Государство и право россии начала xx в

Аграрная реформа столыпина:  предпосылки и суть, оценка современниками и историками

История появления термина

После революции 1905-1907 стало очевидно, что власть не в состоянии управлять самостоятельно, и ей нужны выборные органы власти. Такие органом должна была стать Дума, избирательный кодекс в которую был принят 3 июня 1907 года Николаем 2. Отсюда и название — «третьеиюньская монархия». Поскольку этап 1907-1917 связан с Думой, то этот этап русской истории часто еще называют думской монархией.

Первая госдуарсвтенная Дума

Избирательный кодекс от 3 июня 1907 наделял правом голоса всех, но при этом разделял население на 4 курии (категории):

  • Землевладельцы. Это помещики, дворяне и другие привилегированные слои населения.
  • Городские обыватели. Дополнительно делились на 2 курии, разделяя богатых и остальных.
  • Крестьяне всех категорий.
  • Рабочие всех категорий.

Разделение по куриям наделяло представителей каждой из них определенным «весом» голоса. Была выработана формула: 1 голос помещика = 4 голоса крупной буржуазии (городские обыватели) = 260 голосов крестьян = 543 голоса рабочих. Так формировалась Дума. В ней было значительно сокращено представительство Польши и Кавказа. Представители Средней Азии в Думу не допускались.

На таких принципах формировалась Дума, а вместе с ней и третьеиюньская монархия. Здесь может возникнуть вопрос — если во главе угла думская монархия, то при чем здесь Николай 2, и может страну развалила Дума, а не царь. Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть состав 3-ей государственной Думы, работавшей с 1907 по 1912 годы. Ее состав: монархисты (33%), октябристы (34%), кадеты (12%), прогрессисты (6%), национальные партии (5%) и дальше ряд мелких партий. Монархисты и октябристы вместе составляли 67% Думы, и обе партии были процарские. То есть, в Думе у Николая 2 всегда было большинство.

Становление многопартийности

Первые политические партии в России появились уже в конце XIX в.

Это были оппозиционные правительству партии социалистической ориентации.

Легальная деятельность политических партий в России была разрешена только после принятия Манифеста 17 октября 1905 г., согласно которому населению были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Основные законы 1906 г. закрепили за российскими подданными право образовывать общества и союзы в целях, не противоречащих законам. В марте 1906 г. издается Указ Императора «О временных правилах об обществах и союзах», регулирующий деятельность разных общественных объединений. Под действие данного указа подпадали и политические партии.

Общество – объединение нескольких лиц, которые, не стремясь к получению прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совместной деятельности определенную цель.

Союзом называли объединение двух или нескольких обществ.

Запрещались общества, преследующие цели, противоречащие общественной нравственности либо запрещенные уголовным законом, или же угрожавшие общественным спокойствию и безопасности, а также общества, управляемые учреждениями или лицами, находящимися за границей, если данные общества преследовали политические цели.

В случае выявления в деятельности общества угрозы общественной безопасности и спокойствию губернатор или градоначальник имели право приостановить деятельность такого общества. Городское или губернское по делам об обществах присутствия, а также министр внутренних дел имели право запретить деятельность общества.

Сразу же после издания Манифеста 17 октября 1905 г. началось интенсивное формирование политических партий – не только оппозиционных, как ранее, но и проправительственных.

Правые партии отстаивали неограниченную самодержавную монархию, сохранение прежних устоев.

Наиболее крупным правомонархическим объединением был Союз русского народа. Умеренно-правые силы, например, русские националисты, объединенные во Всероссийский национальный союз, признавали ограниченную монархию и выступали главным образом как парламентские партии. Правые и умеренно-правые пользовались поддержкой помещиков, значительной части крестьян Украины и Белоруссии, а также русского населения национальных окраин.

Интересы буржуазии отражал Союз 17 октября. Октябристы поддерживали нововведения, установленные Основными законами. Интересы интеллигенции и части крестьян выражали конституционные демократы (кадеты) – Партия народной свободы. Они отстаивали идею создания в России парламентарной монархии, как в Великобритании. Кадеты выступали за расширение демократических прав и изъятие части помещичьих земель за выкуп. Среди крестьян популярностью пользовались и социалисты-революционеры (эсеры).

Эсеры выдвигали требование установления демократической республики, передачи земли крестьянам.

Интересы рабочих отстаивали социал-демократы, расколовшиеся на меньшевиков и большевиков. Их программа-минимум предусматривала свержение самодержавия, проведение демократических преобразований, государственное страхование рабочих и отмену всех законов, ограничивавших крестьян в распоряжении землей.

Программа-максимум провозглашала борьбу за построение бесклассового общества и ликвидацию эксплуатации человека человеком.

Достижение подобной цели виделось через установление диктатуры пролетариата – передачу представителям данного класса всей полноты власти. В стране также возникло огромное количество национальных партий, преимущественно социалистического и либерального толка.

Протесты против реформы

Реформа Столыпина подразумевала прежде всего разрушение крестьянской общины через ликвидацию общинного способа управления землей, закрепление наделов непосредственно за хозяевами, передачу земель в полную и неограниченную собственность сельского жителя.
Будем объективны, это был мягкий вариант раскрестьянивания. Далее через систему льготного кредитования и поощрения купли-продажи земель должно было произойти перераспределение наделов в пользу богатых и успешных хозяйств в ущерб бедным и неуспешным – так бывшие собственники превращались в безземельный пролетариат. Речь, таким образом, шла о форсированном введении капитализма в деревне. Сам Столыпин отводил на осуществление реформы 20 лет.

Крестьяне Рязанской губернии, общинная земля которых в ходе реформы была насильно передана им в собственность, в своем обращении в Думу тяжело переживали этот факт: «Вот над нами сбываются неопровержимые слова, сказанные с думской кафедры господином Алексинским: «Грызитесь и деритесь сколько влезет». Но мы, как обиженные, грызться не желаем, а считаем передел этот незаконным».

Крестьянство держалось за общину, потому что та помогала выживать в самые трудные годы – и потому что такое устройство «мира» казалось справедливым. Земля в общине принадлежала всем поколениям, всем родившимся – и это было по-христиански. Из тех же соображений крестьянство отвергало капиталистические отношения, конкуренцию, принцип «грызитесь и деритесь сколько влезет». В массиве приговоров и наказов, поданных сельскими жителями в Государственную думу, немалое место занимали рассуждения о земле. И из этих рассуждений совершенно ясно, что крестьяне в своей массе вообще отрицали частную собственность на землю («потому что земля ничья, а Божья») и практику батрацкого труда при обработке оной.

Позиция деревни делала аграрный вопрос неразрешимым вне жестких мер. Справедливости ради отметим, что в практике насильственного раскрестьянивания нет ничего уникального – для мировой истории это скорее закономерность, нежели исключение. Также вполне естественно, что крестьяне протестуют против таких действий. Не забудем и то, что Столыпину пришлось реформировать Россию в условиях еще худших, чем Александру II, дело уже дошло до революции. Вопрос, таким образом, состоял в том, чтобы, с одной стороны, подавлять революционные выступления, а с другой – ломать сложившуюся веками аграрную систему.

Первый вопрос Столыпин решал радикально, созданные по его указу военно-полевые суды, получившие прозвище «скорострельных», стали прообразом печально знаменитых сталинских «троек». На разбирательство дела давалось не более 48 часов, дело вели три офицера, приговор обжалованию не подлежал.

Экс-председатель Совета министров Сергей Витте писал: «В своем беспутном управлении Столыпин… развратил Россию, окончательно развратил русскую администрацию, совершенно уничтожил самостоятельность суда». Оценку действиям Столыпина, по Витте, даст недалекое будущее, «когда этот смрад произвола, от страха доносов и наказаний, в котором живет в настоящее время Россия, несколько уничтожится и будет водворена в стране не на словах, а на деле законность, т. е. то, что именуется правовым порядком».

Крестьянскую реформу подвергали критике виднейшие мыслители своего времени. Лев Толстой писал Столыпину в 1909 году: «Ведь еще можно бы было употреблять насилие, как это и делается всегда во имя какой-нибудь цели, дающей благо большому количеству людей, умиротворяя их или изменяя к лучшему устройство их жизни, вы же не делаете ни того ни другого, а прямо обратное

Вместо умиротворения вы до последней степени напряжения доводите раздражение и озлобление людей всеми этими ужасами произвола, казней, тюрем, ссылок и всякого рода запрещений, и не только не вводите какое-либо такое новое устройство, которое могло бы улучшить
общее состояние людей, но вводите в одном, в самом важном вопросе жизни людей – в отношении их к земле – самое грубое, нелепое утверждение того, зло чего уже чувствуется всем миром и которое неизбежно должно быть разрушено – земельная собственность»

С 1905 по 1911 годы на Петра Столыпина было совершено 11 покушений, последнее из них, осуществленное анархистом и эсером Дмитрием Богровым, увенчалось успехом.
Проведенную реформу сельского хозяйства вряд ли можно назвать успешной: лишь 15 процентов общинного земледелия к 1916 году удалось перевести в собственность. Аграрный вопрос не нашел своего разрешения, противоречия продолжали копиться. Страна шла к очередной революции. Источник 

Деятельность Столыпина

В ходе политических реформ, проведенных царем для успокоения революции 1905 г., был создан Совет министров – правительство по образцу европейских стран

Возглавлял правительство председатель (премьер-министр), который фактически становился вторым по важности человеком в стране после царя. Пост премьер-министра и ранее существовал в Российской империи, но считался скорее почетным

Первым председателем Совета министров 24 октября 1905 г. стал С. Ю. Витте, однако уже 22 апреля 1906 г. его заменил И. Л. Горемыкин, а его в свою очередь 8 июля сменил Петр Аркадьевич Столыпин. Он был российским премьер-министром более 5 лет и провел в стране ряд преобразований.

П. А. Столыпин 

Первоочередной задачей Столыпина было подавление революции. Он принял закон о военно-полевых судов. Ранее многие террористы, убивавшие царских чиновников, могли избежать тяжелого наказания при рассмотрении их дела в обычном суде из-за сочувствия суда присяжных. По новому закону в ряде губерний начинали действовать особые суды, состоящие не из юристов, а из военных офицеров. Офицеры могли судить людей, обвиняемых в убийствах и грабежах, причем разбиралось дело не более двух дней. Приговор (а это часто была смертная казнь) приводился в исполнение через день после оглашения приговора.

Закон действовал всего 8 месяцев, однако за этот период времени казнили 683 человека. По меркам Российской империи это была очень большая цифра. Например, за 1825-1905 г. в России казнили лишь 191 человека. После отмены закона вместо военно-полевых стали действовать военно-окружные суды, по их решению в 1907-1910 г. было казнено ещё 3058 человек. В основном людей лишали жизни через повешение. Виселицы стали называть «столыпинскими галстуками».

Столыпина сильно беспокоил статус Финляндии в Российской империи. Она имела столь широкую автономию, что многие революционеры, опасавшиеся преследований царской власти, просто прятались от полиции на ее территории. Фактически Финляндия стала гнездом революционеров. В связи с этим Столыпин предпринимал меры по ограничению ее автономии.

Также Столыпин видел угрозу территориальной целостности России, исходившую из Польши, поэтому были закрыты польские просветительские общества. В 1911 г. был принят «Закон о земстве в Западных губерниях». Под западными губерниями понимались губернии на территории современных Украины и Белоруссии. До принятия закона на этих территориях было велико влияние поляков, так как они здесь являлись крупными землевладельцами (такая ситуация возникла ещё в те времена, когда эти губернии были частью Речи Посполитой). При этом доля поляков в населении не превышала 1-3%. Суть закона сводилась к тому, что местная власть перераспределялась в пользу мелких землевладельцев, то есть русских.

Пётр Столыпин

Крупным государственным деятелем, одним из создателей и руководителей третьеиюньской монархии был П. Столыпин. Он оставил заметный след в русской истории этого периода.

Петр Аркадьевич Столыпин, русский государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров, автор аграрной и других реформ

Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) происходил из знатного помещичьего рода. Его отец А. Д. Столыпин — участник Крымской войны, друг Льва Толстого и приближенный императора Александра II; его жена была правнучкой А. В. Суворова. С началом первой российской революции П

Столыпин своей успешной борьбой с революционным террором обратил на себя внимание Николая II. Мало кому известный гродненский, а затем саратовский губернатор в 1906 г

занял высшие государственные посты. Свою главную задачу Столыпин видел в наведении в стране порядка.

