Презентация, доклад по литературе для учащихся 5-6 классов на тему русские былины. былинные циклы. былинные герои

Фольклор. жанры фольклора

Презентация на тему: » Русские былины. Понятие о былине и былинном стихе. Воплощение в былинах нравственных критериев русского народа. Общенародное представление о героизме и.» — Транскрипт:

1

Русские былины. Понятие о былине и былинном стихе. Воплощение в былинах нравственных критериев русского народа. Общенародное представление о героизме и народных героях. Сказители и собиратели фольклора.

2

Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

3

сказкабылина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времён. Различия: 1.Сказка — прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта – вымысел. 3.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей. 2. Запечатлевает историческую реальность в обобщённых чертах. 3.Былины «сказывали» — пели или проговаривали в сопровождении гуслей.

5

Киевский цикл былин: образ трёх богатырей — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович..

6

Илья Муромец — спокойный, мужественный, суровый, самый сильный из богатырей, символ крестьянской мудрости.

7

Добрыня Никитич- олицетворение вежливости и изящного благородства.

8

Алёша Попович — символ хитрости, лукавый и мечтательный.

9

Былинный герой- воплощение лучших качеств народа: служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства.

10

Тонический стих Первое ударение – на первый слог от начала. Последнее ударение – на третий слог от конца. Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня, ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле. Как стучИт ведь мАтушка сырА земля, Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.

11

Построение Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. Запев Концовка (не связанно с содержанием) Высота ль, высота поднебесная, Ай теперь ему, да после этого Глубота, глубота – окиян – море, А теперь Садку да славу поют Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские…

12

«Вольга и Микула Селянинович»

13

Оратай- пахарь. Орет – пашет. Омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт. Па бедья, до пабедья – до полудня. Присошечек – лопатка для отворота земли. Сляга, слега – жердь, тонкое бревно. Мех – мешок. Обжи – оглобли сохи.

14

Гужики – петля в хомуте скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата, твёрдый, упругий, с узорчатой стальной поверхностью. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей, желтоватый ( в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

15

Собиратели былин Кирша Данилов Кто он такой, до сих пор не установлено. Его сборник, содержащий 26 былин, с 1804 года переиздавался 8 раз (оттуда былины «Волх Всеславьевич» «Чурила Пленкович», «Смерть Василия Буслаева»)

16

Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Николаевич Павел

17

Собиратели былин Александр Фёдорович Гильфердинг «Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом» переиздавались 4 раза (оттуда «Илья Муромец и Соловей-разбойник» «Илья Муромец и Калин-царь»).

18

1.Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». 2.Ответить на вопросы учебника. 3.Сформулировать вопросы по былине.

Злодеи былинного мира

Больше всего врагов в русском эпосе нажил Илья Муромец. И это закономерно, ведь его образ встречается в наибольшем количестве былин. Антагонистами воина становятся и Соловей-разбойник, и Идолище Поганое, и даже собственный сын Ильи Сокольник. Добрыня Никитич обычно ограничивается победой над Змеем Горынычем, Алёша Попович — над Тугариным Змеем.

Антагонист — персонаж, противостоящий главному герою произведения; протагонист — главный герой произведения.

Главные враги богатырей

Имя Особенности С кем сражается
Змей Горыныч Многоголовый, умеет летать, извергает огонь и дым. Добрыня Никитич
Соловей-разбойник Сидит на дубах на подъезде к Киеву, убивает громким свистом. Илья Муромец
Тугарин Змей Летает на коне с бумажными крыльями. Алёша Попович
Сокольник Незаконнорождённый сын Ильи Муромца. Илья Муромец
Идолище Поганое Прожорливый, отвратительный, напоминает «обжористую коровищу» и «собачищу». Илья Муромец
Калин-царь Татарский царь. Осаждает Киев с огромной армией. Илья Муромец

Образ зла в русском эпосе

Змей Горыныч. Древнейший злодей русских былин, многоголовый монстр. Чаще всего сказители упоминали три головы Змея, но в разных версиях былин их количество доходило до 12. Хвостов у Горыныча тоже немало. Чудище извергает пламя и может летать.

Не успел Добрыня словца смолвити —
Ветра нет, да тучу нанесло,
Тучи нет, да будто дождь дождит,
А и дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния —
А как летит Змеище Горынище
О тыех двенадцати о хоботах.

Таких персонажей, напоминающих животных, называют зооморфными. Кстати, в некоторых вариантах былин враг Добрыни Никитича женского пола — не Змей, а Змея.

Тугарин Змей, Калин-царь. Эти враги богатырей изображаются как люди — то есть они антропоморфны. При этом внешность таких персонажей утрированно уродлива. Тугарин обычно толстый, низкорослый, непропорциональный. Такой враг больше смешит, чем пугает.


Билибин И. Я. «Змей Горыныч», 1912 г. (Wikimedia Commons)

Идолище Поганое. Ещё более комичный злодей. «Голова у него с пивной котёл», а туловище «будто куча сена несметная». Идолище не только уродливо, но и прожорливо: может съесть корову за один присест.

Соловей-разбойник. Занимает промежуточную ступень между зооморфными и антропоморфными злодеями. Он вроде бы и похож на человека, но всё же обладает значительными не реалистичными отклонениями. Соловей-разбойник обитает на дубах, убийственно громко свистит, в некоторых версиях былин у него есть огромные птичьи крылья. При этом Соловей-разбойник — примерный семьянин и хороший хозяин. У него есть не только гнездо на дубах, но также хороший дом. Дети Соловья-разбойника готовы постоять за отца.

Сокольник. Незаконный сын Ильи Муромца и Златыгорки. Илья о сыне даже не знал, пока тот не явился сразиться с ним. При этом описывается Сокольник как настоящий богатырь:

Проезжает удалый дородный добрый молодец:
Сидит на коне молодец во двенадцать лет;
Под ним конь как лютый зверь,
Из ноздрей-то искры сыплются,
Из ушей-то дым столбом стоит;
Молодец на коне сидит, как сокол летит.

Когда родственная связь раскрывается, противники останавливают битву. Но Сокольник не оставляет свой зловещий замысел. Он пытается убить Илью Муромца под покровом ночи. Само собой, у Сокольника ничего не получается. В некоторых версиях былин Илья убивает сына-злодея, в других — Илья отпускает Сокольника, и тот, гневаясь, нападает на собственную мать.

Богатыри в культуре

Живопись. Образ богатырей обрёл популярность в искусстве ещё в 19 в. Первый набросок «Богатырей» В. М. Васнецова датируется 1871 г. Непосредственно к работе над полотном художник приступил десять лет спустя. Васнецов писал знаменитую троицу почти 20 лет. Полотно переезжало за ним из квартиры в квартиру. Сын Васнецова вспоминал, что «Богатыри» стали неотъемлемым элементом интерьера: это была «постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай». Завершив многолетнюю работу, Васнецов впоследствии возвращался к теме богатырей неоднократно.

Картину «Садко» (1876) И. Е. Репин писал в Париже. О задумке художник писал критику В. В. Стасову: «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Французской публике работа не приглянулась, зато позже произвела фурор в России. «Садко» купил великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III. Кстати, образ самого купца Садко Репин писал с Васнецова.


Репин И. Е. «Садко», 1876 г. (Wikimedia Commons)

В конце 19 в. былины активно иллюстрировал А. П. Рябушкин, в 20 в. — И. Я. Билибин. Картина «Богатырь» (1898) есть и у М. А. Врубеля.

Музыка. В 1867 г. была поставлена опера-фарс А. П. Бородина «Богатыри». Шуточная опера с треском провалилась, и композитор предпочитал молчать о ней. Позже он написал симфонию № 2, известную как «Богатырская». Это произведение признано шедевром.

Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Садко». Премьера состоялась в Москве в конце 1897 г. Одну из партий исполнял Ф. И. Шаляпин, также в постановке участвовала Н. И. Забела, жена Врубеля.

Кинематограф. Былинные сюжеты воплотились во многих советских фильмах. Это, например, «Садко» (1952) и «Илья Муромец» (1956) А. Л. Птушко, «Василий Буслаев» (1982) Г. Л. Васильева, мультфильм «Василиса Микулишна» (1975) Р. В. Давыдова.

С 2004 г. выходят мультфильмы популярной франшизы «Три богатыря». Это «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007) и многие другие.

Циклизация былин

Среди былин в отдельную категорию выделяются наиболее древние – былины о «старших» богатырях. Эти героя являются олицетворением природных сил, связанных с мифологией. К ним относятся:

  • Святогор,
  • Волхв Всеславьевич,
  • Михайор Потрыск,
  • Дунай.

На смену древнейшим богатырям во второй период развития жанра былины пришли герои нового времени:

  • Добрыня Никитич,
  • Илья Муромец,
  • Алеша Попович.

Эти герои – богатыри киевского цикла былин.

Замечание 2

Циклизация былин – это объединение былинных произведений вокруг отдельных мест действия и персонажей.

Киевский цикл былин, соответственно, связан с историей города Киева. Мир Киевской Руси изображен в большей части былин. Именно в Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, защищают город от полчищ врага. Такие былины носят преимущественно воинский, героический характер.

Еще одним крупнейшим центром Древней Руси был Новгород. Былинные произведения новгородского цикла – новеллистические, бытовые. Героями новгородского цикла былин были князья, купцы, гусляры, крестьяне: Вольга, Садко, Микула, Блуд Хотенович, Василий Буслаев.

Своеобразие поэтического языка былин, их композиция

Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей

Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.

Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.

В композиции эпических народных песен присутствуют зачин и концовка. Сюжет былины представляет собой один или несколько эпизодов богатырского похода, путешествия или поездки. В начале повествования дается, как правило, описание облика героя, его снаряжения, ситуации, в которой он находится. Богатырь покидает родной дом или пир у князя, если узнает о необходимости боя с врагом.Дорога играет исключительную роль в жизни богатыря, на распутье он всегда выбирает самый сложный путь. По пути с героем непреднамеренно или случайно происходят приключения, встречи или поединки с врагами. Кульминацией является сражение богатыря с вражескими силами. В описании богатырской драки соблюдается определенная последовательность: сначала противники устремляются друг на друга на конях, после бьются мечами и палицами, в конце сходятся в рукопашную схватку. После победы над врагом богатырь возвращается к княжескому престолу. Кончается былина исходом, успокаивающим слушателя, возвращающим к настоящему времени.

В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.

Садко 

Поэтика и сюжеты русских былин

В словах старин широко используются особые приемы поэтической выразительности — гипербола, преувеличение. Например, богатырь обладает необыкновенной физической силой; богатырский конь способен преодолевать необыкновенные препятствия. Недруги же Руси получают гротескные характеристики.

Противоположна гиперболе по своему образному смыслу литота — нарочитое преуменьшение физических и духовных возможностей отрицательного персонажа. Например, Соловей-разбойник хотя и обладает столь необыкновенной силой голоса, но, побежденный Ильей Муромцем, оказывается в униженном положении, очутившись в кармане осилившего его богатыря.

Северные старины имеют чрезвычайно развернутые сюжеты. В записи их словесные тексты достигают порой пятисот и более строк. Столь широкий масштаб повествования требует использования особых композиционных приемов. Некоторые из них помогают сказителю запомнить слова старины, не перегружая память, и в то же время способствуют усилению образного воздействия на слушателя. Это прежде всего так называемые общие места. Например, из одного текста в другой переходит описание княжеского пира.

Во многих старинах встречаются сходные развернутые описания седлания коня и богатырской скачки, боевых приемов богатыря во время схватки с противником либо с полчищами недругов.

Нередко в эпическом повествовании используются троекратные повторы определенной ситуации с небольшими изменениями и дополнениями по ходу действия, что придает изложению поступательность, напряженность.

Обычно старина открывается характерным поэтическим зачином, а завершается особой концовкой. Определенное настроение повествованию сообщает пейзажный зачин. Применяется также поэтический прием отрицательного образного параллелизма — особого рода сопоставление явлений природы с жизнью и поступками человека.

Широко применяются сказителями выразительные эпитеты, подчеркивая в героях их привлекательные черты. Недруг же наделяется презрительными определениями: «поганый татарин», «собака Камен-царь».

Все поэтические приемы, применяемые сказителями, способствуют живости и образности повествования. Личности героев раскрываются через совершаемые ими поступки. Действие былины развертывается в поступательном движении, динамично.

В поведении богатырей высвечиваются их высокие человеческие достоинства — храбрость, стойкость, благородство. Однако содержание былин значительно многообразнее, чем лишь описание героических подвигов богатырей. Существуют весьма различные по характеру и общему настроению произведения данного эпического жанра.

По содержанию былины подразделяются на две тематические группы. К первой, основной, наиболее представительной и значительной, принадлежат героические былины. В них богатырь выступает как защитник родной земли и поборник справедливости. Эпические герои обороняют Киев, князя и княгиню, жителей города либо от вражеских полчищ, либо от злонамеренных притязаний заезжего силача-удальца.

Главными русскими богатырями, способными противостоять вероломным притязаниям врагов Руси — Калина, Батыги, Кудреванки, Скурлы, Мамая или «неверных орд», оказываются Илья Муромец, часто выступающий совместно с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем.

Главными противниками Киева в былинах называются татары.

Наряду с героическими в русском песенном эпосе большое место занимают новеллистические и волшебно-сказочные былины. Во многих из них действие также происходит в Киеве, однако богатыри решают свои личные жизненные проблемы, уже никаким образом не проявляя особых героических качеств.

Например, Илья Муромец разгадывает хитрости коварной красавицы, заманивающей богатырей с целью заточить их в глубоком погребе, и выпускает на волю незадачливых ухажеров («Три поездки Ильи Муромца»), Алеша Попович пытается во время длительного отъезда Добрыни завладеть его женой («Добрыня и Алеша»).

Кроме новеллистических былин, относящихся по тематике к «Киевскому» — «Владимирову» циклу, существует особая группа эпических произведений данной жанровой разновидности, в которых повествуется о событиях, происходивших в старом Новгороде. В этих напевных сказаниях отображены нравы, социальные отношения, особенности общественной жизни Новгородской вечевой республики.

Некоторые новеллистические былины в своей развлекательно-иронической направленности приближаются к скоморошинам и небылицам.

Сущность понятия и история возникновения былины

Былина – это стихотворный героический эпос Древней Руси, в котором отражаются события исторической жизни народа.

Замечание 1

На русском севере былины называли стариной.

А современное название жанра – былина – было введено фольклористом И. Сахаровым в первой половине 19 века. Основанием послужило выражение из «Слова о полку Игореве»: «былины сего времени».

Точное время возникновения былин не определено. Одни ученые считают, что былина – это ранний жанр, который возник еще в 10-11 вв., во времена Киевской Руси. Другие ученые полагают, что жанр былины возник позже, в средние века, в период создания и укрепления Московского государства.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Жанр былины достиг наибольшего расцвета в 17-18 веках. К 20 веку он пришел в упадок.

По замечанию В.П. Аникина, былины – это героические песни, которые возникли как выражение исторического сознания русского народа в восточнославянский период и развивались в условиях Древней Руси.

В былинах воспроизводятся идеалы социальной справедливости и прославляются русские богатыри – защитники народа. Былины выражают нравственно-эстетические идеалы и отражают историческую действительность. Жизненная основа в произведениях этого жанра соединена с вымыслом. Для былин характерен торжественно-патетический тон, а их стиль соответствует назначению – прославление величественных событий истории и необыкновенных людей.

Знаменитый фольклорист П.Н. Рыбников отмечал высокое эмоциональное воздействие былины на слушателей.

Главным героем былин являются богатыри. Богатырь – это воплощение идеала мужественного, преданного своему народу и своей родине человека. Он в одиночку сражается с полчищами вражеских сил.

Отличительные черты

Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.

Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.

Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.

Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.

Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.

Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.

Былины

Порядок расположения былин.

В этом разделе размещены тексты русских былин. Все они даны со ссылкой на первоисточник, то есть на собирателя, записавшего песню. Для вашего удобства мы разместили былины в алфавитном порядке по имени богатыря — главного героя. Некоторым богатырям посвящена не одна, а несколько старин, которые образуют целый цикл. В таком случае, открыв пункт меню (например, АЛЕША ПОПОВИЧ), вы увидите все посвященные ему былины. Расположены они в условно-хронологическом порядке, то есть последовательно описывают жизнь и подвиги Алеши.

Записи.

Многие былины имеют не одну, а несколько записей. К наиболее распространенным относятся, например, сюжеты об Илье Муромце – любимейшем герое русского эпоса. Собиратели в ходе своих экспедиций не раз записывали их от различных сказителей русского севера, Сибири и Урала. При этом они не всегда отличаются только стилем, индивидуальным для каждого исполнителя, различаться могут и повороты сюжета. Например, битва Алеши Поповича с Тугариным иногда происходит по дороге в Киев, а иногда в самом стольном граде; Марья может явиться Михайло Потыку в образе белой лебеди или же в облике прекрасной девушки и т.п. Всего профессор Селиванов насчитал около 3000 былин, при этом все они представляют лишь 80 сюжетов. Мы не ставим перед собой задачи представить здесь все известные науке тексты, подобный проект был бы необычайно амбициозным. Осуществлением  этой задачи в настоящее время занимается Институт Литературы РАН (так называемый Пушкинский дом), затеявший издание полного свода русских былин в 25 томах. Однако по мере наполнения сайта мы постараемся представить наиболее интересные записи, что позволит Вам увидеть русский эпос не застывшим на книжных страницах и строго определенным раз и навсегда произведением, а живой частью устной народной традиции. Былинные сюжеты, представленные на сайте в нескольких вариантах, в меню объединены в подразделы (например – «Илья Муромец и Святогор. 2 записи» и т.п.)

Былины XX века.

В XX столетии жанр традиционной былины постепенно исчезает из живого бытования: устное исполнение старин уходит в прошлое и былины «поселяются» на страницах разнообразных сборников в виде напечатанного текста. В 1920-40-е годы была предпринята попытка приспособить былинный стих к современной жизни и отразить с его помощью актуальные исторические события, «реанимировав» таким образом этот жанр. Были созданы «новины» (то есть новые былины), плачи, сказки, песни и легенды о Ленине, Сталине, гражданской войне и проч. Они представляют собой так называемый «псевдофольклор», то есть произведения, созданные относительно недавно, но стилизованные по своей форме под старинные жанры. На нашем сайте мы публикуем ряд таких «новин». Подробнее о судьбе нового эпоса Вы можете прочитать в нашей библиотеке.

Подвиги богатырей

Но главное в народных сказаниях — не любовные передряги, а ратные подвиги, читать про которые очень интересно. Каждый из героев смог чем-то прославиться и отличиться.

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывается о расправе над коварным свистуном. Богатырь выколол ему стрелой глаза и привёз в Киев, чтобы показать разбойника народу и князю. Того мучали сомнения, настоящий ли Соловей перед ним, поэтому Илье пришлось приказать разбойнику свистеть вполсилы. После чего князь велел расправиться со свистуном и ему отрубили голову в чистом поле.

В сказании «Святогор» также упоминается Илья. Святогор, являясь старшим богатырем, хранит силу земли. Он ловит Илью Муромца, сажает его к себе в карман и носит два дня. Богатырь понимает, что Святогор сильнее его, и завоёвывает его расположение. Герои меняются крестами, обнимаются и дают друг другу клятву беречь землю русскую от врагов.

После в горах богатыри находят гроб, в который поочередно ложатся. Для Ильи он большой, а Святогору в самый раз. Муромец накрывает крышку по просьбе старшего богатыря, а открыть её обратно уже нет возможности. Тут Святогор понимает, что его пора прошла — он должен уйти, и передает свои богатырские силы Илье.

Следующим по популярности в народных сказаниях является Добрыня Никитич, а его главный враг — Змей Горыныч. В тот самый миг, когда схватка кажется проигранной, богатырь припадает к земле русской, вновь встаёт с прежними силами и побеждает коварного врага. Про Добрыню говорят, что он умный и хитрый. Именно его князь выбирает в сваты, когда едет просить руки королевны Апраски.

Ученные до сих пор находят в летописях героев, которые упоминаются в былинах. Это подтверждает факт их реального существования. При чтении о подвигах непобедимых русских воинов мы вспоминаем наших предков и восхищаемся их отвагой и готовностью защищать свою землю. Былины являются источником вдохновения для композиторов, писателей, художников, кинематографистов.

Авторы эпосов

Для многих ученых до сих пор остаётся загадкой, кто являлся автором былин. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что их сочинял народ. Устный рассказ передавался из поколения в поколение, строго сохраняя все произошедшие события.

Бо́льшая часть былин была записана учеными-собирателями со слов жителей определённых местностей. Каждая из них входит в список художественных ценностей в русской литературе.

Человек, который рассказывал эпосы, назывался сказителем. Он должен был обладать специальными качествами. Короткий текст необходимо было запомнить и рассказать его, не искажая сути услышанного.

Сказителем мог быть кто угодно, человек абсолютно любой профессии. Поэтому часто в текстах упоминались сравнения, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.

Художественные особенности былин

Мир, который изображается в былинах – вся Русская земля. Илья Муромец с богатырской заставы видит зеленые луга, высокие горы, темные леса. Мир былин солнечный и светлый, но ему угрожают враги: от несметных вражеских полчищ меркнут солнце и звезды, надвигается туман, гроза и темные тучи. В былинах противопоставляется добро и зло, темные и светлые силы. Богатыри в этом мире борются с проявлениями насилия и зла. Былинный мир без этой борьбы невозможен.

Каждый богатырь обладает определенной доминирующей чертой характера. Например, Илья Муромец – олицетворение силы и мощи, после Святогора он является самым сильным богатырем. Добрыня тоже храбрый и сильный воин, змееборец, но он обладает еще и дипломатическими качествами. Князь Владимир отправляет Добрыню с особыми дипломатическими поручениями. Богатырь Алеша Попович – олицетворение хитрости и смекалки.

Монументальные образы богатырей и их грандиозные подвиги являются плодом художественного обобщения. Богатырь – собирательный образ. В одном человеке воплощены способности и силы социальной группы или даже всего нарда. Для образа богатырей характерна гиперболизация, преувеличение реально существующего и идеализация.

Замечание 3

Гипербола – это прием, основанный на преувеличении каких-либо свойств предмета с целью создания художественного образа.

Идеализация – это возведение в абсолют качеств человека или предмета.

Поэтический язык былин ритмически организован и торжественно-напевен. Особые художественные средства – метафоры, сравнения, эпитеты – воспроизводят эпически возвышенные картины и образы. Враги в былинах изображаются страшными и безобразными.

В разных былинах мотивы и образы, сцены, сюжетные элементы, строки, группы строк повторяются. Например, через былины киевского цикла проходят образы богатырей, города Киева и князя Владимира.

Как и другие произведения народного творчества, былины не имеют строго закрепленного текста. Они передавались из уст в уста и изменялись, варьировались. У каждой былины было бесконечное число вариантов.

В произведениях этого жанра совершаются сказочные чудеса: оживление мертвых, перевоплощение персонажей, оборотничество. В былинах присутствуют фантастические элементы и мифологические образы врагов. При этом фантастика в былинах отличается от фантастики в сказках. В былинах она основана на народно-исторических представлениях.

В былинах довольно много исторически достоверных примет, например, описание старинного вооружения воинов (щит, меч, кольчуга, шлем). В былинах воспевается Чернигов, Киев, Галич, Муром. Кроме перечисленных, называются и другие города. Часто события разворачиваются в древнем Новгороде. В этих былинах обозначены имена ряда исторических деятелей: Владимир Мономах, Владимир Святославич. В народном представлении эти князья соединились в собирательный образ князя Владимира «Красно солнышко».

В 13-14 веках Русь пребывала под монголо-татарским игом, что тоже отразилось в былинах. Былины в годы испытаний вселяли народу любовь к родной земле в веру в победу.

Рассвет былин и их виды

Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI—XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.

Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.

Былины XVI—XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:

  • богатырские;
  • социально-бытовые;
  • сказочные.

В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:

  • рассказывающие о «старших» богатырях (сказание о Миколе Селяниновиче, Святогор);
  • относящиеся ко времени расцвета и процветания Киевской Руси, повествующие о «младших» богатырях (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: