Окружающий мир

Информационное общество: расшифровка понятия, характеристика

Почему общество называют информационным?

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются данные и знания.

Под термином «информационное» («компьютеризированное») общество понимать такое, во все сферы жизнедеятельности членов которого включены компьютеры, информационные системы и услуги, удовлетворяющие информационным потребностям пользователя, а также другие средства информатики как орудия интеллектуального труда.

Информационное общество еще называют обществом знаний или обществом глобальной компетентности, поскольку основным требованиям общества XXI века по подготовке конкурентоспособных специалистов относятся:

  • способность к критическому мышлению;
  • универсальные, системные знания;
  • ключевые компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • способность к принятию решений;
  • умение управлять динамическими процессами;
  • умение работать в коллективе (команде)
  • навыки плодотворного общения.

Эти навыки были сформулированы двадцатью ведущими компаниями мира, которые занимаются прогнозированием развития экономики на будущее и разработкой соответствующих средств и технологий для эффективной реализации различных процессов: экономических, социальных, образовательных, — и получили название навыков XXI в.

В информационном обществе приобретения ключевых базовых знаний и навыков, к которым относится, в частности, знание возможностей использования современных компьютерных систем и умение применять их на практике, является залогом успешности и творческой реализации каждого человека. Именно это вызвало появление новой категории культуры — информационной.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с данными и использовать информационно-коммуникационные технологии, современные технические средства и методы для их получения, обработки и передачи.

Информационная культура проявляется у человека:

  • в конкретных навыках использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и сетевых устройств;
  • в способности использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии;
  • в умении получать данные из разных источников — от периодических печатных источников в электронных коммуникаций;
  • в умении подавать информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
  • в знаниях аналитических методов обработки данных;
  • в умениях работать с сообщениями различных видов.

Информационная культура включает гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки данных с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать полученные сведения качественно, понимать их полезность, достоверность и тому подобное.

Существенный элемент информационной культуры — умение принимать коллективное решение. Умение эффективно взаимодействовать с другими людьми — важный признак человека информационного общества.

Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности у каждого человека должна быть сформирована информационная компетентность, которая предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, оперировать данными на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий в соответствии с потребностями рынка труда для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Для учеников информационная компетентность может означать сформированное умения эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии для обучения.

Плюсы и минусы

Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

Плюсы построения информационного общества Минусы построения информационного общества
1. Преодоление информационного кризиса, сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком. 1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации — даже недоброкачественных.
2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами. 2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
3. Главенствующая форма развития — информационная экономика. 3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.

4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека. 5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации. 6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации. 7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду. 8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины. Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве — 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% — занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества — реальность, требующая планомерного изучения.

Роль человека в жизни общества

Когда и как человек становится частью общества? Это происходит с самого рождения. Малыши окунаются в жизнь среди семьи. Близкие люди посредством общения и игр учат маленького человечка основным навыкам. Благодаря родителям дети учатся жить.

Ребенок немного постарше начинает посещать детский сад. Там он учится взаимодействовать с незнакомыми людьми. Это происходит через игры, общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок знакомится с окружающим миром, творчеством, музыкой, изучает поведение человека в обществе. Благодаря труду воспитателя в маленьком человеке рождается всесторонне развитая личность.

После шести лет ребята учатся налаживать отношения в школе. В кругу ребенка появляется все больше новых людей. У всех, кто нас окружает есть свой внутренний мир, характер, жизненный опыт. И так каждый день своей жизни человек растет и развивается в социуме и семье.

Задумайтесь, мог бы развиваться во всех сферах общества человек, если бы он не умел общаться?

В жизни человек всегда сталкивается с кем-то, кто поделится опытом. Поэтому для развития общества важны все люди: родители, учителя, продавцы, строители, инженеры, архитекторы, врачи, юристы и все остальные. Благодаря человеку появилось общество. А благодаря обществу человек формируется как личность. Отдельное существование человека и общества невозможно.

Что такое общественные институты

Общественный институт – это группы людей или учреждения, деятельность которых направлена на решение и реализацию одних целей. Их деятельность происходит на основе определенных правил и норм. В мире их множество. Однако сущность общественных институтов сводится к самым значимым целям: семье, власти, собственности и наследовании.

В каждой сфере есть институты со своими функциями, направленными на их достижение. Рассмотрим наиболее значимые функции общественных сфер.

  1. Воспитание и забота. Выполняют эти роли семья, брак, материнство. Задействованы в данном случае отец, мать, дети. Относится к социальной сфере.

 

  1. Обеспечение пищей, одеждой, жильем. Здесь главные роли принадлежат работникам, работодателям, покупателям, продавцам. На выполнение данных функций направлена экономическая сфера. А именно институты денег, собственности, обмена, хозяйственных отношений. Достигаются цели на фабриках, в магазинах и т.п.

 

  1. Поддержание порядка, правил, закона, стандартов. Этим занимаются политические общественные институты: власть, государство, местное самоуправление и прочее. Роли выполняют субъекты права и законодатели.

 

  1. Углублением веры, содействием соборным отношениям занимается институт религии. Главные герои – прихожане, священники. Относится к духовной сфере.

 

  1. Социализация людей – задача института образования, общественного мнения, средств массовой информации. Главными здесь являются учителя, ученики и т.д.

Роль институтов в жизни людей

В общественной жизни институты помогают направить деятельность населения в определенную систему ролей и статусов. Появляется стандарт поведения в конкретной жизненной сфере. Рассмотрим такие области, как школа и семья. В первом случае главные роли исполняют учитель и учащиеся. Во втором – родители и дети. Между ними появляются ролевые задачи и отношения, которые подчиняются нормам и правилам. Наиболее важные моменты могут подкрепляться на законодательном уровне. Например, заключение брака.

Также социальные институты помогают координировать поведение людей, приводить в порядок. Понятия о стандартах поведения в определенном смысле дисциплинирует общество.

↑ Понятие «общество». Общество как система

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщённостью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

В широком понимании общество — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает все способы взаимодействия и все возможные формы объединения людей.

В более узком понимании общество можно определить как:

  • географическую или государственную принадлежность (французское общество, российское общество);
  • объединение людей по интересам, целям или профессиональным признакам (общество шахматистов, общество юристов, общество инвалидов);
  • исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, индустриальное общество, капиталистическое общество);
  • социальное окружение (светское общество, высшее общество, дурное общество);
  • человечество (общество людей или «человеческое общество»).

Общество

Глубоко научным является представление об обществе как о сложноорганизованной динамичной саморазвивающейся открытой системе. Следует помнить, что система — это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой что-либо целое, система состоит из подсистем, которые включают в себя отдельные элементы.

Элементы общества
Общности — большие группы людей, образованные по социально значимому признаку, возникающие естественно:
  • классы
  • этносы
  • демографические общности (по полу, возрасту)
  • территориальные общности
  • конфессиональные общности
Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей:
  • Семья и брак
  • Государство
  • Производство и распределение
  • Религия
  • Образование
  • Бизнес

Функции общества:

  • Экономическая (производство распределение продуктов труда/деятельности)
  • Социальная (Воспроизводство и социализация человека)
  • Политическая (создание общих правил поведения и управление деятельностью)
  • Духовная (создание культуры, удовлетворение духовных потребностей)

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Признаки общества как системы

Важным признаком общества как системы является то, что оно является сложной системой. Следовательно, общество состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом, при этом подчиняются определенным правилам и образуют единое целое.

  1. Единство (целостность) — особые взаимосвязи между субъектами общества.Представим такую ситуацию. В стране N. произошел экономический кризис, и пострадали другие сферы общества: случилась революция, к власти пришел узурпатор, перестали печатать книги и показывать спектакли в театрах из-за того, что это дорого. То есть из-за проблем в экономике, произошли кризисы и в политической, и в духовной сферах.
  2. Самоструктурированность (самоорганизованность) заключается в том, что люди сами создали общественную структуру, организовали ее. 
  3. Саморегуляция — способность общества обеспечивать свое существование без чужого вмешательства.Общество, как независимая бизнес-леди, может само себя регулировать, придумывать свои законы и правила.

  1. Открытость — в общество легко входят новые элементы. Общество взаимодействует с внешней средой, изменяется: появляются новые элементы, группы, общности. При этом старые, не нужные больше элементы исчезают, но общество сохраняет свою целостность.
  2. Динамичность — общество постоянно меняется, движется.Раньше в обществе господствовали другие законы и правила. Например, отцы продавали детей в рабство или запрещалось стричь бороды. Теперь институт права находится на высоком, более развитом уровне — законы справедливы, защищают права и свободы человека. 
  3. Незавершенность (альтернативность развития) — общество непредсказуемо, оно имеет несколько путей развития, предполагает различные варианты того, как оно будет развиваться. Нельзя говорить, что развитие общества всегда происходит по одному сценарию.
  4. Саморазвитие — общество способно самостоятельно развиваться, без внешнего воздействия, его никто не подталкивает к развитию.

Таким образом, общество является не только сложной системой, но и обладает множеством других черт.

Общество действительно иногда похоже на пиццу или тортик, так как состоит из разных компонентов. Помните, что начиная с самого рождения, человек неразрывно связан с обществом, и оно оказывает огромное влияние на всех людей

Поэтому изучать его нужно и важно

Особенности формирования, что лежит в основе

В информационном обществе создание, распространение и манипулирование информацией лежат в основе экономической, политической, социальной и культурной деятельности.

Несмотря на то, что ранее существовали соображения, подчеркивающие важность информации для общества, первые конкретные концепции информационного общества появились в 1960-х годах. Японский антрополог Тадао Умесао описывает социологические изменения в обществе в 1963 году и рассматривает информационное общество как последний этап изменений после сельскохозяйственной культуры и индустриального вида общества

Японский антрополог Тадао Умесао описывает социологические изменения в обществе в 1963 году и рассматривает информационное общество как последний этап изменений после сельскохозяйственной культуры и индустриального вида общества.

Еще в 1962 году Фриц Махлуп отмечает, что, помимо традиционных секторов экономики, информационная индустрия играла важную роль, и пытался использовать статистические методы для определения экономического влияния информации.

Дэниел Белл в своей книге «Постиндустриальное общество», опубликованной в 1973 году, использует термин «постиндустриальное общество».

  1. По словам Белла, второй особенностью постиндустриального общества является изменение структуры профессии. Он видит увеличение потребности в профессиях, требующих академической и технической квалификации, обычно высшего образования.
  2. В-третьих, Белл считает растущую потребность в теоретических знаниях для постиндустриального общества характерной чертой, необходимой во вновь возникающей социальной системе «для организации решений и управления изменениями».
  3. Четвертый компонент — это тщательное планирование технологий и технического прогресса. Поскольку новые технологии, по словам Белла, являются основой экономического роста, эта техническая ориентация на будущее должна позволить обществу в какой-то степени самостоятельно определять экономический прогресс.
  4. Пятым компонентом постиндустриального общества для Белла является создание новой «интеллектуальной технологии». «Отличительной чертой новой интеллектуальной технологии является стремление определить рациональные действия и определить, какими средствами их можно реализовать».

В 1980 году футуролог Элвин Тоффлер в рамках своей теории стадий называет информационное общество «третьей волной» истории человечества.

  1. Первую волну, начатую более 10 тысяч лет назад, он называет сельскохозяйственным обществом, характеризующимся деревенским сообществом, сельским трудом и ручным трудом, а также низкой мобильностью.
  2. Вторая волна, которая произошла в XVII веке. Начиная с XIX века, для Тоффлера это индустриальное общество с людьми, живущими в городах, и централизованным производством.
  3. Нынешнее общество, то есть третья волна, для Тоффлера является информационным обществом, характеризующимся глобализацией, индивидуализацией, и сокращением числа занятых в сфере производства. Информационным технологиям отводится решающая роль.

Какая сфера преобладает в информационном обществе

Информационное общество экономически основано на использовании микроэлектронных, вычислительных и телекоммуникационных технологий. Манфред Кочен (1987) дает простое понятие: это общество, в котором информационные, а не материальные потоки составляют большую часть его обменов.

Информационное общество стало представлять общества на продвинутой постиндустриальной стадии, характеризующейся высокой степенью компьютеризации, большим объемом электронной передачи данных и экономическим профилем, на который сильно влияют возможности рынка и занятости информационных технологий.

Все большая часть работников занята в информационной сфере.

Высокая степень компьютеризации, большие объемы данных, количество и качество информационных услуг на основе телекоммуникаций являются основными критериями, определяющими, стало ли общество или нация информационным обществом или нет.

Признаки и функции общества

Характерные черты общества:

  1. Разнообразие социальных подсистем и структур: система целостна и в ней есть иерархия — подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
  2. Не сводится к людям: является системой надындивидуальных форм, связей и отношений.
  3. Самодостаточность: общество воспроизводит и создает необходимые условия существования.
  4. Динамичность: способность изменяться, подстраиваться и сохраняться.
  5. Незавершенность: состав меняется, не статичен, всегда есть то, что улучшают или изменяют.
  6. Альтернативность развития, непредсказуемость и нелинейность: возможность выбора пути деятельности. Большое количество подсистем провоцирует на возникновение предпосылок для реализации разных вариантов развития общества. При этом развитие не является произвольным и неуправляемым. Создают модели социального прогнозирования.
  7. Особый статус у субъектов, которые определяют развитие социума: человек — универсальный компонент социальных систем со своими идеями, потребностями и интересами. Когда противоположные интересы сталкиваются, возникает конкуренция.

Признаки общества:

  • наличие имени или названия;
  • формирование собственной культуры;
  • наличие своей истории;
  • самовоспроизведение, пополнение, например, за счет детей;
  • устойчивые формы взаимодействия, традиции и обычаи;
  • саморегуляция;
  • определенная территория базирования;
  • общий язык — универсальный инструмент коммуникации.

Общество выполняет определенные функции:

  1. Производство материальных благ и услуг — производственная.
  2. Распределение деятельности между членами социума, трудовая спецификация — делегирующая.
  3. Управление и регламентация деятельностью — регулирующая.
  4. Формирование правил поведения, которые не ущемляют права членов — культурная.
  5. Социализация индивидов — социальная.
  6. Духовное просвещение и регулирование активности — духовная.

Особенности информационного общества

Информационные технологии: Одним из основных признаков информационного общества является широкое использование информационных технологий и цифровых устройств

Компьютеры, смартфоны, интернет — стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей.

Информационные ресурсы: В информационном обществе особое внимание уделяется созданию, обработке и распространению информационных ресурсов. Доступ к информации становится все более широким, пользователи имеют возможность свободно и быстро получать и делиться знаниями.

Глобализация: Информационное общество неразрывно связано с процессами глобализации

Информация пересекает национальные границы без препятствий и становится доступной каждому пользователю в любой точке мира. Глобальная сеть интернет объединяет людей и организации, позволяя им взаимодействовать и сотрудничать на международном уровне.
Цифровая экономика: В информационном обществе основные отрасли экономики становятся связанными с информацией и цифровыми технологиями. Компании активно используют данные для принятия решений, а также для создания и продвижения продуктов и услуг.
Зависимость от информации: В информационном обществе все больше людей становятся зависимыми от информации. Быстрый доступ к знаниям и новостям, поиск информации в интернете — становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. Отсутствие доступа к информации может привести к ограничению возможностей или исключению из общественной жизни.
Информационная безопасность: В информационном обществе возникают новые угрозы, связанные с киберпреступностью, утечками данных и хакерскими атаками. Поэтому защита информации и обеспечение информационной безопасности является важным аспектом в функционировании информационного общества.

Признаки, которые характерны для общества

Существуют определенные признаки, характеризующие общество и его особенности:

  • общество не является составной частью какой-либо более крупной системы;
  • в брак вступают представители данной, конкретной общности;
  • общество постоянно пополняется за счет рождения детей у членов данного общества;
  • любое общество имеет свою территорию;
  • каждое общество имеет свое самоназвание и свою историю развития и становления;
  • общество обладает своей собственной системой управления;
  • срок его существования всегда дольше средней продолжительности жизни отдельного его члена;
  • основной силой, сплачивающей его членов, является существующая общая система ценностей, норм, законов и правил.

Определение 2

Принимая во внимание все перечисленные признаки, понятие «общества» можно определить следующим образом:
общество – это исторически сложившаяся и воспроизводящая своих членов общность людей, основанная на общих целях и интересах. В социологии изучение общества ведется в рамках системного подхода

Именно соблюдение подобного характера исследований позволяет более полно раскрыть характерные признаки общества, его социальную систему, как сложного системного образования способного к саморазвитию и имеющего источник этого развития внутри самого себя

В социологии изучение общества ведется в рамках системного подхода. Именно соблюдение подобного характера исследований позволяет более полно раскрыть характерные признаки общества, его социальную систему, как сложного системного образования способного к саморазвитию и имеющего источник этого развития внутри самого себя.

Общество представляет собой сложную, упорядоченную систему, которая характеризуется как целостное образование, основными элементами которого являются люди, существующие между ними взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводящиеся в ходе исторического процесса.

Об­ще­ство как форма жиз­не­де­я­тель­но­сти людей

Общество как форма жизнедеятельности людей

Возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком. Однако тот, кто так думает, забывает: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом в различных видах деятельности, кроме того, он нашёл некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы — всё это продукты общества. Вспомним, что ни один ребёнок, выросший среди животных, не имел знаний, трудовых навыков, не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

Базовый уровень.Подумай! Как связаны человек и общество?

Что мы называем обществом? В науке существует огромное количество определений термина «общество». В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-либо деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.).

В науке обществом называют часть мира, отличающуюся от природы. В широком смысле слова это всё человечество. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далёком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и сёла, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Базовый уровень. Подумай! Что такое общество в широком смысле слова?

Кроме того, иногда в широком смысле об­ще­ство понимают как обосо­бив­шую­ся от при­ро­ды, но тесно с ней свя­зан­ную часть ма­те­ри­аль­но­го мира, со­во­куп­ность всех спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия и форм объ­еди­не­ния людей.Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность.

Высокий уровень. Приведи пример, когда какое-либо общество, серьезно изменяясь, остается вместе с тем самим собой.

Учёные в древности понимали общество как совокупность отдельных людей. Однако каждый человек, занимаясь той или иной деятельностью, взаимодействует с другими людьми, вступает с ними в многообразные связи и отношения. Значит, общество — это и совокупность способов взаимодействия и объединения людей.

Повышенный уровень. Подумай! Какие взаимосвязи и взаимозависимости существуют у тебя в семье, в школе?

Из курса истории вы знаете, что по мере усложнения деятельности людей связи между ними становились всё более многообразными. Исторически сложившаяся в процессе совместной деятельности совокупность связей и отношений между людьми называется обществом. Самые тесные связи и зависимости возникают между людьми, проживающими на одной территории. Поэтому часто говорят об обществах, существующих в границах территории отдельных государств (российское общество, американское общество и т. п.).

В узком смысле под обществом может пониматься:

  • определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);
  • конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);
  • отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).

Повышенный уровень. Приведи еще по одному примеру для каждого из определений общества в узком смысле.

Виды

Для классификации имеющихся обществ используют различные методы исследования и критерии. Так, существуют следующие виды обществ:

  • первобытные и цивилизованные. Первые подразделяются на матриархальные и патриархальные общества; общества с присваивающей экономикой и с производящей экономикой. Среди цивилизованных обществ выделяют неразвитые и развитые общества (отличия между ними проводится по наличию сформировавшихся социальных, политических и экономических институтов, уровню жизни населения);
  • с позиции марксистской теории, где основным критерием считается способ производства, различают первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную или капиталистическую, коммунистическую формации. Указанные виды общества отличаются друг от друга социальными отношениями, различными формами семьи, быта, образа жизни. Для каждого этапа развития определённой страны имеется обуславливающий ее специфический закон развития каждой такой формации, отличающийся национальными особенностями и историческими условиями.
  • согласно цивилизационному подходу на основе социокультурного критерия предполагается существование различных цивилизаций. А. Д. Тойнби выделял 21 такую цивилизацию, которые обладали локальным характером и их отличия строились на отличиях в религии и территории.). «Социокультурный» критерий развития цивилизации ставит в основу народ, его традиции, культуру, мировоззрение, ценности и пр. Указанный подход подчеркивает особенности и многообразие исторического развития обществ.

По характеру общественных взаимосвязей различаются: «статусное» общество, основанное на авторитете, власти и зависимости, имеющее унаследованный и неизменный характер, и «договорное» общество, которое основано прежде всего на свободе и соглашениях. По степени дифференциации социальных институтов и групп выделяют: «первобытные», «промежуточные» и «современные» общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: