Средние века

Сайт методиста дополнительного образования поповой ольги владимировны "сердце, воображение и разум"

Содержание

Слайд 1
СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Слайд 2
Варварские королевства
На развалинах Западной Римской империи возникли государства варваров
АНГЛЫ, САКСЫ
ВЕСТГОТЫ
ОСТГОТЫ
ФРАНКИ
ВАНДАЛЫ

Слайд 3
Завоевание Франками Галлии.
ХЛОДВИГ (468-511 гг.)
Вождь салических франков из рода Меровингов.
В 486 г. разгромив войско римского полководца Сиагрия, завоевал земли северо-восточной Галлии, где и создал свое государство.

Слайд 4
486 г. битва у г. Суассон

Слайд 5
Вскоре Хлодвиг собрал новые силы и покорил юг Галлии, разбив войска вестготов. Франки сохранили в Галлии рабство. Прежняя знать признала Хлодвига. Они сохранили землю и вскоре слились с верхушкой франков в правящий класс.

Слайд 6
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ХЛОДВИГА КОРОЛЕМ
Около 500 г

возникло государство франков, которое стало орудием знати, державшей население в покорности.
Хлодвиг истребил других вождей, соратников и стал королем, распространив свою власть на территорию всей страны.

Слайд 7
Хлодвиг был умным политиком,- он понимал, что одной силы мало для того, чтобы держать население в покорности.
Его внимание привлекло христианство и он крестился.
Как вы думаете почему?

Слайд 8
Хлодвиг решил ввести единый закон для всего государства. Основой для него стали законы франков и указы короля.
Закон получил название «Саллическая правда».
Отменялась кровная месть — она была заменена штрафом.

Слайд 9
После смерти Хлодвига между его потомками начались длительные междоусобные войны.
Во второй половине VII в

Майордом одной из частей Франкского королевства Пипин Геристальский разгромив соперников подчинил себе все франкские земли.
Его сын Карл Мартелл для борьбы с арабами провел военную реформу, создав тяжелую рыцарскую конницу.

Слайд 10
Карл
Мартелл
732 г. –
Сражение у Пуатье

Слайд 11
Империя Карла Великого и ее распад.
Карл Великий
(768 – 814)
– самый выдающийся из франкских королей.
Новую династию назвали в честь него -Каролинги.
От его имени произошло название титула — КОРОЛЬ

Слайд 12

Слайд 13
25 декабря 800г в Риме, в соборе Святого Петра. Папа провозгласил Карла Великого «Императором римлян», а его королевство — Империей
Коронация Карла Великого

Слайд 14
ЗАДАНИЕ:
Выписать особенности управления Империей Карла Великого.
стр. 23 — 24
В 843 году в г. Вердене внуки Карла Великого заключили соглашение о разделе империи.

Слайд 15
К началу X века в ходе дальнейшего распада Франкского королевства образовалось 14 независимых государств.
В ЕВРОПЕ НАЧАЛАСЬ ЭПОХА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ.

Слайд 16
ФЕОДАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ВАССАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Начало формированию феодальной собственности на землю было положено военной реформой Карла Мартелла

Слайд 17
ЗАДАНИЕ:
Заполнить таблицу: СОСЛОВИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.
стр. 27

Слайд 18
КАТОЛИЧЕСКАЯ
ЦЕРКОВЬ

Слайд 19
В Средние века христианская церковь была крупнейшим землевладельцем.
Церковь оказывала значительное воздействие на политику и государственное управление.
Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, имевшего большое влияние на верующих.

Слайд 20
Организация католической церкви

Слайд 21
Домашнее задание:
Учебник:
§ 3.
Вопросы после § 3, задания 1, 2 письменно.

Посмотреть все слайды

Общая характеристика периода

В Раннее Средневековье начинается становление средневекового общества – расширяется территория, на которой формируется западноевропейская цивилизация. Если античная цивилизация развивалась в Древней Греции и Риме, то средневековая цивилизация охватила практически всю Европу.

Важнейшим процессом Раннего Средневековья в социально-экономической сфере стало становление феодальных отношений, основой которых было формирование феодального типа собственности на землю.

Первый путь формирования феодальной собственности – через крестьянскую общину. Земельный надел крестьянской семьи переходил от отца к сыну и являлся их собственностью. Так оформлялся аллод.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Определение 2

Аллод – это свободно отчуждаемый земельный участок, находящийся в собственности крестьян-общинников.

Появление аллодов ускорило имущественное расслоение среди свободных крестьян: земли концентрировались в руках общинной верхушки, которая начала выступать как часть класса феодалов. Этот путь складывания вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности был особенно характерен для племен германцев.

Второй путь формирования феодальной земельной собственности и всей феодальной системы заключался в практике земельных пожалований крупными землевладельцами своим приближенным. Сначала бенефиций давался вассалу только на время несения службы, а сеньор сохранял свое верховное право на бенефиций.

Определение 3

Бенефиций – это участок земли, который давался вассалу при условии несения службы сеньору.

Права вассалов на пожалованную землю постепенно расширялись, поскольку часто сыновья вассалов продолжали службу сеньору отца. Кроме того, были важны психологические причины: отношения, складывающиеся между сеньорами и вассалами. Вассалы обычно были верны своему господину.

Преданность дорого ценилась, и бенефиции, переходя от отца к сыну, все чаще становились почти полной собственностью вассалов. Земля, передававшаяся по наследству, называлась феод, владелец феода назывался феодал, а система общественно-экономических отношений получила название феодализм.

Бенефиции становятся феодами к IX-XI векам. Этот путь появления феодальных отношений прослеживается на примере Франкского государства.

Проблемы Средневековья

Жизнь средневекового человека была связана с множеством различных трудностей, в среднем люди жили не более 30-40 лет. Сложнее всего жилось зависимым крестьянам и городской бедноте, однако жизнь привилегированных слоев населения- духовенства и феодальной знати-также подвергалась различным опасностям.

Во-первых, на протяжении всего Средневековья, в Европе бушевали феодальные войны. Феодалы непрерывно воевали друг с другом по самым незначительным поводам, стремясь обогатиться за счет захвата земель своих соседей. Множество жизней европейцев унесли также крестовые походы.

Во-вторых, жизни средневековых людей угрожали эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, проказы. В особенности страшной была чума, которую в народе прозвали «черной смертью». В эпоху Позднего Средневековья от нее погибло около 1/3 народонаселения всей Западной Европы.

В третьих, низкая производительность в сельском хозяйстве и неумение заготавливать большие запасы продовольствия впрок, не раз становились причиной голода в Европе.

В четвертых, в течение всего Средневековья нередкими были крестьянские восстания, в ходе которых зависимые крестьяне сжигали замки своих господ.

Несмотря на то, что многие историки, считают эпоху Средневековья «темным временем» в странах Западной Европы, она привнесла значимые в истории изменения:

  • В этот период возникло большинство европейских государств, городов.
  • В Средние века большинство европейских жителей приняли христианство.
  • Было открыто множество школ, университетов, библиотек, что в дальнейшем послужило развитию образования.
  • В эту эпоху сформировалось большинство современных языков: французский, немецкий, английский, итальянский.

В конце XV века на смену Средним векам пришел Ренессанс – эпоха Возрождения, которая принесла с собой расцвет культуры, науки, искусства.

Словарь

1. Реликвия — это ценная для верующих вещь, которую они тщательно хранят, почитают как святую.

2. Каннибализм — это поедание людьми человеческой плоти.

3. Централизованные государства — это государства, в которых существует сильная центральная власть, подчиняющая себе все местные органы власти.

Европа Высокого средневековья: феодальная раздробленность

Период Высокого средневековья в европейских государствах характеризовался политической нестабильностью, слабостью королевской власти и постоянными междоусобицами. Началась эпоха феодальной раздробленности. Напряженная внутриполитическая ситуация осложнялась набегами кочевников (венгров, половцев и монголов). На Пире­нейском полуострове шла Реконкиста — ​освободительная борьба против мавров (арабов-­мусульман). Сами европейцы осуществляли крестовые походы в Иерусалим и страны Ближнего Востока для освобождения Гроба Господня и Святой земли.

Французское королевство, где с Х в. правила династия Капетингов, состояло первоначально из 14 крупных феодальных владений. На своих землях феодалы пользовались широкими полномочиями, дарованными королем. Они могли вершить суд над местным населением, собирали налоги и держали свои вооруженные отряды.

Объединение Франции под королевской властью начал в первой половине XII в. Людовик VI. Он подчинил себе феодалов, владевших землями вокруг Парижа. Постепенно короли распространяли свою власть на другие территории Франции. Их главными соперниками стали короли Англии, где с середины XII в. началось правление династии Плантагенетов, основанной французским графом Анжу Генрихом Плантагенетом. Под властью Плантагенетов оказалась половина территории Франции. В начале XIII в. король Франции Филипп II Август смог подчинить себе бóльшую часть их французских владений.

Крупнейшим государством в Западной Европе стала Священная Римская империя. Ее основатель — ​германский король Оттон I — ​провозгласил себя императором после того, как в 962 г. захватил север Италии и город Рим. Также в состав государства Оттона были включены Чехия, часть юго-восточной Франции и некоторые славянские земли. Он, как в свое время Карл Великий, стремился подчеркнуть преемственность между своим государством и Римской империей.

Главной задачей императоров было подчинение всей Италии. С этой целью они давали широкие полномочия князьям, чтобы заручиться их поддержкой в итальянских походах. Однако вся Италия так и не была захвачена, а императорская власть значительно ослабла. Монарх не мог вмешиваться во внутренние дела отдельных княжеств, и его власть не была наследственной.

Италия в период Высокого средневековья также не была единым государством. Северные и часть центральных земель входили в состав Священной Римской империи. Результатом борьбы итальянцев против подчинения империи стало появление в Северной Италии в XII в. ряда независимых городов-­государств, в которых верховная власть принадлежала собранию горожан. Южные земли Италии долгое время относились к Византии, а в XII в. здесь было основано королевство Сицилия.

В ходе освободительной борьбы против мусульман на Пиренейском полу­острове постепенно образовались независимые королевства: Арагон, Кастилия, Леон, Наварра, Португалия. При поддержке западноевропейских рыцарей объединенная армия пиренейских королевств в 1212 г. разбила вой­ско мавров. В последующие несколько столетий мусульмане были изгнаны со всей территории полуострова за исключением небольшого государства с центром в городе Гранада.

В 1066 г. Англия была покорена нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем, который стал ее королем. Наследники Вильгельма вели упорные вой­ны за подчинение Уэльса, Шотландии и Ирландии. К XIV в. Уэльс был покорен, а Шотландия, завоеванная ранее, наоборот, добилась независимости. Также английские короли подчинили себе небольшую часть Ирландии.

Римский и варварский миры середины I тысячелетия

К середине I тысячелетия Римская империя представляла собой лишь слабую тень былого могущества. Из-за кризиса и упадка, которые начались в III веке, государство не способно была выдержать нашествие варваров. Прекращение завоевательных войн повлекло сокращение количества рабов, негативно сказалось на состоянии сельского хозяйства и ремесла. Чтобы компенсировать нехватку рабочих рук, рабов и свободных крестьян стали превращать в колонов.

Несмотря на упадок Римской империи она еще сохраняла свою привлекательность для завоевателей: большие города, богатые имения, ухоженные поля, виноградники, сады, «вечные» римские дороги и тому подобное. Так случилось, что варварами в восприятии римлян стали, в первую очередь, народы, жившие на просторах Европы: кельты, германцы, славяне. Наибольшее влияние на дальнейшую судьбу Западной Римской империи оказали германцы.

Большинство германских племен в I-IV вв. расселились в пограничных с империей областях. Германцы выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овес, разводили скот, охотились и собирали по лесам и болотам ягоды, грибы и т.п. Из болотных руд германцы получали железо, из которого изготавливали орудия труда и оружие.

Семьи германцев были большими. Под одной крышей жили несколько десятков ближайших родственников. Несколько семей образовывали род. Из родов складывались племена, которые в III-IV вв. начали объединяться в мощные племенные союзы.

Выделяемые периоды

Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:

  1. Раннее (архаика). Охватывает время с 4−5 веков до середины 11-го столетия, когда подавляющее население жило в средневековых деревнях. Завершается до начала Крестовых походов. Развивается литература, народное творчество, именно в это время создаются саги, кельтская мифология. Влияние христианских догм пока неощутимо.
  2. Зрелое (классика). Это Средневековье в понимании большинства. Судьбами людей владеет церковь, продолжительность периода — 11−15 вв. Для этого периода характерно развитие литературы (героический эпос, куртуазные романы). Велика власть церкви, практически все жители Европы становятся верующими и регулярно посещают церкви. Стабилизируется торговля Запада и Востока, идет культурный и промышленный обмен. В Европу попадают пряности, роскошные ковры, фарфор и шелк. Именно в этот период возникает рыцарство.
  3. Позднее (ренессанс). Время протекания различается по странам. В Италии это вторая половина 14-го века, в Англии, Франции и Испании — 15−16 вв. Проходят массовые восстания крестьян, Европа сталкивается с эпидемией чумы, основное событие эпохи — Столетняя война.

Династический фактор как определяющий

Роль династического фактора в формировании средневековой европейской подсистемы проявилась с самого ее формирования и была связана с дуалистическим представлением варварских народов о природе власти. С одной стороны, она понималась как представительская — на основе принципов обычного права вождя выбирали; с другой — как сакральная. Подобный дуализм заложил основу для дуализма более глубокого: правители европейских королевств, будучи как представителями корпорации (universitas civium), так и помазанниками божьими, обладали еще одним системным качеством, являясь заодно участниками «игры престолов» — то есть были включены в динамическую систему династических связей, которая существовала параллельно с системой государств и оказывала ключевое влияние на их политику.

С одной стороны, это приводило к территориализации династий; с другой — к династийности территорий. Главным соперником Людовика XI был его кровный родственник Карл Смелый, пытавшийся превратить Бургундию в королевство и отделить ее от Франции — при том, что оба они принадлежали к династии Валуа. С другой стороны, вся средневековая Испания была собрана из отдельных королевств благодаря изгибам династийной политики. В результате специфики этой политики еще с Раннего Средневековья была выстроена своеобразная статусная иерархия государств и династий, и место в этой иерархии определялось взаимодействием этих двух элементов. В эту систему оказались втянуты и республики, пытавшиеся найти свое место в структуре европейских монархий. Статусная иерархия не предполагала обязательной подчиненности низшего по статусу высшему — статус являлся ценностью сам по себе, способствуя укреплению влияния династии и государства.

Именно эта дуалистичность династийного и территориального составляет основное отличие европейской подсистемы международных отношений времен Средневековья от позднейшей, привычной нам системы МО. Учитывая, что эта дуалистичность сохранялась вплоть до конца XVIII в., имеет смысл говорить о периоде с V по XVIII в. как о «Долгом Средневековье», в рамках которого европейской подсистеме международных отношений было присуще особое качество, являвшееся определяющим при осуществлении внешней политики. Постепенная утрата этого качества, начавшаяся во второй половине XVIII в. и завершившаяся в XIX в., позволяет провести условную границу между нынешней системой МО и европейским «Долгим Средневековьем». При этом нужно учитывать, что о «Великом Разрыве» речи не идет: историческое развитие — процесс преимущественно эволюционный, а не революционный, и процесс ликвидации династического фактора длился более ста лет.

Таким образом, государства как политические формы организации общества существовали начиная с Раннего Средневековья, а времена феодальной раздробленности были лишь неизбежной, но недолгой кризисной стадией на пути государственного развития, можно констатировать, что европейская средневековая подсистема международных отношений вполне поддается анализу в рамках существующей теории МО. Этот анализ, однако, демонстрирует наличие в ней как элементов анархии (фактическая самостоятельность государств), так и элементов гетерономии (сложная система феодальных связей) и иерархии (статусная иерархия государств и династий); эта сложная система продолжала существование вплоть до конца «Долгого Средневековья», когда ее сменила современная система международных отношений, сохранившая многие ее черты.

Страны Пиренейского полуострова. Реконкиста

В Х в. на Пиренейском полуострове уже два столетия шла ожесточенная война между арабами и европейцами-христианами.

Эта война — Реконкиста (по-испански — отвоевание) — велась европейцами-христианами за отвоевание захваченной арабами территории. Война длилась более семи столетий. Римские папы не раз призывали христиан к походам против арабов в Испании. В Реконкисте, кроме местного населения, иногда участвовали французские, немецкие, итальянские рыцари.

В ходе Реконкисты образовались королевства Кастилия, Арагон, Португалия.

В начале ХIII в. произошел решающий перелом в войне. В 1212 г. войско пиренейских королевств и отрядов европейских рыцарей наголову разгромило арабов. К середине XIII в. бо́льшая часть полуострова была отвоевана христианами. Лишь на юге осталось небольшое государство арабов.

Значение в истории человечества

В содержание краткого сообщения про Средние века необходимо включить и значение этого периода для человечества. Несмотря на нелестный эпитет «темная», эпоха очень важна для цивилизации. Прежде всего сформировались многие современные государства Европы и их крупнейшие города. Географические открытия помогли миру познакомиться с Индией, Америкой, островами Тихого океана. Знания людей об окружающем мире расширяются.

Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.

Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.

Развитие средневековой философии

Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:

  1. Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
  2. Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
  3. Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.

Имена правителей

  • Хлодвиг – вождь племени франков; в V веке создал государство франков и стал королём. Из династии Меровингов.
  • Карл Великий – король франков, совершил около 50 военных походов, в 800 году принял титул «императора». Династия Каролингов.
  • Мухаммед – житель Мекки, в 610 году выступил с проповедью новой религии – исламом, основатель религии.
  • Юстиниан I – император Византии. При нём христианство стало официальной религией. Вёл успешную внешнюю политику.
  • Григорий VII – Папа Римский, избранный в 1073 году (до 1085 года), стремился подчинить всех светских государей своей власти.
  • Генрих VII Тюдор – основатель династии Тюдоров в Англии. Положил конец войне Алой и Белой розы. Его поддержали мелкие и средние феодалы, богатые горожане. Усилил королевскую власть.
  • Фридрих I Барбаросса – воинственный император Германии, по прозвищу Рыжебородый, возглавил 3-ий поход крестоносцев на Восток (гг.)
  • Ричард I (по прозвищу Львиное сердце) – король Англии из династии Плантагенетов (гг). Типичный средневековый рыцарь. «Всех хотел превзойти славой». Вёл войны, участвовал в Третьем крестовом походе в гг на Восток. На обратном пути попал в плен. Был освобождён за выкуп. Продолжал воевать, пока не был убит.
  • Филипп IV Красивый – (гг.), король Франции с 1285 года. В 1302 году впервые созвал Генеральные штаты. В 1312г. при содействии папы римского упразднил орден тамплиеров.
  • Вильгельм Завоеватель – герцог Нормандии, который, пользуясь прекращением старой династии в Англии, при поддержке папы римского и многих рыцарей во Франции в 1066 году завоевал Англию.
  • Жанна д′Арк – крестьянская девушка, народная французская героиня, которая во время Столетней войны организовала патриотов Франции на борьбу с англичанами.(1гг. – время ее действий)
  • Уотт Тайлер – предводитель восстания крестьян в Англии в 1381 году. Ремесленник, участник 100-летней войны. Был смертельно ранен во время переговоров. После его смерти крестьяне лишились вожака, и восстание было быстро подавлено.
  • Ян Гус – (гг), патриот, первый из чехов стал ректором университета, выступал с критикой церкви (против продажи индульгенций, платы за обряды), требовал реформы церкви. После расправы над ним в Чехии начались гуситские войны.

Источники информации для Занятия 2:

§Латинские варианты названий произведений смотрите: В. В. Соколов. Философское дело Эразма из Роттердама // Роттердамский Эразм. Философские произведения. М., 1986. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)43 Э74, а также в латино-русских словарях.

§Роттердамский Эразм. Разговоры запросто. М., 1969. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Р79. Книгохранилище. Шифр: 1-02243, 1-021058, 1-020493к

§Роттердамский Эразм. Стихотворения. М., 1983. В НБ ТГУ: Книгохранилище. Шифр: 1-494259

§Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Р79

§Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)4 Э74

§Роттердамский Эразм. Воспитание христианского государя; Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного; Похвальное слово глупости. М., 2001. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4/8) Э74

§Серия “Библиотека всемирной литературы ”. Брант Себастиан; Роттердамсикй Эразм; Гуттен Ульрих фон. Себастиан Брант. Корабль дураков. / Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Навозник гонится за орлом. Разговоры запросто / Ульрих фон Гуттен. Письма темных людей. Диалоги. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 4 Филолог. Шифр: Ш6(0) Б874. Книгохранилище. Шифр: 1-066913, 1-066352.

§Маркиш С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(0)4 М267

§Цвейг Стефан. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. М., 1977. В НБ ТГУ: Абонемент х/л. Шифр: Ш6(0) Ц261

§Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии: Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978. В НБ ТГУ: Зал 5 Соц.филос. Шифр: Ю3(4/8) С50. Книгохранилище. Шифр: 1-318157

§Пуришев Б. И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения Учебное пособие для филологических специальностей пединститутов. М., 1976. . В НБ ТГУ: Зал 4 Филологич. Шифр: Ш5(0) П889. Абонемент: Ш5 П889

§Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Идея «Универсального человека» Курс лекций. М., 1996. В НБ ТГУ: Зал 4 Филологич. Шифр: Ш5(0)4 П889

Занятие 3. Анализ книги Э.Роттердамского «Похвала глупости»

1.Какими мотивами и целями Э.Роттердамский объясняет стиль и специфику своего произведения в «Предисловии автора»

2.Оцените насыщенность текста «Похвалы Глупости» образами и сюжетами античной мифологии, истории и литературы. Сравните с использованием этих образов и сюжетов С.Брантом (сравнивать как по насыщенности, так и по целям использования).

3.Почему «Похвала Глупости» не только сатира, но и пародия.

4.Сравните «Похвалу Глупости» с «Кораблём дураков» по критерию близости к простонародной культуре.

5.Какую информацию о роли гуманизма в начале 16 века можно извлечь из Главы 6.

6.Кто из богов является матерью и отцом Глупости, согласно версии Э.Роттердамского в Главе 7, и почему.

7.Имеют ли сатирическую направленность Главы 11, 12, 13, 14, 19. Ответ обосновать.

8.Согласен ли, по вашему Вашему мнению, сам Э.Роттердамский со своей героиней в главах 16, 22. Используйте информацию об основных признаках гуманистического движения и специфике Северного гуманизма.

9.В каких главах высмеиваются пороки, связанные с браком и семьёй, что это за пороки, сравните их с аналогичной тематикой у С.Бранта.

10.Какие пороки общества не высмеиваются С.Брантом, но их рассматривает Э.Роттердамский. Чем можно объяснить такое различие с точки зрения изменения исторической ситуации в Европе.

11.В каких главах и за что высмеиваются дворяне и короли. Какие выводы из сатиры на высшие сословия можно сделать о понимании гуманистами благородства, богатства и свободы.

12.Согласен ли Э.Роттердамский, исходя из его судьбы и творчества, играть ту же комедию жизни, которую воспевает его героиня в Главе 29.

13.Каким предстаёт образ мудреца в представлении Глупости в главах 17, 19, 24, 25, 30, 36, 37. В чём глупость видит невыгоды мудрости.

14.В какой главе, и в связи с чем, начинают активно упоминаться христианские образы и обсуждаться проблемы церкви и веры.

15.Какие суеверия, и с каких позиций (разума или истинной христианской веры) высмеиваются в главах 40, 41, 45, 47.

16.За что высмеиваются средневековые схоласты-теологи в Главах 53, 54.

17.За что высмеиваются монахи в Главе 54.

18.Сравните с Брантом насколько далеко заходит сатира Э.Роттердамского в критике высших духовных ли в Главах 57-59. За что критикуется Папа Римский в Главе 59.

19.Сравните Главы 57-60, в которых речь идёт о церкви со всеми остальными предыдущими главами по признаку соотношения голоса автора и голоса его героини. Объясните различия.

20.В чём различия критики схоластики между главами 64, 65 с одной стороны и главами 53, 54, с другой стороны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: