Конспект урока
24. Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел
Организационный этап |
Начинаем наш урок. |
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний |
Посмотрите на карточки и определите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке. Сегодня мы познакомимся с письменным сложением и вычитанием многозначных чисел. Научимся складывать и вычитать многозначные числа. Давайте проверим, всеми ли знаниями мы запаслись? Посмотрите внимательно на схему. На все ли вопросы вы сможете ответить? В добрый путь по Стране знаний! |
Устный счёт Задание Рассмотрите картинку. Что увидели? Придумайте задания для устного счета. Послушайте, какие задания получились у Мудрой Совы. Помогите найти ответ. Первое слагаемое 380, второе – 125. Чему равна сумма? 505 Уменьшаемое 380, вычитаемое 210. Чему равна разность? 170 Одно слагаемое 125, сумма 210. Чему равно другое слагаемое? 85 Уменьшаемое 380, разность 210. Чему равно вычитаемое? 170 Что больше: сумма чисел 210 и 125 или разность этих чисел? На сколько? Сумма. На 25 Мудрая Сова задумала число. Если к нему прибавить 210, то получится 1000. Какое число задумала Мудрая Сова? 790 |
Этап усвоения новых знаний |
Дайте характеристику числу 380. Запомните! Дать характеристику числа – значит ответить на вопросы:
Проверьте свои знания. 380 – это число трёхзначное, в нём 3 сотни, 8 десятков, 0 единиц, или 3 единицы 3 разряда, 8 единиц 2 разряда и 0 единиц 1 разряда. Предыдущее число 379, последующее 381. Сумма разрядных слагаемых равна 300 и 80. |
Сколько единиц каждого класса в числе 35840? 840 единиц первого класса, 35 единиц второго класса. Многозначное число записывают и читают по классам, начиная с высшего класса. |
Заполните пропуски. 1 дес. = … ед. 1 сот. = … дес. 1 тыс. = … сот. Проверьте свои знания. 1 дес. = 10 ед. 1 сот. = 10 дес. = 9 дес. 10 ед. 1 тыс. = 10 сот. = 9 сот. 10 дес. |
Марина и Петя решили вот такие примеры. Марина: 578 + 367 = 945 Петя: 463 + 285 = 738 Объясните приём вычисления и проверьте, нет ли у них ошибок. Марина и Петя пользовались алгоритмом письменного сложения трёхзначных чисел:
Марина все вычисления выполнила верно. Петя плохо усвоил сложение чисел в пределах 20, и поэтому допустил ошибку, когда складывал десятки. Правильный ответ: 748. |
А теперь решите самостоятельно пример на вычитание. 964 — 542 Объясните приём вычисления. Мудрая Сова согласна с вами. Проверьте решение. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Вычитаю единицы: 4 ед. — 2 ед. = 2 ед. Вычитаю десятки: 6 дес. — 4 дес. = 2 дес. Вычитаю сотни: 9 сот. — 5 сот = 4. Читаю ответ: 422. |
Ребята, а вы сможете решить эти числовые выражения? 3578 + 2367, 9876 — 5491. Что изменяется по сравнению с приёмами сложения и вычитания трёхзначных чисел? Смысл действий остаётся тем же, но увеличивается количество разрядов. Решите числовые выражения. Сверим ответы. 3578 + 2367 = 5945, 9876 — 5491 = 4385. |
Закрепление материала |
Решите числовое выражение и сделайте его проверку. 63578 + 32367 Проверьте себя. 63578 + 32367 = 95945 95945 — 63578 = 32367 95945 — 32367 = 63578 |
Этап подведения итогов |
Давайте подведем итог нашего урока. Ответьте на вопросы Мудрой Совы. В чем различия между трехзначными и пятизначными числами? В пятизначных больше разрядных единиц. Изменяется ли способ образования старшего разряда при увеличении количества разрядов? Способ образования старшего разряда не изменяется. 10 единиц любого разряда образуют 1 единицу следующего разряда. Как удобно записывать многозначные числа при письменном сложении и вычитании? Многозначные числа при письменном сложении и вычитании удобно записывать в столбик, разряд под разрядом. |
Рефлексия |
Покажите на «Лесенке успеха», насколько каждому из вас был понятен материал урока. Вы сегодня плодотворно поработали. Всем спасибо. |
Сложение и вычитание величин
Если вычисления с величинами выполнить легко, то сделаем это устно.
Например, 3 кг + 500 г = 3 кг 500 г
2 ч 30 мин – 15 мин = 2 ч 15 мин
Если вычисления устно выполнить трудно, то воспользуемся следующим алгоритмом:
Рассмотрим на примере: 126 м 45 см + 56 м 34 см.
Заменяем крупные единицы мелкими. Мы знаем, что 1 м = 100 см.
126 м 45 см = 12 645 см
56 м 34 см = 5 634 см
Выполняем сложение столбиком.
18 279 см заменяем крупными единицами.
18 279 см = 182 м 79 см
Попробуйте выполнить вычисления самостоятельно.
Запишите в строчку и выполните вычисления устно:
123 км 054 м + 31 м
5 мин 30 с – 26 с
Запишите вычисления столбиком:
48 т 209 кг + 16 т 190 кг
35 кг 400 г – 29 кг 350 г
Проверь себя.
123 км 054 м + 31 м =123 км 085 м
5 мин 30 с – 26 с = 5 мин 4 с
Это интересно.
Решите задачу про синего кита.
Задача
Взрослый синий кит весит 120 т 300 кг, а детеныш – 52 т 800 кг. Найди общую массу взрослого кита и детеныша.
Замени крупные единицы массы мелкими, выполни вычисления столбиком.
Проверь себя.
120 т 300 кг = 120 300 кг
52 т 800 кг = 52 800 кг
173 100 кг = 173 т 100 кг