Лирика пушкина (конспект лекции)

Как прошли лицейские годы пушкина

Стили и жанры

Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.

Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.

Последние годы жизни Пушкина

Перед женитьбой (1829-й) на Наталье Николаевне Гончаровой поэт отправляется на турецкий фронт, чтобы осуществить свою мечту: понять, что такое бой. Для Пушкина это важный опыт, он не просто пишет свои произведения, он много времени проводит в архивах, изучает быт и особенности русского народа, анализирует тонкости русского языка. Поездка на войну была нужна, чтобы создать «Кавказ», «Обвал», «Делибаш» и многое другое.

В последние годы жизни поэт покровительствовал Николаю Гоголю, по утверждению писателя, Пушкин подарил ему идеи произведений «Мёртвые души» и «Ревизор».

В 1830-м он делает предложение Наталье Гончаровой, и она даёт согласие. В подарок от отца Пушкин получает Болдино, едет оформлять документы, и там его застаёт холера, карантин не даёт ему вернуться, а мир получает произведения, на которые вдохновили поэта аскетичное существование в деревне и осень. Здесь в разное время были созданы: стихотворения «Осень», «Бесы», поэмы «Медный всадник», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», закончен «Евгений Онегин».

Казалось, Пушкин влюбился как никогда, но на пути к семейному счастью он всё время натыкался на преграды: то родители невесты против, то карантин, то во время венчания падают за аналой крест и евангелие. Всё равно Пушкин счастлив: он женился на самой красивой женщине. Реакция общества не заставила себя ждать. Говорили разное: Пушкин исписался, Пушкин изменился, жена слишком красива, а значит не верна.

Судьба действительно не благосклонна к поэту: умирает Дельвиг, умирает мать, императорскому двору пришлась по вкусу Наталья Гончарова, и для официального приглашения Пушкиных на придворные балы ему дают чин камер-юнкера — не по возрасту, не по положению и без всякого желания со стороны поэта, скучавшего на таких мероприятиях.


Наталья Гончарова в детстве. Неизвестный художник.(wikipedia.org)

В конце жизни Александра Сергеевича заботит история, его принимают на службу в качестве историографа. Он пишет историю Петра I, «Историю Пугачёва», «Пиковую Даму». В 1836 году Пушкин выпускает свой собственный журнал «Современник», который должен был способствовать снижению уровня цензуры и становлению новой журналистики в России.

Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января (10 февраля) 1837 года. На дуэли его смертельно ранил поручик Жорж Дантес — человек с белой головой. Пушкина мучило неприятное положение, нагнетаемое обществом против его жены, и насмешки над ним как над рогоносцем. Дуэлью он восстановил честь семьи, иначе не мог.

После смерти великого поэта император распорядился определить 25-летний срок собственности наследников на его произведения, потом срок продлили ещё на 25 лет. У Пушкина осталось четверо детей. Наталья Николаевна вышла замуж повторно в 1844 году за Петра Ланского.

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

Пушкин – великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.

В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.

Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит. Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).

В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Итак, можно сделать вывод о том, что тема свободы – одна из главных в творчестве А. С. Пушкина. Поэт освещает множество граней этой проблемы, но в основе каждой из них стоит гуманность и уважение к человеку и людям в целом.

Сочинение Вольнолюбивая лирика Пушкина

Как только где-то начинают говорить о русской лирике, на ум приходит один из гениальнейших поэтов – А. С. Пушкин. В своих произведениях он особое место выделял теме свободы. В лирике «Вольность», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Деревня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и в остальных раскрыта тема «вольнолюбивости».

Мысль о вольной Российской империи пробивается во всех произведениях Пушкина. Уже в собственно в начале творческого пути, Гений русской литературы выступал против имеющегося социального режима, пагубного режима тирании.

Первое стихотворение, в котором очевидна борьба поэта с рабством и деспотией, было написано еще в юношеском образе. Стихотворение «Лицинию» было призванием к власти положить конец тирании.

В начале творческого пути, который длился от периода окончания учебы и до 20-х годов,– понятие «свобода» Пушкин тесно связывал с понятием «политическая свобода».

В 1817 г. он сочиняет оду «Вольность», которая считается образцом цивильной лирики. Ода является продолжением устоев классицизма, однако формирует их в декабристском течении. Благодаря ей Пушкин стал известен, как один из первых поэтов-декабристов.

Вопрос независимости Империи появляется и в лирическом произведении Пушкина «Деревня», но уже не такое смелое, каким исполнено стихотворение «К Чаадаеву» в неизбежной воле народа у поэта уже не обнаруживается, хотя «Деревня» была сочинена через год после написания «К Чаадаеву». Но за этот время поэт созрел как личность, он заметил и осмыслил, возможно, то, чему ранее не придавал смысла, а в частности: насколько могучи оковы невольничества и гнета.

Стих «Деревня» завершается вопросом творца, который пропитан чувством нерешительности и безысходности:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, павшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Уже в конце 20-х годов А. С. Пушкин пишет множество лирических произведений, где подымается вопрос свободы творчества. Свобода поэта – это его независимость от мнение окружающий, свободный полет его действий, который можно постичь, только доверившись своей Музе. Эта тематика ярко выражена в произведениях «Поэт», «Поэт и толпа» и «Поэту».

Во взрослые года у Пушкина случается новая переоценка ценностей. У него появляется свежее представление независимости — воли индивидуальной, той, которая идет изнутри. Он желает жизненного спокойствия, отрекаясь от былых эталонов революции свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — слагает он в произведении «Пора, мой друг, пора!» а в лирическом произведении «Из Пиндемонти» только доказывает эту идею.

Как итог, можно сказать, что один с великих русских поэтов А.С. Пушкин на протяжении всех своих годов жизни подходил к вопросу свободы с разных сторон. Его мнение менялось под влиянием политических событий, а так же личностных переживаний. Однако невзирая ни на что, Гений русской литературы навсегда остался знаменитым вольнодумцем и проповедником воли во всех ее смыслах.

Свобода в вольнолюбивой лирики, 9 10 класс

Анализ произведений

Лучше понять, что значит дружба для Пушкина, поможет анализ отдельных произведений великого поэта. Темы товарищества подаются в них с разных ракурсов, что отражает изменение взглядов поэта по мере его взросления и набора опыта. Его произведения — это практически «дружеская переписка» с отделёнными от него судьбой товарищами.

Стих К Батюшковому

Одно из первых дружеских посланий Пушкина — это стихотворение «К Батюшковому», написанное в 1814 году. Произведение интересно тем, что Александр Сергеевич обращается к нему не только как к другу, но и как к коллеге, проявляя беспокойство по поводу его длительного молчания и пытаясь дать совет относительно творчества.

Текст произведения щедр на комплименты. Лирический герой — это безвестный, но смелый поэт, пытающий побудить своего знаменитого коллегу вернуться к творчеству и научить радоваться жизни. По тексту раскиданы многочисленные призывы к действию, направленные на то, чтобы побудить «любимца муз» вернуться к активной деятельности и не тратить свой талант на «мирские печали».

Послание к Галичу

Произведение «Послание к Галичу» было написано в 1815 году. Его адресат — преподаватель русского и латинского языков в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. Известно, что студенты очень любили его. Александр Иванович Галич был одним из тех учителей, кого уважали за характер, ум и навыки — он общался со студентами на равных и побуждал к учёбе интересом и рвением, а не наказаниями.

В произведении чётко видно отношение Пушкина к дружбе. В отличие от остальных стихотворений лицейской поры, прославляющих пиршества, пьянки и беззаботность, здесь он признаёт, что товарищество — это не просто «обмен тщеславья и веселья». Писатель осознаёт, что только беззаботного времяпрепровождения и общих интересов для дружбы недостаточно — нужно ещё и единство помыслов, благородство, желание поддерживать и совершенствовать друг друга

Тема возвышенности и важности товарищества проходит через весь текст.

Пирующие студенты

«Пирующие студенты» — необычное произведение. Оно было напечатано Пушкиным во времена его учёбы в лицее, но опубликовано только посмертно, что делает его особенно личным и значимым для друзей поэта. Сюжет стиха описывает тайную пирушку лицеистов. В образах персонажей можно легко узнать тогдашних друзей Александра Сергеевича, среди которых:

  • Антон Антонович Дельвиг;
  • Иван Васильевич Малиновский;
  • Александр Михайлович Горчаков;
  • Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

https://youtube.com/watch?v=1XD1flt80Hs

При почтении стиха бросается в глаза то, с какой нежностью лирический герой обращается к своим друзьям: «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». Даже их недостатки он описывает с теплотой и душевностью: «ленивец сонный», «остряк любезный». Одновременно с этим он признаёт, что между ними нередки ссоры и несогласия, но они носят временный характер и быстро забываются.

Стихотворение К Пущину

Послание «К Пущину» было написано Александром Сергеевичем в дни его ссылки в Михайловском. Там он страдал от одиночества, отсутствия связей с внешним миром, недостатка развлечений, из которых остались только книги и поэзия. В один день его посетил старый товарищ Пущин, что сильно обрадовало и растрогало поэта. Это и послужило его вдохновением для стиха.

Произведение написано как поздравление на день рождения. Благодарность, теплота и восхищение, с которыми Пушкин описывает своего друга, позволяют назвать его одним из самых ярких стихов-посланий. Но по-настоящему особенным его делает история написания — Пушкин в открытую написал дружеское письмо декабристу, находящемуся на пожизненной каторге, что показывает его храбрость и самоотверженность.

Дружба занимала особое место в лирике Пушкина с лицейских годов и до самой смерти писателя. Мотивы братства в его произведениях носят автобиографический характер — немало стихов поэт посвятил своим товарищам, преподавателям и коллегам. Эволюция взглядов творца хорошо прослеживается в его работах — от студенческой наивности и желания беззаботной жизни до горечи разлуки и надежды вернуть былые времена.

Период взросления

Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.

В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.

Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.

«Припомните, о други, с той поры, когда наш круг судьбы соединили…»

Лицей дал миру не только великого гения Пушкина. Круг его друзей сформировался из одноклассников, которые за 6 лет стали одной семьей. Их учили не зазубривать истины, а искать свои ответы, думать свободно. Мальчишки не боялись критиковать чиновников, преподавателей и смешные рисунки размещали в рукописном литературном журнале. Идеей стихотворства был «заражен» весь курс, но лидером в этом однозначно был Пушкин.

Но большую роль сыграло свободолюбие. Люди, которых готовили к государевой службе, позже состояли в разных тайных обществах, лучшие друзья поэта: Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин – выходили на Сенатную площадь в числе декабристов. Но среди известного курса были и выдающиеся личности:

  • дипломат Александр Горчаков;
  • полярный исследователь, адмирал Федор Матюшкин;
  • певец и композитор Михаил Яковлев;
  • поэт и издатель Антон Дельвиг;
  • российский дипломат, тайный советник Сергей Григорьевич Ломоносов;
  • губернатор Александр Бакунин.

Ежегодно по возможности выпускники собирались в лицее, но с каждым годом их становилось все меньше, некоторые ушли из жизни молодыми. Александр Сергеевич Пушкин посвятил много произведений Царскосельскому лицею и своим друзьям-однокурсникам.

«Я с детских лет здесь возрастал…»

В 1810 г. император Александр I постановил открыть новое, прогрессивное образовательное учреждение, где будет воспитываться русская элита – будущие госчиновники, которые смогут реформировать страну и продвигать идеи просвещения.

Фото: лицей с основным зданием дворца соединяла галерея

Именно в этот лицей, расположенный в Царском Селе, и поступал молодой Пушкин. Протекцию ему составили дядя Василий Львович Пушкин и друг семьи – Александр Иванович Тургенев. Абитуриент успешно прошел собеседование, понравился директору лицея, сдал на отлично русскую литературу, по французскому получил «хорошо», по истории и географии – отметку «имеет сведения».

Егор Гейтман. Портрет Пушкина в лицее

Группа из 30 лицеистов поселились в одном из флигелей Екатерининского дворца, где им предстояло провести ближайшие 6 лет. Эксперимент предусматривал, что студенты будут учиться 11 месяцев в году, и даже на единственный месяц каникул им запрещалось уезжать домой.

Комната лицеиста

У них совершенно не было свободного времени. Расписание, кроме уроков, предусматривало и проведение свободных от лекций часов с пользой.

Учились по 7-8 часов ежедневно, подъем в 6 утра, молитва, чередование прогулок с занятиями. Основными были правовые и гуманитарные науки: логика, этика, правоведение, Закон Божий, словесность, риторика, кроме русской, немецкая, французская и латынь. Преподавали и точные дисциплины: математику, космографию, физику, статистику. Лицеисты занимались рисованием, фехтованием, плаванием, верховой ездой, танцами. Времени на безделье не оставалось совсем.

Учебный класс

Первые 3 года студентам вовсе не ставили оценок. Например, у Пушкина по математике стоял «нуль». Но самым прогрессивным решением был отказ от любых телесных наказаний. Целью было воспитать разностороннюю, творческую личность, которая самостоятельно сможет стремиться к высотам.

У Пушкина среди любимых предметов были русская словесность, французский и фехтование. По успеваемости он был 4 лицеистом с конца.

Скрин картины Репина. Пушкин выступает перед экзаменационной комиссией со стихотворением «Воспоминания в Царском Селе»

Через 6 лет он вышел из стен лицея с дипломом коллежского секретаря 10 класса, его распределили в Коллегию иностранных дел. Но выпускник решил посвятить свою жизнь не государственной службе, а литературе.

В тему! Н.В. Гоголь учился в гимназии высших наук в Нежине

Вильгельм Кюхельбекер

Еще одним близким другом Пушкина был выходец из российских немцев-дворян, лютеранин Вильгельм Людвиг фон Кюхельбекер. В лицее он носил смешное прозвище «Кюхля». Кюхельбекер был любимцем товарищей – добродушный, открытый, приветливый и довольно странный человек, и за эти странности ему доставалось от друзей много насмешек и подколок.

Кюхельбекер был поэтом, и его первые стихи были тоже довольно странными и немного неловкими, и сам Пушкин писал на них эпиграммы. Одна из таких эпиграмм серьезно обидела однажды Кюхельбекера:

За ужином объелся я,А Яков запер дверь оплошно –Так было мне, мои друзья,И кюхельбекерно, и тошно.

В. К. Кюхельбекер. Фото: общественное достояние

Добродушный Вильгельм Кюхельбекер разозлился настолько, что вызвал Пушкина на дуэль.

Федор Матюшкин присутствовал тогда на дуэли и вот как описывал эти события:

«Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились».

Кюхельбекер также был одним из тех, кто вышел на Сенатскую площадь. Именно он стрелял в Великого князя Михаила Павловича дважды, но оба раза вышла осечка. После восстания Кюхельбекер скрывался в Польше, но был арестован и приговорен к смертной казни. Сам великий князь Михаил Павлович просил о его помиловании, и приговор сначала был заменен на каторжные работы, а после – на одиночное заключение в крепости.

Их пути с Пушкиным пересеклись удивительны образом позже: Александр Сергеевич по пути в Петербург из Михайловского встретил Кюхельбекера на маленькой почтовой станции Залазы: осужденного везли из Шлиссельбургской крепости в другую крепость в Латвии. Вот как Пушкин писал об этой встрече:

«Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили. 

Больше они не встретятся, хотя Кюхельбекер проживет дольше Пушкина на девять лет: после десяти лет, проведенных в Баргузине Иркутской области на поселении он заболел, ослеп, и умер в Тобольске в 1846 году.

Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина занимает значительное место. Одно из самых живописных стихотворений «Зимнее утро»было создано Пушкиным 3 ноября 1829 г.в усадьбе друзей поэта Вульфов в Тверской губернии. Опубликовано оно было в альманахе «Царское село» в 1830 г. В стихотворении личные переживания поэта тесно переплетены с описаниями окружающей природы. В стихотворении два героя: лирический герой и его красавица. Чтобы усилить впечатление от красоты зимнего солнечного морозного утра автором использована антитеза: картины природы показаны «нынче» и «вечор».На смену вчерашней вьюге пришел ясный чудесный день, наполненный завораживающей красотой: «голубыми небесами», «великолепными коврами» блестящих на солнце снежных покровов, «прозрачным лесом», зеленеющей «сквозь иней» елью, блестящей«подо льдом речкой». Как бы не было уютно и тепло в комнате, озаренной «янтарным светом» с потрескивающей печкой, душа поэта стремится на природу, он призывает отправиться на прогулку, чтобы разделить вместе с ним переполняющие чувства к красоте родного края. В стихотворении «Зимнее утро»много выразительных эпитетов и сравнений, олицетворений, использованы метафоры в обращении к красавице: «сомкнуты негой взоры», «звездою севера». Стихотворение наполнено оптимизмом, верой в личное счастье. Считается, что оно посвящено будущей жене поэта. Пушкин в 1829 г. сделал предложение Наталье Гончаровой, в мае 1930 г. получил согласие от ее родителей на брак.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: