Первые лучи
Будущий «король-солнце» был, возможно, самым долгожданным дофином французской истории: Анна Австрийская родила его спустя 23 года бесплодного брака. Одновременно он же стал самым долгоправящим монархом Франции. При этом в раннем возрасте Людовик XIV чудом избежал смерти: в пять лет чуть не утонул в пруду, а в девятнадцать — едва не умер от брюшного тифа.
Не менее опасны оказались политические болезни. С 1643 года, после смерти Людовика XIII и воцарения Людовика XIV, регентшей при юном монархе была мать — Анна Австрийская. Первым министром оказался непопулярный кардинал Мазарини. В 1648 году недовольство обернулось Фрондой — мятежом парижского парламента и аристократии. Бунт совпал с казнью Карла I в Англии. И фрондёры поговаривали, что это соблазнительный пример. Однако королева с Мазарини перехитрили оппозицию и остались у власти.
Кардинал Мазарини. (Wikimedia Commons)
Десятилетний Людовик лишь наблюдал за происходящим, но выводы сделал правильные. Во Франции не нашлось сплочённой антимонархической силы, а лидеры мятежа легко покупались обещаниями. Кроме того, победить феодальную знать смог безродный иноземец. Поэтому, когда в 1661 году Мазарини умер (к возмущению памфлетистов — в своей постели), король заявил, что отныне будет править сам.
Версальский двор
Духовенство во Франции еще с болонского конкордата 1516 г. было в полной зависимости от короля, а дворянство было усмирено усилиями Ришелье и Мазарини. При Людовике XIV феодальная аристократия вполне превратилась в придворную знать. Король оставил за дворянством все его тягостные для народа права и привилегии, но совершенно подчинил его своей власти, привлекши к придворной жизни хорошо оплачиваемыми должностями, денежными подарками и пенсиями, признаками внешнего почета, роскошью обстановки, весельем светского времяпрепровождения. Не любя Парижа, с которым были связаны тяжелые воспоминания детства, Людовик XIV создал себе недалеко от него особую резиденцию, чисто придворный город – Версаль, построил в нем громаднейший дворец и завел здесь сады и парки, искусственные водоемы и фонтаны. В Версале шла шумная и веселая жизнь, тон которой задавали, королевские фаворитки Лавальер и Монтеспан, и только в старости короля, когда на него более всего оказывала влияние г-жа Ментенон, Версаль стал превращаться в некоторое подобие монастыря. Версальскому двору стали подражать в других столицах, и французский язык, французские моды, французские манеры распространились в высшем обществе всей Европы.
Религиозные дела при Людовике XIV
В делах религиозных Людовик XIV держался той же системы, стесняя права церкви по отношению к своей власти и расширяя эти права по отношению к нации. Людовик XIV поссорился с папою (Иннокентием XI) из-за назначения на епископские должности и собрал в Париже национальный собор (1682), на котором Боссюэ провел четыре положения о вольностях галликанской церкви (папа не имеет власти в светских делах; вселенский собор выше папы; у французской церкви есть свои законы; папские постановления в делах веры получают силу лишь с одобрения церкви). Галликанизм ставил французское духовенство в довольно независимое положение по отношению к папе, но зато усиливал власть над духовенством самого короля. Вообще Людовик XIV был правоверным католиком, дружил с иезуитами и хотел, чтобы все подданные были католиками, отступая в этом отношении от веротерпимой политики Ришелье. Среди самих католиков было много недовольных безнравственными учениями иезуитизма, и даже образовалась против них партия янсенистов (по имени бельгийского епископа Янсения), до некоторой степени усвоившая взгляд протестантов на значение благодати Божией и добрых дел. К числу янсенистов принадлежал известный ученый физик и крупный писатель Паскаль (1623 – 1662), который во времена Мазарини издал убийственную для иезуитов книгу «Провинциальные письма». Людовик XIV поднял на это направление настоящее гонение, действуя теперь уже в полном единомыслии с папством. Но особенно проявил Людовик XIV свою религиозную исключительность в отношении в протестантам. С самого начала царствования он их стеснял разными способами, чем и заставил почти всю гугенотскую аристократию вернуться в лоно католической церкви, а в 1685 г. и совсем отменил Нантский эдикт. Для насильственного обращения гугенотов были пущены в ход военные постои в их жилищах (драгонады), а когда гонимые за веру стали эмигрировать, их ловили и вешали. В одной местности произошло было восстание, но его скоро подавили жесточайшим образом. Многим гугенотам удалось спастись бегством в Голландию, Швейцарию и Германию, куда они принесли с собою свои капиталы и свое искусство в ремеслах и промышленности, так что отмена Нантского эдикта и в материальном отношении была невыгодна для Франции.
Людовик XIV
После смерти кардинала Мазарини, в 1661 г., Людовик XIV лично стал править государством и правил потом Францией более полувека. Придворные льстецы называли его Великим (Louis le Grand), но из всех монархов, которым давали этот титул, менее всего подходит он как раз к Людовику XIV. У него, пожалуй, были качества, необходимые для хорошего правителя, – здравый смысл и блестящая память, сильная воля и неутомимое трудолюбие, умение внушать к себе доверие и уважение, но в нем не было ни творческой мысли, ни идеальных помыслов. Мало того, в нем были крупные недостатки, перевешивавшие хорошие качества. Людовик XIV был в высшей степени тщеславный и властолюбивый эгоист, любивший блеск и роскошь, лесть и поклонение, а его ум отличался односторонностью и прямолинейностью, вполне соответствовавшими его, в сущности, низменным стремлениям, которые лежали в основе даже величественных замыслов его политики. В юности в его поведении была большая доля легкомыслия, в старости он стал предаваться чисто внешнему благочестию, заботясь о спасении своей души. Смуты фронды и первая английская революция, который происходили в его малолетство, внушили ему настоящую ненависть ко всякому проявлению общественной самодеятельности, и он всю жизнь занимался все большим и большим укреплением своей власти. Его лозунгом были слова: «Государство это – я» (L’état, c’est moi), приписываемые ему современниками, и на деле он вел себя вполне сообразно с этим изречением. Он просто обоготворял свою власть, и в его царствование епископ города Mo Боссюэ написал «Политику, извлеченную из собственных слов священного писания», в которой, можно сказать, развил основную мысль Людовика XIV до возведения абсолютизма чуть не на степень божественной заповеди.
Портрет Людовика XIV в молодости. Художник Ш. Лебрен, 1661
Придворная литература
В царствование Людовика XIV стала господствовать в Европе и французская литература, которая приняла на родине тоже чисто придворный характер. Уже прежде во Франции существовали среди аристократии покровители писателей и художников, но с середины XVII в. главным и даже почти единственным меценатом сделался сам король. В первые годы своего правления Людовик XIV назначил государственный пенсии очень многим французским и даже некоторым иностранным писателям и основал новые академии («надписей и медалей», живописи, скульптуры, наук). Но король-меценат требовал при этом, чтобы писатели и художники прославляли его царствование и не отступали от принятых мнений, вследствие чего, например, философия Декарта была у него в немилости. Век Людовика XIV в истории литературы был эпохою развития так называемого ложноклассицизма, чисто условной поэзии с твердо установленными правилами, постоянно соображавшейся с придворным этикетом и изысканными вкусами высшего общества. В трагедиях Корнеля (1606-1684) и Расина (1639-1699), рассудочных и написанных высоким слогом, с большим красноречием, но часто без поэтического одушевления, под именами и в обстановке древних греков и римлян выводились на сцену, в сущности, придворные кавалеры и дамы того времени с их идеями, манерами и способом выражения чувств и мыслей. Правила ложноклассического направления были изложены поэтом Буало (1636-1711), который прославлял «короля-солнце» в своих торжественных одах. Большею свободою пользовалась комедия, и в этой области при Людовике XIV подвизался один из наиболее замечательных комиков во всемирной литературе, Мольер (1620-1673), который остроумно осмеивал общечеловеческие слабости, а также и особенные недостатки современного общества, но, конечно, не мог касаться тем политического содержания. Французский «классицизм» распространился по всей Европе и господствовал в изящной литературе еще в XVIII в. Для самого французского общества двор Людовика XIV был громадным салоном, в котором оно получало свои литературные вкусы и развивало привычку к светскому разговору. В XVIII в. двор уже перестал быть единственным салоном, потому что созданные им вкусы и привычки в самом обществе породили наклонность к светской жизни.
Завершение централизации
Сосредоточивая управление всеми делами в своих руках или в руках министров, Людовик XIV окончательно утвердил во Франции систему бюрократической централизации. Идя по стопам Ришелье и Мазарини, он уничтожил в некоторых областях провинциальные штаты и отменил остатки самоуправления в городах; все местные дела решались теперь или в столице, или королевскими чиновниками, действовавшими по инструкциям и под контролем правительства. Вся Франция управлялась тридцатью с небольшим интендантами, которых позднее, в XVIII в., сравнивали с персидскими сатрапами или с турецкими пашами. Интендант занимался всем и вмешивался во все: в его ведении находились полиция и суд, набор войска и взимание налогов, земледелие и промышленность с торговлею, учебные заведения и религиозные дела гугенотов и евреев. В управлении страною все подводилось под одну мерку, но лишь настолько, насколько это нужно было для усиления центрального правительства, во всем же остальном в провинциальном быту царствовало унаследованное от эпохи феодального раздробления чисто хаотическое разнообразие устарелых законов и привилегий, нередко стеснявших развитие национальной жизни. Вообще, разрушая остатки феодализма, Людовик XIV менее всего заботился о тех его остатками, которые были тягостны для народа, но не стесняли действия власти и были выгодны высшим сословиям
Правительство Людовика XIV обратило внимание и на полицию благоустройства, но это учреждение получило при нем и многие другие права. Её ведению подлежали книжная цензура, наблюдение за протестантами и т
п.; во многих случаях она заступала место правильного суда. Между прочим, во Франции в это время появились так называемые lettres de cachet, бланковые приказы о заключении в тюрьму, с королевскою подписью и с пробелом для вписания того или другого имени. Это была полная противоположность английскому Habeas Corpus’y.
Ранняя жизнь и восхождение на трон
Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в замке Фонтенбло. Он был первым сыном короля Генриха IV и его второй жены Марии Медичи. С рождения Людовик был предназначен стать королем Франции, и его воспитание было нацелено на это.
В 1610 году, после убийства Генриха IV, Людовик стал королем Франции в возрасте 9 лет. Однако, до того как он смог править самостоятельно, его мать Мария Медичи стала регентом Франции. Она управляла страной до 1617 года, когда Людовик достиг совершеннолетия и стал править самостоятельно.
Интересный факт: В 1615 году Людовик XIII женился на Анне Австрийской, дочери фердинанда II, императора Священной Римской империи. Этот брак был политическим союзом, который укрепил отношения между Францией и Австрией.
В начале своего правления Людовик XIII столкнулся с проблемами внутренней политики. Он боролся с влиятельными аристократами, которые пытались ослабить его власть. Одним из наиболее известных противников Людовика был герцог де Гийен, который возглавлял оппозицию против короля.
Однако, Людовик XIII был решительным и энергичным правителем, и он смог укрепить свою власть. Он создал новую систему правления, которая позволила ему контролировать аристократию и укрепить центральную власть. Он также провел реформы в экономике и армии, которые укрепили позиции Франции в Европе.
В целом, ранняя жизнь Людовика XIII была сложной и непростой, но он смог преодолеть все трудности и стать одним из наиболее успешных королей Франции.
Таблица: Восхождение на трон
Дата | Событие |
---|---|
27 сентября 1601 | Рождение Людовика XIII |
14 мая 1610 | Убийство Генриха IV |
1610-1617 | Мария Медичи становится регентом Франции |
1617 | Людовик XIII достигает совершеннолетия и начинает править самостоятельно |
Ранняя жизнь Людовика XIII была сложной и непростой, но он смог преодолеть все трудности и стать одним из наиболее успешных королей Франции. Его решительность и энергичность помогли ему укрепить свою власть и провести реформы, которые укрепили позиции Франции в Европе.
Личная жизнь и смерть любвеобильного правителя
Посмотрев с высоты нынешнего века на любой исторический период, можно с уверенностью утверждать, что личная жизнь монархов напрямую влиял на политику и жизнь государства в целом. Все это справедливо и для абсолютной монархии короля-солнце. Жизнь Людовика 14 была наполнена разнообразными красотками, он был великим ценителем утонченных дам, однако поладить со всеми удавалось далеко не всегда. Впоследствии в мемуарах он даже написал, что ему легче было примерить всю Европу, чем парочку женщин.
Жены, любовницы и дети
В 1660 году матушка двадцатидвухлетнего короля Анна Австрийская, по рекомендации кардинала, устроила его брак с испанской инфантой Марией Терезией Австрийской. Она была сверстницей Людовика, а кроме того, еще и его двоюродной сестрой, как по отцу, так и по матери. Близкородственные связи были тогда в среде европейской аристократии вовсе не редкими, брак оказался несчастливым, но в нашем случае дело было не в этом. Король просто не любил супругу, которая родила ему шестерых детей.
- Людовик (1661), единственный доживший до совершеннолетия и ставший Великим Дофином.
- Анна-Елизавета (1662), умершая во младенчестве.
- Мария-Анна (1664), не дожившая до года.
- Мария-Тереза (1667), дожившая до пяти лет.
- Филипп (1668), умерший до трех лет.
- Луи-Франсуа (1672), умерший во младенчестве.
Ради этого политического брака, Людовику пришлось оставить женщину, которую он по-настоящему любил, племянницу кардинала. Возможно, это сказалось на отношение его к королеве. Однако она была хорошей женой, интриг не плела, в заговорах участия не принимала, а когда умерла в тридцать восьмом, король сказал, что это единственные неприятности и хлопоты, принесенные ею за всю жизнь.
Отсутствие любви в браке, Людовик умело компенсировал отношениями с Луизой-Франсуазой де ЛаБом ЛеБлан, герцогиней де Лавальер, которая красоткой точно не была, а ко всему еще и хромала после падения с лошади. Зато отличалась острым умом и поразительной покладистостью нрава. Она родила правителю четверых детей.
- Шарль де ЛаБом ЛеБлан (1663), проживший всего два года.
- Филипп де Ла Бом ЛеБлан (1665), умерший во младенчестве.
- Мария-Анна де Бурбон (1666), впоследствии мадемуазель де Блуа.
- Людовик де Бурбон (1667), впоследствии граф де Вермандуа.
Когда чувства к новой пассии охладели, король сошелся с другой фавориткой, которую звали Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар, маркиза де Монтеспан. При этом Луизу он поселил в соседних покоях, что многие сочли жестоким. Не выдержав издевательств «преемницы», она в 1675 года постриглась в монахини и остаток дней провела в молитвах, з0работав себе прозвище Милосердная. Новая любовь принесла королю еще семерых детей, четверо из которых дожили до зрелого возраста.
Француза обожала деньги и терпеть не могла, когда ей перечили. Именно она стала самой настоящей королевой на последующие десять лет. При ней Версаль перешел от разумной экономии к нереально огромным тратам. Она была ревнива, своенравна, однако Людовик умудрился позволять себе отношения и интрижки. Так в 79-м году Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль родила от него мертвого ребенка, а Клод де Вен, Мадемуазель дез Ойе в 76-м, родила Луизу де Мезонбланш, которая дожила до сорока двух лет.
Последние дни государственного управленца и память о нем
Жизнь Людовика XIV в последние годы вовсе не была спокойной или идеальной. В семье его случалось несчастье за несчастьем: в 1711 году скончался сорокадевятилетний Великий Дофин, вслед за ним отправился в мир иной его старший сын в двенадцатом году, а потом и его внук. Несмотря на это, престарелый король оставался деятельным, соблюдал этикет и чуть ли не до самой смерти охотился, это занятие его и прикончило.
В конце августа Людовик свалился с коня и повредил ногу, которую врачам запретил отнимать. Началась гангрена и уже 1 сентября 1715 года король-солнце скончался, после нескольких суток жуткой агонии. Восемь дней тело короля было выставлено для прощания, после чего его перевезли в базилику аббатства Сен-Дени, где и похоронили.
В 1822 году, спустя более чем сотню лет после кончины Людовика 14, посреди Парижа на площади Побед ему была установлена конная статуя, увидеть которую можно и сегодня. Король-солнце стал одной из главных фигур в трилогии о мушкетерах Дюма, о нем писал Булгаков в «Кабале святош» и упоминали Анна и Серж Галлон в романах об Анжелике. Мировой кинематограф тоже не смог устоять перед таким колоритным персонажем, к примеру, фильм режиссера Жерара Корбье «Король Танцует» посвящен Людовику, во французском сериале «Версаль» роль Людовика XIV исполнил англичанин Джордж Благден.
Сподвижники Людовика XIV
Царствование Людовика XIV было богато и замечательными государственными людьми и полководцами
В первой половине этого царствования особенно важное значение имела деятельность Кольбера (1619-1683), генерального контролера, т. е. министра финансов, которого королю рекомендовал перед своею смертью Мазарини
Это был человек в высшей степени трудолюбивый, честный и недюжинных организаторских способностей. Подобно Сюлли, он поставил своею задачею поднять народное благосостояние, но в противность своему предшественнику, полагавшему, что Франция должна быть прежде всего страною земледелия и скотоводства, Кольбер был сторонником обрабатывающей промышленности и торговли. Никто и до Кольбера не приводил меркантилизма в такую строгую и последовательную систему, какая господствовала при нем во Франции, так что даже ее стали называть «кольбертизмом». Обрабатывающая промышленность пользовалась при нем покровительством и всякого рода поощрениями. Вследствие высоких пошлин товары из-за границы почти перестали ввозиться во Францию. Кроме того, Кольбер основывал казенные фабрики, выписывал из-за границы разного рода мастеров, выдавал предпринимателям казенные субсидии или ссуды, строил дороги и каналы, поощрял торговые компании и частную предприимчивость в колониях, особенно же трудился над созданием коммерческого и военного флота. В управление финансами он старался ввести более порядка и первый начал составлять на каждый год смету доходов и расходов (бюджет)
Им предпринято было кое-что и для облегчения народа от податных тягостей, главное же внимание он обратил на развитие косвенных налогов, которые падали и на богатых. Кольберу удалось увеличить доходы казны, но Людовик XIV был слишком расточителен и слишком много вел войн, чтобы деятельность Кольбера в финансовом управлении могла дать прочные результаты
Во всяком случае, однако, без его финансовых улучшений Людовик XIV не мог бы царствовать с таким внешним блеском.
Людовик XIV не особенно любил Кольбера за его экономию. Гораздо большим сочувствием его пользовался военный министр Лувуа, тративший средства, которые собирал Кольбер. Лувуа увеличил французскую армию почти до полумиллиона, чего прежде не бывало. Армии Валленштейна и Кромвеля, самые большие в свое время, были раз в десять меньше.
Кроме того, французское войско было лучшим в Европе по вооружению, обмундировке и обучению. Лувуа завел казармы и провиантские магазины и положил начало специально-военному образованию. Во главе этой армии стояло несколько первоклассных полководцев (Конде, Тюренн и др.). Маршал Вобан, замечательный инженер, построил на границах Франции ряд прекрасных крепостей. Все это стоило очень много денег, и внешний блеск царствования Людовика XIV страшно истощил силы населения, которое временами очень бедствовало, особенно во вторую половину царствования. В это время состарившегося Людовика XIV окружали по большей части бездарности или, по крайней мере, посредственности. Король хотел, чтобы все министры были простыми его приказчиками, и отдавал предпочтение льстецам перед сколько-нибудь независимыми советниками. Кольбер впал у него в немилость, как и Вобан, осмелившийся заговорить о бедственном положении народа.
Сумерки
Между тем надвигались события, когда пригодились бы смелые солдаты-протестанты и их серьёзные капиталы. В 1688 году началась война Аугсбургской лиги — почти общеевропейской коалиции против Людовика XIV и его экспансии. Впервые за многие годы война завершилась признанием статус-кво — Франция лишь узаконила некоторые предыдущие завоевания, не совершив новых.
Казалось, с экспансией следовало остановиться. Но умер бездетный испанский король Карл II, завещавший страну внуку Людовика XIV — Филиппу, и возник соблазн объединить две короны. Так в 1701 году началась Война за испанское наследство — самая неудачная война «короля-солнца».
Людовика XIV преследовали неудачи. В боях погибали лучшие маршалы. От простуды умер самый результативный капер (корсар) французской истории, Жан Бар. А в 1702 году гугеноты в Севеннах (на юге Франции) начали партизанскую войну против короля.
Война за испанское наследство. (Wikimedia Commons)
В конце концов Людовик XIV, ресурсы которого оказались исчерпаны, согласился на компромисс: Филипп стал испанским королём, но без права принять французскую корону.
Однако у Людовика XIV не получилось и тихой старости. На престарелого монарха обрушились семейные несчастья — смерть сына-наследника и внуков. На глазах «короля-солнца» один за другим из жизни уходили его потомки. Кончина короля 1 сентября 1715 года была ужасной: он умер от гангрены, запретив ампутировать ногу.
Воцарившийся Людовик XV (правнук Людовика XIV) получил в наследство разорённую страну. Но блеск Версаля и былых военных побед надолго ослепил европейских монархов, мечтавших стать в своих владениях таким же светилом, как «король-солнце». Целый век европейский абсолютизм отражал лучи Людовика XIV. А в итоге всё закончилось кровавым затмением — Французской революцией и казнью Людовика XVI.
Перед закатом
В 1670-е годы Франция Людовика XIV стала самой гармоничной супердержавой мировой истории. Любую полевую армию противника мог разбить полководец Тюренн, любую крепость — взять маршал-инженер Вобан, а адмирал Дюкон — победить и английские, и голландские, и испанские эскадры. Мануфактуры и верфи, созданные Кольбером, были самыми современными в Европе, творчество живописцев и драматургов — Пуссена, Мольера, Корнеля, Расина — художественным эталоном. Версаль, как образец великолепной загородной резиденции, породил множество подражаний.
Апофеозом пышности и регламента стал королевский двор. Аристократия, фрондировавшая в детские годы Людовика XIV, променяла свои права на придворный статус, фактически позволив королю себя купить.
Версаль, 1668. (Wikimedia Commons)
Изящество и утончённость сочетались с беспощадной королевской волей. Это касалось и внешней, и внутренней политики. Король не терпел возражений со стороны европейских «карликов». Когда Генуя в 1683 году отказалась прекратить стройку галер для испанского флота, город был подвергнут морской бомбардировке, уничтожившей три четверти зданий. В итоге дожу пришлось прибыть в Версаль и принести личные извинения королю.
Людовик XIV оказался суров и в вопросах веры: он отменил Нантский эдикт, прекращавший притеснения протестантов. Просто гугеноты со своей особой верой стали чуждым элементом государственной системы. Король возвращал их в лоно католицизма жесточайшими мерами: расквартировывал в протестантских селениях отряды драгун, которые безжалостно грабили жителей. Это вынудило десятки тысяч человек эмигрировать.
Полдень
В 1660 году Людовик взял в жёны инфанту Испании Марию Терезию. Брак оказался удачным в нескольких смыслах. Во-первых, королева не мешала мужу общаться с фаворитками (более того, мадам де Монтеспан была фактически узаконена). Во-вторых, приданое составило 500 тысяч экю. Мазарини, подготовивший брачный договор, предполагал, что таких денег у Испании нет и это даст повод к войне. Так и случилось в 1667 году — началась Деволюционная война, или Война за компенсацию приданого.
Франция захватила часть территории Испанских Нидерландов, но из-за вмешательства Голландии и Англии пришлось ограничить аннексию. Людовик XIV проникся ненавистью к Голландии, как к оплоту протестантизма и убежищу памфлетистов. Позже он гневно назовёт генуэзцев «итальянскими голландцами».
Деволюционная война. (Wikimedia Commons)
В 1672 году королевская армия вторглась в Нидерланды и чуть было не оккупировала всю купеческую республику. Голландцам удалось отбиться, открыв дамбы и затопив низинную часть страны. Война затянулась до 1678 года и закончилась тем, что Людовик XIV расширил пределы королевства, хотя снова взял меньше, чем хотел.
К тому времени политика аннексий была поставлена на строгую юридическую основу. Во Франции возникли палаты воссоединений, чтобы изучать проеденные мышами грамоты былых времён и доказывать на этой основе феодальную зависимость той или иной территории от Парижа. При отказе принести добровольную присягу княжество, епископство или город оккупировались.
Это касалось в первую очередь земель на левом берегу Рейна. Людовик XIV был скован условностями эпохи и не мог присоединить земли от Рейна до Эльбы, как позднее Наполеон I. Но тактика мелких откусов страшила соседей Франции. В том числе и потому, что осуществлялась репрессивными мерами. «Я приказываю сжигать 50 домов, взамен одного сожжённого в моих владениях», — повелел Людовик XIV командующему фландрской армией.
История возникновения прозвища Король-Солнце[]
Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нём солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.
В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.
Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок («Балет ночи» Жана-Батиста Люлли) юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654).
Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошёл со сцены лишь в 1670 году.
Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом
В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.
По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».