Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1. если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-ящика,
2. если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу.
3. Дефис ставим после пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Видео:Правописание сложных имен существительных.Слитное и дефисное написание существительных с пол-(полу-)Скачать
Слова, начинающиеся с ПОЛ- и ПОЛУ-
Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-
Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.
Запомните примеры и объяснения:
ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.
ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.
ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.
ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.
ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.
Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга. Вот шествие по улице идет, и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)
Вот шествие по улице идет, и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)
Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)
Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)
Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)
Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)
Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.
…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести – шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)
Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)
В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)
Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)
Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)
Из-под таинственной, холодной полу_маски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта, Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)
Теперь один старик седой, Развалин страж полу_живой , Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)
А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)
Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).
Правила написания составных слов
Правила написания составных слов в русском языке не всегда просты и могут вызывать трудности
Но соблюдение этих правил важно для правильного понимания и использования слов
При написании составных слов нужно обратить внимание на следующие правила:
- Некоторые составные слова записываются через дефис. Например, «мини-коттедж», «электро-велосипед». Дефис необходим, когда сочетание слов может привести к неправильному прочтению или неоднозначности.
- Иностранные слова, в которых составные части не могут быть отделены, пишутся слитно. Например, «паспортоскоп» или «саксофонист».
- Комбинирование приставок и корневых слов обычно происходит без дефиса. Например, «межгородской», «подземный».
- Существительное и существительное соединяются без дефиса. Например, «книжная полка», «грушевый салат».
- Глагол и глагол соединяются без дефиса. Например, «запомниться», «поджечься».
Важно запомнить эти правила и аккуратно применять их при написании составных слов, чтобы избежать ошибок и создать правильное и понятное выражение
Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно
Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?
- Слова в основе которых начинается на пол- при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
- Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.
Когда пол пишется через дефис?
- Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
- пол-ананаса
- пол-апельсина
- пол-арбуза
- пол-огурца
- пол-одиннадцатого
- пол-института
- пол-океана
- пол-урока
- пол-окна
- пол-аршина
- пол-улицы
- пол-языка
- пол-огорода
- пол-уха
- пол-яблока
- Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
- Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
- Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
- пол-мини-юбки
- пол-конференц-зала
- пол-Санкт-Петербурга
- пол-Нью-Йорка
Когда пол пишется слитно (правило)?
Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:
- полполя
- полпервого
- полправила
- полжизни
- полстены
- полстраны
- полдевятого
- полпятого
- полтретьего
- полсада
- полкниги
- полкомнаты
- поллитровый
- полметра
- полголовы
- полбатона
- полхлеба
Когда «пол» пишется раздельно?
Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.
- пол учебного года
- пол яблоневого сада
- пол садового участка
- пол столовой ложки
- пол дипломной работы
Как правильно пишется приставка полу со словами?
В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.
Видео:ЕГЭ по русскому языку. Написание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-.Скачать
Примеры использования «пол урока»
- Пол урока может быть выделен для проведения групповых заданий или проектной работы. Ученики могут обсуждать и приходить к решению задач вместе, сотрудничая и развивая навыки командной работы.
- Если урок включает в себя практическую деятельность (например, эксперименты в лаборатории или рисование), пол урока может быть использован для этой активности. Ученики будут иметь достаточно времени для выполнения задания и получения практического опыта.
- Другой вариант использования полу-урока — это проведение дискуссии или дебатов по заданной теме. Ученики могут выражать свои мнения, аргументировать их и учиться слушать друг друга.
- Пол урока также может быть использован для самостоятельной работы и индивидуального изучения материала. Ученики могут выполнять задания, решать задачи и углубляться в тему урока самостоятельно.
Итак, пол урока — это полезный инструмент, который можно использовать для различных активностей и целей в учебном процессе. Его использование помогает создать разнообразие и вариативность в учебной деятельности и повысить эффективность обучения.
В книгах и статьях
Использование приставки «пол-» в написании «пол-урока» является правильным и соответствует правилам русского языка. Это сочетание слов употребляется, например, для обозначения времени, затраченного на изучение какого-либо предмета или выполнение задания.
Таким образом, если вам нужно указать на то, что вы потратили половину времени на изучение предмета или выполнение задания, правильно будет использовать написание «пол-урока».
Написание | Пример использования |
---|---|
Пол-урока | Я потратил пол-урока на выполнение этого задания. |
В официальной речи
Согласно правилам орфографии русского языка, при наличии соединительного элемента «пол-» и последующего слова через дефис, оно пишется слитно. Таким образом, правильное написание данной фразы будет «пол-урока».
Соединительный элемент «пол-» в данном случае образует новое слово с последующим словом, указывая на его частичное количество или меру. Поэтому правильное написание будет «пол-урока», где «пол-» выражает половину временной единицы — урока.
Обращаясь к официальной речи, важно учитывать правила и нормы русского языка, чтобы избежать ошибок и допущений. Использование правильной орфографии и пунктуации в официальной речи способствует ясности и точности передачи информации
Что значит «пол урока»?
Выражение «пол урока» относится к образовательному процессу и означает временной интервал, равный половине продолжительности урока. Используется для обозначения времени, когда ученики проходят половину материала и выполняют задания, а также для разделения урока на две части.
Во время пол-урока учитель и ученики могут заниматься разными видами деятельности. Это может быть теоретическое обучение, подготовка к задачам, решение практических заданий или обмен опытом и идеями с другими учениками. Учитель может проводить различные виды контроля усвоения материала или осуществлять дифференцированный подход к обучению.
Обычно, пол-урок продолжительностью около 25-30 минут. Это позволяет ученикам сосредоточиться и максимально эффективно использовать это время для усвоения информации, а также предотвращает утомление и усталость, которые могут возникнуть после продолжительной работы. Использование пол-урока может быть полезным подходом в образовательном процессе.