Правописание «учиться» и «учится» правила и примеры употребления грамматика значение

"учишься" или "учишся", как правильно пишется?

Правило орфографии

И все же, как правильно – учишься или же учишся?

Начать следует с того, что правильное написание мягкого знака в данном случае зависит от наклонения, времени и формы глагола, а так же от положения самого мягкого знака в слове. Анализ части речи проведён, поэтому можно приступать к поиску правила. Состоит оно не из одного пункта, каждый из которых раскрывает отдельные аспекты затрагиваемого вопроса. Так, мягкий знак стоит писать после одной из шипящих согласных, если таковые имеются в форме:

1. наклонения повелительного (например, ешь);

2. единственного числа и второго лица (такие относятся к местоименит «ты»);

3. инфинитива.

Разбираемое слово можно отнести код второму пункту. Морфологический разбор – наглядное тому подтверждение.

Итак, верная форма написания содержит в своём составе мягкий знак.

Часть речи: причастие

Действительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

учащийся

учащаяся

учащееся

учащиеся

Рд.

учащегося

учащейся

учащегося

учащихся

Дт.

учащемуся

учащейся

учащемуся

учащимся

Вн.

учащегося

учащийся

учащуюся

учащееся

учащиеся

учащихся

Тв.

учащимся

учащеюся

учащейся

учащимся

учащимися

Пр.

учащемся

учащейся

учащемся

учащихся

Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

учившийся

учившаяся

учившееся

учившиеся

Рд.

учившегося

учившейся

учившегося

учившихся

Дт.

учившемуся

учившейся

учившемуся

учившимся

Вн.

учившегося

учившийся

учившуюся

учившееся

учившиеся

учившихся

Тв.

учившимся

учившеюся

учившейся

учившимся

учившимися

Пр.

учившемся

учившейся

учившемся

учившихся

Второй вариант

Мягкий знак можно написать только в инфинитивах. Но есть и другие формы глаголов. Если сказуемое стоит в третьем лице единственного или множественного числа, то смягчение перед суффиксом неуместно. Пример: слово «учаться» написано неправильно, так как к нему подходит «что делают?».

В предложениях без подлежащего нельзя задать вопрос, поэтому в таких случаях по умолчанию смягчение не нужно. На самом деле задавать вопрос к сказуемому трудно, даже взрослый человек может легко ошибиться. Но есть и некоторые фразы, в которых сочетаются сразу два глагола. При этом хочется поставить смягчение сразу во всех словах или не использовать его совсем. Но и здесь необходимо задать вопрос к каждой конструкции.

Пример предложения: Ира старается улыбаться, хотя чувствует боль. Первый глагол не стоит в инфинитиве, поэтому в нем смягчение не нужно. Ко второму можно задать вопрос «что делать?». Так как в нем есть мягкий знак, то и в сказуемом он необходим.

Лучше заучить это правило, тогда работать с глаголами будет намного легче. Благодаря ему становится понятно, как пишется слово «учится». Помогает и основа глаголов. Лексемы третьего лица пишутся без смягчения, а инфинитив с ним. Суффикс ничего не меняет, написание остается таким же.

Если все еще трудно запомнить, то лучше заменить последнюю часть глаголов. То есть вместо суффикса можно использовать слово «себя». Тогда сказуемое будет делиться на две части. Слово «учиться» в этом случае выглядит по-другому — «учить себя». Смягчение в этом глаголе необходимо.

Необходимость смягчения

Определить то, как правильно писать — «учится» или «учиться» легко. Достаточно задать к слову вопрос. Если глагол стоит в неопределенной форме, то есть это инфинитив, то он отвечает на «что сделать?». В этом случае нужно ставить мягкий знак. Постановка буквы зависит именно от того, в какой форме стоит глагол.

Но это правило на самом деле не такое простое, как кажется. Иногда сложно выбрать глагол из всего выражения. Некоторые предложения не содержат подлежащих, поэтому трудно задать вопрос к сказуемым. Необходимо запомнить, что в такой ситуации смягчение не нужно, согласные в этих лексемах остаются твердыми. Это правило лучше выучить, так как исключений из него нет.

Само слово «учиться» имеет несколько глаголов-производных. Они образуются с помощью префиксов и суффиксов. В них также должно быть смягчение. Примеры подобных лексем: учить, научиться, обучаться, подучить, научить, отучиться, изучить и обучать. Все эти слова стоят в неопределенной форме, поэтому в них и необходимо смягчение. К ним также можно задать вопрос «что делать?». Правописание таких конструкций стоит запомнить, чтобы не совершать ошибок.

Какое из этих слов написано правильно?

Оба слова являются причастиями, но при построении предложений, в зависимости от контекста, больше используются как существительные

В составе этих слов необходимо уделить внимание их окончанию, поскольку «ий» и «ей» являются правильным написанием, но меняют род и падеж

Таким образом, обе словоформы обозначают одно и то же действие для мужского либо женского рода. Их можно сравнить с похожими по значению словами, например, трудящийся мужчина помог освоить новую профессию трудящейся женщине. Благодаря этому получится подобрать правильную словоформу, согласно признакам, которые определяют род и падеж.

В каких случаях пишут «учащейся»?

Слово «учащейся» также является правильно написанным.

Очень часто слово путают с мужским родом и вместо правильного написания «учащийся» пишут «учащейся». В этом случае следует быть внимательным и не путать окончания.

Примеры предложений

Приведем несколько предложений, в которых встречается слово «учащейся»:

  1. Учащейся нашего техникума О. Михайловой объявлена благодарность за участие в художественной самодеятельности.
  2. Благодаря грамотным действиям учащейся медицинского колледжа, удалось спасти жизнь человека.
  3. Учащейся нашего лицея может стать любая девушка в возрасте от 16 до 25 лет.
  4. Сколько стоит школьная форма для учащейся в гимназии?
  5. Учащейся педагогического училища были разработаны новые методики обучения детей рисованию.

Примеры использования

Глаголы человек использует при построении практически каждого предложения. Они описывают действия живых объектов и невоодушевленных предметов. А слово «учиться» встречается и в литературной, и в разговорной речи. Его использовали многие писатели в своих работах:

  • Догилева «Тогда, сейчас и кот Сережа»;
  • Сытин «Я живу в полном духовном комфорте»;
  • Виилма «Все начинается с любви»;
  • Вонсович «Туранская магическая академия»;
  • Лихачев «Преодоление времени»;
  • Баскова «Фиалки под снегом»;
  • Дэшнер «Господство мысли»;
  • Рвачева «Как найти свое счастье после развода».

В книге Догилевой глагол встречается в нескольких предложениях. Но самым ярким можно назвать одно: «А человеками были как раз те, кто учиться не желал и не скрывал этого». Сытин также использовал слово в своей книге: «Для достижения жизненного успеха следует учиться правильному распределению усилий в работе над собой».

Встречается глагол и в произведении Виилмы. Предложение из книги автора: «И нам, как и всем, нужно учиться видеть себя со стороны». Ярким примером использования слова может стать фраза из «Туранской магической академии» Вонсовича: «Когда умирала моя мать, она взяла слово с отца, что я буду учиться магии именно в этом месте».

Применил глагол и Лихачев, но писатель немного изменил его. Строчки из книги: «Когда мы учимся ездить на велосипеде, то сперва следуем несложным определенным советам друзей: поворачивать руль в ту сторону, куда падаешь». Еще один вариант использования лексемы встречается в произведении Басковой: «Она хорошо училась в институте, но оставалась одинокой и завидовала подругам».

Есть слово и в книге Дэшнер. Оно появляется в предложении: «Он жил своей жизнью, и все: учишься или работаешь, с нетерпением ждешь, когда можно будет снова лечь в гроб и оставить реальный мир позади». Рвачева вписала глагол в свою книгу: «Учитесь вслушиваться, переспрашивать и всматриваться — учитесь понимать друг друга, не жалея времени и ваших сил, а там и дом устроится, и счастье найдется».

Нельзя придумать собственные правила правописания, чтобы не совершать ошибок. Нужно следовать тем, которые уже имеются. Но лучше учитывать исключительные моменты, проверять орфографию лексем с помощью словарей или дополнительных конструкций.

Знак после шипящих

Некоторые глаголы оканчиваются шипящими звуками. И при их написании тоже возникает сомнение — стоит ли ставить после согласных мягкий знак. Шипящих в русском алфавите всего четыре: ш, щ, ч и ж.

Есть несколько видов глаголов, в конце которых смягчение ставится обязательно:

  • инфинитивы;
  • повелительное наклонение;
  • второе лицо единственного числа.

В учебниках обычно указано, что смягчение всегда есть в инфинитивах. А на самом деле существует еще два типа глагола, где его нужно ставить. Когда слово сочетается с местоимением «ты», смягчение просто необходимо. Это касается и сказуемых, в которых содержится указание на действие.

Сохраняется смягчение и при добавлении суффиксов -те и -ся. Именно поэтому слово «учишся» считается неправильным вариантом. Верное написание всегда содержит смягчение: «режьте», «влюбишься», «съешьте».

Если глагол стоит в первом лице, то после шипящих нужно писать гласный буквы «а», «о», «у», «и» или «е». Но школьники допускают грубые ошибки: «учюсь», «учю». Хотя правильный вариант другой: «ученик», «учащийся», «учу», «учитель».

Какое правило применяется?

«Учишься» – форма 2 л. ед. ч. наст. вр. возвратного глагола «учиться», употребляемого в речевом процессе в значении: получать знания и навыки, полезный опыт; приобретать образование, какую-либо специальность. Безошибочность написания данной глагольной формы определяется указанным выше правилом – «Ь» после шипящих в н. ф. глагола и во 2 л. ед. числа». В нём сказано, что у глаголов в указанных формах написание «ь» после конечной шипящей является обязательным. Глагольная словоформа, которая нас интересует, относится к одному из таких слов. Следовательно, пишем её с «ь» – учишься. Возвратный постфикс на написание знака не влияет. Лексемы «учишся» в словарном запасе русского языка не имеется.

Примеры предложений

Скажи, пожалуйста, мальчик, в каком классе ты сейчас учишься и в какой школе?

То, чему ты учишься в настоящее время, обязательно пригодится тебе в твоей будущей жизни, поэтому старайся.

Возвратные суффиксы

В русском языке есть такое понятие, как возвратные глаголы. Они образуются с помощью соответствующих суффиксов. А также они означают действие, направленное к самому себе. Но есть у них и другие значения:

  • прикосновение к предмету;
  • действие для себя;
  • состояние или эмоции;
  • свойства существ и предметов;
  • действия, направленные друг на друга.

А также они описывают действие по отношению к себе: собираться, укладываться. Необходимы они и для выражения эмоций: радоваться, огорчаться, веселиться. Поведение некоторых животных тоже можно описать такими словами: царапаться, бодаться, кусаться. И отношения с другими людьми выражаются с помощью подобных глаголов: обниматься, ссориться, целоваться.

Если основа слова кончается на согласную букву, то к ней добавляют суффикс -ся: решиться, покрыться. А к гласным звукам присоединяется -сь: забылась, построилось. Окончание может быть разным — ться или тся. Для определения правописания к слову задают вопрос. Если в нем есть мягкий знак, то его пишут и в глаголе. Когда смягчения нет, оно не нужно в конструкции. Примеры для обоих случаев: ложиться, подняться, забавляется, угнетается.

Морфемный состав слова «учишься»

Определим, в какой части сло­ва име­ет­ся орфо­грам­ма. С этой целью раз­бе­рем его по соста­ву. Глагол явля­ет­ся воз­врат­ным, о чём сви­де­тель­ству­ет пост­фикс -ся. Корнем явля­ет­ся часть уч- , кото­рая про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве род­ствен­ных слов:

По нали­чию гла­голь­но­го суф­фик­са -и- , кото­рый нахо­дит­ся перед окон­ча­ни­ем -ть в началь­ной фор­ме гла­го­ла «учить­ся», отне­сем его ко вто­ро­му спря­же­нию. Сначала запи­шем его мор­фем­ный состав:

уч и ть ся — корень/суффикс/окончание/постфикс.

Морфема -ишь в соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва «учишь­ся» явля­ет­ся лич­ным окон­ча­ни­ем, в чём удо­сто­ве­рим­ся, изме­нив гла­гол «учить­ся» по лицам и числам:

  • 1 лицо я уч у́ сь — мы у́ч им ся
  • 2 лицо ты у́ч ишь ся — вы у́ч ите сь
  • 3 лицо он у́ч ит ся — они у́ч ат ся.

В ито­ге ана­ли­зи­ру­е­мая фор­ма гла­го­ла име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

у́ч ишь ся — корень/окончание/постфикс.

Грамматика

Слово «учиться» – непереходный возвратный глагол несовершенного вида 2-го спряжения. Состоит из корня «уч-», суффикса «-и-», глагольного окончания «-ти» и возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Постановка ударения и разделение переносами уч-и́ть-ся. «Непереходный» значит, что учащийся сам учится, сам это делает, а не учит кого-то ещё, действие на переходит на кого-то другого, на ученика (учащегося). «Возвратный» указывает, что действие обращено на себя: знания и навыки приобретает тот, кто учится, а тот, который учит, делится с учениками уже имеющимся у него учебным материалом. «Несовершенный» означает, что действие продолжается, не совершено, не закончено: когда учащийся научится (обучится) тому, что следует, он перестанет быть учеником и далее учиться тому же самому не будет, вот тогда действие (учение) будет совершено и прекратится. Соответствующие глаголы:

Переходный: отсутствует. Был бы возможен, если бы, предположим, ученику на уроке в одно ухо влетало, из другого тут же вылетало, в голове ничего не оставалось (ситуация реальная), но проскочившее сквозь мозги балбеса откладывалось бы грузом знаний у другого человека в ином месте (ситуация фантастическая, пока телепатия не доказана и не освоена на практике).

Совершенные – приставочные: «выучить», «доучить», «заучить», «научить», «обучить», «проучить», и т.п.

Личные формы глагола «учиться» таковы:

(Яучу́сь (наст.)/ учи́лся (прошедш. муж.)/ учи́лась (прош. жен.)/ учи́лся (учи́лась) илиучи́лся (учи́лась) (сослагательн.)/ учи́ться. (повелительн.).

(Мы) у́чимся (наст.)/ учи́лись (прошедш.)/ учи́лись или учи́лись (сослагательн.)/ учи́ться (повелительн.).

  • (Ты) у́чишься (наст.)/ учи́лся (прошедш. муж.)/ учи́лась (прош. жен.)/ учи́лся (учи́лась) илиучи́лся (учи́лась) (сослагательн.)/ учи́сь/ учи́ться (повелительн.).
  • (Вы) у́читесь (наст.)/ учи́лись (прошедш.)/ учи́лисьилиучи́лись (сослагательн.)/ учи́тесь/ учи́ться (повелительн.).
  • (Он) у́чится (наст.)/ учи́лся (прошедш.)/ учи́лсяилиучи́лся (сослагательн.)/ у́чится (повелительн.).
  • (Она) у́чится (наст.)/ учи́лась (прошедш.)/ учи́ласьилиучи́лась (сослагательн.)/ у́чится (повелительн.).
  • (Оно) у́чится (наст.)/ учи́лось (прошедш.)/ учи́лосьилиучи́лось (сослагательн.)/ у́чится (повелительн.).

(Они) у́чатся (наст.)/ учи́лись (прошедш.)/ учи́лисьилиучи́лись (сослагательн.)/ у́чатся (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени уча́щийся; прошедшего учи́вшийся. Деепричастие настоящего времени уча́сь; прошедшего времени учи́вшись. Будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола «быть» в будущем времени, который и спрягается соответственно, а «учиться» остаётся в инфинитиве (безличной, неопределённой форме): буду/будем/будешь/будете/будет/будут… учи́ться.

Склонение существительного «обучение»

Существительное «обуч е́ ние» (неод.)

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный Кто? Что? обуч е́ ние обуч е́ ния
Родительный Кого? Чего? обуч е́ ния обуч е́ ний
Дательный Кому? Чему? обуч е́ нию обуч е́ ниям
Винительный (неод.) Кого? Что? обуч е́ ние обуч е́ ния
Творительный Кем? Чем? обуч е́ нием обуч е́ ниями
Предложный О ком? О чём? обуч е́ нии обуч е́ ниях

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: дебет — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «обучение&raquo

Несмотря на языковые сложности, мой первый год обучения прошёл достаточно хорошо, а в 1889 году я окончил училище с отличием.

Цитаты из русской классики со словом «обучение»

B-4-x, конгресс осудил обучение в училищах в виде физических упражнений — военным приемам и предложил заменить военные роты, ныне существующие, спасательными ротами. Конгресс далее выразил желание внушить экзаменационным комиссиям, имеющим обязанность формулировать вопросы ученикам, необходимость направлять умы учеников к принципам мира.

ОБУЧЕ́НИЕ , -я, ср. Действие по знач. глаг. обучить—обучать и обучиться—обучаться. Обучение грамоте. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «обучение&raquo

Мне бы хотелось… чтобы Вы, кроме обучения детей церковнославянскому языку, обратили внимание и на русскую грамоту, тем больше, что русских книг и учебников гораздо больше под руками и они гораздо разнообразнее, да и, кроме того, крестьянину не мешает знать и то и другое…

Дополнительно

Предложения со словом «обучение&raquo

Несмотря на языковые сложности, мой первый год обучения прошёл достаточно хорошо, а в 1889 году я окончил училище с отличием.

Здорово, когда и дальнейший процесс обучения ребёнок проходит со своим собственным интересом – личной мотивацией.

Аудитору, имеющему квалификационный аттестат, необходимо в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Этимология слова

Большую часть жизни человек посвящает учебе. Сначала он получает знания дома и в школе, высшем учебном заведении. А потом приобретает новый опыт на работе и в различных жизненных ситуациях. Но далеко не каждый знает, откуда произошло слово «учеба» или «учиться».

Точное время его появления в русском языке неизвестно. Но оно описано в этимологическом словаре Фасмера. В нем указано, что слово «учить» образовалось от двух древнерусских лексем «учити» и «укъ». Их лексическое значение — «учение». Из этого становится понятно, что у слова славянское происхождение.

Учиться можно самостоятельно, получать знания и опыт в специальных учреждениях — школах, колледжах, университетах, а также на курсах или занятиях с репетитором. У слова есть несколько синонимов: перенимать, тренироваться, совершенствоваться, зубрить, штудировать, осваивать, готовиться. Все эти лексемы можно использовать для того, чтобы описать, что значит учиться.

Правила

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Грамматический портал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: