Порядок слов в английском предложении: правила построения

Виды предложений по цели высказывания

Вопросительное английское предложение: структура и особенности

Чтобы построить вопросительное предложение по-русски, мы можем просто изменить интонацию. В английском этого недостаточно — важен строгий порядок слов. И здесь он будет обратным.

На первое место встанет часть сказуемого, которая представлена вспомогательным глаголом. Затем — существительное, выступающее в роли подлежащего, и основной глагол.

Посмотрите, как меняются местами члены предложения при построении вопроса:

  • «Хан Соло родился в Кореллии» — Han Solo was born in Corellia.
  • «Хан Соло родился в Кореллии?» — Was Han Solo born in Corellia?

Формирование закрытых вопросов

Закрытыми называются вопросы, на которые мы можем ответить кратко — «Нет» или «Да».

Согласно английской грамматике, они имеют такую структуру: модальный или вспомогательный глагол → подлежащее → сказуемое:

Does Luke train with Yoda? — «Люк тренируется с Йодой?»

Если глагол to be выступает в роли основного, то в Past Simple и Present Simple первое место займет он:

  • Were they together? — «Они были вместе?»
  • Am I tired at work? — «Я устаю на работе?»

Как задавать открытые вопросы

Открытый вопрос состоит из тех же элементов, что и закрытый. Порядок слов в нём тот же, но с одним изменением — начинать фразу должно любое из вопросительных слов:

  • what — «что»;
  • who — «кто»;
  • why — «почему»;
  • where — «где»;
  • whose — «чей»;
  • how — «как»;
  • whom — «кому»;
  • when — «когда»;
  • which — «который».

Например:

When were they together? — «Когда они были вместе?»

Порядок слов в вопросах к подлежащему

Вопрос к подлежащему задают, чтобы узнать, что или кто является субъектом действия. Поэтому начинать его следует со слов who — «кто» или what — «что».

  • Who trains with Yoda? — «Кто тренируется с Йодой?»
  • What is Luke studying? — «Что изучает Люк?»

Построение косвенных вопросов

Косвенные вопросы дают возможность звучать чуть более вежливо. Например, когда мы просим помощи:

Could you tell me where can I buy a blaster? — «Не могли бы вы подсказать мне, где я могу купить бластер?»

То есть перед самим вопросом надо вставить вежливую фразу вроде Do you know… — «Вы не знаете…» или Do you remember… — «Вы не помните…». В остальном построение косвенных вопросов ничем не отличается.

Прямой порядок слов в английских предложениях

Утвердительные предложения

В английском языке основной порядок слов можно описать формулой SVO: subject – verb – object (подлежащее – сказуемое – дополнение).

Mary reads many books. — Мэри читает много книг.

Подлежащее — это существительное или местоимение, которое стоит в начале предложения (кто? — Mary).

Сказуемое — это глагол, который стоит после подлежащего (что делает? — reads).

Дополнение — это существительное или местоимение, которое стоит после глагола (что? — books).

В английском отсутствуют падежи, поэтому необходимо строго соблюдать основной порядок слов, так как часто это единственное, что указывает на связь между словами.

Подлежащее Сказуемое Дополнение Перевод
My mum loves soap operas. Моя мама любит мыльные оперы.
Sally found her keys. Салли нашла свои ключи.
I remember you. Я помню тебя.

Глагол to be в утвердительных предложениях

Как правило, английское предложение не обходится без сказуемого, выраженного глаголом. Так как в русском можно построить предложение без глагола, мы часто забываем о нем в английском. Например:

Mary is a teacher. — Мэри — учительница. (Мэри является учительницей.) I’m scared. — Мне страшно. (Я являюсь напуганной.)

Life is unfair. — Жизнь несправедлива. (Жизнь является несправедливой.) My younger brother is ten years old. — Моему младшему брату десять лет. (Моему младшему брату есть десять лет.)

His friends are from Spain. — Его друзья из Испании. (Его друзья происходят из Испании.) The vase is on the table. — Ваза на столе. (Ваза находится/стоит на столе.)

Подведем итог, глагол to be в переводе на русский может означать:

Если вы не уверены, нужен ли to be в вашем предложении в настоящем времени, то переведите предложение в прошедшее время: я на работе — я была на работе. Если в прошедшем времени появляется глагол-связка, то и в настоящем он необходим.

Предложения с there is / there are

Когда мы хотим сказать, что что-то где-то есть или чего-то где-то нет, то нам нужно придерживаться конструкции there + to be в начале предложения.

There is grass in the yard, there is wood on the grass. — На дворе — трава, на траве — дрова.

Если в таких типах предложений мы не используем конструкцию there is / there are, то по-английски подобные предложения будут звучать менее естественно:

There are a lot of people in the room. — В комнате много людей. (естественно) A lot of people are in the room. — Много людей находится в комнате. (менее естественно)

Обратите внимание, предложения с there is / there are, как правило, переводятся на русский с конца предложения. Еще конструкция there is / there are нужна, чтобы соблюсти основной порядок слов — SVO (подлежащее – сказуемое – дополнение):

Еще конструкция there is / there are нужна, чтобы соблюсти основной порядок слов — SVO (подлежащее – сказуемое – дополнение):

Подлежащее Сказуемое Дополнение Перевод
There is too much sugar in my tea. В моем чае слишком много сахара.

Более подробно о конструкции there is / there are можно прочитать в статье «Грамматика английского языка для начинающих, часть 3».

Местоимение it

Мы, как носители русского языка, в английских предложениях забываем не только про сказуемое, но и про подлежащее. Особенно сложно понять, как перевести на английский подобные предложения: Темнеет. Пора вставать. Приятно было пообщаться. В английском языке во всех этих предложениях должно стоять подлежащее, роль которого будет играть вводное местоимение it

Особенно важно его не забыть, если мы говорим о погоде

It’s getting dark. — Темнеет. It’s time to get up. — Пора вставать. It was nice to talk to you. — Приятно было пообщаться.

Отрицательные предложения

Если предложение отрицательное, то мы ставим отрицательную частицу not после:

Если в предложении единственный глагол — to be, то ставим not после него.

Подлежащее Глагол to be Частица not Дополнение Перевод
Peter is not an engineer. Питер не инженер.
I was not at work yesterday. Я не была вчера на работе.
Her friends were not polite enough. Ее друзья были недостаточно вежливы.

Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью — люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания — это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение — это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (…).

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер…

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение — это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация

Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении

  • Побудительное предложение — это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.
  • Например:
  • Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
  • Позанимайся дополнительно. (совет)
  • Не отставай! (приказ, требование)
  • Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Структура предложений

Во многих иностранных языках, в том числе и в английском, падежные окончания и иные грамматические признаки, которые являются свойственными русскому языку, попросту отсутствуют. В этой связи принципиально важным является знание о том, как строится английское предложение. Следует отметить, что порядок слов в данном случае подчиняется строгим грамматическим правилам, поэтому запомнить его довольно несложно.

Для понимания этого следует привести простой пример.

По-русски мы может сказать: Мальчик ходит в школу.

На первое место вынесено подлежащее «Мальчик». На втором месте сказуемое «ходит», которое выражено в форме глагола.

При этом не будет грамматической ошибкой переставить части конструкции. К примеру, данное предложение может выглядеть как: «В школу ходит мальчик».

Как видно из примера, части были переставлены без особой потери смысловой нагрузки.

В английском подобные перестановки недопустимы в принципе.

Данное предложение по-английски будет выглядеть следующим образом:

A boy goes to school

Поменять слова в этой конструкции невозможно, поскольку это будет противоречить всем правилам английской грамматики.

Следует обратить внимание, что перед словом «boy» стоит неопределенный артикль «a». Артикль является служебной частью речи, которая используется для выражения определенности предмета, суть которого выражена существительным

Фиксированный порядок слов в предложении: его значение и особенности

В русском языке у слов есть окончания, которые помогают понять смысл предложения. В английском их нет. Поэтому функция передачи смысла чаще всего возлагается на порядок слов.

Сравните: Luke listens to Yoda — «Люк слушает Йоду» и Yoda listens to Luke — «Йода слушает Люка». Мы не изменили слова, но переставили их местами, и смысл сразу поменялся.

Кроме того, порядок слов помогает англоговорящему человеку понять тип высказывания: вопрос, утверждение или отрицание. В этом и заключается главная особенность, с которой нам предстоит разобраться.

Реклама. Рекламодатель: ООО «Лингуалео». Подробности на сайте https://lingualeo.com/ru.

Порядок слов в отрицательном английском предложении

Отрицательные предложения
— когда мы отрицаем что-либо. То есть говорим, что что-то:

  • Не происходит (Она не работает)
  • Не происходило (Она не работала)
  • Не будет происходить (Она не будет работать)

В русском языке, чтобы образовать отрицание, мы ставим частицу «не» перед действием: не
прихожу, не
буду читать, не
купил.

В английском языке, чтобы образовать отрицание, мы используем частицу «not» и вспомогательный глагол. Посмотрите, как при этом меняется наш порядок слов:

Давайте разберем эту схему подробно.

1 место — действующее лицо

В отрицательных предложениях также используется прямой порядок слов, поэтому на первом месте стоит действующее лицо.

2 место — вспомогательный глагол + not

Вспомогательные глаголы
— это слова, которые не переводятся, а лишь выполняют роль указателей.

Они помогают нам определить:

  • Время происходящего (настоящее, будущее, прошлое);
  • Количество действующих лиц (много или один).

Подробно о вспомогательных глаголах читайте в этой статье .

Каждое время в английском языке имеет свой вспомогательный глагол (do/does, have/has, did, had, will). Давайте рассмотрим вспомогательные глаголы трех наиболее используемых времен.

1. Настоящее простое время (Present Simple Tense):

  • does, когда мы говорим, о ком-то в единственном числе (он, она, оно)
  • do, для всех остальных случаев (я, вы, мы, они)

2. Прошедшее простое время (Past Simple Tense): did

3. Будущее простое время (Future Simple Tense): will

Чтобы показать отрицание мы добавляем частицу not к нашему вспомогательному глаголу или глаголу to be: does not, do not, did not, will not.

3 место — действие

После вспомогательного глагола с частицей not мы ставим действие, которое теперь является отрицательным.

Например:

He does not
work. Он не работает.

They will not
buy. Они не будут покупать.

Запомните:
Когда мы говорим, что не сделали что-то в прошлом и используем вспомогательный глагол did, само действие мы теперь не ставим в прошедшее время.

Так как вспомогательный глагол уже показывает нам, что оно происходило в прошлом.

Неправильно:

We didn’t
worked
. Мы не работали.

Правильно:

We didn’t
work. Мы не работали.

Итак, давайте еще раз посмотрим на построение отрицательного предложения.

1 место
2 место
3 место
4 место
Действующее лицо
Вспомогательный глагол + not
Действие
Другие члены предложения
I do not work here
My sister does not study study
People will not buy a car
They did not build the house

Отрицательные предложения с глаголом to be

Если в предложении используется глагол to be, то мы просто ставим not после него.

Давайте посмотрим на табличку.

1 место
2 место
3 место
4 место
Действующее лицо
Глагол to be
Частица not
Другие члены предложения
I am not a doctor
They were not at home
A cat is not grey

А теперь давайте рассмотрим последний тип предложений — вопросы.

Побудительные конструкции

Побуждение к действию может быть выражено разными приемами:

  • просьба;
  • приказ;
  • мольба;
  • пожелание;
  • напутствие;
  • совет;
  • запрет;
  • протест.

Побудительное предложение, которое призывает к действию в мягкой форме (просьба, совет, пожелание), предполагает интонацию невосклицательного предложения.

Если же побуждение в форме приказа, то предложение произносится с повышением голоса, и в конце предложения стоит восклицательный знак.

Для того, чтобы составить побудительное предложение, необходимо использовать особые конструкции:

  1. Сказуемое в форме глагола в повелительном наклонении: Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!
  2. Сказуемое в форме глагола в изъявительном наклонении 1-го лица множественного числа: Граждане пассажиры, оплачиваем проезд.
  3. Частицы с оттенком побуждения (ну-ка, давай, пусть): Пусть всегда светит солнце!

Пример текста повествования

Простым примером повествования может стать следующий микротекст:

Шли мы уже давно. Картина вокруг нас постоянно менялась. Давно пора было остановиться и тщательно оглядеться. Так и сделали.

Сразу стало очень тихо: перестали шаркать по тропе ноги, дыхание стало бесшумным, больше не хватали за одежду ветки, не отламывались сучки, задетые телом. И тут мы поняли, что не слышим не только себя, но и тех, кто шёл впереди. Снова тронулись в путь.

Текст написан в прошедшем времени. Часть употребленных в нем глаголов несовершенного вида: шли, сделали, стало, перестали, поняли.

Однако для передачи постоянно повторяющихся действий автор применяет несовершенный вид: менялась, хватали, отламывались, шел, тронулись.

В этом отрывке действия показаны друг за другом и последующие события обусловлены предыдущими, следовательно, тип этого текста — повествование.

Утвердительное предложение и Present Simple

Время Present Simple еще называют Простым настоящим. Его стоит использовать в тех случаях, когда нужно сказать о чем-то обыденном, простом или привычном — например, о нашей ежедневной рутине. Поход на работу, чистка зубов, завтрак, для книголюбов — чтение, для спортсменов — тренировки и так далее. Мы говорим о привычных ритуалах, которым наполнена жизнь каждого человека. Обычно все действия, о которых говорит Present Simple повторяются на регулярной основе. 

Что касается построения таких предложений, то тут все так, как мы говорили в начале статьи: сначала ставим подлежащее, а за ним основной смысловой глагол. Если второго нет, то на помощь придет вспомогательный глагол am (с местоимением I), is (с местоимениями he, she, it и существительными третьего лица единственного числа) или are (с остальными местоимениями и существительными множественного числа). В конце оставляем все второстепенные члены предложения. Эта форма хороша тем, что нам не нужно усложнять ситуацию, мы лишь используем окончания, и то только в третьем лице единственного числа. 

Правило работы с глаголом простое: используйте первую форму глагола (то есть инфинитив), но только без частицы to после подлежащего. Если подлежащее стоит в третьем лице единственного числа, добавьте к глаголу окончание -(e)s.

Примеры:

She is a mother. — Она — мать.

He is interested in books. — Он интересуется книгами.

My daughter plays in a orchestra. — Моя дочь играет в оркестре.

Глагол не будет изменяться, если действие делают I — я, you — ты или вы, we — мы, they — они, а также существительные во множественном числе (girls — девочки, cats — кошки, teachers — учителя). 

Глагол изменится и к нему добавится окончание -s или -es, если действие выполняют he — он, she — она, it — оно или это (единственное число для неодушевленных предметов), а также существительное в единственном числе (a boy — мальчик, a dog — собака, a teacher — учитель).

Примеры:

He lives in Moscow. — Он живет в Москве.

My sister works in Los Angeles. — Моя сестра работает в Лос-Анджелесе.

He reads magazines. — Он читает журналы. 

Окончания -s и -es в Present Simple

Важный момент в составлении утвердительных предложений с глаголами настоящего простого времени — правильно выбрать окончание: мы говорим о -s и -es, правилах и исключениях в их употреблении. 

В большинстве случаев к глаголам в третьем лице единственного числа добавляется окончание -sread-reads, play-plays, swim-swims.

Глаголам с окончанием на -s, -sh, -ch, -tch, -x, -z необходимо добавить окончание -es. И дело тут не только в том, что так принято исторически, но и удобстве произношения: если рядом стоят два похожих звука, то будет трудно их произнести без гласной-связки: wish-wishes, box-boxes, march-marches.

Есть немногочисленная группа глаголов с окончанием на -o. К ним так же добавляем окончание -esdo-does, go-goes.

Глаголы с окончанием на согласную + -у, точно так же имеют окончание -es

Обратите внимание, что здесь -y заменяется на -itry-tries, fly-flies, study-studies. 

Для глаголов с окончанием на гласную + -у необходимо просто добавить в конце -s. Однако -у остается без изменений: say-says, pray-prays.

Для глагола have мы не будем использовать такие окончания

Но в третьем лице единственном числе используется форма hasI have a money — У меня есть деньги; He has a money — У него есть деньги. 

Для глагола be в Present Simple есть свои собственные формы — am, is, are. 

Модальные глаголы can, may, must — особая группа, которая никаких окончаний не добавляет. 

Порядок слов в вопросах

Для начала скажем, что вопросы бывают двух основных типов:

Закрытые вопросы

Чтобы построить вопрос «да/нет», нужно поставить модальный или вспомогательный глагол в начало предложения. Получится следующая структура: вспомогательный/модальный глагол – подлежащее – сказуемое. Следующие примеры вам помогут понять, как утвердительное предложение преобразовать в вопросительное.

She goes to the gym on Mondays. — Она ходит в зал по понедельникам. Does she go to the gym on Mondays? — Ходит ли она в зал по понедельникам?

He can speak English fluently. — Он умеет бегло говорить по-английски. Can he speak English fluently? — Умеет ли он бегло говорить по-английски?

Simon has always loved Katy. — Саймон всегда любил Кэти. Has Simon always loved Katy? — Всегда ли Саймон любил Кэти?

Обратите внимание! Если в предложении есть только глагол to be, то в Present Simple и Past Simple мы перенесем его в начало предложения. She was at home all day yesterday

— Она была дома весь день. Was she at home all day yesterday? — Она была дома весь день?

She was at home all day yesterday. — Она была дома весь день. Was she at home all day yesterday? — Она была дома весь день?

They’re tired. — Они устали. Are they tired? — Они устали?

Открытые вопросы

В вопросах открытого типа порядок слов такой же, только в начало предложения необходимо добавить вопросительное слово. Тогда структура предложения будет следующая: вопросительное слово – вспомогательный/модальный глагол – подлежащее – сказуемое.

Перечислим вопросительные слова: what (что?, какой?), who (кто?), where (где?, куда?), why (почему?, зачем?), how (как?), when (когда?), which (который?), whose (чей?), whom (кого?, кому?).

He was at work on Monday. — В понедельник он весь день был на работе. Where was he on Monday? — Где он был в понедельник?

She went to the cinema yesterday. — Она вчера ходила в кино. Where did she go yesterday? — Куда она вчера ходила?

My father watches Netflix every day. — Мой отец каждый день смотрит Netflix. How often does your father watch Netflix? — Как часто твой отец смотрит Netflix?

Вопросы к подлежащему

В английском есть такой тип вопросов, как вопросы к подлежащему. У них порядок слов такой же, как и в утвердительных предложениях, только в начале будет стоять вопросительное слово вместо подлежащего. Сравните:

Who do you love? — Кого ты любишь? (подлежащее you) Who loves you? — Кто тебя любит? (подлежащее who)

Whose phone did she find two days ago? — Чей телефон она вчера нашла? (подлежащее she) Whose phone is ringing? — Чей телефон звонит? (подлежащее whose phone)

What have you done? — Что ты наделал? (подлежащее you) What happened? — Что случилось? (подлежащее what)

Обратите внимание! После вопросительных слов who и what необходимо использовать глагол в единственном числе. Who lives in this mansion? — Кто живет в этом особняке? What makes us human? — Что делает нас людьми?

Who lives in this mansion? — Кто живет в этом особняке? What makes us human? — Что делает нас людьми?

Косвенные вопросы

Could you tell me where is the post office is? — Не могли бы вы мне подсказать, где находится почта? Do you know what time does the store opens? — Вы знаете, во сколько открывается магазин?

Если в косвенный вопрос мы трансформируем вопрос типа «да/нет», то перед вопросительной частью нам понадобится частица «ли» — if или whether.

Порядок слов в отрицательных предложениях

Что касается отрицательного предложения, то в нем тоже все просто. Главное запомнить то, что сама по себе отрицательная частичка «not» не употребляется в вопросах. Ее нужно прикреплять к вспомогательному глаголу. Так что структура отрицательного предложения выглядит следующим образом:

Пример:

I don’t want to talk to him now. Я не хочу разговаривать с ним сейчас.

В данном предложении «I» является подлежащим, «dоn’t»- вспомогательный глагол, «want»- смысловой глагол.

Вот, собственно говоря, и вся наука построения английского предложения. Нужно просто придерживаться определенного порядка слов. Но, все-таки, зачем англичане придумали такие сложности? Дело в том, что в русском языке от перестановки слов в предложении мало что меняется. А в английском происходят существенные изменения из-за того, что у англичан нет наших падежных окончаний. Pассмотрим пример. В русском языке можно сказать «Дети читают эти книги» либо «Эти книги читают дети». Смысл остается тот же самый. Но в английском языке ситуация другая: «The children read these books» (дети читают эти книги) и «These books read the children» (эти книги читают детей)

В итоге, получается, что если подлежащее и сказуемое в английском языке поменять местами, то получится редкая бессмыслица. Не забывайте об этом и стройте английские предложения правильно!

Характеристика и структура повествовательных предложений

По нали­чию или отсут­ствию вто­ро­сте­пен­ных чле­нов повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми и нерас­про­стра­нен­ны­ми.

Была ночь. По все­му лесу потрес­ки­вал мороз (В. Катаев).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние име­ет толь­ко глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и поэто­му явля­ет­ся нерас­про­стра­нен­ным. Во вто­ром пред­ло­же­нии, кро­ме глав­ных чле­нов, ука­жем обсто­я­тель­ство, кото­рое рас­про­стра­ня­ет это выска­зы­ва­ние.

По струк­ту­ре повест­во­ва­тель­ные пред­ло­же­ния быва­ют одно­со­став­ны­ми и дву­со­став­ны­ми.

Потемневшее от пыли голу­бое южное небо. Мутно жар­кое солн­це смот­рит в зеле­но­ва­тое море, точ­но сквозь тон­кую серую вуаль (М. Горький).

В пер­вом повест­во­ва­тель­ном пред­ло­же­нии ука­жем толь­ко один глав­ный член — под­ле­жа­щее, у кото­ро­го име­ет­ся ряд опре­де­ле­ний. Оно явля­ет­ся одно­со­став­ным назыв­ным рас­про­стра­нен­ным. Второе пред­ло­же­ние содер­жит оба глав­ных чле­на, поэто­му явля­ет­ся дву­со­став­ным.

Повествовательные пред­ло­же­ния могут быть про­сты­ми и слож­ны­ми. Понаблюдаем:

Во вся­кое вре­мя года при­хо­ди­лось мне ездить на стан­цию из сво­е­го села. Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

Первое повест­во­ва­тель­ное пред­ло­же­ние про­стое рас­про­стра­нен­ное, а вто­рое — слож­но­под­чи­нен­ное, состо­я­щее из глав­ной и под­чи­ни­тель­ной части, при­со­еди­нен­ной союз­ным сло­вом «кото­рая».

Структура и характеристика

Двусоставные конструкции имеют и подлежащее, и сказуемое. Примеры:

  • «Петр Михайлович был крайне зол».
  • «Дождь лил уже четыре дня».
  • «Луна — наш единственный спутник».
  • «Прямая дорога вела в лес».

Грамматическая основа есть в каждой конструкции. У нее две функции. Первая заключается в том, что она является смысловым центром. Это значит, что, если отбросить все дополнительные члены предложения, то смысл все равно останется.

Вторая указывает на то, что она считается и грамматическим центром, то есть основа привязывает конструкцию к реальности и времени.

Если главную роль на себя берет лишь один член предложения, то оно односоставное. Такая фраза имеет классификацию в зависимости от того, что является основой: подлежащее или сказуемое. Некоторые лингвисты считают, что в таких конструкциях нет ни сказуемого, ни подлежащего, а есть только основа.

Односоставные предложения бывают назывными, безличными, неопределенно-личными и определенно-личными. Если в конструкции есть только подлежащее, то она считается назывной. Такой тип наиболее близок к двусоставным, так как использовать его можно только в настоящем времени. В других придется добавлять сказуемое. Пример: «Раннее утро» — «Было раннее утро» — «Будет раннее утро».

Определенно-личные имеют только сказуемое, однако по нему можно легко определить подлежащее — это говорящий или собеседник. Пример: «Иду по тротуару и вижу друга».

В неопределенно-личных, как можно догадаться, неизвестно кто совершает действие. Пример: «Постучали в окно».

Лишь безличные предложения стоят отдельно, потому что в них нет подлежащего, а действие протекает само по себе. Пример: «Темнеет».

Распространенные повествовательные содержат второстепенные члены предложения — обстоятельство, определение, дополнение. Например: «По всему дому распространился детский плач и лай собаки». В нераспространенных конструкциях есть только главные члены: «Я шел», «Дождь лил».

Существуют простые и сложные повествовательные конструкции. В первом случае грамматическая основа лишь одна, в сложных — две и более. Пример простого: «Брат работает в гараже». Пример сложного: «Брат всегда работает в гараже, потому что там сухо и прохладно».

Бывают также полные и неполные предложения. В первом случае в составе есть все необходимые члены грамматической основы: «Озеро открывало перед рыбаками все свои тайны». Смысл таких фраз понятен, даже в отрыве от контекста. В их составе есть все члены, необходимые для понимания. При этом полная конструкция необязательно бывает распространенной.

Неполное называется так, потому что в нем пропущен либо один член предложения, либо несколько. Восстановить события можно благодаря предыдущим фразам. Небольшой пример: «Твой отец сегодня выходит на смену? — Мой». В диалоге ответная реплика является неполным предложением. Полное значение будет звучать так: «Да, мой отец сегодня выходит на смену».

Подводя итоги, можно сказать, что повествовательные предложения сообщают о каком-то событии, факте, чувствах и мыслях. Все конструкции должны подчинятся синтаксическим и лексическим нормам. Связь в них может быть подчинительной и сочинительной (между однородными членами). Предложения могут различаться, однако нарушать их структуру нельзя.

Типы повествования

В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.

Изобразительное повествование

Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.

«Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».

Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.

«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Компромисс».

В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.

Событийное повествование

Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.

Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения. «Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го

Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»

«Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»

В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.

Порядок слов в утвердительном английском предложении

Утвердительные предложения
— это предложения, где
мы утверждаем какую-то мысль. Такие предложения не содержат отрицания и не предполагают ответа.

Мы можем утверждать, что что-то:

  • Происходит в настоящем (Мы строим дом)
  • Будет происходить в будущем (Мы будем строить дом)
  • Происходило в прошлом (Мы построили дом)

В английском языке в утвердительных предложениях используется прямой порядок слов
.

Прямой порядок слов заключается в том, что 1-е и 2-е место в предложении всегда занимают определенные слова.

Давайте подробно рассмотрим эту схему построения утвердительных предложений.

1 место — главное действующее лицо

Действующее лицо (подлежащее)
— человек/предмет, который выполняет действие в предложении.

Это может быть:

  • Сам предмет или человек: mother (мама), Mary (Мэри), cup (чашка), chairs (стулья) и т.д.
  • Слово, заменяющее предмет или человека (местоимение): I (я), you (ты), we (мы), they (они), he (он), she (она), it (оно)

Например:

Tom….Том….

She….Она….

2 место — действие

Действие (сказуемое)
— показывает то, что происходило, происходит или будет происходить.

То есть само действие (глагол), может стоять:

1. В настоящем времени:
study (учусь), work (работаю), sleep (сплю), eat (ем)

2. В прошедшем времени
, которое образуется с помощью:

  • добавления окончания -ed к правильным глаголам: studied (учился), worked (работал)
  • 2-й/3-й формы неправильных глаголов: slept/slept (спал), ate/eaten (ел)

Является глагол правильным или неправильным мы можем посмотреть в словаре.

3. В будущем времени
, которое обычно образуется c помощью вспомогательного глагола will: will study (буду учиться), will work (буду работать), will sleep (буду спать).

Например:

We travel
. Мы путешествуем.

Tom left
. Том ушел.

She will work
. Она будет работать

Важный нюанс

Стоит запомнить один важный нюанс. В русском языке есть предложения, в которых мы опускаем действие.

Например:

Она учитель.

Дети в парке.

Том умный.

В английских предложениях действие должно присутствовать всегда, мы не можем опустить его. Это является очень частой ошибкой среди изучающих.

В таких случаях мы используем глагол to be
. Это особый вид глагола, который мы используем, когда говорим, что кто-то:

  • Находится где-то (Дети в парке)
  • Является кем-то (Она учитель)
  • Является каким-то (Том умный)

В зависимости от времени, в котором мы используем этот глагол, он меняет свою форму:

  • В настоящем времени — am, are, is
  • В прошедшем времени — was, were
  • В будущем времени — will be

Например:

She is
a doctor. Она доктор. (Дословно: Она является доктором)

Children are
clever. Дети умные. (Дословно: Дети являются умными)

I am
at home. Я дома. (Дословно: Я нахожусь дома)

Подробно про глагол to be в каждом из времен читайте в следующих статьях:

  • Глагол to be в настоящем времени
  • Глагол to be в прошедшем времени

Итак, прямой порядок слов означает, что на 1-ом и на 2-ом месте стоят определенные слова.

Давайте еще раз посмотрим, как это выглядит.

1 место
2 место
3 место
Действующее лицо
Действие или глагол to be
Другие члены предложения
I work here
My sister lived in New-York
A cat is grey
They were at school

А теперь давайте рассмотрим, как построить отрицательные предложения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: