Формы правления: полный список, признаки, описание, таблица по странам

Урок 1: формы правления  - 100urokov.ru

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой территориальную организацию государственной власти.

Существуют простые (унитарное) и сложные (федерация и конфедерация) формы государственного устройства.

Для унитарного государства характерна единая система органов государственной власти, построенная на основе принципа иерархичности. Единая система законодательства (одна конституция, законы принимает только государственная власть), одноканальная налоговая система, единое гражданство, единые вооруженные силы, единая финансовая и денежная системы.

Это мононациональное государство. Относительно компактно проживают в нем национальные меньшинства (могут быть автономии). Это Дания, Франция, Испания, Великобритания.

В зависимости от формирования органов власти подразделяют на :

  • централизованные (местные органы назначаются правительством), пример — Украина;
  • децентрализованные (местные органы государственной власти выбираются населением и имеют право самостоятельного решения вопросов местного значения), пример — Италия, Испания;
  • относительно децентрализованные (многоуровневая система государственной власти), пример — Франция.

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов. Характеризуется двухуровневой системой органов государственной власти: федеральные и субъектов федерации, соответственно двухуровневой системой законодательства.

Имеет двухпалатный федеральный парламент: одна по интересам народа, вторая — субъекта. Имеет двухканальную налоговую систему. Государственным суверенитетом обладает только федерация в целом, субъект федерации им не обладает. Также обладает единой денежной системой и единством экономического и таможенного пространства.

В зависимости от принципов формирования Федерации подразделяются на:

  • национально-территориальные (по национальному принципу);
  • административно-территориальные;
  • смешанные (пример: национальные территории и административные субъекты России).

В зависимости от способа образования федерация подразделяется на договорные (союзные), конституционные (учредительные) и смешанные.

В зависимости от правового положения субъектов: симметричные и асимметричные.

Примечания[править | править код]

  1. Эта карта показывает формы правления de jure, а не de facto.
  2. Некоторые государства, которые по конституции являются многопартийными, с демократической процедурой формирования власти, могут оцениваться как авторитарные, с доминированием исполнительной власти или одной партии.
  3. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — С. 138.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 528 с.
  5. . Labex.ru. Дата обращения: 29 ноября 2008.
  6. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 43.
  7. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Проспект, 2015. — С. 75. — 240 с.
  8. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — С. 161—163.
  9. ↑ Так, например, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Президент РФ обладает правом законодательной инициативы; а согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Президент может наложить вето на представленный для подписания закон, которое преодолевается не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ и депутатов Государственной Думы РФ.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Форма правления по Аристотелю

Аристотель считал, что самая правильная форма правления — это полития. Полития — во всём правит средний класс; эта форма правления получилась путём соединения двух форм, которые считаются неправильными: олигархии и демократии.

Аристотель разделил формы правления по целям и по числу правящих.

Один Немногие Большинство
Правильные Монархия Аристократия Полития
Неправильные Тирания Олигархия Демократия

Если властители преследовали всеобщее благополучие, это были правильные (монархия, аристократия, полития), а если они стремились к личной выгоде, то это неправильные формы правления (тирания, олигархия, демократия).

Также Аристотель поделил формы по количеству лидеров: когда правил один (монархия, тирания), несколько (аристократия, олигархия) и когда правит большинство (полития, демократия).

Демократия и охлократия

Все перечисленные формы правления принято разделять на демократические и недемократические. Демократические считаются справедливыми и законными, недемократические осуждаются всем мировым сообществом. Первоочередным условием демократии является власть большинства полноправных граждан. При демократии полноправные граждане избирают депутатов, представителей парламента, президента – то есть принимают участие в управлении делами страны.

При этом демократия прошлого была далека от современной демократии. Сегодня полноправными гражданскими правами наделяются все граждане, достигшие 18 лет, кроме лиц БОМЖ (без определенного места жительства) и лиц, пребывающих в местах тюремного заключения. В обществах прошлого, гражданских прав лишали рабов, крепостных крестьян, граждан, не принадлежавших к высшему имущественному разряду (имущественный ценз). Таким образом, о настоящей демократии идет речь, если избирательными правами наделяются 50-90% населения. Если же правом голосовать наделены все 100% жителей страны, демократия превращается в охлократию – всевластие толпы, в социуме наступает анархия.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Что такое форма правления?

Формы правления – это конституционный и политический режим, определяющий, как власть осуществляется в государстве. Существует несколько основных форм правления:

  • Монархия – форма правления, где главой государства является монарх (король, император, султан и т.д.). Монархия может быть абсолютной (когда монарх имеет неограниченную власть) или конституционной (когда монарх имеет ограниченные полномочия).
  • Республика – форма правления, где глава государства избирается на определенный срок. Республика может быть президентской (когда главной фигурой является президент), парламентской (когда главным органом власти является парламент) или смешанной республикой (соблюдается баланс между президентской и парламентской властью).
  • Диктатура – форма правления, где власть концентрируется в руках одного человека или группы людей, не имеющих законной власти. Диктатура может быть правительственной или военной.
  • Теократия – форма правления, где власть основывается на религиозных принципах. Главой государства является духовный лидер (имам, папа, аятолла и т.д.).
  • Социализм – форма правления, где средства производства находятся в государственной собственности, а экономика регулируется централизованным планированием.
  • Капитализм – форма правления, где экономика регулируется свободным рынком, а средства производства принадлежат частным лицам.
  • Федерация – форма правления, где государство состоит из ряда регионов или штатов, каждый из которых имеет собственное правительство и законы, а также ограниченные полномочия в сфере внутренней политики.
  • Демократия — форма правления, где народ (или его представители) участвует в принятии решений и определяет курс государства. Она основана на идее равенства и свободы, где права и обязанности граждан защищены законом и гарантированы конституцией.

Каждая форма правления имеет свои преимущества и недостатки, и выбор формы зависит от многих факторов, таких как история, культура, экономика и т.д.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Теории происхождения государства

Теологическая — по этой теории государство возникло на основе божьей воли. Данную теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. Во главе системы права стоит Божественный разум, государство самодостаточно и имеет все для создания общих благ живущих в нем граждан.

Государство регулируется публичным правом, а его признак — законодательная власть. Теория отражает факт появления государства вместе с монорелигией. Теория активно используется, чтобы доказать неограниченную волю монарха. Основатели теории: Августин Аврелий-Блаженный и Фома Аквинский.

Патриархальная. По этой теории государство возникает в результате разрастания семей, их объединения с иными родами и племенами и постепенно становится государством. Глава семьи отождествляется с главой государства (монархом). Из этого вытекает беспрекословное подчинение граждан своему монарху, как детей — отцу.

Государство в этой теории подобно большой семье. У этой теории есть опровержения в современной науке, ибо установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытного общества. Более того, в таком обществе быстро разрушались бы родственные связи. Основатели теории — Аристотель и Конфуций.

Патримониальная. По этой теории государство возникло от права собственника на землю, и следовательно, право это распространяется на проживающих на ней людей. Основатель теории — А. Галлер.

Органическая. По этой теории государство сравнивают с организмом, а его законы — с процессами человеческой психики. Государство — закономерный результат эволюции человечества, к которому привел процесс естественного отбора.

В государстве правительство выполняет своеобразную роль мозга, подобно организму управляя всеми процессами в государстве. Данная теория признана некорректной, так как невозможно распространить биологические законы на развитие человеческого общества. Основатель теории — Платон.

Договорная. По этой теории государство возникло в результате объединения людей по взаимному договору, регулировавшему правила совместного проживания. По этому договору люди передают часть своих естественных прав (защита, жизнь, собственность и т. д.) государству, а государство обязуется их обеспечить. Если договор нарушается — народ вправе начать революцию. Основатели теории — Эпикур, Г. Гроций, Б. Спиноза.

Теория насилия. По этой теории государство возникло в результате насилия: более сильные племена захватывали слабые и беззащитные племена. Для нее свойственен культ насилия и эксплуатации. По мнению сторонников теории более слабым племенам необходимо государство как средство защиты завоеванных от других племен, а в дальнейшем при должном развитии государство становится гармоничным, обеспечивающим всеобщее благо и для сильных, и для слабых. Основатели теории — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.

Психологическая. По этой теории государство возникло из-за психической потребности человека жить в коллективе, стремления к поиску авторитета, которому можно было подчиняться. Основатели теории — Г. Тард, Л.И. Петражицкий.

Марксистская. По этой теории государство возникло как закономерное развитие первобытного общества, прежде всего это касается экономического развития. Это развитие определяет социальные изменения в обществе, что является причиной возникновения права.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Философские подходы к формам правления

Формы правления изучал еще Платон (V-IV в. до н.э.), выделяя законные «хорошие» формы правления и беззаконные «плохие». К первым Платон относит монархию, аристократию и демократию. Ко вторым – тиранию, олигархию и охлократию.

Аристократия предполагает правление «лучших», тех, кто, по мнению народа, является мудрым и доблестным. Платон считает, что идеальным правителем будет тот, кто не хочет быть у власти. И наоборот, честолюбивые люди, имеющие целью получение денег и почета, не подходят на эту роль. При вырождении аристократии мудрых утверждается частная собственность и происходит обращение землевладельцев в рабов. В итоге возникает такой тип государства, как тимократия, где господствуют воины. Поэтому такое государство находится в постоянной войне.

Олигархия, по Платону, возникает из-за скопления у частных лиц богатства. Бедные не участвуют в осуществлении власти, которая находится во владении у небольшого числа богатых. Такое государство находится в постоянной войне, которая разгорается между богатыми и бедными. Когда побеждают последние, появляется следующая форма правления – демократия. При таком режиме своеволие приводит к чрезмерной свободе, которая по итогу заканчивается рабством и приходом новой формы – тирании. Платон называет ее (тиранию) худшим видом государства, так как она строится на насилии и вероломстве.

Формами правления интересовался и Аристотель (IV в. до н.э.). Государство он рассматривает как сложное явление, зависящее от его граждан. По Аристотелю, государство – объединение граждан для их общего блага (государство всеобщего благоденствия). Он рассматривал человека как политическое животное, которому присуще инстинктивное стремление к совместному сожительству. Развитие общества идет от первой формы сожительства – семейного, далее общинное сожительство (селение). Государство же, по мнению философа, является крайней формой сожительства.

Читать больше

  1. Форма государства
  2. Форма правления
  3. Форма государственного устройства
  4. Политический режим
  5. Монархия
  6. Дуалистическая монархия
  7. Парламентская монархия
  8. Конституционная монархия
  9. Ограниченная монархия
  10. Сословно-представительная монархия
  11. Абсолютная монархия
  12. Республика (парламентская, президентская, смешанная, теократическая)
  13. Теократическая республика
  14. Парламентская республика
  15. Президентская республика
  16. Смешанная республика
  17. Унитарное государство
  18. Федерация
  19. Конфедерация
  20. Тоталитаризм
  21. Авторитаризм
  22. Автократия (в т.ч. гибридная, информационная и др.)
  23. Демократия
  24. Прямая демократия
  25. Плебисцитарная демократия
  26. Представительная демократия

Формы государственного правления в современном мире

Монархия

Основные признаки:

  1. Власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху.
  2. Власть передается по наследству.
  3. Монарх не несет юридической ответственности перед народом и органами государственной власти.

Виды:

  1. Абсолютная

    Теократическая — главой государства является духовный (религиозный) лидер (Ватикан, Саудовская Аравия).

    (неограниченная) — государственная власть в полном объеме сосредоточена в руках монарха, отсутствует разделение властей (ОАЭ, Оман, Катар).

  2. Ограниченная — подразумевает существование иных органов государственной власти, неподотчетных монарху, и распределение обязанностей между ними; власть монарха ограничена законом или традициями.
    • Сословно-представительная — формирование иных органов власти основывается на критерии принадлежности к определенному сословию; данный орган ограничивает власть монарха и является совещательным органом при нем (Земский собор в России, Кортесы в Испании). В настоящее время таких монархий в мире нет.
    • Конституционная — власть монарха ограничена главным законом страны; также подразумевается существование высшего представительного органа (парламента):
      • Дуалистическая — органами государственной власти являются монарх (исполнительная, а также часть законодательной и судебной власти) и парламент (законодательная власть); при этом монарх имеет право ветировать решения парламента и распускать его по своему усмотрению (Иордания, Марокко).
      • Парламентская — в полной мере реализуется принцип разделения властей, а монарх остается лишь символической фигурой, не оказывающей значительного влияния на политику (Великобритания, Испания, Нидерланды).

Республика

Основные признаки:

  1. Реализуется принцип разделения властей, органы государственной власти независимы друг от друга.
  2. Главой государства является президент, избираемый народом.
  3. Высшие органы государственной власти ответственны перед народом:
    • избираются на определенный срок;
    • возможен досрочный роспуск.

Виды:

  1. Президентская — президент является одновременно главой государства и правительства, что дает президенту право практически без участия парламента формировать и распускать правительство (США, Эквадор).
  2. Парламентская — с политической точки зрения, наиболее влиятельным органом является парламент, который формирует и отправляет в отставку правительство; при этом президент является лишь официальным представителем всего государства, не имеющим широких полномочий (Израиль, Германия).
  3. Смешанная — президент наделен обширными полномочиями, правительство формируется при непосредственном участии парламента; парламент обладает эффективными инструментами контроля исполнительной власти; правительство подотчетно одновременно и президенту, и парламенту (Россия, Португалия, Франция).

Республиканская монархия

Главный признак таких государств — выборность главы государства. В данном случае речь идет только о тех государствах, которые имеют федеративную форму государственного устройства, а форма правления в каждом из субъектов федерации — наследственная монархия (ОАЭ, Малайзия). Главой государства в таких странах может быть избран только один из монархов — правителей субъектов. Срок полномочий избранного главы государства строго ограничен; по истечении срока проходят новые выборы.

Монархическая республика

Особенностью данной формы правления является то, что глава государства занимает свой пост пожизненно. Несмотря на формальное наличие процедур избрания или назначения главы государства, фактически народ не принимает в этом участия. Таким образом, правление становится пожизненным (иногда может передаваться по наследству) и зачастую сопровождается неограниченностью полномочий главы государства (КНДР, Гамбия).

Факторы, влияющие на форму правления

Основные факторы, влияющие на форму правления:

  • размер территории государства;
  • социально-экономические условия;
  • культурно-историческое развитие;
  • религия или идеология;
  • менталитет населения.

Территория оказывала влияние на выбор формы правления, поскольку считалось, что республиканская форма правления не подходит для государств с большой территорией (трудно было реализовать участие всех граждан в управлении государством). Поэтому на небольшом по территории государстве Рим была республика, а на об­ширных территориях России, Франции и Германии возникли монархии (империи).

Социально-экономические факторы также оказывали влияние на выбор формы правления. Например, в тех государствах, где преобладала частная собственность, они имели, как правило, республиканскую форму правления. Если же пре­обладала государственная и общественная собственность – монархическую форму правления.

Идеологический фактор также влияет на форму правления. Например, в исламских государствах руководи­тель является одновременно и духовным лидером, который совмещает в сво­их руках и светскую, и религиозную власть.

Кроме того, необходимо отметить зависимость формы правления от культуры и традиций, именно благодаря которым была сохранена монархия в Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю.

Нельзя не учитывать и менталитет населения, его политико-психологическую волю, ментальность. Например, Гегель считал, что «народ должен почувствовать, что его государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным, но не будет иметь ни значения, ни ценности».

В целом, выбор формы правления обусловлен совокупностью этих объективных факторов, тем самым форма правления устанавливается в государстве не произвольно. Государство может иметь то правление, которое в наибольшей степени соответствует сложившимся условиям либо способствует экономическому, социально-политическому, культурному развитию страны.

В то же время, нельзя не отметить и значение субъективных факторов, в частности, роль отдельных политических лидеров, которые в свое время существенно повлияли на выбор формы правления (например, Гитлер, Сталин, Ленин).

Исторические примеры

Каждая из форм правления когда-либо существовала на планете. Некоторые сохранились до сих пор, хотя для цивилизованного мира они выглядят странно, даже варварски.

Из современной истории можно привести примеры монархий:

  • Абсолютные — Катар, Саудовская Аравия, некоторые другие страны Африки.
  • Конституционные дуалистические — Марокко, Кувейт, Монако.
  • Конституционные парламентские — Дания, Швеция и некоторые другие государства европейской карты.
  • Классические парламентские — Великобритания.
  • Классическая конституционная — Япония (власть сосредоточена у кабинета министров).
  • Теократическая — Ватикан.

Термин применяется к странам, которые на самом деле являются республиками, имеется Конституция, власть принадлежит народу. Однако существует и лидер, отыгрывающий роль в проведении различных торжеств и празднеств. Он своеобразный символ.

Республик в современности намного больше. Это значит, что цивилизованное общество развивается, отходит от рабовладельческого строя и феодализма. Одним из классических примеров является США, где практикуется президентский формат. Глава государства является верховным главнокомандующим, представителем правительства, наделяется полномочиями распускать парламент, если сомневается в его компетентности.

Интересно соотнести понятия политического режима и формы правления. В первом случае понимаются методы осуществления власти. Разновидности — демократия, бюрократия или авторитаризм. Обратная категория — анархия, она позиционируется как полное отсутствие какого-либо режима, и каждый гражданин волен делать все, что ему захочется.

Форма правления по определению отличается. Так называют установленные на конституционном уровне законы и правила, в соответствии с которыми устанавливается власть. Не допускается выход за эти рамки. Если такое наблюдается, то гражданин, независимо от его положения в обществе, должен будет понести юридическую ответственность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: