого:  , и .

Например: Надвигалась гроза, и тучи заволокли всё небо.

2) после придаточной части предложения следует вторая часть двойного союза ТО, КАК или НО:

Например: Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх.

Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу, и если пристально вглядеться, томожно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение.

Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если

1) обе части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение.

Например: Там (вот это общий второстепенный член) синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

У Ивана Ивановича (и это тоже он) большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу

2) объединены два безличных предложения (то есть в предложении подлежащего нет), имеющие в своем составе синонимичные члены:

Например: Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой.

3) общее придаточное предложение.

Например: Если бы не было дождей, вся зелень давно высохла бы и земля лежала бы в морщинах и трещинах.

4) общее главное предложение.

Например: Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и земля растаяла.

5) общее вводное слово (чаще всего это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения.

Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить. Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.

6) объединены два вопросительных, побудительных, восклицательных или назывных предложения.

Например: Где же твоя деревня и ждут ли нас там?

Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!

Важно!

В случаях постановки запятой перед союзом «и», соединяющим ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО, логика постановки знака такая же, как при однородных членах.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли. (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от «внешних» признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и». Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Перейдите на вторую страницу по этой теме

<< Начало < Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

Постановка точки с запятой

В ССП точка с запятой необходима, когда его части (простые предложения) имеют обращения, однородные члены или обособленные определения. В этом случае единица языка уже осложнена. Необходимо найти такое место, где можно поставить точку, фактически разделить эти части. Именно здесь следует ставить точку с запятой.

Чаще всего знак пунктуации ставится перед союзами:

  • «но», «а»;
  • «однако»;
  • «все же»;
  • «тем не менее».

Они традиционно используются в распространённых предложениях или конструкциях, имеющих сразу несколько видов связи. Это нужно для корректной передачи информации. Хотя обязательность их употребления носит больше рекомендательный характер.

Примеры:

Мне стало как-то неимоверно радостно в этот момент; однако что-то похожее на грусть вдруг зашевелилось у меня в душе.

Пять лет компания возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло строительство офисного здания.

Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю.

Правила постановки двоеточия

Двоеточие указывает на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и другими смысловыми отношениями.

Двоеточие ставят в следующих случаях:

Правило Пример
После обобщающего слова в простом предложении с последующими однородными членами В рекламе все должно работать: графика, заголовок, призыв.
В бессоюзном сложном предложении Она переживала не напрасно: книга оказалась скучной, зря только время потратила.
В предложении с прямой речью Он сказал: «Мне казалось, это вызовет у вас меньше затруднений».

В отдельных случаях двоеточие можно заменить на тире. С точки зрения правил пунктуации такое будет верно при перечислении и в бессоюзном сложном предложении.

Выбирая между тире и двоеточием, необходимо учитывать логику текста и смысловую нагрузку.

Пример:

Она развернулась и ушла: отношениям пришел конец. — По тексту — она ушла, потому что отношения прекратились, то есть одно событие вытекает из другого.

Она развернулась и ушла — отношениям пришел конец. — в данном случае отношения прекратились, потому что она ушла. Смысл совершенно противоположный, хотя последовательность слов одинаковая.

Интересные факты о двоеточии

  1. Впервые упоминается в 16 веке в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого

  2. До середины 19 века использовалось исключительно для сокращения слов

  3. В Финляндии до сих пор двоеточие — это знак сокращения, который можно ставить даже в середине слова. Например, для быстрого написания вместо Helsinki обычно пишут H:ki

Примечательно и то, что в рекламных текстах и слоганах двоеточие практически не используют. Знак считается «безликим», не способным передать экспрессию. Тире, наоборот, используют едва ли не чаще точки и восклицательного знака.

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.

Без знаков препинания письменная речь сольется в единый поток речи, в котором будет непросто разобраться. А в некоторых случаях без знаков препинания в тексте возникнет двусмысленность. Помните, пресловутую фразу «казнить нельзя помиловать»?

Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.

Слово «пунктуация», как и множество слов, заканчивающихся на -ция, является заимствованным из латинского языка. Латинское слово punctum переведем  как «точка».

Определение

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

Общий порядок разбора текста с пояснениями

Чтобы выполнить анализ предложения по расстановке знаков препинания, необходимо отличать простые предложения от сложных, сложные союзные от бессоюзных предложений, знать, какие необходимо использовать знаки препинания в них. Надо уметь определять однородные члены предложения, иметь понятие о частях речи. 

Как делается, знаки препинания

Анализ пунктуации предложения включает в себя либо самостоятельную работу по расстановке знаков препинания, либо объяснение, почему использован тот или иной знак препинания. При объяснении использования знаков препинания прописывается то правило, на которое опирается ученик. Предложение и его грамматические основы часто изображаются схематически.

Какие знаки препинания использовать?

  1. В конце предложения используется точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Использование того или иного знака объясняется целью предложения и интонацией.
  2. Внутри предложения могут быть использованы запятая, двоеточие, тире, кавычки, точка с запятой, скобки.

Обычно знаки препинания используют:

  • для выделения однородных членов предложения;
  • на стыке простых предложений в составе сложного;
  • в прямой речи, диалоге, цитировании;
  • при обособленных членах предложения;
  • в сравнительных оборотах;
  • при обобщающем слове и др.

Запятая в ССП и ее отсутствие

Части сложносочиненных предложений, соединенные разными типами сочинительных союзов, разделяются запятыми:

  1. Сгустились тени, и на небе показались тонкие очертания новорожденного месяца. Я с удовольствием готовился к предстоящей рыбалке, да и дед с энтузиазмом бывалого рыбака чинил свои старые снасти (с соединительными союзами).
  2. Не ходи туда, а не то случится беда. Путешественники очень устали, но было решено продолжить идти вперед. Иванов среди них был чужим, однако он быстро освоился и скоро стал со всеми на короткую ногу (с противительными).
  3. Подстроил ли он эту встречу, или все вышло случайно? То ли звон капели будит меня, то ли журчание ручья за окном. То они собирались ехать, то вдруг глава семьи менял свое решение прямо перед самым отъездом (с разделительными).
  4. Его слова сняли с моих плеч тяжкий груз ответственности, да и он стал чувствовать себя свободнее. Он мне все больше не нравился, я тоже, по-видимому, был ему неприятен (с присоединительными союзами).

Следует отличать такие предложения от простых с однородными членами: Средневековые художники использовали для своих рисунков натуральные краски и размещали их на деревянных дощечках или на холстах.

В сложносочиненном предложении иногда запятая между частями не ставится, поскольку такие предложения имеют особую структуру:

  1. В них присутствует второстепенный член, одновременно относящийся к двум частям: Вскоре после дождя вышло солнце и дороги подсохли (общее обстоятельство времени «вскоре после дождя»). Глаза девушки ничего не выражали и губы складывались в горькую усмешку (общий член – несогласованное определение «девушки»). У всех глаза на лоб полезли от изумления и вытянулись лица (общее дополнение «у всех»).
  2. В них наличествует придаточное предложение, относящееся одновременно к двум частям сложносочиненного предложения: Уже совсем стемнело и улицы обезлюдели, когда я вернулся домой. Но он говорил так спокойно и лицо его был таким бесстрастным, что я невольно изумился его самообладанию. Пока я одевался, хозяйка затопила печь и самовар вскипел.
  3. В них присутствует общая часть, связанная с последующими частями бессоюзным типом связи: Я чувствовал себя бодрым: тело мое окрепло и голова уже совсем не болела. Отсюда дома не видно: его загородила роща и закрыл идущий за ней холм.
  4. В них используется общая вводная конструкция: К счастью, ошибку удалось быстро найти и работа от этого не пострадала.
  5. Предложение образует вопрос и состоит из двух частей, связанных соединительными или разделительными союзами: Когда это кончится и что из этого выйдет? Вы отправите письмо или мне сделать это?
  6. Предложение состоит из двух частей, которые представляют собой побудительные конструкции или восклицательные предложения: Пусть закончатся все наши беды и наступит радостное время! Сколько скрыто загадок в самых обычных вещах и как многое нам еще нужно узнать!
  7. В них части предложения образованы неопределенно-личными сказуемыми с одним производителем (субъектом) действия или синонимичными безличными: Начали искать виновника всей этой суматохи и, конечно же, никого не обнаружили. Не нужно думать плохо о людях и не стоит злословить на их счет.

Знаки препинания на стыке союзов

Запомните, как заклинание: либо ТО, либо запятая. 

Стык подчинительных союзов 

Случается так, что одно придаточное предложение разрывается другим придаточным, едва успев начаться. (подробнее о разрыве конструкции см. Сложное предложение). В этом случае два подчинительных союза, начинающих эти придаточные, оказываются рядом.

На стыке двух подчинительных союзов запятая отсутствует в случае, если второй союз является двойным (если… то, когда….то). 

Сравните

Я обещаю, что, если выпадет снег, мы пойдём делать снеговика.

Я обещаю, что  если выпадет снег, то мы пойдём делать снеговика. 

В первом случае рядом стоят два одиночных подчинительных союза ЧТО и ЕСЛИ, во втором случае использован двойной союз ЕСЛИ… ТО. Цветом показаны границы придаточных предложений и часть двойного союза. Во втором примере на границе предложений между подчинительными союзами запятая не стоит.

Стык сочинительного и подчинительного союза

Случается, что между предложениями, соединёнными сочинительной связью, вклинивается придаточное предложение, относящееся к одному из этих предложений. В этом случае рядом с сочинительным оказывается подчинительный союз. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится, если придаточное предложение легко убрать.

Сравни:

Снег выпал, и мы пошли делать снеговика. (запятая разделяет части ССП).

Снег выпал, и, когда наступило утро, мы пошли делать снеговика. (первая запятая никуда не девается, она продолжает разделять главные предложения, вторая и третья запятые стоят на границах вклинившегося придаточного. В этом случае мы можем безболезненно убрать придаточное.)

Снег выпал, и когда наступило утро, то мы пошли делать снеговика. (между союзами И и КОГДА на границе предложения запятая отсутствует, так как мы не можем убрать придаточное, не сломав предложения. Получилось бы: «Снег выпал и то мы пошли делать снеговика»)

Придаточное может вклиниться и перед И. Тогда оно будет относиться к первому предложению. В этом случае стыка союзов не возникнет.

Снег выпал, потому что все его очень ждали, и мы пошли делать снеговика. (запятые стоят на границах вклинившегося придаточного).

Примеры пунктуационного разбора

Разберем пунктуацию и проведем пунктуационный анализ на примере отрывка из рассказа В.М. Шукшина «Чередниченко и цирк». 

Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком. Или, на худой конец, директором совхоза. 

Пример разбора. 

1. Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой. 

В сложноподчиненном предложении образа действия две грамматические основы. Придаточное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами предложения. Предложение повествовательное, в конце используется знак препинания «точка». 

, (как =, -.-.-. О, О). 

Первая запятая стоит перед союзом «как» на стыке двух простых предложений в составе сложносочиненного предложения. 

Вторая запятая использована перед деепричастным оборотом «наблюдая за гибкой, смелой циркачкой». Он всегда обособляется с двух сторон, в данном случае запятая одна, так как деепричастный оборот стоит в конце предложения перед точкой. 

Третья запятая используется между однородными прилагательными: циркачки (какой?) гибкой, смелой. 

2. Он полюбил ее. 

Простое повествовательное предложение, в конце предложения ставим точку. 

3. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток.

Сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, использован союз «хоть», простые предложения в составе сложного выделяются запятой. В конце повествовательного предложения ставим точку. 

, (хоть =). 

4. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой — разошлись. 

Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. 

, но — . 

Между первой и второй грамматической основой перед союзом «но» ставим запятую. Между второй и третьей используется знак препинания «тире». Так как третья часть предложения следует из второй, можно использовать союзы «так что» или «поэтому» (что-то такое получилось у них с женой, поэтому разошлись). 

5. Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком.

Это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Главная часть осложнена однородными сказуемыми (был, знал). Предложение повествовательное, в конце использована точка. 

, (что =), (где =). 

Первая запятая стоит между однородными сказуемыми (был, знал). 

Вторая запятая используется перед союзом что, отделяет придаточное изъяснительное. 

Третья запятая используется также перед придаточной частью, придаточное определительное вводится с помощью союза «где».

6. Или, на худой конец, директором совхоза.

В простом предложении использована вводная конструкция «на худой конец», конструкция выделяется парными запятыми, так как стоит в середине предложения. Предложение повествовательное, в конце ставим точку. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: