Как правильно пишется
Для начала давайте определим принадлежность части речи, чтобы точно понимать, что перед нами именно наречие. Это очень просто, например: «Идет сильный снег и я никуда не хочу идти» – не пойду куда? Никуда. Таким образом, перед нами слово, которое напрямую зависит от сказуемого глагола, отвечает на вопрос об обстоятельстве дел, а не о конкретном месте или явлении – это отрицательное местоименное наречие. Еще пару предложений на закрепление:
- Никуда мне не надо спешить завтра – буду отдыхать. Опять же нет привязки к чему-либо.
- Я никуда не пойду в такую метель.
Такие отрицательные словоформы образуют единое слово – это надо просто заучить и все будет намного легче в правописании.
Раздельное употребление частицы тоже является вариантом нормы, например:
- Я никак не могла вспомнить ни куда положила ключи, ни зачем я вообще их брала с собой.
- Вернувшись на работу и начав поиски Лиза не знала ни куда она положила зонт, но мокнуть под дождем не хотелось.
В такой ситуации мы знакомимся со сложноподчинённым предложением, где «ни» выступает связным союзом с местоимением «куда», а не составляющей конструкцией и приставкой слова.
Если же отталкиваться от грамматики и правописания, то вариант «никуда» или «некуда» тоже встречаются повсеместно, а какой же выбрать? Давайте рассмотрим оба варианта:
- Не куда не хочу идти.
- Никуда не хочу идти.
Чтобы понять, где верный, поставить ударение
- Никуда́ не хочу идти.
- Не́куда идти.
Безударная приставка «ни-» пишется в составе отрицательного наречия, а «некуда» с ударной приставкой «не-» является не противопоставлением, а утверждением.
Как неправильно писать
Обратим внимание на наиболее распространенные ошибки при отображении:
- Не куда не хочу сегодня, устал я.
- Ни куда не успею, опять попала в пробку.
разбирать
Разбирать крышу. | Разбирать декорации. |
Соседи разобрали печь.
Разбирать лопаты. | Солдаты разбирали ружья. |
Люди быстро разобрали тарелки с супом.
Разбирать письма. | Они принялись разбирать папки в офисе.
В последние дни журнал охотно разбирают. |
Утренние газеты мгновенно разобрали.
Бежать, не разбирая дороги.
Разбирать текст, слово. | Разбирать чьё-либо имя по буквам.
Мужчина, стоящий на чердаке у окна, слышит только смех женщины, но не разбирает её слов.
Прогульщиков разбирали на собраниях трудового коллектива. |
На суде его разобрали по косточкам.
Страх, злость. любопытство, нетерпение разбирает кого-либо.
От этого пива меня сильно разобрало.
Смотреть что такое «разбирать» в других словарях:
РАЗБИРАТЬ — РАЗБИРАТЬ, разобрать, разбирывать что, разнимать по частям, разлагать, делить на составные части. Разобрал часы, а собрать не умеет! Сруб по бревну разобрали. Печь надо разобрать и скласть, сложить снова. | Рассмотреть и разместить по качеству… … Толковый словарь Даля
РАЗБИРАТЬ — РАЗБИРАТЬ, разбираю, разбираешь, несовер. 1. несовер. к разобрать. 2. Быть разборчивым, относиться с разбором, подробно рассматривать (разг.). Разбирать некогда, надо действовать. Брать не разбирая. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
РАЗБИРАТЬ — РАЗБИРАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. см. разобрать. 2. кого (что). Выбирая, разборчиво, подробно рассматривать. Брать всё, не разбирая. 3. кого (что). Критически обсуждать (чьё н. поведение, проступки) (разг.). Р. кого н. на собрании. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
разбирать — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN rig out … Справочник технического переводчика
разбирать — разбирает любопытство • действие, субъект разбирает смех • действие, субъект разбирать слова • знание, понимание разобрать дело • анализ разобрать слова • знание, понимание смех разбирает • действие, субъект … Глагольной сочетаемости непредметных имён
разбирать — РАЗБИРАТЬ1, несов. (сов. разобрать), что и с прид. изъясн. Воспринимать (воспринять) что л. различными внешними чувствами (слухом, зрением, обонянием) с целью различить, распознать, уяснить что л.; Син.: читать [impf. (in this sense) to… … Большой толковый словарь русских глаголов
Разбирать — I несов. перех. 1. Разъединять, разлагать, разнимая на части. 2. Разрушать какое либо сооружение, разнимая на части. 3. Разъединяя, рассыпая типографские знаки, уничтожать (набранный текст). 4. разг. Брать по одному или по частям. отт. перен.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Разбирать — I несов. перех. 1. Разъединять, разлагать, разнимая на части. 2. Разрушать какое либо сооружение, разнимая на части. 3. Разъединяя, рассыпая типографские знаки, уничтожать (набранный текст). 4. разг. Брать по одному или по частям. отт. перен.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
разбирать — разбир ать, аю, ает … Русский орфографический словарь
Какое правило
Выбор между «бир» и «бер» – проблема, которая не выросла на ровном месте. Это – корни слов, и они чередуются: где-то нужен «бир», где-то – «бер». От чего же это зависит, спросите вы? Всё просто. Наше слово относится к глаголам. Суффикс сразу после корня – гласная «а». Правило утверждает, что только при таком суффиксе глагольную форму следует писать с корнем «бир». Если бы гласной была «у», «е» или другая, допускался бы только «бер». «Разбирать», но «разберите», «разберусь». Этот принцип действует всегда.
Примеры предложений
Усвойте прочитанное с помощью образцов:
- Я все выходные буду разбирать проблемную дисциплину, так что увидимся уже на следующей неделе.
- Не оставалось иного выхода: нужно было открывать капот и разбирать двигатель машины.
- Они дожидаются, пока народ не начнёт активно разбирать их продукцию.
Правильное написание слова «разбирать»
Слово «разбирать» пишется без дефиса. Оно образовано от глагола «бирать» и имеет приставку «раз-«, которая придает ему значение «открыть или изучить что-либо внимательно, детально».
Слово «разбирать» является однокоренным со словами «разбор» и «разборка». Оно может использоваться в различных контекстах, как в значении физического разбора или разделения предметов, так и в значение анализа или изучения чего-либо.
Примеры использования слова «разбирать» в предложениях:
- Разбери эту конструкцию и посмотри, как она устроена.
- Нам необходимо разобрать данный вопрос на заседании.
- Не стоит разбирать мелочи, сконцентрируйся на главном.
Обратите внимание, что слово «разбирать» имеет несколько форм, включая причастие «разбирающий» и деепричастие «разбирая». Правильное использование этих форм в тексте поможет сделать его грамматически верным и структурированным
Итак, до этого момента статьи вы научились правильно писать слово «разбирать». Запомните, что оно пишется без дефиса и может использоваться в различных контекстах для обозначения анализа, изучения или физического разделения предметов.
Примеры предложений со словом «разбирать»
Сегодня и завтра я еще буду разбирать мешки вместе с тобой, но послезавтра, что останется, тебе придется разбирать в одиночку.
Мастер осенних листьев, Андрей Кокоулин
Она представила себе, как коллеги будут разбирать и обсмеивать ее текст – точно так же, как она разбирала и обсмеивала тексты начинающих сценаристов.
Третье лицо, Денис Драгунский, 2021г.
И ежели вы спервоначалу разбирать будете: тот нехорош да этот нехорош, так что же это будет?
Евангелие от Фомы, Иван Наживин, 1933г.
Так и в этом случае я стал страстно разбирать саму пьесу, указывая, какие оттенки, какое понимание характера внесла в нее Адель.
Возлюбленная фаворита, Евгений Маурин, 1899г.
я не заботился разбирать : я мало в этом знаю толку;
Саломея, или Приключения, почерпнутые из моря житейского, Александр Вельтман, 1848г.
Напишите слово боту и он мгновенно сделает морфологический разбор слова @morphology_analysis_bot
Этимология слова «разбирать»
Основу этого слова можно найти в древнерусском глаголе «разбирати», который имел значение «разъяснять, объяснять, рассуждать». Этот глагол был образован от приставки «раз-» и основы «бирати».
Приставка «раз-» в данном случае имеет значение «разделения, разделения на части» или «внимательноти к чему-л., тщательного изучения».
Основа «бирати» образована от древнерусского глагола «брать», который имел значение «взять, взять в руки, взять в оборот». Таким образом, «бирати» означало «брать в руки, изучать, обследовать».
Таким образом, слово «разбирать» и его производные формы в современном русском языке сохраняют свое первоначальное значение «изучать, анализировать, рассматривать внимательно». Оно также может использоваться в контексте разъяснения, объяснения или рассуждений. Этимология этого слова позволяет нам лучше понять его смысл и использование в настоящее время.
Правило
Мягкий знак в конце
Начнем с мягкого знака:
в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.
Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь
Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.
Шаг 1. Определяем, куда падает ударение
Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.
- Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
- Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.
Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).
После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.
Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов
Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.
Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:
стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.
Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:
носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ
Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):
хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ
бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ
чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ
есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят
дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут
Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…
Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно
Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».
Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.
К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.
К глаголам второго спряжения относятся:
- все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
- 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
- 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.
Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).
Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.
стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.
Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.
разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.
Происхождение слова
Чтобы узнать, как правильно писать слово «съемка», необходимо определить, как именно оно образовалось. Однако для этого нужно взять предложение, в котором точно видно, какой частью речи является конструкция и какую роль выполняет. Ведь чтобы безошибочно определить корень и приставку, необходимо знать способ образования конструкции. Вот небольшое предложение: «Съемка велась с помощью профессионального фотоаппарата, чтобы точно передать все красоту окружающей местности».
Пожалуй, 95% людей скажет, что в слове пишется разделительный твердый знак, поскольку он стоит после приставки «с». Но так ли это на самом деле? Чтобы узнать наверняка, необходимо провести разбор предложения по составу и определить, в роли какой части речи она выступает. Достаточно будет просто найти главные члены, как становится понятно, что «съемка» является подлежащим, выраженным существительным в именительном падеже.
Однако все не так просто. Все дело в способе образования существительного «съемка». Если призадуматься, то оно произошло от глагола «снимать» или «снять». «Съемка» — профессиональный термин, который говорит о действиях, выполняемыми фотографом или оператором, который ведет фоторепортаж. По своей структуре это существительное очень схоже со следующими: «приемник», «проверка», «отправка». Все они произошли от тех или иных глаголов и также являются профессиональными терминами.
Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойстваправить
наст. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | разбира́ю | разбира́лразбира́ла | — |
Ты | разбира́ешь | разбира́лразбира́ла | разбира́й |
ОнОнаОно | разбира́ет | разбира́лразбира́ларазбира́ло | — |
Мы | разбира́ем | разбира́ли | — |
Вы | разбира́ете | разбира́ли | разбира́йте |
Они | разбира́ют | разбира́ли | — |
Пр. действ. наст. | разбира́ющий | ||
Пр. действ. прош. | разбира́вший | ||
Деепр. наст. | разбира́я | ||
Деепр. прош. | разбира́в, разбира́вши | ||
Пр. страд. наст. | разбира́емый | ||
Пр. страд. прош. | — | ||
Будущее | буду/будешь… разбира́ть |
раз—би—ра́ть
Глагол, несовершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — разобрать.
Приставка: раз-; корень: -бир-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть .
Семантические свойстваправить
Значениеправить
Общее прототипическое значение — разъединять части какого-либо объекта.
- разъединять части объекта, разнимать его ◆ На занятии солдаты учились быстро разбирать и собирать автомат.
- беря по одному, изымать множество каких-либо объектов ◆ Эти книги завозят в магазин часто, но покупатели их быстро разбирают.
- приводить в порядок, аккуратно складывать, распределять ◆ Я долго буду разбирать накопившийся завал.
- перен. подробно изучать, рассматривать что-либо ◆ На уроке мы разбирали примеры склонений.
- воспринимая, распознавать, различать ◆ Я смутно разбираю в шуме знакомые голоса.
- придирчиво выбирать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- перен., только 3-е л. охватывать, заполнять, волновать ◆ Его разбирает любопытство.
Синонимыправить
- разнимать, разъединять
- растаскивать, расхватывать
- упорядочивать, приводить в порядок
- рассматривать, анализировать,
- распознавать, различать, выделять
Гипонимыправить
- демонтировать
Родственные словаправить
Ближайшее родство | |
|
Этимологияправить
Образовано из раз- + брать, от праслав. *bьrati, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. берѫ, бьрати, русск. беру, брать, укр. беру́, бра́ти, болг. бера́, сербохорв. бе̏ре̑м, бра̏ти, словенск. bérem, bráti, чешск. beru, brát, польск. biorę, brać, в.-луж. bjeru, brać, н.-луж. bjeru, braś; восходит к праиндоевр. *bhere- «нести». Древнее знач. сохранилось в слове бере́мя. Исконнородственны др.-инд. bhárati, bíbharti, bibhárti «несёт, приносит, ведёт, отнимает», авест. baraiti «несёт», греч. φέρω «несу», арм. բերեմ (berem) — то же, алб. bie «веду, приношу», лат. fero «несу», готск. 𐌱𐌰𐌹𐍂𐌰 (baíra) «несу», ирл. biru «несу» (в соединении с to- «приношу, даю»). Возм., сюда же лит. beriù, bėriaũ, ber̃ti «сыпать», латышск. beŕu, bẽrt «сыпать». Другая ступень чередования представлена в др.-инд. bhṛtíṣ «несение, содержание, вознаграждение», лат. fors «случай», ирл. brith «рождение», готск. 𐌱𐌰𐌿𐍂𐌸𐌴𐌹 (baurþei), нем. Bürde «ноша», Geburt «рождение»; ст.-слав. бьранъ, прич. прош. страд.; др.-инд. bibhrāṇas и др. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
расхватывать, раскупать | |
Правила правописания разделительных знаков
Чтобы понять, как правильно пишется слово «съемка», рекомендуется вспомнить правило написания разделительных твердых и мягких знаков в словах. Ведь если ученик не будет знать, почему в данном случае ставится та или иная буква, то он неизбежно совершит кучу ошибок и в будущем.
Правило гласит:
- Разделительный мягкий знак пишется в корне перед согласными «е», «ё», «я» и «ю». Также особенностью его употребления является тот факт, что он как бы разделяет собой слово на две части: мышьяк — так и хочется поставить между «мышь» и «як» пробел. Также разделительный мягкий знак принято использовать в словах, имеющих иноязычное происхождение: почтальон, бульон, батальон и так далее. Хоть он и стоит перед гласной «о», но все-таки писать необходимо «ь». Не стоит забывать о притяжательных прилагательных, в которых имеется буква «и», например: птичьи.
- Разделительный твердый знак, как правило, пишется в тех случаях, если находится между приставкой и корнем. При этом префикс должен оканчиваться на согласный звук, а корень начинаться на гласную «я», «ю», «е» или «ё»: подъезд, съедобный, предъявить и так далее. Также особого внимания заслуживают сложные слова, в которых первый корень состоит из слов «двух», «трех» или «четырех». Например: двухъярусная. Не стоит забывать о словах иноязычного происхождения, правописание которых следует запомнить: Хэнтъен (китайский город) или Ювястъярви (озеро в Финляндии).
Обычно объяснение правил на этом заканчивается в большинстве средних учебных заведений. Однако есть еще один нюанс, о котором говорить не принято. Так называемые трудные случаи, в которых по всем правилам должен писаться мягкий знак, но пишется твердый. Вот несколько примеров таких конструкций в предложениях:
- Изъян моего перевода заключался в том, что я не мог подобрать нормального синонима, который бы не содержал в себе дополнительное значение;
- Инструментальная съемка позволяет перенести изображение местности или автомобиля на экран компьютера с помощью фотографии;
- Подобрать проверочное слово к конструкции «адъютант» попросту невозможно — его необходимо написать с твердым знаком.
Как правильно пишется?
Правильное написание отдельных лексем подробно описано в орфографическом словаре. В некоторых ситуациях нужно срочно вспомнить корректную форму передачи лексемы: убережет как пишется, себя поберечь как пишется? В случае возникновения сомнений необходимо обращаться к нормам.
Несмотря на отсутствие во время произношения Ь в конце слова, он сохраняется на письме. Правильно употреблять в письменной речи формы: беречь, бережёшь, поберечь.
Часто возникают споры по поводу написания глагола: бережёт или бережот. Во время произношения отчетливо слышно гласную О, но как пишется слово в соответствии с нормами русского языка? Правило гласит единый допустимый вариант: правильно писать бережет, убережем.
Как правильно пишется слово «разобрать»
разобра́ть(ся)
разобра́ть(ся), разберу́(сь), разберёт(ся); прош. -а́л(ся), -ала́(сь), -а́ло, -а́ло́сь
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова узкоколейка (существительное):
Предложения со словом «разобрать»
- Манеж был громадный с очень сильным резонансом, и случалось, что, находясь в конце колонны, я не мог разобрать слова команды.
- — Невнятная речь, слушающий не может разобрать слова говорящего, часто слышатся совсем другие слова, в связи с чем возникает путаница.
- Несколько секунд он разглядывает изодранную в клочья заметку, пытаясь разобрать слова.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словом «разобрать»
- Вон, видишь, Петр Аксеныч собирает! // Кладите в кучу, после разберут.
- Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.
- — Пятна, новые пятна! — разобрал я наконец.
- (все цитаты из русской классики)
Значение слова «разобрать»
РАЗОБРА́ТЬ, разберу́, разберёшь; прош. разобра́л, -ла́, -ло; прич. страд. прош. разо́бранный, -бран, -а, -о; сов., перех. (несов. разбирать). 1. Взять всё по частям, по одному (о многих, нескольких). (Малый академический словарь, МАС) Все значения слова РАЗОБРАТЬ
Афоризмы русских писателей со словом «разобрать»
- Как ни живи, все грешно! И так грешно, и вот этак грешно Сказал — грешно, промолчал — грешно, сделал — грешно, и не сделал — грешно. Разве тут разберешь?
- Наш опыт разберет —
И что такое в жизни яд
И что такое мед.
- Высокое и смешное, самое высокое и самое смешное часто бывают переплетены, так что не разобрать, где начинается одно и кончается другое.
- (все афоризмы русских писателей)
РАЗОБРА́ТЬ, разберу́, разберёшь; прош. разобра́л, -ла́, -ло; прич. страд. прош. разо́бранный, -бран, -а, -о; сов., перех. (несов. разбирать). 1. Взять всё по частям, по одному (о многих, нескольких).
Все значения слова «разобрать»
-
Манеж был громадный с очень сильным резонансом, и случалось, что, находясь в конце колонны, я не мог разобрать слова команды.
-
— Невнятная речь, слушающий не может разобрать слова говорящего, часто слышатся совсем другие слова, в связи с чем возникает путаница.
-
Несколько секунд он разглядывает изодранную в клочья заметку, пытаясь разобрать слова.
- (все предложения)
- разбирать
- вывести
- различить
- разглядеть
- увидеть
- (ещё синонимы…)
- неразбериха
- (ещё ассоциации…)
«Разбирать» (глагол)
Значение слова «разбирать» по словарю С. И. Ожегова
- См. разобрать
- Выбирая, разборчиво, подробно рассматривать
- Критически обсуждать (чье-нибудь поведение, проступки)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: разбирать — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный/непереходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?разбиралЧто делаю?разбираюЧто буду делать?буду разбирать | Что делал?разбиралЧто делаешь?разбираешьЧто будешь делать?будешь разбирать | Что делал?разбиралЧто делает?разбираетЧто будет делать?будет разбирать |
Женский род (ед. число) | Что делала?разбиралаЧто делаю?разбираюЧто буду делать?буду разбирать | Что делала?разбиралаЧто делаешь?разбираешьЧто будешь делать?будешь разбирать | Что делала?разбиралаЧто делает?разбираетЧто будет делать?будет разбирать |
Средний род (ед. число) | Что делало?разбиралоЧто делаю?разбираюЧто буду делать?буду разбирать | Что делало?разбиралоЧто делаешь?разбираешьЧто будешь делать?будешь разбирать | Что делало?разбиралоЧто делает?разбираетЧто будет делать?будет разбирать |
Множественное число | Что делали?разбиралиЧто делаем?разбираемЧто будем делать?будем разбирать | Что делали?разбиралиЧто делаете?разбираетеЧто будете делать?будете разбирать | Что делали?разбиралиЧто делают?разбираютЧто будут делать?будут разбирать |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Разница между словами «разбирать» и «разобрать»
Слово «разбирать» означает анализировать, изучать, рассматривать что-то подробно или детально. Это действие может быть как физическим, например, «разбирать механизм», так и интеллектуальным, например, «разбирать проблему».
Примеры использования слова «разбирать»:
- Он разбирает сложное уравнение на простые составляющие.
- Мы разбираем механизм и пытаемся понять, как он работает.
- Преподаватель разбирает ошибки и объясняет, как правильно решить задачу.
Слово «разобрать» означает дословно «снять оболочку». Это слово часто используется в значении «разобрать что-то на составные части» или «разобрать что-то для понимания его принципов работы». Также оно может означать «услышать, разобрать смысл сказанного» или «вникнуть в суть чего-то».
Примеры использования слова «разобрать»:
- Мастер разобрал сломанный компьютер, чтобы найти и исправить поломку.
- Он разобрал сложную теорию и теперь можем приступать к практике.
- Студенты разобрали представленный текст и обсудили его содержание.
Таким образом, разница между словами «разбирать» и «разобрать» заключается в том, что «разбирать» относится больше к анализу и изучению деталей, а «разобрать» выражает действие разделения и понимания составляющих частей. Однако в некоторых случаях эти слова могут быть использованы взаимозаменяемо в контексте анализа или изучения чего-либо.