Дарий i

Дарий i великий

Военные кампании

Правление Дария было отмечено обширными военными экспедициями. Укрепив свою власть на родине, он отправился защищать земли Египта, которые были завоеваны ранее Камбисом, и в 519 году до н. э. он включил большую часть Египта в свою империю. В следующем году, в 518 году до н. э., он завоевал часть Индии, а именно северный Пенджаб, как свидетельствуют его надписи. Геродот добавляет, что Индия была 20-й сатрапией империи, а также что некоторые части долины Инда также стали жертвами персидской войны.

Следующий значительный поход был в Европейскую Скифию в 513 году до нашей эры. Историки выдвинули несколько теорий в попытке прояснить цель этой кампании. Они варьируются от простого военного завоевания до более пропагандистского мотива-мести за предыдущий конфликт во время правления Кира, когда скифы напали на Мидян. Другая возможная причина заключается в том, что Дарий хотел завоевать западные греческие земли, и скифский поход должен был угрожать грекам капитуляцией.

Однако Дарий столкнулся с непредвиденными трудностями. Скифы ускользали от персидской армии, используя финты и отступая на восток, все время опустошая сельскую местность. Армия царя преследовала врага в глубь скифских земель, где он послал весточку их правителю, призывая Иданфриса сражаться или сдаться. Поскольку Иданфрис не отреагировал на послание Дария, погоня возобновилась. В конце концов, кампания остановилась через несколько недель, когда болезни и усталость взяли свое. Марш остановился, а затем направился во Фракию, где Дарий приказал своему полководцу Мегабизу подчинить себе этот регион.

Мегабиз не только подчинил Фракию персидскому влиянию, но и завоевал соседние греческие города. Он послал послов в Македонию, где Аминта, царь Македонии, стал вассалом империи. Тем временем Дарий укрепил свою власть в Ионии и на островах Эгейского моря, назначив греческих туземцев городскими правителями.

Правительство при Дарии

Персидская империя стала свидетелем многих улучшений во время правления Дария. Он основал 20 провинций или сатрапий, в каждой из которых был назначен архонт или сатрап. Соседние области платили фиксированную дань; справедливая сумма была определена комиссией доверенных лиц Дария.

Он также усовершенствовал правовую систему персидского правительства, используя вавилонского Хаммурапи в качестве образца и полностью копируя некоторые его законы. Законы исполнялись судьями империи, которые должны были быть неподкупными. Дарий убрал прежних туземных чиновников, заменив их новыми верными ему людьми. Хотя сегодня наказания могут показаться жестокими, от увечий до ослепления, справедливость не была упущена, поскольку наказание зависело от характера и тяжести преступления. Новая система оказалась популярной, даже после смерти Дария некоторые законы все еще использовались в 218 году до нашей эры.

В вопросах религии хорошо известно, что Дарий был приверженцем зороастризма или, по крайней мере, твердо верил в Ахурамазду. Это мы видим в его надписях, где он приписывает свой успех Ахурамазде, и в его правовой системе, где все законы были созданы во имя зороастрийского бога. В землях, находившихся под контролем персов, все другие религии были терпимы до тех пор, пока они оставались покорными и мирными.

Экономика и строительные проекты

Во время своего правления Дарий предпринял впечатляющие строительные проекты по всей империи. В Сузах он построил дворцовый комплекс в северной части города, который стал его любимой резиденцией. Затем последовал грандиозный проект в Персеполе; дворцовый комплекс включал военный квартал, сокровищницу, царские покои и гостевой дом. Помимо дворцов, Дарий также закончил ранее незавершенные строительные проекты Кира в Пасаргадах. В Египте он построил много храмов и восстановил те, которые ранее были разрушены.

После поражения при Марафоне Дарий не хотел отказываться от своей мечты завоевать Грецию. Он поклялся собрать еще большую армию, на этот раз лично возглавив ее, чтобы сражаться с греками. После трех лет подготовки, в течение которых он заболел, в Египте вспыхнуло восстание, которое только ухудшило его состояние. Дарий умер в октябре 486 года до н. э.; его тело было погребено в Накше-Рустаме в гробнице, приготовленной им заранее, по обычаю персидских царей. После его смерти трон унаследовал его старший сын от брака с Атоссой, Ксеркс.

Правление Дария было одним из важнейших эпизодов в истории Персидской империи. Его военные завоевания расширили границы Персии, а внутренние реформы улучшили жизнеспособность империи. Некоторые из его усовершенствований сохранились даже до наших дней, например, его законы как основа нынешнего иранского права.

Реформы

За годы правления Дарий I показал себя не только опытным полководцем, но и грамотным реформатором. Благодаря его административной реформе территория Персии была разделена на 20 провинций — сатрапий, руководить которыми стали не местные чиновники, а персы. Сатрапы подчинялись только царю и обладали неограниченными полномочиями, отвечая за порядок на доверенной им территории собственной головой.

По всей империи были назначены чиновники, собирающие налоги. За уклонение от уплаты налогов ждала суровая кара.

Дарий I смог создать деспотичную, но весьма эффективную систему управления страной. При нем в Персии процветала торговля, развивались ремесла, велось масштабное строительство, возводились дороги и каналы.

Была построена сеть дорог, которая покрывала всю площадь Персидской империи, создана государственная почта. Дарий I также реформировал денежную систему, в ходе которой стали печататься золотые монеты — «дарики».

Экономика и социальные отношения

Основной отраслью производства персидской державы было сельское хозяйство. Чаще всего выращивали ячмень, реже – пшеницу. В Персии вырабатывались лучшие сорта вин. Было развито скотоводство, в Армении выращивали лучших коней империи. Во многих частях государство было высоко развито ткачество и производство керамики. Финикийцы изготавливали стекло и предметы роскоши, Вавилон славился изделиями из шерсти.

На захваченных территориях персидские цари отбирали самые лучшие плодородные земли и поместьями раздавали их членам царской семьи, персидской знати, крупным чиновникам. Эти земли персы могли передавать по наследству, они же освобождались от уплаты податей в казну.
Размеры царских владений были огромны: им пренадлежали леса, озера, сады, парки, рудники и дворцы в разных частях империи.

На царских земельных наделах, как правило, трудились солдаты, отрабатывая воинскую повинность и уплачивая денежные или натуральные подати. Если владельцы наделов уходили на войну, земля обрабатывалась членами их семьи. Если армия не нуждалась в солдате, в этот период времени он должен был уплачивать налоги. Замена воинской повинности денежным налогом стала повсеместной практикой, но приводила к разорению людей из-за высокого сбора. Также, земельные наделы дробились, распределяясь между родственниками по наследству, что способствовало разорению собственников и подпадание их в зависимость от ростовщиков. Поэтому, персидские цари стали больше полагаться на наемников, а не собственных воинов.

В $VI$ веке до н.э. в персидской державе активно росли торговые связи. Это было относительно спокойное время, когда строились и поддерживались в хорошем состоянии караванные дороги, развивались товарно-денежные отношения, а единство империи развивало контакты между представителями разных народов.

Замечание 2

Главным предметом движимого имущества наравне со скотом во всем древнем мире, в том числе и Персии, считались рабы (курташ). Их труд использовался во всех сферах хозяйственной жизни. Он был, несомненно, тяжел и иногда рабы высказывали недовольство плохими условиями жизни, но о крупных восстаниях историческая наука на сегодняшний день данными не располагает. Большинство курташ состояло из военнопленных, но иногда встречались и персидские подданные, отбывающие годовую повинность в царских хозяйствах, или работавших добровольно за плату.

Религия и культура

Официальная религия Мидии, а впоследствии и Персии, именуется зороастризм. Это учение возникло в $VII$ веке до н.э., и названо по имени основателя — Заратуштры (греч. Зороастр). Он проживал на территории восточного Ирана в области авестийских ариев. В то время все боги Ирана делились на две группы:

  1. Ахур – защитники человеческого миропорядка.
  2. Дайвы – сеяли хаос и смерть.

Основными питательными средами этих двух групп божеств были ложь и правда. Каждая из групп богов имела верховного предводителя: Ахура – Мазда – Ахур и Анхро-Манья – Дайвы. Эти группы богов были одинаково почитаемы людьми, как обычно – добрые, чтобы защищали, злые, чтобы не вредили. Особо почитаемы у персов, были обожествлённое растение Хаома и огонь. Ни один из ритуалов в зороастризме не обходился без огня. Заратуштра считал, суть жизни состоит в противоборстве изначально равных сил добра и зла. Все зло и боль в мире порождает Анхро-Манья, все радости – Ахура-Мазда. Поэтому, человек не должен почитать дайвов, порождающих зло и хаос. Человек должен помогать Ахурам добрыми мыслями и делами, тем самым, обеспечив себе хорошую загробную жизнь. Священной книгой зороастризма является «Авеста», но до нас дошел текст более поздней редакции ($III – VII$ веков н.э.). Хотя существует и древняя часть – «Гаты», относящиеся к $VII$ веку до н.э. Это проповеди Зороастра, мифические представления и эпос древних иранцев.

Рисунок 1. Западный Иран. Барельеф на скале

Культура Персии была синкретична из-за оживленных контактов с разными народами. Этот же факт способствовал и синтезу научных знаний, приемов искусства и постепенному возникновению предметов материальной и духовной культуры. Особым достижением сраны считалось изобретение клинописи, которая была по сути алфавитной и содержала всего $40$ знаков.

Монументальное строительство дворцовых комплексов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах поражают воображение и являются одной из ярких страниц культуры державы Ахеменидов. Они демонстрируют нам новые архитектурные стили, органично сочетая в себе влияние ближневосточных традиций. Особо запоминающейся стали лестницы, ведущие в парадный дворец Дария I в Персеполе. Они украшенны рельефами с изображениями царя, придворных, армии и представителей $33$ народов империи.

Среди предметов древнеперсидского искусства особо интересны цилиндрические печати с изображением домашних, диких или мифических животных. Иногда они украшались изображением царей или героев.

Искусство Персии по своей сути прокламативно. Оно рассказывает о величии империи, царской власти и царской религии.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Держава Ахеменидов

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.

3. Правление Дария I

После своего восхождения к власти Дарий I стал одним из наиболее успешных и влиятельных правителей Ахеменидской империи Персии. Он провел множество реформ, которые сделали его империю еще более процветающей и могущественной.

3.1 Реформы в административной системе

Дарий I внес значительные изменения в административную систему своей империи. Он разделил Персию на несколько сатрапий и назначил сатрапов для управления каждой из них. Каждый сатрап был ответственен за сбор налогов, поддержание порядка и защиту территории.

3.1.1 Создание центрального аппарата

Дарий создал центральный аппарат для координации деятельности сатрапий. В этот аппарат входили различные должностные лица, такие как казначей, секретарь, посол и другие. Они помогали Дарию в управлении империей и выполнении его приказов.

3.2 Экономические реформы

Дарий I провел также ряд экономических реформ, которые способствовали развитию торговли и экономики его империи. Он запустил широкомасштабные строительные проекты, такие как дороги, каналы и дворцы, которые стимулировали развитие строительной индустрии и создание новых рабочих мест.

3.2.1 Система монет

Дарий I также ввел систему монет в своей империи. Он выпускал собственные монеты, которые использовались как средство обмена и платежа во всей Персии. Это способствовало развитию торговли и укреплению экономики империи.

5. Дарий I и культура

Дарий I также оказал значительное влияние на развитие культуры в своей империи. Он поддерживал искусство, архитектуру, литературу и религию, способствуя расцвету древнеперсидской культуры.

5.1 Постройка Дворца Дария I

Одним из наиболее известных архитектурных проектов Дария I было строительство его дворца в Персеполе. Этот дворец был одним из самых великолепных сооружений того времени и служил резиденцией Дария I.

5.1.1 Архитектурный стиль

Дворец Дария I был построен в традиционном персидском стиле, с использованием мрамора, дерева и других драгоценных материалов. Он был украшен скульптурами, росписями и другими элементами декора, отражающими богатство и мощь Дария I.

Персидская империя: могущественный игрок

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.

Персидские воины. (wikipedia.org)

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

История с середины 1-го тысячелетия до н.э. до 2 в. н. э.

оглавление

Внешняя политика Дария I

Сохранение мощи персидского народа-войска, а также сближение с господствующими классами покорённых народов укрепили Персидское государство и позволили ему перейти к активной внешней политике. В первые годы царствования Дария была покорена часть Северо-Западной Индии. Тогда же стали подвластными персам острова Эгейского архипелага.

В так называемой Накширустемской надписи «А» дан список стран и народов, входивших в состав Персидской державы. Из них семь, упомянутые в списке последними, были, повидимому, завоёваны войсками Дария после 517 г. до н. э. Среди них прежде всего названы «саки, которые за морем», отождествляемые с саками-массагетами, населявшими территорию к востоку от Аральского моря. В той же надписи сохранилось свидетельство о покорении персами фракийцев — народа, жившего уже в Европе, к западу от проливов, соединяющих Чёрное и Эгейское моря. Этот народ, согласно Геродоту, при единодушии среди его племён «был бы неодолим и могущественнее всех народов». Однако единодушия среди фракийских племён в то время не было, и поэтому Дарий смог вслед за «саками, которые за морем», отметить среди подвластных стран и Фракию, называемую в персидских надписях «Скудра». Полководец Дария — Мегабаз завоевал затем греческие города. на северном побережье Эгейского моря, и, таким образом, в число подвластных Ахеменидам народов попали и «щит носящие ионийцы».
Укрепившись на европейском берегу Эгейского моря, Дарий предпринял в 514—513 гг. поход через Геллеспонт и Фракию в Северное Причерноморье. Перейдя Дунай, большое персидское войско углубилось в скифские степи. Скифы тревожили Дария постоянными нападениями своей конницы, но уклонялись от решительного сражения. Отступая в глубь страны и увлекая за собой неприятеля, они поджигали на его пути степь и засыпали колодцы. Истощив свои силы, персы были вынуждены двинуться в обратный путь, оставив часть войска во Фракии. Постигшая Дария неудача сильно подорвала военный авторитет Персидской державы.

В 500 г. в крупнейшем из греческих городов Малой Азии — Милете вспыхнуло восстание, сразу же поддержанное всеми другими ионийскими городами. Ставленники персов повсеместно были свергнуты восставшим населением. Предвидя
неравную борьбу с громадной Персидской державой, восставшие обратились с призывом о помощи к европейским грекам. Но на этот призыв откликнулись лишь Афины, пославшие 20 кораблей, и город Эретрия на острове Эвбея, пославший 5 кораблей. Несмотря на отсутствие единого командования и постоянные разногласия, восставшие первоначально добились успеха и им даже удалось разрушить Сарды — резиденцию персидского сатрапа в Малой Азии. Но вскоре персы стянули силы, овладели рядом восставших городов и в 494 г. наголову разбили греков в морском сражении у острова Лада. В том же году персы взяли штурмом Милет. Большая часть его жителей была перебита или продана в рабство, город был опустошён. Это произвело сильнейшее впечатление на греков. Когда в афинском театре была поставлена трагедия Фриниха «Взятие Милета», зрители рыдали. Участь Милета разделили и другие греческие города Малой Азии. К лету 493 г. с восстанием было полностью покончено. Помимо численного перевеса персов определённую роль в неудаче этого восстания сыграло предательское поведение ионийской аристократии. Однако ионийское восстание послужило поводом к началу большой войны. Хотя помощь, оказанная европейскими греками восставшим ионийцам, была очень незначительной, правящим в Персии кругам стало ясно, что они смогут укрепиться в своих малоазийских владениях только после покорения греческих государств на Балканском полуострове. С этого времени начинается длительный период греко-персидских войн, имевших огромное значение как для дальнейшей истории Персидской державы, так и для истории Греции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: