Прощание с матёрой

Распутин валентин - прощание с матерой

Краткое содержание

Глава 12

На Матеру приезжает младший сын Павла – Андрей. Он недавно отслужил в армии, успел поработать на заводе, а теперь собирается на новое место.

Между Дарьей и внуком завязывается спор о человеческих возможностях и силе. Андрей пытается убедить бабушку, что молодые должны не стоять на месте и активно преобразовывать окружающий мир. Павел и Дарья с изумлением узнают, что Андрей собирается работать на строительстве ГЭС, т. е. будет принимать участие в затоплении Матеры.

Отец с грустью понимает, что сын окончательно оторвался от родных корней. Скрашивает неприятное чувство лишь согласие Андрея помочь с покосом.

Глава 20

На острове остаются лишь три старухи, Колька, Богодул и поджигатели, которые предупреждают, что скоро запалят последние постройки.

Дарья два дня убирается в избе: белит, моет, развешивает занавески. Целую ночь она молится, а утром разрешает мужикам сжечь ее дом и куда-то уходит. Дарья весь день ходит по острову. Ее сопровождает таинственный Хозяин. Вечером мать находит Павел и сообщает, что приехала Настасья.

Глава 6

Ночью из норы выбирается загадочный зверек – Хозяин острова. Он чувствует, что существование Матеры подходит к концу. Зверек обегает свои владения, ощущая запах будущих горящих изб и прислушиваясь к неспешному шуму Ангары. Хозяину остается лишь готовиться к неизбежной трагедии.

Краткое содержание

Подробный анализ произведения поможет лучше понять, в чем заключается в повести Прощание с Матерой смысл повествования не только школьникам, но и взрослым читателям.

Действие повести происходит в советские годы. В центре сюжета – небольшой населенный пункт Матера, находящийся на острове. Герои произведения – жители деревни, без характеристики которых сложно будет понять главный смысл «Прощания с Матерой».

Главные герои:

  • Дарья Пинигина – старожил деревни, ей уже исполнилось 80 лет, пережила войну, смерть троих детей и мужа, очень привязана к деревне;
  • Павел Пинигин – 50-летний сын Дарьи, работящий и трудолюбивый;
  • Андрей Пинигин – 22-х летний сын Павла, недавно вернувшийся из армии, в деревне жить ему не нравится, мечтает об участии в грандиозных проектах, приносить пользу стране;
  • Богодул – одинокий старик, живущий в заброшенном помещении, по слухам – бывший каторжанин;
  • Катерина Зотова – подруга Дарьи, добрая старушка, в молодости состояла в любовной связи с женатым мужчиной, от которого родила сына;
  • Никита Зотов по прозвищу Петруха – сын Катерины, пьет, нигде не работает;
  • Сима – старушка, приехавшая когда-то на Матеру в поисках мужа. Воспитывает внука Колю.
  • Настасья и Егор – семейная пара, оставшиеся на старости лет без детей, двое из которых погибли на фронте, дочь умерла от рака, а третий сын погиб зимой, провалившись под лед.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой» состоит из 22 глав, каждая из которых постепенно раскрывает смысл произведения.

Главы 1-5

На Ангаре началось строительство электростанции. Из-за этого многим ближайшим поселениям грозит затопление.

Та же участь ожидает и Матеру. Поэтому жителям придется покинуть остров, переехав на новое местожительство.

Три подруги – Дарья, Настасья и Сима часто собираются вместе, ведя долгие беседы за самоваром. Во время одного такого чаепития примчался Богодул с сообщением о разгроме кладбища.

Как оказалось, в деревню прибыли специальная бригада для очищения территории. Но возмущенным жителям удалось отстоять погост.

Главы 6-10

Жителям Матеры предлагалось переехать в поселок. Добровольцам, согласившимся сжечь свой дом, обещалось денежное вознаграждение. На него и польстился Петруха, велев матери съехать.

Катерина ушла ночевать к Дарье, а ночью Петруха поджег избу. После пожара он исчез вместе с деньгами, а мать осталась жить у старой подруги.

Пришла пора уезжать Настасье и Егору. Старикам тяжело далось расставание с родным домом.

Главы 11-16

С началом сенокоса многие вернулась на Матеру. Появился в деревне и Петруха, щеголявший в новом костюме.

Приехал навестить Дарью и внук Андрей, работающий на заводе. Юноша решил устроиться на строительство ГЭС.

Дарья просила внука и сына перенести могилке поближе к поселку. Но Павлу было не до этого. Его, как отвечающего за технику безопасности, затаскали по комиссиям после несчастья с одним из работников.

Андрей, немного погостив, тоже уехал. Дарья поняла, что могилы родных так и останутся на острове, уйдя под воду вместе с ним.

Главы 16-22

На уборку урожая прибыла бригада из города. Рабочие много пили, буйствовали, а по окончании работ перед отъездом спалили контору.

Внезапно вернулась Настасья. Егор, не прижившись на новом месте, умер от тоски по родной деревне.

Материнцы потихоньку покидали деревню, вывозя сено и живность. Дарья же, несмотря на то, что и ее избу ожидало уничтожение в огне, убирала в ней и белила стены. Наутро ее дом сожгли.

На острове, кроме старух никого не осталось. Все избы были уничтожены, им пришлось ютиться в бараке.

Возмущенный председатель заставил Павла и Петруху срочно ехать за старухами, но те заблудились в тумане. Наутро, подъезжая к острову, они услышали тоскливый вой.

Плотина для ГЭС

Кардинальным образом все меняется, когда власти принимают решение строить плотину для Братской ГЭС. Электростанция важнее всего, а значит, несколько окрестных деревень будут затоплены. Первая на очереди — Матера.

Повесть Распутина «Прощание с Матерой», краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.

Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу. Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин «Прощание с Матерой». Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.

Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.

Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.

Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой

Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Время сенокоса. Время уезжать

Приходит время сенокоса, и вся деревня опять собирается вместе, В последний раз для общего дела. Появляется Петруха, который отдает матери за дом всего 15 рублей. Тем временем приезжает внук Дарьи Андрей. Ему вроде бы тоже жаль остров, но не до такой степени. Он считает, что ГЭС, конечно, нужна, и сам мечтает о большой стройке.

После сенокоса, местные жители начинают вывозить с острова свои пожитки, живность.

Петруха поджигает дома односельчан по их же просьбе, а они платят ему за это. Наступает осень. Уборка урожая, сенокос закончены. Время уезжать с Матёры. Дарья идет на сельское кладбище, где просит прощения у лежащих в земле родных людей за то, чему она не в силах помешать.

Жена Егора с горечью рассказывает сельчанам, что ее муж умер от тоски по родине. Его больше нет.

Председатель Воронцов узнает, что на острове еще есть люди. Переживая, что его будет ругать начальство, он плывет на остров, чтобы вывезти остатки жителей, но попадает в туман и не знает, куда двигаться дальше.

Тем временем старожилы слышат тревожный шум катера. На этом повесть заканчивается, автор не рассказывает, что было дальше, предлагая читателю самому решить судьбу ее героев.

В повести «Прощание с Матерой» анализ помогает уловить объективное отражение субъективной действительности, оценить место и роль человека в современном мире, влияние научно-технического прогресса на природу и взглянуть по-новому на проблему взаимопонимания в обществе и семье.

Свои корни

У стариков, видавших всякое на своем веку, одно желание – чтобы их оставили в покое, дали дожить последние годы на своей земле. И умереть на ней. А еще их очень тревожит легкомысленное отношение к жизни детей, то, что они забывают традиции, забывают свои корни. Следующее поколение не понимает, почему их предки так цепляются за этот остров, за пределами которой идет большая жизнь.

Конечно, пользу технического прогресса понимают и старики, только они против того, чтобы люди становились такими же бездушными, как эти самые машины. И вот уже человек ощущает себя царем природы, а это неправильно. Он всего лишь песчинка.

Старики пытаются привить молодежи любовь к своей земле, однако их посылы чужды молодежи. По всему видно, что и сам автор на стороне стариков, которых он искренне жалеет, болеет за их судьбы. Каждого из этих героев, автор описывает с большой теплотой. А вот образы молодежи, предстают перед нами не в самом выгодном для них свете. По сравнению со старшим поколением, они кажутся черствыми, порой бездушными людьми, которые находятся в погоне за развлечениями и красивой жизнью.

Тема

Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху».

Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.

Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

«Распутинские старухи» в анализе повести «Прощание с Матёрой»

«Распутинские старухи» — это мудрые хранительницы памяти, традиций, уходящего в прошлое жизненного уклада. Но главное – носительницы духовного начала, которые размышляют о человеке, о правде и совести. Главная героиня повести «Прощание с Матёро», старуха Дарья, стоит на последнем рубеже, ей немного осталось жить. Старуха многое видела, воспитала шестерых детей, из которых троих уже похоронила, пережила войну и смерть близких.

Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.

Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.

2 вариант

Произведение Распутина «Прощания с Матерой» рассказывает о жизни в деревни, территория которой вскоре должна уйти под воду, на её месте планируют строить ГЭС. В нем показано столкновение двух эпох, двух миров – деревни и города. Если человека оторвать от его корней, он не сможет жить нормально.

В произведении герои разнообразные, одним переезд дается легко, другим больно уезжать со своего дома, от своих родных, лежащих на погосте. В произведении описан небольшой период жизни деревни, которую приговорили к смерти.

Дарья Пинигина, пожилая женщина. У неё была трудная жизнь, она пережила войну, потеряла троих детей и мужа. В рассказе ей уже за восемьдесят лет. У неё небольшое хозяйство. С единственным сыном отношения очень трудные. Из – за недостатка любви и нежности она стала строгой и суровой. Когда она узнает, что ей предстоит покинуть свой дом, приходит в отчаяние. В её доме всегда много гостей, таких же пожилых женщин как она сама.

Сына Дарьи, зовут Павел. Он прошел войну, воспоминания о которой до сих пор приносят ему страдания. Ему пятьдесят лет. Он трудяга, но он плывет по течению, не выбирая своего пути. Он не плохой человек, но уже не способен сопротивляться. Он хорошо относится к матери, но не может выразить своих чувств. Известие о сносе деревни, не вызывают в нем ни какой реакции. Он хочет спокойствия и стабильности. Ему не хочется тратить силы на отстаивания деревни, он не привязан к этому месту, ему все – равно, что с ней произойдет.

У Павла есть сын Андрей. Ему двадцать два года. Он молод, только что демобилизовался. Жить в деревне ему не интересно. Он хочет переехать жить в крупный город. Завести семью. Он сам управляет своей жизнью. И плыть по течению он не хочет, он хозяин своей жизни.

В деревне был необычный житель Богодул. Это был дед, он весь зарос, ходил босой и старой одежде. К новой жизни не хотел приобщаться вообще. Живет он в заброшенном доме, больше похожим на землянку. В холода идет к соседям, прося приюта. Он активно пытается спасти родную деревню. Не дает сносить кладбище.

Первыми, кто покинул деревню, были Настасья и Егор. Мужчина не может пережить расставание с родной деревней, умирает. Женщина возвращается, и постепенно теряет рассудок.

Местная жительница Катерина Зотова, была доброй женщиной. У неё был сын, который доставлял ей много проблем, вел разгульный образ жизни. Вместе с такими же стариками остается на острове, пока это можно делать.

Сын Зотовой, Петруха, был посмешищем в деревне. Пил, не работал, врал всем, обижал мать. Его отец не жил с ним, потому что был женат на другой женщине. Он стал виновником пожара всего острова, выгорела вся дервня.

Председателем деревни был Воронцов. Ему выпала участь переселять людей в город. Ему трудно это делать, все его действия вызывают ненависть людей. Его не уважаю и не понимают.

В произведении есть описание духа охраняющего деревню. Его называют хозяином острова. Это маленький зверек, который защищает его и знает его прошлое и будущее.

Каждый персонаж, который появляется на страницах книги, имеет свою историю, которая пронзает до глубины души.

Главы 16—18

На уборку хлеба нагрянула «орда из города»: три десятка молодых мужиков и три подержанные бабёнки. Они перепились, начали буйствовать, и бабки боялись выходить вечером из дому. Не боялся работничков только Богодул, которого те прозвали «Снежным человеком».

Матёринцы начали потихоньку вывозить с острова сено и мелкую живность, а на Подмогу прибыла санбригада и подожгла островок. Потом кто-то поджёг старую мельницу. Остров заволокло дымом. В день, когда сгорела мельница, к Дарье переехала Сима с внуком, и снова начались долгие разговоры: перемывали кости Петрухе, который нанялся поджигать чужие дома, обсуждали будущее Симы, которая всё ещё мечтала об одиноком старичке.

Убрав хлеб, «орда» съехала, на прощание спалив контору. Колхозную картошку убирали школьники — «шумное, шныристое племя». Очистив Подмогу, санбригада перебралась на Матёру и поселилась в колчаковском бараке. Матёринцы съехались выбирать свою картошку, приехала и Соня, окончательно ставшая «городской». Дарья понимала, что в посёлке хозяйкой будет она.

Настасья не приехала, и старухи сообща убрали её огород. Когда Павел увёз корову, Дарья отправилась на кладбище, оказавшееся разорённым и выжженным. Найдя родные холмики, она долго жаловалась, что именно ей выпало «отделиться», и вдруг словно услышала просьбу прибрать избу, перед тем как проститься с ней навсегда. Представилось Дарье, что после смерти она попадёт на суд своего рода. Все будут сурово молчать, и заступится за неё только погибший в малолетстве сын.

Главные герои

Дарья Пинигина

Деревенская жительница, женщина преклонных лет.

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и суровой. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривают на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старух её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел Пинигин

Сын Дарьи, тракторист, 50-летний мужчина.

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не так трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Сын Павла Пинигина, 22-летний парень.

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии

Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, участвовать в чём-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в посёлке

Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Деревенский житель, одинокий старик.

Странный одинокий житель Матёры. Старик, заросший, как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, грубо выражается. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матёре.

Настасья и Егор

Пожилая семейная пара, соседи Пинигиных.

Первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Жительница Матёры, подруга Дарьи Пинигиной, пожилая женщина.

Добрая, славная женщина. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, пьяница, настоящее имя – Никита.

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить себе значимости, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Глава 6

С наступлением ночи на остров выходил его Хозяин. Маленькое существо по размеру не крупнее домашней кошки. Каждый день он хозяйским глазом осматривал свои владения. Все о нем знали, но никто в глаза не видел. Зато он знал всех до одного жителей острова и был в курсе, происходящих на нем событий.

Глава 18

После окончания сенокоса буйная бригада уезжает, спалив на прощание деревенскую контору. Взамен их на уборку колхозной картошки присылают школьников и женщин. Многие материнцы приезжают выкопать свои участки.

Санитарная бригада, покончив с Подмогой, перебирается на Матеру. Остров все время окутан дымом от горящих лесов. Очень скоро очередь дойдет до самой деревни.

Дарья идет на кладбище попрощаться с родными. Там остались лишь одни могильные холмики. Мысленно разговаривая с родителями и пытаясь вымолить у них прощение, Дарья внезапно осознает свою ответственность за остров. Она решает оставаться на Матере до самого конца.

Заключение

Произведение несет в себе глубокий нравственный смысл и требует вдумчивого, осмысленного прочтения. Цитаты из книги проникнуты многолетней народной мудростью. «…Жизнь, на то она и жизнь, чтоб продолжаться, она все перенесет и примется везде…».

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ……
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ……
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ……
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ……
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ……
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ……
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ……

Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: