Вопрос в предложении как выделяется

Пунктуация при употреблении "во-первых", "во-вторых", "в-третьих": верная постановка, примеры

Выделение обособленных определений

Согласованные определения обособляются с обеих сторон в следующих случаях:

Зависимые слова после определяемого слова

Причастие или прилагательное имеют зависимые слова и стоят после определяемого слова. Маша(Х) (какая?), уставшая после работы, шла домой. Сравни: Уставшая после работы Маша(Х) (какая?) шла домой. 

В школьном курсе этот случай изучается как причастный оборот, но правило едино как для причастия, так и для прилагательного с зависимыми словами. Нет понятия «прилагательный оборот», но оборот такой есть. И выделяется запятыми так же, как и причастный.

Однородные определения после определяемого слова

Однородные определения стоят после определяемого слова. Маша(Х),(1) уставшая,(2) невыспавшаяся,(3) шла домой. Запятые 1 и 3 выделяют конструкцию, запятая 2 разделяет однородные предложения. Уставшая, не выспавшаяся Маша(Х) (какая?) шла домой. Конструкция перед определяемым словом не выделена

Определяемое слово — личное местоимение

Причастие или прилагательные относятся к личному местоимению (не важно, распространены они или нет,не важно, с какой стороны от определяемого слова находятся). Уставшая, невыспавшаяся, она(Х) (какая?) шла домой

Она(Х) (какая?), уставшая, невыспавшаяся, шла домой.

Разрыв определения и определяемого слова

Определение не стоит рядом с зависимым словом, отделено от него другими членами предложениями. Маша(Х) (какая?) шла домой, уставшая.

Дополнительное значение определения

Определение имеет дополнительное значение причины или условия (можно заменить оборотом с будучи), в этом случае место определения и его распространенность не имеют значения. Уставшая, не выспавшаяся, Маша(Х) (какая?) шла домой (при каком условии? или почему?). Уставшая после работы, Маша(Х) (какая?) шла домой (при каком условии? или почему?). Определения в данном случае отвечают не только на вопрос, исходящий от подлежащего, но одновременно отвечают на вопрос сказуемого: почему шла домой? – потому что устала и никуда больше идти не могла. В этом случае наличие или отсутствие знака, как правило, зависит от интонации! В примере знаки стоят с учётом интонации обособления.

Уточняющее определение

Шторы были желтые, лимонные.

Узнать больше и научиться ставить знаки препинания вы сможете при помощи курсаСинтаксис и пунктуация.

Все зависит от смысла

Так вышло, что в русской грамматике нельзя выводить универсальных правил, ибо многое отдано на откуп автору. Рассматриваемое сегодня слово может быть как вводным, так и наречием. Естественно, если оно вводное, то оно выделяется запятыми, если наречие — нет. Вся сложность в том, чтобы понимать эту тонкую грань. Однако это еще не все возможные варианты. Вопрос: «Выделять ли «наконец» запятыми?» — может отпасть, если определение «наконец» распадается на существительное «конец» и предлог «на». В этом случае, конечно, никакие запятые не нужны. Например: «На конец веревки мы привязали воздушного змея». Но далее речь пойдет не о столь простых случаях.

После обращений

Почему после обращений заключенных в запятые словосочетие «опять же» выделяется запятыми? Это обусловлено тем, что обращение и словосочетание «опять же» являются двумя разными частями предложения, имеющими свою синтаксическую основу. Запятая ставится между ними для разделения их и обозначения паузы при чтении.

При обращениях к адресату запятая ставится, чтобы выделить это обращение в предложении. Она отделяет обращение от остальной части предложения

Важно учитывать некоторые особенности, чтобы правильно использовать запятую

Одной из особенностей является использование слова «же» в обращении. Когда слово «же» встречается в обращении, запятая ставится перед ним и после него. Это помогает выделить обращение и указать на его эмоциональную окраску.

Например:

  • Иван, же, скорее закрой окно! — в данном предложении запятые ставятся, чтобы выделить обращение «Иван» и указать на эмоциональность высказывания.
  • Дорогой, же, я ужасно скучаю по тебе! — запятые также выделяют обращение «Дорогой» и создают эмоциональный оттенок.

Почему ставятся запятые в этих случаях? Ставятся они для того, чтобы отделить обращение от остальной части предложения и подчеркнуть его важность. Таким образом, при обращениях к адресату запятые ставятся для выделения обращения, особенно при наличии слова «же»

Это помогает указать на эмоциональный окрас обращения и отделить его от остальной части предложения

Таким образом, при обращениях к адресату запятые ставятся для выделения обращения, особенно при наличии слова «же». Это помогает указать на эмоциональный окрас обращения и отделить его от остальной части предложения.

Обращения к прямому адресату (имени, фамилии, отчеству) требуют запятой отделения.

Само обращение – это слово или фраза, которая указывает на конкретного человека, к которому обращаются. Например: «Дорогой Иван», «Уважаемая Анна Петровна». Обращение может состоять только из имени, фамилии или отчества, а также комбинироваться из них.

Почему же обращение к прямому адресату выделяется запятыми? Это связано с тем, что запятая помогает отделить обращение от остальной части предложения, тем самым выделяя его как самостоятельную часть. Запятая перед обращением также учитывает особый смысловой акцент, который подчеркивает адресность высказывания.

Например:

«Спасибо, Иван, за помощь.»

«Прошу прощения, Анна Петровна, но у меня возникли вопросы.»

В этих примерах запятая перед именем Иван и фамилией Анна Петровна отделяет обращение от остальной части предложения. Таким образом, продиктованную запятой паузу можно представить как паузу, которую мы делаем перед тем, как обратиться к определенному человеку.

В результате, обращение к прямому адресату требует использования запятой для ясного отделения обращения от остальной части предложения и подчеркивания его адресности и акцента.

Но все же выделяется запятыми или нет?

Сочетание «но всё же», которое имеет практически тождественные варианты «а всё же» и «но всё ж», могут находиться в предложении либо в зоне интонационно-логического подчёркивания, либо вне её. Подчёркивание интонацией мы можем заметить, в основном, в устной речи. Логику такого выделения мы увидим и в письменной речи, по содержанию предложения.

При написании предложения с «но всё же» в начале, чтобы верно поставить запятые, мы должны: 1) восстановить, мысленно воспроизвести речевую интонацию; если её логическое ударение попадёт на «но всё же», возможно и подтвердится синтаксической конструкцией, то будет нужна запятая, поставленная с правой стороны от выражения (после него), если «но всё же» находится в абсолютном начале предложения; 2) если интонацией «но всё же» никак не выделяется, то и выделение запятыми в начале предложения не потребуется.

Середина предложения будет говорить о том, что союз «но» в «но всё же» связывает две какие-то части. Перед ним, то есть перед «но всё же» нужна запятая, а после — нет.

Читайте по теме: Список вводных слов, которые всегда выделяются запятыми, смотрите здесь. Список ложных вводных слов, которые при всем желании не следует выделять запятыми, можно увидеть тут.

«Видит ли гордец свой порок или не видит, но всё же он порочен».

«Но всё же давайте договариваться, когда начнём».

«Но всё же, если вы ничуть не против, конечно, то мы придём пораньше».

http://pishempravilno.ru/vsyo-zhe/

http://portalonline.ru/russkij-yazyk/3127-no-vse-zhe-vydelyaetsya-zapyatymi-ili-net.html

Все в целом понятно. «Но все же» выделяется запятыми или нет?

Итак давайте расмотрим оборот по нормам русского языка и того, какое влияние они на практику письма дают на данном примере:

Однако другое дело, если этот оборот речи,

находится вконце предложения, там та как раз, акцент делается, именно на паузе перед ним, а потому и запятая, если исходить из основ пунктуации, просто необходима.

Еще следует отметить, что в русском языке, его номы в своей основе, исходят из ритмики и денамики предложения, и подстраиваются под удобство выражения мысли, так как запятая, это не что иное, как вырожение интонации, а по интонации, она , то есть запятая, как раз таки и не нужна в начале предложения, тогда как в конце, наоборот нужна.

Перед применением обязательно проконсультируйтесь со специалистом

Достоинства: знания

Недостатки: усилия

Видео обзор

Все(5)

РКН: сайт youtube.com нарушает закон РФ

Время использования: 8923 дней

Стоимость: 45678 руб.

Год выпуска/покупки: 1999

Общее впечатление: Все в целом понятно

Точное определение каждого вида

Разделительные запятые – это запятые, которые используются для разделения элементов в списке или перечислениях в предложении. Они помогают улучшить ясность и понимание текста, делая его более структурированным и легкочитаемым.

Разделительные запятые могут использоваться в следующих случаях:

  1. Перечисление однородных членов предложения. Например: «На столе лежали книги, ручки, блокноты и фломастеры.»
  2. Разделение нескольких прилагательных, описывающих один и тот же существительный. Например: «У неё были большие, зеленые глаза.»
  3. Разделение дополнительных членов предложения. Например: «Моя сестра, работающая в банке, всегда помогает мне с финансами.»
  4. Вводные слова или фразы. Например: «К счастью, я успел поймать автобус.»

Выделительные запятые – это запятые, которые используются для выделения определенных частей предложения или добавления дополнительной информации

Они помогают акцентировать внимание на этих элементах и обеспечивают более гибкую структуру предложения

Выделительные запятые могут использоваться в следующих случаях:

  1. Выделение приложения, обстоятельства или дополнительных сведений. Например: «Мой друг, который живет в Лондоне, пришел на вечеринку.»
  2. Выделение прямой речи или цитаты, внедренной в предложение. Например: «Она сказала мне: ‘Я очень люблю эту книгу’.»
  3. Выделение отрицательного или усилительного слова. Например: «Я никогда, никогда не буду забывать этот день.»

Таким образом, использование разделительных и выделительных запятых помогает создать ясность и структурированность в тексте, обозначая разные оттенки смысла и отношений между элементами предложения.

Примеры предложений с деепричастным оборотом

  1. Он пил чай, макая в него сухари.
  2. Кошка старательно приводила себя в порядок, поглядывая на кота.
  3. Покинув гостеприимный дом, я отправился дальше в своё путешествие.
  4. Мужчины стояли, засунув руки в карманы, и болтали.
  5. Желая уберечь свои запасы, он хранил их в погребе.
  6. Карета, шурша по гравию колесом, спускалась вниз по главной аллее.
  7. Он оперся на свою трость и, скрестив ноги, остановился в грациозной позе. (Т. Манн)
  8. Начав читать моё письмо, вы убедились, что я не обманул вас. (А. Моруа)
  9. Вынув доски, дети сбрызнули их водой и вытерли пёстрыми тряпочками. (Мартин А. Хансен)

Видео:Русский язык | Запятая перед И: быть или не быть?Скачать

Нужно ли обособлять деепричастия

По общему правилу, если деепричастие в начале предложения, запятая ставится всегда. Из любого правила есть исключение, в том числе и из этого.

Если при написании текста возник вопрос, нужно ли обособить запятыми, следует обратить внимание на его состав. Обращать внимание нужно на то, как оборот вписан в предложение, от какой части речи зависит

Запятые необходимы

Когда деепричастный оборот стоит в начале предложения, он должен выделяться запятой перед глаголом, от которого находится в зависимости. Правило следует соблюдать и в конце или середине предложения.

В начале текста они выглядят следующим образом: Надев куртку, она вышла на улицу. Выиграв в конкурсе, она получила почётную грамоту. Напевая любимую мелодию, Алёна вышла из школы.

Выделять не следует

В начале деепричастный оборот не всегда должен быть обособлен. Его не нужно выделять запятыми в следующих случаях.

Когда он выступает в роли однородного члена и вписывается в предложения при помощи союза «и» и иным деепричастным оборотом.

Примеры: Разложив книги и вынув из рюкзака тетради, Саша пошёл обедать

Заполняя все страницы анкеты и изучая все её пункты, Андрей готовился к важному собеседованию

Деепричастный оборот входит в состав фразеологического выражения. Пример: Он работал не покладая рук и был за это вознаграждён высокой премией (в этом случая после не покладая рук запятая не ставится). Мама слушала мой рассказ не перебивая.

Видео:Где нужно ставить запятые?Скачать

Особенности выделения наречия

Несмотря на существующие общие правила правописания русского языка, имеют место также и определенные нюансы и исключения при употреблении запятых в сочетании с наречием «по-прежнему»:

  1. Запятая перед словом может ставиться даже в простом предложении, если стоит цель добиться определенного обособления. Например, «Мне нравится этот человек, по-прежнему интересный».
  2. Еще одним вариантом для постановки запятой является наличие в предложении деепричастного либо причастного оборота. В качестве примера можно привести следующий: «Василий не очень любит чтение, по-прежнему предпочитая просмотр художественных фильмов».
  3. Выделение запятыми с двух сторон также допускается в том случае, когда наречие используется для усиления смыслового эффекта. Например: «Он опять, по-прежнему, требует от меня выполнения невозможного».
  4. На обособление наречия при помощи знаков препинания также влияет наличие в предложении зависимого слова в форме уточнения. Если подобное уточнение присутствует, то оно предполагает выделение наречия при помощи использования запятых.
  5. Еще один вариант для выделения знаками препинания — использование однородных членов предложения, перечисления. Например: «По старинке, по-прежнему, как и раньше, она не переставала заниматься спортом три раза в неделю, постепенно улучшая свою физическую форму».

Таким образом, выделение запятыми слова «по-прежнему», как правило, не требуется и в большинстве случаев не используется. Однако существуют определенные нюансы и исключения, когда это слово все-таки необходимо отделять в предложении знаками препинания с одной или с двух сторон. В каждом конкретном случае для правильного правописания необходимо определить, какой частью речи является слово, какую смысловую и интонационную нагрузку оно несет, рассмотреть структуру непосредственно предложения (простое или сложное, присутствуют ли причастные или деепричастные обороты).

Запятые в словосочетании: основные правила использования

Словосочетание Правило использования запятой
сильный, здоровый человек Запятая ставится между синонимическими прилагательными, чтобы передать оба признака объекта.
красивая, умная девушка Запятая ставится между прилагательными, чтобы передать два разных признака девушки.
старый, деревянный дом Запятая ставится между прилагательными, чтобы передать разные материальные свойства дома.
солнечный, теплый день Запятая ставится между прилагательными, чтобы передать два разных характера дня.
быстро, легко сдать экзамен Запятая ставится между наречиями, чтобы передать два разных способа сдачи экзамена.
много, различных видов фруктов Запятая ставится между числительными, чтобы передать две разные характеристики видов фруктов.

Запятые в словосочетании помогают более точно и емко передавать основные характеристики и признаки объекта или явления. Использование запятых в словосочетании требует соблюдения определенных правил и создает гармоничный и понятный текст.

Вопросительный знак и сложноподчинённое предложение

Знак вопроса ставится, если вопрос содержится в главном или и в главном, и в придаточном предложении.

Пример 1: Неужели мог он распорядиться, чтобы люди его остались без крова?

Пример 2: Вы всерьёз спрашиваете, что это за семья?

Вопросительный знак также нужно поставить и в том случае, если придаточное предложение содержит прямой вопрос.

Пример: Начальство косо смотрит на тебя, подчинённые грубят, повариха донимает своей любовью, хотя, на самом деле, что за беда?

Постановка вопросительного знака после предложения с косвенным вопросом возможна, если предполагается сильно выраженная вопросительная интонация.

Пример: Хотел бы я знать, где же искать это сокровище?

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире

Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы

Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире

Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире

Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

Рассмотрите схемы этих предложений.

«Всё же». Обособляется или нет?

В предложении «всё же» («всё ж», «всё-таки», «всё ж таки») является частицей уступки. В качестве синонимов используются словосочетания: «тем не менее», «вместе с тем», «как никак», «что ни говори», «как бы то ни было». При помощи этой частицы автор утверждает свое мнение, иногда противопоставляя его высказанной ранее точке зрения.

  • Пример: «Она всё же скучает по нему». «Она, что ни говори, скучает по нему».
  • Пример: «После нескольких неудачных попыток я всё же научилась печь торты». «После нескольких неудачных попыток я тем не менее научилась печь торты».
  • Пример: «А всё же мне его жалко». «А вместе с тем мне его жалко».

Определение и функция

Разделительные запятые и выделительные запятые — это знаки препинания, используемые для отделения элементов в предложении или списке.

Разделительные запятые используются для разделения элементов одного класса или ряда, чтобы обозначить их отдельность и упорядоченность. Они помогают улучшить структуру предложения и сделать его более понятным и легкочитаемым.

Выделительные запятые используются для выделения дополнительной информации или пояснения, которое не является необходимым для понимания основной мысли предложения. Они помогают добавить дополнительные детали или комментарии, которые могут быть полезны для читателя, но не изменяют смысла основного предложения.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Видео:ЕГЭ по русскому языку. Причастный оборотСкачать

Если вводное слово «например» стоит в скобках

Итак, мы выяснили, что вводные слова и сочетания в начале или в конце обособленного члена предложения знаком препинания не отделяются. К обособленным оборотам относят уточнение, пояснение, присоединение. И такие члены предложения могут обособляться не запятыми, а скобками и тире. Как тут (выделен обособленный уточняющий оборот):

Если по какой-то причине (например_ из-за праздника, командировки, болезни)
вы не успеете оформить документы, то придется обращаться заново.

Если вводное слово находится в начале оборота, заключенного в скобки (вставная конструкция), то оно отделяется запятой
: Оба сообщения (по-видимому, поступившие недавно) привлекли к себе широкое внимание. Таким образом, в нашем примере запятая нужна:

Таким образом, в нашем примере запятая нужна:

Если по какой-то причине (например, из-за праздника, командировки, болезни) вы не успеете оформить документы, то придется обращаться заново.

Больше примеров и шире комментарий — в «Словаре вводных слов, сочетаний и предложений»:

Если уточняющие члены предложения выделяются не запятыми, а скобками, тире, двоеточием или представляют собой самостоятельное предложение (присоединительную конструкцию), то вводное слово выделяется запятыми*. Сравни: На основании каких основных (к примеру, Гражданский кодекс и т.д.)
законов действуют в Российской Федерации некоммерческие Фонды, к примеру по правам защиты интеллектуальной собственности
?

Некоторые его рассказы (например,
«Палата № 6», «Скучная история», «Попрыгунья», да и многие другие) написаны как образцовые психологические диагнозы (К. Паустовский); В гвардейских полках — в офицерстве, в частности,
— нет того подлинного патриотизма, страшно сказать — нет даже любви к династии (М. Шолохов); Чрезвычайно странно применять аналитический метод к синтетическому явлению: например,
писать по-английски о русском поэте (И. Бродский); Любить можно тех, кого хорошо знаешь. Например,
маму, бабушку (С. Довлатов).

* В данном случае, благодаря тому что уточняющие члены предложения выделены тире или скобками, нельзя спутать, к чему именно относится вводное слово, а потому оно отделяется от оборота запятой.

По этому же правилу стоит запятая после «например» на нашем сайте, в описании :

При обнаружении грамматических, речевых (например, тавтология, плеоназм) и логических ошибок редактор может как исправить их сам, так и задать вопрос автору, особенно если для устранения недочетов требуется знание специфики предмета.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? корректуры или редактуры.

Это заметка из редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь:

Сегодня в поле нашего внимания попал далеко не праздный вопрос: можно ли слово «наконец» запятыми выделить и каковы условия их постановки. Разберем примеры и тонкости словоупотребления, ведь с пунктуацией всегда сложнее, чем с орфографией.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них знаки препинания. Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

Правописание разных частей речи

Рассматриваемое сочетание может выступать в двух морфологических формах. В первом случае оно может являться наречием, образованным от имени прилагательного «прежний» в значении «такой же», «один и тот же», «как раньше» с помощью использования приставки «по» и суффикса «ему». В таком случае указанное сочетание будет писаться с использованием дефиса. Примеры:

  1. Положение на предприятии по-прежнему остается весьма сложным.
  2. Решение трудной математической задачи мне по-прежнему непонятно.

Во втором случае это сочетание довольно часто может выступать и в качестве имени прилагательного. Тогда изменяется и его правописание. В конкретном случае определить, слово является наречием или именем прилагательным, можно довольно простым способом.

Если в словосочетании предлог «по» легко можно заменить на другой без всякой потери смысловой нагрузки всего предложения, то это именно и представляет собой вариант сочетания предлога и имени прилагательного.

В следующих примерах предлог «по» может быть легко заменен на предлог «согласно», и при этом полностью сохраняется смысл предложения:

  1. Студенты во втором семестре учились по прежнему расписанию.
  2. Съемки нового документального фильма проходили по прежнему замыслу.

Вопрос в предложении как выделяется

1. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос: Ты откуда же взялся, Андрей? (Горб.); Любишь апельсины? (Сим.)

Примечание. Вопросительный знак может ставиться в вопросительном предложении после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса: Что я — попугай? индейка? (М.); Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности? (Гран.)

2. Вопросительным может быть и номинативное (назывное) предложение: Пожар? (Кож.)

3. Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если все части, входящие в его состав (или только последняя), заключают в себе вопрос: В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора? (П.) Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? (Гр.)

4. Вопросительный знак ставится в конце сложноподчиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной части, либо в придаточной: Вы знаете, что такое се стры милосердия? (Остр.); Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? (Ч.)

Примечание. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения содержит косвенный вопрос, то в конце предложения вопросительный знак обычно не ставится: Я прервал речь Савельича вопросом, сколько у меня всего денег (П.); Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться (Н. О.).

Однако, если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию, в конце сложноподчиненного предложения ставится вопросительный знак: Скажите, пожалуйста, что это за огни? (Л. Т.); Я спросил, как же он стал отшельником? (М. Г.)

6. Вопросительный знак в скобках ставится для выражения сомнения или недоумения пишущего (чаще всего внутри цитируемого текста): «…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов! (Бел.)

7. О сочетании вопросительного и восклицательного знаков см. § 3, п. 7.

Синонимы, которые отменяют запятые

Пунктуация русского языка значительно сложнее орфографии, поэтому, чтобы не ошибаться, нужно искать различные аналоги, которые делают очевидным загадочное. Частенько помогает в этом смысле мысленная замена. Если вместо «наконец» можно поставить «под конец», «в результате всего», «после всего», то выделять его не следует. Например: «Мой путь домой был долог и полон приключений, но наконец я добрался домой, примерно в 6 утра».

Пожалуй, самая сложная задача для проверяющего подобные тексты, особенно когда автора нельзя спросить о его замысле, — правильно понять исходный смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: