Пунктуационные особенности
Возникает следующий вопрос: нужно ли графически акцентировать эту частицу на письме? Несмотря на то что она очень похожа на вводную конструкцию, обособление не требуется ни в начале, ни в середине, ни в конце предложения.
Рассматриваемому нами сочетанию присущ характер сомнения, которое появляется у говорящего или пишущего по поводу высказываемого им положения. Но эти внутренние колебания не настолько экспрессивны, чтобы потребовалось выделение запятыми.
Примеры:
- Думаю, сегодня вряд ли получится выбраться – возможно, завтра, если погода не подведет.
- Вряд ли удастся выйти без потерь из такой сложной ситуации.
- По-твоему, это рисунок карандашом? – Вряд ли.
- Допустим, он придет, что вряд ли, и как ты поступишь тогда?
Деепричастия несовершенного вида и их образование
Такие деепричастия отвечают на вопрос: Что делая? Они называют действие, которое происходит одновременно с главным глаголом-сказуемым:
Для образования деепричастия несовершенного виданужно взять основу настоящего времена глагола несовершенного вида и прибавить к ней суффикс -а-/-я-:
- сидит — сидя;
- ворчит – ворча;
- купается – купаясь.
Исключения
Не все глаголы несовершенного вида образовывают деепричастия таким способом. Выделяют несколько исключений.
- Глаголы «быть» и «красться» образовывают деепричастия с помощью суффикса -учи-:
- Глаголы, которые в инфинитиве имеют суффикс -ва-, сохраняют его и при создании деепричастий несовершенного вида:
Кроме того, существуют несколько глаголов, которые и вовсе не могут образовывать деепричастия несовершенного вида:
- если основа глагола настоящего времени оканчивается на шипящий или если основа неопределенной формы оканчивается на з/c/ст/х: пашут – пахать, мажут – мазать;
- если основа состоит лишь из согласных: ткут, льют, шьют;
- если глагол имеет суффикс -ну-: подвергнуть, крикнуть, исчезнуть; (подвергая, крича, исчезая что тогда будет? Напишите, пожалуйста)
- если основа оканчивается на согласные г/к: могут, текут.
Деепричастия подвергая, крича, исчезая образованы от глаголов подвергать, кричать, исчезать.
От глаголов подвергнуть, крикнуть, исчезнуть можно образовать деепричастия совершенного вида прошедшего времени: подвергнув (подвергнувши, подвергши), крикнув (крикнувши), исчезнув (исчезнувши).
Чаще всего деепричастия несовершенного вида образовываются от основы настоящего времени и суффикса -а-/-я-. Однако выделяют и исключения из правил. Их нужно запомнить.
Правила написания глаголов с приставкой «лже»
Приставка «лже» пишется с глаголами, образующими предложения с противоположным значением основного глагола. Эта приставка имеет значение обмана или лжи.
Существуют определенные правила написания глаголов с приставкой «лже». В большинстве случаев «лже» пишется слитно с основным словом, однако есть и исключения. Например, если основное слово начинается с большой буквы или буквы Ё, то приставка пишется через дефис. Например: «лжеученый», «лжемиф», «лжесвидетель».
Также с приставкой «лже» пишутся слова, образованные от имеющих синонимическую приставку «псевдо». В таких случаях «лже» ставится после «псевдо». Например: «псевдолжеученый», «псевдолжемиф».
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
🎬 Видео
Русский язык 6 класс (Урок№64 — Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1.)Скачать
Как писать НЕ с причастиями? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Имя существительное как часть речиСкачать
Сложные существительные через дефисСкачать
Несклоняемые существительные #егэ #лайфхаки #русскийСкачать
Правописание предлогов. Производные предлоги. Cлитно или раздельно? | Русский язык TutorOnlineСкачать
Русский язык 2 класс (Урок№63 — Собственные и нарицательные имена существительные.)Скачать
Множественное число. Существительные || Число: единственное и множественноеСкачать
Правописание НЕ с прилагательными. Слитно или раздельно?Скачать
Написание сложных существительных и прилагательных. Написание наречий| Русский языкСкачать
НЕ раздельно с разными частями речиСкачать
Значение и использование приставки «лже»
Приставка «лже» в русском языке имеет отрицательное значение и используется для обозначения ложности, обмана или подделки. Она может быть добавлена к различным словам, чтобы указать на фальшивое, неправильное или несоответствующее действие или предмет.
Приставка «лже» может быть использована с глаголами, прилагательными и существительными. Например, «лжесвидетельство», «лжепечать», «лженаука», «лжерадость», «лжелесть», «лжебуря». Эти слова указывают на поддельные или фальшивые предметы, ощущения или качества.
Использование приставки «лже» может помочь усилить выражение, подчеркнуть негативный оттенок и привлечь внимание слушателя или читателя к ложности или подделке. Она может также использоваться для критики или иронии, показывая неискренность или недостоверность
Например, «лжепения», «лжемораль», «лженадежность» или «лжеблагородство».
Правила написания приставки «лже»
Приставка «лже» образует отрицательное значение, указывает на ложность или недостоверность действия, явления или признака. Правила написания приставки «лже» следующие:
-
Приставка «лже» пишется через «л» после согласных: лжеучение, лженаука, лжесвидетель, лжесвидетельство.
-
Если слово начинается с гласной, то приставка «лже» пишется через «о»: лжепесня, лжемороз, лжепредложение.
-
Приставка «лже» также пишется через «о» перед глухими согласными «к», «п», «т»: лжекраска, лжепиво, лжетест.
-
В некоторых словах приставка «лже» пишется через «з»: лжеполковник, лжекурс.
-
Если корень слова оканчивается на гласную «е» или «и», то приставка «лже» пишется через «е»: лжеврач, лжеискусство.
-
Приставка «лже» не пишется через «л» и «о» при наличии гласных «а» или «у» в корне слова: лжедокумент, лжекатастрофа.
-
В ряде случаев приставка «лже» может подчеркивать не только недостоверность, но и отрицательный эмоциональный оттенок действия или признака: лжемораль, лжедружба.
Знание этих правил поможет правильно и грамотно использовать приставку «лже» при образовании новых слов или в правописании уже существующих.
Словари
345
ЛЖЕ, лже-, лживый, лживить и пр. см. лгать.
сущ., кол-во синонимов: 1
Начальная часть сложных слов, вносящая значения
1) ложный, мнимый или намеренно выдаваемый за истинный (лженау́ка, лжепроро́к, лжетрево́га, лжеучёный и т.п.)
2) лгущий, скрывающий истину (лжесвиде́тель, лжесвиде́тельство и т.п.)
Первая часть сложных слов со знач.: 1) ложный (в 1 знач.), неверный, напр. лженаука, лжетеория; 2) ложный (во 2 знач.), мнимый или намеренно выдаваемый за истинное, напр. лжеучёный, лжепророк, лжеатака, лжетревога; 3) лгущий, скрывающий истину, напр. лжесвидетель, лжесвидетельство; 4) в составе сложных названий: относящийся к видам, частично сходным с другими, основными видами, напр. лжеакация, лжежасмин, лжекувшинка, лжелиственница, лжескорпион.
Соответствует по значению словам ложный, мнимый, не настоящий: лжеученый, лжетеория.
Пишется слитно с последующей частью слова (нарицательным существительным, именем прилагательным, глаголом) и имеет на себе побочное ударение: лже́иску́сство, лже́нау́чный, лже́свиде́тельствовать. С собственным именем пишется: 1) через дефис со строчной буквы: лже-шмидты; 2) слитно с прописной буквы, если все слово образует прозвище: Лжедмитрий; 3) через дефис с прописной буквы, если все слово в целом представляет собой собственное имя: Лже-Нерон.
ЛЖЕ. Первая часть сложных слов.
1. Вносит зн.: мнимый, ложный. Лжегуманизм, лженаука, лжеопыт, лжеприсяга, лжепроблема, лжепророк, лжеречи, лжесвидетельствовать, лжесоциализм, лжетеория, лжеучение, лжеучёный.
2. Ботан. Вносит зн.: похожий на что-л. по внешним признакам. Лжелепесток, лжеплод, лжетолокнянка, лжетычинка, лжескорпион.
лже́ака́ция, лже́ака́ции, лже́ака́ций, лже́ака́циям, лже́ака́цию, лже́ака́цией, лже́ака́циею, лже́ака́циями, лже́ака́циях
сущ., кол-во синонимов: 1
— Твердолиственная порода деревьев родом из Северной Америки.
сущ., кол-во синонимов: 1
сущ., кол-во синонимов: 1
(греч. ψευδολόγος) говорящий ложь, неправду. (Прол. нояб. 13),
сущ., кол-во синонимов: 1
сущ., кол-во синонимов: 1
Государственно-политическое устройство общества, провозглашенное демократией, но по сути ею не являющееся.
— Впервые на Руси церемониальный меч упоминается в документах его царствования: традиция-то европейская!
— В 1603 году князь Адам Вишневецкий известил короля Сигизмунда, что в княжеской усадьбе объявился этот молодой человек.
Стремясь опереться на провинциальное дворянство, Лжедмитрий I предполагал увеличить ему денежные и земельные оклады за счет монастырей. Новый царь предпринял попытку реорганизации армии, сделал ряд уступок крестьянам и холопам (указы от 7 января и 1 февраля 1606). Южные районы были на 10 лет освобождены от налогов, и в них была прекращена обработка «десятинной пашни». В то же время Лжедмитрий был вынужден увеличить сбор налогов (в частности, из-за отправки денег в Польшу), что вызвало весной 1606 года усиление крестьянско-казацкого движения. Не сумев привлечь на свою сторону весь господствующий класс, Лжедмитрий I пошел на уступки восставшим: отказался от применения силы для подавления мятежей и включил в готовившийся Сводный судебник статьи о крестьянском выходе. Из-за невыполнения Лжедмитрием I его обещаний (о введении католичества, территориальных уступках и военной помощи полякам против Швеции) ухудшились отношения с Польшей. Кризис внутренней и внешней политики создал условия для организации заговора знати во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. Во время восстания горожан против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I и М. Мнишек, самозванец был убит боярами-заговорщиками.
Лжедми́трий I (?1606), русский царь с 1605. Самозванец (предположительно Г. Б. Отрепьев). В 1601 объявился в Речи Посполитой под именем сына Ивана IV Грозного Дмитрия. Обещал королю Сигизмунду III отдать Речи Посполитой Северскую и Смоленскую земли, ввести в России католичество. В 1604 с польско-литовскими отрядами перешёл русскую границу, был поддержан частью горожан, казаков и крестьян. В 1605 вступил в Москву и занял царский престол. Попытки Лжедмитрия I проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику потерпели провал. Убит восставшими москвичами.
Лжедмитрий I. Гравюра из альбома «Достоверные портреты московских государей»
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№479 учебника 2019-2022 (стр. 65):
Выполните один из вариантов проектно-исследовательской работы.
1. Создайте «Статистический портрет класса», используя количественные числительные. Проанализируйте общее количество учеников в классе, их средний возраст, соотношение мальчиков и девочек, успеваемость, увлечения и т. п. Представьте результаты исследования в виде графиков, таблиц, диаграмм. Работу можно выполнить по группам.
2. Соберите материал для сборника на тему «Числительное семь в загадках, пословицах, поговорках и фразеологизмах».
№479 учебника 2022-2024 (стр. 40):
Слитно или через дефис? Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле) Определите разряд прилагательных.
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (тугоплавкий), (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный.
№479 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Диктант. Укажите разряд местоимений. Объясните условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных.
Какой(нибудь) (не)большой подарок, с кем(нибудь) пос..ветоваться, на кожа(н, нн)ом (тёмно)коричнев..м переплёт.., на внутре(н, нн)ей сторон., крышк.., чья(то) стари(н, нн)ая вышивка, (бледно)розовая с..лфетка, какие(либо) комнатные р..стения, шерстя(н, нн)ая пряжа для в..зания, (не)сложные контуры рисунка для вышивания, деревя(н, нн)ый или костя(н, нн)ой крюч..к, (ни)чего (ни)(у)кого (не)ок..залось, (не)чем отбл..годарить за вн..мание.
Подсказка
№479 учебника 2019-2022 (стр. 65):
Задание выполняется самостоятельно.
№479 учебника 2022-2024 (стр. 40):
Если прилагательное образовано от сочетания слов, где одно подчинено другому, то это слово пишется слитно, а если от двух независимых слов, то через дефис.
№479 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Обратимся к теме «Разряды местоимений».
Вставим буквы и раскроем скобки:
какой-нибудь, с кем-нибудь, чья-то, какие-либо — правописание неопределённых местоимений;
небольшой (=маленький), несложные (=лёгкие) — правописание НЕ с прилагательными;
посоветоваться, салфетка — словарные слова;
кожаном, внутренней, старинная, шерстяная, деревянный, костяной — Н/НН в прилагательных;
тёмно-коричневом (цвет), бледно-розовая (цвет) — правописание сложных прилагательных;
на тёмно-коричневом (каком?) — окончание прилагательного;
на переплёте (2 скл., П. п.), на стороне (1 скл., П. п.), крышки (1 скл., Р
п.) — окончания существительных;
растения, внимание — корни с чередованием гласных;
вязания (вяжет), оказалось (окажется), отблагодарил (благо) — безударные гласные в корне;
крючок — О/Ё после шипящих;
ничего, ни у кого, нечем — НЕ и НИ с местоимениями;
не оказалось — частицу НЕ с глаголом пишем раздельно.
Ответ
№479 учебника 2022-2024 (стр. 40):
Это относительные прилагательные.
Сельскохозяйственный (сельское хозяйство),
физико-математический (физика и математика),
русско-английский (русский и английский),
сталелитейный (лить сталь),
средневековый (средние века),
тугоплавкий (туго плавится),
зеленовато-серый (цвет),
десятиэтажный (десять этажей),
паровозоремонтный (ремонт паровозов),
юго-восточный (юго-восток),
изжелта-красный (цвет),
трёхметровый (три метра),
садово-огородный (сад и огород),
рельсопрокатный (прокат рельсов),
северо-западный (северо-запад),
сорокакилометровый (сорок километров),
древнерусский (Древняя Русь),
фабрично-заводской (фабрика и завод),
хлопчатобумажный (бумага из хлопка),
двухкомнатный (две комнаты).
№479 учебника 2011-2018 (стр. 87):
Какой-нибудь (неопр.) небольшой подарок, с кем-нибудь (неопр.) посоветоваться, на кожаном тёмно-коричневом переплёте, на внутренней стороне крышки, чья-то (неопр.) старинная вышивка, бледно-розовая салфетка, какие-либо (неопр.) комнатные растения, шерстяная пряжа для вязания, несложные контуры рисунка для вышивания, деревянный (искл.) или костяной крючок, ничего (отр.) ни у кого (отр.) не оказалось, нечем (отр.) отблагодарить за внимание
- ← Предыдущее
- Следующее →
Первое и второе спряжение глаголов
Два важных нюанса отличают глаголы первого спряжения от второго. Правило звучит так: если в начальной форме глагол оканчивается на -ать, -ять, -еть, то во множественном числе в 3 лице окончание ут (-ют), если если в начальной форме глагол оканчивается на ить, то во множественном числе в 3 лице будет окончание ат (-ят).
В обоих глагольных спряжениях есть слова-исключения. В инфинитиве в словах брить и стелить видим и, а во множественном числе пишется окончание ют: бреют, стелют.
Список исключений среди глаголов второго спряжения длиннее.
Это слова:
- терпеть,
- вертеть,
- обидеть,
- ненавидеть,
- смотреть,
- зависеть,
- видеть,
- держать,
- дышать,
- слышать,
- гнать.
В единственном и множественном числе в окончаниях -ешь,-ет, -ем, -ете пишется е. Во множественном числе в 3 лице пишется -ат, ят.
2.14.3. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
Пишутся слитно | Пишутся через дефис |
---|---|
1. Сложные прилагательные, образованные от слитно пишущихся сложных существительных, ср.: железобетон → железобетонный; паровоз → паровозный; микроволны → микроволновый. | 1. Сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис, ср.: юго-запад → юго-западный; унтер-офицер → унтер-офицерский; социал-демократ → социал-демократический. |
2. Сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью, то есть таких сочетаний, в которых есть главное и зависимое слово (от главного слова к зависимому слову можно задать вопрос), ср.: Древняя Русь → древнерусский; строить паровозы → паровозостроительный; три года → трёхгодичный; три миллиметра → трёхмиллиметровый; лить чугун → чугунолитейный; спеть скоро → скороспелый. | 2. Сложные прилагательные, образованные от сочетаний с сочинительной связью (между словами, образующими такое сочетание, можно поставить сочинительные союзы и; но; не только. но и ), или образованные от слов, обозначающих неоднородные признаки, ср.: русский и немецкий → русско-немецкий; беспроцентный, но выигрышный → беспроцентно-выигрышный; не только выпуклый, но и вогнутый → выпукло-вогнутый; научный популярный журнал → научно-популярный журнал. |
3. Сложные прилагательные, образованные путём сращения словосочетания (наречие + прилагательное / причастие) в одно слово. Как правило, это научно-технические термины и выражения, используемые в книжной речи, первая часть которых образуется из наречий: высоко, низко, выше, ниже, глубоко, мелко, легко, тяжело, остро, плоско, широко, узко, сильно, слабо, тонко, круто, крупно , ср.: высоковитаминный, высокообразованный, легкораненый, тяжелораненый, сильнодействующий, малоизученный, скоропортящийся, нижеподписавшийся, вышеизложенный. | 3. Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или другие качества (вкусовые, слуховые и др.) с оттенком, ср.: бело-красный, иссиня-чёрный, ярко-синий, светло-голубой, горько-сладкий (сладкий с горечью), горько-солёный (солёный с горечью), раскатисто-громкий (громкий, даже переходящий в раскатистый), почтительно-вежливый (вежливый и при этом выражающий почтительность), смущённо-счастливый (счастливый с оттенком смущения). |
4. Прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных фамилий (независимо от того, как пишутся эти имена и фамилии – слитно, раздельно, через дефис), ср.: Лао-цзы → лаодзыстский. | 4. Сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии или двух фамилий: вальтер-скоттовские романы, бойль-мариоттовский закон. |
5. Прилагательные, образованные от иноязычной фамилии, которой предшествует служебное слово, ср.: де Бройль → дебройлевская теория. | 5. Сложные прилагательные, входящие в состав некоторых географических названий, образованных от словосочетаний с подчинительной связью: Горно-Алтайская автономная область, Восточно-Китайское море, Западно-Сибирская низменность, Военно-Грузинская дорога, Восточно-Сибирское море. |
6. Сложные прилагательные с первой частью на -ико (не иноязычной): великосветский, великорусский. | 6. Сложные прилагательные с первой иноязычной частью на -ико : лексико-грамматический, историко-архивный. |
Ср.: многообещающий студент («весьма талантливый, перспективный») – студент, много обещающий, но никогда не выполняющий своих обещаний.
Слова в соответствующих словосочетаниях сохраняют свою самостоятельность: от прилагательного/причастия можно поставить вопрос к наречию; их можно поменять местами; каждое из этих слов может иметь при себе зависимые слова.
Ср.: рабски покорный – покорный (как? насколько? в какой степени?) рабски – почти рабски покорный; практически ценный – ценный (в каком отношении?) практически.
2) Написание многих сложных прилагательных обусловлено традицией.
Ср.: народнохозяйственный – народно-освободительный; всемирно известный – всемирно-исторический; индоевропейцы, индоевропейский – вест-индский – вестготы.