Литература

Дубровский

Глава 17 – краткое содержание

Под окно к узнице-Маше приходит младший брат Саша. Маша бросает ему кольцо Дубровского и просит отнёсти его в дупло дуба у беседки. Саша так и делает. Но когда он хочет идти назад, невесть откуда взявшийся рыжий мальчишка подбегает к дуплу и берёт кольцо. Саша не знает, что это – посыльный Дубровского. Он заводит с рыжим мальчиком драку за кольцо. На помощь Саше прибегает садовник Степан. Схватив рыжего, он ведёт его на барский двор.

Стоящий там Троекуров расспрашивает о том, что случилось, и узнаёт историю про кольцо. Он догадывается: Маша давала им условный знак Дубровскому. Рыжего мальчика отпускают, но из-за задержки на барском дворе он приходит к Дубровскому слишком поздно.

См. подробнее. См. .

Глава 19 – краткое содержание

Дубровский и его люди в своём укреплённом лесном логове узнают о приближении высланных на их поимку войск. Появляются солдаты, бросаясь на штурм укрепления. Происходит настоящий бой. Благодаря храбрости Дубровского, разбойники принуждают солдат к отступлению.

Через несколько дней после сражения Дубровский собирает своих людей и предлагает им разойтись по разным губерниям. На награбленные ранее деньги все они смогут дожить век безбедно. Кончив речь, Дубровский уезжает с одним из сообщников в неизвестном направлении. Его примеру следует и большинство остальных.

См. подробнее. См. .

Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!

Если вам нужно ЕЩЁ БОЛЕЕ СЖАТОЕ изложение сюжета этого произведения, прочтите материал Пушкин «Дубровский» – краткое содержание.

Глава 12 – краткое содержание

Сильно увлечённая смелым Дефоржем Маша Троекурова просит, чтобы он давал ей уроки музыки. Во время одного из них Дефорж суёт ей записку с приглашением на свидание вечером к беседке у ручья.

Маша в темноте прокрадывается к беседке. «Дефорж» признаётся ей, что он на самом деле – Дубровский. Он рассказывает, что, организовав свою шайку, первым делом хотел сжечь поместье Троекурова, но когда ходил близ барского дома, намечая план, увидел её – и влюбился. Именно ради Маши Дубровский щадил владения Троекурова, именно ради неё он вступил в сделку со случайно подвернувшимся французом. Но теперь он узнал, что ограбленный Спицын донёс на него полиции. Дубровскому больше нельзя оставаться у Троекуровых. Уходя, Владимир просит Машу обращаться к нему в случае, когда ей потребуется помощь.

Вернувшись к дому, Маша видит близ него отца и вооружённого исправника. Они с тревогой спрашивают, не видела ли она Дефоржа. Троекуров уже знает, что это не француз, а Дубровский.

См. пересказ главы подробнее. См. .

Критика

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

История создания «Дубровского», жанр произведения

«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками». Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма. В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.

Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью.  Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова. В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского. Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.

Первая глава романа «Дубровский» датирована Пушкиным 21 октября 1832 года, последняя – 6 февраля 1833 года.

Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.

Изображение русского дворянства

Образы Троекурова и Дубровского-старшего.  Причины и последствия их ссоры

В романе даны картины дворянской жизни и крестьянского уклада первой половины XIX в. В дворянском сословии существовало расслоение, немаловажную роль играли чины, состояние, титулы, связи дворянина. Образы помещиков в романе «Дубровский» представляют собой два разных типа людей дворянского сословия. Представителем русского барства в романе «Дубровский»показан богатый и знатный помещик Кирила Петрович Троекуров. Он дослужился до генерала-аншефа, владел огромным поместьем, имел более 3 тыс. крепостных душ. Большое состояние, знатность и связи давали ему безграничную власть над людьми.Соседи и губернские чиновники, проявляя рабскую покорность перед влиятельным барином, старались угодить ему во всем. Троекуров не знал ни в чем отказа, считал, что ему все позволено. Избалованный окружением, он не сдерживал порывов своего крутого нрава, давал полную волю своим грубым затеям и потехам, порожденным его «ограниченным умом».

Благородные помыслы «старинного русского барина» Троекурова перемешаны с отвратительными поступками. С одной стороны, он не прирожденный злодей: ценит дружбу с небогатым помещиком Дубровским, его совесть неспокойна после их ссоры, он готов пойти на примирение. Троекуров, несмотря на угрызения совести, с циничной жестокостью отбирает у Дубровского последнюю деревню и землю. Он верит в безграничную силу собственной власти, которая может переступить через закон: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Делает это он не из корыстолюбивых побуждений, а из собственного своенравия,чтобы отомстить человеку, посмевшему дерзить ему и прекословить. Но такая победа над старинным другом не радует его сердце, он понимает, что довел Андрея Гавриловича до умопомешательства и стал причиной его смерти.

Противоречива и родительская любовь Троекурова: он безумно любит свою дочь, души в ней не чает, но выдает замуж против ее воли за старого князя, проявляя свой деспотизм. Он устраивает судьбу дочери вопреки ее счастью, исходя из соображений выгоды такого брака. Он гордый, высокомерный и властолюбивый человек. Безнравственность, самодурство и невежество были отличительными чертами этого барина.

Крепостнические порядки развратили не только помещика Троекурова, но и его крепостных, которые привыкли к своему рабскому положению, покорно сносят наказания, безропотно терпят издевательства своего хозяина. Крепостные Кирилы Петровича тем не менее тщеславно хвалились«богатством и славою своего господина», могли позволить себе высокомерно обращаться к бедным соседям. Совсем иные крепостные люди были у великодушного и доброго барина Дубровского, им не чуждо чувство собственного человеческого достоинства, они могут самостоятельно принимать решения.Характер помещиков Троекурова и Дубровского словно отражается в подвластных крестьянах: троекуровские люди так же спесивы, как их владелец; крепостные Дубровского независимы духом, как их барин. Псарь Парамошка своей спесивой дерзостью бедному другу хозяина спровоцировал ссору Дубровского и Троекурова. Слуга Владимира Дубровского Гриша, отправленный выгнать со двора Троекурова, барское повеление дополнил личным оскорблением: «Вон, старый пес – долой со двора». Няня Егоровна, с удовольствием вспоминая дерзкое обращение своего сына Гриши к влиятельному дворянину, сама непочтительно отозвалась о грозном барине: «Небось, поджал хвост».

Совсем иным был помещик Андрей Гаврилович Дубровский, потомок обедневшего старинного дворянского рода. Он был поручиком в отставке,участником русско-турецкой войны. Все состояние его представляло собой славную родословную, небольшую деревеньку и обостренное чувство чести. Он человек гордый, с чувством собственного достоинства и независимым характером. Он, не стерпев унижения от холопа Троекурова, написал дерзкое письмо хозяину своего обидчика. Когда у него незаконно отнимают последнее имущество, он от бессилия и несправедливости лишается рассудка и умирает. В образе Андрея Гавриловича Дубровского Пушкин показал благородного дворянина, который честно служил своему Отечеству, но был беззаконно ограблен, не получив защиты от государства.

Троекуров и Дубровский-старший  

Прототипы

А. С. Пушкин начал работу над романом «Дубровский» после того, как узнал о некоторых представителях дворянства. Писатель услышал множество историй о тех, кто столкнулся с общественной и судебной несправедливостью.

От П. В. Нащокина писатель услышал историю о тяжелой судьбе Павла Островского, у которого влиятельный сосед отсудил имение. Это произошло, потому что все документы о владении имения сгорели в пожаре, и сосед воспользовался этой ситуацией. Так, дворянин Островский остался ни с чем, и это толкнуло его на то, чтобы стать разбойником. Являясь предводителем крестьян, Островский начинает мстить всем знатным людям.

Услышав данную историю, А. С. Пушкин художественно перевоплощает ее. Первоначально главный герой романа имел фамилию Островский.

Но прототипом Дубровского становится не только Павел Островский, но и Муратов, который несколько лет боролся за свое имение. В результате того, что все документы на право владения сгорели в пожаре, Муратов остался ни с чем, так как имение перешло в руки влиятельного соседа.

Фамилию Дубровский А. С. Пушкин дает своему герою, так как этой фамилией обладал ее один дворянин, подвергнувшийся несправедливостям общества.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «История романа «Дубровский»», рассмотрит годы создания пушкинского произведения, авторский замысел и прототипы персонажей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Дубровский»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Дубровский»

для самых компанейских —

Главные герои «Дубровский»

для самых занятых —

Читательский дневник «Дубровский»

для самых любопытных —

Анализ «Дубровский» Пушкин

для самых крутых —

Читать «Дубровский» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы апреля для 6 класса:

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

Сочинение по картине «Девочка с персиками» Серова В. А.

«Конь с розовой гривой» очень краткое содержание

Доброта и жестокость (Уроки французского)

«Юность» очень краткое содержание

Роль учительницы (Уроки французского)

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Краткое содержание «Алиса в стране чудес»

Идея рассказа «Конь с розовой гривой»

Тема природы (Кладовая Солнца)

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Если вам понравилась история возникновения романа «Дубровский», то можете прочесть о создании других произведений поэта. Например, поэмы «Медный всадник», стихотворения «Зимнее утро», романа «Евгений Онегин».

Любите русскую литературу и читайте А.С. Пушкина!

Другие персонажи

Князь Верейский – сосед Троекурова, владеющий имением Арбатово. Он долго жил за границей и на старости лет приехал в родовое имение. По тому, что в 50 лет он выглядит значительно старше, можно судить о бурно проведенной молодости. Излишества и романы с красавицами сделали его эстетствующим циником.

Хотя на стенах его дома висят прекрасные картины, а сам Верейский является знатоком и ценителем живописи, но его человеческие чувства давно оскудели. Он женится на юной девушке, чтобы сделать ее еще одним украшением своей жизни

Ему не важно, что его не любят. О чувствах эгоист вообще речи не ведет и не способен понять, как глубоко несчастна его молодая невеста

Можно было бы воздать должное храбрости Верейского, который не испугался нападения разбойников на свадебную карету. Но он явно переусердствовал и выглядел карикатурно, когда оказалось, что у него в каждом кармане по пистолету. Это же выдает в нем прошлого дуэлянта, который, очевидно, в молодости вел жизнь светского льва и волокиты.

Собирательный образ чиновников уездного города представлен в романе в разоблачительном свете. Все эти судебные клерки, секретари, приказные, подьячие, заседатель Шабашкин с исправником готовы, как свора борзых псарного двора Троекурова, наброситься по команде «ату!» на любого человека, на которого укажет барин.

«Хамово племя», – назвал этих преступных угодников, кланяющихся до земли денежному мешку, Андрей Гаврилович Дубровский. Не зря в минуту помрачения в зале суда ему привиделись собаки. Участь этих героев, сгоревших в доме, который они приехали отнимать у законного хозяина по лживому решению суда, очень знаменательна.

Архип-кузнец – яркий образ бунтаря из народа. У этого героя обостренное чувство справедливости и бесстрашное желание наказать «чернильное племя» за произвол и гнусную ложь, выдаваемую за решение суда. Это он запер дверь дома и обрек Шабашкина с его братией на смерть в пламени пожара. Жестокость этого человека была бы устрашающей, если бы не спасенная им из пожара кошка, за которой он полез, рискуя своей жизнью.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой — «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс — время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
  • Анализ рассказа Чехова После театра

    Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека

  • Анализ главы Максим Максимыч из романа Герой нашего времени для 9 класса

    Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

  • Сочинение Иван Петрович Берестов в повести Барышня-крестьянка Пушкина

    Иван Петрович Берестов является героем повествования Александра Сергеевича Пушкина под названием «Барышня-крестьянка». Из рассказа автора мы узнаем, что он является помещиком в Тугилове и родным отцом Алексея

  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)

    Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

Необработанное для печати (и неоконченное) произведение А. С. Пушкина . Повествует о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — потомков двух враждующих помещичьих семейств.

Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается

Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все

Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.

Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.

Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки

Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек

В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.

История создания романа «Дубровский»

Основано на реальных событиях

Однажды, в беседе со своим близким товарищем Павлом Нащокиным, Александр Пушкин услышал от того захватывающую историю. Павел Воинович в одной из своих многочисленных поездок увидел в тюрьме обедневшего белорусского дворянина Павла Островского. От отца П. Островскому досталось в наследство небольшое село в Минской губернии, правда документов на него у молодого человека не было, так как они сгорели во время войны 1812 года. Богач-сосед Павла воспользовался сим обстоятельством и силой отнял у юноши имение. 

Крестьяне Островского наотрез отказались служить новому хозяину и ушли в леса разбойничать. Людская молва сказывала, что сам молодой барин сначала учительствовал, а потом также подался в лес к своим крестьянам. Через некоторое время Островский был арестован по обвинению в разбое, но сумел сбежать от жандармов и скрыться. Как сложилась судьба молодого Островского в дальнейшем, Павел Нащокин не знал. 

Александр Пушкин пришел в восторг от услышанной истории и загорелся идеей создать на ее основе так называемый «разбойничий роман», которые были весьма популярны в то время у европейских авторов. Самой известной историей подобного толка была, разумеется, история Робин Гуда. А в XIX веке похожие произведения писал Вальтер Скотт, которого Александр Сергеевич любил читать. 

Работа над романом «Дубровский»

Александр Пушкин приступает к написанию романа осенью 1832 года. Из черновиков писателя мы можем узнать, что в это время он находился в Козловском уезде Тамбовской губернии. Примечательно, что в это время там происходит такой случай: некто полковник Крюков через суд присвоил себе имение своего соседа полковника Мартынова. И такие ситуации были нередки в России того времени: по всей стране более богатые и предприимчивые дворяне отбирали имения у помещиков средней руки

Пушкина до глубины души возмущала несправедливость решений российских судов, и он решил во всех подробностях описать подобную ситуацию в своем новом романе, дабы обратить внимание общественности на эту проблему. 

Иллюстрация Бориса Михайловича Кустодиева

Одним из пострадавших мелкопоместных дворян Тамбовской губернии был помещик Дубровский. И, если изначально Пушкин именовал своего центрального героя фамилией его реального прототипа – Островский, то позднее автор решил подарить ему более звучную фамилию Дубровский.

Александр Сергеевич сразу задумывал свой роман из трех частей и в довольно короткий срок завершил первые две части. Последние правки в тексте датированы им 1833 годом. После этого он, видимо, отложил рукопись в сторону и занялся другими произведениями, поэтому третья часть так и не была им написана. 

Публикация романа «Дубровский»

Так как роман не был окончен, при жизни Пушкина он не публиковался. Более того, автор даже не успел дать ему название: в черновиках писателя вместо заголовка стояла только дата «21 октября 1832 года» – день, когда была сделана первая запись. Таким образом, привычное нам название романа было дано произведению сотрудниками редакции, готовившим его к публикации.

Обложка издания «Дубровский» 1919 года

Роман был выпущен спустя четыре года после смерти писателя, в 1841 году, когда вышло в свет первое собрание сочинений А.С Пушкина.

Темы и проблемы

Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

  1. Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
  2. Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
  3. Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
  4. Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
  5. Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
  6. Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
  7. Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
  8. Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
  9. Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: