Особенности поэзии
Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу. В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить. Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.
В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.
Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.
Поэтические сборники
Первый поэтический сборник – «Радуница» — был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине. Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…». Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом». Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм. Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.
После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами. Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени. Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.
Основные образы в творчестве Есенина
Есенин как патриот проявляет себя еще в ранней лирике. В качестве примера можно привести стих «Гой, ты Русь, моя родная!»
Это произведение отражение молодости, наивности и юношеской увлеченности Родиной, которая пока ограничена у поэта родным краем, а именно селом Константиново, где он родился. «Рязанские поля была моя страна», – вспоминал он впоследствии. Восприятие Родины в качестве социальной и политической среды появится поэта позднее. Есенин влюблен в крестьянскую жизнь. Для него она единственная истина в полной гармонии с природой. Однако после Октябрьской Революции тон патриотичных стихов изменился. Есенин по-прежнему патриот своей страны, но к юношеской восторженности прибавилась горечь и переживание за русский народ. Поэт сильно переживал изменения в укладе села. Он боялся, что деревня лишится своей идентичности.
Особенностью творчества Есенина можно смело назвать наличие в ряде стихов лирического героя. У Есенина лирический герой – это странник, путник, человек ищущий, духовный. Лирический герой Есенина в гармонии с людьми и миром, ощущает душевное равновесие. Есенин «очеловечивает» все предметы вокруг лирического героя. Такой прием в литературе получил название «антропоморфи́зм». В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным.
Сергей Есенин очень любил животных. Им посвящено много стихов. Все они трогательные и, по большей части, печальные. У Есенина животные – это часть природы, живой, разумной. Огромная любовь и сострадание к братьям нашим меньшим пронизывает творчество поэта. Всеем знакомы стихотворения «Песнь о собаке» и «Табун».
Через всю лирику Сергея Есенина проходит любовь к женщине. Будь то мать или любимая. Женщина в стихах Есенина похожа на природу. Она чувственна, прекрасна, но сурова. Из стихов поэта очевидно, что женщина и природа не разделимы в его восприятии. Так женскими чертами наделены, береза, заря, весна и метель. Стихотворение Сергея Есенина «Письмо к женщине» похоже на исповедь. В нем переплетается восхищение женщиной, её усталость. Поэт презирает себя за свои характер, за свои пороки и за боль, которую он принес любимой.
Образ матери у поэта отличается от образа любимой женщины. Все знают его стихотворение «Письмо матери». Оно стало вероятно самым сильным выражением любви к маме во всей русской поэзии. С самых первых строк чувствуется нежность и печаль поэта.
Использование цветов для выражения эмоций и создания определенной атмосферы в стихах характерно для всех периодов творчеств Сергея Есенина. Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период «Москвы кабацкой», когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств . Ранняя лирика Есенина наполнена нежными цветами: голубой, золотой, бирюзовый. Чем дальше тем темнее мир поэта. Цвета становятся более темными. Последние стихи поэта мрачные и угрюмые. Чувствуется усталость и обреченность.
Литература
- Сергей Есенин. Полное собрание лирики в 1 томе – М.: ЭКСМО, 2017
- Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Под редакцией Н.Н. Беляковой и М.М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012
Личная жизнь
С.А. Есенин был женат трижды.
Первой супругой тогда еще начинающего поэта стала Анна Изряднова. С ней он познакомился в типографии, куда устроился после мясной лавки.
В 1913-м году гражданские супруги стали жить вместе. От этого союза на свет появился сын Юрий Есенин. Его судьба сложилась трагически. В 1937-м его репрессировали и по ложному доносу расстреляли.
Анна Изряднова с сыном
В 1917-м году в личной жизни Сергея Есенина появилась актриса Зинаида Райх. Брак продолжался вплоть до 1921-го, когда поэт подал на развод. У супругов было двое детей. Первой родилась дочь Татьяна (1918), которая стала журналисткой. Вторым на свет появился сын Константин (1920). Он трудился инженером, а затем работал в публицистике.
Зинаида Райх с детьми
В 1921-м году Сергей Есенин встретил танцовщицу Айседору Дункан, на которой женился в 1922. Супруга не знала русского, а он — английского. Тем не менее, их роман бурно развивался. Отношения остыли в 1923-м, после чего последовал скорый развод.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В том же году Есенин заинтересовался Августой Миклашевской. Но по признанию самой женщины, которое она сделала много лет спустя, их отношения были чисто платоническими.
Сергей Есенин и Августа Миклашевская
В 1923 же в жизни поэта появилась Надежда Вольпин. От этого союза родился единственный сын пары, его назвали Александром (1924). В будущем он стал крупным ученым-математиком. Перебрался в штаты.
Надежда Вольпин с сыном
Сын Есенина умер не так давно, в 2016, совсем немного не дожив до 92-х лет.
Уже в 1925-м году Есенин встретил последнюю избранницу. Ей стала Софья Толстая, которая приходилась внучкой знаменитому Льву Толстому.
Сергей Есенин и Софья Толстая
Все три брака так и не принес Сергею Александровичу счастья. Он оставался одиноким и ни с кем не чувствовал духовной близости.
Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России
Природа в творчестве Есенина
Творчество Сергея Есенина открывает необыкновенный чувственный мир природы, любви и остроту страданий души, которая мечется от собственных слабостей к необыкновенной силе чувств. Творчество поэта во многом автобиографично. В нем нашли отражения и переживания за судьбу страны в непростые для неё времена, и тоска по прошлому, и боль за народ, страдающий от сильных перемен. На всех этапах творчества Есенин много писал о природе и деревенской жизни.
Каждую особенность творчества Сергея Есенина следует рассмотреть подробно, выделив художественное своеобразие его поэзии. Начать следует с особого места деревенской жизни и природы. Не зря его считали представителем новокрестьянской поэзии и лирики. Позднее творчество Сергея Есенина относится к имажинизму.
В лирике поэта природа являет собой средоточие красоты. В его стихах она увидена как бы впервые, свежим детским взглядом.
Природа у Есенина наделена такой красотой, что при чтении его стихов замирает дыхание. Восхитительные эпитеты, метафоры и сравнения создают картину от которой не хочется отрываться.
Есенин широко использует в лирике о природе олицетворения. Так, в уже упомянутом стихотворении «Береза», заря наделена человеческими чертами она «обходит» и «осыпает», а сама береза «принакрылась». Каждая строка в стихах поэта насыщена художественными средствами, но, при этом, совершенно не перегружена ими. Так в стихотворении «Вечер черные брови насопил…» само название содержит в себе олицетворение и метафору. В стихотворении «Отговорила роща золотая» роща – живое существо. Она дышит, говорит.
Природа и человек у Есенина тесно связаны. Не природа сопоставима с человеком, а человек – это часть природы, живой, одухотворенной. Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметом деревенского быта и животными. У Есенина природа будто участвует в богослужении, где звезды или березы, свечки, рощи «кадят росою» и т.д.
Важной особенностью лирики Сергея Есенина является человек. У Есенина часто встречается описание деревенских гуляний, праздников
Изображение нищих, калек, рекрутов иногда вносит грустные ноты, не омрачающие общей картины. Во многих стихах поэта отчетливо проступает его «Я». Образ поэта в лирике отражение основных черт самого Есенина, его ангелов и демонов. Отдельно следует выделить стихотворение «Поэт». Оно является отражением всей глубины патриотизма Есенина.
Кто убил Есенина?
Самоубийство в самом деле могло быть инсценировано. На это указывает ряд существенных нестыковок. Один из них заключается в том, что Есенин физически не имел возможности повеситься. Он был низкого роста (168 см), а высота потолка достигала почти четырёх метров. Следовательно, ему нужно было поставить под собой предмет хотя бы в два метра. А около трубы не стояло ни одной подходящей вещи, которая бы позволила завязать петлю и затем повеситься. Рядом находились только чемодан и небольшая тумба. Также не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта. На посмертной фотографии Есенина чётко виден большой вдавленный шрам, пересекающий переносицу.
Посмертная маска Есенина. (pinterest.com)
Откуда он мог появиться вместе с другими царапинами? Отдельный вопрос — это раны на верхних конечностях. Возможно, он изначально пытался перерезать себе вены на руках. Тогда выходит, что эта попытка оказалась неудачной. А значит, ему пришлось с кровоточащими руками привязывать верёвку и двигать предметы. К слову, в официальных документах не указано, откуда взялась верёвка. Смог бы ли он это сделать, когда кровь обильно хлестала из рук?
Есенин не во всём устраивал советскую власть. Сам Николай Бухарин, обладавший на тот момент немалой властью, отзывался нелестными словами о нём. Тогда за культурной жизнью страны осуществлялся строгий контроль. Все «контрреволюционеры» нещадно карались. Причиной мести могла послужить поэма сомнительного содержания «Страна негодяев», в которой присутствует очевидная аллюзия на личность Льва Троцкого. В произведении есть герой с псевдонимом Чекистов, а его настоящей фамилией в тексте является еврей Лейбман. Лейб же — это имя, данное при рождении Троцкому.
У Есенина были сложные отношения с советской властью. Он обвинялся в «попытке контрреволюции», его часто забирали в милицию из-за драк и скандалов, вызывал открытое раздражение в верхах. После трагического самоубийства в тогдашней прессе вышло несколько статей, которые наградили его ярлыком «кулацкого поэта». Их общий смысл сводился к тому, что в идеологическом понятии от него больше вреда, нежели пользы. Однако официального документа, запрещавшего публикацию стихов Есенина, не было. Был негласный, и потому, если его и печатали, то в очень ограниченных тиражах.
В истории о гибели Сергея Есенина всё ещё остается много тайн, загадок и мифов. Эта тема стала плодородной почвой для большого пласта литературы. Некоторые очевидные несоответствия не объяснены до сих пор, а одно предположение исключает другое. Некоторым теориям даже посвящены художественные телефильмы (к примеру, сериал «Есенин»), однако единого мнения о самоубийстве (или всё же убийство?) поэта Есенина ещё не существует.
Отношения с советской властью
После становления нового государства Есенин воспринял грядущие перемены с восторгом. Даже когда надежды не оправдались, он реагировал на трансформацию строя спокойно и адаптировался к новой жизни.
Власть высоко ценила поэта, которого считали одним из самых талантливых лириков во всем Советском Союзе. После ссоры с Мариенгофом и разочарования в имажинизме Есенин начал много пить.
Не проходило и дня, чтобы поэт не дрался и не дебоширил. На него заводили уголовные дела, но хода им не давали. Тут же закрывали.
Молодой Сергей Есенин
В адрес главы ГПУ Феликса Дзержинского шли многочисленные просьбы о спасении поэта, который нещадно себя губит. Сохранилось одно из писем, в котором политический деятель, Х.Г. Раковский просил главу ГПУ направить Есенина в санаторий и приставить к нему сотрудника службы, чтобы тот не давал ему пить.
Дзержинский, как ни странно, отреагировал на просьбу. Но найти поэта так и не удалось.
Действия властей говорят о том, что лирика высоко ценили и оберегали. Что случалось не так часто. Учитывая бунтарский характер и душ большинства поэтов Серебряного века.
Образ Есенина в лирике
Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.
Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит И готов за них страдать.
Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.
Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.
В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного. Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре. Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».
Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.
Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем. Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство. По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.
Стихотворение Есенина «Береза»
Как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия можно рассмотреть стих «Береза». Это дерево издревле считается и символом русской девушки, и самой России, поэтому в это произведение Есенин вложил глубокий смысл. Умиление малой частичкой природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных будничных вещах (снег, береза, ветки) автор учит видеть большее. Такой эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро), метафор (снежинки горят, заря обсыпает ветки). Простая и понятная образность делает стихотворение Есенина «Береза» очень похожим на народное, а это наивысшая похвала для любого поэта.
Краткая биография поэта
Сергей Александрович Есенин появился на свет осенью 1895 года в селе Константиново под Рязанью. Биография поэта яркая, печальная и насыщенная, но очень короткая. Мужчина стал популярным при жизни. Его персона вызывала неподдельный интерес современников.
Воспитанием мальчика занималась преимущественно бабушка. Благодаря последней у Сережи и проявился талант. Мать будущего поэта против ее воли выдали замуж за крестьянина, однако женщина не смогла жить с нелюбимым мужчиной. Вскоре она с маленьким сыном вернулась к родителям.
Спустя время женщина оставила ребенка на попечении матери и отправилась на заработки в Рязань. Вспоминая о своем детстве, Сергей говорил, что начал писать стихи благодаря бабушке, которая читала ему сказки. Мальчик же в шуточной форме переделывал их.
В 1904 году Сергея отправили в четырехгодичное сельское училище, а затем в церковную школу. Так Есенин оказался вдали от родного дома и близких. Его творческие задатки проявлялись во время посиделок с друзьями. На таких мероприятиях подростки читали стихи, но творчество Сергея особенно выделялось на фоне остальных.
Во время службы в госпитале царского села Есенин читал свои произведения раненым военным. Это выступление услышала императрица. Мероприятие вызвало негодование петербургских литераторов, которые были враждебно настроены к семье царя.
В 1921 году Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан. Вскоре они сыграли свадьбу. Затем влюбленные отправились в путешествие по Америке и Европе. Сначала Сергей Александрович восторгался всем заграничным, но очень скоро затосковал по дому. Ему не хватало тепла и душевности родной страны. Летом 1923 года поэт развелся.
Особое место в творчестве Есенина занимает тема родины. В его поэзии прослеживается любовь к природе родного края, гордость и надежда. Сергей Александрович погиб 28 декабря 1925 года. Обстоятельства его смерти так и неизвестны.
Стихи поэта нравились не всем современникам. После гибели мужчину неоднократно поливали грязью, поэтому его произведения практически не издавались до Оттепели. Нередко его творчество распространялось в рукописях.
Впечатления
Главное есенинское место на планете — село Константиново под Рязанью. Село
стоит на высоком берегу Оки, с которого открывается невероятный вид на необъятное
синее небо. Именно в этом месте просто материализуется слово поэта — “только синь сосет
глаза”! Виды окской набережной и села Константинова (особенно в пригожий ясный день)
вполне могут претендовать на звание самых аутентичных и впечатляющих сельских пейзажей России. Благодаря тому, что в советские времена было принято решение о
создании в Константинове государственного музея-заповедника С.А. Есенина, село как бы
застыло во времени. Здесь живет атмосфера русской глубинки первой половины XX века.
В Константинове Есенин прожил недолго, однако за свою короткую яркую жизнь успел оставить целый сонм произведений, воспевающих красоту малой родины. Желающие прикоснуться к источнику творчества культового и скандального автора потянулись в Константиново сразу же после гибели поэта в гостинице «Англетер», превратив семейный дом Есениных в настоящее место паломничества. Народная тропа отказывалась зарастать, показав необходимость создания мемориального музея на родине поэта. Сегодня Государственный музей-заповедник С. А. Есенина является географическим и культурным центром села.
Современный музей-заповедник занимает обширную площадь и состоит из целого комплекса разнообразных зданий. В центре внимания, конечно, крестьянская бревенчатая (дом семьи Есениных) и купеческая с мезонином («дом Анны Снегиной») усадьбы. Наглядное противопоставление избы простого человека и мира привилегированного сословия – та изюминка, которая превращает Константиново из привычного мемориального музея в настоящий заповедник быта начала XX века.
Кроме того, вас ждёт путешествие к нарядной Казанской церкви 1780 года постройки, где крестили маленького Сережу. Непременно загляните в земскую школу, чтобы посидеть за партой поэта. Наконец, дом священника И.Я. Смирнова, бывший в те времена духовным центром села, завершит путешествие в историю культуры рубежа веков.
Про барскую усадьбу стоит сказать отдельно. Музей поэмы «Анна Снегина» — редкий в мировой культуре музей, посвящённый одному литературному произведению и прототипу его главной героини Лидии Кашиной. В ходе масштабной реставрации особняку возвращен исторический облик, а сама усадьба обзаводится все новыми постройками, чья реконструкция проходит по стереослайдам на стекле из частной коллекции потомков Кашиных. В последние годы список объектов пополнился каретным двором, амбаром, баней, оранжереей с редкими растениями.
Музей-заповедник работает круглый год. Однако есть дни, когда посещение вотчины поэта становится особенно интересным.
С июня по август каждую субботу на открытой сцене заповедника проходят концерты народных, фольклорных, джазовых коллективов в рамках программы «Музыкальное лето в Константинове».
30 июля большим праздником отмечается день рождения музея.
3 октября широко гуляется день рождения самого Сергея Есенина.
Каким вы хотите увидеть своего Есенина? Шумным, весёлым, озорным гулякой? Тогда приезжайте музей в выходные. В субботу и воскресенье тут не протолкнуться от туристов, звучит музыка, проходят концерты, приезжают на фотосессии свадьбы, а голубоглазые мальчишки с выгоревшими шевелюрами предлагают с выражением прочитать «Белую берёзу». Вы легко присоединитесь к коллективной экскурсии и найдете, с кем обменяться впечатлениями.
Если же Есенин для вас – голос красоты родной природы и щемящей русской тоски, отправляйтесь в Константиново в середине недели. Здесь, в тишине и одиночестве, на продуваемом всеми ветрами высоком берегу петляющей Оки невыносимо остро чувствуется изначальная любовь поэта к сельской родине, утраченная в московских кабаках и заграничных столицах. Становится понятен его восторг перед бесконечной равниной России, поиск вдохновения в тихом мире природы, упоение в неспешной провинциальной жизни.
Интересные факты
- Окончив образование, поэт мог стать учителем. Но такая перспектива его совершенно не интересовала.
- Первое стихотворение Есенин опубликовал под псевдонимом Аристон. Он не был уверен в своих силах.
- Несмотря на все творчески качества, природный дар, у Есенина был один серьезный недостаток — он много пил.
- Был женат несколько раз. В официальном браке нередко ходил налево, искал интрижек на стороне.
- Он один из первых русских поэтов нанял литературного секретаря.
- Дебютные стихотворения Есенин написал в 9 лет.
- Версия о самоубийстве лирика до сих пор не доказана.
- Основным противником, творческим оппонентом Есенина был Маяковский.
- Какой-то период поэт был вегетарианцем.
- В годы Первой Мировой лирик служил санитаром.
- Рядом с мертвым Есениным находилась записка. Вместо чернил использовалась кровь.
Язык и стиль
Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.
Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом. При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия — это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений. При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.
Образование
В 1904 году Есенин был отдан на обучение в земское училище в Константиново, после окончания которого, в 1909 году поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, из которой вышел в 1912 году, получив диплом «учителя школы грамоты».
Сразу после окончания школы Сергей Александрович переехал в Москву, где в то время уже работал в мясной лавке его отец. Первое время Сергей проживал с ним, служил в той же мясной лавке, затем устроился в типографию И. Д. Сытина.
На следующий год Есенин поступил на историко-философское отделение при Московском городском народном университете имени Шанявского в качестве вольного слушателя.
Основные темы
- Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
- Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
- Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
- Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
- Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
- Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.
Творческое модернистское направление – имажинизм
Литературное направление имажинизма (от лат.«имажио»- образ) возникло в поэзии Серебряного века в 1919 г. под влиянием идей футуризма и символизма. Представителями «Ордена имажинистов» были поэты С.Есенин, Н.Клюев, А.Мариенгоф, В.Шершневич, С.Клычков. Они полагали, что в основе творчества должны быть прежде всего литературные образы, созданные сопоставлением непохожих явлений. Это поэзия имиджа простых вещей, умение придать словом новое метафорическое значение привычному, обыденному. Вдохновителем создания школы имажинизма стал Есенин. В статье «Ключи Марии», анализируя направления в искусстве, поэт предложил свою эстетическую теорию, считая, что художники стали превращаться в «ювелиров слова», «рисовальщиков словесной мертвечины», лишенной духовной тайны, хранителем которой он считал крестьянство, и нужно искать образы, которые соединяли бы с незримым миром этой тайны.
В русской литературе это движение интересно только тем, что к его основанию причастен Сергей Есенин, творчество остальных членов сообщества не представляет интереса; многие имажинисты игнорировали творческую интуицию, заменив ее логическим подходом, обращаясь к плотским образам, превратили их в физиологические, вульгарные. Сам Есенин признавал, что имажинизм выродился в формальное направление, которое, утратив духовную почву, «умерло само собой».
Последние годы жизни и смерть
В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская».
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.
Это чёрная полоса в биографии Сергея Есенина, которая заканчивается трагически: побег в Ленинград и смерть. 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Есенина
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Есенин был хорошо образован, много читал, однако совсем не знал языков. Со своей женой Айседорой он не мог говорить по-английски, а она едва изъяснялась по-русски. Живя за границей, с иностранцами он общался с помощью переводчика.
- Есенин стал отцом довольно рано – в возрасте 18 лет. Первым ребенком от гражданского брака с Анной Изрядновой стал сын Юрий, который был расстрелян по ложному обвинению в покушении на жизнь Сталина в 1937 году.
- Идейным литературным оппонентом Есенина был, конечно, Маяковский, который принадлежал к футуристам. Поэты могли публично принижать творчество друг друга, однако каждый из них был высокого мнения о таланте другого.
- До сих пор остается неразгаданной тайна гибели поэта. Кроме версии самоубийства существует также предположение об убийстве на политической почве, которое было инсценировано под самоубийство.
Все интересные факты из жизни Есенина
-
/14
Вопрос 1 из 14
Сергей Есенин — биография
Сергей Александрович Есенин — поэт Серебряного века, один из крупнейших лириков начала 20-го столетия. Большую часть творческой биографии работал в жанре крестьянской поэзии. Использовал приемы имажинизма — направления, которое ориентировалось на создание красочных образов.
Творчество Сергея Есенина можно назвать поистине уникальным. Поэтические произведения лирика не укладываются в стандартные рамки или представления об искусстве того или иного направления.
Есенин был человеком непостоянным, страстным и оттого непредсказуемым. В немалой степени это проявлялось в его стихах.
За годы творческой активности он писал о любви, воспевал Родину, русскую деревню. После радикальных перемен в стране из-под пера лирика выходили произведения на тему революции.
Есенин говорил о себе как о простом русском парне из деревни. Будучи по природе человеком страстным, он позволял себе очень многое. За что в итоге нажил репутацию пьяницы, скандалиста и хулигана. Эту сторону биографии Сергея Есенина часто замалчивают.
За относительно недолгую жизнь поэт успел несколько раз жениться и четырежды стать отцом.
Несмотря на все сложности характера, талант Есенина признают все. Поэта знают и любят не только в русскоговорящих странах, но и далеко за их пределами.
После себя он оставил солидное наследие, которое повлияло на дальнейшее развитие лирических жанров.