Участие граждан в политической жизни общества

Как происходит участие граждан в политической жизни страны

Теории политического участия

Теория рационального выбора – согласно данной концепции, главным актором в политическом участии представлен человек, который старается с большей эффективностью достигать поставленных целей, ради реализации собственных интересов. Интерес появляется в том случае, если индивид от политической деятельности приобретает больше дохода, чем издержек; также интересы направлены на удовлетворение благополучия. Второе название концепции – «максимизация выгоды».
Мотивационные теории  политического участия – за любой политической деятельностью стоят мотивы, самыми распространёнными представлены: идеологический (человек участвует в политических процессах активно поддерживая господствующую идеологию в обществе); нормативный (в ходе политического приспособление индивид строит своё поведение на основании признания силы); ролевой (определяется достигнутым статусом и социальной ролью; если индивид имеет низкий социальный статус, то вырабатывается радикальное настроение, направленное на оппозицию власти). 
Теории социальных факторов политического участия – совокупность факторов представлена взаимосвязью в политическом участии, сюда относится социальное равенство, уровень подвижности индивида и т.д.
«Мичиганская модель» электорального участия – формируется в ходе социализации в кругу семьи, которая позволяет идентифицировать избирателя в политическом участии. 
Психологическая школа – основное значение имеют социальные установки и мотивы человека. 

Политическое поведение — деятельность субъектов политики, которая имеет за собою мотивы, которые напрямую влияют на взаимодействие политических субъектов. 

Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Выборы и референдумы – это важные инструменты, которые предоставляют гражданам возможность влиять на политику и принимать решения. Рассмотрим их роль подробнее:

Выборы – это ключевой момент в демократических системах. Граждане выбирают своих представителей на различных уровнях власти, начиная с муниципальных и заканчивая национальными выборами. В результате выборов формируется орган законодательной власти, который принимает законы и решения, влияющие на жизнь граждан.

Референдумы позволяют гражданам прямо участвовать в принятии решений по важным вопросам. На референдуме граждане голосуют за или против конкретного предложения, такого как изменение конституции или принятие нового закона. Референдумы демонстрируют принцип прямой демократии, где решение принимается напрямую гражданами.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума — сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год — для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет — для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы — это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Что мы узнали?

Участие граждан в политической жизни необходимо для того, чтобы каждый человек мог выразить свое мнение, обратить внимание государства на самые актуальные проблемы, повлиять на процесс принятия государственных решений. Оно может быть реализовывано в разных формах

Например, граждане могут участвовать в выборах, референдумах, митингах, обращаться в органы власти. Также они могут оказывать влияние на власть через своих представителей, то есть политические партии.

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества?
Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика — это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Общие сведения

Политическое участие – деятельность граждан, направленная на выбор политиков, а также принятие и реализацию политических решений.

В рамках политологии и политической социологии политическое участие граждан рассматривается не просто как одна из форм политического поведения, а как многогранный феномен общественно-политической жизни страны и государства. Понятие политического участия традиционно связывают с такими проблемами как теория гражданства, выборы, политический активизм. Кроме того, популярной темой в последнее время стало политическое насилие – физическое принуждение, навязывание своей воли с целью достижения государственной власти.

Правовой статус политических партий

Политическая партия — это объединение граждан по их политическим взглядам и интересам, стремящееся к осуществлению своих целей путем участия в политической жизни страны, в выборах, посредством оказания влияния на государственную власть.

Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.

Характерные признаки политической партии

Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях».

Политическая партия — общественное объединение граждан. Таким образом, в основе политической партии лежит право человека на объединение, т.е. объединение и политическую партию можно соотносить как общее и особенное.

Партия — некоммерческое объединение граждан. В Федеральном законе от 25 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» этот признак общественных объединений присутствует как основополагающий.

Партия — объединение граждан, имеющих целью достижение политической и государственной власти.

Партия — объединение граждан на основе общих взглядов и идей. У каждого гражданина есть собственное мировоззрение, точка зрения на те или иные факты, действия и т. д. Чтобы создать политическую партию, некая совокупность граждан с общими взглядами и идеями, касающимися политической, государственной власти, объединяется для воплощения в жизнь этих замыслов и идей. Этот признак можно назвать организующим, поскольку проявляется он на стадии создания политической партии, когда граждане обмениваются своими взглядами, вырабатывают общие идеи по поводу участия в политической жизни и «завоевания» государственной власти теми или иными методами.

Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.

Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.

Кроме того, существуют и специальные ограничения. Например, в Федеральном конституционном законе РФ «О Конституционном Суде РФ» устанавливается запрет для судей Конституционного Суда на участие в деятельности политических партий, в Законе РФ «О прокуратуре РФ» — для прокурорских работников, в Законе РФ «О Центральном банке» фиксируется ограничение прав на участие в политических партиях членов Совета директоров Центрального банка.

Значение понятия политического участия

Политическое участие — термин из политической науки, а также политической социологии, означает непосредственно деятельность граждан, которая направлена на выбор власти, а также принятие и реализацию различных политических решений.

Проблемы сферы политического участия могут включать темы вроде:

  • теории гражданства;
  • политического активизма;
  • выборов;
  • политическая мобилизация.

В современном мире очень часто встречаются работы по политическому насилию, а также новым социальным движениям. При этом часто политическое насилие рассматривается в качестве одной из форм политического поведения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Что можно назвать политическим участием?

  1. Деятельность по делегированию полномочий властей (электоральное поведение).
  2. Деятельность активистов, которая направлена на поддержку разных кандидатов и партий в рамках избирательных кампаний.
  3. Участие в митингах и демонстрациях.
  4. Участие в партийной деятельности и т.д.

Политолог американского происхождения М. Вайнер выделил три основные черты политического участия граждан:

  1. Политическое участие определяется в качестве определенного действия, которое имеет вербальное выражение, не является личными эмоциональными откликами, а также выражением внутренних предпочтений.
  2. Политическое участие является добровольным действием граждан (так служба в армии, а также уплата налогов не является формой политического участия).
  3. Политическое участие подразумевает существование конкретного выбора (так голосование обязано быть давать выбор, невозможно проводить голосование на заранее безальтернативных выборах).

Ученый С. Хантингтон рассматривает следующие виды политического участия:

  1. Автономное участие. Является сознательной деятельностью активистской направленности конкретных граждан, цель этой деятельности — влияние на мнение, позицию, а также деятельность избираемых политиков электоратами.
  2. Мобилизованное участие. Действия, которые совершаются вынужденно, обуславливаются неполитическими импульсом (например, чувством долга, страхом, подкупом и т.д.).

Автономное участие в политической жизни наблюдается в основном в современных западных странах-полиархиях (открытая политическая конкуренция). Мобилизованное участие наблюдается в странах с традиционным укладом, тоталитарным политическим режимом. Так получается, что вид политического участия во многом зависит от того, каков характер политического режима в конкретной стране.  

Степень политического участия позволяет выявить настоящую роль гражданина, социальных групп, отдельных слоев, классов как на уровне местного управления, так и в целом в политической системе общества. Если население государства осуществляет активную деятельность для того, чтобы сформировать элиту, определить главные цели политики, проконтролировать осуществление данных целей, тогда данную политическую систему возможно называть такой, которая основана на политическом участии граждан. В подобном обществе политическая элита является лояльной слугой для общества, представляет адекватно интересы народа в высших органах власти.

Определение политического участия

Участие в избирательных процессах предполагает гораздо больше, чем просто голосование. Участие в политической жизни вытекает из свободы высказываться, собираться и объединяться; способности принимать участие в ведении государственных дел и возможности зарегистрироваться в качестве кандидата, участвовать в предвыборной кампании, быть избранным и занимать должности на всех уровнях власти. 

Участие в политической жизни — это любое количество добровольных действий, предпринимаемых общественностью для оказания влияния на государственную политику либо напрямую, либо путем влияния на выбор лиц, которые проводят эту политику.

Хотя участие в политической жизни обычно ассоциируется с голосованием на выборах, оно включает в себя такие виды деятельности, как работа над политическими кампаниями, пожертвования денег кандидатам или организациям, контакты с государственными должностными лицами, петиции, протесты и работа с другими людьми по вопросам.

Участие избирателей в голосовании, считающимся одним из наиболее важных проявлений патриотизма, является основным средством участия в политике. Никакая другая политическая деятельность не позволяет представлять мнения большинства, чем голосование. В качестве одного из принципов демократии, каждый гражданин получает право на один голос, и каждый голос считается равным.

К политическому участию не следует относить:

  • политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
  • политическую агитацию, осуществляемую за плату;
  • профессиональную деятельность должностных лиц, наделенных властно-публичными полномочиями.

Избирательное право

Главным образом, возможность участия в политике, населению обеспечивает избирательное право. Во-первых, это возможность народонаселения голосовать на выборах, и во-вторых, это способность граждан быть избранными в качестве представителей законодательной власти. Первое из них называют активным, второе пассивным избирательным правом.

Активное избирательное право

Закон гарантирует каждому своему гражданину активное избирательное право — возможность участия в выборах (президента, мэра, депутатов), оно зафиксировано в Конституции и защищается государством.

Принципы избирательного права в России:

  1. Избирательное право является всеобщим, то есть, им наделены все граждане страны. Отдавать свой голос на голосовании могут все, независимо от их уровня достатка, национальной принадлежности, пола и вероисповедания. Однако есть некоторые исключения, возможности принимать участие в выборах лишены недееспособные граждане (кто еще не достиг совершеннолетия и люди, страдающие психическими заболеваниями), и кроме того осужденные (пребывающие в местах тюремного заключения).
  2. Избирательное право действует на принципах равенства — каждый гражданин вправе отдать только один единственный голос.

Это интересно! В Российской империи при правлении императора Николая II население государства могли участвовать в выборах представителей Государственной Думы. Однако голосование не было всеобщим. Женщины, студенты, военные, жители окраин страны были лишены избирательного права. Остальные слои населения могли выбирать своих представителей, которые голосовали от имени разных слоев населения (помещиков, крестьян, рабочих и т.д.). Равенства в процедуре выборов не было, 90 тысячам рабочих разрешалось выбирать себе всего 1 представителя на голосовании, а 90 тысячам помещиков разрешалось иметь 45 таких представителей.

  1. Закон предоставляет возможность населению осуществлять голосование тайно. Для этого в каждом избирательном пункте (месте, где проводятся выборы) установлены специальные кабинки, в которых голосующий может уединиться и самостоятельно принять собственное решение. Это необходимо для того, чтобы никто не мог оказать влияние на выбор каждого голосующего, чтобы не вынуждал граждан отдавать свои голоса за нужного кому-либо кандидата.
  2. Сегодня в России избирательное право прямое, то есть, народ самостоятельно осуществляет голосование. Кроме прямого, существует косвенное избирательное право, при этом население избирает своих представителей, которые будут от их имени принимать участие в голосовании. Косвенное избирательное право существовало раньше во времена Российской империи, до Великой Октябрьской революции 1917 года.

 

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право граждан отражено в Российской Конституции и защищается юридическими нормами. Однако оно имеет намного больше ограничений, по сравнению с активным избирательным правом. Возможность быть избранным на выборную должность, в качестве представителя власти, требует определенного уровня образования, опыта работы, необходимого количества подписей избирателей.

21.2. Личные права и свободы

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна­родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы га­рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обра­щения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятствен­ного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступа­ет как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть ре­ализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

— право на жизнь (ст.20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

— право на достоинство личности (ст.21) — предполагает, что госу­дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума­ляли его достоинство;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото­рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

— право на неприкосновенность жилища (ст.25);

— право свободно определять и указывать свою национальную при­надлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

— право на свободу совести (ст.28);

— право на свободу мысли и слова (ст.29).

В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.

Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.

Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.

Формы участия граждан в политической жизни

Конституция Российской Федерации закрепляет право всех граждан нашей страны участвовать в политической жизни. Они могут это делать как самостоятельно, так и через своих представителей. Рассмотрим эти ситуации.

выборы и референдумы

Это формы участия, когда каждый человек непосредственно может принять участие в государственных делах, внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны.

В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане (то есть с 18 лет). Не разрешается дискриминация по поводу:

  • расы;
  • национальности;
  • пола;
  • возраста;
  • положения в обществе;
  • образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

государственная служба

Люди, занимающие должности в центральных и местных органах власти, могут непосредственно осуществлять властные полномочия, влияя тем самым на жизнь и функционирование общества.

ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой

обращения

Граждане, желающие обратить внимание власти на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться в органы власти с заявлениями, которые те обязаны рассмотреть в определенные сроки. политические партии

политические партии

Свобода слова позволяет гражданам создавать партии, разрабатывать свои программы решения тех или иных вопросов и в целом устройства общества. Если такие партии находят поддержку общества, то есть тех групп населения (например, пенсионеров, студентов и т.д.), то они могут выставлять свои кандидатуры на выборах.

митинги

Свобода собраний и митингов позволяет людям организовывать массовые выступления, которые выражают протест общества или призыв к чему-либо. Но здесь существуют и ограничения. Например, запрещены экстремистские, имеющие крайне аполитизированный характер (против власти) выступления, которые могут нарушить общественный порядок.

Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой — способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:

    1. предложения;
    2. заявления;
    3. жалобы;
    4. ходатайства.

Предложение — это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав. Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

Заявление — обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т. п.).

Жалоба — обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

Ходатайство — обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: