Федор достоевский

Введение

Русская философия — сравнительно запоздалое формирование нашей национальной культуры, хотя ее предпосылки уходят далеко вглубь национальной (в широком смысле славянской) истории. Однако, предположения (мы понимаем их как историческое сознание людей, а не как само явление). Сам феномен проявляется в форме, характерной для него или соответствующей его содержанию.

Если мы будем руководствоваться этим критерием, то с достаточной степенью уверенности можем сказать, что философия в России начинается только во второй половине 19 века. Но в то же время этот поздний старт был действительно велик, так как связан с именами Ф.М. Долстоевского, Л.Н. Толстого, В.В. Соловьева и Н.Н. Бердяев. В своей личности и в своих произведениях философское самосознание народа «исповедовалось всему миру» — уже не как подражание Западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свой вклад в мировую культуру.

В своих работах Ф. Достоевский, хотя и не был один, кстати, передал миру истину, глубоко укоренившуюся в опыте предыдущих поколений, — не было и не могло быть цели, ради которой жертва самого себя

Не может быть другого конца, ради которого допустима жертва одной человеческой жизни, одной капли крови, мизинца ребенка.

Философия Достоевского — это философия гуманизма, призывающая к миру, единству народов и благополучию. В то же время для Достоевского как части русской философии характерна так называемая «философия профилактики». Его лейтмотивом является моральный запрет любого прогресса, любого социального проекта, если он рассчитан на принуждение, на насилие над человеком.

Работы Ф.М. Достоевского знаменуют начало жанра антиутопии в русской философии, блестяще продолженного и развитого мыслителями 20 века. По своей сути жанр не имел аналогов в европейской философии или литературе и часто требовал языка притчи, исповеди и отказа от академических форм теоретизирования, чисто рациональных методов доказывания, а также проникновенных, опытных и выстраданных истин, утверждая тем самым русскую оригинальность и своеобразную неповторимость.

Философия Достоевского религиозна, по крайней мере, характер его философии обычно ассоциируется с православием, восточнославянским мировоззрением. Не зря Н.А. Бердяев писал: «Русские не признают, что истину можно раскрыть чисто интеллектуальным, аргументированным способом, что истина — это только суждение». И никакая гносеология, никакая методология, по-видимому, не в состоянии поколебать ту дорациональную веру русских в то, что постижение бытия дается только всей жизнью духа, только тотальностью жизни. 

Писания Достоевского иногда противоречивы и неадекватны, часто полны мистики, его мысли часто наполнены религиозной утопией, но одно можно сказать точно — он великий провидец будущего России, он — часть великой русской мысли.

Зрелость

«Новую» жизнь Достоевский начал летом 1859 г. в Твери. Этот город — промежуточный пункт перед возвращением в Петербург, куда семья смогла перебраться в декабре. В 1860 г. Федор Михайлович издал собрание своих работ, состоящее из 2 томов, а «повторным дебютом» и возвращением на авансцену литературной столицы были «Записки из Мертвого дома» (1861), публиковавшиеся в 1861-1862 годах в журнале «Время», принадлежавшем брату Достоевского. Описание быта и души каторги вызвало широкий резонанс среди читателей.

В 1861 году Федор начал помогать Михаилу в издательском ремесле. Под его руководством оказались литературный и критический отделы. Журнал придерживался славянофильских и почвеннических (термин появился позднее) взглядов. Их продвигали в массы и развивали наиболее ретивые сотрудники Аполлон Григорьев и Николай Страхов. Издание активно полемизировало с «Современником». В 1863 году на страницах СМИ появилась вызвавшая громкие нарекания статья Страхова «Роковой вопрос» (по поводу Польского восстания). Журнал закрыли.

В начале 1864 года братьям Достоевским удалось получить разрешение выпускать новый журнал. Так появилась «Эпоха». На ее страницах вышли первые главы «Записок из подполья». Вопреки ожиданиям журнал не был столь популярен как «Время», а смерть Михаила, Аполлона Григорьева и финансовые затруднения послужили поводами к закрытию.

Летом 1862 года Достоевский отправился в путешествие по Европе, хотел поправить подорвавшееся здоровье. Осуществить задуманное в полной мере не удалось, в Баден-Бадене им овладела болезненная наклонность — игра в рулетку, которая явно не способствовала улучшению состояния. Улыбнувшаяся ему удача быстро сменилась чередой постоянных проигрышей, что привело к серьезной нужде в деньгах. Страсть к картам мучила Достоевского на протяжении девяти лет. Последний раз он сел за игру в Висбадене весной 1871 года, и после очередного поражения, наконец, смог перебороть страсть к азартным развлечениям.

Михаил умер в июле 1864 года. Это стало для писателя вторым ударом за этот год, ведь он похоронил и горячо любимую супругу. Федор очень хотел поддержать семью брата. Он взял на себя обязанность разобраться с его долгами, еще больше сблизился с вдовой и сиротами, всячески утешая их в этот нелегкий период.

Вскоре Достоевский повстречался и завязал отношения с Анной Сниткиной, увенчавшиеся браком. Она была стенографисткой и печатала роман «Игрок» (1866): в течении одного лишь месяца он придумал весь роман, а она набрала надиктованный текст.

Последними и самыми значительными в творчестве писателя не просто произведениями, но практически проектами стали «Дневник писателя» и «великое пятикнижие». «Дневник» по сути своей был ежемесячным журналом философско-литературной публицистики. Он выходил в 1876-1877 и 1880-1881 годах. Его отличали многоплановость и многожанровость, а также широкая вариативность затрагиваемых тем. «Пятикнижие» — это 5 масштабных произведений автора:

  • «Преступление и наказание» (1866),
  • «Идиот» (1868),
  • «Бесы» (1871-1872),
  • «Подросток» (1875),
  • «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Их характеризует идейно-тематическое и поэтико-структурное единство, поэтому данные романы объединяют в некое подобие цикла. В выборе заглавия наблюдается перекличка с «Пятикнижием Моисея» (пять первых книг Библии евреев и христиан: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие). Известно, что автор завидовал успеху эпопеи Толстого, поэтому задумал написать что-то, превосходящее масштабный замысел графа, но жесткие рамки контракта и нужна в деньгах заставили его выпускать романы по отдельности, а не единым духом.

Достоевский — личная жизнь

Личная жизнь писателя не складывалась гладко. До каторги он вел довольно свободный образ жизни, не обходил стороной дома презрения, однако жрицы любви зачастую не соглашались на повторные свидания с ним, так как мужчина славился своим безудержным нравом.

Достоевский, Фёдор Михайлович. Место хранения фотографии: Российская национальная библиотека; место съёмки: Санкт-Петербург. Автор Константин Александрович Шапиро

Мария Исаева

Каторга изменила жизнь писателя – он стал более сдержанным и целомудренным. Впервые Федор Михайлович женился в 1857 году на Марии Исаевой. Брак сложно назвать счастливым. Судя по всему, женщина вышла за писателя из-за тяжелых жизненных обстоятельств, а не по большой любви. Хотя между супругами поначалу были и искренний интерес, и дружба. Но со временем отношения разладились. Этот союз закончился в 1964 году, когда Мария умерла от чахотки. Ее сына от первого брака Федор Михайлович не бросил. Он заботился о нем по мере сил и возможности. И любил его как родного до самой своей смерти.

Мария Дмитриевна Достоевская, урожденная Констант, по первому мужу Исаева (1824-1864). В 1857 г. стала первой женой Достоевского.

Аполлинария Суслова

В одной из своих заграничных поездок Федор Достоевский встретил яркую и эксцентричную соотечественницу Аполлинарию Суслову. Женщина, которая впоследствии стала прообразом Полины в «Игроке» и Настасьи Филипповны в «Идиоте», пленила писателя. Но и эти отношения не стали продолжительными и счастливыми.

Аполлинария Прокофьевна Суслова (1839-1917/18). Автор Александр Федорович Эйхенвальд

Общие сведения о творчестве Достоевского

Все творчество Достоевского основывается на вопросах философии духа, антропологии, религии, этики.

После выхода в свет его первого произведения «Бедные люди», прежний романтизм ушел в сторону социализма. Такой фактор выступил как решающий и очень важный в этических изысканиях Достоевского.

Такой социализм стал философско-этическим учением, которое утверждает полноценное присутствие Бога в мире, а также вне его. Автор пропагандировал веру в естественное добро, свойственное человеческой натуре, всецелое счастье, которое также можно устроить естественным путем или «прямым отвержением зла». Другими словами, одной из центральных мыслей этики Ф. Достоевского называют отвержение учения первородного греха, искупления, спасения во Христе или «христианского натурализма».

Статья: Этика Федора Достоевского

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Именно идеалистический социализм повлиял на тот факт, что Достоевский связался с «петрашевцами», его осудили, приговорили к смерти, но помиловали и отослали на каторгу.

Такое потрясение стало переломным моментом в его жизненной идеологии, определив духовные и этические искания. После каторги этика Ф. Достоевского двигалась в сторону антиномизма.

Определение 2

Антиномизм – это убеждение, что Бог не требует от христиан следования каким-либо нравственным законам.

Художественное своеобразие творчества Ф.М. Достоевского

Жизненные трудности, воспитание, тяжелое заболевание сделали творчество Ф.М. Достоевского неповторимым, мрачным и, в то же время, реалистичным.

Ф.М. Достоевский относится к писателям-реалистам. Его произведения правдивы, иногда до отвращения. Он обнажает людские пороки и реальность в которой живет человек. В «Дневнике писателя» Достоевский сам определил свой метод как «реализм в высшей степени».

Творчество Достоевского во многом опирается на его личный опыт. В ряде произведений писатель обращается к опыту полученному за годы проведенных на каторге. Так, в конце романа «Преступление и наказание», Достоевский рисует картины жизни на каторге.

Воспитание религиозным отцом не прошли даром. Писатель часто обращается к теме веры, религии в своих произведениях. Образ Христа в романе «Идиот», поиски Бога, веры в романе «Бесы», монологи Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» – все это подчеркивает тот факт, что для Достоевского вера в Бога являет собой основу жизни человеческой.

Творчество Достоевского философское. хотя писатель не учился на философа, его мировосприятие было глубоко философским и содержало в себе посылы к вере в Бога, борьбе с человеческими пороками и с самим собой.

В своих произведениях Ф.М. Достоевский сосредоточен на внутренних сторонах человека. Он изображает душевные терзания, сомнения и тайные желания своих героев. В его произведениях мы видим как темная сторона человеческой натуры борется со светлой. Особенно внутренняя борьба очевидна для читателя в образах Родиона Раскольникова (Преступление и наказание) и Николая Ставрогина (Бесы).

Герой Достоевского часто человек сомневающийся. Он мечется от одной крайности к другой. Средствами внешнего и внутреннего монолога, напряженного диалога, с помощью емкой детали автор раскрывает колебания своих героев, непрекращающуюся борьбу противоречий в их душах.

Будучи человеком, страдающим от эпилепсии, Ф.М. Достоевский часто наделял безумием или приступами безумия своих героев. Родион Раскольников после убийства потихоньку сходит с ума. Безумие для него – это кара за преступление. Паранойя как наказание. И лишь искупление способно спасти героя от душевной болезни.

Для ряда романов Федора Михайловича Достоевского характерна детективная составляющая. Преступление, по мнению писателя, раскрывает человеческую природу.

Ф.М. Достоевский создал особый вид романа – полифонический роман. Дело в том, что авторы до него предпочитали создавать монологические романы. В них преобладал голос писателя. Тем временем у Достоевского главенствующую роль занимают персонажи. Голос же автора явно не звучит в повествовании. Он идет наравне с голосами героев произведения.

Для произведений Ф.М. Достоевского характерны жанровые сцены, которые отражают нищету и безысходность. Описание комнаты отставного офицера Снегирева из «Братьев Карамазовых», который содержит семью инвалидов и влачит жалкое существование, можно привести в качестве примера характерной жанровой сцены.

Для романов Федора Михайловича Достоевского характерна многосюжетность. Так, например, в романе «Преступление и наказание» переплетаются сюжетные линии Сонечки, Свидригайлова и самого Родиона Раскольникова.

В своих романах Ф.М. Достоевский показывает что, по его мнению, у человека есть только два пути совершенствования:

Первый путь – кровавый. Он подразумевает революцию. Его выбирают Раскольников, Иван Карамазов, Пётр Верховенский. Это путь бездны, атеизма. Этот путь чужд писателю. Он считает что недопустимо создание человекобога.

Второй путь – это путь любви. Чтобы изменить мир в нем менять ничего не нужно. Менять необходимо не мир, а общество, человека и его мировосприятие. Все люди должны осознать тот факт, что они братья. Все они дети Адама и Евы. В мир нельзя вторгаться мечом и кровью, человек должен сам прийти к необходимости любви, но это непростой путь.

Достоевский полагал, что только христианство способно помочь человечеству. Только вера в Богу позволит преодолеть тяготы жизни и человеческие пороки.

Детство и юность

Будущий писатель Федор Достоевский родился 11 ноября 1821-го года в Москве. Литератор появился на свет в довольно скромной по происхождению семье. Родители Достоевского не имели отношения к творчеству.

Отца звали Михаил Андреевич. В сознательном возрасте, будучи молодым человеком, он поступил в духовную семинарию. Затем волей случая получил фундаментальную медицинскую подготовку. Собственными глазами видел события Отечественной войны 1812-го года, лечил раненых и больных. А затем боролся со вспышкой тифа. В течение последующих лет служил армейским лекарем.


Фёдор Достоевский в детстве

Со своей будущей супругой Достоевский старший познакомился в 1818 году, когда был откомандирован в Москву.

Только в 1820-м после рождения сына Федора мужчина уволился из армии и перешел работать в больницу для бедных.

Мать будущего писателя звали Мария Нечаева. Она была дочерью богатого купца, который потерял все свое состояние после нашествия Наполеона. В 1820-м году пара обвенчалась в церкви.

Федор Михайлович Достоевский появился на свет во флигеле Мариинской больницы для бедных, где работал его отец. Имя мальчик получил в честь деда по матери.

Детство Достоевского было счастливым, несмотря на строгость порядков, которые царили в доме. Семейство жило при патриархальном укладе, и жестко следовали графику работы родителя.


Ф. Достоевский в молодости без бороды

И отец, и мать были людьми набожными и благочестивыми. Религиозность они передали и своему сыну. В будущем мотивы христианства в авторской интерпретации нашли отражение в творчестве Федора Достоевского.

В 1822-м году на свет появляется сестра писателя, Варвара. Чтобы облегчить домашний труд, семья нанимает няню, Алену Фроловну.

Достоевский с теплотой вспоминал о своей воспитательнице. Именно она познакомила молодого человека с русскими народными и зарубежными сказками, оказала влияние на его будущее творчество.

Несмотря на довольно скромное финансовое положение, члены семьи не были стеснены в быту. Помимо самого Федора Михайловича в доме росло еще несколько братьев и сестер. Всем родители стремились дать хорошее образование.

Сам Достоевский начал учиться в 4 года. По вечерам члены семьи устраивали домашние чтения, знакомились с творчеством Пушкина, Жуковского, Карамзина. Изучали историю, основы православной веры.

Молодой Ф. Достоевский

В начале 30-х годов отец решил отправить сына Федора в Московский благородный пансион. Но быстро передумал, поскольку его преобразовали гимназию, где практиковали телесные наказания.

Грубое, жестокое отношение к детям было не в духе воспитания старшего Достоевского. Хотя мужчина и отличался суровым нравом, был требовательным, строгим родителем.

Вместо пансиона дети получали домашнее образование. Занимались со специально нанятыми учителями. Осваивали гуманитарные и точные науки. По воспоминаниям самого Достоевского, отец был человеком вспыльчивым, со сложным характером, с ним было непросто.

С 1834-го года Федор Михайлович учился в частном пансионе Леонтия Чермака, который считался одним из лучших в столице.

В 1835-м мать Достоевского тяжело заболела. Врачи поставили чахотку, в те годы туберкулез был распространенным и вместе с тем неизлечимым. Исход был ясен. После совсем небольшого периода борьбы с недугом, в 1837 году Мария Федоровна скончалась. На тот момент будущему писателю было всего 16 лет. Смерть матери стала тяжелым ударом для молодого человека.


Ф.М. Достоевский

Отец надумал отправить старших сыновей в Санкт-Петербург. Достоевский должен был стать студентом Инженерного училища. Такое решение нисколько не радовало детей. Братья грезили поэзией, мечтали связать свою жизнь с литературой.

Однако отец считал, что писательство не прокормит сыновей. А вот образование в Главном инженерном училище гарантирует безбедное будущее.

Старший из братьев, Михаил, поступить не сумел. А Федор хоть и смог, но постигал знания без всякого рвения. Нагрузка в заведении была огромной, свободного времени не было ни минуты, что еще больше тяготило будущего литератора.

Обучение закончилось лишь в 1843-м году. Достоевский получил диплом и по распределению устроился полевым инженером в Петербурге. Однако всего через год он бросил ненавистную работу и твердо решил, что свяжет жизнь с литературным творчеством.

↑ Главные темы в творчестве Достоевского

Главной темой всех произведений писателя была судьба человека, а именно судьба его души, его пути к Богу, познание Истины.

Уже в первой из опубликованных своих работ – в повести «Бедные люди» писатель рассказывает о трагической судьбе своих героев – немолодого мелкого чиновника и девушки, в которую он влюблен, но не может жениться на ней из-за своей бедности. Эта повесть заставляет читателя задуматься о том, насколько тяжело человеку с живой душой выжить в холодном мире, где царит несправедливость.

В других своих романах Достоевский описывает судьбы не менее несчастных людей, однако, в них уже есть место свету Христовой истины, которая дает надежду как самим героям, так и читателям, утешая их.
Кроме того, творчество великого писателя содержит в себе еще несколько основных тем.

  • судьба маленького и несчастного человека; 
  • путь человека к познанию Бога; 
  • история о богоотступничестве;
  • использование темы двойников героев;
  • судьба женщины из бедной среды;
  • предназначение России в истории человечества.

Герои и мир Достоевского

Анализ образов персонажей

Достоевский создавал глубокие и многогранные характеры. Его герои обычно находятся в состоянии нравственного кризиса и духовных мук. Писатель тонко анализировал психологию персонажей, их внутренний мир, мотивы поступков. Богатый внутренний мир делает его героев узнаваемыми и близкими читателю.

«Маленький человек» в творчестве писателя

Многие персонажи Достоевского — «маленькие люди», живущие в состоянии унижения, страха и беспомощности перед огромным миром. Но даже в них писатель находил силу духа, что делает их глубоко симпатичными. Достоевский показывал драму таких «маленьких» людей, заложенную в неравенстве и цинизме общества.

Философские идеи в романах

Произведения Достоевского насыщены философскими идеями свободы личности, отношения личности и общества, возможности существования Бога в секулярном мире и другими сложными вопросами бытия. Через сюжеты и перипетии судеб героев писатель исследовал эти фундаментальные проблемы.

Достоевский Федор Михайлович. Кратко о жизни и творчестве

Произнося это имя, образованные люди прекрасно понимают, что эпитет “выдающийся писатель” более чем уместен в данном случае. Более того — он великий писатель. Быть может, при жизни такого рода характеристику и не принято давать творческим людям — ну, во всяком случае в те времена это не было распространено. Но сейчас, спустя два столетия после го рождения, когда мы знаем, каким путем шло развитие русской литературы не только в том веке, когда жил и творил Достоевский, но и в 20-м, а также и в 21-м веках — мы можем более, чем кто-либо из наших предшественников оценить гений этого писателя.

Памятник Фёдору Достоевскому. Установлен в 1997 году перед зданием Российской государственной библиотеки в честь 175-й годовщины со дня рождения писателя и 850-летия Москвы . Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Михаил Посохин, Александр Кочековский, Сергей Шаров

Можно сказать и так, что его произведения оставили неизгладимый след в мировой литературе. Но правильнее, пожалуй, будет сказать, что его творения продолжают жить и оказывать влияние на людей, на русскую и мировую литературу, на русскую и мировую культуру. Он не только стал одним из наиболее известных и влиятельных писателей своего времени, он и остаётся таковым до сих пор. И вряд ли его значение преуменьшится.

Творчество Достоевского отличается глубиной психологического анализа, философскими размышлениями и социальной остротой. Его произведения, такие как

  • «Преступление и наказание»
  • «Братья Карамазовы»
  • «Идиот»
  • «Бесы»

исследуют сложные моральные и этические вопросы, а также проблемы религии и справедливости.

Достоевский являлся мастером использования языка и создания неповторимой атмосферы в своих произведениях. Он великолепно передавал внутренний мир своих персонажей и исследовал глубинные конфликты души. В своих работах он проникал в самые темные уголки человеческой психики, исследуя темы греха, муки совести и искупления.

Достоевский также был и активным общественным деятелем. Он не только писал о проблемах своего времени, но и принимал активное участие в общественно-политической жизни. Его произведения вызывали контроверсии и обсуждения.

Федор Михайлович Достоевский скончался 9 февраля 1881 года в Санкт-Петербурге, но его литературное наследие по сей день остается живым и актуальным.

Его книги переведены на множество иностранных языков, почитатели его таланта живут во всех частях света. Романы Достоевского откликаются в сердцах самых разных людей вне зависимости от национальности, вероисповедания и цвета кожи читателей, потому что автор говорил самым универсальным языком на свете – языком сердца и любви.

Философия

Мировоззрение Достоевского претерпевало серьезные изменения на протяжении всей жизни писателя. Например, политическая ориентация подвергалась пересмотру и формировалась постепенно. Только религиозность, взращенная в писателе еще в детстве, крепла и развивалась, в вере он никогда не сомневался. Можно сказать, что философия Достоевского основана на православии.

Социалистические иллюзии развенчаны самим Достоевским в 60-х годах, у него сформировалось критическое отношение к ним, возможно, потому, что именно они стали причиной его ареста. Путешествия по Европе навеяли ему размышления о буржуазной революции. Он видел, что простому люду она никак не помогла, и в результате у него сложилось непримиримая вражда к возможности свершения ее в России. Почвеннические идеи, подчерпнутые им в период работы с аполлоном Григорьевым в журналах, отчасти послужили основой позднего мировоззрения Достоевского. Осознание необходимости слияния элиты с простым народом, приписывание последнему миссии по спасению мира от пагубных идей, возвращение в лоно природы и религии – все эти идеи импонировали писателю. Он ощущал свою эпоху как переломную. Страна готовилась к потрясениям и перекраиванию действительности. Литератор искренне надеялся, что люди пойдут по пути самосовершенствования, и новое время ознаменуется перерождением общества.

Шел процесс по вычленению самой сути, квинтэссенции русского национального сознания, «русской идеи» – название, предложенное самим автором. У Достоевского она тесно связана с религиозной философией. Арсений Владимирович Гулыга (советский философ, историк философии и литературовед) так объяснял почвенничество Достоевского: это призыв к возвращению к национальному, это патриотизм, основанный на нравственных ценностях.

Для Достоевского эта идея свободы воли, неразлучно связанной с непоколебимым моральным законом, стала основной в творчестве, особенно в поздних произведениях. Человека писатель считал тайной, в его духовную природу он пытался проникнуть, на протяжении всей жизни стремился найти путь его нравственного становления.

8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности автор прочитал «Пушкинскую речь», которая открывает читателю его истинные взгляды и суждения, а также суть жизни, по Достоевскому. Именно этого поэта автор считал истинным национальным характером. В поэзии Александра Сергеевича писатель видел пророчески изложенный путь отчизны и русского народа. Тогда он вывел главную свою мысль: преображение должно свершиться не через изменение внешних факторов и условий, но через внутреннее самосовершенствование.

Разумеется, главным подспорьем, по Достоевскому, на этом пути служит религия. Михаил Михайлович Бахтин говорил, что «шум», создаваемый многоголосицей персонажей в романах писателя, перекрывается одним голосом – принадлежащим Богу, чье слово идет из души автора. В завершении «Пушкинской речи» сказано, что быть русским – значит…

Психология Достоевского, способы познания

Даже первый взгляд на произведения Достоевского обнаруживает разительный контраст между его представлениями о душе и взглядами его времени.

Под чувствами Достоевский понимает две совершенно разные вещи: переживания души и нюансы чувства, ощущения в строгом смысле слова. Ощущения сопровождают все переживания сознания, будь то внутренние или внешние. «Многие из самых сильных чувств остаются бессознательными, потому что, по Достоевскому, их «корни» лежат в скрытом, в бессознательном»

Чувство, по Достоевскому, является более высокой ступенью познания, чем мышление, поскольку в единении с бессознательным оно ближе к реальности и питается ею. Только основные оттенки чувств остаются в сознании и напоминают о себе вторичным переживанием, и оно касается только основного. То же самое относится и к сильным чувствам, которые время от времени охватывают душу и стремятся уйти в бессознательное, оставляя на поверхности лишь тень этого чувства. Над чувствами возвышается плоскость сознания и грамматического и логического построения способностей ума и разума. Для Достоевского оба понятия равнозначны. Человек создан со способностью к познанию. Среди земных существ только человек обладает разумом.

Достоевский выделяет в интеллекте две различные способности, или, как он иногда выражается, существует интеллект двух видов — высший и низший. «Низший «низший» интеллект мыслит в терминах причины и следствия: если вы обладаете им, вы можете обрести хитрость в практической жизни и знания в теоретической жизни. «Высший» интеллект, который Достоевский называет «голова в голове», мыслит категориями смысла и ценности и тем самым обретает мудрость». Философия Достоевского в систематическом изложении. Для Достоевского разум — это не только дискурсивное, рефлексивное мышление, но скорее разум, включающий чувства и бессознательный опыт. Иной вид имеет «высшее» и «повышенное» сознание, в сфере которого находится как сверхсознание, так и то, что было подавлено в бессознательном.

Он приходит к этой мысли, когда говорит в «Записках из подполья», что человек «по нормальным и основным законам возросшего сознания и по инерции, непосредственно вытекающей из этих законов», способен делать самые отвратительные выводы о вечном предмете, что он сам отвечает за их необходимость и в то же время не отвечает за них Достоевский Ф. М. Несмотря на всю эту необходимость, разум продолжает сомневаться; можно сказать, что в своем земном существовании человек по природе своей испытывает чувство сомнения и бегства от мира, потому что человеческий разум не верит самому себе и никогда не может утолить жажду познания и считает свое существование неудовлетворительным. Обладая только интеллектом, человечество всегда будет оставаться в плену сомнений и противоречий.

Интересные факты из жизни писателя

  • В 1837 году трагически ушел из жизни Пушкин – любимый автор Достоевского. Смерть поэта Федор Михайлович воспринял как личную трагедию. Позднее он вспоминал, что, если бы не кончина матери, он попросил бы родных носить траур по писателю.
  • Нужно отметить, что мечтания старших сыновей о литературном поприще отнюдь не воспринимались родителями как блажь, но в ситуации нужды, в которую постепенно опускалась семья, заставила Михаила Андреевича настоять на получении мальчиками инженерного образования, способного обеспечить им материально надежное и устойчивое будущее.
  • Первой законченной работой писателя в сфере перевода была «Евгения Гранде» Бальзака. Он вдохновился посещением России автором этого произведения. Работа напечатана в издании «Репертуар и пантеон» в 1844 г., но имени переводчика там не указали.
  • В 1869 году он стал отцом. Интересное из личной жизни писателя описывает его супруга в своих мемуарах: «Федор Михайлович был необыкновенно нежен к своей дочке, возился с нею, сам купал, носил на руках, убаюкивал и чувствовал себя настолько счастливым, что писал критику Страхову: «Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребенка, многоуважаемый Николай Николаевич. Клянусь вам, что в этом 3/4 счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть».

Исследования философии автора

Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял и Л. Шестов.

М. М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Нельзя отрицать двойственной человеческой натуры. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно.

Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.

Расцвет творчества

Бытность каторжника, сложные условия ссылки, впечатления от заключения и мнимого расстрела, все это нашло отражение в творчестве писателя. Воспоминания о неволе вылились в «Записки из Мертвого дома».

Были и другие произведения. Однако прежде чем приступить к работе всей своей жизни, литератору потребовалось некоторое время, чтобы перевести дух.

Расцвет творчества писателя пришелся на 60-80 годы 19-го века. В этот период Достоевский готовит и издает романы, которые получили название «великого пятикнижия».

  • В 1866 появляется «Преступление и наказание».
  • Через 2 года, в 1868, Достоевский публикует «Идиота».
  • 1871-72 ознаменовались выходом «Бесов».
  • В 1875 был напечатан роман «Подросток».

Последней работой в череде крупнейших произведений стали «Братья Карамазовы» (1880), которых автор закончил всего за несколько месяцев до своей смерти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: