Смысл рассказа «после бала» толстого

“после бала” – краткое содержание рассказа л.н. толстого

Действующие лица

Описанный сюжет коснулся брата автора напрямую: В юные годы Сергей Николаевич полюбил Варвару — дочь воинского начальника в Казани, и собирался просить у отца ее руки. Однако вовремя стал свидетелем жестокой расправы потенциального тестя над беглым солдатом. Увиденное настолько потрясло его, что чувства к девушке быстро погасли и свадьба не состоялась. В произведении, созданном автором на основе реального рассказа, фигурируют такие образы:

  1. Иван Васильевич. Главный герой — провинциальный студент которого автор наделяет добротой и состраданием. Через этот образ автор доносит свое отношение к жизни. Совесть Ивана не безмолвствует: увидев жестокую расправу над беглым солдатом, он буквально впитывает чужую боль. Это приводит к тому, что его отношение к близким и знакомым людям меняется. Он отказывается от любви к прекрасной Вареньке.
  2. Петр Владиславович (полковник с румяным лицом, белыми усами и бакенбардами). Отец девушки, к которой в начале произведения главный герой испытывает чувство. Он предстает перед читателем уважаемым человеком и заботливым родителем, который не чает души в дочери. Позиционируя себя как христианина, полковник забывает о любви к ближнему, и уже наутро после бала приказывает избивать беглого татарина. Увиденное шокирует Ивана и он понимает, что будущий тесть вовсе не тот, кем хочет казаться в светском обществе.
  3. Варвара. Единственный ребенок в семье полковника. Получила хорошее образование, увлекается чтением и в совершенстве знает французский. Обладает внешней привлекательностью и внутренней чистотой, за что и приглянулась главному герою. Она — причина его волнения и романтических надежд, за которыми вскоре пришло горькое разочарование.
  4. Беглый татарин. Солдат, которого наказывают за побег 1500 ударами шпицрутена. Экзекуция сопровождалась барабанной дробью и звуками флейты. Измученный человек просил о пощаде, его спина изранена. Однако начальник и солдаты остались глухи к его мольбе. Пожалел его только главный герой, а остальные продолжали издевательства. Судьба провинившегося солдата осталась читателю неизвестной. Во время испытания он был сильно искалечен. Действо навсегда осталось в памяти Ивана и отбило желание пойти на военную службу.

«Я увидел… что-то большое, черное»

Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу — чёрный. На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу

Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя. На балу – прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами

Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».

«На балу» и «На плацу» — разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»… В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б. Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

«ПОСЛЕ БАЛА» — ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ

27 апреля 1903 г. к Толстому обратился писатель Шолом-Алсихем (С. Н. Рабинович) с просьбой дать что-нибудь для литературного сборника в пользу евреев, пострадавших от кишиневского погрома. 6 мая 1903 г. Толстой отвечал Шолом-Алейхему: «Я очень рад буду содействовать вашему сборнику и постараюсь написать что-либо соответствующее обстоятельствам. К сожалению, то, что я имею сказать, а именно, что виновник не только кишиневских ужасов, но всего того разлада, который поселяется в некоторой малой части — и не народной — русского населения— одно правительство, к сожалению, этого я не могу сказать в русском печатном издании» (т. 73). Вскоре после этого письма, 9 июня 1903 г., Толстой в Дневнике, среди других замыслов, называет «Рассказ о бале и сквозь строй» (т. 54, стр. 177). В последующие дни, обдумывая сюжеты новых произведений, Толстой записывает в Дневник: «2) В еврейский сборник: веселый бал в Казани, влюблен в (Ко) красавицу, дочь воинск-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на утро после влюбленной бессонной ночи звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинск начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо)» (т. 54, стр. 178).

Первый набросок рассказа, как это видно по дате, поставленной Толстым под текстом, сделан был в Ясной Поляне 6 августа 1903 г. Его название — «Дочь и отец». 7 августа была сделана копия с этого текста и в нее внесены большие поправки. Об этом периоде работы над рассказом записано в дневнике А. Б. Гольденвейзера: «За два дня моего пребывания в Ясной (6-го и 7-го) Л. Н. написал совсем новый, очень сильный рассказ — «Отец и дочь», который, как он сказал, «пока так и останется». Рассказом этим Л. Н. сам, кажется, остался очень доволен и думает, что можно будет в нем ничего не переделывать» (А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого» I, М. 1922, стр. 114). Действительно, 9 августа 1903 г. в Дневнике Толстого отмечено: «Написал в один день Дочь и отец. Не дурно» (т. 54, стр. 189). Однако, как видно по копиям, Толстой тотчас же принялся за переделку рассказа. Последняя копия датирована 20 августа 1903 г. Под этим же числом есть запись и в Дневнике: «Только нынче кончил сказки — и не три, а две. Недоволен. Зато «А вы говорите» (1) недурно» (там же, стр. 189). Особенно сильным переделкам подверглась вторая часть рассказа (сцена экзекуции), в первом наброске очень сжатая, и заключение. Однако окончательной отделки рассказ не получил и при жизни Толстого напечатан не был.

В рассказе «После бала» нашли отражение действительные события, о которых в статье «Николай Палкин» (1886) Толстой, описывая сцену экзекуции, замечает: «Что было в душе тех полковых и ротных командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы на завтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью» (см. т. 54, стр. 559). Это воспоминание относится, невидимому, к казанскому периоду жизни Толстого (см. т. 54, стр. 519—520).

Самой экзекуции Толстой, однако, не наблюдал. В 1898—1899 гг. он встретился в Москве с писателем И. Н. Захарьиным (Якуниным), который рассказал, как ему пришлось по наряду присутствовать при наказании солдата — прогоне сквозь строй. Толстой очень заинтересовался: «Вы не описали этого ужасного наказания?» — «Нет». — «Напрасно. Такие вещи непременно надо печатать… Вы непременно, непременно это напишите, и у вас это, я уверен, выйдет хорошо… Рассказ должен производить самое тяжело-страшное впечатление. Мне, к счастью, не довелось видеть этого ужаса» (И. Н. Захарьин-Якунин, «Встречи и воспоминания» СПб. 1903, стр. 224).

Впервые рассказ «После бала» был напечатан в издании: «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого под редакцией В. Черткова», I, М. 1911, стр. 117-128.

В настоящем издании печатается этот текст, проверенный и исправленный по рукописям Толстого.

Краткий обзор фактов биографии Толстого, связанных с историей написания рассказа «После бала»

Рассказ «После бала» одно из поздних произведений Льва Николаевича Толстого. Оно написано в 1903 г., напечатано в 1911 г. спустя год после кончины писателя.

Родился Лев Толстой в имении Ясная поляна Тульской губернии в 1828 г. По происхождению граф Толстой принадлежал к высшему аристократическому обществу. Но с юности его волновали проблемы несправедливого социального устройства. Рано осиротевший юный Лев Толстой после смерти родителей жил с братьями и сестрой в семье своей тетки в Казани, где учился в университете. Основой сюжета рассказа «После бала» стало реальное событие, случившееся с братом Толстого – Сергеем Николаевичем, увлекшегося в юности светской красавицей Варварой Андреевной Корейш, отец которой служил военачальником в Казани. Сергей Николаевич охладел к барышне, когда наутро после бала, на котором он за ней ухаживал, он увидел ее отца, руководившего наказанием солдата. Лев Николаевич был знаком с Варварой и ее отцом. Спустя пятьдесят лет писатель этот случай опишет в рассказе «После бала».

Существует также версия, что Толстой мог использовать при написании рассказа факты биографии своего отца, участника Отечественной войны 1812 г., вышедшего после войны в отставку по собственным убеждениям, предпочитая службе личную свободу.

С затронутыми в рассказе «После бала» социально-нравственными проблемами писатель лично сталкивался в своей жизни. После отчисления из Казанского университета Лев Толстой служил в действующей армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Он был свидетелем экзекуций солдат и не мог мириться с их бесправием. В 1855 г. Толстой принимал участие в разработке проекта реформирования армии, в котором затрагивал вопрос о варварстве телесных наказаний.

Порка шпицрутенами появилась в России еще при Петре I, заимствована идея проводить виновного сквозь строй солдат в шведской армии. Так сослуживцы становились невольно экзекуторами своего товарища. Считалось, что это укрепляло воинскую дисциплину. Наказывали солдат за дезертирство, воровство, пьянство и иные провинности. Количество ударов назначалось в зависимости от тяжести злодеяния: от 100 до 6000. Эта мера считалась гуманнее иных наказаний, но при большом количестве ударов являлась по сути смертным приговором. Если человек и выживал, то оставался изувеченным калекой. Официально телесные наказания шпицрутенами были отменены в 1863 г., а фактически рукоприкладство в армии стало пресекаться только в начале XX в.

В 1864 г. неподалеку от имения Толстого Ясная Поляна состоялся суд над солдатом, который ударил офицера, издевавшегося над ним. Лев Николаевич на суде безуспешно пытался защитить обвиняемого, которого по приговору провели сквозь строй. Этот суд и приговор оставили тяжелое впечатление в душе писателя.

В 1888 г. Толстым была закончена статья «Николай Палкин», которую попытались опубликовать в журнале «Всемирная история» в 1906 г. и отдельными брошюрами. Но все эти издания были изъяты цензурой и уничтожены. В этой статье отставной 95-летний солдат, служивший при Александре I и Николае II, вспоминал, что почти каждую неделю «забивали насмерть» одного или двух солдат из полка. За такую «палочную» дисциплину императору Николаю Павловичу далипрозвище «Николай Палкин».

Благодаря реальной основе рассказа «После бала» Толстой возвращает читателя в середину 40-х годов XIXв., времени так называемой «Николаевской эпохи».

Главные герои и их характеристика

Главными героями рассказа “После бала” являются Петр Владиславович – дворянин, полковник, лицемерный и жестокий человек, Иван – молодой и страстный, но ограниченный эгоизмом, и Варенька – молодая красавица, привлекательная внешность которой затмевает ее внутренние качества. Рассмотрим характеристики персонажей более подробно.

Иван Васильевич

Иван Васильевич, герой рассказа “После бала”, представляет собой обыкновенного молодого человека, который ведет беззаботную и повседневную студенческую жизнь. Он не обращает внимания на социальные проблемы и не придерживается каких-либо особых убеждений. Однако, когда он сталкивается с жестоким наказанием солдата, его сердце пробуждается к пониманию ложности и лицемерия общества.

Мне нравится2Не нравится2

Хотя он не проявляет смелости или интеллекта для принятия истинного положения вещей, его внутренний мир меняется. Он отказывается от службы и избегает столкновения с мрачной “изнанкой” общества, проявляя свою трусость и бессилие в протесте против неприемлемой действительности.

Варенька

Варенька, молодая и образованная дворянка, представляет собой образ идеальной юной женщины

Она обладает красотой, грацией и выразительным взглядом, который притягивает внимание окружающих. Своим ласковым голосом и улыбкой она создает атмосферу теплоты и доброты

Варенька владеет французским языком, что подчеркивает ее образованность и соответствие ее сословию.

Мне нравитсяНе нравится

Она способна на глубокие чувства и взаимность в отношениях, однако, несмотря на это, Иван Васильевич перестает проявлять к ней любовь. Варенька предстает перед читателем как символ идеальной юности, привлекательности и элегантности, которые контрастируют с глубиной и противоречиями общественной действительности.

Петр Владиславович

Отец Вареньки, Петр Владиславович, представляет собой человека, строго следующего правилам и закону. На балу, он проявляет безупречное владение этикетом, вызывая восхищение своими танцевальными навыками. Улыбки гостей, веселые голоса и музыка создают приятное впечатление об отце Вареньки, оставляя положительное настроение у рассказчика.

Мне нравитсяНе нравится

Однако, на плацу этот же человек проявляет себя как беспощадный палач, сохраняя на лице выражение строгости и злобы. Он безжалостно осуществляет наказание, полностью подчиняясь “закону” и не испытывая никакого чувства сострадания. Это поведение полковника настолько поражает жениха Вареньки, ставшего свидетелем его двойственности на балу и на плацу, что он отказывается не только от брака с Варенькой, но и от службы в армии.

Проблематика произведения «После бала» Л.Н. Толстого

Лев Толстой в рассказе «После бала» описывает события, которые происходили в стране во времена царствования Николая I. Это был тяжёлый период для России. Правитель был напуган восстанием декабристов.

Произведение делится на две части. В первой читатель видит персонажа на балу. Композиционная вторая часть освещает события, которые произошли с героем уже после бала. Исходя из названия рассказа можно сделать вывод, что Лев Толстой сделал акцент именно на второй части. И для персонажа, и для писателя более важными являются события, которые случились после бала.

Прототипом персонажа служил брат автора Сергей Николаевич. Только спустя 50 лет Л.Н. Толстой возьмётся за перо и создаст произведение. Из рассказа читатель узнает, что даже один день может изменить жизнь человека. Всего лишь за утро персонаж может переосмыслить свои взгляды и ценности, поменять своё мировоззрение.

40-е годы XIX столетия. Лирический герой — беззаботный студент, предпочитающий не только учиться, но и веселиться. Персонаж любил проводить время на балах. Он был частым гостем званных вечеров. Герой был отличным танцором. Он это знал и гордился своим умением производить хорошее впечатление на окружающих. Но одно событие полностью изменило внутренний мир персонажа. Герой стал свидетелем страшного наказания. Еще недавно Иван Васильевич наблюдал добродушного отца Вареньки, танцующего со своей дочерью. Теперь он видел совершенно другого человека. Жестокого, беспощадного, принципиального. Счастливые мечты героя рухнули в один миг.

Иван Васильевич больше не хотел быть военным. Да и любовь к дочери статного полковника пошла на спад. Душа героя была открыта для новых свершений, побед, грандиозных планов. Но он внезапно столкнулся с суровой реальностью. То утро перевернуло его мир. Он оказался невольным свидетелем жестоких действий, которым не мог найти оправдания. Долгое время персонаж находился под сильным впечатлением от увиденного. Ивану Васильевичу было стыдно за то, что он был знаком с этим жестоким полковником.

Смысл рассказа Л.Н. Толстого «После бала» заключается в том, что человек должен жить в согласии со своей совестью. Основной проблематикой произведения можно назвать проблему нравственности. После страшной казни герой вырос морально. Он был лишь сторонним наблюдателем происходивших действий, но это событие разделило его жизнь на до и после. Иван Васильевич словно прозрел, по-другому взглянул на окружающий его мир.

Лев Николаевич в своей работе показал, как просыпается у человека совесть

Автору важно, чтобы читатель осознал свою ответственность за ближнего. Люди должны с пониманием относиться друг к другу. Нельзя быть равнодушным к несправедливости, царящей вокруг

Основной темой рассказа «После бала» является тема человеколюбия. В произведении можно проследить, как сам писатель относился к людям, каких взглядов придерживался

Нельзя быть равнодушным к несправедливости, царящей вокруг. Основной темой рассказа «После бала» является тема человеколюбия. В произведении можно проследить, как сам писатель относился к людям, каких взглядов придерживался.

Автор уверен, случай может внутренне поменять человека до неузнаваемости. Л.Н. Толстой в рассказе затронул понятие добра и зла. Почему люди становятся жестокими? Оказывает ли влияние на их поведение окружающая среда или все личностные качества заложены в человеке при рождении? Кто несёт ответственность за зло, распространённое по всему миру? На эти сложные вопросы Лев Николаевич постарался дать ответы в своей работе. Основная мысль произведения «После бала» заключается в том, что человек сам ответственен за свои действия. Нравственный выбор делает каждый из нас самостоятельно. Герой не может стать счастливым, пока есть в мире страдания и зло.

Источник

Анализ произведений русской литературы 8 класс

  • «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» анализ произведения
    (445)

    История создания
    «Житие Сергия Радонежского» (так кратко именуется это произ­ведение) представляет собой ярчайший образец древнерусской лите­ратуры. Преподобный Сергий — самый почитаемый и самый люби­мый русский святой. Не случайно известный историк прошлого
    В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теп­лится лампада у раки преподобного…

  • «Повесть временных лет» анализ произведения
    (527)

    Древнерусская литература складывается после принятия хри­стианства и охватывает семь веков. Основная ее задача — раскрытие христианских ценностей, приобщение русского народа к религиоз­ной мудрости. «Повесть временных лет» («Первоначальная лето­пись», или «Нестерова летопись») — одно из древнейших произве­дений русской литературы. Оно создано в…

  • А.И. Солженицын «Матренин двор» анализ произведения
    (754)

    История создания
    В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына из­вестным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том чис­ле — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было…

  • А.П. Чехов «Смерть чиновника» анализ произведения
    (742)

    История создания
    «…В русской литературе блеснул и исчез удивительный ум, по­тому что ведь выдумать и сказать хорошую нелепость, хорошую шутку могут только очень умные люди, те, у которых ум «по всем жилушкам переливается», — писал о таланте Чехова ИА Бунин. Л.Н.Толстой говорил о нем: «Чехов — это Пушкин в прозе». Под этими словами…

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка» анализ произведения
    (595)

    История создания
    Тема народных восстаний под предводительством Разина и Пу­гачева заинтересовали Пушкина еще в 1824 г., вскоре после его при­езда в Михайловское. В первой половине ноября 1824 г. в письме к брату Льву он просит прислать ему «Жизнь Емельки Пугачева» (Пушкин, т. 13, с. 119). Пушкин имел в виду книгу «Ложный Петр III, или Жизнь,…

  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель» анализ произведения
    (593)

    История создания
    Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведе­ния. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пуш­кин писал:«… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит сле­дующим образом: 9…

  • А.Т. Твардовский «Василий Теркин» анализ произведения
    (459)

    История создания
    С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, — писал он М.В. Исаковскому, — что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах…

  • В.Г. Распутин «Уроки французского» анализ произведения
    (613)

    История создания
    «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способ­ность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве», — писал Валентин Григорьевич Распутин в 1974 году в иркутской газете…

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль» анализ произведения
    (758)

    История создания
    Д.И. Фонвизин является одним из наиболее ярких деятелей про­светительского движения в России XVIII в. Он воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, жил во власти пред­ставлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. По­этому писателя особо огорчало неисполнение дворянами своего долга перед обществом: «Мне…

  • Л.Н. Толстой «После бала» анализ произведения
    (768)

    История создания
    Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже по­сле смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действи­тельное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как…

Сюжет, особенности композиции, основная идея рассказа «После бала»

Антитеза как ключевой стилистический прием раскрытия социального конфликта в рассказе

Композиционно произведение имеет форму «рассказ в рассказе». Его сюжет начинается и заканчивается авторским текстом, который обрамляет историю, изложенную Иваном Васильевичем. В ней повествование ведется уже от лица рассказчика и разделяется на две части, органически связанные друг с другом: действие на балу и происшествие после бала

Причем в названии акцентируется внимание на событиях второй части, которая является словно изнаночной стороной первой. Основой композиции «После бала» является противопоставление этих частей, т.е

художественный прием антитезы. Толстым показан композиционный прием контраста двух противоположных миров: веселое и праздное времяпрепровождение светского дворянского общества противопоставлено суровой реальности жизни низших слоев.

Сюжет рассказа «После бала» не сложен. В небольшом авторском вступлении говорится о споре неких людей, в который вклинивается реплика Ивана Васильевича со своим доводом. Суть спора состояла в различном понимании проблем личного совершенствования человека и мира. Затронуты были популярные идеи середины XIX в., обе точки зрения имели своих сторонников. Одна идея заключалась в том, что на формирование личности влияет среда обитания человека: если «изменить условия» жизни, изменится и натура людей, которых «среда заела». Другая – в том, что человек, независимо от условий жизни, внутренне осознает, «что хорошо, что дурно». Не среда формирует человека, а человек сам себя, исходя из нравственного императива. Иван Васильевич, углубившись в собственные воспоминания, предложил свою версию: жизнь иногда меняется оттого, что «все дело в случае». Он по просьбе своих собеседников рассказал, как всего за одну ночь изменилась его жизнь.

В молодости Иван Васильевич был студентом университета, «веселым и бойким малым». К тому же он был недурен собой, богат и беспечен, любил танцы и балы. К тому же часто влюблялся. В ту пору он находился в состоянии страстного увлечения Варенькой Б. Однажды он оказался на балу, который давал губернский предводитель в конце Масленицы. Проведя незабываемый вечер в обществе своей возлюбленной, восхищаясь ее отцом, он утром, выйдя прогуляться, увидел ужасную картину избиения беглого солдата. Всем этим страшным действом командовал отец Вареньки. Пораженный молодой человек потерял интерес к службе, а его любовь постепенно «пошла на убыль».

Толстой подводит читателя к основной мысли рассказа «После бала»: человек не должен оставаться равнодушным к проявлениям жестокости и несправедливости в обществе.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

2 вариант

История создания

За основу своего произведения Толстой взял реальную жизненную историю своего брата по имени Сергей, который был влюблен в Варвару, дочь военного начальника. Молодой человек хотел взять в жены девушку, но передумал. Его поразил поступок военного офицера, по отношению к простому рядовому солдату.

Увиденное, было настоящим потрясением для молодого человека, ровно, как и писателю заполнилась эта история на всю жизнь. Но только по истечении долгого времени Толстой написал на эту тему свой рассказ. Опубликован же он был только несколько лет после смерти Толстого.

Жанр произведения

Жанр рассказа Толстого «После бала» – это история, основанная на реальных событиях, так как основу сюжета составляет реальный случай, произошедший с близким для писателя человеком. Благодаря тому, что в основу произведения легла реальная история, рассказанная его братом, Толстой смог с точностью передать чувства и эмоции своему читателю.

Герои рассказа

Главными героями в произведении являются – Варенька, любимая девушка главного героя и дочь военного офицера, сам рассказчик по имени Иван Васильевич и военный начальник, отец Вареньки. Иван Васильевич – молодой парень, очень эмоционален, совестлив и амбициозен. Варенька, наоборот, кроткая красивая девушка, с доброй и открытой душой, пленившая главного героя очаровательной улыбкой. Полковник, отец Вареньки, — это статный пожилой мужчина, готовый ради своей дочери на любые поступки. Но в тот момент, когда он избивает солдата, полковник становится слишком жестоким и беспощадным.

Сюжет

Повествование ведет главный герой рассказа Иван Васильевич. Он вспоминает свою молодость и влюбленность в красивую молодую девушку по имени Варвара. В те времена главными развлечениями молодых людей были балы и званые вечера. Роковое событие, повлекшее кардинальное изменение в личной жизни главного героя произошло после бала, данного губернским предводителем на масленицу. Когда Иван Васильевич увидел отца Вареньки, статного, пожилого полковника, поначалу он проникся к нему симпатией. Но, через некоторое время, симпатия сменилась негодованием, а затем и гневом. После бала Иван отправился к дому своей возлюбленной. Недалеко от него, молодой человек увидел толпу, но подойдя ближе, он увидел татарина-дезиртира. Его, прогоняя сквозь толпу, пили по спине палками военные. За этим бдительно следил отец Вареньки, полковник. Юноша пришел в смятение и негодование, такое отношение к человеку настолько глубоко ранило его, что он так и не смог поступить на военную службу. С Варенькой Иван Васильевич так же предпочел расстаться, так как видел в ее глазах разгневанное и жестокое лицо отца, военного офицера.

Главная мысль

Главной мыслью данного произведения является раскрытие пустоты и бесчеловечности большинства людей, которые прячут свой настоящий облик под маской добродушия, красоты и стати

Важно помнить, что внешность человека бывает обманчива, и далека от идеала. И очень часто, поступки людей раскрывают истинные его черты, не всегда приятные, а порой и оставляющие тяжелый нестираемый отпечаток на всю жизнь

Конфликт

Лев Толстой создал сильное столкновение обстоятельств, точек зрения и взглядов, не находившее взаимных компромиссов. По сюжету две Руси противостоят друг другу: одна за богатых, другая за бедных. С одной стороны, развлечения и удовлетворение искусственно поддерживаются провокационным образом, а с другой — деньги добываются любыми способами для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в бытовых условиях, где он не мог скрыть своей жестокости и холодности в образе доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича. Он не может забыть, как вежливый дворянин, весело танцевавший на балу мазурку, мог так равнодушно победить беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его судьба и Варенька разошлись.

Выводы

  1. Рассказ «После бала» является замечательным произведением, в котором Толстой использует противоречие между внешним видом и истинной сущностью, чтобы передать глубокий смысл.
  2. Описание торжественного бала создает иллюзию чудесного мира, полного великолепия и восторга, но после бала Толстой резко меняет настроение и представляет читателю жестокую картину экзекуции и насилия.
  3. Этот контрастный переход от прекрасного к жестокому позволяет Толстому срывать маску иллюзии, раскрывая истинную природу человека и обнажая его темные стороны.
  4. Рассказ иллюстрирует непредсказуемость жизни и случайность, которая может полностью изменить судьбу человека и его восприятие окружающего мира.
  5. Через героя рассказа, Ивана Васильевича, Толстой передает свои философские размышления о человеческой природе, ценностях и нравственности.
  6. В рассказе присутствует тема двуличия людей и несоответствия между внешними проявлениями и их внутренним миром.
  7. Анализируя рассказ, мы видим, что стиль и манера Толстого сильно меняются, и он сохраняет свою мастерскую репутацию, создавая пронзительные и глубокие художественные произведения.
  8. Рассказ «После бала» вносит вклад в литературное наследие Толстого и служит напоминанием о необходимости осмысления истинных ценностей и сочувствия к ближнему.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: