Фонвизин, «недоросль»: анализ, краткое содержание, персонажи, смысл названия

Литература

Анализ комедии Фонвизина «Бригадир»: краткое содержание и характеристика героев

Действие пьесы «Бригадир» происходит в помещичьем доме советника. В нем, помимо хозяина дома, его дочери Софьи и супруги (мачехи Софьи), находятся сваты – бригадир (генеральский чин) с супругой и сыном Иванушкой, который является женихом дочери советника. У самой Софьи есть возлюбленный – помещик Добролюбов, который в качестве жениха ее отцом не рассматривается, так как не имеет достойного состояния.

У каждого из персонажей пьесы свои представления о том, что хорошо, а что плохо.

  • Советник и бригадирша ценят деньги, хозяйственность и экономию. Причем известно, что советник оставил службу после введения закона о мздоимстве – без возможности брать взятки служба потеряла для него интерес. Он остался убежден, что умение найти лазейку в законе и повернуть дело так, чтобы правым оказался заплативший больше, обязательно пригодится в жизни.
  • Бригадир советует сыну читать воинский устав, сожалеет, что не отдал его на военную службу, все оценивает с позиции силы или слабости. Жену считает дурой, хозяйством не интересуется, но понимает, что сын у него вырос никчемным человеком. Он олицетворяет бездушие, грубость, порок и косность. Именно поэтому и сама пьеса получила название «Бригадир».
  • Советница изнывает от тоски, так как в провинции не с кем флиртовать. Радость ей доставляет только примерка новых шляпок и чтение любовных романов.
  • Сын бригадира Иванушка побывал в Париже, после чего считает себя душой французом и презирает все русское. Убежден, что важнее то, что на голове, чем то, что в голове, так как последнего никто не видит. Эту точку зрения разделяет и советница.
  • Только Софьи и Добролюбов ценят истинные добродетели: правду, справедливость, искреннюю любовь.

Порочность большинства героев, кроме Софьи, Добролюбова и бригадирши, подчеркивает их готовность к измене. Иванушка и советница признаются друг другу в чувствах и в готовности вступить в связь, уехать вместе в Париж. Бригадир положил глаз на советницу, а советник – на бригадиршу.

В результате все интрижки раскрываются. Добролюбову же удается выиграть дело благодаря вмешательству высших чинов, заставивших судий действовать справедливо. В результате он становится обладателем 2000 душ (то есть богатым). Благодаря этому советник с радостью соглашается отдать за него дочь.

Порок наказан, добродетель вознаграждена. Одновременно утверждена вера в справедливость высшей власти.

Пьеса не длинная, хоть и состоит из 5 действий. В ней показан быт помещиков: они пьют чай, играют в карты. Действие происходит в одном месте, укладывается в один день. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. В каждом доминирует какая-либо одна черта характера. Герои имеют имена, говорящие об их принадлежности к тому или иному социальному слою или об их внутренних качествах: Софья (мудрость), Иванушка (дурачок), Добролюбов (любящий добро), советник (гражданский чин), бригадир (военный чин). Это позволяет отнести комедию Фонвизина «Бригадир» к числу классицистических произведений.

Зрелое творчество

За написанием «Бригадира» последовало создание Фонвизиным публицистического произведения под названием «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Оно является введением к так называемой Конституции Панина — Фонвизина — проекту конституции, над которым Фонвизин работал вместе с графом Паниным. Основная часть Конституции была уничтожена братом Фонвизина во время обыска, чтобы документ не достался полиции.

В «Рассуждении…» Фонвизин довольно резко критиковал деспотизм режима правления Екатерины II и требовал конституционных преобразований, угрожая в противном случае провести эти преобразования силой.

После написания «Рассуждения…» писатель уезжает во Францию, где пристально наблюдает за политической и общественной жизнью страны, чтобы лучше понять российскую действительность и найти пути к улучшению жизни русского народа.

По возвращении на родину Фонвизин пишет «Рассуждение о непеременных государственных законах», адресованное будущему императору Павлу Петровичу. В этом произведении Фонвизин отмечает, что государству необходимо ограничить крепостное право, поскольку Россию охватывал безграничный произвол.

Эта же тема отразилась в написанной в 1783 году комедии «Недоросль».

Образ Стародума

Во времена Фонвизина особую симпатию у зрителей вызывал образ Стародума в комедии «Недоросль». Уже в самой «говорящей» фамилии персонажа автор подчёркивал противопоставление «века нынешнего веку минувшему»: в Стародуме видели человека эпохи Петра I, когда «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные» Мысли Стародума о воспитании, о путях, которыми человек может достигать славы и благополучия, о том, каким надлежит быть государю вызывали горячий отклик у значительной части зрителей, которые разделяли передовые убеждения автора комедии, при этом особую симпатию к образу героя вызывало то, что он не просто провозглашал эти передовые идеи – по пьесе выходило, что он собственной жизнью доказал правильность и выигрышность для человека такого поведения. Образ Стародума был тем идейным центром, вокруг которого объединялись положительные герои комедии, выступившие против господства морали Скотининых-Простаковых.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы  «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Значение названия произведения

Отдельно стоит рассмотреть название произведения. Оно заключает в себе несколько значений:

  • В XVIII веке «недорослями» называли дворянских детей, не достигших возраста 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Это значение существовало и до выхода комедии.
  • Словом «недоросль» описывается невежественный, необразованный человек. А это значение слово обретает после выхода пьесы Д.И.Фонвизина. Слово «недоросль» поменяло значение и стало нарицательным.

Обратим внимание! Слово «недоросль» — мужского рода, поэтому, склоняться будет так: недоросля, недорослю, недорослем, недоросле. Когда мы говорим о названии произведения –- все правила сохраняются

Посмотрим, что везде написано: В «Недоросле»                                                                          

А Митрофана можно назвать «недорослем» сразу в трех отношениях: 

  • В нравственном —  он груб, эгоистичен. 
  • В гражданском — не достиг возраста службы не способен принести пользу государству, потому что не реализован как личность и не понимает своего долга перед отечеством.
  • В интеллектуальном — герой глуп и необразован.

Исторический контекст произведения

Какие же исторические события отразились в комедии Фонвизина? 

Так ли ужасно все было на самом деле, как об этом говорит Фонвизин?Читая комедию, мы все хихикаем над нелепостью героев, но и ужасаемся их поступкам. Может показаться, что Фонвизин слегка преувеличивает, говоря о недостатках дворянства.К сожалению, автор «Недоросля» действительно видел в реальной жизни такие же печальные события, которые описывает в комедии. был свидетелем.Например, сцена драки Еремеевны и Простаковой была написана под впечатлением от увиденного у Мясницких ворот — две женщины не могли поделить калач.Так, комедия состоит из подобных жизненных историй, соткана из мелочей, составляющих печальную действительность. В.Г.Белинский справедливо отметил, что у Фонвизина «все взято живьем с природы».

Сегодня мы начали знакомство с «Недорослем» Д.И.Фонвизина. На этом мы не заканчиваем. Во второй части этой статьи —  «Д.И.Фонвизин Комедия “Недоросль”. Часть 2» мы познакомимся с героями этого произведения и другими аспектами анализа комедии. До новых встреч!

Начало литературного творчества

Закончив дворянскую гимназию при Московском университете в пятнадцать лет, Фонвизин вместе с братом прибыл в Петербург, где познакомился с двумя выдающимися литераторами — Михаилом Васильевичем Ломоносовым и Александром Петровичем Сумароковым

Это было весьма важное знакомство

Статья: Русская литература Фонвизина

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

С шестнадцати лет Фонвизин занимался переводческой деятельностью. Первым переведенным им произведением стал сборник басен немецкого автора Хольберга. За этой работой последовали переводы античной классики и произведений писателей-просвещенцев, например, Вольтера.

Замечание 1

Любимым писателем Фонвизина был Жан-Жак Руссо, французский философ эпохи Просвещения.

Безусловно, знакомство с французской просветительской мыслью и произведениями именитых писателей не могло не сказаться на творческой деятельности Фонвизина. Писать оригинальные произведения он начал в то же время, когда занялся переводами — в 1760-ые годы. Приблизительно в это время Фонвизин написал свою первую пьесу — так называемого «раннего “Недоросля”», сюжетно очень напоминающего самое известное произведение автора.

Фонвизин был человеком живым и остроумным, обладающим удивительным чувством юмора и природным даром иронии. Все эти качества позволяли ему создавать поразительные по своему содержанию комедии, высмеивающие пороки общества. Раннее творчество Фонвизина отличалось ярко выраженной сатирической направленностью.

В 1764 году Д.И. Фонвизин пишет второе самостоятельное произведение — комедию «Корион», обладающую незамысловатым посылом.

Анализ комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев и самого произведения

Комедия «Недоросль» тоже написана Фонвизиным в традициях классицизма. Действие происходит в течение суток в доме Простаковых. В центре лишь одна сюжетная линия: Софья и Милон любят друг друга, но долго не могут воссоединиться, так как Софья, будучи богатой невестой, желанна в качестве жены и Скотинину, и Митрофанушке – брату и сыну госпожи Простаковой, в доме которой девушка живет. Любого из персонажей без труда можно отнести или к положительным, или к отрицательным. Все они имеют какую-либо одну гипертрофированную черту характера, автор дал им и говорящие фамилии.

Однако основная проблема, поднятая в произведении, только косвенно касается любовного треугольника. Она затрагивает проблему воспитания и образования. Именно поэтому комедия названа в честь Митрофанушки – героя подросткового возраста, дворянина, не имеющего права жениться из-за недостаточности образования, недоросля. Он не хочет овладевать науками, так как не видит в этом смысла. Его фраза: «Не хочу учиться, хочу жениться» – стала крылатой, а само слово недоросль стало нарицательным. Сейчас так называют не просто подростков, а невежд. Мать Митрофанушки, госпожа Простакова (в девичестве Скотинина), тоже не видит смысла в образовании, а учителей сыну наняла лишь потому, что Петр I ввел запрет на женитьбу дворян, не получивших образования.

София, напротив, стремится к знаниям. Она читает, обсуждает прочитанное, рассуждает. Ее возлюбленный Милон тоже показан неглупым и воспитанным человеком. Оба они почитают старших, поступают сдержанно и благородно.

Митрофан же, несмотря на гипертрофированную любовь его матери к нему, почтения к ней и тем более к отцу-подкаблучнику не имеет. «Вот злонравия достойные плоды!» – подводит Стародум итог неправильного подхода к воспитанию.

В образе Стародума воплощено мировоззрение старшего поколения, которое стремилось зарабатывать честным трудом, и для которых слово «честь» не было пустым звуком.

В финале произведения добро торжествует, и каждый получает то, что заслуживает. Орудием возмездия служит Правдин – человек, прибывший в имение Простаковых для проверки ее обращения с крестьянами. В итоге даже учителя Митрофанушки получают справедливый расчет.

Комедии Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» остаются актуальными и в наши дни, их продолжают ставить на сцене. Когда-то драматурга называли «северным Мольером». Несмотря на то, что он не был столь же плодовитым, его наследие заслуживает внимания и изучения. Денис Иванович Фонвизин – человек со скромной биографией и огромным талантом. Его жизнеописание поместится на 1-2 страницы, но по его творчеству литературоведы защитили не одну диссертацию. Думаю, вам тоже будет интересно познакомиться с наследием этого сатирика не только в пересказе.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку»?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Проблемы воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль»

Идейно-этическая направленность

В комедии «Недоросль» затронуты вопросы гражданского воспитания молодого поколения, опору страны в будущем, подчеркивается роль образования для достижения «благосостояния государства». Драматург полагал, что просвещение способно определить нравственные цели в обществе, а невежество граждан, воспитанных малообразованными иностранцами-учителями, неспособными привить чувство национального достоинства, губительно для страны. Стародум, отмечая последствия «дурного воспитания», спрашивал: «Что для Отечества может выйти из Митрофанушки?». Уродливое нравственное воспитание дало свои плоды: Митрофан превратился в бесполезного для общества человека, безразличного ко всему, кроме потребностей собственного желудка, не способного «радеть о своем Отечестве». У Фонвизина тема воспитания рассматривается как формирование личности гражданина, человека полезного для общества.

Другие положительные персонажи

Стародум — образованный мужчина преклонных лет, обладающий большим жизненным опытом. Основные черты этого героя — честность, мудрость, доброта и уважение к другим людям. Этот персонаж противопоставлен Простаковой. Оба они желают добра своим воспитанникам. Но подход к воспитанию у них совершенно разный. Если Простакова видит в своем сыне маленького ребенка, который требует постоянной заботы и во всем потакает ему, то Стародум считает Софью сформировавшейся личностью. Он заботится о племяннице, выбирая ей в мужья достойного человека. Следует сказать несколько слов и об этом персонаже.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого — служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой

Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум — авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

Анализ произведения

Направление и жанр

Литературное направление, к которому принадлежит комедия «Недоросль» — классицизм. Здесь четко прослеживаются такие черты, как «говорящие» фамилии, единство места и времени и действия, четкое деление героев на положительных и отрицательных. Действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток, прослеживается одна сюжетная линия. Каждый персонаж своей фамилией передает основные черты. Например, Вральман — человек, который всегда врет.

В произведении классицизма долг всегда выше чувства, поэтому Правдин ставит долг выше сочувствия и не обращает внимания на мольбы Простаковой.

Основная идея и проблематика

Семья Простаковых имеет дворянские корни. Они гордятся своей родословной, считая ее древнее самого Адама. Образование для них совершенно ненужное дело. Достаточно того, что есть крепостное право, поэтому есть люди, которые будут работать на них. Ценности, которые уважают помещики, власть и деньги. Они считают, что если богаты, имеют право ругать и даже бить своих крепостных. По сути, они не считают их людьми.

Фонвизин показывает нам, что семья — главный пример для воспитания. Каковы родители, такие вырастают и дети. Простакова — необразованная, деспотичная женщина, точно таким становится и сынок. Она искренне недоумевает, почему Митрофанушка в конце оставляет ее.

Проблемы, которые автор поднимает в рассказе:

  1. Последствия неправильного воспитания. Гордость, попустительство, отсутствие должного образования привели к тому, что из молодого дворянина вырос ленивый, малограмотный человек, не способный принимать решения.
  2. Крепостное право. Падение нравственности и лень привели к тому, что дворяне не стремятся получать образование. Им не нужно трудиться и прилагать усилия для достижения своей цели.
  3. Проблема алчности. Разбогатеть любой ценой — единственная цель Простаковых. Они утратили человеческие качества, такие как добродетель и совесть.
  4. Проблема невежества. Глупость лишает героев чувств и переживаний.

Автор считает, что человек рождается «чистым листом», а семья, воспитание и образование формируют из него личность.

В основе лежат два конфликта — социально-бытовой и любовный. Первый заключается в показе крайностей, которые возникают при крепостном праве: самодурство, рукоприкладство, брань, невежество.

Любовный дополняет первый конфликт и показывает, что любовь должны быть искренней без принуждения.

Заключение и выводы

Фонвизин пытался донести до людей, что детей нужно воспитывать правильно. Собирательные образы Скотининых и Простаковых существуют в любом обществе. Их принципы не приводят ни к чему хорошему. Из молодого дворянина вырастает невежда и грубиян. И в этом виновата семья и малограмотные учителя.

В финале все получают по заслугам. Простакова лишается всего, что для нее ценно, даже собственный сынок отталкивает ее.

О Фонвизине

Отечественную литературу XVIII века невозможно представить без фигуры Д.И.Фонвизина. 

Дадим небольшую характеристику Фонвизину как автору. 

Фонвизин — политический писатель и просветитель. Фонвизин через свои произведения боролся с произволом власти.

Что терзало сердце Д.И.Фонвизина?В дневниковых записях автора есть очень трогательное признание: «Все это растерзало мое сердце». Что же подразумевается под «всем этим»?Всё то, что происходило в эпоху просвещенного абсолютизма — время правления Екатерины II.  Подробнее про этот период можно почитать в статье по истории «Внутренняя политика Екатерины II». Автора волновало конкретно угнетение крестьянства дворянами, которые ощущали вседозволенность.

Фонвизин живет в эпоху Просвещения, идеи этой философии ему близки. Этот период в истории Европы — время открытий в науке и искусстве, новой философии, связанной с идеей разума. Идеи Просвещения приходят и в Российскую Империю. В «Недоросле» Фонвизин противопоставляет современность — эпоху Екатерины II прошлому — периоду правления Петра I (как раз периоду истинного просвещения). В ушедшей эпохе автор видит идеал в вопросах просвещения и нравственности, а настоящее вызывает у него волнение и непринятие.

Отлично, с просвещением разобрались. Теперь давайте посмотрим, как создавался «Недоросль».

Краткая история создания и публикации

В 1778 году после возвращения из Франции у автора зарождается замысел комедии «Недоросль». Работа над пьесой шла три года.

Постановка комедии была запрещена сначала в Петербурге, затем в Москве. Все из-за злободневности постановки: ведь Фонвизин обличал недостатки правления императрицы.

Премьера состоялась после нескольких лет упорной борьбы с цензорами, только в 1782 году. Когда комедия все-таки вышла, она имела ошеломительный успех.

Делать комплименты — настоящее искусство. Вот что сказал князь Потемкин после просмотра комедии: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Наши замечания в стиле «какое красивое платье» и «какие глубокие глаза» нервно курят в сторонке.

Образ Правдина

Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: «Тщетно звать врача к больным неисцельно»? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ «идеального чиновника».

О книге

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем в 1782 году, во времена правления Екатерины Второй. Эта пьеса, состоящая из 5 действий, в свое время стала настоящим прорывом и важным шагом в развитии не только русской драматургии, но и всей литературы в целом. Этап правления Екатерины II (Великой) ознаменовался в России господством расцвета науки и культуры, а идея просвещения дворянства как правящего класса, позаимствованная ею у французов, казалась слишком смелой. Известно, что сама императрица Государства Российского была женщиной весьма неглупой, вела увлекательные переписки с Вольтером и Дидро, а посему являлась ярой поборницей всех инновационных идей, существующих в мире, в числе которых, в те времена, было и образование. В какой-то степени она явилась продолжательницей идей Петра I, который и вовсе запретил дворянам-недорослям (подросткам) жениться и занимать государственные должности без образования. Данные реформы с трудом приживались в российском обществе, таким образом, Фонвизину, в комедии «Недоросль», удалось с тончайшей иронией изобразить все заблуждения и отрицательные моменты увлекательного исторического процесса образования и окультуривания дворянства.

«Недоросля» читать довольно непросто, так как написана пьеса в лучших традициях классицизма и с соблюдений всех литературных традиций той эпохи. Поэтому современному читателю, стиль повествования может показаться тяжелым для восприятия, но к тексту быстро привыкаешь, и затем просто наслаждаешься непревзойденным юмором произведения.

Пьеса делится на 5 действий, которые в свою очередь, разбиты на маленькие сцены – явления. Поскольку книга написана с соблюдением всех стилистических рамок классицизма, автор использует в тексте, так называемые, «говорящие» фамилии, на примитивном уровне разделяя персонажей на «плохих» и «хороших». Правдин, Милон, Стародум и Софья – положительные герои, а Скотинин, Простаков, Митрофан – отрицательные. Таким образом, Правдин, например, закономерно становится олицетворением морали, а Скотинин – фальши.

Глупая помещица Простакова вместе с сыном-недорослем Митрофанушкой – олицетворение целой эпохи, в которой идеалы и принципы дворянства зиждились на низких моральных устоях, жадности, необразованности и слепой власти, а не на вдумчивом и мудром правлении и хозяйствовании. Основная тема рассказа «Недоросль», к сожалению, остается актуальной и в наше время. Властью обладают не достойные, а изворотливые, не умные люди, а те, кто возвел хитрость и двоедушие в ранг искусства.

Скачать или читать полностью онлайн бессмертную пьесу Фонвизина можно на нашем сайте.

Характер конфликта[]

Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.

Краткая биография Д.И. Фонвизина

Фамилия Фонвизин произошла от немецкой фон Визен (von Wiesen). Дело в том, что прародитель известного русского писателя, публициста и переводчика Дениса Ивановича Фонвизина был ливонским рыцарем. Во время Ливонской войны он был пленен, позже принял православие и пустил корни на русской земле. Долгое время его фамилия писалась на русский манер Фон-Визен. Слитно фамилия начала писаться лишь в 19 веке, хотя Пушкин и ранее полагал, что фамилию драматурга следует писать слитно, так как, по мнению Александра Сергеевича, тот был «из прерусских русский».

Детство и юность Фонвизина

Родился Д.И. Фонвизин в Москве 3 (14) апреля 1745 года. Если вам хочется представить характер его отца, то достаточно прочитать «Недоросль». Дело в том, что образ одного из главных и положительных героев пьесы Стародума автор «списал» со своего родителя.

Несмотря на то, что все предки Дениса Фонвизина были военными, будущий писатель с детства предпочитал гражданскую стезю. В 1755 году он поступил в дворянское отделение университетской гимназии. За успехи в учебе он был награжден серебряной и двумя золотыми медалями, произведен в воинский чин. В 1760 году лучшие ученики гимназии были направлены в Санкт-Петербург для беседы с куратором университета И.И. Шуваловым. Будучи в столице, юноша познакомился с Ломоносовым и руководителем русского театра Сумароковым. Здесь он впервые в своей жизни увидел первую театральную постановку.

Литературное и публицистическое творчество Фонвизина

С 1761 года Фонвизин стал студентом Московского университета. В этот период он начал заниматься литературным творчеством. На данном этапе это были переводы (басни Хольберга. политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», трагедия Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия, сентиментальная повесть Грессе «Сидней и Силли или благодеяния и благодарность», названная Фонвизиным «Корион»).

После окончания университета Фонвизин поступил на службу переводчиком в иностранную коллегию, но после перевода Вольтера был приглашен в кабинет-министр Елагина.

Дальнейшему карьерному росту Фонвизина способствовало уже его личное творчество. В 1769 году была написана первая комедия «Бригадир», которая очень понравилась публике. Екатерина II даже пригласила автора к себе, чтобы тот сам прочел ей этот литературный шедевр.

Фонвизин читает «Бригадира »

После этого Фонвизин становится секретарем государственного деятеля Н.И. Панина. Здесь он прослужил до 1982 года, полностью разделяя оппозиционные взгляды своего руководителя. Опыт работы у Панина позволил Фонвизину создать одно из наиболее известных и изучаемых до сих пор публицистических произведение – «Рассуждение о непременных государственных законах».

Вторая комедия Фонвизина «Недоросль» была закончена в 1782 году, но на этот раз не встретила одобрения публики. Несмотря на сопротивление дворянства, пьеса была поставлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Режиссировал сам автор. За жесткую сатиру на дворянские традиции Фонвизин впал в немилость Екатерины Великой. Опалу Императрица с него так и не сняла.

Женитьба и дальнейшая жизнь Фонвизина

Женился Фонвизин в 1774 году на дочери богатого купца Роговкина, бывшей к тому времени вдовой штык-юнкера Хлопова.

В 1777—1778 гг. супруги совершили заграничное путешествие, побывали во Франции. Через 6 лет они познакомились с Германией. В 1784 году состоялась третья поездка за рубеж, на этот раз Фонвизины посетили Италию.

В 1785 году у Фонвизина произошел первый инсульт. К тому времени он уже вернулся в Россию. Но врачи отправили его на лечение в Карлсбад.

Почувствовав улучшение, писатель вернулся домой и занялся работой над собственным сатирическим журналом. Однако этому изданию не суждено было увидеть свет из-за запрета Екатерины II. Издавать собрание сочинений Фонвизина она тоже не разрешила.

В 1791 году последовала серия апокалиптических ударов. Но даже будучи разбитым параличом, Фонвизин продолжал работать над автобиографией «Чистосердечное признание». Однако этот труд так и не был закончен – в 1792 году писатель скончался. Похоронен он был на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постановка «Недоросля »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: