Правописание суффиксов глаголов

Вдруг неправильно?

Как правильно — тает или таит? Вроде, только выше разбирали это. Но в этом вся соль, весь подвох. Помните, о чем шла речь в аннотации? Снежинки-то наши с подвохом. Как пишется — «тает» или «таит»? В ситуации со снегом — тает. Почему? Потому что это глагол «таять» в настоящем времени. То есть переходить в жидкое состояние из твердого.

Мы знаем, что данный глагол иногда используется в переносной форме. К примеру: «Девушки тают на глазах».

А что же тогда со словом «таит»? От какого глагола образована эта форма, давайте вспомним. Правильно, от глагола «таить». То есть скрывать что-то, утаивать от окружающих.

Проверь себя

Задание 1.К какому спряжению и лицу относится глагол «повелевал»?

  1. I спряжение, 1 лицо
  2. II спряжение, 1 лицо
  3. I спряжение, 3 лицо
  4. II спряжение, 3 лицо

Задание 2.К какому спряжению и виду относится глагол «постелю»?

  1. I спряжение, совершенный
  2. II спряжение, совершенный
  3. I спряжение, несовершенный
  4. II спряжение, несовершенный

Задание 3.К какому спряжению и наклонению относится глагол «пишете»?

  1. I спряжение, изъявительное
  2. II спряжение, изъявительное
  3. I спряжение, повелительное
  4. II спряжение, повелительное

Задание 4.В образовании формы какого глагола допущена ошибка?

  1. высохнул
  2. щиплет
  3. обезумею
  4. победит

Задание 5.В образовании формы какого глагола допущена ошибка?

  1. жжём
  2. положить
  3. лягте
  4. выздоровит

Ответ: 1. – 3; 2. – 1; 3. – 1; 4. – 1; 5. – 4.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов образует суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • написать — написал письмо, написал бы картину;
  • узнать — узнал новость; узнал бы поточнее.

Правило
Перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределенной форме глагола.

  • вы́смотреть — высмотрел;
  • перекра́сить — перекра́сил;
  • та́ять — та́яла;
  • му́чить — му́чил.

Чтобы правильно написать безударный суффикс, обозначенный буквой -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

  • веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться;
  • надеяться, отчаяться, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть материально не выраженным буквами или звуками. Наличие нулевого суффикса в форме единственного числа мужского рода можно определить, если сравнить с другими формами прошедшего времени, в которых он проявляет себя.

Сравним:

  • ползти — он полз, гусеница ползла, насекомое ползло;
  • высохнуть — ствол высох, лужа высохла, поле высохло.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помощью формообразующего суффикса -и- или нулевого суффикса образуются формы единственного числа . Постфикс -те участвует в грамматическом оформлении глаголов множественного числа:

  • нести — неси, несите;
  • тащить — тащи, тащите;
  • навьючить — навьючь, навьючьте;
  • резать — режь, режьте.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся(-сь) образуются возвратные глаголы:

  • купать — купаться;
  • нести — нестись.

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

  • (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ивать;
  • (что сделать?) разма́зать → (что делать?) разма́зывать.

Поставив ударение, убедимся, что гласные в глагольных суффиксах являются безударными, из-за чего возникает затруднение в их написании. Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и» в суффиксах, применим правило  орфографии.

Правило
Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол заканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс -ова- или -ева-. Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Понаблюдаем, как применить это правило:

  • я распробую — распро́бовать, распро́бовал;
  • я облицую — облицева́ть, облицева́л;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал;
  • подмешиваю — подме́шивать, подме́шивал.

Слова с этимологическим корнем -вед- («знать») пишутся по-разному. Часть этих глаголов имеет суффикс -ова-:

  • заведую — заведовать, заведовал;
  • исповедую — исповедовать, исповедовал;
  • проповедую — проповедовать, проповедовал.

А другая часть глаголов сохраняет суффикс -ыва- во всех грамматических формах:

  • проведываю — проведывать, проведывал;
  • выведываю — выведывать, выведывал;
  • отведываю — отведывать, отведывал;
  • разведываю — разведывать, разведывал.

Суффикс -ва-

Отличаем эти глаголы от слов с ударным суффиксом -ва-:

  • разбить → разбива́ть;
  • созреть → созрева́ть.

Гласный корня, обозначенный буквами «е», «и», оказался в безударной позиции. Чтобы правильно написать такое слово, воспользуемся правилом орфографии.

Правило
Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Примеры

  • узна́ть → узнава́ть;
  • запе́ть → запева́ть;
  • проли́ть → пролива́ть;
  • запи́ть → запива́ть.

Исключения:

  • застря́ть — застрева́ть;
  • затми́ть — затмева́ть;
  • растли́ть — растлева́ть;
  • продли́ть — продлева́ть.

В каких случаях пишут «тают»

Подтвердим правописание, определив спряжение глагола. Начальная форма – «таять». Оканчивается на «ять», поэтому отнесём его к первому спряжению. Соответственно, в личном окончании глагола «тают», который стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени, напишем окончание «ют».

Отметим, что под ударением оказывается корневая гласная «а» – «та́ют».

Примеры предложений

  1. Во тьме тают и расплываются очертания рук.
  2. Глыбы снега блестят и тают, мороз постепенно отступает.
  3. Элементы тают и растворяются, а потом сменяют друг друга.
  4. Призрачные леса колеблются и тают в воздухе.
  5. Я посмотрел на небо и увидел, как тают облака.
  6. От уверенного взгляда Петра девушки тают как свечи.
  7. На чёрном мокром асфальте быстро тают снежинки.
  8. Ледники Антарктиды уже не тают и не уменьшаются в размерах.

Правописание слова «тают»

Рассмотрим предложение:

Интересующее нас слово обозначает действие и отвечает на вопрос:

По этим грамматическим признакам выясним, что это самостоятельная часть речи глагол, который имеет значения «превращаться в жидкость под действие тепла, исчезать».

Поставив ударение в исследуемом слове, выясним, что неясно слышится гласный звук окончания:

Морфемный состав

та́ют — корень/окончание

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, действуем согласно алгоритму:

  1. поставим глагол в неопределённую форму;
  2. по конечному буквосочетанию (-ать, -еть, -оть, -уть, -ить) выясним I или II спряжение;
  3. выберем правильное окончание формы глагола.

Рассматриваемое слово является грамматической формой глагола «таять». В неопределённой форме конечное буквосочетание -ять укажет на его принадлежность к I спряжению, как и глаголов:

сеять, веять, реять, чуять, хаять и пр.

Понаблюдаем, как этот глагол I спряжения изменяется по лицам и числам в формах настоящего времени:

  • 1 лицо  я та́ю — мы та́ем
  • 2 лицо  ты та́ешь — вы та́ете
  • 3 лицо  он та́ет — они та́ют

Слово «тают» — это форма 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения глагола «таять».

Чтобы усвоить правильное написание безударного окончания -ют в этом слове, прочтём примеры предложений.

Страница 52-67. Личные местоимения

Роль местоимений в речи

Упр. 108. Прочитайте.

Зелёные листики — и нет зимы. Идём раздольем чистеньким — и я,и ты,и мы.(В. Маяковский)

• Что вы представили, читая строки? Почему автор именно так расположил стихотворные строки?• Какой частью речи являются выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо? А на кого могут указывать?

Гдз к упражнению № 108 

Упр. 109. Прочитайте местоимения.

я ты он она оно мы вы они

• Почему эти местоимения называют личными? (они указывают на предмет, но не называют его)• Назовите личные местоимения, которые указывают на того: а) кто говорит; б) к кому (к чему) обращаются с речью; в) о ком (о чём) говорят.

Ответ к упражнению № 109

Нормативное образование и употребление глаголов

При использовании некоторых форм глаголов могут возникнуть сложности, поэтому необходимо знать ряд особенностей их образования и употребления.

1. Некоторые глаголы не имеют определенных форм лица и времени.

Глаголы победить, убедить, пронзить, чудить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. не имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. 

Мы не можем сказать «победю», «убедю», поэтому необходимо добавлять дополнительные слова, описательные обороты при употреблении таких глаголов: 

Я смогу победить и убедить.

Нет форм 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о предмете), наступить (о времени), обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др.

2. При образовании ряда глаголов необходимо учитывать некоторые их особенности.

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
  • При образовании личных форм глаголов с шипящем в основе необходимо учитывать чередование согласных (Г-Ж, К-Ч, Ч-Ж, Х-Ш): жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут. 

Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

лечь ляг лягте
ехать поезжай поезжайте
разъехаться разъезжайся разъезжайтесь
ездить езди ездите
положить положи положите
трогать трогай трогайте
махать маши машите
класть клади кладите
бежать беги бегите
высыпать высыпи высыпите
прополоскать прополощи прополощите

У глаголов весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. нет повелительного наклонения.

3. Необходимо запомнить нормативное употребление следующих глаголов:

  • Глагол класть употребляется только без приставки (кладу, клали), а глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой (положить, выложить).
  • У непереходных глаголов на -ЕТЬ нормативными являются формы с -е- в основе: выздороветь – выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, обезуметь – обезумею, обезумеешь, опостылеть – опостылею, опостылеешь.

4. Запомните формы настоящего и будущего времени:

глодать гложет
дремать дремлет
колыхать колышет
махать машет
мурлыкать мурлычет
плескать плещет
полоскать полощет
сыпать сыплет
трепать треплет
хлестать хлещет
щипать щиплет

Глагол оказался не только крутым, но и очень разносторонним и интересным парнем — мы узнали его поближе и готовы к встрече с ним в любых заданиях ОГЭ и ЕГЭ

Теперь можно приступать к знакомству с причастиями и деепричастиями в нашей следующей статье: «Самое важное про причастия, деепричастия».  

Повторение

Стр. 121. Язык и речь

Упр. 254. Вспомните, какой способ общения между людьми является самым главным. Какие формы речи вы знаете? Для чего человеку нужна устная речь? письменная речь? внутренняя речь? Как по-другому называют речь одного человека и разговор двух людей?

Ответ

Упр. 255. Прочитайте.

Язык как хранилище, в котором находится бесценный2 клад1: все звуки речи, все «кубики-морфемы», из которых строятся слова, все интонации, с которыми мы произносим слова, и правила, по которым слова соединяются друг с другом. А когда человек берёт из хранилища3 всё нужное, чтобы говорить, получается речь1.                                               С. Бондаренко, Г. Граник

• Как вы поняли высказывание о языке и речи?• Какое значение в речи имеет язык? Порассуждайте: что появилось раньше — язык или речь?

Звуко-буквенный разбор слова «клад»

Звуко-буквенный разбор слова «речь»

Разбор слова «бесценный» по составу

Разбор слова «хранилища» как часть речи

Упр. 256. Прочитайте. Из какой былины этот отрывок?

Снарядился Илья и пошёл к отцу с матерью:— Отпустите м..ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служ..ть Рус.. родной верой-правдой, береч.. землю Ру…кую от недругов-ворогов.Гов..рит старый Илья Тимофеевич:— Я на добрые дела благословляю т..бя, а на худые дела м..его благословения нет. Защ..щ..й нашу землю Ру…кую не для зол..та, не из корыст.., а для чест..3, для богатырской славушк.. .

• Каковы тема и главная мысль диалога? Как речь характеризует Илью и его отца?• Слова, которые в нашей речи вышли из употребления. Что они обозначают?• Спишите речь любого из участников диалога, вставляя пропущенные буквы.

Ответ

Разбор слова «чести» как часть речи

Анализ / мораль басни «Ворона и лисица» Крылова

Иван Андреевич Крылов – писатель, обновивший басенный жанр, перенесший его на русскую почву.

Басня написана в 1807 году. Ее автору в эту пору исполнилось 38 лет, он уже вышел в отставку с места секретаря генерал-губернатора. В тот период он был скорее драматургом, чем баснописцем. По жанру – социально-бытовая басня, аллегория на тему нравственности, по размеру – вольный ямб с охватной (в начальных строках), смежной, перекрестной (в финале) рифмовкой. Относится к басням с традиционным, заимствованным сюжетом. Мораль вынесена в начало произведения, является его своеобразным эпиграфом: лесть гнусна. Однако тщеславие настолько неистребимо, что «льстец отыщет уголок» в сердце практически каждого человека. Сюжетная канва проста. Действующие персонажи – птица и животное (вид становится именем и пишется с прописной буквы). Под этим иносказанием подразумеваются люди. Каждый из героев еще и носитель характерных черт, приданных ему народным сознанием. Скажем, лиса – символ хитрости. Отсюда же представление о вороне как о «вещунье» (предсказательнице, вестнице). «Твердили миру»: автор подчеркивает общеизвестность этого утверждения, говорит не только от своего имени. «Бог послал»: писатель усиливает необычайное везение птицы, редкостность подобного дара. Вообще же на Руси сыром называли творог. Раздобыть «кусочек» (сразу понятно, что маленький) сыра твердых сортов – задача не из легких. Счастливица несет его в лес. «Взгромоздясь»: птица была не из хилых, да и занятый клюв мешал ей сразу усесться как следует. «Позавтракать»: выходит, дело было ранним утром. «Призадумалась»: о превратностях жизни. «Лиса близехонько»: наречие с уменьшительным суффиксом, вкрадчивость которого как бы заранее характеризует нового персонажа, до того, как он что-то сказал и сделал. «Сырный дух»: возможно, сыр был с плесенью, к примеру, французский. Впрочем, нюх у лис и без того отличный. «Плутовка»: метонимия. «На цыпочках»: гипербола. «Вертит»: типичный пример устаревшего ныне ударения в словах. Начинается диалог. Ряд сладких обращений к Вороне: голубушка, сестрица, светик. «Право»: частица уверения. Череда восклицаний с экспрессивным оттенком, ласкательными суффиксами и междометиями: ну что за шейка! Какие перушки! «Ангельский голосок»: эпитет, превзошедший всякую меру по отношению к карканью вороны. «Царь-птица»: фольклорный оборот. Опьяненная похвалами Ворона со спертым «в зобу дыханьем» теряет бдительность. «Приветливы слова»: усеченная форма прилагательных. Решив, что пора огласить округу карканьем, Ворона берет высокую ноту. «Сыр выпал». Казус завершается улепетыванием «плутовки». Лексика живая, разговорная. Глаголы придают динамизм сюжету.

«Ворона и Лисица» И. Крылова впервые была опубликована в «Драматическом вестнике».

Как же правильно пишется: «таят» или «тают»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется, как во втором варианте:

Почему напишем слово с гласной «ю»?

Для того, чтобы нам с вами было легче разобраться, давайте определим спряжение нашего глагола. А для того чтобы это сделать, поставим глагол в неопределённую форму.

Таким образом, глагол «таять» относится к 1-ому спряжению, так как есть конечное буквосочетание -ять.

А теперь понаблюдаем за нашим глаголом в различных лицах и падежах настоящего времени:

  • я таю — мы таем — 1 лицо
  • ты таешь — вы таете — 2 лицо
  • он тает — они тают — 3 лицо

Как мы видим, «тают» является 3 лицом множественного числа настоящего времени глагола «таять».

А правильность написания слова Вы можете проверить по орфографическому словарю русского языка.

В каких случаях пишут «таят»

Докажем правописание, определив спряжение глагола. Начальная форма – «таить». Оканчивается на «ить», поэтому отнесём его ко второму спряжению (не входит в группу исключений). Значит, в личном окончании глагола «таят», который представлен формой 3-го лица множественного числа настоящего времени, напишем окончание «ят».

Обратим внимание, что ударение в данном случае падает на гласную окончания – «тая́т»

Примеры предложений

  1. Я всегда хотел узнать, какой смысл таят древнегреческие мифы.
  2. Неведомые дали таят в себе немало опасностей.
  3. Египетские гробницы таят в себе много загадок.
  4. Эти стихотворения таят в себе тяжкий груз исторической драмы.
  5. Слова, написанные в этой книге, таят в себе сакральный смысл.
  6. Его высказывания таят в себе множество скрытых и явных смыслов.
  7. Вы только представьте, какие неисчислимые и бесценные сокровища таят музеи и архивы.

Спряжение

Самая важная тема — спряжение. Не путайте со склонением, так как этот термин относится к существительным, а спряжение — к глаголам.  

Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. 

Типов спряжения всего два, и названы они максимально креативно — первое спряжение и второе.

Почему глагол может быть таким же неопределенным, как и наше будущее?При работе с глаголами нам важно знать их неопределенную форму (инфинитив). Как мы не можем определить исход футбольного матча или нашу оценку за контрольную, так и не можем определить род, время и лицо глагола в инфинитиве, так как у этой формы нет постоянных признаков

Представьте, что мы будто откатили телефон к заводским настройкам.Именно для инфинитива и работают вопросы «что делать?» и «что сделать?».

От спряжения, которое нам помогает определять инфинитив, будут зависеть правила написания личных окончаний глаголов и правила написания суффиксов причастий. Напомним, что личное окончание глагола — это не совсем то же самое, что и окончание у других частей речи.  

Личное окончание глагола — окончание в определенном лице.

Как определить букву, которую нужно писать в личном окончании? 

Нужно сделать четыре шага:

Шаг 1. Определяем время глагола.О временах глагола мы дополнительно поговорим чуть ниже.

  • Если время глагола настоящее или будущее, сразу переходим к Шагу 2.
  • Если глагол прошедшего времени, то смотрим на букву перед суффиксом -Л, она будет такой же, как и в инфинитиве. Гласная И — II спряжение, остальные — I спряжение.

Например, глагол «залезал». Перед -Л буква А, значит, глагол относится к 1 спряжению.

Шаг 2. Ищем приставку ВЫ.

  • Если глагол настоящего и будущего времени, нужно проверить наличие приставки ВЫ. 
  • Если она есть, отбрасываем ее, так как она будет мешать определить ударение, забирая его на себя.

Шаг 3. Определяем ударение.

Смотрим на то, куда падает ударение:

Если оно не падает на личное окончание, переходим к Шагу 4. 

Например, глагол «спать». Он «спИт», ударное личное окончание, которое указывает на второе спряжение.

Если в глаголе ударное личное окончание, смотрим на таблицу:

Еще эти гласные можно запомнить с помощью фразы: «Целую, милая!» Первым в предложении идет слово «целую», именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I-му спряжению. Вторым идет слово «милая», в котором буквы И, А, Я будут относиться ко II-му спряжению.

Шаг 4. Ударение не на личном окончании.

В этом пункте все еще проще. Окончание И означает, что перед нами II спряжение. Однако нельзя забывать про исключения. 

Важно: наличие приставки не влияет на спряжение

Дополнительно разобраться в этой теме вам поможет наша статья «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Спряжение глаголов встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.1. (Они) мол..т (о пощаде), (пески) зыбл..тся2. (Ледники) та..т, накле..шь3. Напиш..шь, постав..шь4. Разгон..шься, разлож..шь (вещи)5. (Свитер) кол..т, перекин..шьРешение.Подставим в слова пропущенные буквы и определим спряжение глаголов:1) Они молят (глагол II спряжения — молить), зыблются (глагол-исключение I спряжения — зыбиться).2) Ледники тают (глагол I спряжения — таять), наклеишь (глагол II спряжения — клеить).3) Напишешь (глагол I спряжения — написать), поставишь (глагол II спряжения — поставить).4) Разгонишься (глагол-исключение II спряжения — разогнаться), разложишь (глагол II спряжения — разложить).5) Колет (глагол I спряжения — колоть), перекинешь (глагол I спряжения — перекинуть).Мы видим, что именно от спряжения глагола зависит написание гласной в его окончании

Поэтому для выполнения этого задания нам важно знать личные окончания глаголов и алгоритм определения их спряжения.Ответ: 45

Также в русском языке есть разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.

Какое правило применяется

«Тает» – это глагол в форме III лица, единственного числа, настоящего времени, инфинитивом которого является «таять». Он употребляется в значении «переходить из твердого агрегатного состояния в жидкое под воздействием повышенной температуры». Глагол относится к первому спряжению, поэтому в третьем лице имеет окончание «ет». Отметим, что ударение падает на первый слог.

«Таит» – это глагол с другим значением. Он тоже имеют форму III лица, единственного числа, но является производным от инфинитива «таить», обозначает «скрывать, держать в тайне». Относится ко второму спряжению, поэтому корректное окончание – «ит». Ударным в этом случае является второй слог.

Примеры предложений

Закрепим правописание при помощи следующих фраз:

  1. Пришла весна: лед на реке тает, а птицы щебечут.
  2. Ее взгляд таит в себе скрытый смысл.

Глаголы первого спряжения

Прежде чем мы приступим к рассмотрению того, как правильно писать — «тают» или «таят», давайте выясним, как определить спряжение глагола «таять». Для чего это нужно, узнаем чуть позже

Итак, чтобы определить спряжение глагола, мы должны обратить внимание на то, какая гласная находится перед «ть». В нашем случае, это буква «я» — «таять»

Ко II спряжению относятся следующие глаголы:

  • Оканчивающиеся на «ить».
  • Четыре глагола с окончанием «ать».
  • Семь глаголов, которые оканчиваются на «еть».

Как мы видим, нужного нам глагола в этом списке нет.

Теперь поговорим о I спряжении. К нему относятся глаголы с окончаниями «оть», «ыть», «уть» и «ять».

Соответственно, наш глагол I спряжения.

Страница 93-114. Правописание глаголов

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

Упр. 189. Вспомните по таблице спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения.

 • Выскажите мнение, для чего надо знать различие в написании личных окончаний глагола.

Упр. 190. Прочитайте.

                             Мой грибВ грибном лесу одна полянка другой руку подаёт через кусты, и, когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит.                                                      М. Пришвин

 • Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени.  • Выделите их окончания. После каждого глагола в скобках укажите его лицо, число, спряжение.Образец. Смотр (3-е л., … ч., … спр.), … .

Ответ

 • Как определить спряжение глагола?

В помощь ученикам

Мы разобрали глаголы I и II спряжения, поговорили о том, что скрывают под собой глаголы «таять» и «таить», выяснили, как напишем — «тают» или «таят». А теперь давайте составим небольшие предложения с этими глаголами в помощь учащимся.

Начнем с глагола «таять»:

  • Я таю (первое лицо, единственное число) от любви к ней.
  • Мы таем (первое лицо, множественное число) от этой жары.
  • Ты все еще таешь (второе лицо, единственное число) от его взгляда?
  • Вы таете (второе лицо, множественное число), едва услышав ее голос.
  • Он тает (третье лицо, единственное число) от внимания к своей персоне.
  • Она тает (третье лицо, единственное число) от наслаждения.
  • Они тают (третье лицо, множественное число) от боли.

А теперь составим предложения с производными глагола «таить»:

  • Я таю в себе много загадок.
  • Мы таим множество информации.
  • Ты таишь море очарования в своей душе.
  • Вы таите что-то запретное.
  • Он таит в себе некую пугающую историю.
  • Она таит свой возраст и социальное положение.

Они таят все, что давно уже кануло в лету.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: