Значение
Глагол «смочь» и его словоформы в русском языке имеют всего три значения:
- Быть или прийти в состояние для свершения чего-либо; оказаться в соответствующих условиях: «Вы сможете приехать ко мне после работы?»; «Давай-ка застеклим балкон металлопластиком. Тогда я смогу мастерить что-нибудь полезное и зимой». Частичные синонимы «суметь», «наладиться».
- Решиться на некое дело или предприятие (как правило, взвесив все обстоятельства): «Да, пожалуй, мы смогли бы раскошелиться на капитальное остекление балкона». Синоним «осилить».
- Довести до успешного конца начатое (как правило, невзирая на препоны): «Мама, смотри, я сегодня смог сам поделать все уроки!»; «Смоги подтягиваться пять раз на турнике – сможешь делать и подъём переворотом». Синоним «суметь»; частичные «довершить», «осилить».
Предложения со словом
- Сможете сделать отчёт за второй квартал к концу недели?
- Не переживайте, вы сможете ходить на работу и одновременно учиться на курсах повышения квалификации.
- Мы верим, вы сможете одержать победу в международном конкурсе.
Рассматриваемый глагол утверждает какое-либо действие. Антонимом станет слово с частицей: не сможете. Отрицательная частица всегда пишется отдельно, за исключением глагольных форм, которые теряют значение без не: ненавидеть, невзлюбить и приставкой недо-: недоделать, недоедать.
Не у всех глаголов проверяют написание окончания через поиск инфинитива с последующим выяснением спряжения. В исключительных случаях правописание гласных на конце определяют по форме исходного слова в множественном числе, третьем лице.
О временах и спряжениях
Кирилл и Мефодий, как известно, разработали первославянскую грамматику на основе латинской. Латиняне же свою основали на древнегреческой. В те времена то и другое было более чем оправдано: славянский язык тогда был малоразвит, а греки первыми создали общедоступный литературный язык – койнэ – на котором можно было выражать тончайшие оттенки человеческой мысли; свидетельства тому достижения греческой науки и литературы. Шумерскому опыту («Сказание о Гильгамеше») не повезло – он по ряду объективных причин канул в лету, а колоссальные творения индийцев и китайцев долгое время оставались фактически в культурной изоляции, т.к. их создатели не рассчитывали на аудиторию с совершенно иным образом мыслей. Греки же придумали грамматику, изначально приспособленную к внятному общению представителей различных социокультурных групп – к тому времени единая ойкумена уже сложилась.
Однако разработка оптимальной флексии – очень трудная штука. Если её мало, мысли плохо выражаются. Если слишком много – язык становится сложным, тяжёлым, учить его трудно. Поэтому койнэ, латынь и непосредственно происходящие от них современные европейские языки ещё не вполне флективны: в них были и есть вспомогательные слова для указания, к примеру, родов, обобщённых количеств (одно, несколько, много), категорий времени (давнопрошедшее, прошедшее, завершающееся, только что завершившееся, совершающееся, вот-вот совершащееся, которое совершится), и отношений модальности (возможности, обязанности, долженствования: «можешь, если хочешь», «давай, разрешаю», «должен, делай, и нечего тут»). Подобный способ изъяснения достаточно удобен и потому дожил до наших дней.
Судьба древнерусского языка оказалась особенной: он и задолго до монгольского нашествия сильнейшим образом взаимодействовал с тюркскими языками. А в них словообразование происходит принципиально иным способом – агглютинативным, «склеиванием» корней и частиц, имеющих каждая своё собственное значение, причём значение «склеенного» слова получается другое. К примеру, «кара» это чёрный, «ак» белый, а «су» – текущая вода, струя. Но «карасу» означает мутную речку или ручей; «аксу» – чистую, прозрачную.
Агглютинация как способ выражения мыслей в целом гораздо менее удобна, чем флексия, но общение с тюркоязычными народами дало русичам опыт работы с частицами и окончаниями, который Западу, как говорится, и не снился, расширило «ассортимент предлогов» и позволило кардинально усовершенствовать, так сказать, технологию словосборки. Артикли, модальные глаголы и пр. «лишние слова» (по выражению Бернарда Шоу) стали не нужны – великорусский язык стал чисто флективным, по гибкости (в т.ч. и по восприимчивости иностранных слов) не имеющим себе равных.
Однако на этом русский язык надолго впал в летаргию: давление на Русь и с Востока, и с Запада было отнюдь не только и не столько культурным. «Заснули» вместе со строем языка и устаревшие словоформы, оставшиеся от «латиноподобной» грамматики. Немало поспособствовали этому и церковники – статус грамотного священнослужителя в те очень «нескучные» времена обеспечивал личную безопасность и благосостояние, которых подчас не имели и владетельные особы, так что клир, храня монополию на грамотность, всячески препятствовал упрощению письменной речи.
Первым, кто, образно говоря, растолкал русский язык под микитки, был Пётр Великий. А внезадолге М. В. Ломоносов уже вполне по-научному оптимизировал его грамматику, повыкидывав лишнее, ничего не говорящее, или дублирующее более понятное. После того было ещё несколько реформ языка, но и современная русская грамматика в основе своей ломоносовская. Глаголы изолирующего спряжения в ней остались неспроста: они доказали свою жизнеспособность, т.е. сказать/написать то же самое, насильно вгоняясь в некие формальные рамки, будет сложнее и смутнее.
Что же касается выразительности, то в ней «греко-латинические» языки и русский фактически равны. Там – Гомер с Еврипидом, Шекспир и Байрон; здесь – Пушкин и Лев Толстой. Но способы выражения там и там всё-таки различны. Попытки «переломать» строй языка под иной умаляют его выразительность, и обращение к изжившим себя способам словообразования, равно как отказ от действительных в живом языке это, самое меньшее, весьма и весьма неумный подход к решению лингвистических вопросов.
Как правильно пишется слово «подъехать»
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: тауэр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «подъехать»
Человек стоял к ним спиной и, казалось, внимательно рассматривал здание. Но, как только машина подъехала ближе, он обернулся и лениво поднял руку.
Цитаты из русской классики со словом «подъехать»
У подъезда гостиницы стояло две тройки. Дуняшу усаживал в сани седоусый военный, толпилось еще человек пять солидных людей. Подъехала на сером рысаке Марина. Подождав, когда тройки уехали, Самгин тоже решил ехать на вокзал, кстати и позавтракать там.
Значение слова «подъехать»
ПОДЪЕ́ХАТЬ , –е́ду, –е́дешь; сов. (несов. подъезжать). 1. Приблизиться, передвигаясь на чем-л. (на лошади, на автомобиле и т. п.). (Малый академический словарь, МАС)
Дополнительно
Значение слова «подъехать»
ПОДЪЕ́ХАТЬ , –е́ду, –е́дешь; сов. (несов. подъезжать). 1. Приблизиться, передвигаясь на чем-л. (на лошади, на автомобиле и т. п.).
Предложения со словом «подъехать»
Человек стоял к ним спиной и, казалось, внимательно рассматривал здание. Но, как только машина подъехала ближе, он обернулся и лениво поднял руку.
Из-за перегородивших дорогу тяжёлых машин и кранов они не могли подъехать ближе.
– А что, он не мог подъехать поближе, чтобы не заставлять вас тащиться на общественном транспорте?
Морфология
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Грамматика
Итак, слова «сможете» и «сможешь» суть личные формы древнего глагола совершенного вида изолированного спряжения смочь, состоящего из приставки «с-» и корня «-мочь». Соответствующий глагол несовершенного вида «мочь». Напомним, глаголы совершенного вида обозначают действие уже совершённое или совершающееся, результат которого очевиден. И обратно – глаголы несовершенного вида значат, что действие или предстоит совершить, или же его результат неоднозначен. Оба глагола «мочь» и «смочь» непереходные, т.е. действие происходит с субъектом высказывания, с тем, кто действует, а не производится тем же субъектом над чем-то или кем-то.
Личные формы глагола «смочь» таковы:
(Я) смогу́ (будущ.)/ смо́г (прошедш. муж.)/ смогла́ (прош. жен.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ (Я/мы) смо́чьили (Мне/вам) смо́чь (повелительн.).
(Мы) смо́жем (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́ или смогли́ (сослагательн.)/ смо́чьили (Мне/нам) смо́чь /смо́жем / смо́жем; смо́жемте (повелительн.).
- (Ты) смо́жешь (будущ.)/ смо́г (смогла́) (прошедш.)/ смо́г (смогла́) илисмо́г (смогла́) (сослагательн.)/ смо́чь; смоги́ (повелительн., устаревшая форма).
- (Вы) смо́жете (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́чь (повелительн.); смоги́те (повелительн., устаревшая форма).
- (Он) смо́жет (будущ.)/ смо́г (прошедш.)/ смо́гилисмо́г (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Она) смо́жет (будущ.)/ смогла́ (прошедш.)/ смогла́илисмогла́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
- (Оно) смо́жет (будущ.)/ смогло́ (прошедш.)/ смогло́илисмогло́ (сослагательн.)/ смо́жет (повелительн.).
(Они) смо́гут (будущ.)/ смогли́ (прошедш.)/ смогли́илисмогли́ (сослагательн.)/ смо́гут (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени смо́гший. Деепричастие прошедшего времени смо́гши.
Разделение переносами: смо-гу́; смо-гла́; смог-ла́; смо́-жем; смо́ж-ем; смо-гли́; смог-ли́; смо-ги́; смо́-жете; смо́ж-ете; смо́же-те; смо-ги́те; смоги́-те; смо́-жемте; смо́ж-емте; смо́же-мте; смо́жем-те; смо́-жешь; смо́ж-ешь; смо-ги́те; смог-и́те; смоги́-те; смо́-жет; смо́ж-ет; смо-гло́; смог-ло́; смо́-гут; смо́г-ут.
Спряжение глагола
Безударная гласная, приводящая к сомнениям в написании, располагается в окончании лексемы. Её нельзя проверить, поставив звук в ударную позицию. Для проверки буквы нужно воспользоваться грамматической категорией: спряжением.
По грамматическому правилу, чтобы определить спряжение глагола, необходимо найти его начальную форму. Так как лексема совершенного вида, для поиска инфинитива задают вопрос «Что сделать?» Ответ смочь и будет найденной неопределённой формой.
Но в условиях, по которым делятся глаголы на два типа спряжения, ничего не говорится о нулевом окончании. Значит, это правило в данном случае не работает. Определяют окончание по форме лексемы в третьем лице множественного числа. Используя местоимение они, к слову задают вопрос «Что сделают?» и получают ответ: смогут.
Окончания –ут, -ют, -ете, -ешь, -ем характерны для глаголов первого спряжения. Для удобства рядом ставим местоимение вы, делаем вывод: вы сможете – первый тип спряжения.