Как правильно пишется слово убежишь?

Правописание "не" с глаголами / орфография и орфограммы 1-4 классов / справочник по русскому языку для начальной школы

Рифма к слову убежишь

дорожишь, заложишь, выдержишь, уложишь, дрожишь, заслужишь, успокоишь, удовлетворишь, катишь, возобновишь, ишь, спишь, вишь, поверишь, приступишь, шалишь, обидишь, видишь, вытерпишь, стоишь, позволишь, ненавидишь, ходишь, глядишь, изволишь, увязишь, веришь, прогонишь, бросишь, спросишь, посмотришь, находишь, сладишь, зазнобишь, увидишь, погубишь, ладишь, поглядишь, любишь, моришь, ставишь, судишь, оставишь, велишь, уронишь, говоришь, лишь, бишь, даришь, помнишь, заглядываешь, понимаешь, сорвешь, идешь, сделаешь, испугаешь, думаешь, желаешь, ожидаешь, знаешь, узнаешь, испытываешь, кладешь, презираешь, устаешь, переедешь, дашь, передашь, кокетничаешь, мечтаешь, ухаживаешь, спрашиваешь, едешь, деваешь, упадешь, отказываешь, скучаешь, встречаешь, поедешь, угадаешь, подумаешь, успеваешь, пропадаешь, ждешь, оборвешь, напугаешь, вспоминаешь, скрываешь, просрочиваешь, зовешь, страдаешь, вздрагиваешь, обещаешь, уломаешь, придешь, ешибешь, живешь, делаешь, играешь, считаешь

Слово состоит из букв:
У,
Б,
Е,
Ж,
И,
Ш,
Ь,

Похожие слова:

Слитное написание не с глаголами

Существует исключение общепринятого правила: написание вместе отрицательной частицы, глагола. В устном разговоре есть понятия, которые не применяются без не-. Например, ненавидеть, неймется, невзлюбить.

Причины такой практики понятны, объяснимы. Разбор слова по составу свидетельствует: элемент афазии оказывается морфемой (приставка, элемент корня). Лексемы без не- (негодовать – годовать, невзвидеть – взвидеть) в речи отсутствуют.

Для образования новых слов в русской риторике используются аффиксы. Морфа, стоящая перед корнем, называется приставкой. Обособленный разряд – смысловые префиксы, компиляция каково определяется словесным толкованием. Указывают на неполное действие, которое реализуется ниже установленной меры.

Неделимо не в составе недо-. Условие: указанный сегмент слова можно заменить пере- с полярным подтекстом.

Грамотное употребление

  • Когда человеку нездоровится, старается уединиться, прилечь, отдохнуть.
  • Интересный случай: рассчитываясь на кассе, незнакомец недоплатил тридцать рублей.
  • Показатели производства, которые в первом полугодии недовыполнили, в конце года – перевыполнили.
  • Не выучив основ детской психологии, работать педагогом трудно.

Часть речи слова «не спеша»

От гла­го­ла «спе­шить» обра­зу­ет­ся гла­голь­ная фор­ма — дее­при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу.

Деепричастие, обо­зна­чая дей­ствие, лег­ко пре­вра­ща­ет­ся в глагол.

Она (что дела­ла?) не спе­ши­ла выхо­дить, при­че­са­лась и направилась.

У этой гла­голь­ной фор­мы, как видим, име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, кото­рые обра­зу­ют вме­сте с ней дее­при­част­ный обо­рот.

Деепричастие соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не».

Слово «не спе­ша» пишет­ся с «не» раз­дель­но как гла­голь­ная фор­ма — деепричастие. 

“Невозможности” как написать

Что нужно, чтобы уяснить, как грамотно писать “невозможности” слитно или раздельно? Раз существует 2 возможных варианта: не возможности или невозможности, то нужно уточнить, какой частью речи является “не возможность” или “невозможность”. Это слово будет существительным, так как оно является ответом на вопрос: “Что?” А значит, следует вспомнить правила родного языка для существительного с частицей «не». Затрудняетесь в решении вопроса: слово “невозможностью” как пишется? Так если, имя существительное обозначает неосуществимость, невыполнимость чего-либо, оно пишется слитно. Тем не менее, в случае написания словосочетания «не возможно» в составе противопоставляющего предложения – будет правильным раздельное написание.

Спряжение

Самая важная тема — спряжение. Не путайте со склонением, так как этот термин относится к существительным, а спряжение — к глаголам.  

Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. 

Типов спряжения всего два, и названы они максимально креативно — первое спряжение и второе.

Почему глагол может быть таким же неопределенным, как и наше будущее?При работе с глаголами нам важно знать их неопределенную форму (инфинитив). Как мы не можем определить исход футбольного матча или нашу оценку за контрольную, так и не можем определить род, время и лицо глагола в инфинитиве, так как у этой формы нет постоянных признаков

Представьте, что мы будто откатили телефон к заводским настройкам.Именно для инфинитива и работают вопросы «что делать?» и «что сделать?».

От спряжения, которое нам помогает определять инфинитив, будут зависеть правила написания личных окончаний глаголов и правила написания суффиксов причастий. Напомним, что личное окончание глагола — это не совсем то же самое, что и окончание у других частей речи.  

Личное окончание глагола — окончание в определенном лице.

Как определить букву, которую нужно писать в личном окончании? 

Нужно сделать четыре шага:

Шаг 1. Определяем время глагола.О временах глагола мы дополнительно поговорим чуть ниже.

  • Если время глагола настоящее или будущее, сразу переходим к Шагу 2.
  • Если глагол прошедшего времени, то смотрим на букву перед суффиксом -Л, она будет такой же, как и в инфинитиве. Гласная И — II спряжение, остальные — I спряжение.

Например, глагол «залезал». Перед -Л буква А, значит, глагол относится к 1 спряжению.

Шаг 2. Ищем приставку ВЫ.

  • Если глагол настоящего и будущего времени, нужно проверить наличие приставки ВЫ. 
  • Если она есть, отбрасываем ее, так как она будет мешать определить ударение, забирая его на себя.

Шаг 3. Определяем ударение.

Смотрим на то, куда падает ударение:

Если оно не падает на личное окончание, переходим к Шагу 4. 

Например, глагол «спать». Он «спИт», ударное личное окончание, которое указывает на второе спряжение.

Если в глаголе ударное личное окончание, смотрим на таблицу:

Еще эти гласные можно запомнить с помощью фразы: «Целую, милая!» Первым в предложении идет слово «целую», именно поэтому все гласные из этого слова (Е, У, Ю) мы отнесем к I-му спряжению. Вторым идет слово «милая», в котором буквы И, А, Я будут относиться ко II-му спряжению.

Шаг 4. Ударение не на личном окончании.

В этом пункте все еще проще. Окончание И означает, что перед нами II спряжение. Однако нельзя забывать про исключения. 

Важно: наличие приставки не влияет на спряжение

Дополнительно разобраться в этой теме вам поможет наша статья «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий».

Спряжение глаголов встречается на ЕГЭ в задании № 12. Попробуем решить один из вариантов этого задания.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.1. (Они) мол..т (о пощаде), (пески) зыбл..тся2. (Ледники) та..т, накле..шь3. Напиш..шь, постав..шь4. Разгон..шься, разлож..шь (вещи)5. (Свитер) кол..т, перекин..шьРешение.Подставим в слова пропущенные буквы и определим спряжение глаголов:1) Они молят (глагол II спряжения — молить), зыблются (глагол-исключение I спряжения — зыбиться).2) Ледники тают (глагол I спряжения — таять), наклеишь (глагол II спряжения — клеить).3) Напишешь (глагол I спряжения — написать), поставишь (глагол II спряжения — поставить).4) Разгонишься (глагол-исключение II спряжения — разогнаться), разложишь (глагол II спряжения — разложить).5) Колет (глагол I спряжения — колоть), перекинешь (глагол I спряжения — перекинуть).Мы видим, что именно от спряжения глагола зависит написание гласной в его окончании

Поэтому для выполнения этого задания нам важно знать личные окончания глаголов и алгоритм определения их спряжения.Ответ: 45

Также в русском языке есть разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы.

Правило

Проверочное слово: бег.

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Словари

нареч. 1. Не оглядываясь. // перен. Очень быстро, спеша. 2. перен. Не размышляя, не раздумывая, без колебания. // разг. Забывая обо всем, увлекаясь. 3. перен. Безгранично, не задумываясь (противоп.: с оглядкой). // разг. Решительно, без колебаний. 4. перен. разг. Не проявляя необходимой осмотрительности. // разг. Прямо, начистоту

1. Стремительно, быстро, не оглядываясь (бежать, убегать и т. д.).

Медведь рявкнул, прижал уши и без оглядки пустился наутёк (Арсеньев. По Уссурийской тайге).

2. Пренебрегая всем, забывая обо всём.

3

Неосторожно, без необходимой осмотрительности (делать что-либо)

Мы написали печатными буквами «Письмо немецкому солдату» и в одну ночь расклеили его… Мы клеили свои «листовки» без оглядки, где хотели (И. Гуро. Женщина-змея).

4. Не рассуждая, целиком отдаваясь чувству (любить, верить и т. п.). верит крепко и без оглядки. Оттого он бесстрашен. Терпелив (Тургенев. Гамлет и Дон-Кихот).

— Мы, цыганки, горячее вас сердцем: любить, так любить без оглядки (Писемский. Масоны).

5. Решительно, без колебаний.

6. на кого

Без предосторожности, невзирая на чьи-либо интересы, мнения, взгляды, оценки и т. п

Как можно скорее, не мешкая, изо всех сил.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), будучи сильно напуганы чем-л., спасаются от опасности, преследования и т. п. реч. стандарт. ✦ Х бежит без оглядки.

Кроме того, Берлиоза охватил <…> столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. М. Булгаков, Мастер и Маргарита.- Где же он? Бежал? Задержать его… Но обитая клеёнкой дверь уже выпустила меня, и я бежал без оглядки. М. Булгаков, Театральный роман.

Помедлив немного, я разражаюсь таким каламбуром, услышав который, всякий другой человек повесил бы трубку и убежал без оглядки. А. Аверченко, Алло!

«Выражение связано со старинными народными поверьями. Первоначально этот оборот имел значение «бежать, удаляясь от нечистой силы»». (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 414.)

Компонент фразеол. оглядка соотносится с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры.

Образ фразеол. образован метафорой, уподобляющей быстроту, незамедлительность ухода кого-л. нежеланию, боязни оглянуться назад.

фразеол. выступает как эталон, т. е. мера, поспешности бегства кого-л. от грозящей ему опасности.

Бесстрашно, не колеблясь, без всякой предосторожности. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), будучи увлечены какими-л

чувствами, идеями, полностью отдаются им и действуют без обычной осмотрительности. реч. стандарт. ✦ Х делает что-л. без оглядки

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), будучи увлечены какими-л. чувствами, идеями, полностью отдаются им и действуют без обычной осмотрительности. реч. стандарт. ✦ Х делает что-л. без оглядки.

Они входят в мир беззаботно и порой легкомысленно, <…> во всей избыточной полноте, максимализме, без оглядки. НГ, 2001.

3. делать что-л.

Невзирая на чьи-л. запреты, мнения, доводы.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х), будучи увлечены какими-л. чувствами, идеями, действуют решительно, не считаясь с желанием, волей или интересами другого лица, другой группы лиц, социального коллектива (Y). реч. стандарт. ✦ Х делает что-л. без оглядки .

— Нам нужно переоборудовать квартиру, и здесь придётся действовать без оглядки на домоуправление. (Реч.)

см. также комментарий к БЕЗ ОГЛЯДКИ 2..

фразеол. в целом выполняет роль эталона независимости, своевольности действий и поступков.

Не обдумывая, не рассуждая.

Возможны констр. с отриц., изменяющие смысл выражения на противоположный: без оглядки не делать чего-л.; без оглядки ни шагу.

Образ фразеол

связан с называемым глаголом оглядываться движением, означающим на языке жестов «смотреть вокруг себя, по сторонам» и символизирующим осторожность

см. также комментарий к БЕЗ ОГЛЯДКИ 1..

фразеол. в целом выполняет роль эталона, т. е. меры, решительности действий и поступков.

Разг. 1. Очень быстро, изо всех сил, не оглядываясь (бежать, убежать). ФСРЯ, 2934 БМС 1998, 414. 2. Не раздумывая, не рассуждая, забывая обо всем. ФСРЯ, 294. 3. Решительно, без колебаний. ФСРЯ, 294; Веш. 4, 217.

Основные правила

Для начала работы с орфографическим правилом необходимо напомнить себе важные аспекты и определения слов, задействованных в правописании «не» с глаголами.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая означает действие или состояние предмета. Чаще всего он отвечает на вопросы: «Что делать?» (несовершенный вид), «Что сделать?» (совершенный вид). Эта часть речи выступает в большинстве случаев в предложении в роли сказуемого, однако в русском языке имеются конструкции, в которых отглагольные формы используются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения. Из-за своей сложной и разнообразной конструкции глаголы имеют обширное число правил и исключений, которые нужно знать и правильно использовать.

В соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с «не» пишутся раздельно. Чтобы в этом убедиться, можно ознакомиться с несколькими примерами:

  • не могу писать;
  • не хочу читать;
  • не забудь блокнот;
  • не написал сочинение;
  • не заметить пятно;
  • не пришла на встречу;
  • не буду поливать цветы.

Теперь приступим к более глубокому изучению правила написания «не» с глаголами. Оно имеет 3 пункта:

Отрицание «не» с глаголами (личная форма, инфинитив, форма деепричастия) пишется раздельно

Примеры: не грустить, не спать, не думая, не читая.
При обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достать рукой до шкафа.
При смысловой важности, выражающей нехватку чего-либо, частица «не» будет незаменимой частью: недостает умения.. Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не

Примеры:

Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не. Примеры:

  • Ребенок вырос и теперь не хватает разные предметы с грязного пола.
  • В журнале не хватает десятой главы.

Также необходимо отличать раздельное написание словосочетания «не доставать» (в смысле «не дотягиваться») от подобного слитного — «недоставать», которое имеет значение «быть в недостаточном количестве». Примеры предложений:

  • Он не дотягивается рукой до потолка.
  • В бумажнике недостает пяти тысяч. Недостает силы духа (в значении «отсутствие»). Мальчику недоставало терпения.

Частица «не» в составных предлогах несмотря на и невзирая на и в союзах «несмотря на то, что», «невзирая на то, что» всегда будет писаться совместно с остальным словом, то есть входит в его состав.

Но все-таки необходимо различать деепричастие смотря в совместном написании с частицей «не», которая пишется раздельно. Пример предложения: Он рассказывал правило у доски, не глядя в книгу.

Следует писать слитно глаголы с составной приставкой недо-. Эта приставка придает слову неполноту действия (значение этой части слова часто противоположно приставке пере-: недолить — перелить, недоследить — переследить). Например: недобрать книг, недоварить суп, недовернуть шуруп, недовесить конфет, недогрузить кирпичей.

Нужно различать глаголы с приставкой недо-, которые означают действие, выполненное меньше нормы, и созвучные им слова с приставкой до-, перед которыми ставится отрицание «не», обозначающие в совместном написании с частицей, что действие не доведено до финиша.

Примеры: недосмотреть за малышом — не досмотреть спектакль до антракта; безработные бо́льшую часть времени недоедали — ребятишки постоянно не доедали за ужином салат, ожидая конфет; бедняки постоянно недоплачивали — эти люди никогда не доплачивали.

Правописание глаголов с недо-

Часть не пишет­ся слит­но в гла­го­лах со слож­ной при­став­кой недо-. Эти сло­ва обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, но не соот­вет­ству­ю­щее какому-то уров­ню, выпол­нен­ное ниже нор­мы, например:

  • недо слы­шать — пло­хо слышать;
  • они часто недо еда­ли (голо­да­ли);
  • недо люб­ли­вать сосед­ку (не суще­ству­ет сло­ва «долюб­ли­вать»);
  • недо сыпать (спать мень­ше поло­жен­но­го времени).

В соста­ве таких слов недо- мож­но заме­нить на при­став­ку пере- с анто­ни­мич­ным (про­ти­во­по­лож­ным) зна­че­ни­ем. Если такая заме­на воз­мож­на, зна­чит, сло­во с недо- пишет­ся слит­но, например:

  • недо оце­нить свои силы — пере оце­нить свои силы;
  • недо жарить пирож­ки — пере жарить пирож­ки;
  • недо выпол­нить план — пере выпол­нить план;
  • недо лить моло­ка — пере лить моло­ко;
  • недо варить кар­тош­ку — пере варить кар­тош­ку.

Следует раз­ли­чать напи­са­ние слов «недо­ста­вать» в зна­че­нии «не хва­тать» и » не доста­вать» — «не дотя­ги­вать­ся, не дости­гать чего-либо», напри­мер:

Видео:Спряжение глаголов | Русский язык |TutorOnlineСкачать

Как писать частицу «не» с глаголами: правила и исключения

Русский язык настолько велик и сложен для изучения, что порой даже коренной житель страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение – мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.

«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

Видео:Спряжения глаголовСкачать

Отрицательная частица не с глаголами

Частица не – самостоятельная служебная часть речи, которая добавляет предложению смысл отрицания. Почти всегда частица не с глаголами пишется раздельно в любых грамматических формах:

Пожалуйста, не молчи!

Мама спросила, почему я не сделал уроки.

Им бы не хотелось опоздать на поезд, и они попросили таксиста прибавить ходу.

Орфографическое правило русского языка звучит четко.

Глагол без не не используется, если частица является приставкой или частью корня слова:

Бабушка негодовала из-за дождливой погоды.

Директор недоумевал, что же произошло с его лучшим сотрудником?

Мне нездоровится, и я решила сегодня пропустить урок музыки.

Алина сразу невзлюбила подругу брата.

Павел с детства ненавидел томатный сок.

Что же мне все неймется?!

Гроза неистовствовала за окном.

Если Артем и дальше будет упрямиться, ему несдобровать.

Запомните, если не является частью слова, нужно писать слитно, если частица выражает отрицание – раздельно.

Слово «не спеша» — это наречие

Рассматриваемое сло­во может поте­рять при­знак доба­воч­но­го дей­ствия и тогда ста­но­вит­ся сло­вом дру­гой части речи.

Шли как? не спе­ша.

В при­ве­ден­ном кон­тек­сте ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во пояс­ня­ет гла­гол, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия и отве­ча­ет на обсто­я­тель­ствен­ный вопрос. По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам уста­но­вим, что спо­со­бом пере­хо­да из одной части речи в дру­гую обра­зо­ва­но новое сло­во — наре­чие.

Оно сино­ни­мич­но сло­вам «мед­лен­но», «нето­роп­ли­во», «лени­во». Обратим вни­ма­ние, что наре­чие не име­ет зави­си­мых слов и все­гда упо­треб­ля­ет­ся в кон­тек­сте в оди­ноч­ку. Заменив при­ве­ден­ны­ми сино­ни­ма­ми, его мож­но отли­чить в кон­тек­сте от похо­же­го деепричастия.

Особоспрягаемые глаголы

Существуют ли глаголы без спряжения?Особоспрягаемые глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ нельзя отнести ни к одному из спряжений. Их формы настолько нестандартны, что даже нет смысла искать сходства с I или II спряжениями. Проще говоря — у них нет спряжения. 

Очень жаль иностранцев, которым приходится это все учить. Представьте: сначала вам говорят, что в русском есть два спряжения с 6 разными личными окончаниями в каждом. Вы запоминаете это с болью и слезами. А потом еще сверху добавляют правила про разноспрягаемые и особоспрягаемые глаголы… 

Нам повезло больше: такие вещи, как окончания, мы в большинстве случаев чувствуем даже без знания правил. Привилегия носителей языка. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: