История как наука

История помогает нам понять людей и общество

История дает информацию о том, как ведут себя люди в общественной жизни. Если бы мы полагались исключительно на современные данные, это затруднило бы нашу жизнь. Прошлое порождает настоящее, а значит, и будущее. Каждый раз, когда мы пытаемся понять, почему что—то произошло — будь то изменения в политике, войны, катастрофы — мы должны искать факторы, которые сформировались ранее. Часто нам нужно заглянуть в прошлое, чтобы определить причины изменений. Только изучая историю, мы можем понять, как все меняется.  Только через историю мы можем начать понимать факторы, которые вызывают изменения.

История, которая хорошо рассказана, прекрасна

Многие историки, которые больше всего привлекают читателей, знают о важности рассказывать интересно и точно. Истории, которые показывают, как люди и общество на самом деле функционировали, наводят на мысли о человеческом опыте в другие времена и в других местах

То, как люди в далекие века строили свою жизнь, — это чувство красоты и волнения, и, в конечном счете, другой взгляд на человеческую жизнь и общество.

Роль исторических источников

Исторические источники являются основой для изучения прошлого общества и играют важнейшую роль в исследованиях историков. Они представляют собой материалы и документы, которые отражают события, действия и мысли людей, прошедших время. Исторические источники могут быть разнообразными: письма, дневники, документы, архивные записи, памятники письменности, устные передачи и многое другое.

Роль исторических источников заключается в следующем:

  • Источник информации: Исторические источники содержат информацию об определенном периоде времени и позволяют получить знания о прошлых событиях, личностях и общественных процессах.
  • Подтверждение и противоречие: Исторические источники могут подтверждать или опровергать определенные гипотезы и теории историков. Они служат основой для проверки достоверности и достоверности различных утверждений.
  • Реконструкция прошлого: Исторические источники позволяют историкам реконструировать прошлые события и процессы. Они помогают создать образ прошлого общества и предоставить информацию о его культуре, политике, экономике и других сферах жизни.
  • Развитие исторической науки: Исторические источники являются основой для развития исторической науки. Они служат материалом для проведения исторических исследований, формулирования новых теорий и моделей, а также разработки новых методов и подходов к изучению истории.

Важно отметить, что исторические источники не всегда являются полными и объективными. Они могут быть подвержены искажениям, субъективным интерпретациям или утере

Поэтому историки должны критически подходить к анализу источников, проводить их проверку и сопоставление с другими источниками, искать различные пути корроборационной проверки и формулировать обоснованные исторические выводы.

Возникновение и становление исторической науки

И. воз­ник­ла как осо­бый лит. жанр в глу­бо­кой древ­но­сти из ми­фо­ло­гич. пред­став­ле­ний, при­об­рет­ших фор­му ле­ген­дар­но-эпич. ска­за­ний, и лишь по­сте­пен­но, на про­тя­же­нии мно­гих сто­ле­тий, при­об­ре­та­ла чер­ты нау­ки. Пред­став­ле­ния о еди­ном про­стран­ст­ве И., од­но­на­прав­лен­ном ли­ней­ном не­об­ра­ти­мом вре­ме­ни, вос­хо­ж­де­нии че­ло­ве­ка от пер­во­го «за­ве­та» Бо­га к по­сле­дую­щим впер­вые поя­ви­лись в Биб­лии с са­мо­го на­ча­ла её фор­ми­ро­ва­ния во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. При­мер­но столь же древ­няя ис­то­рич. тра­ди­ция су­ще­ст­ву­ет в Ки­тае, а так­же в Древ­нем Егип­те, Ме­со­по­та­мии и др. древ­ней­ших оча­гах ци­ви­ли­за­ции. Сле­дую­щий шаг в раз­ви­тии ис­то­рич. пред­став­ле­ний свя­зан с ан­тич­ным ми­ром (5 в. до н. э. – 5 в. н. э.), соз­дав­шим пред­по­сыл­ки для вы­чле­не­ния соб­ст­вен­но И. из еди­ной по­зна­ва­тель­ной сис­те­мы и пре­вра­ще­ния её в са­мо­сто­ят. от­расль по­зна­ния; воз­ник­ли греч. (по­лис­ная) и рим. (дер­жав­ная, им­пер­ская) тра­ди­ции. В 3–5 вв. н. э. фор­ми­ро­ва­лась хри­сти­ан­ская кон­цеп­ция ис­то­рич. раз­ви­тия, опи­рав­шая­ся на биб­лей­скую тра­ди­цию и дос­ти­же­ния ан­тич­ной ис­то­рич. мыс­ли. В то же вре­мя эта кон­цеп­ция пре­одо­ле­ла ха­рак­тер­ное для ан­тич­но­сти пред­став­ле­ние о цик­лич­но­сти и по­вто­ряе­мо­сти И. и вы­дви­ну­ла про­ви­ден­циа­лист­скую по сво­ей су­ти идею еди­но­го ли­ней­но­го про­цес­са, рас­про­стра­няю­ще­го­ся на всю ой­ку­ме­ну. Ср.-век. ис­то­рия, по пре­иму­ще­ст­ву опи­са­тель­ная, в Но­вое вре­мя ста­ла боль­ше объ­яс­няю­щей, что и пре­до­пре­де­ли­ло её пре­вра­ще­ние в нау­ку в 18–19 вв. в стра­нах Зап. Ев­ро­пы и в Рос­сии. Ус­лож­не­ние ре­шае­мых И. за­дач при­ве­ло к диф­фе­рен­циа­ции и спе­циа­ли­за­ции ис­то­рич. зна­ния. Из со­ста­ва И. вы­де­ли­лись ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны (ну­миз­ма­ти­ка, сфра­ги­сти­ка, па­лео­гра­фия, мет­ро­ло­гия, ар­хео­гра­фия, ди­пло­ма­ти­ка, ар­хи­ви­сти­ка и др.). Как са­мо­сто­ят. от­рас­ли на­уч­но­го зна­ния с собств. ме­то­ди­ка­ми и ме­то­до­ло­ги­ей оп­ре­де­ли­лись ар­хео­ло­гия и эт­но­гра­фия (эт­но­ло­гия). Поя­ви­лась осо­бая дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая раз­ви­тие са­мой ис­то­рич. нау­ки, – ис­то­рио­гра­фия. В 18–19 вв. ста­ли фор­ми­ро­вать­ся нац. ис­то­рио­гра­фич. шко­лы, уко­ре­нять­ся на­прав­ле­ния, обу­слов­лен­ные до­ми­ни­ро­ва­ни­ем тех или иных ми­ро­воз­зрен­че­ских и ис­то­рио­соф­ских идей. И. ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной об­ще­ст­вом и вла­стью, ко­то­рые уви­де­ли в ней мощ­ное ору­дие для раз­ре­ше­ния со­ци­аль­ных и по­ли­тич. про­блем. Од­на­ко на ру­бе­же 20 и 21 вв. в са­мой ис­то­рич. нау­ке воз­ник­ли но­вые про­бле­мы, ко­то­рые ча­стью со­об­ще­ст­ва ис­то­ри­ков вос­при­ни­ма­ют­ся как сим­пто­мы кри­зи­са. Сбли­же­ние И. с др. нау­ка­ми, ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние ме­то­дов, раз­ра­бо­тан­ных эти­ми нау­ка­ми, даль­ней­шая диф­фе­рен­циа­ция ис­сле­до­ва­ний су­ще­ст­вен­но обо­га­ти­ли ис­сле­до­ва­тель­ский ар­се­нал ис­то­ри­ка, но в то же вре­мя соз­да­ли уг­ро­зу рас­ще­п­ле­ния тра­диц. пред­ме­та ис­то­рич. нау­ки, пре­вра­ще­ния её са­мой в под­от­рас­ли др. на­ук. Си­туа­ция усу­губ­ля­ет­ся на­рас­таю­щи­ми про­цес­са­ми в об­ществ. соз­на­нии, всё бо­лее ув­ле­чён­ном па­ра­диг­ма­ми по­стмо­дер­низ­ма, с его без­гра­нич­ным ре­ля­ти­виз­мом, при­зна­ни­ем со­су­ще­ст­во­ва­ния на­уч­но­го и па­ра­на­уч­но­го зна­ния, сти­ра­ни­ем гра­ней ме­ж­ду стро­гим ис­сле­до­ва­ни­ем и сен­са­ци­он­ны­ми «от­кры­тия­ми», пред­ло­жен­ны­ми пуб­ли­ке людь­ми, не об­ла­даю­щи­ми про­фес­сио­наль­ны­ми зна­ния­ми и уме­ни­ем. Ре­шить все эти про­бле­мы ис­то­рич. нау­ка в со­стоя­нии на пу­ти раз­ви­тия собств. ме­то­до­ло­гич. ба­зы, уг­луб­лён­но­го изу­че­ния ис­точ­ни­ков и по­пу­ля­ри­за­ции ре­зуль­та­тов серь­ёз­ных на­уч. ис­сле­до­ва­ний.

Как узнать прошлое человека?

Как люди стали узнавать о том как жили их предки?

Люди, жившие в прошлом, занимались какой-либо деятельностью: строили различные сооружения, сражались друг с другом, разводили скот, занимались каким-либо ремеслом (ткачество, кузнечное дело и др.) Естественно, после себя наши предки оставляли «следы жизни», с помощью которых ученые могут нам поведать об их прошлом. Эти останки принято называть историческими источниками.

Вещественные исторические источники 

Это те останки, которые находят ученые посредством раскопок. Они материальны, их можно пощупать. Например: посуда, оружие, обувь украшения и т.д.

Эти «следы жизни» имеют большое значение для исторической науки, ведь с их помощью ученые могут лучше узнать, как жили люди еще до изобретения письменности.

Письменные исторические источники

Данный вид останков также может быть найден посредством раскопок. Главное его отличие от артефактов в том, что кроме ценности материальной (можно узнать много по обложке книги, материалу, на котором писали люди) он дает возможность узнать, что думали наши предки, какие события происходили, какие издавались законы в то или иное время.

К данному виду источников относятся: книги, свитки, глиняные таблички, летописи, хроники, мемуары и т.д.

1. Чем древнее записи, тем труднее их расшифровать – это является одной из проблем работы с данными источниками.

2. Вторая проблема – это достоверность текста источника, ведь ни для кого не секрет, что историю пишут победители для укрепления ими почетного места в памяти прошлого человечества.

Устные исторические источники

Последний вид артефактов тесно связан с устным народным творчеством. Это все то, что передавалось целыми поколениями из уст в уста: мифы, легенды, песни, сказки, былины. С помощью этих источников мы можем проследить нравы и обычаи какого-либо народа, ведь в них отразились представления людей о мире, происхождении человека, о правителях и героях того или иного времени. Справедливо сказать, что данный вид источников является не особо достоверным, по нему сложно судить о том каким было прошлое человечества, ведь там содержалось много сказочного и вымышленного.

Как мы видим, типы исторических источников имеют большие различия между собой, в особенности их способы получения и разъяснения. Работа с историческими источниками занимает у ученых много времени, так как многие артефакты дошли до нас не в целостности и сохранности, а некоторые из них трудно восстановить даже в первозданном виде.

Работа с историческими источниками на уроках истории также занимает отдельное место. Благодаря данному процессу ученики лучше узнают историю человечества, он содействует созданию ярких образов и картин прошлого, создает присутствие духа эпохи.

Как узнать прошлое человека? В этом нелегком деле нашей науке «ИСТОРИИ» приходят на помощь вспомогательные научные дисциплины. Данные науки являются своеобразными «кирпичиками», из которых складывается целое историческое знание. Они помогают истории более достоверно донести нам о прошлом человека. Каждая из этих дисциплин изучает свою определенную область в истории: родословную, монеты, печати, гербы и эмблемы, древнее оружие, ордена и др.

Археология — наука, изучающая материальные артефакты прошлого человечества (предметы, окружение людей прошлого).

Антропология — наука, изучающая и восстанавливающая физический облик древних людей (то, как они выглядели).

Этнология — наука, изучающая своеобразность и самобытность жизни различных народов (то, как люди жили, культура, ценности и т.д.).

Одной из самых интересных и привлекательных исторических наук является археология.

Кто из нас не слышал про Лару Крофт или Индиану Джонса? Сколько интересных фильмов связано с раскопками. По праву профессия археолога является одной из самых романтичных специальностей в мире.

Конечно, не стоит путать работу профессиональных археологов с действиями вымышленных героев в художественных фильмах. Ведь труд ученного требует упорства, трудолюбия и серьезного отношения к делу. Восстановление жизни людей в далёком прошлом по вещественным останкам – вот главная цель археологов.

Из историй прошлого мы можем с вами узнать много необычных и даже парадоксальных вещей.

Важность изучения истории

История – это наука, которая изучает прошлое человечества, его развитие, события и процессы, которые привели к современному состоянию нашего мира. Изучение истории является необходимым для понимания нашего прошлого и его влияния на настоящее и будущее. Вот почему изучение истории является важным аспектом нашего образования и культуры.

Понимание исторического контекста

Изучение истории помогает нам понять, какие факторы и события дали начало тем явлениям и проблемам, которые мы встречаем сегодня. Например, изучение Второй мировой войны позволяет нам лучше понять причины и последствия конфликта, а также его влияние на формирование политической и социальной обстановки в разных странах.
История также помогает нам осознать, что многие вещи, с которыми мы сталкиваемся сейчас, имеют корни в прошлом

Например, изучение истории индустриальной революции позволяет нам понять происхождение современной промышленности, уровень развития технологий и важность экономического роста.

Оценка и анализ

  • История помогает нам развивать навыки оценки и анализа. Изучение исторических событий и их воздействия на общество и культуру позволяет нам смотреть на вещи более объективно и критически.
  • Осознавая, какие решения были приняты в прошлом, мы можем учиться на ошибках и избегать их в будущем. Изучение истории помогает нам развить способность прогнозировать последствия наших действий и принимать взвешенные решения.

Идентичность и культура

  • История играет важную роль в формировании нашей индивидуальной и коллективной идентичности. Изучение истории нашего народа, нашей культуры и нашего места в мире помогает нам понять себя и свою роль в обществе.
  • История также помогает нам понять другие культуры и народы, их традиции, ценности и успехи. Изучая историю других стран, мы можем развивать толерантность, уважение и понимание культурного разнообразия в нашем мире.

Уроки прошлого

  • История помогает нам извлекать уроки прошлого и использовать их для создания лучшего будущего. Изучение исторических ошибок и достижений позволяет избегать повторения прошлых ошибок и строить более устойчивое и справедливое общество.
  • История также позволяет нам видеть, что люди всегда находятся перед вызовами и трудностями, и это помогает нам развивать силу воли, оптимизм и веру в будущее.

В итоге изучение истории является не только важным для получения образования, но и для развития духовности и культурного наследия. Оно помогает нам понять наше прошлое, сформировать нашу идентичность, развить критическое мышление и использовать уроки прошлого для создания лучшего будущего.

История и ее предмет

История — это наука, изучающая прошлое человечества. Она изучает различные события, происходившие в прошлом, их причины, последствия, их взаимосвязи и изменения со временем. История помогает понять, как различные общества развивались и менялись, а также как современное общество сформировалось на основе прошлых событий.

Предмет истории может быть очень широким, включая все аспекты прошлого человечества. Однако, история обычно делится на периоды или эпохи, чтобы облегчить изучение и организацию материала. Примерами таких периодов могут быть древность, Средние века, Возрождение, Новое время и т.д.

История исследует различные аспекты прошлого, включая:

  1. Политическая история изучает политические системы, правителей, войны и политические события прошлого.
  2. Социальная история анализирует социальные классы, структуры и проблемы, а также социокультурные аспекты прошлого.
  3. Экономическая история изучает экономические системы, торговлю, развитие производства и хозяйственную деятельность.
  4. Культурная история исследует развитие и эволюцию культуры, искусства, литературы, религии и других аспектов науки и культуры прошлого.

История использует различные инструменты и методы исследования, включая архивы, исторические источники, археологические находки, анализ текстов и другие исторические материалы. Историки стараются оставаться объективными и научными при изучении прошлого, их исследования часто включают анализ, интерпретацию и обобщение данных для получения более полного представления о прошлом.

Пример таблицы с хронологической группировкой исторических событий
Период
Примеры исторических событий

Древность

  • Строительство пирамид в Древнем Египте
  • Войны Прелестного дола в Древней Греции
  • Распространение Римской империи

Средние века

  • Крестовые походы
  • Возникновение феодализма
  • Великая Шелковая дорога

Возрождение

  • Ренессанс в Европе
  • Великие географические открытия
  • Протестантская Реформация

История помогает нам понять прошлое, чтобы сделать лучшие решения в настоящем и будущем. Ее изучение не только развивает навыки анализа и критического мышления, но и помогает нам лучше понять, как наше современное общество сформировалось и какие изменения произошли на протяжении веков.

История учит думать и решать проблемы

История может быть необычайно сложной. Эта наука требует кропотливой умственной деятельности, тщательного обдумывания и решения проблем. Углубляясь в прошлое, историки почти всегда находят вопросы без ответов, неясную информацию или недостающие фрагменты доказательств.

Закончив свое исследование, историк должен начать искать ответы. На этом этапе история становится похожей на гигантскую головоломку – за исключением того, что нет коробки или картинки, которые могли бы служить ориентиром, и некоторые части отсутствуют. Историк должен взвесить все доказательства, мыслить логически, а затем разработать убедительные и обоснованные аргументы или теории.

Философия истории

Определение 2

Философия истории — это часть философии, которая пытается ответить на вопрос о смысле человеческой истории.

К этой сфере относятся спекуляции о телеологическом конце истории, то есть развивается ли исторический процесс по плану, имеет ли цель, принципы и конечен ли он. Философию истории не надо путать с историографией, то есть с изучением истории как академической дисциплины, которая имеет свои методы, практическое применение и историю. Также не следует философию истории смешивать с историей философии, то есть изучением истории философской мысли.

Профессиональные историки обсуждают вопрос, является история наукой или свободным искусством. Такое разделение во многом является искусственным, поскольку как область знания историю рассматривают в разных аспектах.

К подходам к развитию философии истории можно отнести:

  • формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс);
  • цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Я. Данилевский, Ш. Айзенштадт, С. А. Нефёдов, Д. М. Бондаренко, Б. С. Ерасов, И. В. Следзевский, Г. В. Алексушин);
  • мир-системный (А. Г. Франк, С. Амин, И. Валлерстайн, Дж. Арриги, К. Чейз-Данн, А. В. Коротаев, Дж. Абу-Лугод, М. А. Чешков, Т. дус Сантус, А. И. Фурсов, Л. Е. Гринин);
  • школа «Анналов» (Л. Февр, Ж. Ле Гофф, М. Блок, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич).

Что изучает наука история

Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.

Наука история оперирует только точными фактами. Как и любая другая наука, история развивается, накапливает новые факты и знания, которые она получает из различных исторических источников.

Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения. Но этим занимается наука, называемая хронологией. А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта. История позволяет выявить причинно-следственные связи, возникающие между различными явлениями. Анализ этих связей дает возможность понять сущность исторических явлений, а самое главное, сделать необходимые выводы, позволяющие избежать повторения некоторых ошибок прошлого. Поверьте, что прошлое не исчезает в никуда, а продолжает жить вокруг нас в накопленном человечеством опыте социальной жизни.

История изучает жизнь людей в пространстве и во времени. При этом наука история не предполагает каких-либо произвольных изъятий фактов из этой жизни. В прошлом история в нашей стране была сильно политизирована, и многие факты умалчивались или освещались однобоко. В настоящее время историки отходят от догм прошлого и становятся объективными. Однако в последние годы появилось немало ученых – историков, которые оценивают исторические события только как ошибки и трагедии. Такой подход к изучению прошлого тоже не дает объективной оценки историческим событиям и является в корне не верным.

Учеными – историками написано немало различных научных трудов, в которых отражаются различные этапы исторического развития общества, взаимосвязь между различными историческими процессами, происходящими в мире.

Объекты исторического исследования

В историческом исследовании объектом изучения являются прошлые события, процессы и явления. Они могут быть разными по своей природе и рассматриваться на разных уровнях.

Одним из основных объектов исследования истории являются события. Историки изучают и анализируют прошлые события, такие как войны, революции, политические и социальные перемены, культурные и научные достижения, экономические процессы и другие важные события, которые оказывают существенное влияние на развитие общества.

Еще одним важным объектом исторического исследования являются личности. Историки изучают жизнь и деятельность отдельных личностей, таких как политические и военные деятели, ученые, художники, писатели и другие люди, которые оказали заметное влияние на ход истории.

Немаловажным объектом исследования в истории являются социальные группы и классы. Историки изучают их структуру, функции, взаимоотношения и их влияние на социальные процессы. Рассматриваются различные социальные группы, такие как крестьяне, рабочие, дворяне, буржуазия и другие, а также их положение в обществе и изменения, которые происходят внутри этих групп.

Объекты исторического исследования:
События
Личности
Социальные группы и классы

Исследование истории осуществляется с помощью различных методов, таких как источниковедение, архивоведение, экономический анализ, политологический анализ, социологический анализ и другие научные подходы. Комплексное и многопрофильное изучение объектов исторического исследования позволяет углубленно изучать исторические явления и события, а также понять их взаимосвязь с современностью.

Новые технологии науки истории

Наука истории не остается в стороне от современных технологических достижений и активно использует их для более глубокого и точного исследования прошлого. Вот некоторые из новых технологий, которые применяются в науке истории в России:

  1. Цифровые архивы: С большим объемом исторических документов и архивов, историки используют цифровые технологии для создания электронных архивов и баз данных. Это делает доступ к источникам гораздо удобнее и ускоряет процесс исследования.
  2. 3D-сканирование и воссоздание артефактов: С помощью 3D-сканеров и принтеров историки могут создавать точные копии и воссоздания археологических находок и артефактов, что помогает лучше понять их структуру и историческую ценность.
  3. Географическая информационная система (ГИС): ГИС позволяют историкам создавать интерактивные карты, на которых можно отображать и анализировать исторические данные и местоположения событий.
  4. Анализ данных и компьютерное моделирование: Использование компьютеров и специального программного обеспечения позволяет историкам проводить более сложные анализы данных и создавать компьютерные модели, помогающие понять исторические процессы.
  5. Сетевые ресурсы и базы данных: Интернет и базы данных облегчают поиск и доступ к источникам и исследованиям. Историки могут обмениваться информацией и совместно работать над проектами.
  6. Реставрация и сохранение исторических объектов: С использованием современных методов реставрации и хранения, историки могут поддерживать и сохранять исторические памятники и артефакты в лучшем состоянии.
  7. Судокартография: Эта технология позволяет историкам анализировать и интерпретировать карты и схемы, что полезно при изучении военных и политических событий.
  8. Виртуальная реальность (VR): С помощью VR-технологий историки создают виртуальные экскурсии и реконструкции исторических событий, чтобы сделать обучение истории более интерактивным.

Эти новые технологии позволяют историкам в России расширить границы своих исследований и лучше понимать прошлое, делая науку истории более доступной и увлекательной для всех.

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих “Гойко Митичей”, сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что “все понял и все знает”, короче “аналитег”. Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде “Великорусский пахарь”, за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и “чеченских адвокатов”, в результате чего третий том был фактически запрещен.

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

История России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред .Б .Н. Флори
Федоров В.А. (ред.) История России XIX – начала XX в.
Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
была еще постсоветская история, неплохая, но что-то не могу найти

Рекомендуем! Бесплатный вебинар «4 шага к профессии «Сметчик». Секреты финансового успеха в сметном деле для новичков и опытных. Принять участие >>

2) Всемирная история, из требуемых периодов:

Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через “не могу”. Второй, по XVI веку очень неплох.История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов – 1918 г
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник

Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом
История Востока. В 6 томах

Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: