Краткое содержание повести «Обмен»
История начинается с тревожной новости: у матери главного героя, Виктора Дмитриева, обнаружено раковое заболевание. Чтобы не пугать женщину, ей озвучен диагноз «язвенная болезнь». Но близкие и родные понимают, сколь серьезно положение.
Жена Виктора Лена понимает это тоже. Но для нее серьезное положение заключается в угрозе потерять комнату свекрови в случае ее кончины.
У предприимчивой женщины возникает идея обмена, дающая возможность получения большего по площади жилья. Даже перспектива пожить некоторое время со свекровью не пугает ее. Она прекрасно понимает, что это некоторое время будет достаточно недолгим.
Виктор предложение об обмене сначала воспринимает в штыки, понимая суть этой манипуляции. Но то ли супруга имеет над ним такую власть убеждения, то ли ему комфортнее обманываться ради бесконфликтного существования. В конце концов, он оправдывает предложение Лены ее заботой о будущем их дочери.
С молчаливого согласия и равнодушного бездействия Виктора, Лена решительно берется за дело.
Противостояние фамилий
Смысл повести «Обмен» Трифонов раскрывает и с помощью описания двух совершенно разных семейств Виктора и Лены – Дмитриевых и Лукьяновых. Первые представляли собой интеллигентную семью, с преемственностью нравственных ценностей и моральных устоев. Очень показателен здесь образ деда Федора, этакого древнего «монстра». Он воплощает лучшие качества фамилии Дмитриевых – принципиальность, воспитанность, тактичность.
К сожалению, и в этой семье заложенные дедом ценности постепенно подменяются другими. Его дочь, мама Виктора Ксения Федоровна характеризуется напускной интеллигентностью и некоторым ханжеством, стремлением казаться лучше, чем есть. Но она искренне и трепетно любит своего сына, переживает за его нереализованные мечты. Ведь в юности Виктор мечтал о профессии художника, но «срезавшись» на экзамене не стал бороться дальше, а поплыл по течению.
Лукьяновы – практичное семейство, не обремененное понятиями о чести и совести. В их отношениях давно не идет речь о любви, теплоте, простом человеческом участии. Эти понятия подменило чувство долга, из-за чего отношения в семье официально-деловые. Глава семьи Иван Васильевич занимается материальным обеспечением. А Вера Лазаревна, находящаяся на иждивении у мужа, платит ему «собачьей преданностью». Лена, которая взяла от отца чувство ответственности, а от матери – преданность семье, решительно взялась за осуществление обмена.
Способность любить
Виктор, пытаясь раздобыть денег на текущие расходы по уходу за матерью и обмену жилья, обращается к своей бывшей любовнице – Тане.
Это еще один значимый образ, раскрывающий смысл повести «Обмен». Женщина полюбив Виктора и до сих пор испытывая к нему это чувства, не смогла жить с нелюбимым, пусть и очень хорошим мужем. Который в свою очередь, любя Таню, просто уходит из ее жизни, позволяя ей быть счастливой без нее. Эти люди живут по совершенно другой системе моральных ценностей. Они воплощают собой искренние человеческие отношения, подразумевающие способность любить. Поэтому их обмен, основанный на выборе сердца, выглядит более искренним и честным.
Виктор, зная, что женщина любит его, думает иногда, что она могла бы стать ему лучшей женой, чем Лена. Но и здесь не предпринимает ничего, просто молча жалеет.
Обмен произошел
Получив помощь и деньги от Тани, Виктор, в предвкушении тяжелого разговора, отправляется на дачу, где живут его мать и сестра Лора. Как и предполагалось, сестра настроена решительно против обмена, насквозь видя далеко идущие планы Лены. Мать же, пусть и не сразу, но соглашается на обмен, проронив фразу, которая объясняет двойной смысл повести «Обмен»:
«Ты уже обменялся, сын. Обмен произошел».
Ксения Федоровна с горечью признает «олукьянивание» Виктора, обмен моральных ценностей и жизненных принципов на практичность и обустроенный быт.
После свершившегося обмена, Ксения Федоровна умирает, Виктор переживает гипертонический криз. А дача в Павлинове, символизирующая традиции и дарящая счастливые воспоминания герою, подверглась сносу для строительства стадиона «Буревестник».
Сюжет и композиция
Основное действие происходит октябрьским днём и утром следующего дня. Но читатель знакомится не только со всей жизнью главного героя, но и узнаёт о семьях Лукьяновых и Дмитриевых. Этого Трифонов добивается с помощью ретроспекции. Главный герой рефлектирует по поводу происходящих с ним событий и собственных поступков, вспоминая прошлое.
Перед героем стоит трудная задача: сообщить смертельно больной матери, которая не знает о серьёзности своей болезни, и сестре, что жена Лена задумала обмен. Кроме того, герою необходимо достать для сестры Лоры, с которой живёт сейчас мать, денег на лечение. Обе задачи герой решает блестяще, так что денег предлагает ему бывшая любовница, а переездом к нему матери он будто бы помогает сестре уехать в длительную командировку.
Последняя страница повести вмещает в себя события полугода: происходит переезд, умирает мать, герой чувствует себя несчастным. Рассказчик добавляет от себя, что снесён дом детства Дмитриева, где ему так и не смогли передать семейные ценности. Так что Лукьяновы победили Дмитриевых в символическом смысле.
Проблематика
Трифонов обращается к теме противостояния двух семей. Виктор Дмитриев, женившись на Лене Лукьяновой, не смог передать ей ценности семьи Дмитриевых: душевную чуткость, мягкость, тактичность, интеллигентность. Зато сам Дмитриев, по выражению сестры Лоры, «олукьянился», то есть стал прагматичным, стремящимся не столько к материальным благам, сколько к тому, чтобы его оставили в покое.
Трифонов поднимает в повести важные социальные проблемы. Современному читателю непонятна проблема главного героя. Советский человек, как будто не имеющий собственности, не имел и права на жизнь в нормальной квартире с комнатами для супругов и ребёнка. И совсем уже диким было то, что комната матери после смерти не может быть унаследована, а отойдёт государству. Так что Лена пыталась спасти собственность единственно возможным способом: обменяв две комнаты в коммуналке на двухкомнатную квартиру. Другое дело, что Ксения Фёдоровна сразу догадалась о своей смертельной болезни. Именно в этом, а не в самом обмене, и заключено зло, исходящее от бесчувственной Лены.
Сочинение по повести «Обмен» Ю. Трифонова
Повесть Обмен Трифонова относится к циклу городской прозы. Она открывала цикл московских повестей писателя и освещала разнообразные проблемы москвичей. В первую очередь останавливаясь на нравственных проблемах.
Нравственные проблемы повести
Чтобы раскрыть одну из нравственных проблем, автор применяет способ противостояния двух семей. Благодаря несложному сюжету, что описывает довольно банальную жизненную ситуацию, автор показывает беспощадность жизни, когда на первый план выходит холодный расчет и поиск выгоды. Чтобы лучше увидеть проблематику повести Обмен Ю. Трифонова, предлагаем вам познакомиться с ее кратким анализом и главными героями.
Краткое содержание и анализ
В повести «Обмен» мы знакомимся с семейством Дмитриевых и Лукьяновых. Виктор Дмитриев выбрал себе в жены Лену Лукьянову. Он хотел передать ей все традиции, нравственные и семейные ценности своей семьи, научить чуткости, тактичности, интеллигентности. Вот только все произошло наоборот. Вместо того, чтобы передать нравственные ценности Лене, Виктор сам становится прагматиком, тянется к материальным благам. Как сказала его сестра, герой и сам олукьянился.
По сюжету повести, Лена враждует со свекровью и не хочет жить вместе с ней. Но все перевернуло с ног на голову сообщение о смертельной болезни матери Виктора. Вот тут Лукьянова все берет в свои руки. Она понимает, нужно поспешить осуществить обмен, чтобы не лишится комнаты. Женщина поднимает вопрос о дальнейшем совместном проживании, хотя до этого и слышать о подобном не хотела. Бестактность Лены возмущала даже Виктора, но девушка стояла на своем и шла к своей цели. Пока свекровь лежала на операционном столе, та искала варианты обмена. В итоге, под напором жены и сам Виктор превращается в расчетливого и холодного человека.
Сначала Дмитриева согласилась переехать в новую квартиру, где теперь все будут жить под одной крышей, но когда женщина узнала о настоящей причине обмена, ей стало очень больно. Как отметила мать, ее сын произвел обмен задолго до того, как они обменяли комнаты на квартиру. Обмен произошел, когда Виктор женился на Лене и попал под ее влияние.
Мать умирает, но счастлив ли наш герой? Конечно же нет. Он в депрессии, ничто его не радует, Виктор преждевременно состарился. Не простила его и сестра, которая обвиняла брата в смерти матери. Когда мать умерла, дороги сестры и брата разошлись, и скорее всего, больше никогда не пересекутся.
Герои повести Обмен
Виктор Дмитриев, полноватый потомственный москвич из интеллигентной семьи. По сюжету Виктор выглядит безвольным и ведомым у жены поэтому он быстро олукьянивается, потеряв свои моральные качества ради материального благосостояния.
Лена Лукьянова — жена Виктора. Умеет добиваться своего, подчинять людей, женщина с хваткой бульдога, сильным характером, решительностью и инициативой. Это бестактная и высокомерная особа, для которой нравственность стоит на последнем месте.
Ксения Федоровна Дмитриева — мать Виктора и Лоры. Это деликатная и добрая женщина, которая была готова безвозмездно помогать людям. Судьба послала ей смертельную болезнь и эта болезнь раскрыла ей глаза на невестку, да и дала понять, насколько преобразился в худшую сторону ее сын.
Также в работе Ю. Трифонова мы встречаем Лору — сестру Дмитриева, тещу Дмитриева Веру Лазаревну, Таню, бывшую любовницу героя и его деда Федора Николаевича, что один из первых указал Виктору на бестактность его жены.
Художественное своеобразие
Детали автор использует вместо пространных характеристик. Например, увиденный Дмитриевым обвисший живот жены говорит о его холодности к ней. Две подушки на супружеской постели, одна из которых, несвежая, принадлежит мужу, свидетельствуют о том, что между супругами нет настоящей любви.
П
роблематика повести
Ю. Трифонова «Обмен».
1) – Вспомните сюжет произведения.
Живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ, в коммуналке. Дочь Наташка – подросток – за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Лена сама заговорила об обмене. Поступки и чувства героев, проявляющиеся при решении этого житейского вопроса, завершившегося удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны, и составляют содержание небольшой повести.
– Итак, обмен – сюжетный стержень повести, но можно ли сказать, что это и метафора, которую использует автор?
2) Главный герой повести – представитель третьего поколения Дмитриевых.
Дед Федор Николаевич интеллигентен, принципиален, гуманен.
– А что можно сказать о матери героя?
Найдите характеристику в тексте:
«Ксению Федоровну любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и по павлиновской даче, потому что она доброжелательна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие…»
А вот Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается». Суть названия повести, ее пафос, авторская позиция, как она вытекает из художественной логики повести, раскрываются в диалоге Ксении Федоровны с сыном об обмене: «Я очень хотела жить с тобой и Наташенькой… – Ксения Федоровна помолчала. – А сейчас – нет» – «Почему?» – «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел».
– В чем смысл этих слов?
3) Из чего складывается образ главного героя?
Характеристика образа с опорой на текст.
– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена?
(«…Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)
– Что выражает эта поза Дмитриева?
(Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)
– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».
Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».
– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?
(Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.
«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)
Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.
– Чью оценку получает герой?
(Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)
4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»
Оксюморон
*
миловидная женщина-бульдог
еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.
Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…
Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».
– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?
– Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях?
(Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)
Творчество Юрия Трифонова
Часто критики обвиняли Юрия Валентиновича в бытописательстве. В одном из своих последних произведений, рассказе «Вечные темы», писатель объяснил свою тягу к точной прорисовке житейских ситуаций, бытовых деталей и душевных переживаний маленького советского человека. Как правило, действие в произведениях Трифонова разворачивается в Москве. Из повести «Обмен» и рассказа «Верка и Зоя» читатели узнают не только о событиях из жизни героев, но и процессе жилищного строительства.
Замечание 1
Проблема нравственного выбора красной нитью проходит чрез произведения Трифонова.
Эта проблема присутствует и в книге «Дом на набережной» — главном произведении писателя, и в исповедальном романе «Время и место», и в повести «Другая жизнь». Часто в цитатах угадываются этические метания автора-интеллигента.
Целый ряд произведения Юрия Трифонова посвящен истории. Например, в романе «Старик» писатель рассказывает о том, как устанавливалась советская власть на Дону. В произведении «Нетерпение» речь идет о Желябове и других народовольцах.
В момент выхода «Нетерпения» в Европе проблема терроризма встала особенно остро, и на этой волне интереса к людям, которые во имя идеи способны пойти на убийство, произведения Юрия Трифонова обрели популярность и за рубежом.
Замечание 2
В 1980 году Трифонов был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе.
В марте 1981 года писатель скончался. Причиной смерти стала легочная тромбоэмболия.
Вечные темы и нравственная проблематика в повести
Тема духовной деградации личности – одна из значимых тем в русской прозе. Трифонов размышляет о причинах духовного кризиса человека, живущего в условиях бытовых проблем советской реальности. В повести затронута одна из злободневных проблем современной жизни – конформизм, который лишает человека личной позиции, приучает к пассивному принятию существующего порядка вещей и безвольному подчинению мнению большинства.
Смысл названия повести «Обмен» заключен не только в способе решения бытовой проблемы, он указывает на социально-психологические отношения жителей современного города. Информация об обмене комнат дается в конце повести. Из 65 страниц повествования только в двух предложениях рассказывается о квартирном обмене, и он не является главным событием повести. «Квартирный вопрос» стал для героя испытанием на человечность.
В повести описан более значительный обмен духовных ценностей на материальные блага. Образ жизни, привитый с детства семьей и сформированный воспитанием, сменился другим, навязанным инородным окружением. Постепенно Дмитриев привыкает к житейским принципам жены и ее родственников, и уже не кажется ему кощунственным квартирный обмен в ожидании смерти пока еще живой матери. Разговор об обмене комнат с матерью стал для Виктора обменом совести на нормальные условия проживания. Он не выдержал испытания бытом, был сломлен силой житейских обстоятельств. Этот обмен взвалил на героя, осознающего последствия своего поступка, колоссальный груз вины, лишил его самоуважения и возможности жить полноценной жизнью. Внутри что-то сломалось, наступило отчуждение, сначала от самого себя, после от доживающей свои последние дни матери, любимой когда-то жены, друзей и от всего мира.
Кадры из х/ф «Обмен» 1977 г.
Философский смысл повести Ю. Трифонова «Обмен»
Юрий Трифонов затронул извечную дилемму: сознание определяет бытие, или бытие – сознание? Сам писатель говорил о своем творчестве: «Не быт я пишу, а бытие.» Поведение людей Трифонов определял двумя нормами. Человек может признать закономерным то, что является допустимым для большинства, или живет, следуя нравственным принципам, категорично разделяющим границу между добром и злом. Если окружающая среда навязала человеку образ жизни, сформированный массовым сознанием, он начинает воспринимать его как правильный. К примеру, если человек видит, что окружающие не брезгуют воровством или взятками, то он начинает считать, что воровство и взяточничество являются естественным делом. Трифонов напоминает, что, если личное благосостояние для большинства сегодня является высшей ценностью, то это не означает, что данное мировоззрение является истиной. Истина заключена не в массовом сознании, она – в нравственном императиве.
Человеку приходится делать свой нравственный выбор. Смирение со злом становится таким же злом, которое оборачивается против смирившегося человека. Повесть Трифонова «Обмен» предупреждает об опасности превратиться в обезличенного обывателя, попавшего в сети конформизма, приводящего к духовному оскудению личности.
Сюжетная линия
История начинается с того, как Ксении Федоровне, матери Виктора, стало плохо. Сын отвез ее в больницу. Там ему сказали, что у нее рак. Но само́й пациентке врачи сообщили, что ее состояние здоровья ухудшилось из-за язвенной болезни. Вскоре женщине сделали операцию, и она стала чувствовать себя намного лучше. Спустя какое-то время она вернулась домой с полной уверенностью, что идет на поправку.
В этот момент супруга Виктора решила сделать обмен и съехаться со свекровью. Виктор задолго до болезни матери говорил об этом, но невестка не соглашалась. Но вдруг она передумала и стала на этом настаивать. Виктору было тяжело, так как две любимых женщины последнее время разговаривали друг с другом как враги. Мужчина искренне не понимал, почему они не могут помириться. Исправить эту ситуацию не помогло даже рождение ребенка.
Елена была настроена решительно и ежедневно оказывала давление как на мать мужа, так и на него самого. Виктора поначалу настораживала настойчивость супруги, но со временем он смирился с этим и начал ее выгораживать. Единственный аргумент, который он использовал, это то, что Лена старается не только для себя, но и для всей семьи. После того как на свет появилась их дочь Наташа, им стало тесно. Кроме того, герой говорил, что бывают случаи излечения от рака, и если его мать будет жить рядом с внучкой и детьми, это пойдет ей только на пользу.
Отношения между супругами были хорошими. Но портить эту идиллию ежедневно приходила теща Виктора. Она жила по соседству и постоянно под видом помощи вмешивалась в чужую жизнь.
Получение консультации
Из-за плохого самочувствия мамы Виктор был вынужден отказаться от командировки в Сибирь. Все мысли были только о предстоящем обмене жилья. Но денег на него не хватало. Конечно, можно было бы занять у тещи, но это для главы семейства было унизительно.
Узнав о финансовых трудностях Виктора, ему предложила свою помощь сотрудница Татьяна. Раньше они были в отношениях, но потом расстались. У девушки до сих пор были чувства к мужчине, но он не понимал, что именно она могла бы стать для него лучшей женой.
Татьяна свела Виктора с человеком, который совершил подобный обмен. Тот, в свою очередь, дал ему телефон маклера. После окончания трудового дня Виктор и Татьяна поехали домой к девушке, чтобы она могла дать ему денег. Мужчине было искренне жаль свою бывшую возлюбленную, так как она всем видом показывала, что неравнодушна к нему, в тот момент, когда он уже ничего не чувствовал.
Сложная беседа
Виктор с ужасом представил, какой тяжелый разговор предстоит ему с сестрой. Лора сразу поймет, кому принадлежит идея обмена. Она искренне не понимала, как можно не любить их мать. Ведь это очень чуткий и добрый человек, который приходит на помощь каждому, кто обратиться. Даже за много прошедших лет Лора не приняла выбор своего брата, она считала его жену корыстной и расчетливой особой.
Родители Елены были удивительными людьми. Они обладали способностью преодолевать любые препятствия с легкостью, кроме того, эта семья могла приспособиться к разным ситуациям. Чета Лукьяновых с недоверием относились ко всем. Семья Виктора была уверена в том, что мужчина полностью находится под их властью и влиянием.
Когда главный герой зашел в дом, Лора сообщила ему, что матери стало хуже. Как только сестра узнала об обмене, она сказала брату, что категорически против такого шага. С тяжким грузом на сердце Виктор предложил матери свой вариант развития событий. К его большому удивлению Ксения Федоровна отказалась. Она сказала, что раньше мечтала жить с ним и внучкой, но теперь все изменилось. Своими словами она намекнула, что сына уже давно «подменили», и теперь он находится под влиянием своей жены.
Через три дня мать позвонила Виктору и сказала, что согласна на его условия. Но при этом она попросила, чтобы все состоялось побыстрее. После долгого переоформления и волокиты с бумагами переезд все же произошел, а спустя несколько дней мать Виктора скончалась. После этого события он заметно изменился, сильно постарел, появилась седина. Дачи на Павлиново все снесли и построили там стадион.
Несмотря на простой сюжет, автору удалось описать главную проблему семейных отношений. Во многих случаях людьми движет безразличие к близким людям, жадность и слабохарактерность. Если читать «Обмен» Трифонова полностью, то можно заметить как, главный герой меняется и поддается влиянию со стороны.
Идея, главная мысль, вывод
События повести Трифонова «Обмен» сосредоточены на противостоянии двух семейств. Лена Лукьянова слишком не похожа на родственников своего мужа ни по характеру, ни по набору моральных качеств. Она не пытается приспособиться, найти компромисс, а вынуждает мужа идти ей на уступки. В результате, мягкохарактерный Виктор все время идет на поводу у жены, хотя и не поддерживает стремление жены. Он делает так, потому что согласиться с женой проще, чем доказать Лене свою точку зрения.
Родственники Виктора считают манеру поведение Лены странной, но открыто в конфликт с женщиной стараются не вступать, так как считают, что это может негативно повлиять на семейную жизнь Виктора.
Виктор не привык добиваться желаемого. Он любит приспосабливаться. Дмитриев несчастен с Леной, но не собирается как-то менять это. Он эгоистично разрушает семью Тани, и в то же время не дарит женщине желаемого счастья и умиротворения.
Повесть заставляет читателя задуматься над тем, как порой скоропостижные решения могут испортить жизнь человека. Чтобы не остаться у разбитого корыта и не сокрушаться от осознания потерянных возможностей и времени, необходимо уметь плыть против течения и отстаивать свои интересы.
Каждый из героев повести несчастен по-своему. Виной этому стали ошибки прошлого. Персонажи не могут уже изменить случившееся и вынуждены мириться с своим безрадостным будущим.
Каков смысл повести «Обмен»: подведение итогов
Основной проблемой, затронутой Юрием Трифоновым, является истончение духовных связей между людьми. Лишь немногие способны пренебречь личной выгодой и благоустроенностью в стремлении поступать по совести. К сожалению, такие искренние и честные люди очень редко добиваются успеха в общепринятом понимании этого слова. Они не строят головокружительной карьеры, не располагают значительными средствами и не могут позволить себе многое. Но зато они живут в гармонии с собой, не ненавидя себя за предательство собственных убеждений, с большим шансом на теплые родственные отношения в своей семье.
Смысл названия повести «Обмен»
Суть заглавия повести не сводится лишь к обмену квартирному. На фоне материальной манипуляции с квадратными метрами разворачивается настоящая драма человеческих отношений, сопровождающихся обменами:
- Виктор обменивает традиции и моральные принципы своей семьи, на принципы семьи более практичной и удобной;
- Таня обменивает свое комфортное замужество на одиночество, не в силах жить с нелюбимым человеком;
- Ксения Федоровна, понимая в конце, какого сына вырастила, но по-прежнему желающая ему лишь добра, обменивает свои принципы на комфортное существование Виктора и соглашается на переезд;
- Вера Лазаревна обменивает свою «собачью преданность» и в какой-то степени свою свободу на материальное обеспечение.
Кто потерял, а кто приобрел в результате этих обменов – решать читателю.
Повесть Юрия Трифонова похожа на урбанистическую притчу, в которой представлена достаточно распространенная картина человеческих взаимоотношений. Как же часто в них преобладают торжество потребительского отношения к жизни, разрушение нравственных ценностей и способность идти на компромисс с собственной совестью.