На Столыпина был произведен ряд покушений со стороны террористов. Самым страшным и чудовищным из них была попытка взорвать его дом летом 1906 г. Взрыв произошел во время приема посетителей — погибло 27 человек и 32 были ранены,.в том числе его трехлетний сын и четырнадцатилетняя дочь.

Беспощадно преследуя революционеров, Столыпин понимал, что нельзя ограничиваться одними репрессиями. Поэтому он предложил программу преобразований, которые позволили бы избежать новой революции. Среди них были: реформирование местного самоуправления, введение всеобщего начального образования, введение государственного страхования рабочих и т. п.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

Результаты столыпинских реформ

Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 — 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полные показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа» — Тюкавкин В.Г. Москва, 2001
  • «Столыпин: личность и реформы» — Соловьев К.А. Москва, 2011
  • «Столыпинская аграрная реформа: мифы и реальность» — Ковальченко И.Д. Москва, 1991

Переход от самодержавия к думской монархии

К началу XX в. экономика России бурно развивалась. По объему промышленного производства Россия вышла на пятое место в мире.

А по темпам роста в промышленности заняла первое место. В сельском хозяйстве еще сохранялось помещичье землевладение. Однако с каждым годом оно сокращалось. Помещики разорялись, а их земли скупали зажиточные крестьяне. В сельское хозяйство все сильнее проникают капиталистические отношения.

В экономике ведущую роль стала играть буржуазия. В то же время политическая власть принадлежала не ей, а монарху, опиравшемуся на дворянство. Все громче заявлял о себе рабочий класс, требовавший улучшения условий труда и демократизации. Недовольство своим существующим положением высказывало и крестьянство.

Данные обстоятельства, нежелание императора Николая II идти на существенные уступки общественности, а также неудачи в русско-японской войне привели к революции 1905–1907 гг. Поводом к началу революционных выступлений послужили события в Петербурге 9 января 1905 г., когда была расстреляна мирная демонстрация рабочих.

Через полгода выступления достигли такого масштаба, что правительство уже не могло их подавить с помощью силы. Тогда оно вынуждено было пойти на уступки – главным образом либерально- буржуазным кругам. 17 октября 1905 г. вышел Манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест). Он провозглашал введение гражданских свобод, создание законодательной Государственной думы, без согласия которой не мог быть принят ни один закон.

В декабре 1905 г. вносятся изменения в положение о выборах в Государственную думу (сначала, в августе 1905 г., предполагалось создание Думы как законосовещательного органа). В результате декабрьских изменений был значительно расширен круг избирателей.

В феврале 1906 г. был преобразован Государственный совет. Он стал верхней палатой парламента. Не менее половины его членов должны были избираться. 23 апреля 1906 г., за несколько дней до начала работы Первой Государственной думы, император утвердил Основные государственные законы.

Октябрьский манифест и Основные законы юридически закрепляли ограничение власти монарха. В то же время в руках императора оставались значительные полномочия. На смену абсолютизму пришла дуалистическая монархия.

Дуалистическая монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а правительство формируется и подотчетно монарху.

Политические партии

Типичным явлением в политической жизни России этого периода стали формирующиеся политические партии. Наиболее крупными из них были:

  • черносотенцы;
  • октябристы;
  • кадеты;
  • трудовики;
  • социал-демократы.

Объединения сторонников абсолютной монархии (черносотенные) в тот период оставались по-прежнему рыхлыми объединениями. От «Союза русского народа» откололся в 1907 г. «Союз имени Михаила Архангела», которым руководил В. Пуришкевич. Они критиковали революционеров, либералов, чиновников (которых считали виновными в проведении реформ, обновивших политическую систему).

Самой влиятельной партией в это время были октябристы – «Союз 17 октября» во главе с А.И. Гучковым. Они представляли правую либерально-буржуазную оппозицию, ставя перед собой цель содействия правительству, и именно поэтому они составляли абсолютное большинство в Госдуме. Они одобряли деятельность П.А. Столыпина, «третьеиюньский переворот», введение военно-полевых судов. Однако это и не дало им сдать ведущей партией российской буржуазии, к тому же там сильны были крупные аграрии.

Противоречивую политику вела и кадетская партия. С одной стороны, они дистанцировались от власти (по крайней мере, стремились к этому), а с другой стороны показывали готовность сотрудничать с ней, что подтверждалось их переговорами со Столыпиным, Извольским, Треповым. Партия начала терять свою популярность, что привело к потере голосов при выборах, общем уменьшении количества членов в партии, ликвидации сельских ячеек, уменьшении местных организаций. Несмотря на это кадеты активно занимались разработкой законопроектов в Думе, выступлении с запросами депутатов. Критичность выступлений кадетов привела к разделению партии на правое (за обновление власти парламентскими средствами), левое крыло (революционный исход неизбежен) и середину во главе с П. Милюковым (за сбалансированную позицию).

В 1912 г. была создана Партия прогрессистов, которая сближала русскую интеллектуальную и деловую элиту. Их политические требования сводились к установлению конституционной монархии с двухпалатным выборным представительством на основе высокого имущественного ценза, распределение прав и полномочий в сторону широких буржуазных кругов. Прогрессисты были самой буржуазной партией среди остальных.

Трудности переживала и социал-демократическая партия. Поражение Первой русской революции привело к многочисленным дебатам по вопросам дальнейших действий и тактики. Количество членов партии также сократилось: ушло множество функционеров, в частности, из инженерно-технической и творческой интеллигенции. Пропало много организаций в городах и областях, но РСДРП широко использовала рабочие организации – рабочие клубы, воскресные школы, страховые кассы, профсоюзы и пр.

Множество фракций и течений появляются и в среде меньшевиков и большевиков, но единство партии удалось восстановить только путем изгнания несогласных. Эта линия, за которую выступал Ленин, получила оформления на Всероссийской конференции РСДР в Праге в 1912 г. С 1912 г. большевики издают легальную газету рабочих «Правда».

В период спада революционной активности выдвинулись вперед «трудовики». Это движение происходило из левого фланга легального народничества и было умеренным. Они сотрудничали с партией народных социалистов в Госдуме. Народные социалисты (энесы) действовали легитимно (выступали против подпольничества), но резко критиковали власть, за что часто попадали за решетку. С 1910 г. они перестают быть хоть сколько-нибудь заметными в этой борьбе.

Изменения в политической системе

3 июня 1907 г. Николай II опубликовал Манифест, по которому происходил роспуск II Государственной думы в связи с новым избирательным законом. Этими действиями монархическая власть совершила государственный поворот, так как отступала от заложенных ранее принципов. По новому избирательному закону:

  • сократилось количество депутатов в отдельных губерниях, а также число городов, где организовывались прямые выборы;
  • уменьшалось общее количество депутатов Государственной думы до 44;
  • в губернских избирательных собраниях превалировали помещики и крупная буржуазия.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В итоге были проведены выборы в III Государственную думу, согласно которым места в ней заняли (в порядке убывания численности мест): октябристы, умеренно правые и националисты, крайне правые, кадеты, прогрессисты, социал-демократы. Ни одна из помещичье-буржуазных партий не была представлена абсолютным большинством, что способствовало выделению октябристского центра. Такое изменение делало Думу более неустойчивой, позволяя монархии играя на противоречиях помещиков и буржуазии, контролировать текущее положение.

Председателем Государственной думы назначили Н.А. Хомякова (с 1910 г. – А.И. Гучкова). Именно в Третьей Госдуме появляются новые формы парламентской деятельности: обсуждение бюджета и законопроектов, дебаты по заявлениям правительства, слушание ответов на депутатские запросы. Решающую роль во время дебатов играл председатель Госдумы, и он же имел право всеподданейших докладов, но с некоторыми ограничениями. Депутаты формировали постоянные и временные комиссии, а на основе политических направлений создавались фракции. При этом больше всего депутатов оставались беспартийными. Были также и объединения, основанные на национально-религиозном и сословном признаке: мусульмане, поляке, казаки, священники, крестьяне.

Важным звеном новой политической системы был Совет министров, который рассматривал законопроекты, поступавшие в Госдуму. Для более быстрого решения некрупных дел в 1909 г. был сформирован Малый Совет министров.

Аграрная реформа

Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.Ее целью являлись:

  • Повышение производительности труда крестьян
  • Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде
  • Вывод крестьян из общинной зависимости и конечное разрушение общины

Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству

Здесь важно запомнить такие термины, как отруб – земля на территории общины, хутор – земля за пределами общины

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привлечь крестьян Столыпин разработал ряд условий: они освобождались от налогов на 5 лет, мужчины освобождались от военной службы, получали пособие в 200 рублей, а земля давалась в собственность.

Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.

Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков (зажиточных крестьян) и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.

Рис. 2. Столыпинский вагон.

Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.

Проблема реформы Столыпина состояла в том, что сам автор отводил на ее реализацию не менее 20 лет, а критике она подверглась практически сразу после ее принятия. Увидеть итоги своих трудов ни Столыпин, ни его современники так и не смогли.

Реформа промышленности и рабочий вопрос

Во время премьерства Столыпина в решении рабочего вопроса основным этапом стала деятельность Особого совещания в 1906 и 1907 годах, подготовившего десять законопроектов, которые затрагивали ключевые аспекты труда на предприятиях: правила найма рабочих, страхования болезней и несчастных случаев, продолжительности рабочего времени. Однако позиции рабочих и промышленников были далеки друг от друга и компромисс не устраивали ни тех, ни других.

Предложение правительство было умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами, отмена обязательных сверхурочных работ, создание профорганизаций, введение рабочего страхования, создание за совместный счет хозяина и рабочих больничных касс. Однако все это не устраивало предпринимателей, считавших, что нельзя делать рабочим уступки и жаловавшихся на низкую доходность. Несмотря на уговоры правительства и сознательных представителей предпринимательства, правительство уступило давлению, и в Думу проект закона попал в урезанном виде.

Таким образом, сколько-нибудь значимых успехов в этой области не было достигнуто.

Замечание 2

Правительственная рабочая программа не была реализована из-за жадности и неуступчивости буржуазии.

Блеск и нищета монархического парламентаризма в России

Монархический парламентаризм, призванный в России упрочить положение самодержавия и придать ему более современный вид и гибкий характер, не оправдал возложенных на него надежд. Несмотря на то, что над парламентскими проектами трудилась целая когорта талантливых администраторов, все эти проекты привели к обратному результату. Год от года положение самодержавия становилось все менее прочным и все более зыбким. Все сильнее его затягивал водоворот событий, напоминавший описанное Эдгаром По погружение в Мальстрём. Чтобы вырваться из этого властного плена нужен был великий и жесткий политик и вождь, но такового в окружении Николая II не оказалось. Парламент империи был наполнен людьми, не осознававшими опасности грядущей катастрофы и занимавшимися мелкими склоками и интриганством, дележом портфелей и материальных благ, по сути дела, на краю пропасти. Народного представительства здесь не было и в помине.

Цели и задачи реформ

    В
отличие от предшественников Столыпин
предложил обществу цельную, комплексную,
структурированную программу преобразований.
Она предусматривала реальное обеспечение 
прав и свобод граждан, формирование
гражданского общества и правового 
государства, создание среднего класса
и эффективной экономики, утверждение 
частной собственности и свободного
труда, введение социальных гарантий,
упрочение авторитета России в мире.

    Уже
5 октября 1906 года был принят указ, по
которому в правовом отношении крестьянство
было уравнено с другими сословиями.
Отменялись телесные наказания по приговору 
волостных крестьянских судов, право земских
начальников самовольно крестьян арестовывать
или штрафовать. А 9 ноября вышел указ,
давший крестьянам право выхода из общины.
Целый пакет законопроектов был направлен
на то, чтобы обеспечить медленное, но
неуклонное продвижение России в сторону
правового государства и создание экономики
рыночного типа.

    Правительство
внесло в Думу пакет законопроектов
по социальному страхованию рабочих.
Было улучшено положение военнослужащих,
учителей, профессоров и так далее.
Столыпин выступал за проведение социально 
ориентированной политики.

    С
1906 по 1911 год, когда Столыпин возглавлял
правительство, шло реформирование
армии. Флот, разгромленный во время 
войны с Японией, нуждался в воссоздании.
Требовалось переоснастить армию 
современным вооружением, развивать 
военную авиацию. Был разработан
новый воинский устав, взят курс на
улучшение материального положения 
военнослужащих, в первую очередь 
младшего и среднего офицерского 
состава.

    Таким
образом, Столыпин предложил новый тип
модернизации страны. Его подход к решению
назревших проблем отличала комплексность.
Председателем Совета министров была
разработана цельная концепция преобразований.
Он видел и конечную цель преобразований,
и пути движения к ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: