Иван-царевич, иван-дурак, василиса — любимые герои русских народных сказок

Список устное народное творчество. устное народное творчество русского народа

Литература

  • Фольклор // Большая российская энциклопедия. Том 33. — М., 2017. — С. 457.
  • Фольклор — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Соколов Ю. Фольклор // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 11 / Гл. ред. Луначарский А. В. ; учёный секретарь Михайлова Е. Н. — М. : Худож. лит., 1939. — 824 стб. : ил.
  • Советская историческая энциклопедия. — М.
  • Аничков Е. В. Фолклор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Адоньева С. Б. Прагматика фольклора. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 312 с. — ISBN 5-288-03428-1.
  • Берёзкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.
  • Борев Ю. Б. История государства советского в преданиях и анекдотах. — М.: Рипол, 1995. — ISBN 5-87907-056-5.
  • Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки. — М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. — 464 с. — ISBN 5-94282-179-8.
  • Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. — Флинта: Наука, 2002. — 400 с. — ISBN 5-89349-115-7.
  • Калугин В. И. Струны рокотаху…: Очерки о русском фольклоре.
  • Костина А. В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — М.: МосГУ, 2009. — № 4 — Культурология.
  • Михневич В. О. Извращение народного песнетворчества. — Исторический вестник, 1880. — Т. III, № 12. — С. 749—779.
  • Никитченков А. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе. — М.: Прометей, 2012.
  • Румянцева С. Нравственность в русской народной премудрости и иносказательности. — LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — ISBN 978-3-659-21493-6.
  • Стефанов П. Мытарства души после смерти в болгарском фольклоре и культуре.
  • Берёзкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог.

Определение

Термин «фольклор» (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа. Как научный термин официально принят Британским фольклорным обществом (The Folklore Society).

На протяжении времени, и в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко — «устная словесность», «устное поэтическое творчество»; единство в употреблении термина отсутствует. Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры в феодальном обществе и сохраняющихся пластах культуры крестьянской среды на протяжении последующих периодов в истории общества; в то же время к фольклору может быть отнесено любое самодеятельное творчество (современный городской фольклор), при этом особый интерес представляет творчество субкультурных групп — объединённых общим занятием (творчество горняков, солдатский, туристский, студенческий фольклор) или по другим причинам.

Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Какие есть жанры устного народного творчества?

К жанрам устного народного творчества относятся большие фольклорные жанры и малые фольклорные жанры(то есть детский фольклор).

К большим жанрам относятся сказки,легенды,былины,исторические песни,лирические песни,баллады,частушки.

К малым(детскому фольклору) – загадки,считалки,поговорки,игровые песни,колыбельные,дразнилки,пословицы.

Для лучшего запоминания предлагаю таблицу,где об этом подробно написано.Смотрите и запоминайте.

Существуют различные дополнения в классификациях жанров устного народного творчества, но наиболее известными из них все же являются сказки, былины, частушки, пословицы, поговорки, песни. Некоторые авторы относят к этой категории также загадки, приговорки, потешки, скороговорки, считалки, заклички, загадки, прибаутки и др.

Устное народное творчество, или фольклор, объединяет множество жанров, самым известным и объемным из которых является, конечно, былина. Вспомним русскую былину “Соловей-разбойник и Илья Муромец” или “Садко”.

Из крупных форм устного народного творчества можно указать сказания – это произведения исторического и легендарного характера. Примером этого жанра устного народного творчества является “Сказание о князьях Владимирских”, а также “Сказание о Мамаевом побоище”.

Среди жанров устного народного творчества отмечу также следующие:

обрядовые песни и хороводы;

бытовые, волшебные сказки и сказки про животных;

пословицы и поговорки;

Устное народное творчество включает в себя достаточно большой список. Устное, значит то, что передается словами из поколения в поколение (произошло от из уст в уста, уста – это губы, поэтому передается при помощи речи).

Среди самых известных я могу выделить: пословицы и поговорки, сказки, былины, считалки, приметы, загадки, т.е. все то, что нам передано нашими предками.

Все эти жанры устного народного творчества применяются до настоящего времени. Все эти жанры создавались народом не за один день, а за исторический период.

Напишу более полный список жанра устного народного творчества, но не полный, так как их достаточно много:

Устное народное творчество создавалось веками. На самом деле жанров очень много.

Своё название данное творчество получило из-за того, что оно передается из уст в уста из поколения в поколение.

Жанры устного народного творчества в зависимости от объёма бывают большие и малые фольклорные формы жанров.

К первой категории жанров относятся: былины, предания, сказки, баллады, легенды.

Ко второй группе можно отнести: загадки, прибаутки, пословицы, поговорки, скороговорки, приметы.

Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, автором которых является народ. Эти произведения передавались из уст в уста.

Жанры фольклора: сказка, былина, предание, быличка, бывальщина, пестушка, загадка, песня, пословица, поговорка и др.

Необъятное устное народное творчество, которое создавалось на протяжении многих веков, имеет множество разновидностей (жанров). Всё многообразие жанров, в зависимости от объёма произведения, делится на две группы — большие и малые фольклорные формы жанров.

К большим формам жанров можно отнести:

  • былины;
  • легенды;
  • предания;
  • сказы;
  • баллады;
  • сказки (бытовые, волшебные, о животных);
  • песни (исторические, лирические, трудовые и пр.);

Группа малых фольклорных жанров более многочисленна:

  • прибаутки;
  • загадки;
  • поговорки;
  • небылицы;
  • пословицы;
  • скороговорки;
  • считалки;
  • дразнилки;
  • приговорки;
  • побасенки;
  • присказки;
  • заклички;
  • потешки;
  • приметы;
  • перевертыши;
  • пестушки;
  • к этой группе также можно отнести частушки и анекдоты.

Небылицы

Небылица является малоизученным литераторами в отличие, например, от считалок и потешек. Небылицы и встречаются намного реже, однако их очень любят дети и их заботливые родители. Небылица — это какой-то смешной, нескладный по смыслу или вовсе лишенный его стишок, написанный в шуточном жанре. Небылица также может быть считалкой для детской игры, а может просто развлекать детей, побуждая их размышлять о подтексте, который, возможно, все-таки имеется в ней.

К этому же жанру относятся небылицы-перевертыши, которые К. И. Чуковский считал очень полезными для умственного развития ребенка и писал, что ребенок может играть не только кубиками и камушками, но и мыслями. Вот почему великий детский сказочник так любим детьми, ведь он постоянно использовал в своем творчестве фольклорный стиль небылиц.

Понятие и особенности русского народного творчества

Фольклор – это международный термин, который был введен в науку впервые в 1846 году В. Томсом.

Замечание 1

Слово «фольклор» в буквальном переводе означает «народное знание», «народная мудрость» и обозначает различные проявления народной культуры.

В отечественной науке закрепились и другие термины: народная словесность, народная поэзия, народное поэтическое творчество. Название «устное народное творчество» подчеркивает устный характер фольклора. А название «народнопоэтическое творчество» является указанием на художественность как на признак, которым фольклорные произведения отличаются от верований, обрядов, обычаев. Подобное обозначение ставит устное народное творчество в один ряд с другими видами художественной литературы и народного художественного творчества.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Устное народное творчество – это сложное синтетическое искусство. В его произведениях часто соединяются элементы разных видов искусств – музыкального, словесного, театрального. Фольклор изучают такие науки, как история, социология, этнография, психология. Устное народное творчество имеет тесную связь с народными обрядами и бытом.

Наука, которая занимается изучением устного народного творчества, называется фольклористикой. Если же под литературой рассматривать не только письменное художественное творчество, в в целом словесное искусство, то фольклор является особым видом литературы, а фольклористика – частью литературоведения.

Фольклору присущи свойства искусства слова, и он этим близок к литературе. При этом фольклор имеет специфические особенности:

  • Традиционность;
  • Синкретизм;
  • Анонимность;
  • Импровизация;
  • Вариативность.

Древнейшее устное народное творчество находилось в синкретичном состоянии – состоянии нерасчлененности, слитности. Искусство не было отделено от остальных видов духовной деятельности.

Произведения устного народного творчества анонимны, их авторами является народ. Любое произведение фольклора создается на основе традиции. Д.С. Лихачев отмечал, что в фольклорном произведении нет автора не только потому, что о нем утрачены сведении, но и потому, что автор выпадает из поэтики фольклора. В произведениях устного народного творчества может быть рассказчик, исполнитель, сказитель, но автора, сочинителя в нем нет.

Традиционная преемственность фольклора охватывает целые столетия. Как отмечал академик А. А. Потебня, фольклор передается из уст в уста по памяти, но пи этом проходит через слой народного понимания. Носитель фольклора творит в рамках традиции, опираясь на предшественников, изменяя, повторяя, дополняя текст произведения. Если в литературе присутствуют автор и читатель, то в фольклоре – исполнитель и слушатель. Традиционность является важнейшим и основным специфическим свойством устного народного творчества.

Каждое фольклорное произведение существует в огромном количестве вариантов.

Импровизация – характерная особенность произведения устного народного творчества, непосредственно связанная с вариативностью.

Импровизация – это создание фольклорного произведения либо его части непосредственно в процессе исполнения. Эта особенность характерна в большей степени для плачей и причитаний.

Таким образом, фольклором называется традиционное художественное творчество народа, равно относящееся и к устному, и к песенному искусству, и к старинному творчеству, и к новому

Сказка «Солдатская шинель»

Отражение народной морали в тексте

Бытовые сказки часто имели социальную направленность, ее главным положительным героем был бедный человек: крестьянин, работник или солдат. В этих сказках нет чудес, магии или волшебства. К бытовой сказке относится «Солдатская шинель», сюжет представляет собой случай из обыденной жизни. Неунывающий солдат похвалился перед барином своей шинелью, которая служила ему и удобной постелью. Барин захотел приобрести такую хорошую вещь, которая заменит ему перины и подушки. Дома он попробовал уснуть на шинели, но не смог и пошел жаловаться к командиру солдата. Командир понял, что со стороны солдата не было обмана: после тягот службы находчивый солдат крепко засыпал на шинели, подложив рукав под голову и укрываясь ее полой. Бездельнику барину тяжело засыпалось и в удобной кровати. Народная мораль выражена в словах командира в конце сказки: кто устает от работы, заснет крепким сном, а «кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей, утверждаются нравственные понятия.

Список устное народное творчество. Устное народное творчество русского народа

Устное народное творчество представляет собой обширный пласт русской культуры, формировавшийся на протяжении многих столетий.

В произведениях русского фольклора отражаются многие чувства народа и его переживания, история, серьезные раздумья о смысле жизни, юмор, веселье и многое другое.

Большинство произведений устного народного творчества существуют в стихотворной форме, которая позволяла их хорошо запоминать и передавать из поколения в поколение в устной форме.

Обратите внимание

К малым жанрам фольклора относятся небольшие по объему произведения: частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные песни, небылицы, скороговорки.

Иногда их относят к детскому фольклорному творчеству, потому, что знакомство человека в давние времена с этими произведениями происходило в том возрасте, когда он еще даже не разговаривал.

Эти произведения интересны своей яркостью, доступностью, понятной для всех формой.

Русские народные пословицы

Русские пословицы и поговорки – представляют собой краткое, ритмически организованное, образное народное высказывание часто назидательного, поучающего содержания, это своеобразные народные афоризмы. Часто состоят из двух частей, подкрепленных рифмой, имеют ритм, характерную аллитерацию и ассонансы.

Подробнее >>

Русские народные потешки

Народные потешки – рифмованные коротенькие истории, песенки и стишки, сочетаемые с простыми движениями, предназначенные для развлечения ребенка, тренировки его памяти, развития мелкой моторики рук и координации движений, гармоничного развития ребенка в целом, посредством ненавязчивой игровой формы.

Подробнее >>

Русские народные прибаутки

Прибаутки или забавушки – маленькие смешные часто рифмованные произведения, рассказывающие в яркой, занимательной форме об интересных событиях, произошедших с её героями. Отличаются динамичным содержанием, энергичными поступками героев, призваны заинтересовать ребенка, развить его воображение, принести позитивные эмоции.

Подробнее >>

Русские народные небылицы

Русские народные небылицы – небольшие по объему сказочные истории, иногда поданные в рифмованной форме, сюжет которых построен на бессмысленных, неподдающихся логике событиях. Их задача – развеселить слушающего, привить ребенку чувство юмора, логику, фантазию и развить весь процесс мышления в целом.

Подробнее >>

Русские народные скороговорки

Русская скороговорка – короткая шуточная фраза, построенная на сочетании труднопроизносимых звуков, придуманная нашими предками для развлечения и используемая сейчас для коррекции проблем с речью и дикцией.

Подробнее >>

Русские народные частушки

Русские частушки – широта души русского человека, его тонкое чувство юмора и красота поэтической души в коротких, хлестких, берущих за душу, заставляющих смеяться и плакать в мелодичных рифмованных четверостишиях.

Подробнее >>

Русские народные загадки

Русская загадка – вопросительное иносказательно описание предметов и явлений, особый вид развлекательного, острословного жанра, призванный заставлять человека думать, проявлять сообразительность, развивать его память и внимание. Подробнее >>

Подробнее >>

Русские народные колыбельные песни

Русская колыбельная – тихий, ритмичный и мелодичный напев, призванный успокоить ребенка и уложить его спать, сопровождающийся легким покачиванием детской колыбельки.

Состав считалки

Считалка представляет собой рифмованные или белые строки, которые часто содержат какой-то законченный рассказ и используются в качестве прелюдии к детской игре

Она часто произносится в довольно быстром темпе, в строгом ритме, причем внимание целиком уделяется не тому, что содержится в строках, а именно результату. Считалки для детей, как правило трехчастные, содержат зачин, или вступление; ход, или основное содержание; концовку, то есть результат

Сама по себе считалка представляет собой законченное произведение.

В качестве сюжета для считалки может выступать абсолютно все, что окружает народ. Например, домашний быт, лес и его обитатели, домашние животные, трудовые процессы. Кроме этого, очень часто детские русские считалки состоят из слов, заимствованных у другого народа или же сочиненных во время игр.

Правильное произношение и использование слова «фольклор»

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения («фольклёр» и «фольклор») допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание «народный фольклор». Однако это использование термина не совсем правильное, ведь «фольк» из слова фольклор уже означает «народное», таким образом, если говорить «народный фольклор», то мы повторяем «народный» дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Фольклор как средство выражения любви

Первой в жизни ребенка появляется мать, которая для него является всем миром. Она — его руки, пока он не умеет пользоваться своими, она — его ноги, пока его ножки не ходят, она — его язык, пока он не научился разговаривать

Вот почему так важно, чтобы все в окружении малыша были любящими и заботливыми. Важно уметь говорить с ним на одном языке — языке любви, для чего и создан был народом детский фольклор, который для малыша является одним из инструментов познания, ярким и красочным, живущим и действующим по своим законам

Слушая ежедневно ритмичные строки с простыми словами, ребенок наиболее гармонично и встесторонне развивается в атмосфере любви и нужности, которой часто лишены современные дети. Итак,что такое считалки? Это любовь и забота матери, дающей полноценную позитивную информацию подрастающему ребенку.

Какие сказки относятся к устному народному творчеству. Сказки — ведущий жанр устного народного творчества

Ольга Яковенко Сказки — ведущий жанр устного народного творчества

Сказки – ведущий жанр устного народного творчества . Тематические группы сказок . Занимательность сюжета, четкость характеристик, типичность образов героев сказок : простота композиции, традиционные приемы построения народной сказки : присказки , повторы, концовки.

Сказка – это вымышленная история с радостным концом и непременной победой добросердечна над злом

Сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности.

Сказка — 1 . Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно с участием волшебных сил) . Сказка — 2 . Выдумка, неправда, небылица.

Сказки возникли в незапамятные времена. О древности сказок говорит , например, такойфакт: в необработанных вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания , а о гениальной способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все сущее — небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала.

Больше всего привлекает детей сказочный герой . Обычно это человекидеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха.

Сказка строится по принципу цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Часто сказка включает песенки , прибаутки. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность дополняется забавностью сказок . В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор.

Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк , заяц, кот, медведь и многие другие животные ( «Петушок – золотой гребешок» , «Звери в яме» ).

Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир.

Волшебные сказки для детей полностью построены на вымысле, и заключают в себе особый мир со своими законами. Они имеют сложную структуру, определенные композиционные схемы, круг сюжетов и мотивов.

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. «Морозко» .

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Царевна-Лягушка» .

Другая характерная особенность этого рода сказок – выполнение сложных задач, например, борьба героя с Кощеем или Змеем-Горынычем.

Счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра.

В социально-бытовых сказках нашли свое отражение черты народного быта русских людей с самых древних времен. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трех братьях , в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде , о злой мачехе и умной доброй падчерице и т. п.

В любом случае, народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. Сказки баюкают , погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Иван-дурак

Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, опирающегося на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат.
С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу… Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает первую (по Ж. Дюмезилю) магико-юридическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с жреческими обязанностями. Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику.
Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти» (живущие за чертой), пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных — Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас — глупого человека. Естественно, ведь самый младший — самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: