Приватизация госсобственности
Началась приватизация госсобственности. 14 августа 1992г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о приватизационных чеках, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры (приватизационные чеки). «Ваучеризация» была главной составляющей первого этапа приватизации (август 1992 — осень 1994г.). Смысл ее был в том, что каждый гражданин должен был получить равные стартовые возможности в виде своей доли в общей собственности страны. Так как рыночная цена предприятий не была определена — ее просто не существовало на момент реформ, — то в основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, которую «разделили» на численность населения России, включая грудных младенцев (148,7 млн. человек). Доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей — именно такова была номинальная стоимость ваучера— сумма по тем временам достаточно большая (легковой автомобиль, например, стоил около 20 тыс. рублей).
Итоги «ваучеризации» населения оказались плачевными из-за колоссальной инфляции: уже осенью 1992 г. на стоимость ваучера можно было купить один мужской костюм среднего качества, а в конце 1993 г. ваучеры продавались по 10—12 тыс. рублей (цена 3— 4 бутылок водки). Кроме того, если в 1991 г. предполагалось сделать приватизационный чек именным, то на практике ваучеры оказались обезличены. В условиях сильнейшего отставания зарплаты от уровня жизни, ее систематических задержек и невыплат они превратились в предмет продажи. Скупали ваучеры те, у кого были деньги, — представители теневого бизнеса.
Одним из самых тяжелых последствий реформ в 1992 г. стала фактическая ликвидация вкладов населения в сберегательных банках. Девальвация вкладов и страховых взносов привела к обнищанию огромной массы людей, существенно сократила объемы депозитного капитала — источника государственных кредитов. Кроме того, большинство граждан России не могли теперь стать акционерами, им не на что стало покупать акции, а это ликвидировало социальную основу приватизации. Правительство было вынуждено обращаться за иностранными займами.
Освобождение цен в условиях товарного дефицита привело сначала к «вымыванию» дешевых товаров, а затем к резкому росту цен. Во избежание социального взрыва правительство провело ряд мер по насыщению рынка товарами народного потребления. В качестве основного средства была выбрана либерализация внешней торговли. Внутренний рынок страны в довольно короткие сроки был наполнен иностранными товарами, как правило, низкого и среднего качества. Эти меры привели к свободной конвертации рубля, то есть обмену его на любую иностранную валюту по рыночному биржевому курсу. Экономическая нестабильность в стране и нарастание кризиса проявились в резком падении курса рубля по отношению к доллару.
Таким образом, на конец 1992 г. инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы, бюджет оказался подорван, падение производства было очевидно. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации работа правительства Е. Т. Гайдара была признана неудовлетворительной. На пост премьер-министра страны был избран В. С. Черномырдин (декабрь 1992— апрель 1998г.).
Литература
- История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2000. – 464 с. – С. 324–422.
- Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. – 544 с. – С. 496–503.
Правительство смелых людей
Правительство Гайдара прекрасно понимало сложность задач, которые перед ним стоят, и последствия своих действий. Как высококвалифицированные профи, эти люди знали, что вызывают на себя огромную волну критики со всех сторон и что правительство долго не продержится — его снесут. Недаром правительство Гайдара публично называло себя «правительством камикадзе». Но эти люди знали, что другого пути нет, кто-то должен закрыть амбразуру своим телом. И я с большим уважением отношусь к этим смелым и решительным людям.
Многое, наверное, можно было сделать лучше, будь у правительства больше времени и данных. Да и желающих стать камикадзе тоже было немного. Они работали по 24 часа в сутки и принимали те решения, которые, с их точки зрения, в тот момент были лучшими, с учетом ограниченного знания, отсутствия аналогичных кейсов и недостатка групп поддержки среди экономических агентов. Почти все инициативы вызывали жесткую критику. И в тех условиях правительство сделало очень много.
Откуда они брали силы и уверенность? Сложно сказать. Очень многие члены правительства были научными работниками и не знали, что такое настоящий, жесткий частный бизнес 1990-х. Может быть, поэтому они ничего не боялись.
Но главное — что в России удалось провести реформы, избежав отката к социализму и последующего сложного выхода на капиталистические рельсы. Только России удалось избежать этого очень болезненного и чреватого экономическими потрясениями и социальными последствиями зигзага, а ведь европейские страны, например Чехия, прошли через это.
Проблемы и вызовы
1. Неэффективность старых коммунистических структур
После распада Советского Союза в России остались множество структур, основанных на коммунистической системе управления. Они не были готовы к переходу к рыночной экономике и столкнулись с трудностями в адаптации к новым условиям. Бюрократическое управление и коррупция стали серьезными препятствиями для экономического развития страны.
2. Нестабильность финансовой системы
В 1990-х годах Россия столкнулась с серьезными проблемами в финансовой системе. Отсутствие эффективных механизмов регулирования и контроля привело к нестабильности и кризисам. Крупные банки и финансовые институты испытывали слишком большие риски, что привело к массовому выводу капитала из страны и девальвации национальной валюты.
3. Высокая инфляция и уровень безработицы
В 1990-х годах Россия столкнулась с высоким уровнем инфляции и безработицы. Неэффективные механизмы управления экономикой, отсутствие инвестиций и нестабильность финансовой системы привели к снижению производства и увеличению безработицы.
4. Сокращение государственных расходов
В 1990-х годах Россия столкнулась с проблемой сокращения государственных расходов. Было необходимо сократить финансирование многих отраслей и социальных программ из-за финансовых проблем страны. Это привело к ухудшению условий жизни многих граждан и дальнейшему увеличению безработицы.
5. Коррупция и нестабильность правовой системы
В 1990-х годах Россия столкнулась с огромной коррупцией и нестабильностью правовой системы. Недостаточное соблюдение законов и отсутствие надежного механизма обеспечения прав собственности привели к созданию нестабильной и непредсказуемой деловой среды.
6. Низкий уровень инвестиций
В 1990-х годах России не хватало инвестиций. Нестабильность финансовой системы, отсутствие доверия к правительству и низкий уровень доверия к рынку препятствовали притоку инвестиций. Это привело к снижению производства и росту безработицы.
7. Недостаточная развитость рыночных институтов
В 1990-х годах Россия столкнулась с недостаточной развитостью рыночных институтов. Отсутствие эффективных механизмов регулирования и малое количество конкурентных предприятий препятствовали свободному функционированию рыночной экономики.
8. Внешняя зависимость от экспорта сырья
В 1990-х годах Россия зависела от экспорта сырья, особенно нефти и газа. Это делало ее экономику чрезмерно уязвимой для колебаний мировых цен на энергоносители. Кроме того, большая часть выручки от экспорта уходила за рубеж, что приводило к недостатку средств для внутреннего развития.
Проблема | Причина | Влияние |
---|---|---|
Неэффективность старых коммунистических структур | Отсутствие готовности к переходу к рыночной экономике | Бюрократическое управление и коррупция |
Нестабильность финансовой системы | Отсутствие механизмов регулирования и контроля | Вывод капитала и девальвация национальной валюты |
Высокая инфляция и уровень безработицы | Неэффективное управление и нестабильность финансовой системы | Снижение производства и увеличение безработицы |
Сокращение государственных расходов | Финансовые проблемы страны | Ухудшение условий жизни и увеличение безработицы |
Коррупция и нестабильность правовой системы | Недостаточное соблюдение законов и отсутствие защиты прав собственности | Создание нестабильной и непредсказуемой деловой среды |
Низкий уровень инвестиций | Нестабильность финансовой системы и отсутствие доверия к правительству | Снижение производства и увеличение безработицы |
Недостаточная развитость рыночных институтов | Отсутствие эффективных механизмов регулирования и недостаток конкурентных предприятий | Недостаток свободного функционирования рыночной экономики |
Внешняя зависимость от экспорта сырья | Зависимость от мировых цен на энергоносители | Недостаток средств для внутреннего развития |
Связь
Сотовая связь
Сотовая связь начала внедряться в России с 1990 года, коммерческое использование началось с 9 сентября 1991 года, когда в Санкт-Петербурге компанией «Дельта Телеком» была запущена первая в СССР сотовая сеть (работала в стандарте NMT-450). К июлю 1997 года общее число абонентов в России составило около 300 тыс.
Интернет
В январе 1990 года начинает работу общественная организация «Гласнет», созданная при участии американской «Ассоциации за прогрессивные коммуникации». Организация обеспечивает использование Интернета в СССР в нескольких образовательных и общественных проектах, предоставляя соединение на базе каналов «Совам Телепорт».
Лето 1990 года — специалисты «Демоса» разрабатывают и внедряют систему электронной почты с использованием адресации сети Интернет для компьютеров, соединяемых телефонными каналами связи. Так образовывается первая компьютерная сеть союзного масштаба «Релком» (датой основания считается 1 августа). В первых рядах к ней подключаются компьютеры в научных учреждениях Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Киева.
19 сентября 1990 года — «Релком» и «Демос» от имени Soviet Unix Users Group (SUUG) с помощью Петри Ойала регистрируют домен .su (SU, англ. Soviet Union — Советский Союз). Тем временем к «Релкому» присоединяются всё новые пользователи из разных городов СССР, в том числе на коммерческой основе.
1990—1991 годы — появление почти в каждом крупном городе СССР узлов сети Релком.
1990—1993 годы — зарождается российский рынок интернет-провайдеров, первые участники — Demos Plus, Techno, GlasNet, SovAm Teleport, EUnet/Relcom, X-Atom, FREEnet. Начинается массовое использование протокола TCP/IP. Организуется несколько «выделенных» каналов на Запад, в том числе оптический и спутниковый (через Эстонию, Финляндию и Америку).
7 апреля 1994 года — международный сетевой центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен .ru для Российской Федерации.
Апрель 1995 года — создаётся первый сайт офлайнового СМИ в Интернете — «Учительской газеты».
18 января 1996 года — в Санкт-Петербурге открыто первое интернет-кафе — «Тетрис».
26 сентября 1996 года — создана первая российская поисковая система «Rambler». Разработчик системы — Дмитрий Крюков.
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
- средства на выплату пенсий осуществлялись Пенсионным фондом за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета;
- пенсии по старости устанавливались мужчинам – по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет;
- льготные основания, дающие право на пенсию, устанавливались женщинам, родившим 5 и более детей, инвалидам ВОВ, инвалидам I группы по зрению по достижении 40 – 55 лет и общем трудовом стаже от 10 до 25 лет в зависимости от категории льготников;
- пенсии с особыми условиями труда (подземными и вредными) назначались гражданам в возрасте 45 – 50 лет, которые имели трудовой стаж от 12,5 до 20 лет;
- работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном объеме (ст. 76);
- размер пенсии по старости (РП) устанавливается от 55 до 75% заработка (ЗП) за последние 2-5 лет работы (службы) в зависимости от категории работника при ее увеличении на 1% за каждый полный год выслуги лет (ВЛ) сверх норматива по формуле: РП = ≤ (0,75 ×ЗП);
- минимальный размер пенсии определялся на уровне минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже не ниже установленного размера 20–25 лет, кроме особых категорий граждан (ст. 17);
- максимальный размер пенсии (РПMAX) определяется на уровне минимального размера пенсии по старости (РПMIN) и повышался на 1% за каждый полный год трудового стажа, но не более чем на 20% по формуле: РПMAX = ≤ 1,2 × РПMAX;
- исчисление общего трудового стажа осуществляется по суммарной продолжительности трудовой деятельности в качестве рабочего, служащего, воинской службы, военнослужащего, колхозника и индивидуальной трудовой деятельности, а также периоды обучения в техникумах и вузах. Предусматривалось льготное исчисление периодов трудового стажа в период ВОВ, работе в районах Крайнего Севера и воинской службе по призыву;
- среднемесячный заработок рассчитывается путем деления общей суммы заработка за последние 24 месяца работы (службы) или за 60 месяцев работы (службы) в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией;
- социальные пенсии устанавливаются инвалидам I, II и III групп, детям–инвалидам, детям до 18 лет, потерявших одного или обоих родителей в размере 0,5–1,0 минимальной пенсии по старости;
- назначение и выплата пенсий осуществляются государственными органами социальной защиты населения;
- персональные пенсии отменяются и с 1 января 1992 г. устанавливаются на общих для всех других граждан основаниях;
- в 1992–2000 гг. в России применялась прогрессивная шкала налоговых ставок НДФЛ в размере от 12 до 35 % от совокупного годового дохода. В закон «О государственных пенсиях РСФСР»
от 20 ноября 1990 г. (который в целом можно оценить как социально направленный, поощрявший активную работу, поскольку размер пенсии зависел от величины заработка и трудового стажа (выслуги лет) и разрешавший получать пенсию и заработную плату в полном объеме) за 10 лет было внесено 35 изменений и дополнений: Законами РФ – 16 раз, Указами Президента РФ – 3 раза, Федеральными законами – 23 раза, Верховным и Конституционными Судами – 3 раза.
Из-за значительного – на 12,6 % – роста пенсионеров (с 34,1 млн чел. в 1991 г. до 38,4 млн чел. в 1999 г.) их благосостояние за десятилетие резко ухудшилось: размер среднегодовых пенсий в 1999 г составил лишь 38 % от уровня 1991 г.
Общая сумма отчислений в Пенсионный Фонд в ценах 1990 г. росла до 1997 г. (28,96 млрд руб.), однако после дефолта 1998 г. сократилась до 14,72 млрд руб. или до 51 %.
За годы реформ не было создано прогрессивной системы социального страхования, формирующей Пенсионный Фонд, социальное и медицинское страхование, накапливающей «длинные деньги» для экономики России.
Приватизация
Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов.
В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.
Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.
«90-е. Кризис второй»: как Россия пришла к «черному понедельнику» 1998 года
В 1998-м Россия пережила один из наиболее тяжелых моментов истории.
Политическая борьба
В 1993 году в РФ случился политический кризис. Он закончился «Расстрелом Дома Советов». Новая Конституция дала больше полномочий главе страны, но не ослабила противостояние во власти. Президент хотел ослабления госрегулирования цен, либерализации внешней торговли, налоговых реформ. Депутаты-коммунисты были не согласны.
В 1994-м правительство РФ прекратило финансировать госбюджет за счёт эмиссии, а Центробанк зафиксировал курс рубля к доллару. Но расходы бюджета не покрывались доходами. А Госдума принимала несбалансированные траты.
«Самый благополучный год»
В 1997-м годовая инфляция в РФ снизилась до 11%. За счёт доходов от экспорта реальные доходы людей увеличились на 6,2%. Но конкурентоспособность российских компаний падала из-за фиксированного курса. А рост экономики основывался на «ресурсном проклятье»: благополучие зависело от цен на металлы и нефть.
Ситуация усложнилась к концу 1997 года. В Юго-Восточной Азии, с которой РФ активно торговала, случился кризис. Одновременно упали мировые цены на энергоносители. В стране начали расти ставки по кредитам и гособязательствам, упал фондовый рынок. Те, кто мог инвестировать, выбирали облигации с высоким доходом вместо реального сектора экономики.
Российские власти пытались стабилизироваться кредитами в Международном валютном фонде и Всемирном банке, но этих денег не хватало, а предприятия не могли помочь. Просроченная задолженность в экономике страны достигла 53% по отношению к годовому ВВП.
Страна — должник
К лету 1998-го у властей закончились ресурсы для финансирования краткосрочного госдолга. В «чёрный понедельник» 17 августа Центробанк объявил о техническом дефолте и переходе к плавающему курсу валюты, а позже отказался поддерживать рубль. Через месяц правительство РФ и руководство ЦБ ушли в отставку.
Иностранным и российским юрлицам предложили конвертировать 70% госдолга в облигации с четырёх- или пятилетним купоном, 20% — погасить бездоходными краткосрочными облигациями, ещё 10% — наличными. Начался отток капиталов за рубеж.
За сентябрь 98-го потребительские цены выросли на 38%, средние расходы семьи на еду составляли до 80% бюджета. «Бенефициарами» кризиса стали владельцы крупных компаний: россияне были готовы работать за любую зарплату, а на прилавках магазинов остались только местные товары по завышенным ценам.
Восстановление
Новый глава правительства РФ Евгений Примаков и руководитель Центробанка Виктор Геращенко отказались от «валютного коридора», смягчили денежно-кредитную политику, начали выплачивать долги бюджетникам. Правительство перестало финансировать дефицит бюджета за счёт крупных кредитов за рубежом. Доходность гособлигаций снизилась, инвесторы начали вкладываться в реальный сектор экономики.
Приватизация в России
Для перехода к рыночной экономике необходимо было провести приватизацию – передать предприятия, находившиеся в государственной собственности, в частные руки. Только так в России мог появиться частный бизнес. Однако в правительстве шли споры о том, как именно проводить приватизацию.
Было неясно, какие предприятия необходимо приватизировать, а какие лучше оставить в государственной собственности. С одной стороны, было ясно, что такие объекты, как атомные электростанции, космодромы, военные заводы нельзя передавать в частные руки. С другой стороны, сторонники масштабной приватизации утверждали, что частные предприниматели всегда управляют предприятиями эффективней, чем государство. Наиболее спорным был вопрос о приватизации предприятий, добывающих природные ресурсы – нефть, газ, золото, однако их всё же было решено приватизировать.
Ещё одной проблемой было то, что в идеальном варианте население должно было выкупать предприятия у государства по справедливой цене. Однако в России просто не было богатых людей, которые могли бы купить металлургические комбинаты, автомобильные заводы и тем более предприятия, добывающие нефть и газ.
В итоге было решено разбить все государственные предприятия на три группы:
- малые (менее 200 работающих);
- крупные (больше 1000 работающих);
- остальные, то есть средние.
Приватизация малых предприятий началась уже в начале 1992 года. Они продавались на торгах либо их приобретали сами работники таких предприятий. А вот крупные предприятия и большая часть средних были преобразованы в акционерные общества. После этого на торги выставлялись акции этих предприятий.
Один из авторов программы приватизации Анатолий Чубайс предложил выпустить особые документы –ваучеры, или приватизационные чеки. Каждый гражданин получал один такой ваучер. Считалась, что его стоимость равна 10 тыс. рублей. Эти ваучеры можно было использовать для покупки акций крупных и средних предприятий. Предполагалось, что это решит проблему отсутствия у населения денег, необходимых для приватизации. Граждане имели право покупать друг у друга ваучеры.
Анатолий Чубайс
Система с ваучерами была не вполне справедливой. В частности, в разных регионах за один ваучер можно было получить разное количество акций. Например, в Москве ваучер можно было обменять на 50 акций «Газпрома», а в Нижегородской области за ваучер давали уже 2000 акций «Газпрома». Многие граждане не понимали принципов ваучерной приватизации и продавали свои ваучеры за бесценок.
Ваучер
Ещё одним инструментом приватизации стали залоговые аукционы, проведенные в 1995 году. Их смысл заключался в том, что государство получало кредиты у частных банков под залог акций государственных компаний. Далее государство отказывалось возвращать кредит, в результате чего акции становились собственностью кредиторов. Таким образом в частные руки попали крупнейшие государственные компании:
- Сургутнефтегаз;
- Норильский никель;
- Юкос;
- Сибнефть.
Надо заметить, что при залоговых аукционах бизнесмены приобретали акции компаний по существенно заниженным ценам. В частности, Борис Березовский приобрел «Сибнефть» за 100 млн $, хотя реальная стоимость этой компании оценивалась в 3 млрд $. В результате залоговые аукционы привели к появлению в России олигархов – особо богатых бизнесменов, чье состояние оценивалось в миллиарды долларов. Почти все бизнесмены, считавшиеся к 2000 году богатейшими людьми России, заработали свое состояние именно с помощью залоговых аукционов.
Олигархи Михаил Ходорковский (слева) и Борис Березовский (справа)
В целом приватизация привела к резкому усилению экономического неравенства в стране. Появились как крайне богатые, так и крайне бедные люди. Большинство населения России считало, что приватизация была проведена несправедливо, фактически она выглядела как разворовывание людьми, приближенными к власти, государственной собственности. По этой причине приватизацию даже стали называть «прихватизацией».
Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е годы: достижения и проблемы.
Главная страница —> Лекции по истории отечества —> Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е годы: достижения и проблемы.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.
Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 – 150 млрд. руб.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 – 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.
Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.
В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.
В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.
В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: «Наш дом — Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Проявились новые политические движения: «Отечество – вся Россия» (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали «Единство» и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит «Единой России».
31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.
Предыдущие статьи:
|
Следующие статьи:
|
Российская экономика в 1990-е:
Период 1990-х годов в истории России ознаменовался серьезными экономическими переменами и вызовами. В это время страна переживала переход от плановой экономики к рыночной системе, что привело к множеству проблем и противоречий.
Одним из главных вызовов было создание нового законодательства и институциональной базы для функционирования рыночной экономики. Проведение структурных реформ, приватизация государственных предприятий и либерализация цен были необходимыми, но оказались трудными задачами. Неопределенность и несправедливость процесса приватизации, нарушение прав собственности и коррупция создали неблагоприятную инвестиционную среду и подорвали доверие иностранных инвесторов.
Другим вызовом был переход к рынку труда. Разрушение привычных форм занятости привело к росту безработицы и нестабильности доходов. Многие люди потеряли работу из-за закрытия предприятий и сокращения персонала. Социальная напряженность и неравенство стали одними из основных причин общественных протестов того времени.
Еще одним вызовом были финансовые проблемы. Снижение доходов государства из-за сокращения производства и недостаточной налоговой базы привело к дефициту бюджета и росту государственного долга.
Также следует отметить, что экономические перемены в 1990-е годы оказали значительное влияние на уровень жизни населения. Инфляция, девальвация рубля и снижение реальных доходов сделали многие товары и услуги недоступными для большинства граждан. Большое количество людей столкнулось с бедностью и социальным неравенством.
Таким образом, 1990-е годы были временем серьезных вызовов и перемен для российской экономики. Несмотря на все сложности, в конце этого десятилетия Россия начала процесс восстановления и стабилизации, открывая путь к будущему росту и развитию.