Что означает само слово? Как и где оно появилось?
Религия — это слово, о происхождении и точном значении которого ведутся споры с древних времен. Например, Цицерон считал, что термин «Religio» происходит от одного из латинских глаголов, то есть «низводить».
Слово «религия» переводится на русский язык следующим образом:
- культовый объект, культ;
- милость, вера;
- сострадание.
Одно из значений этого термина — сознательность, обусловленная традициями и идеями исповедуемой веры.
Глагол «relgere» имеет следующее значение:
- «собрать снова»;
- «переподключиться»;
- «связка»;
- «особенно использовать».
точно перевести это слово невозможно, аналогов в русском языке нет, при всем его богатстве. Наиболее точным значением в контексте религии считается «связь с Всевышним», то есть принадлежность к какому-либо культу.
Лактанций и Августин разделяли точку зрения Цицерона, интерпретируя религию как связь между человеком и Богом. Другими словами, пожары определили значение термина «религия» как связь или воссоединение, слияние человека и Бога.
На санскрите есть родственный термин дхарма. Его значение можно передать так:
- порядок вселенной;
- учение о высшем;
- закон бытия;
- чемпион, стандарт образа жизни.
В исламских культурах термин «дин» соответствует религии. Его основное смысловое отличие в том, что основное значение — «подчинение». Это вопрос подчинения человека воле Бога.
В каждом языке или культуре есть термин, аналогичный слову «религия». Конечно, есть различия в тонкостях и нюансах значений, но общий смысл тот же.
В русском языке термин «религия» используется только с 18 века. До этого использовались их собственные славянские выражения, например слово «вера».
Психологические особенности религии
Истоки верований берут начало в особенностях строения и функционирования психики человека. Верующие говорят об общении с Богом как о чуде, упоминая о неожиданных прозрениях (откровениях) и озарениях. В контакте человека с вероучением заключается его религиозный опыт.
Элементы влияния религии на верующих весьма специфичны.
Религия:
- Он основан на безусловной вере в некую сверхъестественную сущность, которая является ценностью и источником существования;
- Это вызывает особые состояния психики, которые очень сильны внутри религиозной группы;
- Он работает с концепциями священного, святилища;
- Он включает в себя выполнение культов и ритуалов;
- Предполагает конфессиональную исключительность;
- Он предлагает верующим каноны для твердого и обязательного соблюдения.
Утешение в трудные времена
Утешение через религию основано на вере в высшую силу, которая заботится о каждом человеке. Религиозные убеждения и практики позволяют людям приблизиться к этой силе и надеяться на помощь и поддержку в трудные времена.
Кроме того, религиозные общины и церкви предлагают место, где люди могут найти поддержку и сочувствие. Религиозные лидеры и верующие могут поделиться своими историями и опытом, что может помочь другим людям в осознании, что они не одиноки в своих страданиях.
Стоит отметить, что религиозные практики также могут предложить людям конкретные методы утешения, такие как молитва и медитация. Эти практики позволяют отвлечься от проблем и сосредоточиться на более высоких и духовных вопросах.
Преимущества утешения через религию: |
1. Психологическая поддержка в стрессовых ситуациях. |
2. Повышение уровня надежды и оптимизма. |
3. Возможность получить силу и мотивацию для преодоления трудностей. |
4. Возможность поделиться своими переживаниями с верующими. |
В целом, религия может служить источником утешения для людей в трудные времена. Она предлагает надежду, поддержку и конкретные методы обращения с эмоциональной болью. Благодаря религии люди могут найти смысл и спокойствие в мире, где сталкиваются с трудностями и страданиями.
Значение религии в жизни человека
Религия играет значительную роль в жизни человека, влияя на его мировоззрение, ценности и поведение. Она предлагает человеку систему верований, ритуалы и моральные нормы, которые формируют его взгляды на жизнь и помогают в поиске смысла.
Религия дает человеку возможность испытывать чувство принадлежности к чему-то большему и выходить за рамки индивидуального существования. Она способствует формированию общности, где люди со схожими верованиями и ценностями могут объединиться и поддерживать друг друга.
В религии человек находит ответы на фундаментальные вопросы о происхождении мира, смысле жизни и после жизни. Она помогает ему осмыслить свою эмоциональную и духовную составляющую, что может способствовать достижению внутренней гармонии и покоя.
Религия часто служит источником нравственных установок и этических принципов, которые помогают людям принимать правильные решения и жить в соответствии с определенными ценностями. Она учит терпимости, любви к ближнему и состраданию, способствуя формированию морального характера и социальной ответственности.
Однако, несмотря на значимость религии в жизни человека, ее влияние может быть как положительным, так и отрицательным
Поэтому важно оставаться критическим и собственноручно анализировать верования и учение своей религии, чтобы избежать догматичности, фанатизма и экстремизма
Примеры религий мира:
— Христианство: крупнейшая мировая религия, основанная на учении Иисуса Христа о любви, милосердии и прощении.
— Ислам: вторая по величине мировая религия, основанная на проповеди Мухаммеда и подчеркивающая подчинение воле Аллаха и исполнение его заповедей.
— Буддизм: древняя индийская религия, сосредоточенная на поиске истины, переживания страдания и достижения просветления через осознание пустотности.
— Иудаизм: одна из старейших мировых религий, основанная на библейских текстах и вере в единого Бога, с непосредственной связью с народом Израиля.
— Индуизм: древняя религия Индии, в которой акцентируется важность кармы, реинкарнации и множества богов и богинь. Эти религии лишь некоторые из множества, которые существуют в мире, и каждая из них имеет свои особенности, традиции и значение для своих последователей
Эти религии лишь некоторые из множества, которые существуют в мире, и каждая из них имеет свои особенности, традиции и значение для своих последователей.
Мнение со стороны
Многие психологи и ученые считают это само собой разумеющимся: не имеет значения, существует ли Бог на самом деле, важно только то, что религия дает каждому. Например, американский профессор Стивен Райс провел интересное исследование, в ходе которого опросил несколько тысяч верующих
Опрос выявил, каких убеждений они придерживаются, а также черты характера, самооценку и многое другое. Выяснилось, что, например, миролюбивые люди предпочитают доброго Бога (или пытаются видеть его таким), а те, кто думают, что много грешат, раскаиваются и переживают по этому поводу, отдают предпочтение строгому Богу в религии, где есть страх наказания за грехи после смерти (христианство).
Профессор также считает, что религия дает поддержку, любовь, порядок, духовность, славу. Бог подобен невидимому другу, который со временем поддержит или, наоборот, отругает, если это необходимо человеку, которому не хватает хладнокровия и мотивации в жизни. Конечно, все это скорее относится к людям, которым нужно чувствовать под собой некую поддержку. И это может обеспечить религия, а также удовлетворение основных чувств и потребностей человека.
Но ученые из Оксфорда и Университета Ковентри попытались определить связь между религиозностью и аналитическим / интуитивным мышлением. Казалось бы, чем выше аналитичность человека, тем больше вероятность того, что он атеист. Однако результаты показали, что связи между типом мышления и религиозностью нет. Таким образом, они обнаружили, что склонность к вере в человека скорее обусловлена образованием, обществом, окружающей средой, но она не дается рождением и не рождается таким.
Мировые религии
Религии нашего времени можно разделить на несколько групп:
- примитивные верования (до сих пор присутствующие у некоторых племен);
- национальные религии (признанные в некоторых странах государственными);
- мировые религии (исповедуют большое количество людей по всему миру).
Признаки мировой религии:
- охватывают большие сообщества;
- иметь последователей во всех странах и у всех народов;
Самыми крупными и популярными являются следующие верования: христианство, ислам и буддизм.
Христианство. Он первый в мире по количеству исповедующих эту веру. Он делится на несколько течений: православие, католицизм и протестантизм. К тому же последнее направление имеет несколько разновидностей. Он прославляет образ Иисуса Христа, который пострадал за человеческие грехи и своим воскресением открыл новую жизнь верующим. Поэтому его называют «Спасителем» и «Мессией». Священная книга христиан — это Библия. Да и обряды и организация христианских церквей разных направлений имеют некоторые отличия.
Ислам. Вторая по величине религия по охвату возникла в Аравии в 7 веке. Основателем является пророк Мухаммад, чьи проповеди отражены в Сунне, книге, в которой описываются его жизнь и действия. Основные идеи учения, Слово Аллаха, содержит священная книга для мусульман: Коран. Эта религия также делится на несколько направлений.
Буддизм. Он занимает третий по популярности уровень и является скорее философской доктриной, чем религией. Основателем считается реальный человек — Сиддхартха Гаутама, живший в 6 веке до нашей эры в возрасте 29 лет, юноша отправляется в путешествие в поисках ответов на вопросы о жизни и смерти, судьбе человека, болезнях и т.д. В какой-то момент у него было «просветление», благодаря которому Гаутама начал проповедовать свое учение другим людям. Более 700 миллионов приверженцев вечных истин, открытых миру Буддой.
Современные религии
Сегодня существует три типа религиозных верований:
- Племенные верования — это тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, которые мы описали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, среди племен Африки или канадских индейцев.
- Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм распространены в Индии, иудаизм в Израиле, синтоизм в Японии, даосизм и конфуцианство в Китае.
- Мировые религии выходят за рамки границ нации или государства и включают большое количество верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом комплексе правил, ограничений, норм поведения, включает в себя систему богослужебных действий, ритуалов. Давайте узнаем о каждой из трех мировых религий, а затем обобщим полученные знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской империи и быстро распространилось на другие провинции. Еще в V веке религия вышла за пределы Римской империи и охватила европейские государства, а в 16-20 веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других континентов. Сегодня у этой религии около 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В основе христианской веры лежит идея единства Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Бог в сознании христиан совершенен, он олицетворяет абсолютный разум и любовь.
Христиане верят в бессмертие души и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, и этого можно достичь с помощью смирения, поста и молитвы.
Основная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
- Православие исповедуют в России, в некоторых странах СНГ и в Восточной Европе.
- Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
- Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в 7 веке и был основан пророком Мухаммедом. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело захватнические войны со своими соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому за первые сто лет своего существования религия нашла последователей в Западной и Средней Азии, в Индии и Закавказье, в Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня около 1,9 миллиарда человек исповедуют ислам.
это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которому поклоняются мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Свидетельством веры мусульманина являются ритуальная молитва, пост и паломничество в Мекку (город, где зародился ислам).
Есть две основные ветви ислама:
- Суннизм широко распространен в Центральной и Южной Азии, в Африке.
- Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — старейшая из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник в Шри-Ланку, Китай, Японию и Тибет, распространившись на Юго-Восточную и Центральную Азию. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи бессмертной души, ни концепции греха и его искупления.
В основе религии лежит учение о четырех благородных истинах, которые говорят о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирвана) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепочку перерождений — сансару и карму — закон связи между действиями человека и его или ее будущей жизнью.
Два основных течения буддизма:
- Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
- Махаяна широко распространена на Дальнем Востоке, в Средней Азии, на Западе
Можно ли классифицировать религию?
Религиозные взгляды, несомненно, относятся к определенной конфессии человека. Однако, вне зависимости от нюансов, которые связаны с этим явлением той или иной религией, существует и общее разделение — на два больших типа.
Согласно этому разделению каждая купюра бывает двух видов:
- общая цель;
- личное.
Субъективно-личностный тип — это индивидуальные религиозные взгляды человека, его непосредственное восприятие Бога, то есть под этим типом понимается все, что связано с личными мыслями и чувствами, связанными с религией. Например, как человек предпочитает молиться, к каким святым он обращается, ходит ли он в большую или маленькую церковь — это элементы проявления религиозности, относимые к субъективному типу. Конечно, понятие субъективного типа религиозности также включает в себя то, что конкретный человек думает о Боге, степень его веры и т.д., что относится к мысли.
Объективный или общий тип включает в себя все те характеристики, которые касаются религии как института, социального и культурного явления. То есть этот тип включает формирование общественного сознания, традиций, моральных норм и поведения, принятых в обществе, и многое другое. Все, что объединяет людей, общее для них, можно отнести к объективному типу религиозности.
Окружение, география
Как правило, верующим становится и человек, рожденный в религиозной семье. А географическое место рождения влияет на то, какой веры он будет придерживаться. Например, ислам широко распространен на Ближнем Востоке (Афганистан, Кыргызстан и др.) И в Северной Африке (Египет, Марокко, Ливия). Но христианство со всеми его ответвлениями распространено почти во всей Европе, в Северной Америке (католицизм и протестантизм) и в России (православие). Вот почему, например, в чисто мусульманской стране почти все верующие — мусульмане.
География и семья обычно влияют на то, становится ли человек религиозным, но есть ряд причин, по которым люди верят в Бога уже в более зрелом сознательном возрасте.
Специфика религиоведения в освещении роли религии.
Как известно, главная заповедь врача гласит: «Не навреди!». Этой же нравственной нормой обязаны руководствоваться и мы, преподаватели религиоведения. Учитывая, что религиоведы выступают перед людьми с разными, порой противоположными мировоззренческими взглядами, они не имеют права осуждать какую-либо религию как ложную и, соответственно, одобрять какую-либо религию как истинную. Вопрос о том, какое мировоззрение или какие конфессии являются истинными или ложными, должен быть вынесен за пределы уроков, лекций, учебных пособий и оставлен для личного решения каждому учащемуся школы, студенту вуза, читателю учебных пособий. Другими словами, оценочные суждения по критерию «истина или заблуждение» должны удаляться из религиоведческой информации.
Но если такие оценки должны безусловно изгоняться из преподавания, то к оценкам религиозных конфессий по шкале «нравственно или безнравственно» мы должны относиться иначе. Интересы человечества требуют солидарности в осуждении всех преступлений, в какой бы стране и кем бы они ни совершались. Существуют и такие поступки, которые мировое сообщество признало морально неприемлемыми, хотя и юридически не наказуемыми (развратное поведение, отказ от всякого участия в общественной жизни своей страны, нетерпимость к инакомыслящим без применения насилия и т.п.). Это означает, что антигуманное поведение, если оно имело проявление в деятельности религиозных организаций и религиозных лидеров, должно осуждаться также и в выступлениях религиоведов. Данный вид осуждения не направлен только на религию: это осуждение безнравственного в жизни вообще и в некоторых религиях в частности.
Одновременно мы обязаны знакомить слушателей и читателей с теми точками зрения на роль религии, которые существуют в обществе. Естественно, мы тоже имеем свой взгляд на проблему и можем и должны изложить его, но только как одну из существующих точек зрения, а не как абсолютный и единственно возможный ответ на вопрос о роли религии. Конечный вывод о роли религии (как и конечный вывод об истинности или ложности тех или других религиозных взглядов) каждый учащийся, каждый студент, каждый читатель религиоведческой литературы должен делать для себя сам.
Функции религии.
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются — это пока еще предмет дискуссии между историками. Мы представляем точку зрения, согласно которой существуют четыре основные функции религии. Они основные в том смысле, что их можно делить на функции второго порядка. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или — как) они влияют на жизнь людей.
Мировоззренческая функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.
Политическая функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.
Культуротранслирующая функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.
Нравственная функция религии — это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.
Во всех случаях, с нашей точки зрения, функции религии вносят в жизнь людей как положительные, так и отрицательные результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы.
Забота о духовном здоровье
Религия играет важную роль в заботе о духовном здоровье человека. Она позволяет нам обратить взор внутрь себя, задуматься о смысле жизни и позволяет нам найти ответы на глубокие душевные вопросы.
Через религиозные обряды и практики, мы можем обрести внутреннюю гармонию и умиротворение. Вера помогает нам принять и понять себя, свою жизнь и окружающий мир.
Религиозные убеждения и практики могут дать нам ощущение поддержки и готовности обратиться за помощью в трудные моменты жизни. Они могут стать опорой во время потерь, болезней и трудностей.
Кроме того, религия предлагает нам нормы и ценности, которые помогают нам развиваться как личности и взаимодействовать с другими людьми. Она может вдохновить нас на самосовершенствование и содействовать формированию духовных и нравственных ценностей.
Забота о духовном здоровье через религию может привести к улучшению нашей психологической и физической благополучности. Она помогает нам находить внутреннюю радость и способствует повышению качества нашей жизни в целом.
Моральное направление
Направление, предлагаемое религией, может служить компасом для человека в его повседневной жизни. Оно помогает определить, что следует делать и чего избегать, чтобы жить более нравственно и ответственно перед другими людьми и обществом в целом. Религиозные принципы поощряют добродетель, сострадание, справедливость и состоятельность.
Осознание морального направления, которое предлагает религия, может быть особенно важным в моменты сомнений и кризисов, когда человек ищет руководство и поддержку. Религиозные принципы и учения могут помочь человеку справиться с жизненными трудностями и принять решения, которые соответствуют его нравственным убеждениям.
Многообразие верований: мировые и национальные религии
Сколько всего в прошлом существовало древних религий ученые так и не смогли подсчитать, так как многие из них исчезли вместе с гибелью цивилизаций. Сегодня мировая статистика насчитывает около 3000 различных религиозных течений и верований.
По количеству богов различают монотеистические и политеистические верования. Монотеизм признает только единственного Бога-Творца, отрицает существование других богов. Монотеистическими религиями являются: православие, католицизм, протестантизм,ислам, иудаизм. Политеизм допускает существование множества богов, их численность может доходить до нескольких десятков и даже тысяч. Политеистические религии: даосизм, индуизм, синтоизм, джайнизм.
В зависимости от многочисленности последователей, степени охвата населения выделяют мировые и локальные религии. Мировые религиозные верования не ассоциируются с каким-либо одним государством, народом, национальностью, они отличаются следующими характеристиками:
- многочисленностью последователей;
- распространенностью вероучения по всему миру;
- интернациональным характером учения.
К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам.
В отличие от мировых, национальные религии (называемые также локальными) не получили широкого распространения в разных странах и континентах, в основном они охватывают последователей разделяющих единые национальные традиции.
К наиболее известным национальным религиозным верованиям относят: иудаизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм.
Иудаизм — национальное религиозное верование еврейского народа, сформировавшиеся около X-VI в. до.н.э.Первым пророком иудаизма стал Авраам, который отказался от идолопоклонства и признал всемогущество одного-единственного Бога Яхве, на чем и основана вера иудеев.
Индуизм- совокупность политеистических верований Индии, возникших около 5000 лет до н.э. Хотя индуизм сегодня насчитывает более миллиарда приверженцев, его не причисляют к мировым религиозным течениям, так как основная часть последователей индуизма – жители Индии.
Центральные Боги индуизма Вишну (Высший прародитель всего сущего), Брахма (создатель этой Вселенной), Шива (разрушитель мироздания). Индуизм основан на вере в карму — результаты благих и не благих (грехов в православии) поступков, которые приводят душу к рождению в мире богов, в низших мирах, сфере голодных духов, сфере демонов, царстве животных или даже растений.
Конфуцианство–философско-религиозное учение Конфуция, возникшее примерно в V в до н.э., которое разделяют жители Японии, Китая. Конфуцианство провозглашает религиозные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать каждому человеку (уважение к старшим, честность, человеколюбие, справедливость, верность, преданность своему делу).
Синтоизм–традиционное верование японцев, зародившееся около VIII в. до н.э., представляющее собой форму анимизма. Синтоизм провозглашает культ предков, которым должны поклоняться все живущие в этом мире, кроме того, он одухотворяет природные силы и объекты природы (горы, леса, реки и прочие).
Буддизм
Словарь
1. Даосизм – философско-религиозное учение, исповедующее путь самосовершенствования через постижение духовных практик «даоцзяо».
2. Джайнизм – индийское религиозное учение, исповедующее самосовершенствование во имя избавления от сансары через практику ненасилия (ахимсы).
Религия и политика.
Политика — это, во- первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, и это, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (это та политика, которая противодействует общественному прогрессу). Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбирали. И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует (как это делают, например, руководители Международного общества Свидетелей Иеговы), то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой — в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности.
«Плюс» политической функции религии состоит в содействии религиозных организаций общественному прогрессу. «Минус» этой функции соответственно состоит в противодействии религиозных организаций общественному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила политический «плюс» в жизнь верующих и общества тем, что содействовала развитию буржуазных отношений в Европе. В этот же период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальные отношения, вносила в жизнь верующих и общества «политический минус».
Религии современного общества
Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают основные мировые религии, и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте — если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны — мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии — буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.
ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и псевдорелигиозных сект. Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан — это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным.
Как можно оценить влияние религии на жизнь людей.
В принципе (т.е. безотносительно к религии) влияние какого-либо явления на жизнь людей может быть или положительным (помогающим им в деле их сохранения и развития), или отрицательным (мешающим им в деле их сохранения и развития), или противоречивым (несущим в себе как положительные, так и отрицательные последствия). Как можно оценить в обобщенном виде (в целом) влияние религии на жизнь людей? Как положительное? Как отрицательное? Или как противоречивое?
Служители культа и богословы, которые делят религии на истинные, частично истинные и ложные, считают, что истинные религии играют безусловно положительную роль, ложные — безусловно отрицательную, а частично истинные — противоречивую роль.
Среди атеистов есть и такие (мы называем их «крайними атеистами»), которые считают, что любая религия играет только отрицательную роль. Они, как правило, руководствуются высказыванием В.И.Ленина, назвавшего религию (религию вообще, всякую религию) «врагом культуры и прогресса».
В проблеме «роль религии» существует и точка зрения так называемой «золотой середины», которой и придерживаются авторы книги. Согласно этой точке зрения религия в целом играет противоречивую роль: в ней есть тенденция, враждебная культуре и прогрессу, но есть и тенденция противоположного характера.
Тенденция, враждебная культуре и прогрессу, особенно наглядно проявляется в так называемой религиозной патологии.