Корень слова. однокоренные слова. написание корня в однокоренных словах

Словарь однокоренных слов

Словарь однокоренных слов онлайн

Онлайн словарь будет интересен людям всех возрастов. Школьник сможет закрепить знания и поможет выполнить домашнее задание. Родители с легкостью проверят домашнюю работу за их чадами. И все вместе пополнят свой словарный запас на пять с плюсом.

Если Вы сомневаетесь в подборе однокоренных слов или вовсе не знаете их, то наш онлайн словарь Вам поможет в этом вопросе. Более не будет сложностей составлять однокоренные слова и тратить время на их поиск в бумажном словаре. Достаточно вписать интересующее Вас слово в поисковую строку, выбрать переключатель “ к слову” и нажать кнопку поиск. За доли секунды Вы получите внушительный список однокоренных слов.

Если вас интересуют слова с определенным корнем, то их тоже легко найти. Достаточно написать в поисковой строке искомый корень, нажать переключатель “с корнем”, нажать на иконку поиска и Вы увидите список всех слова с таким корнем.

Наш словарь однокоренных слов онлайн поможет Вам быстро и легко подобрать родственные слова к слову и однокоренные слова с корнем.

КорниОднокоренные слова

Орфограммы в корне слова — причина самого большого количества ошибок в письменных работах. Что же делать? Тебе нужно научиться

  • находить корень слова;

  • правильно подбирать однокоренные слова;

  • знать корни с чередованием, которые нельзя проверить с помощью однокоренного слова.

Правило

Внимание! Значение корня является более важным, чем его буквенный состав. Слова внимательно, понимание, занимательно, понятие являются однокоренными, так как объединены общим значением корня, несмотря на то что его буквенный состав разный. Такие корни называются корнями с чередованием

Безударную гласную в них нельзя проверить при помощи однокоренных слов

Такие корни называются корнями с чередованием. Безударную гласную в них нельзя проверить при помощи однокоренных слов.

47. Объедини однокоренные слова в группы с одинаковым значением.

Пригореть, возгордиться, подгорный, горстка, сгоревший, горестно, горластый, выгореть, гордыня, подгорать, горсть, пригорок, горлица, пригорюниться, пригоршня, горловина, горевать, гарь, гора, гордячка.

Ответ:

  Пригореть, сгоревший, выгореть, подгорать, гарь; возгордиться, гордыня, гордячка; подгорный, пригорок, гора; горстка, горсть, пригоршня; горестно, пригорюниться, горевать; горластый, горлица, горловина.

48. Правильно выбери однокоренные проверочные слова

Помни, что прежде всего нужно обращать внимание на значение слова. В проверяемом и проверочном слове выдели корень и поставь ударение

ув…дающий букет —

пов…дать старого друга —

зимняя изморо…ь —

утренняя изморо…ь —

глубокий пру… —

гибкий пру… —

пол…скать белье —

пол…скать собаку —

вкусный обе… —

рыцарь дал обе… молчания —

посв…тить фонарем —

посв…тить стихотворение жене —

  Слова для справок: полощет в холодной воде, пруды Екатерингофского парка, святость реликвии, морозный воздух, хорошо видеть, ласковые слова, завядшие цветы, обедать в ресторане, ярко светит, дождь моросит, священные обеты, ивовые прутья.

  Ответ:

Увядающий букет — завядшие цветы; повидать старого друга — хорошо видеть; зимняя изморозь — морозный воздух; утренняя изморось — дождь моросит; глубокий пруд — пруды Екатерингофского парка; гибкий прут — ивовые прутья; полоскать белье — полощет в холодной воде; поласкать собаку — ласковые слова; вкусный обед — обедать в ресторане; рыцарь дал обет молчания — священные обеты; посветить фонарем — ярко светит; посвятить стихотворение жене — святость реликвии.

49. Соедини линиями однокоренные слова и подчеркни другим цветом те слова, в корне которых гласные чередуются.

примирить (врагов)

примерка

примерять (платье)

мирный

отмерить (материал)

замирание

мгновенно (замереть)

землемер

умирать осенью

смерть

  Ответ:

ПредыдущаяСледующая

Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Родственные слова“» размещена в разделах

  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 2 класс
  • Русский язык, 2 класс
  • Русский язык, конспекты уроков
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.

Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества

Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

• учебник русского языка для 2 класса ( авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);

• рабочая тетрадь;

• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

• карточки для рефлексии

Урок русского языка во 2 классе по теме: Родственные слова

Данный урок проводится во втором классе по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Это первый урок при изучении  темы «Однокоренные слова». Урок будет интересен учителям, работающим по УМК «Школа России». В урок включены загадки и другой занимательный материал по теме.

Тема: Родственные слова

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, узнаете, как связаны слова межу собой.

3. Актуализация знаний

— Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Никто её не пугает,

А она вся дрожит.

(осина)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

Вырос в солнечный денек

У лесной дорожки

Ярко-красный огонек

На зеленой ножке

(ягода)

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите синоним к слову дорога. /путь, тропинка, шоссе/

— Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. / Красные листья осины задрожали от ветра/. Найдите и подчеркните основу предложения

4. Самоопределение к деятельности

— Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша  тётка – гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

— Среди слов тоже есть родственники.

5. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? /Что такое  родственные слова?/

Упр.77

— Прочитайте текст.

— Теперь прочитаем только выделенные слова.

— Что роднит эти слова? /Предположения детей /

— Прочитаем рубрику «Обратите внимание!» Сумели мы правильно предположить?

— По каким признакам будем узнавать родственные слова? /Близкое значение и общая часть/

Упр.78

— Прочитайте слова первого столбика? Являются ли эти слова родственными?

— Спишите любую групп слов. Выделите общую часть слов дугой.

6. Физкультминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам пригнусь.

Ну а потом я вырасту,

До лампы дотянусь.

7. Закрепление изученного материала.

— Послушайте стихотворение и запомните однокоренные слова.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири-снеговики

Песню просвистели.

— Какие однокоренные слова запомнили?  /по снегам,  снегири, снеговики, снежные)

— Найдите в словах общую часть и обозначьте значком(дугой).

8. Рефлексия.

Работа по карточкам.

— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные  слова.

а) Желток, железо, жёлтый.

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Проверка: дети зачеркивают слова железо, печать, носильщик, в однокоренных словах подчеркивают корень.

9. Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях с печатной основой выполнить упр. 46 и 47

Общие черты

Нельзя говорить, что данные категории слов не имеют общих особенностей, это неправильное утверждение, противоречащее нормам русского языка. Исходя из подробного разбора каждой классификации лексем, выделились следующие общие черты:

  1. Общая главная часть слова – корень.
  2. Словоформа и значение лексемы (этимон)
  3. Группы слов, относящиеся к разным частям речи.
  4. В родственных и однокоренных словах основная часть лексемы может меняться в зависимости от правила чередования гласных и согласных букв.
  5. Классификации данных слов возможно спутать с формами словообразования, отличающимися только окончанием.

Важной деталью является замена некоторых букв, которая называется чередованием. Данное явление обусловлено историческим фактором

Его можно наблюдать в следующих примерах:

  • Снег – снежок (в первом случае корень имеет своё первоначально звучание — снег-, а во втором слове корень обретает другое звучание посредством смены буквы «г» на «ж» — снеж-)
  • Мука – мучной ( здесь происходит точно такая же манипуляция с буквами: «к» и «ч» чередуются, придавая словам особый оттенок в звуке)
  • Ёлочка – ель (помимо согласных звуков, феномен чередования может происходить и с гласными звуками, как в данном примере произошло с «е» и «ё»)

«Чередование» может происходить как в родственных словах, так и в однокоренных словах, поэтому этот признак является общей характеристикой данных языковых групп.

Ещё одной чертой двух видов слов является процесс образования словоформ. Проще говоря, это формы какой-либо лексемы, отличающиеся только окончанием:

Дом – дома – дому (данные слова отличаются лишь грамматическими значениями, но лексически они остаются неизменны)

Если в слове меняется только флексия (окончание), его формы не будут относиться ни к родственным, ни к однокоренным словам. Чтобы суметь отнести определённый ряд слов к конкретной классификации, стоит изучить подробное описание каждого определения.

Как искать корень слова

Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.

Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: «свет» — «светлый» — «светить» — «светло»; «зелень» — «зеленый» — «зеленеть» — «зелено»; «мир» — «мировой» — «мирить» — «мирно».

Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.

Например, в слове «подорожник» приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.

Дорога — дорожка.

Сухой — сушить.

Рука — ручка.

Собирать — собрать — соберу.

Умереть — умирать.

Блистательный — блестеть.

Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Итак, родственными
в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться
как к одной, так и к разным частям речи: боль
(имя существительное), больной
(имя прилагательное), болеть
(глагол), больно
(наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии)

Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали
– все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
    ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В СЛОВЕ: ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В СЛОВЕ:
    е / и замереть — замирать п / пл лупить — луплю
    о / а спросить — спрашивать б / бл любить — люблю
    е / о (ё) петь — пою в / вл ловить — ловлю
    я / им снять — снимать м / мл кормить — кормлю
    а / ин сжать — пожинать з / ж узкий — уже
    ов / у ковать — кую ц / ч столица — столичный
    е / у (ю) клевать — клюю д / ст сладкий — сласти
    о / ноль звука сон — сна т / с цветы — цвести
    о / ноль звука сон — сна т / к пустить — пускать
    е / ноль день — дня ст / щ густой — гуща
    о / ы / у сохнуть — засыхать — сухой х / ш глухой — глушь
    о / ы / ноль звука посол — посылать — послать т / ч / щ светить — свеча — освещение
    и / й / ей лить — лью — лей д / ж / жд водить — вожу — вождение
    и / й / ой бить — бью — бой с / ш высокий — выше
        к / ч / ц кулак — кулачок — кулацкий
        г / ж / з друг — дружба — друзья
  • В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, а не однокоренные и родственные слова).
  • Проверяй только те слова, которые требуют проверки.
  • Проверочные слова должны быть обязательно родственными, а не просто похожими.
  • В проверочном слове гласный звук должен стоять под ударением (Например: водяной — водный, а не вода).
  • Хорошая работа идет в таком порядке: сообразил — проверил — написал. Натренированным людям проверочное слово успевает прийти в голову до того, как они записали сомнительную букву, и тогда они просто не успевают сделать ошибку.
  • В речи слова «помогают друг другу» выражать наши мысли; для этого они «умеют» изменяться, во-первых, по числам, а во-вторых, по «командам» тех вопросов, которые в предложении к ним можно поставить. Упражняясь в изменении слов не только по числам, но и по «командам вопросов», Вы научитесь узнавать в таких словоформах слова-подсказки, помогающие определить нужную букву в корне.

Как правильно определять корень слова

На самом деле выделять главную морфему в речевых единицах довольно легко. Для этого необходимо выполнить довольно простой алгоритм действий.

Подобрать к исходному слову как можно больше родственных.

При этом необходимо руководствоваться главным критерием – наличие общего смысла.

Например: гриб—грибник-грибной.

Все эти слова связаны не только одинаковой главной морфемой, но и единым смыслом. Прочитав каждое из них можно понять, что речь идет о грибах.

В некоторых словах значение одинаковое, на иногда корень слова несколько разный – одна буква заменяется на другую. Такое явление в русском языке носит название чередования согласных.

Например: видеть-вижу.

Здесь буква «д» замещается буквой «ж». Смысл при этом не меняется, однако корни несколько отличаются. Правильность написания таких чередующихся основ зависит от того, куда падает ударение, в какой части речевой единицы расположена чередующаяся буква, какое лексическое значение несет основная морфема.

Далее в каждом из собранной группы речевых единиц необходимо найти корень — общую часть.

Например: море, морской, мореплаватель.

Данную группу речевых единиц объединяет главная морфема «море».

Обозначить выделенную часть соответствующим значком.

Для обозначения основной морфемы в русском языке принято использовать значок дуги.

Правила русского языка указывают на то, что однокоренные слова могут относиться к различным частям речи, могут быть разного рода, числа и падежа.

Чтобы точно определить данную морфему, необходимо  четко определить смысл слова. Некоторым для того, чтобы определить морфему слова, проще убрать лишние составляющие – приставки, суффиксы, окончания и выделить оставшуюся основу.

Корень – это морфема, которая совсем не обязательно дополняется другими морфемами – приставками, суффиксами или окончаниями. Она может использоваться как с ними, так и самостоятельно.

Например: вода-водичка-водянистый.

Как отличить родственные слова от форм слова

Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от грам­ма­ти­че­ских форм одно­го и того же сло­ва.

Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» обра­зу­ем фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:

ско­рый — ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый».

В таб­ли­це ниже мож­но уви­деть, в чем заклю­ча­ют­ся отли­чия одно­ко­рен­ных слов от форм одно­го и того же сло­ва:

К суще­стви­тель­но­му «гора» под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.

Слово «гора» может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:

Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора», у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор-.

У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои грам­ма­ти­че­ские фор­мы, кото­рые не сле­ду­ет вно­сить в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий»:

Родственные сло­ва с кор­нем ярк- Формы при­ла­га­тель­но­го «яркий»
яркий яркая, яркое, яркие
яркость он ярок, она ярка, оно ярко, они ярки
ярко ярче, более/менее яркий, самый яркий, ярче всех

У гла­го­лов раз­ли­ча­ют­ся род­ствен­ные сло­ва и их фор­мы.

Родственные сло­ва Формы гла­го­ла ‘решить’
решить решу, решишь, решит
решить­ся решим, реши­те, решат
решать решив­ший, решив­шая, решив­шее, решив­шие Решенный, решен­ная, решен­ное, решен­ные
решать­ся решив
реше­ние
реши­тель­ный

Изучением форм слов зани­ма­ет­ся мор­фо­ло­гия.

Морфология — раз­дел нау­ки о язы­ке, в кото­ром изу­ча­ют­ся части речи.

Изучение частей речи пред­по­ла­га­ет зна­ком­ство с фор­ма­ми суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов и осо­бых гла­голь­ных форм (при­ча­стия и дее­при­ча­стия), место­име­ний, чис­ли­тель­ных и наре­чий.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
  2. Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
  3. Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата – зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео:Родственные словаСкачать

Какие слова не являются родственными

Продолжая тему того, какие слова являются родственными, нужно сказать и о необходимости помнить про омонимичные корни. То есть, слова «вод-ить» и «вод-яной» нельзя считать родственными, потому что значения этих, на первый взгляд, идентичных корней различны.

Кроме всего вышесказанного, нужно помнить про исторически родственные слова, которые в современном русском языке родственными быть перестали. Так, например, в прошлом слова «победа» и «беда» были родственными. На сегодняшний же день они таковыми не считаются. Поэтому к ним применяется термин «исторически родственные».

§ 1 Что такое родственные слова?

Когда говорят о важном, часто употребляют слово корень. Например, о серьёзных ошибках говорят — это в корне неправильно, а если нужно выделить самое главное — зри в корень! У слов тоже есть самое главное — корень

Корень берёт на свои плечи самый главный смысл. Но на основе одного корня могут быть образованы разные слова. Такие слова с одним корнем называются однокоренными или родственными.

Но не всегда удаётся правильно выделить корень. Потому, как если хорошо прислушиваться к словам, иногда можно услышать, что в одном слове скрывается другое. Например, Винни-Пух сочинил про себя весёлый стишок:

Ведь он же не Слон,

Поэтому он

Не может всё время

Без дела слоняться!

В слове слоняться он услышал спрятанное слово слон. Но слова слон и слоняться не являются родственными, поскольку при одинаковом написании корня, не несут одинакового главного смысла.

Чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня.

Рассмотрим группу слов: снег, снеговик, Снегурочка, снеговой. У них есть общая часть — корень, в которой заключен общий смысл и совпадает написание, — СНЕГ. Это родственные слова.

Сравним пары слов: солдат и боец; храбрый и смелый, смотреть и глядеть. Можно ли сказать, что слова в парах имеют сходное значение? Да, слова в парах имеют сходное значение. А можно ли считать слова в парах — родственными? Нет, их считать родственными нельзя. Они имеют сходное значение, но у них нет общей части, которая обычно одинаково пишется. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.

§ 2 Признаки родственных слов

Рассмотрим еще один пример: изба, в избе, избушка. Можно ли считать эти слова родственными? Разберёмся, руководствуясь правилом. Имеют ли они общую часть, т.е. КОРЕНЬ? Да, у них есть общая часть — ИЗБ (написание совпадает во всех словах). Хранит ли она общий смысл? Да, она хранит общий смысл. Но, слова изба, в избе отличаются лишь окончаниями, у них одинаковые основы. Получается, что это разные формы одного и того же слова. А вот слова изба, избушка — родственные слова. Во-первых, они имеют один корень — ИЗБ. Во-вторых, этот корень хранит общий смысл — небольшое деревянное строение. И, в-третьих, у слов разные основы -ИЗБ- и ИЗБУШК-.

Итак, родственные слова — это слова, имеющие ОБЩУЮ основную часть, которая хранит их общий смысл. Эта общая часть называется КОРНЕМ.

Прочитайте стихотворение:

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус!

Даже нос и щёки

Все в арбузном соке!

Найдём в нем родственные слова и выпишем их столбиком в начальной форме:

арбузный

У слов разные основы: арбуз и арбузн-.

У слов одинаковый корень — арбуз-, который хранит их общий смысл, а ещё в обоих словах он пишется одинаково.

Итак, родственные (однокоренные) слова — это слова с разными основами, но имеющие общую часть — корень. Корень хранит общий смысл и обычно одинаково пишется.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч./Н.А.Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл. Методическое пособие/М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.

Использованные изображения:

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Словарь однокоренных слов

ветер, ветерок, ветрило, ветрище;

вода, водный, водичка, подводный;

глаз, глазки, глазной, глазок;

гора, горка, горный, гористый;

горе, горевать, горюшко;

гусь, гусак, гусыня, гусёнок;

двор, дворник, дворик, дворовый;

дождь, дождик, дождевой, дождливый;

дом, домик, домашний, домой;

ёж, ежиха, ежонок, ежовый;

звезда, звёздочка, звёздный, беззвёздный;

зверь, зверёк, зверюшка, звериный;

звонить, звон, звоночек, звонарь, зазвонить;

зима, зимний, зимовье, зимовать;

класс, классный, внеклассный;

лес, лесной, лесник, лесистый, перелесок;

лист, листик, листок, листва;

лось, лосиха, лосёнок, лосиный;

лошадь, лошадка, лошадушка, лошадёнка;

море, морской, моряк, приморский;

мороз, морозец, морозище, морозный;

плечо, плечико, плечистый;

свет, светить, светленький, светлый, светлячок;

слово, словечко, словесный;

снег, снеговой, снеговик, снегурочка;

снегирь, снегирёк;

сор, соринка, сорняк, сорить;

тигр, тигрица, тигрёнок, тигриный, тигровый;

хлеб, хлебный, хлебушко, хлебница;

цвет, цветок, цветут, цветник;

час, часок, часик, часовой, часы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: