Транспорт

Значение сферы услуг в современной экономике

Сфера услуг представляет собой такую сферу экономики, в которой производятся блага, чей полезный эффект проявляется в процессе создания.

Производство ограниченных благ разделяется на две сферы: материальное производство и сферу услуг. В первом случае потребление созданных благ отделено от их производства, а во втором – совмещено.

До 20-го века сфера услуг исключалась полностью из сферы производства. А. Смит отмечал, что богатство общества полностью зависит от производительности труда, т.е. работ по производству материальных благ. Непроизводительными занятиями, по мнению А. Смита, являлись юриспруденция, здравоохранение, танцы, музыка и т.д.

Еще в 19 веке в развитых странах пришли к выводу, что сфера услуг хоть и не производит материальных благ, но образует основополагающие условия для такого производства. Именно поэтому в современном мире сфера услуг, т.е. третичный сектор, является полноценной частью производства.

Сфера услуг является сводной обобщающей категорией, включающей воспроизводство различных видов услуг.

При сравнении с материальным производством сфера услуг имеет некоторые специфические особенности:

  • Одновременное производство и потребление услуг, в отличие от товаров;
  • Противопоставление услуг продукции;
  • Большая государственная защищенность от иностранной конкуренции.

Замечание 1

На сегодняшний день сфера услуг – это самая перспективная, быстро развивающаяся отрасль экономики, которая охватывает большую область деятельности: от транспорта и торговли до страхования, финансирования, посредничества различного рода. Практически всеми организациями в той или иной мере оказываются услуги.

Главными отличиями рынка услуг от других рынков является:

  • Отсутствие услуги как таковой до ее предоставления, в связи с этим невозможно оценить и сравнить услуги до их получения;
  • Высокая степень неопределенности, поэтому клиенты иногда находятся в невыгодном положении, а продавцам труднее продвигать услуги на рынок.

Слайд 11Преимущества перед другими видами транспортаЖелезные дороги, по сравнению с другими

видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и

имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность (сравнительно низкая стоимость перевозок), ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность (с точки зрения шума и сохранности окружающей среды), безопасность движения.Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:- возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов — осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);- массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог; Универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью; Регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды; Возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок

Роль разных видов транспорта.

Каждый из видов транспорта имеет свои достоинства и недостатки (табл. 11), исходя из которых он может применяться в тех или иных условиях. Отсюда различная роль, которую играет каждый из них в хозяйстве страны (рис. 80).

Железнодорожный транспорт (рис. 81) обеспечивает перевозку массовых грузов и пассажиров на средние и дальние расстояния. Кроме того, он перевозит пассажиров в поездах пригородного сообщения. Что такое средние и дальние расстояния? Когда мы говорим о работе транспорта, средними считаются расстояния в сотни, а дальними — в тысячи километров. А что значит — массовые грузы? Это любые виды грузов, перевозимых в больших количествах (лес, уголь, нефть, зерно).

Автомобильный транспорт (рис. 82) не может конкурировать с железнодорожным в перевозках массовых грузов на большие расстояния. Его применение наиболее эффективно для внутригородских и пригородных перевозок на короткие, реже на средние расстояния. Он также используется для перевозки ценных или скоропортящихся грузов на дальние расстояния. Уникальность автомобильного транспорта состоит в том, что это единственный вид транспорта, способный доставить груз или пассажира непосредственно к месту назначения. Такие перевозки образно называют «от двери до двери».

О чем говорит рост сферы услуг в ВВП?

И в заключение давайте еще немного поразмышляем: о чем говорит рост сферы услуг в ВВП? Такой рост является результатом не только роста уровня жизни населения, но и развития технологий, научно-технического прогресса. Поэтому, с моей точки зрения, те, кто утверждают, что рост сферы услуг только «необоснованно раздувает» ВВП, а экономика — это прежде всего, промышленность — не правы.

Если мысленно перенестись в каменный век, то там и промышленность казалась ненужной и невостребованной, все было завязано на сельском хозяйстве: охота, животноводство, растениеводство. Если бы в те времена рассчитывали ВВП, то почти 100% в нем занимало бы сельское хозяйство. А теперь его доля в мировом ВВП и в большинстве стран мира снизилась всего до нескольких процентов. Почему?

Потому что мир не стоит на месте: все развивается и меняется. Еще в прошлом веке преобладающую долю в ВВП занимала промышленность, но уже сейчас ее активно вытесняет сфера услуг. И, кстати, это не означает, что промышленных товаров стали производить меньше — промпроизводство постепенно растет. Это означает, что услуг стали производить гораздо больше. И это является закономерным следствием развития технологий и развития общества.

Простой пример. Посмотрите, какое развитие в последние десятилетия получила сфера услуг, связанных с косметологией и женской красотой. Сейчас почти в каждом большом доме или дворе обязательно расположена «студия красоты», а то и несколько. Губки, бровки, реснички, волосы, ногти, кожа и т.д. Запись на недели вперед, спрос ажиотажный. 30 лет назад такого не было и близко. Вот вам рост сферы услуг.

Или другой пример. Многие считают рост доли финансовых услуг чем-то негативным. Но это говорит о росте безналичных расчетов, кредитов и депозитов, инвестирования, получения пассивного дохода гражданами, привлечения инвестиций и заемных средств компаниями на фондовом рынке. Банковские, биржевые, брокерские, страховые услуги — все это безусловно свидетельствует о развитии экономики, а не наоборот.

Наконец, сейчас вы читаете эту статью только благодаря развитию сферы услуг. Интернет — это тоже услуги. И если бы данная сфера не развивалась — вы бы сейчас это не читали. Просто подумайте, какое развитие получил интернет за последние 30 лет. Вот вам и рост сферы услуг. Это ли не признак прогресса? Развитие IT-сферы в целом — это не признак прогресса? Аналогично развивались услуги во многих других сферах.

Теперь вы имеете представление о том, что показывает доля сферы услуг в ВВП страны. Я выразил собственное мнение, подтвердив его примерами и фактами, вы вправе иметь свое.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности! Увидимся на страницах сайта!

Оценить:

Особенности классификации области сферы услуг

Сфера услуг классифицируется по нескольким признакам. Чаще всего используют разные методы классификации существующих отраслей. В зарубежной литературе в перечень отраслей включают:

  1. Финансы и операции с имуществом;
  2. Транспортно логистические;
  3. Туризм;
  4. Медицина;
  5. Образование;
  6. Все виды зрелищных мероприятий;
  7. Деловая помощь, в том числе, лизинг, консультационная и управленческая, компьютерная и информационная.

В данный перечень включены только значительные по объему направления. Его можно дополнить предприятиями розничной и оптовой торговли, организациями питания, предоставления жилья и многими другими.

Также, области сферы услуг можно сгруппировать по признакам взаимной заменяемости и связанности с товарами. Подобная классификация состоит из четырех групп:

  1. Заключенные в товары (кинофильмы, музыкальные произведения и песни, записанные на различных носителях);
  2. Дополняющие торговлю конкретными товарами (почта, хранение, транспортировка и страхование всех разновидностей груза, банковская помощь по продаже товаров, а также, реклама);
  3. Заменители продажи (лизинг, различный ремонт и технический сервис);
  4. Виды, непосредственно не связанные с продажей товара (архитектура, аудит, юридические и информационные, систематизация больших объемов данных, связь и теле коммуникации).

Однако данная классификация не получила широкое применение.

По связи с материальным производством признают существование двух групп:

  • Обслуживание процесса производства и создание благоприятных условий для дальнейшего потребления;
  • Нематериальные виды сервиса индивидуального и общественного направления.

Подобное деление тоже достаточно условно. Оно приводит к тому, что информационные и маркетинговые направления относятся к группе производственных, хотя наблюдаются и в нематериальной области сферы услуг. Разделение на индивидуальные и общественные тоже достаточно искусственно. К примеру, здравоохранение и культура нацелены на удовлетворение и индивидуальных, и общественных видов потребностей. Разнородность технологических процессов в ЖКХ, транспорте и связи осложняют их разграничение по производственным признакам.

Морской и внутренний водный транспорт

Имея крупнейшую воднотранспортную систему, Россия осуществляет перевозки, пользуясь морским и речным транспортом. В большей степени морской транспорт используется для внешних перевозок. Он имеет значительное количество преимуществ, чем недостатков. Именно они и позволяют использовать суда как связующее звено между государствами:

  • низкая себестоимость перевозок;
  • значительная грузоподъемность;
  • низкая энергетическая затратность;
  • высокая пропускная способность.

Морские судоходные линии имеют протяженность 1 млн. километров.

Внутри страны морских перевозок значительно меньше, поэтому здесь чаще используется внутренний водный транспорт. Его относят к древним видам. По рекам, озерам (естественным путям) и каналам, водохранилищам и шлюзованным участкам рек (искусственным путям) перевозят пассажиров и грузы по территории России. Протяженность внутренних водных путей составляет около 100 000 километров. Несмотря на это, наблюдается сезонность в использовании речного транспорта. Так как большинство судоходных рек находятся в суровых климатических условиях, малонаселенных районах и недостаточное количество современных каналов, которые бы соединили бассейны рек в единую систему.

Производство и техническое обслуживание

Отрасли транспорта потребляют энергию разнообразно, в том числе и для обеспечения транспортных объектов.

  1. Энергия, затрачиваемая на производство и переработку транспортных средств, напрямую зависит от сложности транспортного средства, используемого материала, размера парка и жизненного цикла средства.
  2. Эксплуатация в основном касается энергии, используемой для придания импульса транспортным средствам, а именно в качестве топлива, а также для интермодальных операций. Рынки топлива для транспортной деятельности являются значительными.
  3. Строительство и обслуживание инфраструктуры. Строительство железных и автомобильных дорог, мостов, тоннелей, терминалов, портов и аэропортов, а также обеспечение световым и сигнальным оборудованием требуют значительного количества энергии. Они имеют прямое отношение к эксплуатации транспортных средств, поскольку обширные сети связаны с большими объемами трафика.
  4. Администрирование транспортного бизнеса. Расходы, связанные с планированием, развитием и управлением транспортными инфраструктурами и операциями, включают время, капитал и навыки, которые должны быть включены в общую энергию, потребляемую транспортным сектором. Особенно это касается общественного транспорта.
  5. Производство энергии и торговля ею. Процессы разведки, добычи, переработки и распределения топлива или производства и передачи также требуют источников энергии. Преобразование 100 единиц первичной энергии в виде сырой нефти дает только 85 единиц энергии в виде бензина. Любые изменения в спросе на транспортную энергию влияют на структуру и потоки мировых энергетических рынков.

Автомобильный и воздушный транспорт

Автомобильный транспорт России постоянно развивается. По сравнению с железнодорожным транспортом он более затратный, так как количество грузов, перевезенных за один раз, намного меньше. На качество перевозок и состояние автомобилей влияют, в первую очередь, плохие автодороги. Они не дают возможности развивать скорость и, как результат, перемещение грузов затягивается. В стоимость перевозок закладывается и техническое обслуживание автомобильного транспорта, которое проводится в четко определенное время. Хотя с каждым годом государство тратит на строительство качественных автомагистралей значительные суммы, этого все равно недостаточно. По протяженности автомобильных дорог Россия находится на 2 месте в Европе, уступив место Франции, и на 7 месте в мире.

Автомобильный транспорт в России активно используется также для перевозки пассажиров. 90% от всех перевозок совершается автобусами. Они двигаются как внутри страны, так и за ее пределами. В последнее время популярность набирают небольшие микроавтобусы на 8-10 человек, которые увеличивают свою процентность среди пассажирских перевозок. 

На третьем месте по объему перевозок занимает воздушный транспорт. Он является дорогостоящим, поэтому чаще всего применяет для перевозки пассажиров, а лишь потом грузов. Главное его преимущество состоит в скорости, поэтому большие расстояния преодолеваются значительно быстрее, чем с помощью других видов транспорта. Именно скоростные данные позволяют быстро доставлять скоропортящиеся продукты питания и ценные грузы в пункты назначения.

Перевозку воздушным транспортом осуществляют авиакомпании и предприятия. На их долю приходится около 40% от всех пассажирских перевозок. Воздушный транспорт задействуется в разных сферах деятельности. Авиацию используют при тушении пожаров, обработке сельскохозяйственных угодий, монтаже высотных сооружений. Суда не заменимы в отдаленных малодоступных районах, их используют для оказания экстренной помощи, разведке природных ископаемых и аэросъемке.

Слайд 4Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный

фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя

достичь рационального размещения производительных сил

Важное значение транспорт имеет и в решении социально — экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект

Транспорт обеспечивает занятость 6,3% среднегодовой численности всех занятых в экономике. Продукцией транспорта (транспортной работой) является перемещение грузов и людей, измеряемое соответственно в тонно-километрах (грузооборот) и пассажиро-километрах (пассажирооборот) полные транспортные издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около 10% ВВП страны.

Экономика транспортной отрасли

Основными видами транспорта, на которые приходится существенная доля грузовых и пассажирских перевозок, являются:

  • Авиационный.
  • Железнодорожный.
  • Водный.
  • Автомобильный.

Самым экономичным видом транспорта остается водный. Создание и поддержание водных путей требует существенных инвестиций, но сама перевозка оказывается относительно недорогой. Водный транспорт выгоден для массовых перевозок сырья как в международной торговле, так и на внутренних рынках. В межконтинентальных перевозках у водного транспорта практически нет конкурентов, так как авиа услуги слишком дорогие. А вот доля пассажирских перевозок водным транспортом неуклонно снижается. Исключением остаются скоростные суда и суда на воздушной подушке.

Большая часть континентальных перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Он обеспечивает надежность и своевременность доставки. Основным преимуществом является возможность организации перевозки от двери к двери в четко назначенное время. Автомобильный транспорт выдерживает конкуренцию с железнодорожным, так как сокращает период груза в пути из-за отсутствия задержек на сортировках. Самое большое число автомобилей – это автомобили личного пользования. Общественный транспорт так же преимущественно состоит из автотранспортных средств.

Железнодорожный транспорт так же занимается перевозкой сырья и ценных пород. Он используется для доставки грузов в отдаленные районы, а также для снабжения производственных центров. Пассажирские перевозки часто являются убыточными, но в некоторых странах сохраняются в необходимом объеме.

Воздушный транспорт является самым быстрым, но при этом самым дорогим перевозчиком. Чаще всего используется для пассажирских перевозок. Ему нет альтернатив в труднодоступных районах.

Таким образом, экономичность транспорта определяется скоростью перевозки, доступностью для транспорта места назначения доставки. Так же определяющим фактором может стать характеристика перевозимого блага.

Социальная сфера

Социальная сфера – это целая система, которая служит для обеспечения потребностей человека: материальных и духовных. Она занимает огромное пространство в жизни каждого. От нее зависит труд, быт, здоровье, досуг, образование и даже национальные отношения. Что же входит в социальную сферу общества. Это учреждения:

  • образовательного и воспитательного характера (детские сады, школы, различные кружки, лицеи, институты и т.д.);
  • медицинские (больницы, поликлиники, диагностические центры и т.д.);
  • культурные (клубы, театры, дворцы культуры, парки отдыха, цирки, музеи и т.д.);
  • спортивные (залы, стадионы, школы, секции и т.д.);
  • социальной защиты населения;
  • общепитов.

Сюда же относятся:

коммунальные предприятия и службы, которые обеспечивают вывоз мусора, ремонт дорог, подачу качественной питьевой водой, своевременную обрезку деревьев, озеленение территории и т.д.;

транспорт и связь.

К главным задачам социальной сферы относятся создание комфортных и благоприятных условий для жизни, учебы, развития, труда каждого жителя России. Ведь образованный, физически и психически здоровый человек принесет обществу намного больше пользы, чем больной, не получивший образования, духовно бедный гражданин.

Состояние социальной сферы напрямую влияет на благосостояние населения. Она имеет все составные, которые повышают или понижают качество жизни каждого из нас.

  1. Образование – как среднее, так и высшее должно быть бесплатным и доступным для каждого жителя РФ.
  2. Медицинское обслуживание – качественное   и доступное с наличием достаточного количества бесплатных больниц, диагностических центров.
  3. Культура – возможность посещения музеев, выставок, галерей, театров всем слоям населения. Достойная оплата труда деятелям культуры и искусства.
  4. Социальное обеспечение – старики, дети, незащищенные слои населения должны чувствовать постоянную заботу о себе со стороны государства.
  5. Спорт – направлен на формирование здоровой нации.

Развитие социальной сферы – первоочередная задача внутренней политики страны. Ее главным показателем считается увеличение продолжительности жизни населения, рост доходов, уменьшение разрыва между богатыми и малоимущими, доступность социальных благ большинству жителей страны.

Слайд 15Характеристика размещения железнодорожного транспортаХозяйственный профиль района, его специализация, степень взаимоувязанности

производств обычно очень сильно влияют на начертание и структуру транспортной

сети, ее размеры и техническое оснащение, объем и структуру перевозочной работы. На характере транспорта в районе влияют и другие факторы, например, природные условия территории, достигнутый районом уровень хозяйственного развития. Однако влияние экономико-географических условий оказывается для транспорта решающим. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, С-Петербурга, Архангельска и других городов.В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Основной магистралью, связывающей центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком и имеющей протяженностью 9332 км, является Трансконтинентальная железная дорога: Москва-Рязань-Рузаевка-Сызрань-Самара-Уфа-Челябинск-Иркутск-Чита-Хабаровск-Владивосток. Построена Байкало-Амурская магистраль: Усть-Кут-Комсомольск-на-Амуре.

Потребление энергии по отраслям

Наземный транспорт

Подавляющее большинство энергопотребления приходится на наземный транспорт. Только автомобильные перевозки потребляют в среднем 85% всей энергии, используемой транспортным сектором в развитых странах. Однако эта тенденция не является единообразной в самом секторе наземного транспорта, поскольку автомобильная отрасль транспорта потребует дополнительные потребности в энергии в течение последних 25 лет.

Несмотря на падение доли рынка, железнодорожный транспорт на основе 1 кг нефтяного эквивалента остается в четыре раза более эффективным для пассажирских перевозок и в два раза более эффективным для грузовых перевозок, чем автомобильный транспорт.

На долю железной дороги приходится 6% мирового спроса на энергоносители.

Морские перевозки

Морские перевозки составляют 90% трансграничной мировой торговли, измеряемой по объему. Природа водного транспорта и экономия на масштабе делают морские перевозки наиболее энергоэффективной отраслью транспорта, поскольку использует только 7% всей энергии, потребляемой транспортными средствами, что значительно ниже их вклада в мобильность товаров.

Воздушные перевозки

Воздушные перевозки играют важную роль в глобализации транспортных сетей. На долю авиационной промышленности приходится 8% потребляемой отрасли транспорта энергии. Воздушный транспорт имеет высокие уровни энергопотребления, связанные с высокими скоростями. Топливо является вторым по значимости бюджетом для авиатранспортной отрасли, составляя 13-20% от общих расходов. Это составляет около 1,2 млн баррелей в сутки. Технологические инновации, такие как более эффективные двигатели и улучшенная аэродинамика, привели к постоянному повышению энергоэффективности каждого нового поколения самолетов.
Отрасли воздушного транспорта обеспечивают перевозку пассажиров, грузов, почты и скоропортящихся грузов, включая все действующие аэропорты и летные поля, терминальные службы, а также конструкции воздушных судов.

Потребление энергии на отрасли транспорта по данным Международного энергетического агентства приходится примерно 25% мирового спроса на энергию и более 72% всей потребляемой нефти в год.

На нужды транспорта используется 95 млн баррелей нефти в день, это железнодорожный состав длиной 3 800 км.

Мировое потребление нефти для транспортных целей увеличилось с 45% в 1973 году до 58% в 2004 году и до 65% в 2019 году. Эта тенденция может быть в значительной степени обусловлена увеличением использования легких транспортных средств, особенно в развивающихся странах. Прогноз энергопотребления по отраслям транспорта показывает, что легковые автомобили (в основном частные) являются сектором с наиболее высоким энергопотреблением, за которым следуют грузовые автомобили и воздушный транспорт.

Прогнозы предполагают, что мировых месторождений нефти будет достаточно для удовлетворения растущего спроса на нефтяное топливо для транспорта и что мировая экономика будет продолжать расти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: