Реформы в российской империи в 19 веке

Содержание реформ

Первой и самой важной реформой была отмена крепостного права. Крепостное право к тому периоду находилось в глубоком кризисе и нуждалось в упразднении, а крестьянское недовольство могло вылиться в масштабные волнения по всей империи

С 1857 г. Секретный комитет разрабатывал проект реформы, а в 19 февраля 1861 г. был выпущен Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Согласно этому положению крестьяне получали личную свободу и возможность распоряжаться своей собственностью; земля же оставалась в собственности помещиков, и крестьянин должен был работать на отданном ему участке, пока не отработает выкуп за нее (барщиной или оброком). После реформы крепостные крестьяне перешли в разряд временнообязанных. В деревне по-прежнему сохранялась сельская община, а положение определяло структуру, права крестьянского самоуправления. Эта реформа фактически не сильно поменяла положение крестьян, поскольку они не получили землю, а должны были, как и прежде, работать на земле помещика и платить ему оброк или отрабатывать барщину. Тем не менее, крестьяне получили личную свободу, став полноправными членами общества.

В ходе финансовой реформы 1860-1864 гг. был создан Государственный, земской и коммерческий банки. Деятельность банков, в основном, была направлена на поддержку промышленности. Также были созданы контрольные органы, которые не зависели от местных органов власти и которые должны были проводить проверку финансовой деятельности органов власти.

Реформа среднего образования способствовала распространению принципа общедоступного образования для всех сословий. Для этого были открыты новые начальные школы и гимназии. Кроме того, открываются женские гимназии, и женщины начинают допускаться на государственную службу.

В 1863 г. был издан Университетский устав, определявший порядок функционирования университетов. Этот устав считается наиболее либеральным из всех университетских уставов дореволюционной России. Согласно его положениям, каждое высшее учебное заведение должно было иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (только в Петербургском этот факультет был заменен Восточным). Во главе университета стоял ректор (выбирался раз в четыре года Советом), а факультетов – деканы. В целом этот устав предоставил университетам большую самостоятельность, создал благоприятные условия для научной и учебной деятельность, способствовал утверждению достаточного числа квалифицированных преподавателей, и предусматривал целый ряд специальных мер по освоению наук.

Земская реформа 1864 г. предусматривала создание системы местного самоуправления в сельской местности – земских учреждений (земств). Появлялись земские собрания и земские управы, которые были выборные и бессословные. Они состояли из 6 человек, которые назначались земскими собраниями (собирались один раз в год). Они занимались местными хозяйственными делами: строительство и содержание школ и больниц, вопросами местной торговли, приведение в порядок путей сообщения, обеспечением народного продовольствия, взиманием налогов на местные нужды.

Судебная реформа 1864 г. сформировала новые принципы судопроизводства: бессословность, гласность, независимость, отделение судебной власти от административной, состязательный характер судопроизводства, введение суда присяжных и т.д. Это способствовало совершенствованию судебной системы, а принципы, заложенные тогда, используются в судопроизводстве и по сей день.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа, принципы которой поддерживали курс прежних императоров. Был установлен контроль над всем, что публикуется, так как в России была развита революционная деятельность.

Городская реформа 1870 года, в основном, была направлена на благоустройство городов, развития рынков, здравоохранения, образования, установления санитарных норм и т.д. Однако реформа затронула не все города, а только 509 из 1130. Так, принципы реформы не были применены для городов, находящихся на территории Польши, Финляндии, Средней Азии.

Военная реформа, фактически завершенная к 1874 г. предусматривала замену рекрутского набора на всесословную повинность (служба 6 лет, а затем в запас), модернизацию вооружение, развитие флота, обучение личного состава, что сделало российскую армию одной из лучших в мире.

Биография

Александр II родился в Москве 17 () апреля  года. Его отцом был император Николай I, а матерью императрица Александра Фёдоровна. После того, как в 1825 году император Николай I взошёл на престол, его сын Александр стал наследником престола.

Будущий император получил домашнее образование в соответствии с двенадцатилетним планом обучения, который специально для него был составлен Василием Жуковским. 22 апреля (4 мая)  года Александр II принёс присягу в качестве наследника престола.

Среди его наставников были финансист Егор Канкрин, поэт Василий Жуковский, юрист Михаил Сперанский, а также П. П. Уша­ков, К. К. Мер­дер, К. И. Ар­сень­ев, Э. Д. Кол­линс, К. Б. Три­ни­ус, Г. П. Пав­ский, Ф. И. Брун­нов, А. Г. Жо­ми­ни. В рамках своего курса обучения в 1837 году Александр II стал путешествовать по России, а в 1838—1839 годах совершал поездки в другие страны.

Александр II, 1850-е годы

В 1841 году будущий император Александр II женился на принцессе Гес­сен-Дарм­штадт­ской Мак­си­ми­лиа­не Виль­гель­ми­не Ав­гу­сте Со­фии Ма­рии. В 1846 и 1848 годах был главой Секретных комитетов по крестьянскому делу. В 1850 году участвовал в стычке с горцами и был награждён орденом Георгия 4-й степени.

3 марта 1855 года Александр II унаследовал престол. 8 сентября 1856 года Александр II венчался на царство. Вначале император планировал продолжать Крымскую войну 1853—1856 годов, однако, прислушавшись к общественным настроениям, подписал Парижский мир 1856 года. В этот период также были анонсированы предстоящие реформы, которые, в частности касались крестьянского вопроса.

В честь своей коронации император объявил амнистию участникам польского восстания 1830—1831 годов, декабристам и петрашевцам, помимо этого на три года была приостановлена рекрутская повинность, а с крестьян списали недоимки. 3 декабря 1855 года свою работу прекратил Высший цензурный комитет. 19 февраля (3 марта)  Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. В 1856 году свои должности оставили П. Д. Киселёв, В. А. Долгоруков, А. С. Меншиков, К. В. Нессельроде, а на их места были назначены В. Чевкин, А. М. Горчаков, А. И. Барятинский. В 1857 году был учреждён Совет министров, главной задачей которого было обсуждение дел общественно-государственного характера.

Александр II в 1864 году провёл ряд реформ. Он отделил судебную власть от законодательной, административной и исполнительной власти, провёл реформу университетской и образовательной системы, изменил финансовую и полицейскую системы. В 1870 году стали работать городские думы и управы. Cтало развиваться среднее женское образование. В Варшаве, Новороссийске и Томске открылись и стали работать университеты, а средства массовой информации получили толчок для активного развития. Император учредил Государственный банк. Также им была создана система военных округов, была изменена система подготовки офицерских кадров и введена всеобщая воинская повинность.

При Александре II в 1858—1860 годах к России присоединились Уссурийский и Амурский край. В 1867 году Алеутские острова и Аляска отошли США. В 1877 году Российская империя начала войну с Османской империей, в которой Турция проиграла. Император Александр II умер в 1881 году в Санкт-Петербурге в результате седьмого покушения. Так как старший сын Александра II, Николай Александрович, умер в 1865 году, престол унаследовал Великий князь Александр Александрович.

Общественный подъём[править | править код]

Реформы вызвали небывалое оживление интереса к социально-политическим вопросам в образованных слоях общества. Даже верноподданическая «Северная пчела» признавала: «В самых глухих городах, где до сих пор все насущные интересы состояли в картах, водке, взятках и сплетнях, являются публичные библиотеки, журналы и газеты, везде проснулась и воспрянула умственная жизнь». Ослабление цензуры прежде всего сказалось на количестве разрешённых периодических изданий: с 1851 по 1855 год было разрешено лишь 31 издание, а в следующее пятилетие их появилось уже 147. Журналистика превратилась в такой же мощный рупор общественного мнения, как и литература. Неслучайно именно в правление Александра II увидели свет наиболее известные в мире произведения русской литературы (в диапазоне от «Обломова» до «Братьев Карамазовых»).

Молодое поколение интеллигенции («шестидесятники»), в котором преобладали разночинцы, было скептически настроено к дворянскому наследию дореформенной России и открыто декларировало разрыв с ним — что побудило наблюдателей окрестить их нигилистами (от лат. nihil — «ничто»). В общественное движение впервые включились молодые женщины, которые стремились к эмансипации, то есть к равенству с мужчинами, к приобретению профессии. Радикальная молодёжь считала проведённые реформы недостаточными, требовала дальнейшей демократизации общественного устройства и мечтала о революционных преобразованиях; эти «революционные демократы» представляют первое поколение революционного движения в России.

Часть умеренных либералов перешла в стан охранителей после начала сепаратистского восстания в Польше (январь 1863 года). Загадочные петербургские пожары 1862 года породили в сознании правительства призрак радикального террора и вызвали первую после начала реформ волну реакции (на полгода было приостановлено издание «Современника» и «Русского слова»). Призрак этот обрёл плоть в апреле 1866 года, когда бывший студент Каракозов совершил первое покушение на императора, положив начало полувековой эпохе революционного терроризма. Это не имевшее прецедентов покушение вызвало шок в обществе, заставив многих взглянуть на реформы новыми глазами и пересмотреть своё к ним отношение; последовала вторая волна реакции, во время которой некоторые ключевые проводники реформ были заменены их противниками.

Реформа самоуправления[править | править код]

Земское положение


Земское собрание в провинции. Гравюра, 1865 год

Земская реформа 1 января 1864 года — Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям — уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Так, в составе уездных гласных в 1865—1867 гг. крестьяне составляли 38 %, в то время как дворяне — 42 %, а вместе с духовными лицами и купцами — 59 %. В составе губернских гласных крестьяне составляли 11 %, дворяне и чиновники — 74 %, а вместе с духовными лицами и купцами — 89 %. Примерно такой же состав сохранялся в последующие 25 лет, при некотором увеличении в уездных земствах роли купцов и «кулаков», выделившихся из крестьян. Избирались сроком на 4 года.

Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. Как писал П. А. Зайончковский, «органы крестьянского „самоуправления“ целиком зависели первоначально от местных дворян в лице мировых посредников, а после уничтожения последних, в 1874 г., от полицейской администрации. „Самоуправление“ явилось просто фикцией, и выборные должности замещались по указанию помещика и местных кулаков-мироедов. Произвол и всякого рода беззакония представителей крестьянской администрации были повседневным явлением».

Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло из земских губернских собраний (законодательная власть) и земских управ (исполнительная власть).

Городовое положение

150 лет эпохе великих реформ(Памятная монета Банка РФ)

Городская реформа 1870 года — Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов

Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 года также подлежали надзору правительственных властей

Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Историки следующим образом комментировали реформу самоуправления. М. Н. Покровский указывал на её противоречивость: по многим позициям «самоуправление реформой 1864 года было не расширено, а, наоборот, сужено, притом чрезвычайно существенно». И приводил примеры такого сужения — переподчинение местной полиции центральной власти, запреты местным властям устанавливать многие виды налогов, ограничение других местных налогов размером не более 25 % от центрального налога и т. д. Кроме того, в результате реформы власть на местах оказалась в руках крупных помещиков (в то время как ранее она находилась в основном в руках чиновников, подчинявшихся непосредственно царю и его министрам).

Одним из результатов стали изменения в местном налогообложении, принявшем после завершения реформы самоуправления дискриминационный характер. Так, если ещё в 1868 г. крестьянская и помещичья земля облагалась местными налогами примерно одинаково, то уже в 1870-е гг. местные налоги, взимаемые с десятины крестьянской земли, в два-четыре раза превышали налоги, взимаемые с десятины земли помещичьей. В дальнейшем в земствах распространилась практика порки крестьян за различные провинности (что ранее было в основном прерогативой самих помещиков). Известны многочисленные примеры произвола местных органов самоуправления в отношении крестьян Таким образом, самоуправление при отсутствии реального равенства сословий и при поражении в политических правах большинства населения страны привело к усилению дискриминации низших сословий высшими.

Как жила Россия в тот период?

Все реформы Александра 2 являются попыткой, предпринятой российскими властями, устроить в России такие порядки, которые привели бы страну в соответствие с современными реалиями. Ведь тогда она была полуфеодальным государством, а в европейских странах уже вовсю развернулась промышленная революция. Шло строительство железнодорожных путей, внедрялась сила электричества и пара как в быту, так и на промышленных предприятиях. Развитие общественных отношений шло в направлении либерализации.

Для сравнения положения России с другими странами можно ознакомиться с некоторыми примерами:

  1. К середине 19-го в. Российская империя по выплавке металла оказалась на восьмом месте. Объем производства в Великобритании в этой отрасли превышал российский в двенадцать раз.
  2. В тот же период в нашей стране протяженность железнодорожных путей составляла полторы тысячи километров. В то время как в Англии она равнялась пятнадцати тысячам.
  3. В России средний урожай, снимаемый с десятины, приближался к пяти четвертям, тогда как в Австрии – к семи, а во Франции – к восьми.
  4. В российской хлопчатобумажной промышленности в 1861 году использовалось около двух миллионов механических веретен и около пятнадцати тыс. механических ткацких станков. В хлопчатобумажной промышленности Англии к 1834 году было задействовано более восьми миллионов механических веретен, сто десять тыс. механических ткацких станков и двести пятьдесят тысяч ручных станков.
  5. Крепостное право в Англии было окончательно отменено в 1574 году, во Франции – в 1789 году. В России крестьяне были зависимы от помещиков, их нещадно эксплуатировали и торговали ими.

Коротко о причинах реформ Александра 2 можно сказать следующее:

  1. Существование крепостной зависимости крестьянства, которое тормозило экономическое развитие страны.
  2. Поражение Российской империи в Крымской войне.
  3. Отсутствие политических свобод у населения.

Далее будет рассмотрен список преобразований, произведенных царем-реформатором.

Земская реформа

Земская реформа, проведенная в 1864 году, была ключевым моментом в укреплении местного самоуправления в сельских районах Российской Империи. Положение о губернских и уездных земских учреждениях, принятое 1 января 1864 года, создало механизмы для организации местных органов управления — земских собраний и управ. Эта реформа включала следующие важные аспекты:

  1. Разделение избирателей. Избиратели были разделены на три категории, или курьи. Первая курья включала крупных землевладельцев и предпринимателей, вторая — горожан, а третья — представителей сельских общин.
  2. Состав земских управ. Губернские и уездные управы состояли из шести членов, которые избирались на земских собраниях, проводившихся ежегодно.
  3. Широкие полномочия. Органы местного самоуправления получили широкий круг обязанностей и полномочий в отношении хозяйственных и социальных вопросов, касающихся их территорий. Это включало в себя управление местными бюджетами, образование и здравоохранение.

Земская реформа сделала сельские районы более независимыми и позволила местному населению более активно участвовать в решении вопросов, касающихся их жизни и благосостояния. Эта реформа считается одной из важнейших в истории Российской Империи, и она оказала глубокое воздействие на общество и его отношение к государству.

Реформы в образовании и просвещении

  • Капиталистическое развитие страны, рост промышленности, торговли, сельского хозяйства требовали совершенствования народного образования.
  • Само осуществление реформ обусловило увеличение числа грамотных людей

1863 г. – университетский устав -> расширение автономии университетов -> создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы:

  • избрание ректора и преподавателей
  • утверждение сметы расходов
  • присуждение учёных степеней
  • назначение стипендии студентам.

1864 г. – Положение о начальных народны училищах:

  • ликвидация государственно-церковной монополии на образование;
  • разрешение открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам;
  • закрепление существования различных типов начальных школ: государственных, церковно-приходских, земских, частных, воскресных (срок обучения 3 года).

.

Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1862 г.), открытие высших женских учебных заведений

Достижения реформы

  • Рост числа учебных заведений.
  • Повышение грамотности населения.
  • Демократизация образования.

Ограничения и недостатки реформы

  • Увеличение числа образованных людей в революционном движении и его усиление.
  • Большая часть населения по-прежнему неграмотна.

Закрепление

Реформы первой половины правления

Основными причинами реформирования Российской империи были ее отсталость и поражение в Крымской войне. От нового императора требовалось решить вопрос с крепостным правом, усилить армию и улучшить ситуацию в финансах, образовании, управлении.

Рис. 1. Александр II.

Одним из первых шагов нового императора стал указ о ликвидации военных поселений в 1857 году. В том же году был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Около трех лет шла подготовка к отмене крепостного права. Ее результатом стал манифест от 19 февраля 1861 года. Крестьяне получили личную свободу, но должны были еще 9 лет отрабатывать барщину или выплачивать оброк. За надел крестьянин платил помещику 20% от выкупной суммы, а остальное брало на себя государство, но при условии погашения со стороны крестьян выкупными платежами в течение 49 лет. Фактически к 1906 году крестьяне заплатили за землю тройную сумму. В том же году выкупные платежи были отменены.

К 1862-1863 годам относится проведение сразу двух реформ – финансовой и системы образования. Целью первой было создание финансовой системы, которая будет соответствовать капиталистическому типу экономики. Ее проведением занимались государственный контролер Валериан Татаринов и министр финансов Михаил Рейтерн.

Реформа включили в себя следующие меры:

  • Начало публикации госбюджета.
  • Создание Государственного банка Российской империи.
  • Создание казначейств в структуре министерства финансов.
  • Создание местных финансовых органов – контрольных палат.
  • Антикоррупционные меры, например, замена откупов на акцизные марки.
  • Сохранение подушной подати, но разделение налогов на косвенные и прямые.

Реформа высшего образования выражалась в университетском уставе 1863 года. Он был самым либеральным из дореволюционных. В России в годы правления Александра II появились новые университеты, в Томске, Варшаве и Одессе. “Положение о народных училищах” 1864 года отменило государственную и церковную монополию в сфере образования. Частным лицам разрешили открывать школы. Основным звеном средней школы стали гимназии, реальные и классические, а с 1862 года появились и женские.

В 1864 году император начал проводить судебную реформу. Она завершилась уже после его смерти, к 1899 году. В России появился современный суд, бессословный, гласный и открытый. В том же году появились органы местного самоуправления – земства в рамках земской реформы.

Рис. 2. Отмена крепостного права.

Семья

Первой женой императора Александра II была императрица Мария Александровна, урождённая принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадская. В этом браке у императора родилось 8 детей. Их первый ребёнок, дочь Александра, родилась 30 августа 1842 года. Её крестили в Царскосельской церкви. Она умерла 28 июня 1849 года в возрасте 6 лет от менингита. 20 сентября 1843 года родился второй ребёнок, цесаревич Николай. Он дружил с принцессой Ольденбургской и ходили слухи про их возможную свадьбу, но в итоге мать принцессы отказалась от этого. В 21 год Николай обручился с принцессой Дагмар, но путешествуя по Италии, он заболел и умер 12 апреля 1865 года от туберкулёзного менингита.

Третий ребёнок Александра II, Александр Александрович, был на два года младше, чем его брат. После смерти Николая он прошёл дополнительный курс наук, в котором нуждался как будущий император. Александр обручился с принцессой Дагмар в 1866 году. Когда после смерти своего отца, Александра II, Александр взошёл на престол, он стал подавлять протесты и придерживался более консервативной политики. При нём усилилась цензура.

Ещё один сын Александра II, Владимир Александрович, появился на свет в 1847 году. Пятый ребёнок, Алексей, был занят на военной службе. Дочь императора, княжна Мария Александровна, родилась в 1853 году. В 1874 году она вышла замуж за принца Альфреда, герцога Эдинбургского. Сын императора, Павел, стал Московским генерал-губернатором, а младший сын Павел Александрович занимался военным делом.

Второй брак император заключил с княжной Екатериной Долгорукой после смерти императрицы Марии Александровны. К этому времени у них было четверо внебрачных детей: Георгий, Борис, Ольга и Екатерина. Борис умер в раннем детстве.

Цензурная реформа

Цензурная реформа, проведенная в Российской Империи, затронула порядок контроля над печатными изданиями. Она была отмечена следующими изменениями:

  1. Временные правила о цензуре и печати. В апреле 1865 года были утверждены «Временные правила о цензуре и печати». Эти правила определяли, какие произведения могли быть опубликованы, а какие были запрещены. Запрет касался материалов, которые порочили нравственные и духовные ценности, подрывали авторитет власти, веры и другие аспекты.
  2. Создание Главного управления по делам печати. В составе Министерства внутренних дел было учреждено Главное управление по делам печати. Это управление стало основным контролирующим органом в области цензуры. Ему подчинялись все нижестоящие органы, ответственные за цензуру печатных материалов.

Эта цензурная реформа ограничила публикацию материалов, которые могли вызвать социальное беспокойство или угрожать стабильности в стране. В то же время, она также внесла некоторую степень независимости и более четкую организацию в процесс цензуры.

Итоги и результаты великих реформ Александра II

Плюсы и минусы великих реформ Александра II

  • Укрепление экономики, развитие промышленности и хозяйства. На момент окончания правления этого императора Россия всё ещё отставала от ведущих стран Европы, но несколько важных шагов в нужном направлении уже было сделано.
  • Общественный подъём. В результате либеральных великих реформ Александра II значительная доля населения заинтересовалась общественно-политическими вопросами, чего ранее никогда не бывало. Вызвано это было тем, что простые люди, такие, как горожане и крестьяне, получили возможность участвовать в политике.
  • Национальный подъём. Российская империя была многонациональным и мультикультурным государством, но разные народы обладали разными правами. Великие реформы отчасти уравняли их всех в правах, и разрешено было даже издавать газеты на национальных языках, отличных от русского.
  • Улучшилось образование. Оно стало более доступным и более качественным, что, в свою очередь, подтолкнуло развитие наук, медицины, промышленности и других важных отраслей. Но тут не обошлось и без минусов – для поступления в университеты требовалось знание древних языков, которые хорошо можно было изучить только в классических гимназиях, недоступных для выходцев из простонародья.
  • Укрепление военной мощи России. Численность армии сократилась, как и расходы на её содержание, а боеспособность, напротив, выросла, в основном благодаря передовому техническому оснащению сухопутных войск и флота.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: