Проблема экономического неравенства

Социальное неравенство: причины, признаки, примеры

Социальная мобильность

Важным показателем развития общественной сферы, позволяющим несколько уменьшить уровень неравенства, является социальная мобильность — перемещение членов социума из одного слоя в другой. Для ее существования имеется две причины:

  • Изменение обществ приводит к видоизменению разделения труда и появлению новых статусов, в то время как старые утрачивают свою значимость.
  • Даже полная монополизация элитами доступа к образованию не может контролировать естественное появление талантливых людей, которые пополняют высшие слои, переходя в них из низших.

Мобильность может быть нисходящей или восходящей по вертикали, а также горизонтальной. Для групповой мобильности возможно снижение или престижности некоторых профессий под действием объективных факторов, или утрата влияния политическими партиями, что приводит к перемещению представителей таких групп в социальный слой более низкого статуса.

Динамика в современном мире, пути снижения

По данным Всемирного банка темпы уменьшения бедности в развитых странах в последнее время заметно снизились, а в развивающихся странах, наоборот, увеличились. Эта специфика обусловлена в первую очередь миграционными процессами. Беднейшая часть населения стран «третьего мира» активно уезжает в более развитые регионы, что приводит к замедлению роста доходов и увеличению социальной напряженности. Наиболее интенсивная миграция происходит в направлениях:

  • западноевропейские страны;
  • США;
  • Канада;
  • Австралия.

За последние 2 десятилетия доля национального дохода, которыми владеет 1% самых богатых людей, увеличилась во всем мире. В Европе этот рост происходил более умеренно. Высокие темпы роста этого показателя характерны для следующих стран:

  • США;
  • Россия;
  • Китай;
  • Индия;
  • Канада.

Быстрый экономический рост в некоторых азиатских странах значительно сократил количество граждан, находящихся за чертой бедности. Но одновременно в этих государствах растет разрыв между самыми бедными и самыми богатыми жителями страны.

Пример

Китай с конца 1980-х гг. взял курс на построение рыночной экономики. Это позволило за короткие сроки поднять уровень жизни населения и решить продовольственную проблему. Но вместе с этим в стране быстрыми темпами увеличивается социальное расслоение. В 2020 г. в КНР насчитывалось около 800 человек, чье состояние превысило 1 млрд долларов.

Для всего мира характерны следующие тенденции:

  1. Усиление расслоения в обществе. Происходит концентрация материальных ресурсов в руках ограниченного круга лиц. При этом значительная часть населения планеты не имеет доступа к качественной еде, здравоохранению, образованию.
  2. Повышение неравенства доходов. Увеличение зарплат менеджеров высшего звена во много раз превышает рост зарплат представителей рабочего класса. 
  3. Увеличение уровня безработицы. В 2020 г. в мире только по официальным данным насчитывалось 400 млн безработных. Ситуация усугубляется пандемией коронавируса.

Многие страны пытаются снизить уровень неравенства. Для этого проводится социально ориентированная политика, которая включает:

  • обеспечение доступа к бесплатному или недорогому образованию и медицине;
  • принятие законов, направленных на защиту социально уязвимых категорий населения (инвалидов, матерей-одиночек, многодетных семей и др.);
  • работа по устранению дискриминации по гендерным, возрастным, национальным и иным признакам;
  • создание рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями;
  • развитие сферы социальных услуг.

Экономические меры по смягчению неравенства в обществе:

  • прогрессивная шкала налогообложения;
  • налог на наследство;
  • налог на предметы роскоши;
  • повышение финансовой грамотности;
  • установление минимальной заработной платы;
  • развитие инфраструктуры;
  • создание бирж труда с возможностью переобучения и повышения квалификации;
  • поддержка малого бизнеса;
  • инвестиции.

Примечание

Конституционное право многих стран включает статьи о социальных гарантиях государства перед гражданами.

Что плохого несет в себе социальное неравенство?

Конечно, несмотря на имеющиеся положительные стороны, негативного составляющего в социальном неравенстве гораздо больше. С этим фактом трудно поспорить, ведь:

  • Неравенство во всех своих проявлениях является источником противоречий.
  • Оно никак не способствует развитию творчества и самореализации. Человеку трудно заставить себя идти к намеченной цели, когда он заранее уверен в том, что ее добьется тот, кто находится выше него на социальной лестнице.
  • Неравенство ведет к порождению преступности. Как часто можно стать свидетелем того, как борцы за справедливость пытаются добиться правды силовыми методами. Социальное неравенство приводит к ожесточенным конфликтам среди населения из-за того, что основными ресурсами земли обладают и пользуются лишь избранные люди.

Что же будет впоследствии? Экономика существенно замедлит свой прогресс, ощутив напряжение общественности, народное недовольство и социальную дисгармонию. И этот процесс можно остановить с большим трудом и исправить последствия будет практически невозможно.

Виды социального неравенства:

Как у социальной дифференциации, так и у социального неравенства выделяют различные виды. Разберем основные из них.

Экономическое неравенство (неравный доступ к экономическим ресурсам).

Например, Марк Цукерберг является миллиардером, у него гораздо больше денег, имущества и иных экономических ресурсов, чем у жителей южной части Африки.

Политическое неравенство (неравные возможности управления и властвования).

Например, у Владимира Владимировича Путина больше власти и возможности повлиять на поведение граждан России, чем у мэра Москвы Сергея Собянина.

Гендерное неравенство (неравенство на основе разделения прав мужчин и женщин в обществе).

Например, в большинстве стран все еще есть список «неженских» профессий, где могут работать только мужчины.

Информационное неравенство (ограничения возможностей людей из-за различного доступа к средствам коммуникации и информации) и другие.

Например, у детей из бедных стран Африки меньше или практически нет доступа к Интернету, большому количеству книг и даже качественному образованию, в отличие от детей из стран Европы.

Социальное неравенство окружает нас повсюду не только в реальном мире, но и в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому мы должны знать эту тему, а также уметь применять данные знания на практике. Давайте попробуем решить задание № 20 ОГЭ по обществознанию.Задание. Заполните пропуск

Решение. В данном задании нам нужно указать всего один термин из третьей строки, опираясь на описание, характеристики. В данном случае указано, что у людей разные возможности в обществе. Это означает, что они неравны между собой: у одного больше возможностей, чем у другого.А если люди просто не равны между собой и нет иерархии, то это социальное неравенство.Помните: словосочетания мы указываем слитно в именительном падеже единственном числе.Ответ: социальное неравенство

Социальное неравенство возникает прежде всего из-за того, что все мы разные из-за различного опыта взаимодействия с другими людьми в обществе. Однако некоторые виды неравенства занимают несколько «лидирующее» положение по сравнению с другими. Благодаря нему можно не только заметить разные возможности людей, но и увидеть, кто выше в социальной структуре, а кто ниже.

Причины появления

Разные ученые и исследователи задавались вопросом возможности существования человеческих сообществ вне какой-либо иерархии. Существует несколько интерпретаций понятия социального неравенства и причин его возникновения. Основные из них:

  • Функционализм.
  • Статусность.
  • Экономические факторы.

Функционализм основывается на существующем многообразии социальных функций, присущих разным слоям и стратам. Общественные отношения могут развиваться и функционировать только в условиях разделения труда. В этом случае на каждую социальную группу возлагается осуществление определенных задач, которые важны для всего социума. Одна часть людских ресурсов направлена на производство материальных благ, другая занимается созданием духовных ценностей. Необходимость контроля за их деятельностью вытекает в создание третьего слоя — управляющего.

Чтобы общество благополучно существовало и было жизнеспособно, необходимо пропорциональное сочетание трех составляющих человеческой деятельности, при этом некоторые из них оказываются более важными, другие же — менее значимыми. Таким образом, иерархия функционирования выражается в разделении на соответствующие классы и слои населения.

Статусное объяснение СН основывается на действиях и поведении конкретных членов социума. Каждый индивид занимает конкретное положение в обществе и, следовательно, имеет определенный статус, поэтому можно считать, что СН — это неравенство статусов. Для выполнения своей роли человеку нужно иметь способности к ней и возможности для самореализации, что в итоге позволит ему занять определенное положение в социуме. К способностям обычно относятся знания и умения, полученные во время обучения профессии, а также личные склонности и качества, способствующие успешной карьере в выбранной сфере.

https://youtube.com/watch?v=iguzOYhQ2qU

Возможностями считаются происхождение человека, например, из обеспеченной или известной семьи, владение собственностью и капиталами, принадлежность к влиятельным политическим силам. Сущность экономической точки зрения на причины возникновения СН заключается в неравномерном распределении материальных благ между членами социума и их неравного отношения к собственности, что ведет к стратификации общества на антагонистические классы.

Неравенство в России

В нашей стране существует стабильно высокий уровень инфляции, который представляет собой большую опасность и пагубно влияет на бедные слои населения. В Российской Федерации неравенство существует в нескольких сферах:

  • Неравенство доходов, потребления и сбережения населения,
  • Неравенство распределения собственности,
  • Территорий и отраслей экономики,
  • Располагаемого человеческого и социального капитала.

Можно отметить, что в период рыночной трансформации, в России значительно снизился показатель бедности, но при этом происходит скачкообразный рост неравенства по доходу. Это подтверждает высокий коэффициент Джини на протяжении последних десятилетий. Инфляция на продукты питания растёт с каждым годом, при этом все негативные условия ложатся на малообеспеченные слои общества.

Неравенство в нашей стране продолжает усиливаться, при этом падает предпринимательская активность, сокращается доля доходов от собственности в общей системе доходов.

Замечание 3

В сфере оплаты труда неравенство решается главным образом за счет увеличения заработной платы бюджетного сектора. При рассмотрении динамики потребительских расходов домашних хозяйств, определили самое высокое неравенство групп в расходах на питание. Также можно наблюдать тенденцию по усилению неравенства в расходах по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Важнейший фактор увеличения неравенства доходов представлен действующей шкалой налогообложения. Распределительная или социальная налоговая функция состоит в перераспределении дохода общества между различными категориями, то есть выравнивание неравенства посредством передачи средств в пользу более незащищенных категорий граждан через возложение налогового бремени на более обеспеченные категории общества.

Немаловажной проблемой является неравенство регионов в нашей стране. Рост межрегионального неравенства в государстве происходит через опережающее развитие регионов, обладающих конкурентными преимуществами

Несомненно, это ускоряет развитие государства в целом. Выравнивание или смягчение направления неравенства регионов государства не является первоочередной задачей.

Положительные и отрицательные последствия

Несмотря на очевидные минусы неравенства, оно имеет и некоторые положительные последствия:

  • увеличение экономической активности граждан;
  • повышение конкурентоспособности на рынке труда;
  • упорядочивание в экономической сфере;
  • рост производительности труда;
  • усиление мотивации к развитию своих способностей.

Существует тесная связь между неравенством и такими негативными социальными проявлениями, как:

  • преступность;
  • домашнее насилие;
  • алкоголизм и наркомания;
  • проблемы физического и психического здоровья.

В глобальном смысле неравенство:

  • угрожает социальными потрясениями, конфликтами, войнами;
  • способствует приходу к власти диктаторов и установлению авторитарных режимов;
  • приводит к дисбалансу в развитии.

Преодолением бедности и решением проблемы социального неравенства занимаются многие международные организации, в частности:

Объяснение социального неравенства

Социальное неравенство – это неравномерное распределение возможностей, ресурсов и привилегий внутри общества. Оно означает, что некоторым людям доступны больше возможностей и ресурсов, чем другим, в результате чего возникают систематические и продолжительные дисбалансы в их жизненных условиях и шансах на достижение успешной жизни.

Проявления социального неравенства могут быть разнообразными и многогранными. Одним из наиболее очевидных видов социального неравенства является экономическое неравенство, когда некоторые люди имеют гораздо больший доход и богатство, чем другие. Это может быть вызвано различными факторами, такими как образование, профессиональная квалификация, возможности для развития карьеры и наследство. Экономическое неравенство может влиять на доступ к высококачественным услугам, образованию, здравоохранению и развлечениям.

Другим видом социального неравенства является неравенство в области образования. Некоторые люди имеют больше возможностей получить высокое качество образования, чем другие, что может влиять на их будущие достижения и шансы на успех в жизни. Образовательное неравенство может иметь множество причин, таких как доступность качественного образования, финансовые ограничения, культурные и социальные различия.

Социальное неравенство может также отражаться в сфере здравоохранения. Люди с низким социальным статусом и ограниченными ресурсами могут иметь меньший доступ к качественной медицинской помощи и услугам здравоохранения, что влияет на их здоровье и продолжительность жизни. Одновременно, люди с высоким социальным статусом имеют больше возможностей для заботы о своем здоровье и доступ к высококачественной медицинской помощи, что способствует улучшению их благосостояния.

Социальное неравенство также может иметь эмоциональные и психологические последствия. Люди, которые имеют ограниченный доступ к ресурсам и возможностям, могут чувствовать себя беспомощными, безнадежными и неполноценными. Это может привести к усилению социальных проблем, таких как депрессия, безработица и преступность, а также устойчивости неравенства в обществе.

В целом, социальное неравенство является отрицательным явлением, которое способствует нарушению справедливости и равного распределения возможностей и ресурсов в обществе. Поэтому важным является осознание и понимание причин и последствий социального неравенства, а также разработка и реализация политик и программ, направленных на его снижение и преодоление.

Социальное неравенство и образование

Социальное неравенство имеет глубокое влияние на образование. Различия в социальном статусе, доступ к ресурсам и возможностям создают неравные условия для получения образования.

В странах с высоким уровнем социального неравенства обычно существуют значительные различия в доступе к качественному образованию. Более богатые и привилегированные слои общества имеют больше возможностей для получения высшего образования, в то время как бедные и малообеспеченные семьи сталкиваются с преградами в доступе к образованию высокого качества.

Доступность образования является одним из основных факторов, определяющих социальную мобильность. Люди, которые имеют доступ к качественному образованию, чаще всего имеют больше возможностей для получения высокооплачиваемой работы и улучшения своего социального статуса.

Социальное неравенство также оказывает влияние на результаты образования. В сфере образования существуют неравные возможности и ресурсы для учащихся из разных социальных групп. Это может приводить к неравному уровню знаний, навыков и возможностей для продолжения образования.

Для снижения социального неравенства в образовании необходимо урегулирование политики, направленной на обеспечение равных возможностей

Важно предоставлять ресурсы и поддержку бедным и малообеспеченным семьям, чтобы они также имели доступ к высококачественному образованию. Кроме того, необходимо активно бороться с дискриминацией и предубеждениями в сфере образования, чтобы все учащиеся имели равные возможности для обучения и развития

Примеры социального неравенства в образовании:
  • Доступ к качественным школам и университетам ограничен для бедных семей из-за высоких стоимостей обучения.
  • Неравные возможности для получения дополнительных образовательных ресурсов, таких как курсы, учебники и компьютеры, для учащихся из разных социальных групп.
  • Неравные условия для подготовки к поступлению в университет, такие как доступ к репетиторам и дополнительным учебным материалам.
  • Дискриминация и предубеждения в отношении некоторых социальных групп, что приводит к дифференциации их образовательного опыта.
  • Неравные возможности для получения профессионального образования и развития для работников с низким уровнем дохода.

«По окончании послевоенного восстановительного периода и по мере роста производительных сил общества капитализм как система исчерпал возможности сглаживания межклассовых имущественных противоречий.»

Вышеприведенные оценки имнения специалистов втой или иной степени раскрывают причины поразительного роста социального неравенства вмире сконца 70-х годов XXвека. Однако мыполагаем, что главная причина резкого всплеска социального неравенства заключается втом, что поокончании послевоенного восстановительного периода ипомере роста производительных сил общества капитализм как система исчерпал возможности сглаживания межклассовых имущественных противоречий. Дело втом, что кконцу 70-х годов уровень жизни исоциальной защиты большинства населения (трудящихся) вразвитых капиталистических странах достиг того предела, после которого наемный работник утрачивает страх потерять работу, азначит ослабляются стимулы, принуждающие его ктяжелому, высокоинтенсивному труду. Именно поэтому вконце 70-х годов мировая капиталистическая система переживала серьезный экономический кризис. Иправящий экономический класс ивыражающие его интересы политики решили отбросить всякие взятые взаймы уСССР механизмы социального партнёрства ивместо кейнсианства стали внедрять неолиберальные реформы, игнорирующие материальные интересы наемных работников. Ихуровень жизни был практически заморожен или даже снижен, втовремя как рост доходов господствующих классов, обусловленный непрерывным развитием производительных сил общества, нетолько непрекращается, адаже ускоряется. Соответственно, ускоренно растёт исоциальное неравенство.

Действительно, нафоне стремительного роста доходов владельцев капитала социально-экономическое положение наемных работников врезультате перехода мировой капиталистической системы отполитики кейнсианства кнеолиберализму ухудшилось, что позволило некоторым исследователям назвать неолиберализм классовым проектом. Так, поданным Европейской Комиссии, доля заработной платы вВВП уменьшилась вомногих европейских странах. Например, запериод с1981 по2010 год воФранции уменьшение доли заработной платы вВВП составило 9,4%, Германии— 7%, Италии— 10,2%, Испании— 11,9%. Такиеже процессы характерны идля США, там сокращение доли заработной платы вВВП страны запериод с1981 по2010 год составило 6,3% (Cohen 2016).

Таблица 1

Доля заработной платы в ВВП (в %)

Отдельно, нанаш взгляд, необходимо остановиться наанализе неравенства вовремя глобального финансово-экономического кризиса, начавшегося вконце 2007 года вСША. Как уже стало очевидным, глобальный кризис, принесший падение уровня жизни большинства жителей планеты, существенно повысил благосостояние незначительной группы самых богатых. Согласно данным Всемирного Банка, разрыв вдоходах впериод между 2008 и2013 годами увеличился в34странах из84проанализированных. Ав23странах доходы групп, представляющих40% наиболее бедного населения, демонстрировали ощутимое падение. Особенно резким оказался рост доходов вверхней части распределения богатства (Доклад очеловеческом развитии 2016: 31). Оказывается, богатство самых богатых 62лиц (в2015году) выросло на44% втечение пяти кризисных лет с2010 года (зауказанное время оно выросло на$542 млрд до$1,76трлн). Втоже время богатство нижней половины заэтотже период на41% упало! (An Economy For The 1%: 2). Поболее свежим данным, крупный бизнес весьма преуспевал ив2015–2016годы: доходы 10крупнейших корпораций мира заэто время суммарно превысили госдоходы 180 стран вместе взятых. Иэто, возможно, небылобы плохо само посебе, еслибы неодно но: доходы ТНК почти никак неспособствовали социальному развитию, так как они являлись результатом сверхэксплуатации работников ишли лишь вкарманы собственников (Oxfam Briefing Paper 2017: 16).

Причины социального неравенства

Общественное неравенство интересовало многих учёных. Они пытались объяснить его разными факторами. Кратко познакомимся с основными причинами социального расслоения.

Функциональная причина состоит в том, что люди в обществе выполняют разные роли. Одни из них считаются более нужными, поэтому их труд лучше оплачивается, приносит власть и престиж. Примером являются востребованные профессии. Так, в современном мире политики, программисты, машинисты буровых установок зарабатывают в разы больше, чем грузчики и уборщики помещений. Уровень доходов напрямую зависит от полученного образования и квалификации.

С точки зрения экономики причиной классового неравенства является распределение материальных благ. Карл Маркс, автор данной концепции, объяснял наличие расслоения тем, что владельцы частной собственности имеют большие привилегии, поэтому угнетают тех, кто стоит ниже по социальной лестнице.

Социально-экономическая политика государства играет важную роль в сглаживании неравенства. Например, во многих странах мира разработаны меры поддержки малоимущих и нуждающихся слоёв общества: начисление пособий, предоставление льгот и субсидий.

Одним из факторов, приводящих к социальному неравенству, является правовая безграмотность людей. Например, работодатель увольняет беременную женщину. Вместо того, чтобы обратиться в трудовую инспекцию, прокуратуру, суд, она ищет новое место работы, не зная, что её права были грубо нарушены.

В современном мире одной из причин неравенства является отсутствие у людей инициативы, стремления развиваться, совершенствовать навыки. Многие считают, что их жизнь зависит от обстоятельств, поэтому не предпринимают активных действий, чтобы изменить ситуацию.

Рис. 3. Успешный человек.

В России в настоящее время прослеживается расслоение общества на богатых и бедных. Изменения, произошедшие в 90-х годах XX века, в корне изменили социальную систему, существовавшую в СССР. Например, многие учёные из-за отсутствия финансирования были вынуждены сменить сферу деятельности, став рабочими на стройках, таксистами, грузчиками. Многие виды профессий сейчас потеряли былой престиж. Так, наблюдается острая нехватка учителей, врачей, работников культуры.

Что мы узнали?

Определение социального неравенства звучит следующим образом: это неравный доступ людей к экономическим благам. Оно возникло в глубокой древности. К причинам его появления можно отнести функционализм, неравное распределение благ, политику государства.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Социальное неравенство сегодня

В прошлом, переход из одной социальной группы в другую был невозможен. Родившись в определенном сословии, человек принадлежал к нему до конца своей жизни. Запрещены были браки между представителями разных сословий, каст, классов. Такое общество называли закрытым, так как в нем невозможен был переход из одного социального слоя в другой.

Сегодня, у каждого есть возможность, шанс поменять свое социальное положение. Даже родившись в семье бедняков, ребенок может благодаря своему трудолюбию и таланту стать богатым и успешным, повысить свой социальный уровень. Благодаря такой возможности перехода из одного класса в другой, современное общество называют открытым.

Это интересно! Способ, с помощью которого человек может поменять свое имущественное положение, называют социальным лифтом. Лифт движется с высокой скоростью, облегчает передвижение с этажа на этаж. Социальный лифт предоставляет возможности человеку повысить свой социальный уровень. К социальным лифтам относят: высшие учебные заведения, армию, брак.

Социальное неравенство в современном мире проявляется не только между отдельными людьми, общественными группами, но и среди целых стран, народов, государств. Разные страны имеют различный уровень доходов, доступ к природным ресурсам, благам человечества, возможность оказывать влияние на государства мирового сообщества.

Так по данным статистики на 2018 год, первые места по уровню жизни в мире занимают страны:

  • Дания;
  • Швейцария;
  • Австрия;
  • Германия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Япония.

Румыния занимает в этом рейтинге 37 место, Турция- 44, Индия — 49, Украина — 60, а Россия находится на 56 позиции.

Как и когда социальное неравенство появилось в обществе

Социальное неравенство зародилось с появлением частной собственности, сдревнейших времен, когда в племенах появились первые вожди и старейшины. Они принимали все ответственные решения, руководили жизнью своего племени, чем завоевывали уважение соплеменников. Вожди занимали более высокое положение, по отношению к остальному племени, имели неограниченный доступ ко всем богатствам, еде, орудиям труда, предметам пользования.

Отдельно выделялись по своему имущественному положению и жрецы, шаманы. С зарождением первых религиозных верований каждое племя отводило важную роль обрядам и ритуалам. Древние люди верили, что поклонение силам природы, идолам способно принести удачу в охоте, обильный дождь и богатый урожай, защитить от стихийных бедствий. Поэтому, они относили жрецам богатые подношения, старались всячески им угодить, умилостивить их.

Ярким примером социального неравенства в истории Древнего мира являются рабы. Племена, осуществлявшие военные набеги на своих соседей, захватывали не только их имущество, но и уводили людей в плен. Рабы существенно отличались по своему положению от свободных жителей племени: их можно было безнаказанно убить, наказать за малейшую провинность, обменять на какую-либо ценность, вещь.

Социальное неравенство развивалось с зарождением первых государств. С появлением государственности усложнилась структура общества. Рассмотрим социальное неравенство на примере Древнеегипетского царства.

  1. Главой государства являлся фараон, его приказы неукоснительно исполняли все жители царства;
  2. Вторыми по влиятельности в царстве были жрецы;
  3. Привилегированное положение было у правительства, разнообразных должностных лиц, дворян;
  4. Следующую ступеньку на социальной лестнице занимали солдаты;
  5. За ними следовали писцы (книжники);
  6. Результатами собственного труда жили ремесленники;
  7. Фермеры являлись низшим слоем свободного древнеегипетского общества;
  8. Бесправное положение было у рабов.

Похожие формы социальное неравенство принимало в остальных государствах Древнего мира.

Колыбель неравенства: семья и дошкольное воспитание

Неравенство рождается вместе с ребёнком. Стартовые условия — социально-экономический статус (СЭС) родителей — уровень образования, доходов, культурные запросы, их установки в отношении воспитания детей и соответствующие практики. В первые годы жизни малыша родители не просто задают ему оптику для познания действительности, но сами являются его главной реальностью. При этом единой модели родительства нет — в различных семьях могут по-разному понимать роли мужа и жены. И всё же отчётливый тренд — профессионализация родительства среди более образованных семей: восприятие его как деятельности, требующей особых компетенций. Более состоятельные семьи готовы оплачивать «школы мам и пап», курсы детских психологов и пр. У менее ресурсных родителей таких возможностей нет.

Воспитание заметно гендеризовано — у мальчиков и девочек родители стараются развить разные качества, иначе воспринимаются и успехи детей. Шлейф семейного воспитания тянется вплоть до школы. Так, даже у буллинга есть свой семейный анамнез, связанный во многом с родительскими практиками воспитания. 

Современные исследования родительства включают, в том числе, анализ того, как оно влияет на идентичность и биографии детей и взрослых. Важен и культурный аспект: в процессе воспитания дети воспринимают культурные ценности семьи, из которых в дальнейшем формируются их нравственные ориентиры.

Если говорить о стилях современного родительства, то исследователи выделяют пять основных — в зависимости от понимания «идеала заботы» о детях, родительских эмоций, степени самореализации мам и пап. Итак, это родительство как: 

  1. репродукция;
  2. подтверждение гендерно-нормативной роли;
  3. обязанность;
  4. важный проект;
  5. сфера самореализации.

Значимый фактор неравенства — состав семьи. В полных семьях отец и мать стараются развить у детей разные взаимодополняющие качества (например, отец — волю, мать — доброту и отзывчивость), в неполных — это сложно (в таких семьях у матерей часто вообще нет возможности заниматься с детьми — нужно зарабатывать).

Матери готовы играть с сыновьями и дочерьми в любые игры — как «на достижения» (больше с мальчиками) и «на отношения». Отцы же предпочитают «игры на достижения» и реже занимаются с дочерьми. Но для отцов в целом первостепенна профессиональная идентичность, а уже затем идёт семейная. Впрочем, модель отцовства постепенно меняется — средний класс старается уделять детям больше внимания и высоко ценит эмоциональный контакт с ними. А вот представители рабочих профессий чаще перекладывают всю заботу о детях на мать.

↑ Социология как наука

Социология — наука об обществе. Социология возникла из необходимости осмыслить статистические исследования, создать научно обоснованную систему наблюдений за значимыми для общества явлениями, сделав их объектами описания, в том числе статистического.

Социология изучает, описывает и классифицирует:

— количественный и качественный состав населения (демографическая социология)
— информационные связи людей в обществе
— общественное сознание
— трудовую деятельность и экономическое взаимодействие людей (социология экономики)
— общественную культуру, ее формы (социология культуры)
— общественные институты, социальные явления (социология политики)
— обучающе-воспитательную деятельность (стили, способы) (социология образования)
— свойства личности по отношению к обществу (социология личности)

В социологию входят также вопросы о происхождении человека и общества, о составе и характере норм общественной жизни, о будущем состоянии жизни общества (прогнозирование). Вопрос о происхождении человека и общества в социологии — часть общей проблемы антропогенеза и социогенеза, которой помимо социологии занимаются антропология, история, этнография, биология и философия.

Характеристика основных социальных слоев общества

На современном этапе развития социологии как науки существует различные типологии общественных классов. Несмотря на их большое количество и отличия в определении социальных страт необходимо отметить тот факт, что рассматриваю любую из них необходимо помнить о двух принципиальных положениях:

  1. Какое название не давали бы при классификации классов, основных их только три: богатые, зажиточные и бедные.
  2. Дополнительные классы появляются в результате добавления социальных слоев, которые лежат внутри трех основных, перечисленных в первом пункте.

Рассмотрим более подробно концепцию классов Л. Уорнера, состоящую из семи классов:

  1. Верхний высший класс, называющийся «аристократами по крови», включает в себя тех людей, которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение времени смогли накопить огромный капитал.
  2. Нижний высший класс, который состоит из богатых людей, не успевших пока сформировать сильные родовые кланы, ввиду того, что разбогатели сравнительно недавно. Примером может выступать эстрадная звезда, получающая многомиллионные гонорары, но не имеющая в роду «аристократов по крови».
  3. Верхний средний класс – состоящий их мелких буржуа и профессионалов, чья деятельность высоко оплачивается: адвокаты, врачи, актеры.
  4. Средний – средний класс – это самая массовая прослойка среднего класса, которая включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, людей интеллигентных профессий. Именно этот класс является основой информационного общества и сферы услуг.
  5. Нижний средний класс – это простые служащие и рабочие, характер и и содержание труда которых больше физический, чем умственный.
  6. Верхний низший класс, включающий в себя рабочих, не имеющих квалификации и участвующих в массовых производствах. Жизнь людей этого класса в финансовом плане стабильна, но культура поведения отличается низким уровнем.
  7. Нижний низший класс, включающий в себя обитателей подвалов и трущоб, не имеющих никакого образования и ведущих асоциальный образ жизни. Отсутствие постоянной работы и низкое материальное положение привод к тому, что именно представители данного класса чаще всего совершают противоправные действия. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом – это хронические алкоголики, лица без определенного места жительства, бывшие заключенные.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: